Жумабаева А.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ
Казахский гуманитарно-юридический
инновационный университет, Факультет
информационных технологий и экономики
Научный
руководитель:
к.п.н., Берикханова Г.Е.
В современных образовательных учреждениях
большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной
деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы
по различным дисциплинам образовательного процесса.
Проведенные в
университете статистические исследования использования обучающих и тестирующих
программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных
курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к
будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство
студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она
качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому независимо от
уровня подготовки активно участвовать в процессе образования,
индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не
пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности.
Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо
от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при
информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные
функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого
педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ,
и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.
Время идёт, и программы быстро устаревают.
И учебный материал, и форма представления.
В настоящее время в нашем университете
идёт разработка компьютерных программ – электронных учебников по различным
дисциплинам. Компьютерные учебные программы создаются по тем дисциплинам,
которые являются профилирующими в профессиональной подготовке и фактически
кроме нашего университета нигде в городе не
используются. Конечно, постановщиком программ в первую очередь выступает
преподаватель-предметник, чьи идеи реализованы в компьютерном обучении, но
оформление и подача информации, как текстовой, так и графической выполняется
студентами.
Из разных источников следуют следующие определения
электронного учебника:
– это совокупность графической, текстовой,
цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также
печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на
любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.),
оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в
электронной компьютерной сети.
– должно содержать систематизированный
материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать
творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и
навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и
художественного оформления, полнотой информации, качеством методического
инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и
последовательностью изложения.
– учебное издание, содержащее
систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части,
соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально
утвержденное в качестве данного вида издания.
– это электронное издание, частично или
полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально
утвержденное в качестве данного вида издания.
– это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной
системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к
другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.
Основные формы электронного
учебника
Как и в создании любых сложных систем, при
подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и
мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных
учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен
учебник.
Тест. Внешне,
это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет
подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы.
Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков,
которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
Энциклопедия. Это
базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин
энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном
учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам
образования.
Задачник. Задачник
в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения.
Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной
задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический
материал.
Креативная среда. Современные
электронные учебники должны обеспечивать творческую работу обучающегося
с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно
творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем,
способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у студентов.
Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над
проектом.
Авторская среда. Электронный
учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать
особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для
этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например,
обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию,
позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические
пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого
создается сам электронный учебник.
Невербальная среда. Традиционно
электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в
текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических
изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием
"делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами
живого преподавателя.
Перечисленные формы электронного учебника
могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо
сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла
"автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях
электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как
он "впишется" в учебный процесс ОУ.
Рекомендации по разработке
электронного учебника
Основные этапы разработки электронного
учебника
1.
Выбор источников
2.
Разработка оглавления и перечня понятий
3.
Переработка текстов в модули по разделам
4.
Реализация гипертекста в электронной форме
5.
Разработка компьютерной поддержки
6.
Отбор материала для мультимедийного воплощения
7.
Разработка звукового сопровождения
8.
Реализация звукового сопровождения
9.
Подготовка материала для визуализации
10.
Визуализация материала
А теперь подробнее:
1) при разработке ЭУ целесообразно
подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые
·
наиболее полно соответствуют стандартной программе,
·
лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
·
содержат большое количество примеров и задач,
·
имеются в удобных форматах (принцип собираемости).
2) производится разбиение материала на
разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по
содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и
достаточны для овладения предметом.
3) перерабатываются тексты источников в
соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не
вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются
связи между модулями и другие гипертекстные связи.
Таким образом, подготавливаются проект
гипертекста для компьютерной реализации.
4) гипертекст реализуется в
электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание,
которое уже может быть использовано в учебных целях.
5) разрабатывается компьютерная поддержка.
Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра
ЭУ.
Теперь электронный учебник готов к
дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью
мультимедийных средств.
6) изменяются способы объяснения отдельных
понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными
материалами.
7) разрабатываются сценарии визуализации
модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от
текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для
облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
8) производится визуализация
текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием
рисунков, графиков и, возможно, анимации.
На этом заканчивается разработка ЭУ и
начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к
эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и
мультимедийный компонент.
В настоящее время среди основных
требований при создании электронных учебников для образовательного процесса:
научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности
обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при
использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед
обучением с использованием традиционных учебников.
В программах с мультимедийным
представлением информации появляется возможность создания не только зрительных,
но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество
самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней.
Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не
только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей,
теорий, понятий.
Электронные учебники в формате
Word, PowerPoint
Нет нужды представлять документы в этих
распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить
качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.
Электронные учебники в формате
Acrobat
Имеется прекрасно зарекомендовавший себя
формат .PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems.
Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно
распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных
учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне
доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов
в мире выполнены именно в формате .PDF.
Электронные учебники в
программе Flash MX
Многие электронные учебники, имеют основу
– программу Flash MX, представляющую мощную систему для создания анимационных
файлов для Web. Так как будущее за дистанционным образованием, то изучение и
применение этой программы не случайно.
Электронный учебник в
программе 3D Studio MAX
Широко распространенных программ
моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного
моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа –
3D Studio MAX.
3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых
объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к
ним можно применять “материалы”, накладывать на геометрию текстуры.
Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней
можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в
роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно,
этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.
Объединение программ 3dmax и Flash MX
позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых
технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации.
Благодаря использованию трехмерного
моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы
стали наглядны, красочны и интересны студентам.
В настоящее время существует много
свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать
наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.
Кому и зачем нужен электронный
учебник?
Подводя итоги, можно ответить на важные
вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?
для самостоятельной работы обучающихся
·
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в
печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход,
воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
·
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося,
уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
·
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя
сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и
решить больше задач;
·
предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;
·
выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество
разъяснений, повторений, подсказок и прочее.
на практических занятиях
·
позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной
работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
·
позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно
контролировать знания, задавать содержание и уровень;
·
сложности контрольного мероприятия. позволяет использовать
компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время
для анализа полученных решений и их графической интерпретации.
а так же
·
позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по
собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный
по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне
рамок аудиторных занятий;
·
позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания
примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
·
позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в
части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Как показывает анализ, большинство
студентов уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость
применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания
усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий
обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или
представляют интерес в его сегодняшней учебной работе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.