ДОКЛАД
Основные этапы
подготовки обучающегося к
защите проектной работы
Подготовила:
методист
МБОУ ДОД ДЦ «Чайка»
Сорокина
М.В.
г.
Выкса
2014 год
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТНОЙ
РАБОТЫ
В конце концов от
всех приобретенных знаний у нас остается то, что мы применили на практике
Иоганн
Эккермаи
"Разговоры
о Гёте"
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Сорокина Мария Владимировна, я методист Детского Центра «Чайка».
На сегодняшнем совещании я хотела
бы поделиться с вами опытом подготовки обучающихся к защите проектной работы и
дать некоторые рекомендации.
Итак, обучающийся создал свой уникальный
проект, получил достойный результат. Теперь стоит задача – успешно его
презентовать. Как это сделать? Прежде всего, внимательно изучите «Рекомендации
обучающимся по подготовке доклада для защиты проекта».
Процедура защиты конкурсной работы на очном
туре конференции или фестиваля включает в себя:
ü доклад обучающегося;
ü ответы на вопросы по докладу.
Остановимся на каждом пункте
поподробнее.
Доклад – текст краткого выступления о выполненной работе и
ее результатах, рассчитанного на 5-7 минут. Дополнительно 2-3 минуты отводится
на вопросы выступающему.
Доклад лучше составить из трех частей:
ü
Введение. Составьте краткую, но ёмкую речь:
представитесь, изложите тему проекта, проблему и актуальность темы,
достаточно полно и лаконично расскажите о постановке и решении задач проекта.
ü
Содержание работы. Расскажите о выбранном пути решения проблемы;
продемонстрируйте найденное решение; расскажите о выбранной технологии
изготовления изделия не забывая упомянуть о технике безопасности при работе с
инструментами.
ü
Заключение. В ходе доклада необходимо обязательно
представить результат – продукт проектной деятельности, дать ему
оценку, проанализировать его успешность, отразить его недостатки, а так же
представить перспективы развития проекта или перспективы усовершенствования
своего продукта, результаты апробации продукта.
В тексте доклада надо полностью написать все
слова, которые необходимо будет произносить на защите.
Распределение времени.
Перед каждым выступающим возникает проблема
соблюдения регламента. Регламент - вещь скучная, но принципиальная, ибо
выделение 10 минут на выступление ставит нас в одни рамки, тридцати минут - в
другие, полутора часов в третьи. Поэтому при подготовке и репетициях доклада
временному фактору следует уделить особое внимание. Лучше зарезервировать 2-3
минуты на непредвиденный случай.
Если докладчик не уложился в отведенное время,
его могут просто прервать. Такая ситуация крайне нежелательна. Нередко
встречаются дешёвые спекуляции вроде: "К сожалению, из-за недостатка
времени наиболее существенные результаты моей работы остались за кадром".
Всё это оставляет слушателей глубоко неудовлетворёнными, в том, что они зря
потратили время, так и не узнав главного, а докладчик расписывается в
собственном непрофессионализме. Если мы не сумели сказать главного, то
возникает вопрос: о чём же, простите, мы тогда говорили?
Использование текста.
Текст доклада, как правило, необходимо и
целесообразно готовить заранее. Использовать ли его во время доклада? Это не
запрещается, некоторые так и делают.
Допускается подсматривать в текст
выступления, но не читать его или, по крайней мере, делать вид, что не читаешь.
Однако есть риск при выступлении (с учетом большой эмоциональной нагрузки и
стресса) «увязнуть в читке».
Есть другая крайность: текст выучивают
наизусть и затем читают, как стихотворение. А если вдруг докладчик забудет
один из пунктов доклада или собьется, то назад вернуться ему будет крайне
тяжело, и он просто напросто растеряется.
Оптимальным представляется вариант, когда у
докладчика на руках имеется план – конспект доклада. Это придает оптимальную
уверенность и позволяет докладчику излагать материал последовательно, не
пропустить существенных моментов в сообщении.
Подготовка доклада.
Доклад нужно как следует отрепетировать:
вначале самостоятельно, затем в присутствии родных, друзей, руководителя. При
этом репетиции следует проводить с демонстрационными средствами и наглядными
пособиями, которые будут представлены на конференции.
При подготовке доклада следует обращать
внимание на расстановку акцентов и смысловых ударений. Важные моменты: цель,
основные утверждения, техника изготовления экспоната, результаты и выводы –
должны выделяться голосом, интонацией, возможно, повторением.
Демонстрационные средства.
Необходимым элементом защиты является наличие
и качество наглядного материала, иллюстрированное обеспечение доклада (цифровые
таблицы, крупномасштабные рисунки, фотографии и т.п.) должен нести конкретную
информацию и иметь пояснение.
КП позволяет использовать её как легальную
шпаргалку, а с другой стороны, даёт возможность членам комиссии одновременно
изучать проектную работу и контролировать выступление докладчика.
Презентация легко поможет вам провести доклад,
но она не должна его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то для
комиссии это сигнал о том, что выступающий не ориентируется в содержании. Но
если ребенок растерялся или не может проглотить комок в горле, то прочтение
презентации будет единственным его спасением.
Начните её создание с титульного листа. Каждый
слайд должен содержать ограниченное количество информации. Текст должен
содержать только основные идеи. Не нужно переполнять презентацию текстом, вы
его можете рассказать устно. Завершите итоговым слайдом: в нём разместите благодарности
руководителю и всем, кто давал ценные консультации и рекомендации.
То, что трудно объяснить словами, лучше
показывать наглядно изображениями. Уместно, чтобы на экране появлялось
изображение того, о чём вы говорите. Не совершайте ошибок: не пишите тот
же текст, который вы говорите, на слайде презентации.
Оформление презентации выполняйте в
соответствии с требованиями.
Не злоупотребляйте анимацией. Настройка
анимации, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые
одновременно должны выполнять три различных дела: слушать выступление, бегло
изучать текст работы и вникать в тонкости подачи материала. Визуальное
восприятие слайда занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность
некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.
Таблицы, графики должны быть выполнены таким
образом, чтобы аудитория могла рассмотреть, что на них изображено и написано.
Не следует во время доклада зачитывать слушателям, что написано в ваших
таблицах. Достаточно показать указкой в нужное место со словами: «Здесь
приведены результаты моего опроса» и т.п.
При создании презентации можно использовать
фоновую музыку. При этом надо помнить, что музыка отвлекает от информации и ее
лучше использовать к фотографиям, рисункам, не требующим устного комментария.
Внешний вид.
Экстравагантная одежда, прическа, макияж вряд
ли будут уместны для атмосферы конференции.
Манера поведения.
Докладчик не отвечает, не сдает экзамен. Он
рассказывает нечто интересное и благодарен аудитории за то, что его слушают.
Если задают вопросы. Значит, сообщение вызвало
интерес, и тон ответа должен быть соответствующим.
Конечно, какой – либо вопрос может вызвать
затруднение. Чтобы их было меньше, необходимо, конечно, свободно владеть
материалом и не только тем, который излагается в докладе непосредственно, но,
желательно, быть компетентным в той области, которой посвящена работа.
Если все-таки с ответом на поставленный
вопрос возникла проблема, не следует впадать в «столбняк». Можно прибегнуть к
формам, вроде: «Этот вопрос непосредственно не входил в тему моей работы»,
«Сейчас я затрудняюсь сформулировать точный ответ», «Если я вас правильно
понял, …» - и дальше отвечать не совсем на поставленный вопрос, а на близкий к
нему, но такой, на который в состоянии ответить.
Начало доклада.
Задача в этой части: вызвать интерес к себе и
к тому, о чем будет говорить докладчик. Если на конференции не представили
докладчика, следует начать с этого: «Меня зовут… я представляю школу…, тема
моей работы…». Хорошо начать доклад с относящегося к теме афоризма,
высказывания известного ученого и т.п.
Окончание доклада.
Доклад можно закончить фразой типа: «Я
закончил. Спасибо. Готов ответить на ваши вопросы».
Литература
- Брыкова О. В. Проектная деятельность в
учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006.
2.
Организация проектной
деятельности в школе: система работы/ авт.-сост. С.Г.Щербакова и др. –
Волгоград: Учитель, 2009.
- Е.Ю. Петряева, В.М.Пластинина, Л.П.Содномова Реферат и
исследовательская работа:рекомендации по написанию и
представлению.-М.;Библиотека журнала "Исследовательская работа
школьников", 2008.
4.
Понамарева И.П.
Формирование проектной культуры младших школьников в процессе освоения опыта
творческой деятельности. – Научно-методический журнал «Методист», № 6, 2009.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.