Главная / Начальные классы / Методические советы для родителей на тему: " Воспитание детей"

Методические советы для родителей на тему: " Воспитание детей"

Лучший способ сделать детей хорошими -

это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд


Посейте поступок – пожнёте привычку,

посейте привычку – пожнёте характер,

посейте характер – пожнёте судьбу.

У. Теккерей.


Дети – это наше всё: счастье и огорчения, надежда и труд, амбиции и капитал! В детей вложено столько любви, времени, труда, ожиданий! Почему же иногда кажется, что все тщетно – ребенок не слушается, капризничает, чрезмерно пассивен или чересчур взбудоражен, дерется или ругается? Есть ли универсальные правила для воспитания счастливых и успешных детей? Самый простой ответ – счастливые и успешные дети растут в счастливых и успешных семьях. Существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием, так как для ребенка семья – это отражение всего мира! Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем.


Причины неправильного воспитания в семье.

Расширение сферы родительских чувств. В семье имеется эмоциональная холодность, несоответствие характеров родителей, отсутствие компромиссов в отношениях. Нередко при этом родитель (чаще всего мать) сам того не осознавая, хочет, чтобы ребёнок стал для него чем-то большим, чем просто ребёнком. «Никто не нужен, кроме сына».

Предпочтение детских качеств. В отношениях между родителями и ребенком снижены требования, стимулируются детские качества, вследствие чего может развиться психический инфантилизм.

Воспитанная неуверенность родителей. Происходит перераспределение власти в семье между родителем и ребёнком. Тревожный, обвиняющий себя во всех неудачах родитель идёт «на поводу» у ребёнка и уступает даже в вопросах, в которых уступать нельзя.

Фобия – утраты ребёнка. Отношение родителей к ребёнку в этом случае формируется под воздействием накопленного страха, который возникает из-за истории рождения: долго ждали, долго болел, с большим трудом удалось выходить. Страх утраты одних родителей заставляет тревожно прислушиваться к каждому пожеланию ребёнка и спешить с выполнением, других – к гиперопеке.

Неразвитость родительских чувств. Причиной может быть возраст родителей и негативный личный детский опыт, отвержение в семье.

Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств. В ребёнке родитель видит черты, которые не признаёт в самом себе.

Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Нередко воспитание превращается в «поле битвы», где родители выражают недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребёнка». При этом каждого интересует не столько то, как воспитывать ребёнка, сколько то, кто прав в споре.


Основные стили воспитания.

Под стилем семейного воспитания понимаются способы отношений и воздействий родителей на ребёнка.

На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

- личностные особенности родителей, их совместимость;

- желанность ребенка (беременности);

- возраст родителей;

- традиции семей, в которых воспитывались сами родители;

- наличие вредных привычек;

- социальный, образовательный, экономический уровни;

Стили воспитания

Авторитетный стиль, характеризуется высоким контролем и поощрением растущей автономии, а также тёплыми отношениями (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль, характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстранённые. Дети при таком стиле воспитания как правило замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль, предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Может возникнуть склонность к непослушанию и агрессивности, поведение неадекватно и импульсивно, дети нетребовательны к себе.

Индифферентный (хаотический) стиль, характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей ограничений, безразличны, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, то ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.


Типы семейного воспитания

1. Воспитание по типу "Золушки" - открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку.

2. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - сочетание высоких требований с недостатком внимания. Родители убеждены, что развитие идет не так как надо, предъявляя требования, которые ребенок выполнить не в состоянии.

3. Гиперсоциальное воспитание - тип воспитания, встречающийся в семьях зависящих от социальной оценки: "Все должно быть правильно и культурно, как у людей". В будущем дети испытывают сложности в принятии решений и проявлении эмоции.

4. Тревожно-мнительное воспитание - родительская любовь перерастает в страх потерять любимого (единственного) ребенка. Впоследствии ребенок становится пассивным, робким, обидчивым и тревожным.

5. Гиперопека (гиперпротекция)

- Потворствующая гиперопека - ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Дети в таких семьях имеют завышенную самооценку, привыкают только к положительному отношению со стороны взрослых.

- Доминирующая гиперопека - жесткий контроль. Родители не проявляют любви и относятся к ребенку строго, осуществляя надзор за его общением со сверстниками. Такой ребенок испытывает дефицит физического и эмоционального контактов, не проявляет инициативы, рассеян, пассивен, робок и безответственен.

6. Воспитание в культе болезни - преувеличение физической слабости ребенка. В будущем такие дети проявляют пессимизм.

7. Гипоопека (гипопротекция) - ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют.

8. Жестокое отношение к детям - главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.), наказание.

9. Противоречивое воспитание - неустойчивость и резкая смена стиля, приемов воспитания, что формирует у ребенка упрямство и безразличие к требованиям.






Условно детские патологизирующие роли в семье делятся на две группы:

1. "Положительные роли"

- "Кумир семьи". Восхищение родителей: "Ты наш ангел". Последствия: эгоцентризм, изворотливость, капризность детей.

- "Роль паиньки". Воспитание послушного ребенка, который соблюдает все правила. Последствия: комплекс неполноценности, чувство вины, чувствительность к критике, жизненные трудности.

- "Болезненный ребенок". Ребенок в данном случае неприкасаем. Происходит двусторонняя "выгода", то есть ребенок манипулирует родителями, пользуясь своим недугом, супруги манипулируют друг другом, оперируя тем, что ребенку нельзя волноваться.


2. "Отрицательные роли"

- "Ужасный ребенок". Ребенок воспринимается взрослыми как источник проблем, забот, поэтому преднамеренно совершает негативные поступки или является их инициатором. Выделяются три модификации данной роли.

А. Семейный "козел отпущения", то есть разрядка на более слабом (на ребенке).

Б. "Забитый ребенок", как правило, в результате жестокого психического (унижение) или физического (побои) наказания.

В. "Путающийся под ногами", воспитание в гипоопеке, ребенок всем мешает. Последствия от всех трех ролей – у ребенка формируется жажда мщения, хитрость.

- "Роль Золушки" Ребенок обслуживает других членов семьи, ухаживает за младшими или за бабушкой, дедушкой и т.д. Последствия: неуверенность, завистливость, несамостоятельность.


Психологические образы матерей, дети которых страдают неврозами и психологическими проблемами:

"Царевна Несмеяна". Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, сдержана в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка.

"Снежная королева". Повелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки - пороками, а любую критику в свой адрес - злым умыслом.

"Спящая красавица". Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену иллюзий, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.

"Унтер-Пришибеев". Недостаточно чуткая, часто грубая, во всем командует детьми, с недоверием относится к опыту ребенка и его самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива, нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

"Суматошная мать". Неустойчивая, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает и трагедию, из ничего создает проблемы и на них же бурно реагирует.

"Наседка". Тревожно-беспокойная, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых трудностей. Стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности активности.

"Вечный ребенок". Обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их "на поруки" кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.



Рекомендации родителям

Каждый ребенок индивидуален, и подход к нему тоже должен быть индивидуальным. Но есть и универсальные правила в отношениях с детьми:

Больше внимания! Внимание должно проявляться не в покупках и подарках, а в душевных разговорах, поощрениях и одобрениях, дружеских объятиях и похлопываниях, в совместных планах и делах. Часто родители ругают ребенка за плохое поведение, но почему-то забывают хвалить за хорошее. А для ребенка это очень важно! Помните, что в подростковом возрасте детям особенно важно общение со сверстниками. Участие родителей в его жизни неминуемо уменьшается, но ценность общения от этого не меняется. В этот период родителям стоит вспомнить себя в этом же возрасте.

Уважение и понимание! Пифагор говорил: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой». Не думайте, что маленький ребенок ничего не понимает и быстро забывает. Дети могут не понимать значения слов, но интонацию разговора и выражение Вашего лица поймут. В душе останутся не слова, а чувства, которые в последующем формируют самооценку.

Границы! Детям необходимо говорить о том, что им позволено, а что нет. Правила делают жизнь ребенка предсказуемой и потому спокойной. Установленные правила не должны меняться по настроению родителей. Иначе ребенок запутается и будет таким же непоследовательным, как родители. Избыток правил делает из ребенка робота, недостаток правил – непредсказуемого индивида. Поиск золотой середины – дело непростое.

Откровенность! Конечно же не нужно рассказывать ребенку во всех подробностях перипетии жизни, но не стоит скрывать от него свое настроение или состояние. Дети чувствуют несогласованность слов и интонации, что приводит к серьёзному смущению и растерянности. Делитесь с ребенком в доступной для него форме своими переживаниями, плохими и хорошими. Это поможет ему научиться распознавать ваши и свои чувства, развить способность к сопереживанию и почувствовать сопричастность к тому, что происходит в семье. Именно так рождается ответственность.

Не бойтесь ошибиться! Ведь не бывает идеальных родителей! Помните: нет святого без прошлого, и нет грешника без будущего. Если Вы позволяете себе небольшие промахи и можете признать их и исправить без самобичевания, значит, и Ваш ребенок сможет научиться этому от Вас. Это и есть залогом высокой самооценки, уверенности в себе и активной жизненной позиции.


Помните, крошечный человек приходит в огромный и непонятный мир. От его семьи зависит, вырастет ли он достойным человеком, гармонично развитой личностью. По словам одного мудреца, хорошее воспитание дороже всякого богатства. Честность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, забота, порядочность – фундамент этих качеств закладывается с новорожденности. Существует множество методик для правильного воспитания, целых педагогических направлений и просто бабушкиных советов. Но для начала следует уяснить, что ребенок – это отдельная личность, со своими способностями, талантами, особенностями. Уважайте эту личность, не пытайтесь насильно ее изменить.










Анкета для родителей «Стиль семейного воспитания»

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. А как же получается в итоге? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.


1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.


2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.


3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).


4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.


5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.


6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.





7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.


8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.


9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.


10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.


Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г



Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всетаки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.






Интерпретация результатов


Авторитетный стиль, характеризуется высоким контролем и поощрением растущей автономии, а также тёплыми отношениями (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль, характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения холодные, отстранённые. Дети при таком стиле воспитания как правило замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль, предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Может возникнуть склонность к непослушанию и агрессивности, поведение неадекватно и импульсивно, дети нетребовательны к себе.

Индифферентный (хаотический) стиль, характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей ограничений, безразличны, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, то ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.




































Источник информации:

http://belsoc.narod.ru/neprvocp.html

http://belsoc.narod.ru/neprvocp.html

http://chitamed.ru/pacientam/tipy_nepravilnogo_vospitaniya

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/konspekt-roditelskogo-sobraniya-stili-semeynogo-vospitaniya

http://www.tvoyrebenok.ru/obraz_child.shtml

http://ejka.ru/blog/psihologiya/1676.html

Методические советы для родителей на тему: " Воспитание детей"
  • Начальные классы
Описание:

Дети – это наше всё: счастье и огорчения, надежда и труд, амбиции и капитал! В детей вложено столько любви, времени, труда, ожиданий! Почему же иногда кажется, что все тщетно – ребенок не слушается, капризничает, чрезмерно пассивен или чересчур взбудоражен, дерется или ругается? Есть ли универсальные правила для воспитания счастливых и успешных детей? Самый простой ответ – счастливые и успешные дети растут в счастливых и успешных семьях. Существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием, так как для ребенка семья – это отражение всего мира! Все родители хотят, чтобы их дети стали высоконравственными, заботливыми и чуткими людьми. Вы сможете достичь этой цели, если сами будете стараться подавать хороший пример, быть другом, собеседником и учителем.

 

Автор Сакаро Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 289
Номер материала 35068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓