Главная / Биология / Методические рекомендации "Интеграция принципов устойчивого развития в преподавание биологии в общеобразовательной школе"

Методические рекомендации "Интеграция принципов устойчивого развития в преподавание биологии в общеобразовательной школе"

Интеграция принципов устойчивого развития в преподавание биологии в общеобразовательной школе


Что такое устойчивое развитие

Тысячи больших и маленьких сообществ в мире стремятся к такому улучшению качества своей жизни, которое одновременно улучшило бы качество окружающей среды. Возможно, что не все задумываются о глобальной концепции устойчивого развития, но интуитивно следуют ее принципам, веря, что это поможет сохранить и улучшить то место, где они живут, для них самих и их детей.

Что такое «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»? Существует много объяснений и формулировок, но понять истинный смысл этой идеи можно только пытаясь найти ответ на вопрос: каковы последствия тех решений, которые мы сегодня принимаем? Решим проблему или переложим ее на плечи нынешних детей?

Наши решения способствуют тому, что дети будут жить в лучшем мире?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо не только знать о глобальных экосистемах и их взаимосвязи с местным уровнем, но и начать что-то менять в нашем обществе.

Устойчивое развитие отражает равновесие между улучшением качества жизни и использованием только необходимых природных ресурсов.

Свой морально-политический и правовой статус фундаментальной концепции современного мира принципы устойчивого развития получили в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.

hello_html_37ff4560.pngИсторическая роль этой Конференции заключается в том, что она продемонстрировала дальнейшую невозможность человечества рассматривать экологию отдельно от экономического развития

Ученые схематически изобразили понятие устойчивого развития:

Наружный круг на схеме - экосфера, это среда в которой происходиит вся наша деятельность. У нее есть определенные все лучше и лучше осознаваемые нами ограничения, выход за которые неизбежно ведет к катастрофе. Далее следует общество, приоритет в котором отдается улучшающемуся качеству жизни. И, наконец, обеспечить это развитие – в пределах лимитов биосферы должна экономика. Именно экономика должна служить обеспечению нужд человека, а человек и природные ресурсы не должны обслуживать экономику.

Подобная схема означает пересмотр практически всех аспектов жизни человека, особенно если учесть, что текущая ситуация диаметрально противоположна этой схеме.

Внедрение образования для устойчивого развития, требует, в первую очередь, изменения взглядов учителей и, как следствие, пересмотр каждым учителем того, что он делает в плане образования для устойчивого развития в рамках любого предмета. В этом случае через какое-то время устойчивое развитие имеет шанс стать обычной частью каждого предмета.

Интегрирование принципов устойчивого развития, именно в учебный процесс, дело и простое и сложное. Простое потому, что не нужно составлять новые учебные программы, обучать специального учителя, выделять дополнительно часы. Не нужно готовить открытые уроки на определенные темы и писать специальные сценарии. Для этого достаточно учителю осознать, переосмыслить и подать привычную информацию на уроке с другими акцентами, задать правильные вопросы и неожиданно для ребенка в задаче по математике прозвучит не только количественный ответ, но , например, будет затронута проблема голода, нищеты и неравенства на Планете. Заставить ребенка за голой математической цифрой увидеть миллионы людей, судьбы которых зависят от рационального использования природных ресурсов, от правильно принятых решений тех, кто сейчас отвечает у доски. В этом заключается сложность данного подхода.


Интеграция ключевых идей в образовательную систему станет возможной только втом случае:

  • если каждый день, на любом предмете, при каждом удобном случае мы будем поднимать проблемы, отраженные в принципах УР и искать пути решения совместно с учащимися;

  • если раскрытие темы уроков будет происходить через призму принципов устойчивого развития и войдет в привычную потребность учителя;

  • если на любом уроке мы сможем поднять проблему и рассмотреть ее комплексно, с учетом:

- причин ее возникновения: культурных, национальных, причинно-следственных связей в исторических процессах, корней проблемы;

- прогноза развития проблемы во времени и пространстве, если ее не решать;

- последствий существующей проблемы для человечества в целом и для своей семьи;

- увидеть корень проблемы и предложить решение.

Не всегда ответ будет очевидным. Да это и не самое главное. Главное – заставить ученика задуматься о причинах, взаимосвязях и последствиях.

Подводя итог сказанному можно сделать вывод – устойчивое развитие общества предполагает такое развитие, когда ныне живущие люди, удовлетворяя свои потребности, не лишают возможности будущие поколения удовлетворять их потребности. При таком развитии должны работать принципы, на которых и базируется устойчивое развитие. Наша задача – познакомить школьников с этими принципами, раскрыть их значение, изменить отношение к окружающему миру.

Сегодня я расскажу о том, как принципы устойчивого развития можно интегрировать в преподавание биологии.

Интеграция принципов устойчивого развития на уроках биологии посредством применения разнообразных методов обучения.


«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием»

К. Ушинский

Вне зависимости от реализации методических проблем на уроках биологии, каждый учитель, для достижения целей урока, применяет широкий диапазон как традиционных, так и интерактивных методов обучения и методических приемов. В рамках каждого урока, не нарушая процесса обучения и не отходя от школьной программы, можно вовлечь учащихся в активный процесс получения и переработки знаний посредством этих методов, и заодно решить вопрос интеграции принципов устойчивого развития в преподавание биологии на разных его этапах.

Для решения этой задачи нет необходимости менять что-то в структуре урока – умело используя разнообразные методические приемы предложить учащимся упражнения и задачи, которые помогут обратить внимание на проблемы, отраженные в принципах устойчивого развития.

Учитель может использовать элементы любых педагогических технологий и решать разные дидактические задачи - успех решения данной проблемы будет зависеть от уровня методической подготовленности педагога.

На разных этапах любого урока можно давать школьникам разнообразные задания и задачи, во время эвристической беседы – неизвестные до сих пор факты, касающиеся принципов устойчивого развития, раскрывать их, направляя мысль ребенка в нужное русло.

Давайте рассмотрим несколько вариантов заданий по интеграции принципов устойчивого развития на уроках биологии в 7 – 9 классах на разных этапах урока, с применением разных методических приемов.


7 класс

Тема урока: Функции листа. Фотосинтез.

Принцип: защита окружающей среды.

Методический прием: отыскание причин, обуславливающих то или иное изучаемое явление

Пример задания:
Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?
Вопросы учащимся:

  1. Как вы думаете, какое значение для человечества имеет знание о фотосинтезе?

  2. Изменится ли состав атмосферы, если исчезнут растения на планете?

  3. Что может спровоцировать гибель растений в больших масштабах?


8 класс

Тема урока: Взаимосвязи между человеком и другими животными

Принципы:

- права животных

- неприятие всех форм насилия над человеком и природой

Методический прием: выдвижение проблемного вопроса

Пример задания:
На воле дельфины живут от 25 до 50 лет. Самцы касаток живут 50-60 лет, самки - 80-90 лет. Между тем в дельфинариях касатки редко доживают до 10 лет. Больше половины дельфинов умирают в течение первых двух лет нахождения в неволе, а те, которые преодолевают этот срок, живут в среднем 6 лет.

Вопросы учащимся:

  1. Как вы думаете, почему в дельфинариях дельфины живут так мало?

Ведь у них, в отличие от их сородичей, живущих на воле, нет опасности стать жертвой хищников или погибнуть от грязной воды.

  1. Как вы думаете, имеют ли право дельфины жить на свободе?

  2. Как решить проблему дельфинариев в Украине?


8 класс

Тема урока: Роль птиц в экосистемах и их значение для человека.

Принципы:

- права животных

- охрана окружающей среды

Методический прием: сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.

Пример задания:

Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

Вопросы учащимся:

  1. Зачем необходимо охранять птиц?

  2. Может ли хозяйственная деятельность человека вызывать гибель птиц?

  3. Какие последствия такой деятельности будут для самого человека и для природы?


7класс

Тема урока: Сезонные явления в жизни птиц

Принципы: защита окружающей среды

Методы : метод ассоциаций

Это активизация творческого мышления обучаемых с помощью семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Между двумя совершенно разными, не связанными друг с другом понятиями можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в несколько этапов.  Или написание сочинений от имени….(органоида, клетки, органа, растения, животного, леса и т.д.) в форме репортажа, интервью, монолога.

Учащиеся получают карточки с рисунками и пытаются установить логическую связь между ними.

Нефтяные вышки и птицы;

hello_html_4b68f154.jpghello_html_6507e75c.jpg



Вопросы к классу:

  • Какую связь вы видите между пеликаном и нефтяной вышкой?

  • Какой вред морям и океанам наносят разливы нефти и нефтепродуктов, сейсморазведки месторождений нефти и газа?

  • Как нефтяная пленка может влиять на морские растения?

  • Страдают ли от этого другие организмы?



Весной птицы прилетают в места своих гнздований. Многие из них являются водоплавающими. Если по вине человека произойдет загрязнение водоемов нефтью, что случается довольно часто, то птицы обречены на смерть, так как нефть и нефтепродукты являются наиболее вредными химическими веществами, которые загрязняют окружающую среду. Колоссальный вред морям и океанам наносят не только разливы нефти и нефтепродуктов, но сейсморазведки месторождений нефти и газа: возникающий под водой шум создает своего рода аккустический туман, губительный для китов и дельфинов. Погибает планктон и водоросли, находящиеся под нефтяной пленкой.

Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производные. Перед каждой очередной загрузкой, как правило, промывают емкости ( танки ) для удаления остатков ранее перевозимого груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасываются за борт.

Из общего грузооборота мирового морского флота в настоящее время 49% падает на нефть и ее производные. Ежегодно около 6000 танкеров международных флотилий транспортируют 3,5 млрд. тонн нефти ( 2000г). По мере роста перевозок нефтегрузов и авариях все большее количество нефти стало попадать в океан. По данным 1998г во все моря мира было сброшено примерно 20 млрд. тонн мусора. В одно только Северное море было сброшено 98000 тонн отбросов.

  1. класс

Тема урока: Семейство Злаки

Принципы: ликвидация бедности, нищеты и неравенства

Методы: метод ассоциаций

Африканский мальчик и сноп пшеницы

hello_html_m67753cc5.jpghello_html_63c66978.jpg



Вопросы к классу:

  1. Что особенного вы видите в этом ребенке? Как он может быть связан с колосьями пшеницы?

  2. Что вы знаете о народах Африки?

  3. Как по-вашему можно ликвидировать нищету в Африке?

  4. Что для этого необходимо предпринять?

Восточная Африка, существующая в основном за счет экспорта продовольствия, остается самой голодающей частью света. Средний уровень потребления на душу населения составляет 2000-2300 килокалорий в день (норма для 7-летнего ребенка – 2380 кк). Процент продовольствия в потребительской корзине впечатляюще мал. На хлеб тратится больше, чем на бензин. Но хлеба все равно не хватает.

Ежегодно в мире теряется или выбрасывается примерно 1,3 миллиарда тонн или треть всех производимых продуктов питания, говорится в новом докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). По данным ФАО, промышленные и развивающиеся страны теряют примерно одинаковое количество продовольствия — 670 и 630 миллионов тонн соответственно. На момент времени известно о том, что прогнозируемая общая нехватка продовольствия в Африке на 2012 год составит 41%.

Ученые утверждают "Истина состоит в том, что если высокоразвитые государства, испытывающие избыток продовольствия, хотят сохранить свой уровень жизни, они должны помогать развивающимся странам. Потому что полуголодное население не остановят ни Средиземное море, ни Атлантический океан. Голодные устремятся туда, где есть пища и благополучие. Что лучше: позволить голодающим и нищим ворваться в ваш дом или помочь им, чтобы они оставались жить у себя? Богатые государства вряд ли могут спать спокойно, пока не обеспечена продовольственная безопасность во всех странах. Уж слишком мир наш взаимосвязан и взаимозависим!"

8 класс

Тема урока: Общественные насекомые

Принципы: Охрана окружающей среды

Методы: метод ассоциаций

Пчела и мобильный телефон




hello_html_456dfd8.jpghello_html_186d0b1e.png

Вопросы к классу:

Существует ли связь между тем, что нарисовано на картинках?

  • Какое значение в жизни человека имеют пчелы?

  • Что произойдет с окружающей средой, если исчезнут пчелы?

  • Какие еще аспекты деятельности человека влияют на жизнедеятельность пчел и могут поставить их на грань вымирания?

Эксперименты по изучению воздействия излучения от сотовых телефонов на пчелиные семейства проводились неоднократно. Результаты последнего эксперимента показали, что подобные воздействия приводят к распаду пчелиных колоний, а также возможны случаи полного вымирания пчелиной колонии. Ученые выяснили, что причиной этого является совпадение рабочих частот. Сотовые сети GSM передают сигналы на частоте в диапазоне от 800 до 1200 МГц, а пчелы на этих же частотах общаются между собой и ориентируются в пространстве. Поэтому помехи на данных частотах мешают пчелам находить место их жительства и пропитание.

"Начиная с зимы 2006 года популяция пчёл в Европе и Америке сильно сокращается. Если сокращение популяции пчёл продолжится такими же темпами, то к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли. Исчезновение пчёл грозит не только утратой мёда, но и ставит под угрозу урожаи фруктов, овощей, ягод, орехов и некоторых злаков. Опыление многих растений, и следовательно, их урожайность полностью зависят от активности пчёл. Те, кто неравнодушен к судьбе пчёл, могут помочь им отказом от использования пестицидов на приусадебном участке и посадкой разнообразных растений-медоносов."


9 класс

Тема урока: Питание и здоровье

Принципы:

- охрана здоровья;

-качество и нехватка продовольствия

Методы: метод ассоциаций

Этикетки «Без ГМО» и причудливой формы овощ



hello_html_m4ec9841d.jpghello_html_m60d2fed.jpg



- Что вы знаете о продуктах с генно-модифицированными компонентами?

  • Что вам известно о трансгенных растениях?

  • Как вы думаете, вправе покупатели знать о содержании трансгенных продуктов в покупаемом товаре?

  • Как ГМО продукция влияет на здоровье людей? Что вы знаете об этом?

Первые трансгенные растения были разработаны в США фирмой «Монсанто» в 1983 году, первые посадки трансгенных злаков были сделаны спустя пять лет, а в 1993 году в продаже появились первые продукты с генно-модифицированными компонентами. С тех пор трансгенная продукция интенсивно завоевывает продовольственные, сельскохозяйственные и фармацевтические мировые рынки, что вызвало немалое возмущение в научных кругах по всему миру, позицию которых разделяет и «Гринпис».

Иными словами, производители обещают, что ГМ-семена дают повышенный в два-три раза урожай, устойчивы к вредителям и гербицидам, а также к токсинам и тяжелым металлам. К примеру, модифицированная соя может стоить в два-пять раз дешевле своих натуральных аналогов. Но прибыль производителя будет еще больше, например, в колбасе, содержащей трансгенные продукты, их доля составляет порядка трех процентов, а себестоимость готовой продукции снижается на двадцать пять процентов. Это очень хорошая прибыль. Ученые утверждают, что ГМО продукция вредна для здоровья человека, вызывает бесплодие и целый ряз заболеваний организма.

На Украине 14 марта 2011г вступил в силу приказ об утверждении критериев оценки риска потенциального влияния ГМО на окружающую природную среду.



7 класс

Тема урока: Почва как источник корневого питания растений

Принцип: развитие сельских территорий, качество и нехватка продовольствия

Методы: проблемный

Факт: на сегодняшний день Донецкая область занимает первое место в Украине по интенсивности эрозионных процессов почв.

ВОПРОСЫ:

- Почему деятельность человека отрицательно влияет на плодородие почв?

- Как это может сказаться на продовольственной проблеме страны?

- В 2006 году вышло постановление Украинской академии аграрных наук, по которому треть пахотной земли в стране должна быть переведена в сенокосы и пастбища. Как вы думаете, какое значение это имеет для сохранения почв?

9 класс

Создание проекта «Исследование того, как человек должен заботиться о своем здоровье».

Принцип: охрана здоровья

Проектное обучение создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, коммуникативные умения. Развивают исследовательские умения, системное мышление.

Вопросы учащимся:

  • Какое негативное влияние могут оказывать факторы окружающей среды на здоровье человека?

  • Как загрязнение окружающей среды может повлиять на качество продуктов питания?

  • Предложите программы на уровне правительства по предупреждению загрязнения окружающей среды и продуктов питания.



Только от нас с вами зависит, сможем ли мы построить устойчивую жизнь в нашем обществе, так как те зерна знаний, которые мы закладываем в наших детях, обязательно прорастут.
































Методические рекомендации "Интеграция принципов устойчивого развития в преподавание биологии в общеобразовательной школе"
  • Биология
Описание:

     Предмету биологии принадлежит ведущее место в экологическом образовании, а именно в формировании научно обоснованных знаний о природе, её составляющих, о проблемах, связанных с антропогенным преобразованием естественных природных ландшафтов.  Одним из главных компонентов содержания образования в новом столетии должна стать экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации.        

   Задания,  которые  стоят перед  педагогами школы – формировать у школьников  знания об устойчивом  развитии, модели поведения и действия, отвечающие  потребностям  устойчивого развития, научить их осознанно  выбирать действия  и поступки,  которые бы  способствовали сохранению окружающей среды.

   С ключевыми  идеями  устойчивого  развития  школьники  могут  познакомиться  как на внешкольных мероприятиях, так и на уроках. Как  их внедрить на уроках – эта статья.

    

     

Автор Лавриненко Светлана Васильевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 465
Номер материала 16969
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓