Главная / Информатика / Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации»

Комитет образования и науки Курской области

ОБОУ СПО «Железногорский политехнический колледж»












Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации»


для групп на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего и среднего профессионального образования

по специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»











г. Железногорск 2013г.




Одобрено

Разработано в соответствии с рабочей программойпо дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации»

для групп на базе основного общего образования с получение среднего (полного) общего и среднего профессионального образования

по специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»


Предметно-цикловой комиссией


Протокол № ___________

от «___» __________20__г

Председатель ПЦК:

__________________





Методические рекомендации предназначены в качестве руководства к самостоятельной работе студентов. Данное издание призвано помочь студентам освоить теоретический и практический материал курса и правильно организовать время на внеаудиторную работу.





Разработчик: Васильева Е.А.










СОДЕРЖАНИЕ






стр.

ВВЕДЕНИЕ.

4

  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
    ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(ВСР).

5

  • ОПИСАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСР.

9

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

20

ПРИЛОЖЕНИЯ

21

























ВВЕДЕНИЕ

Тенденция усиления фактора самостоятельной работы в организации занятий студентов требует методического руководства при изучении дисциплины. Знания и навыки, полученные во время аудиторных занятий, закрепляются в ходе выполнения самостоятельной работы. Цели ВСР– формирование у студентов навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных средств, потребности к непрерывному самообразованию и совершенствованию своих знаний; приобретение опыта планирования и организации рабочего времени и расширение кругозора.

Планирование, организация, контроль и анализ ВСР являются необходимыми составляющими организации учебного процесса, позволяющими обеспечить полноценное управление и необходимую эффективность учебной работы.

Цель данного издания – помочь студентам организовать самоподготовку по дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации». Методические рекомендации содержат план выполнения и содержание самостоятельной работы, систематическое выполнение которой позволит эффективно усваивать материал.

В учебном плане, внеаудиторным самостоятельным работам по дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации», отводится 26 часов.







I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ВСР)


  • Виды внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР)

Примерные нормы времени на выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы в таблице 1.



Таблица 1.

Вид ВСР

Норма времени (час)

Выполнение работ в текстовом редакторе MSWord

4 часа

Создание графических файлов

4 часа

Создание презентаций в MSPowerPoint

8 часа

Написание реферата

10 часов

итого:

26 часов



  • Характеристика и описание заданий на ВРС

Согласно учебному плану на ВСР отводится 26 часов от общего времени.

Формами ВСР при изучении дисциплины «Программно — аппаратные методы защиты информации» являются:

  • изучение лекционного материала и разделов, входящих в программу дисциплины, но не изучаемых на лекциях;

  • подготовка к выполнению лабораторных работ;

  • выполнение расчётных заданий;

  • подготовка к текущей и итоговой аттестации



Темы и рекомендуемая литература к лабораторным работам приведены в таблице 2.


Таблица 2.

раздел

Наименование работы

Литература

Раздел 1Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности

Темы рефератов по выбору (приложение 1)

[1]; [2]; [3]

Раздел 2

Методы и средства защиты информации от несанкционированного доступа

Создание презентации на тему по выбору (приложение 2)

[1]; [3]; [7]; [8].

Раздел 3

Защита информации от несанкционированного доступа в операционных системах

Создание графических файлов подсистем


[1]; [2]; [3]

Раздел 4Криптографические методы и средства обеспечения информационной безопасности


Создание презентации на тему по выбору (приложение 3)


[1]; [2]; [3]; [7]; [8].

Раздел 5

Защита компьютерных систем от вредоносных программ

Создание брошур по темам:

«Вредоносные программы и их классификация»

«Загрузочные и файловые вирусы»

«обнаружение и удаление вирусов»

[1]; [2]



  • Требования к представлению и оформлению результатов

Все самостоятельные внеаудиторные работы представляются в электронном виде на электронных носителях, а так же бумажных носителях и сохраняются в рабочей папке студента. формат представления работ в таблице 3.

Таблица3.

Наименование работы

Формат представления

Выполнение работ в текстовом редакторе MSWord

doc; docx

Создание графических файлов

jpeg; png; бумажный носитель

Создание презентаций в MSPowerPoint

ppt

Создание расчетных форм в программе MSExcel

exl

Написание реферата

бумажный носитель



После выполнения работы производится ее защита студентом.



  • Оценка выполнения ВРС

Защита работы производится студентом в день ее выполнения. Преподаватель проверяет правильность выполнения самостоятельной работы студентом, контролирует знание студентом пройденного материала с помощью контрольных вопросов или тестирования.











II. ОПИСАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСР

2.1 Выполнение работ в текстовом редакторе MS Word

«Вредоносные программы и их классификация»

«Загрузочные и файловые вирусы»

«Обнаружение и удаление вирусов»

Для выполнения этой работы рекомендуется использовать конспект лекций дисциплины «Программно — аппаратные методы защиты информации» и умения работы с программой MS Word.

Эти темы должны быть оформлена в виде брошюры:

  • титульный лист;

  • автор работы;

  • основные понятия;

  • иллюстрации;

Приветствуется творческий подход к работе (шрифт, размер работы определяется студентом)

Оценивается:

  • творческий подход;

  • возможность использования на практике;

  • оформление иллюстрациями.

  • защита работы

2.2 Создание графических файлов

Создание графических файлов подсистем.

Для выполнения данной работы рекомендуется использовать конспект лекций дисциплины «Программно — аппаратные методы защиты информации», и умения работы с программами Paint и Adobe Photoshop, использование информационных ресурсов.

Работы должны быть представлены в графических форматах.

Оценивается:

  • творческий подход к заданию;

  • умения владеть программами;

  • возможность использовать проект в реальной жизни.

  • защита работы

2.3 Создание презентаций в MS Power Point

Для выполнения данной работы рекомендуется использовать конспект лекций и практических занятий по дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации», и умения работать с программой MS Power Point.

Работы должны быть представлены в электронном виде формат ppt.

Оформление:

  • не менее 7 слайдов, не более 15;

  • анимация слайдов, теста, графики;

  • текст;

  • графика;

  • диаграммы;

  • рисунки SmartArt;

  • индивидуальный дизайн слайдов.

Оценивается:

  • творческий подход;

  • полнота раскрытия материала;

  • владение программой;

  • создание собственного шаблона;

  • защита работы.


2.4 Создание расчетных форм в программе MS Excel

Для выполнения данной работы рекомендуется использовать конспект лекций и практических занятий дисциплины «Программно — аппаратные методы защиты информации», и умения работы с программой MS Excel.

Работа предоставляется на электронном носителе, в формате exl.

  • листы книги подписаны;

  • все ячейки требующие расчетов должны быть снабжены формулами с соответствующими вычислениями.

Оценивается:

  • оформление работы;

  • качество таблиц;

  • возможность использования формул на производстве;

  • точность выполнения формул;

  • умение пользоваться программой

  • защита работы.

2.5 Написание рефератов

Структура реферата:

Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 3)

  • После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

  • После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1-2 страницы.

  • Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

  • Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

  • Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

  • Список используемых источников (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература.

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

  • Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

  • Изложение результатов изучения в виде связного текста;

  • Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы.
Формулировка темы.

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников.

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.

Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста.

Общие требования к тексту. Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения. План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.

Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).


Заключение.
Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Работа должна быть представлена на твердом носителе (бумажный):

  • не менее 12 листов формата А4;

  • Times New Roman 14;

  • межстрочный интервал 1,5

  • поля (В-2; Н- 2; Л-3; П-1,5)(Обычное).

Оценивается:

  • полнота раскрытия темы реферата;

  • индивидуальный подход, новизна;

  • оформление.

  • защита работы.

















Рекомендуемая литература


Основная литература

1. Хорев П. Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах. Учебное пособие.- М., ACADEMA, 2005

2. В.В. Платонов Программно – аппаратные средства защиты информации. Учебное пособие. – М., академия, 2013г.

3.Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002.

4.    Анин Б.Ю. Защита компьютерной информации. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000. – 384 с.

5.    Аскеров Т.М. Защита информации и информационная безопасность: Учебное пособие/Под общей ред. Курбакова К.И. – М.: Рос. экон. академия, 2001. – 387 с.

6. Горбатов В.С., Кондратьева Т.А. Информационная безопасность. Основы правовой защиты: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МИФИ, 1995.

7. Петров В.А., Пискарев А.С., Шеин А.В. Информационная безопасность. Защита информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МИФИ, 1995.

8. Зима В.М., Молдовян А.А., Молдовян Н.А. Защита компьютерных ресурсов от несанкционированных действий пользователей: Учебное пособие. – СПб., 1997. – 189 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Темы рефератов для раздела 1.


«Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности»:


  • Обзор российского законодательства в области информационной безопасности.

2. Обзор международного законодательства в области информационной безопасности.

3. Обзор зарубежного законодательства в области информационной безопасности.

4. Обзор российских стандартов в области ИБ.

  • Государственная политика России в сфере обеспечения информационной безопасности

  • Методы и средства обеспечения информационной безопасности

  • Миграция и безопасность: направления взаимодействия.

  • Нормативно-правовые основы защиты информации в современной России









ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Темы для создания презентаций по разделу 2.



«Методы и средства защиты информации от несанкционированного доступа»



  • Сущность понятия "информационная безопасность"

  • Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

  • Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности

  • Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД)

  • Системы мониторинга сетей

  • Анализаторы протоколов

  • Антивирусные средства

  • Межсетевые экраны

  • Криптографические средства

  • Шифрование

  • Электромнная помдпись

  • Системы резервного копирования

  • Системы бесперебойного питания

  • Системы аутентификации

  • Утечка информации

  • Статистика

















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОБОУ СПО «Железногорский политехнический колледж»











РЕФЕРАТ





по дисциплине: «Программно — аппаратные методы защиты информации»

на тему: «(наименование темы)»











Выполнил(а): студент(ка)группы

(наименование группы)

(Фамилия И.О.)

Проверил: преподаватель

(Фамилия И.О.)















г. Железногорск (год)























ОБОУ СПО «Железногорский политехнический колледж»



hello_html_m4dc4d893.png



















г. Железногорск, 2013 год





Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации»
  • Информатика
Описание:

     Тенденция усиления фактора самостоятельной работы в организации занятий студентов требует методического руководства при изучении дисциплины. Знания и навыки, полученные во время аудиторных занятий, закрепляются в ходе выполнения самостоятельной работы.

      Цели ВСР– формирование у студентов навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных средств, потребности к непрерывному самообразованию и совершенствованию своих знаний; приобретение опыта планирования и организации рабочего времени и расширение кругозора.

      Планирование, организация, контроль и анализ ВСР являются необходимыми составляющими организации учебного процесса, позволяющими обеспечить полноценное управление и необходимую эффективность учебной работы.

       Цель данного издания – помочь студентам организовать самоподготовку по дисциплине «Программно — аппаратные методы защиты информации». Методические рекомендации содержат план выполнения и содержание самостоятельной работы, систематическое выполнение которой позволит эффективно усваивать материал.

Автор Васильева Екатерина Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 626
Номер материала 42738
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓