Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодические рекомендации по созданию учебной презентации

Методические рекомендации по созданию учебной презентации

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ аннотация.docx

Аннотация к методическим рекомендациям

по созданию учебной презентации

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

Одним из актуальных и распространенных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс школы являются мультимедийные презентационные технологии.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

 Методические рекомендации, разработанные мною, помогут любому учителю, ученику создать учебную презентацию без ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации по созданию учебной презентации"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ методические рекомендации по созданию учебной презентации.docx

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по созданию учебной презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Работу подготовила:

          Маёрова Татьяна Ивановна,

          учитель русского языка и         

                                                                                        литературы МБОУ

                                                                                        «Красногвардейская СОШ № 1»

«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

                                           Д.А. Медведев

                                                                          

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

Одним из актуальных и распространенных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс школы являются мультимедийные презентационные технологии.

У термина презентация два значения — широкое и узкое. В широком смысле слова презентация — это выступление, доклад, защита законченного или перспективного  проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации — это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным). Далее этот термин будет использоваться в узком смысле этого слова.

Каждый, кто имеет опыт создания презентаций, знает, что технические вопросы вызывают минимум проблем.

Настоящие вопросы сложнее. Что целесообразно вынести на слайды, а что сказать словами; как структурировать информацию, распределяя ее между слайдами; что разумнее использовать в конкретном случае – текстовый или иллюстративный материал; как размещать информацию на слайдах – это лишь часть вопросов, возникающих перед составителем презентации.

Но прежде, чем обратиться к ним, нужно спросить себя: а зачем? Зачем к данному конкретному уроку мне нужна презентация?

Одна из самых веских причин – необходимость в дополнительной наглядности. Помним: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.

Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. Учитель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.

  Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Кроме того, на слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются:

·                    сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного;

·                    наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам) и т.п.

При проектировании «опорного конспекта» с помощью электронных презентаций расширяется возможность создания большого объема символьных образов, являющихся основой опорного конспекта. Кроме того, эти образы могут быть анимационными, что невозможно традиционными способами. Ценность педагогической презентации возрастает, если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения (ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п.).

Основными факторами, свидетельствующими об интенсификации учебного процесса с помощью электронных презентаций, могут стать:

·                    повышение целенаправленности обучения;

·                    усиление мотивации и повышение интереса к предмету;

·                    улучшение эмоционального состояния учащихся.

Основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint является слайд, или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования визуального восприятия информации. 

Сегодня при составлении презентаций встречаются часто повторяемые ошибки, о которых следует сказать:

1.           Слайдомент (бумажный документ, перенесенный на слайд). Такой слайд нечитабелен, он  не воспринимается слушателями.

2.           Бессмысленные «украшательства» (всегда спрашивайте себя: а зачем?).

А. Бессмысленный фон (в 99% случаев он мешает восприятию информации).

Б. Бессмысленная анимация (одна из грубейших ошибок).

3.           Отсутствие единообразия и жесткого макета (на одном уровне заголовки одинакового размера).

4.           Информационная избыточность слайдов (не стремитесь на слайде поместить весь материал).

5.           Необязательные слайды («проходные» слайды забирают на себя часть драгоценного времени на уроке).

6.           Текст, текст, текст... только текст...

7.           Списки, списки, списки... (насколько слайдов со списками приводят к быстрой утомляемости слушателей).

8.           Боязнь пустого пространства (не стремитесь заполнить все пространство слайда). Пространство усиливает информационные элементы. И чем больше его, тем больше проявляется эффект усиления.

 

Каждая электронная презентация, подготовленная к уроку, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т.п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале – предмета).

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

·                    обложка;

·                    титульный слайд;

·                    оглавление;

·                    учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

·                    словарь терминов;

·                    справочная система по работе с управляющими элементами;

·                    система контроля знаний;

·                    информационные ресурсы по теме.

При этом содержательное наполнение указанных слайдов может быть прокомментировано следующим образом.

Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме).

 Титульный слайд должен включать:

·                    название темы;

·                    информацию об образовательном учреждении;

·                    сведения об авторе;

·                    дату разработки;

·                    информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.

Оглавление (если необходимо) является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).

Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала.

Изложение содержания  материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п. (т.е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и проч.). При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.

Словарь терминов. Наличие такого словаря весьма желательно. Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно разместить соответствующую кнопку.

 Справочная система по работе с управляющими элементами (если это необходимо) презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основные требования к элементам управления — понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и, главное, минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице.

Основными элементами управления являются:

·                    кнопки перехода из оглавления на начало тем;

·                    кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;

·                    кнопка возврата в оглавление;

·                    кнопка вызова подсказки;

·                    кнопка перехода в словарь терминов;

·                    гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.

 Система контроля знаний может быть организована как эспресс-тестирование (для быстрого контроля усвоения материала). Ответы учащихся при этом могут фиксироваться на бумажном носителе (с указанием фамилий или анонимно, в зависимости от целей тестирования) и анализироваться учителем после завершения урока.

 Информационные ресурсы по теме представляют собой, прежде всего, перечень источников информации, как на бумажных носителях, так и электронных (CD-ROM, Интернет-ресурсы), используемых педагогом при подготовке презентации. Список ресурсов может содержать обязательные и дополнительные источники информации, предлагаемые учащимся для самостоятельного изучения отдельных вопросов по теме урока.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

Ø   Соблюдайте единый стиль оформления

Ø   Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Ø    Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Ø   Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

Ø   На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Ø   Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Ø   Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

Ø   Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Ø   Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

1. Используйте короткие слова и предложения.

2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

3. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

1. Для заголовков – не менее 24.

2. Для информации не менее 18.

3. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

4. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

5. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

1. Следует использовать:

ü   рамки; границы, заливку;

ü   штриховку, стрелки;

ü   рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Теперь о таком важном вопросе, как количество картинок на одном слайде. Как бы нам не хотелось, но нормальный человек просто не в состоянии удерживать в памяти много деталей. Поэтому надо принять за правило – чем больше мелких деталей на рисунках, тем меньше этих рисунков должно располагаться в кадре. И вообще, на слайде не стоит располагать больше трех рисунков! И опять же, не забываем про подписи к ним! Это тем более важно, что изображение не одно и, хотелось бы легче в них ориентироваться.

Текст. Текст на слайдах – еще один очень важный элемент презентации. Но постарайтесь не забыть, что это именно показ слайдов, а не текста доклада. Поэтому не стоит злоупотреблять временем слушателей. Если в качестве последних – ваши коллеги, то они, в лучшем случае, промолчат тактично. Но ни в коем случае не стоит подобное испытывать на учащихся! Вы рискуете потерять не только их внимание, но и, как минимум, интерес к данной теме окончательно. Текст на слайде должен быть краток. Слова должны быть не многосложны. И вообще, это скорее должны быть тезисы, а не текст!

Очень важный момент – насколько продолжительной должна быть презентация. По утверждениям психологов активное внимание у человека может длиться до 15 минут. Значит, презентацию нужно планировать минут на 10-12! С учетом того, что один слайд при средней наполненности просматривается от половины до полутора минут, то и количество слайдов, соответственно, может быть от 8 до 15-18.

Просмотрев свою работу полностью, оставьте за собой возможность менять слайды и щелчком мышки. Может пригодится!

Про собственно анимацию говорить не стоит, если это учебная презентация. Да и для деловой этакое выпрыгивание текста или картинок будет выглядеть не солидно. Ну а вообще, не старайтесь делать на одном слайде более 2-3 видов анимации. Это просто утомляет.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников. Удобным является тот факт, что мультимедийную презентацию можно будет дополнять новыми материалами, для её совершенствования, тем более что современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

Использовать учебные презентации на уроках можно при:

·                    изучении нового материала,

·                    закреплении новой темы,

·                    проверки знаний.

Следует отметить тот факт, что систематическое использование учебных презентаций на занятиях приводит к целому ряду последствий:

1.              происходит повышение уровня использования наглядности на уроке,

2.              увеличивается производительность урока,

3.              устанавливается прочная межпредметная связь с информатикой,

4.              преподаватель, создающий и использующий мультимедийные учебные презентации, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

 

Использованные ресурсы:

1.      http://oddom.ru/article/538166_Primenenie_prezentaciy_v_processe_obucheniya_Metodicheskie_rekomendacii_po_sozdaniyu_prezentaciy.html

2.      http://festival.1september.ru/articles/580440/

3.      http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/rekomendatsii-po-sozdaniyu-prezentatsii

4.              http://do.gendocs.ru/docs/index-202197.html

5.              Коптюг Н.М. Пять типов уроков с использованием ИКТ // Интернет-журнал "Учительская газета". № 4.   2007, 1 марта http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=5304

6.      Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями  в  образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.

7.      Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? «Первое сентября»

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации по созданию учебной презентации"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

Одним из актуальных и распространенных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс школы являются мультимедийные презентационные технологии.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

 

 Методические рекомендации, разработанные мною, помогут любому учителю, ученику создать учебную презентацию без ошибок. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 309 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1132
    • RAR 42.6 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маёрова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маёрова Татьяна Ивановна
    Маёрова Татьяна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31980
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе