Главная / Биология / Методические рекомендации "Жизнь растений"

Методические рекомендации "Жизнь растений"



МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр г. Ростова-на-Дону














МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к проведению занятия-экскурсии «Жизнь растений»









Разработал педагог ДО

МУНТЯН С.В.

















2014 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к проведению занятия-экскурсии «Жизнь растений»

Многие годы педагоги использовали и используют экскурсию и относят эту форму обучения к основной. Однако некоторые педагоги по разным причинам вообще отказываются от проведения экскурсий. Если проводят их, то только предусмотренные программой, да и то не все.

 В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны занятия-экскурсии, на основе закона периодичности в природе. 

Цель этих занятий – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий. 

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих занятий материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих занятиях.

Каждую экскурсию руководитель заранее тщательно готовит. Успех экскурсии во многом зависит от ее организации.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе. 
Соответственно месту и объектам изучения педагог определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут.

Перед каждой экскурсией педагог должен провести большую подготовительную работу, познакомиться с планом местности, с отдельными элементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях своей местности, разработать индивидуальные задания для учащихся и т. д. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную работу учащихся во время экскурсий.

Собранный на экскурсии материал оформляют соответствующим образом и используют на различных занятиях.

 Знакомство с природой на начальном этапе вызывает у детей радость, видя и понимая свое единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении и умножении природных богатств.

Успех проведения экскурсии во многом определяется педагогом, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. 

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».

 
1. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников познавательного интереса и умения наблюдать в процессе проведения экскурсии. 
Каждый педагог хорошо знает, что пробудить интерес к своему объединению во многом зависит успех занятия, экскурсии, беседы, любого воспитательного мероприятия. 

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. 

В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности - умение наблюдать.

Рассмотрим основные приёмы формирования умения наблюдать.

1. Так, программой предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, педагог предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:

- Рассмотрите листья этого дерева.

- Какого они цвета?

Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным. 

2. Хороший приём развития наблюдательности - это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в альбомах, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом педагог должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. 

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, - это приём имитации учащимися движений, звуков предметов и явлений природы. Педагог предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра, как падает листок с дерева и т.п.

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на занятиях-экскурсиях стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

После прочтения идёт беседа

- Что подметил автор в своём отрывке? 

- Можно ли это явление увидеть в природе? - Видели ли вы это? 

- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему? - С чем сравнивает автор это явление природы?

5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность учащихся. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней.

Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендую составлять для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы. 
Вот примеры таких памяток. 


Памятки 

Что наблюдать и делать осенью.

  1. Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.

  2. Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.

  3. Окраска листьев. Листопад.

  4. Вечнозелёные растения.

  5. Сельскохозяйственные растения.

  6. Сезонные работы в саду и в огороде.

  7. Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.

  8. Различные способы распространены семян дикорастущих растений.

  9. Сбор лекарственных растений и их заготовка.

  10. Подготовка животных к зиме.

  11. Жизнь в водоёме и др.

Что наблюдать и делать зимой. 

  1. Определение средней толщиной снежного покрова.

  2. Значение роста снежного покрова.

  3. Жизнь растений под снегом.

  4. Снегозадержание.

  5. Влияние полезащитных полос для снегозадержания.

  6. Жизнь животных. Чьи следы на снегу?

  7. Организация подкормки птиц.

  8. Проверка пригодности семян к посеву.

  9. Водоёмы зимой и др.

Что наблюдать и делать весной. 

  1. Таяние снега.

  2. Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.

  3. Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.

  4. Сокодвижение.

  5. Распускание листьев. Начало цветения.

  6. Наблюдение за развитием травянистых растений.

  7. Подготовка почвы к севу.

  8. Посев и посадка полевых и огородных растений.

  9. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.

  10. Пробуждение жизни в водоёме и др.


Что наблюдать и делать летом. 

  1. Летний травяной покров.

  2. Строение цветка.

  3. Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)

  4. Борьба с сорняками.

  5. Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.

  6. Летние работы в огороде, саду, колхозе.

  7. Уход за культурными растениями.

  8. Пропалывание.

  9. Цветение и созревание зерновых культур.

  10. Сенокошение.

  11. Летняя жизнь животных.

  12. Растительность и животный мир водоёмов.

Основной задачей педагога при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения того знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно. 

Содержание и структура экскурсии:

  1. вводная беседа;

  2. коллективное наблюдение;

  3. индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

  4. сбор материала;

  5. игры детей с собранным материалом;

  6. заключительная часть, во время которой педагог подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Подготовка педагога:

Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает педагог экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. 

Определяя место экскурсии, педагог выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. 

Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, педагог уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. 

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы. 


Подготовка учащихся: 

Начинается с сообщения цели экскурсии. Учащиеся должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. 

Дети должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Напомнить детям правила поведения на улице. 

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. 

К экскурсии педагогу следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. 

Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

Оборудование для сбора растений:

Лопатки или совочки для выкапывания растений -- 3.

Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника -- 1.

Папки для растений -- 2. 

Корзиночки для шишек, листьев -- 2. 

Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений -- 2-3. 

Заключительный этап экскурсии: 

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в наблюдениях за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить: растения поставить в вазы, цветочные горшки, за растениями организовать наблюдения. 

Через 2-3 дня после экскурсии педагог проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа. 
Планируя беседу после экскурсии, педагог должен поставить вопросы так, чтобы в памяти учащихся восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями. 

Методика организации и проведения экскурсий. 

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где педагог, подводя итог, обращает внимание учащихся на общую картину природы. 

Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. 

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Педагог помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. 

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. 

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. 

По окончании з надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. 


Общие рекомендации

- Экскурсии в рощу, парк желательно проводить в одну и ту же местность. Можно совмещать их с природоведческими экскурсиями, тогда, соответственно, удлиняется время их проведения. Первая из таких экскурсий проводится в начале учебного года, в период ранней осени, в ясный солнечный день. 

- При проведении экскурсии важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям, почему. 

- Детей могут сопровождать, кроме учителя, 1—2 родителя. Не следует придерживаться жесткой дисциплины во время экскурсии. Дети идут свободно, общаясь между собой, высказывая свои впечатления. 

- Следует подчеркнуть пользу пеших прогулок, обратить внимание на радостное, приподнятое настроение детей, на те факторы, которые их вызывают. Можно поговорить, как влияет природа на органы чувств, рассказать, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что шум и шелест листьев благоприятны для слуха, обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в роще, парках. С этой целью можно предложить детям потрогать кору разных деревьев, листья, понюхать цветы. Педагог беседует о том, чем можно полакомиться в осенней роще, а что нельзя есть, можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена. 

- Педагог учит детей правилам поведения в природе — идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах — с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми, о том, как вести себя, чтобы не заблудиться. При беседах с учащимися необходимо обращаться к жизненному опыту детей: были ли у вас неприятные случаи, встречи в лесу? как вы с ними справились? и т.д. 

- Если в роще, парке встретятся лекарственные растения (шиповник, рябина и др.), грибы, следует о них поговорить подробнее. 

- Во время экскурсии возможны различные дидактические игры. Например, выбери самый красивый уголок в природе, попробуй рассказать, чем он тебе понравился. Нарисуй словесный портрет дерева. Расскажи про самое удивительное растение. Правда ли, что растения чувствуют добро, зло, боль? Поговори с деревом. Кто больше услышит звуков? Какой запах кажется тебе наиболее приятным? Есть ли в роще запоздалые цветы? Найди их. 

- При подведении итогов экскурсии можно коротко поговорить на тему Природа и здоровье, что дала экскурсия для здоровья детей, как лес повлиял на настроение и самочувствие детей. 


Заключение. 
В данной работе представлены: 

  • методические рекомендации педагога дополнительного образования по формированию познавательного интереса и развитию умения наблюдать у детей в процессе проведения экскурсии;

  • разработки занятия-экскурсий по теме «Жизнь растений осенью»;

  • список литературы.


Литература. 

  1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

  2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006.

  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2008.

  4. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

  5. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

  6. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. Начальная школа, 2000, №6.

  7. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 1998, №6.

  8. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

  9. Плешаков А.А..: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2003.

  10. Плешаков А.А.: Мир вокруг нас : учебник для 1,2,3,4 класса. М.: Просвещение, 2008.

  11. Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3 класса. М.: Вита -Пресс, 2009.

  12. Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: Вита-Пресс, 2009.

  13. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Просвещение, 2005.

Занятие-экскурсия по теме:

«Жизнь растений осенью» 



Цели занятия:

  • познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;

  • дать понятие о лиственных и хвойных растениях;

  • познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;

  • развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;

  • укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.

Ход экскурсии.

I  Вводная беседа.

(Она проводится у входа в рощу или парк).

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся путешествовать по роще вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.

Педагог: Догадались? Правильно – это осень. Вот она красавица Осень.

(Появляется мама одного из учащихся в  костюме Осени). 

Осень:  Я очень рада, что вы меня узнали и пришли ко мне в гости.

Сегодня мы с вами попутешествуем по осенней роще, полюбуемся разноцветными красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички. Но чтобы всё это увидеть и услышать в лесу нужно хорошо себя вести.  Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в роще?

        (Ребята вспоминают правила поведения в роще)

Осень: Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнём путешествовать.

Русская красавица стоит на поляне, 
В зелёной кофточке, в белом сарафане.

                                          Ответ: Берёза.

Никто не пугает, а вся дрожит.

                                          Ответ: Осина.

Вроде сосен, вроде ёлок, 
А зимою без иголок.

                                         Ответ: Лиственница.

Зимой и летом - одним цветом.

                                        Ответ: Сосна, ель.

Не загадка это даже, 
Сразу назовем, 
Если только кто-то скажет - 
Желуди на нем!

                                                 Ответ: Дуб.

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, 
       А о чём грустит, никому не говорит.

                                     Ответ: Ива.

                                 II  Путешествие по роще.

                      Остановка  № 1  «В мастерской художницы Осени».

Педагог:  Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени».  Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.

Лес, точно терем расписной,

                    Лиловый, золотой, багряный,

          Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

Осень: Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?

Осень: Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе? На клёне? На рябине? На осине? На сирени?

Осень: Правильно, на берёзе и липе листья – жёлтые, на клёне, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.

Педагог:  А знаете, отчего листья желтеют?

Педагог:  Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.

Педагог:  А  теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?

Педагог:  Почему они осенью не меняют свою окраску?

Педагог:  Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного  других красящих веществ нет.

Осень: А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

Педагог:  Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот –  полезнее и почему?

Педагог:  Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие.  Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье.  (Дети становятся в круг).

Дыхательная гимнастика

 «Часики».

Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так» 10 раз.

«Вырасти большой».

Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х-х». 5 раз.

«Насос».

Ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох – возвращение в и. п., произнося «сссс».  То же самое в др. сторону. 7 раз.

«Паровозик».

Встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения, приговаривая «чух-чух-чух». 30 секунд.

«Лыжник».

Ходьба по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м».  2 минуты.

«Гуси летят».

Медленно двигаться друг за другом по кругу. На вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произнесением длительного звука «гу-у».  2 минуты.

Остановка  № 2 «Листопадная».

Осень: Почему осенью с растений облетают листья?

Осень: Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

Педагог: Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?

Педагог: Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

Педагог: Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

(Педагог предлагает учащимся рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка).

Педагог:  Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

Педагог:  Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

Осень: Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?

Педагог:  Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

(Дети вместе с Осенью и  педагогом переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки).

                        Остановка № 3  «Хвойная».

Осень: Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

Осень: Как вы глядят в эту пору ель и сосна?

(Вместе с учащимися педагог и Осень рассматривает листья-хвоинки).

Педагог: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

Педагог: Правильно,  листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда од ни и те же листья-иголки.

Осень: Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?

(Ребята рассматривают лиственницу).

Осень: Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое на звание?

Осень: Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.

(Педагог в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)

                                Остановка № 4  «Загадочная».

Осень: Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.

(Дети рассматривают веточки.)

Педагог: Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.

(Дети рассматривают веточки.)

Педагог: Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.

                                     Остановка № 5 «Игровая».

Осень: А теперь давайте поиграем.  Угадайте, с какого дерева этот листок.

Вариант I

Осень держит в руке листья разных деревьев.  Показывает ребятам листок одного из деревьев и предлагает им подбежать к этому дереву.

Вариант II  

Осень раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу "Раз, два, три – беги", каждый из вас должен подбежать к тому дереву, листок с которого держит в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

                                III Подведение итогов экскурсии.

Осень: Вот и закончилась наша экскурсия в осенней роще. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?

Педагог: Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила  художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?

Педагог:  Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

Педагог: Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами.  И подарим ей несколько  поэтических строк.

(Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени.  Варианты стихотворений могут быть разные)

          Осень
     М. Геллер
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса

В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава,
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут
.

    Озорники
       
Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.

Осень: Мне очень понравились ваши стихи. В подарок я вам дарю возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев. До свидания!

Список используемых материалов

1.  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов  Наш мир: учебник. - М.:  Академкнига / Учебник,  2007.

2.  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов  Давай знакомиться, мир: хрестоматия. -  М.:  Академкнига / Учебник,  2007.

3.  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов  Окружающий мир: методическое пособие. -  М.:  Академкнига / Учебник,  2007.

http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_osen.html

http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/42/

http://www.klub100let.ru/6_1gimnastika_detey.htm

http://puzatik.com/other/nursery_rhymes/221-detskie-stixi-pro-osen.html

Методические рекомендации "Жизнь растений"
  • Биология
Описание:

Многие годы педагоги использовали и используют экскурсию и относят эту форму обучения к основной. Однако некоторые педагоги по разным причинам вообще отказываются от проведения экскурсий. Если проводят их, то только предусмотренные программой, да и то не все.

 В своей педагогической работе я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны занятия-экскурсии, на основе закона периодичности в природе. 

Цель этих занятий – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий. 

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих занятий материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих занятиях.

Каждую экскурсию руководитель заранее тщательно готовит. Успех экскурсии во многом зависит от ее организации.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе. 
Соответственно месту и объектам изучения педагог определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут.

Перед каждой экскурсией педагог должен провести большую подготовительную работу, познакомиться с планом местности, с отдельными элементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях своей местности, разработать индивидуальные задания для учащихся и т. д. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную работу учащихся во время экскурсий.

Собранный на экскурсии материал оформляют соответствующим образом и используют на различных занятиях.

 Знакомство с природой на начальном этапе вызывает у детей радость, видя и понимая свое единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении и умножении природных богатств.

Успех проведения экскурсии во многом определяется педагогом, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. 

 

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».

Автор Мунтян Светлана Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 29973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓