Главная / Другое / Методические рекомендации при написании письменных работ по основам философии

Методические рекомендации при написании письменных работ по основам философии

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Саровский политехнический техникум имени дважды Героя

Социалистического Труда Бориса Глебовича Музрукова»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

требования к оформлению и содержанию конспектов










ДИСЦИПЛИНЫ: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ






Составлена преподавателем: Федоркиной Н.А.







2014 г.

Пояснительная записка


Методические рекомендации предназначены для студентов колледжа по дисциплине «Основы философии». Индивидуальная самостоятельная работа студентов является одним из важнейших условий подготовки квалифицированных специалистов.

Методические рекомендации предназначены студентам всех специальностей.

Методическая разработка включает в себя: теоретический материал и приложения №1, №2, №3, задания, позволяющие студентам правильно оформлять письменные работы по основам философии.

Виды индивидуальной, самостоятельной работы студентов бывают разными:

это и составление конспекта, подготовка к семинарским и практическим занятиям, работа с литературой, написание докладов, выполнение и других письменных заданий – рефератов, курсовых работ. Студентам первых курсов трудно сразу же грамотно писать и оформлять написанное. Поэтому обучение студентов на первом курсе основам философии должно завершиться: умением излагать свои мысли устно и правильно оформлять на бумаге при написании рефератов.

Целью методической разработки является оказание помощи студентам написании письменных работ по основам философии.


















  1. КОНСПЕКТ

Одной из основных форм аудиторской работы со студентами колледжа является лекция. Лекционная форма изложения имеет свою специфику. В лекции невозможно полно и подробно осветить весь комплекс вопросов рассматриваемой темы. Поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы донести сущность темы, ее главные моменты. Используя новейшие достижения философской науки, вкладывая собственные знания и умения, преподаватель старается быть аргументированным в своем изложении. Для этого ему приходится приводить в лекции систему доказательств, используя как важные, существенные, так и второстепенные факты.

В чем же заключается задача студента, слушающего лекцию? В том, чтобы составить такой конспект, который в дальнейшем позволил бы ему вспомнить не только самые важные положения лекции, но и систему доказательств, применявшуюся лектором. Сделать это не просто. Записать лекцию полностью практически невозможно. Поэтому конспектирующий должен, в первую очередь учиться выделять и как можно подробнее записывать главное в словах лектора.

Опят многих поколений студентов показывает, что дословная запись лекции, без сокращения знакомых слов, не позволяет качественно справиться с задачей. Следовательно, там где это, возможно, целесообразно делать записи собственными словами. Необходимо также научиться сокращать часто встречающиеся слова. Например, названия населенных пунктов, другие графические термины, неоднократно звучащие в лекцию сначала топонимы можно записать полностью, а в дальнейшем указывать только первую букву их названий, (Москва-М.). В этом вопросе студент должен проявить максимум изобретательности, чтобы облегчить себе конспектирование.

Качество восприятия материала повышается, если перед лекцией ознакомиться с содержанием темы по учебному пособию. Такой возможностью пренебрегать нельзя. Если в вашем распоряжении есть учебник, воспользуйтесь этим советом.

Студенты должны фиксировать все без исключения даты, называемые преподавателем. Полностью следует записывать также незнакомые имена и термины, относящиеся к этим датам.

Не рекомендуется составлять так называемый «слепой» конспект, когда вся страница слитно, строка за строкой, заполнена текстом без выделения главного и существенного. В таком конспекте трудно будет разобраться при подготовке к семинарскому занятию. Полноценная подготовка к семинару – работа трудоемкая и отнимает много времени. Есть несколько правил, придерживаясь которых можно существенно облегчить себе задачу:

  1. Для начала стоит познакомиться с методическими указаниями. Ищите их в планах практических занятий, наконец, их можно получить от ведущего преподавателя.

  2. Далее необходимо перечесть лекцию или соответствующий раздел учебника. Это поможет правильно определить, как относятся вопросы семинарского занятия с узловыми проблемами курса или его части.

  3. Непосредственную подготовку следует начинать с внимательного чтения и конспектирования. В литературе следует, в первую очередь, искать ответы на главные вопросы обсуждаемой темы, второстепенные же лучше оставить на последок.

  4. Не нужно спешить и переписывать все подряд. Правильнее сначала прочесть абзац или раздел, определить степень важности содержащейся в нем информации для вашей темы, и лишь затем кратко записать своими словами.

  5. Допускается и приветствуется использование ярких, показательных цитат. Часто трудно обойтись в конспекте (и ответе) без фактов, цифр. Использовать их нужно. Но при этом следует соблюдать меру, - чтоб за избытком конкретного материала не оказались забытыми закономерности, причинно-следственные связи, особенности вопроса и т.д., то есть то важное, без выявления которого ответ никогда не будет полным.

Внешне оформление конспекта практического занятия может выглядеть так же, как конспект лекций (Приложение №1).

  1. РЕФЕРАТ

За время обучения в колледже студентам неоднократно приходится выполнять письменные работы. В процессе обучения студентам придется выполнять написание рефератов. Реферат представляет собой краткое изложение содержания научной работы, книги или статьи. В некоторых случаях в нем дается обзор источников и литературы.

Написание реферата должно научить студента работать над источниками, научной литературой, самостоятельно мыслить, уметь анализировать и обобщать разнородную информацию.

Трудности могут возникнуть уже при выборе темы. Как правило, перечень тем рефератов по каждой учебной дисциплине заранее предоставляется преподавателями, и ориентироваться нужно, в первую очередь, на них. Допустимо также написание реферата и на другие темы, по собственному выбору студента. Однако при этом необходима преподавательская консультация с ведущим преподавателем.

Следующий этап работы начинается со сбора информации об источниках и литературе, необходимых для раскрытия темы. Для этого целесообразнее воспользоваться услугами городской библиотеки. Первоначально следует обратиться к систематическому, а затем к алфавитному каталогам. В случае необходимости помощь окажут работники отдела библиографии.

Уточнив список имеющейся литературы, можно начинать работу с книгами по теме реферата.

Одним из ответственных этапов работы является изучение литературы. Внимательное чтение должно сопровождаться конспектированием нужных отрывков научных трудов и источников. Некоторые мысли, положения, рассуждения авторов целесообразно цитировать полностью. Грамотное конспектирование предполагает использование карточек или просто небольшого формата листов бумаги, на которые материал заносится только с одной стороны. При этом каждый раз делается сноска с указанием автора, названия книги, года и места издания, страницы. В дальнейшем будет проще ориентироваться в конспекте, если на конкретной карточке или листе фиксировать информацию по какому-то определенному вопросу, а сам этот лист озаглавить. Систематизировав, таким образом, законспектированный материал, Вы без особого труда отберете то, что будет необходимо при раскрытии первого вопроса реферата, затем второго и т.д.

После с ознакомления с литературой можно приступать к следующему этапу работы над рефератом – составлению плана. Это очень важно – начинать составление плана после углубленного знакомства с литературой. Только знаю круг проблем, затронутых в источниках и литературе, можно точно сформулировать название темы, определиться с содержанием и последовательностью изложения материала.

План реферата должен включать введение, основную часть, состоящую из нескольких глав, заключение, примечание, список использованных источников и литературы. При необходимости планируются приложения.

Составление конспекта и плана по изложенным здесь правилам будет одновременно и началом завершающего этапа работы над рефератом. Это последний этап – письменное оформление, написание самостоятельной работы на основе разнородного материала также предоставляет значительную сложность, особенно если работа выполняется студентом в первый раз. Во избежание ошибок и трудностей нужно придерживаться следующих правил:

- строго следовать правилам;

- каждый вопрос реферата предварительно разбивать на вопросы и последовательно их раскрывать;

- использовать введение для обоснования важности и научной значимости темы, а также для краткой характеристики источников и литературы;

- выводы, сделанные при раскрытии основных вопросов темы, следует повторить в заключении, придав им целостный и обобщенный характер.

Следует помнить, что текст работы пишется (печатается) только на одной стороне листа.

После завершения работы над основной частью реферата и заключением необходимо составить список источников и литературы. Кроме того, окончательное оформление самого текста должно соответствовать определенным нормам.

Объем реферата не должен превышать 12-15 машинописных, или 25-30 рукописных страниц. Две трети объема работы следует отвести на основную часть, а одну часть на введение и заключение.


  1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ

В ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

В заключении хотелось бы обратить внимание на типичные ошибки, которые допускаются при выполнении письменных работ разных видов. Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. Ошибки при оформлении работы.

- неточности в оформлении титульного листа, а также несоблюдение правил оформления содержания;

- не соблюдается нумерация страниц (забывают, что нумеровать работу нужно именно с титульного листа);

- не выполняется разбивка текста на главы и параграфы;

В тексте не выделяются названия глав и параграфов и т.д.

  1. Ошибки, связанные с неправильным оформлением ссылок на цитируемые источники и литературу.

Студенты или вообще не делают ссылок на использованные источники и литературу, или неправильно их оформляют – неверно указывают выходные данные книги, либо не указываются страницы. Зачастую в списке источников и литературы приводится та литература, на которую нет ссылок в тексте и т.п.

  1. Ошибки, касающиеся структуры работы.

Часто не соблюдаются пропорции в распределении материала по главам работы: объем ВВЕДЕНИЯ превышает объем ОСНОВНОЙ ЧАСТИ работы, или одна из глав ОСНОВНОЙ ЧАСТИ намного больше по объему остальных. Студенты переписывают учебник или отдельную монографию, игнорируя все методические указания. Содержание письменной работы зачастую не соответствует ее теме.

В завершении глав не даются выводы; выводы, сделанные в ЗАКЛЮЧЕНИИ, не соответствуют целям и задачам, поставленным автором письменной работы во ВВЕДЕНИИ.






























Приложение № 1

Образец оформления второго листа письменной работы по основам философии

- 2-

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………с.3

Глава 1 Философия Древнего Рима …………………………………………………….с.7

1. Лукреций ………………………………………………………………………………. .с.8

2.Стоики …………………………………………………………………………………….с.9

3.Эпиктет ……………………………………………………………………………………с.12

Глава 2. В чем значение философии Древнего Рима …………………………………..с.15

1.Марк Аврелий …………………………………………………………………………….с.18

2.Секст Эмпирик ……………………………………………………………………………с.22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………..с.23

ПРИМЕЧАНИЕ …………………………………………………………………………….с.24

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………….с.25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….с.26



























Приложение № 2

Образец оформления конспекта лекции, практического занятия

ТАМА: Философия Нового времени.

Литература к теме: Сокращения:

1. Р.-Россия, Т.-Турция

В чем специфика новоевропейской философии:

1.Что нового внес в философию Декарт

2.В чем суть коперниканского переворота в философии

3.Каковы основные проблемы теории познания Нового времени

Взгляды философов Нового времени:

1.на человека

2.на природу

3.на жизнь

Значение философии Нового времени: Что не понятно (вопросы к преподавателю):

1. 1.

2. 2.

В чем разница между эмпиризмом и рационализмом:

1. 1.

2. 2.



















Приложение № 3

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саровский политехнический техникум имени дважды Героя Социалистического Труда Бориса Глебовича Музрукова»









Реферат



по Основам философии

на тему Становление философии в Древней Греции





Выполнил __________________(фамилия, имя,

__________________ отчество

__________________ студента)

Группа № __________

Проверила ___________________ (фамилия, имя,

____________________ отчество

_____________________ преподавателя)







Саров, 2014 г.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Научно-исследовательская и учебно-методическая работа в средних профессиональных учебных заведениях. - М.,2009 г.

2.Методические рекомендации. Правила написания и оформления работ по гуманитарным дисциплинам.-Арзамас,2008 г.



Методические рекомендации при написании письменных работ по основам философии
  • Другое
Описание:

Методические рекомендации предназначены для студентов техникумов и колледжей по дисциплине основы философии.Индивидуальная работа является одним их главных условий по подготовки квалифицированных специалистов

Методическая разработка включает в себя теоретческий материал и приложения,которые помогут студентам правильнооформлять письменные работы по основам философии и другим гумманитарным дисциплинам.

Целью методической разработки является оказание помощи студентам при выполнении письменных и творческих работ по основам философии.

В приложениях показано как правильно выполнять работу.

Автор Федоркина Наталья Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 502
Номер материала 48541
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓