Главная / Физкультура / Методические рекомендации: "Повышение уровня физической подготовленности и активизация двигательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе через соревновательно-игровой метод»

Методические рекомендации: "Повышение уровня физической подготовленности и активизация двигательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе через соревновательно-игровой метод»

Чистякова Е.Ф.

преподаватель физической культуры

СОШГ №9 г. Павлодара.

Тема: Повышение уровня физической подготовленности и активизация двигательной деятельности учащихся в учебном процессе через соревновательно-игровой метод


В своем Послании к народу "Казахстан 2030" президент страны Н.А.Назарбаев определил следующие главные приоритетные направления - здоровье, образование, благополучие граждан .

Физическое воспитание одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к физическим упражнениями и спорту с раннего детства дает человеку закалку, вырабатывает иммунитет организма к различного рода заболеваниям, воспитывает ловкость, честность, быстроту реакции, повышает активность и развивает чувство дружбы, отношения в коллективе.

Успешное выполнение учебной программы по физическому воспитанию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и соревновательно-игрового.

Над данной темой работаю на протяжении 4-х лет.

Для себя поставила следующие задачи:

  • определить сущность соревновательно - игрового метода .

  • составление комплекса игровых заданий и соревновательных упражнений на уроках лёгкой атлетики, лыжной подготовки,, гимнастики.

  • включение соревновательно-игровых упражнений на уроках физической культуры.

Гибкий вариативный характер этого метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Значительно повышается заинтересованность учащихся, увеличивается моторная плотность уроков, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств, например, динамическую силу, прыжковую выносливость, гибкость, ловкость и т.д. Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных напряжениях. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, сопернику. Роль соревновательно-игровых упражнений возрастает тогда, когда они тесным образом увязываются с учебным материалом урока, поскольку позволяет быстрее усвоить его доступными средствами При помощи соревновательно-игровых заданий решаются самые разнообразные задачи, начиная от воспитательных и образовательных до оздоровительных.


Используя игровые задания и соревновательные упражнения воспитывают смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и товарищество, быстроту и ловкость, силу и гибкость, выносливость и волю к победе. Применять эти задания можно во всех частях урока, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.

На всех уроках преподаватель использует соревновательно-игровой метод. С этой целью подбираются разнообразные упражнения, подвижные игры, отвечающие задачам урока. Тем самым подводим учащихся к необходимости приобретения того или иного навыка, который способствует решению поставленных задач, лучшей плотности урока и более правильной дозировке упражнений на протяжении всего урока. Сложные игровые упражнения чередуются с более простыми, не требующими концентрированного внимания. Соответственно, дается отдых отдельным группам мышц, системам организма, которые только что интенсивно работали.

Подвижные игры и соревновательные упражнения должны соответствовать той части урока, в которую они введены. Во вводной части урока используются упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей работе в основной части. Это различные комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, проводимые в движении и на месте в виде соревнований, выполняемых в парах с элементами силовых единоборств. Принцип таков: кто быстрее и большее число раз добьется победы.

Выполнять соревновательно-игровые задания в основной части урока можно как начале её, так и в середине, либо в конце. Важно, чтобы соревновательно-игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить те или иные умения и навыки.

В заключительной части урока соревновательно-игровые задания используются для расслабления и успокоения организма после нагрузки либо эмоционального подъема.

Использование соревновательно-игровых упражнений в учебно-воспитательном процессе по разделам учебной программы. Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.


На уроках легкой атлетики используем следующие игровые задания:




Быстро по местам”

Задачи: Развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности, совершенствование умения ориентироваться.

Содержание: По первому сигналу игроки разбегаются, по второму – все должны построиться в указанном месте. Варианты построения: а)В общей или отдельной шеренгах; б)В общем или отдельном круге; в)Квадрат.


hello_html_m8d68b07.png
















Правила: Игроки стартуют раздельно или одновременно. Побеждает та команда, которая быстрее закончит задание.

Точно в цель”

Задача: развитие скоростно-силовых качеств, закрепление техники метания малого мяча в соревновательных условиях.

Содержание: Построение в колонну по одному. Игроки метают мяч в стену на дальность отскока, с попаданием в цель. Варианты: метание проводится по различным кругам мишени.

hello_html_m6a730ba5.png







Эстафетный бег”

Задачи: Развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности.

Содержание: Команды соревнуются в эстафетном беге. Варианты: а)построение в колонны по одному; б)построение в шеренги, при перебежке меняются местами.

hello_html_mf9d756.png


Правила: Игроки стартуют раздельно или одновременно. Побеждает та команда, которая быстрее закончит задание.

Кроме перечисленных применяем такие как: “Вызов номеров”, “Черные и белые”, “Третий лишний”, “Голова и хвост”, “Прыжковая эстафета”, “Кто дальше” и др.

Применение соревновательно-игровых заданий является эффективным средством совершенствования лыжных ходов, а так же физических качеств на уроках лыжной подготовки. С помощью игр и соревновательных заданий учащиеся приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а так же закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности.

Игровые и соревновательные задания можно разделить на группы:

  • совершенствование техники лыжных ходов на учебной лыжне.

  • повороты на месте и в движении.

  • совершенствование техники спусков и подъемов на гористой местности.

  • развитие физических и функциональных возможностей организма.

  • приобретение умения соревноваться и тактически противостоять сопернику, ориентироваться на местности, рационально использовать лыжную технику.

На уроках лыжной подготовки используется эстафета «Ёлочка»:

Эстафета “Елочкой”

Задачи: Совершенствование техники подъема “Ёлочкой”, развитие силовой выносливости в игровых условиях.

Содержание: Со старта преодолевают подъем “Ёлочкой”, затем спускаются вниз. После чего стартует следующая пара.

hello_html_9be7f83.png







Правила: в паре побеждает игрок, быстрее поднявшийся в гору. Побеждает команда, у которой больше побед.

Соревновательно-игровой метод успешно применяется и на уроках гимнастики. Для повышения заинтересованности учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, они выполняются в соревнователь-игровой обстановке.Соревнование может происходить в колоннах или шеренгах, как с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибку, так без выбывших, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителей игры или соревнований. Для повышения внимания в начале урока проводится игра, где участник должен выполнять строевые команды, когда в начале команды присутствует слово “группа” или “класс”. При выполнении общеразвивающих упражнений команды могут соревноваться на выполнение большого количества упражнений за определенный промежуток времени как на месте, так и в движении. Например, кто раньше выполнит 10 наклонов, приседаний, отжиманий, различных прыжков и т.п. Общеразвивающие упражнения могут быть включены в эстафеты. В сореновательно-игровой обстановке хорошо выполняются акробатические упражнения, такие как различные кувырки, стойки, “мостик”, “домик” и т.д. Для разнообразия эстафет применяются дополнительные предметы, такие как гимнастическая палка, скакалка, мячи, кегли и другие предметы. Например:

Построй мост”

Задачи: скрепление акробатических элементов в игровой форме: развитие ловкости.

Содержание: первый бежит до первой отметки становится на “мост”. После этого выбегает второй, пролазит под мост и строит второй мост за первым. Затем под двумя мостами пролазит третий и т.д. Последний игрок проползает последний мост подает команду “встать” и все бегут на свои места.

hello_html_47b0793c.png









Правила: Побеждает команда набравшая большее количество очков

Удержи равновесие”

Задача: закрепление навыков выполнения упражнений в равновесии: воспитание ловкости, точности, координации движений.

Содержание: На перевернутых скамейках находится две команды. Соперники стараются вывести из равновесия друг друга. После падения одного, другому засчитывается очко. Затем выходит другая пара.

hello_html_m2e7007cb.png









Эстафета с кувырками.

Задачи: совершенствование кувырка вперед, развитие ловкости, координация движений.

Содержание: Первый участник добегает до первого мата и делает кувырок, затем взяв мяч бежит ко второму мату. Прижав мяч к животу, делает кувырок, затем бежит обратно, мяч кладет у первого мата и передает эстафету второму игроку. Вариант: а) Мяч подбрасывает и делает и делает кувырок, вставая ловит. б) После кувырка метает в цель.



hello_html_606a0953.png







Правила: Игрок должен выполнить все задания. За ошибку получает штрафное очко. Побеждает тот, кто закончит быстрее и имеет меньше штрафа.

Использование соревновательно-игрового метода способствует повышению уровеня физической подготовленности учащихся:

Таким образом, применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития учащихся, совершенствования умений и навыков, повышения уровня физической подготовленности учащихся во всех видах учебной программы. Эмоциональная окрашенность занятий способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение.



6


Методические рекомендации: "Повышение уровня физической подготовленности и активизация двигательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе через соревновательно-игровой метод»
  • Физкультура
Описание:

Физическое воспитание одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к физическим упражнениями и спорту с раннего детства дает человеку закалку, вырабатывает иммунитет организма к различного рода заболеваниям, воспитывает ловкость, честность, быстроту реакции, повышает активность и развивает чувство дружбы, отношения в коллективе.

Успешное выполнение учебной программы по физическому воспитанию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и соревновательно-игрового. 

Автор Проскурина Елена Валерьевна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Конспекты
Просмотров 599
Номер материала 53762
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓