Главная / Другое / Методические рекомендации по созданию Экологической тропы

Методические рекомендации по созданию Экологической тропы

hello_html_m25c39ede.gifhello_html_m25c39ede.gifhello_html_m25c39ede.gifhello_html_m25c39ede.gifhello_html_157810a3.gifhello_html_157810a3.gifhello_html_2a5ab618.gifhello_html_2a5ab618.gifhello_html_m31e44ae1.gifhello_html_m31e44ae1.gifhello_html_7e75d5cc.gifhello_html_7e75d5cc.gifhello_html_7bec69d1.gifhello_html_7bec69d1.gifhello_html_m25c39ede.gifhello_html_m25c39ede.gifhello_html_m25c39ede.gifhello_html_m25c39ede.gifhello_html_2a5ab618.gifhello_html_157810a3.gifhello_html_157810a3.gifhello_html_2a5ab618.gifhello_html_m31e44ae1.gifhello_html_m5da49af2.gifhello_html_5c243bfe.gifhello_html_m31e44ae1.gifhello_html_7bec69d1.gifhello_html_7bec69d1.gifМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детский Эколого-Биологический Центр

города Ростова-на-Дону






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ДОУ






Выполнил педагог

дополнительного образования

МУНТЯН С. В.









г. Ростов-на-Дону

2013 г.

Введение

В последнее время учёные, политики, общественные деятели всё чаще акцентируют своё внимание на том, что одним из обязательных условий выживания человека на планете Земля является решение вопроса формирования экологической культуры, изменения экологического сознания человека. Экологическая культура должна «пропитать» каждого из членов общества, стать его внутренним убеждением. Наиболее эффективно формирование экологической культуры происходит именно в раннем возрасте. В связи с этим важную роль играет работа по формированию экологической культуры у дошкольников.

Экологическое мировоззрение начинает закладываться на уровне дошкольного образования детей. Большинство дошкольных учреждений рассматривают работу по экологическому образованию как часть эстетического и художественного развития и оздоровления малышей. При этом основное предназначение учреждений дошкольного образования – это привитие любви к природе.

Подобранный методические материал, с одной стороны, освещает важнейшие вопросы, касающиеся различных аспектов экологического образования детей дошкольного возраста и способен оказать теоретическую и практическую помощь в деятельности педагогов с данной категорией детей. С другой стороны, этот материал даёт возможность педагогам расширять и разнообразить полученный опыт с учётом особенностей своего региона.

Основная задача данной работы – помочь педагогам приобщиться к благородной миссии экологического просвещения подрастающего поколения.







Организация, оформление и содержание работы

Дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учётом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждения экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

А) на территории дошкольного учреждения;

Б) природных или приближенных к ним условиях (природный лес, парк, сквер и т.п.).

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в неё как можно больше разнообразных и привлекательных внимания ребёнка объектов. В качестве таких объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты (лес, луг), клумбы, отдельно цветущие растения, места скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни и т.д. взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных или очищенных водоёмов за пределами детского сада.


Этапы создания экологической тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

- Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружков. Для малышей в кружочках можно нарисовать крупные рисунки (бабочка, дерево, птичка, цветок) и соединить все эти рисунки линией – дорожкой по которой они идут от одного объекта к другому.

- Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.

- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

- Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.


Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям педагог совместно с детьми выбирает «хозяина тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Волшебницу Флору и т.п.) Его можно изобразить на всех табличках маршрута. Это персонаж может посылать детям письма-задания. За удачно выполненные задания-загадки, сказочный персонаж будет периодически оставлять сюрпризы в качестве, конфет, орехов.

Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной.

К организации экологической тропинки рекомендуется подходить творчески, оформляя все таблички и карточки красочно и с учетом пожеланий детей.


Экологическая тропинка на территории детского сада

Главный принцип организации экологической тропинки на территории детского сада – как можно больше разнообразия. В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Каждый раз все точки посещать не обязательно. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты вы можете посещать несколько раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же вы преследуете конкретную цель, то ограничьтесь одним объектом.


Оформление материалов для работы с детьми

Для организации работы на экологической тропинке разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит карту- схему тропинки с указанием изучаемых объектов, здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки (желательно сделанные в разное время года), и приводится необходимая для педагога информация.

Пример плана описания точки:

  • Биологические особенности

  • Где растёт

  • Название и его происхождение

  • Использование:

- для пищевых целей

- в медицинских целей

- использование в косметике

- другие варианты использования

  • Народные приметы

  • Стихи и загадки








Заключение

Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

























Экологическая тропинка

«Мир деревьев»

Экологическая тропинка позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений.

Экологическая тропинка – это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов.

Наша экологическая тропинка проходит на территории ДОУ № 287.


Организация экологической тропинки на территории детского сада.

Подобран специальный материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в течение года. Объекты экологической тропы были определены деревья: ива, берёза, ель, клён.

Мы составили картосхему экологической тропинки на территории детского сада, на которой указываются все объекты, и значками отмечаются точки экологической тропинки.

Хозяйкой экологической тропинки стала придуманный взрослыми и детьми лесная жительница – Белочка, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то дерево (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку, легенду и т.д.

После похода по тропе можно сделать зарисовки понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

- экологически занятия;

- экологические экскурсии;

- коллекционирование;

- экологические игры.

Объектами нашей экологической тропы являются деревья:

- Берёза

- Ель

- Ива

- Клён

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!










Картосхема экологической тропы «Мир деревьев»

1268297474_0.jpg

1



1

4

4





ДОУ



ДОУ






2

3

2

3






4



4



1

1




ДОУ





ДОУ






2

3



2

3







Экологическая тропа включает четыре времени года: лето, осень, зима, весна и четыре точки для наблюдения: 1 - берёза; 2 - ель; 3 - клён; 4 – ива.


Хозяйка экологической тропинки

Белочка

белка.jpg

План экологической тропинки:

  1. Экологической тропинка «Мир деревьев» осенью

  1. Точка «Берёза»

  • Биологические особенности

  • Где растёт

  • Использование

  1. Точка «Ель»

  • Биологические особенности

  • Где растёт

  1. Точка «Клён»

  • Биологические особенности

  • Где растёт

  • Использование

  1. Точка «Ива»

  • Биологические особенности

  • Где растёт


  1. Экологической тропинка «Мир деревьев» зимой

  1. Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Народные приметы

  1. Точка «Ель»

- Описание изменений

- Стихи и загадки

  1. Точка «Клён»

- Описание изменений

- Стихи

  1. Точка «Ива»

- Описание изменений

- Использование

  1. Экологической тропинка «Мир деревьев» весной

  1. Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Народные приметы

  1. Точка «Ель»

- Описание изменений

- Народные приметы

  1. Точка «Клён»

- Описание изменений

- Народные приметы

  1. Точка «Ива»

- Описание изменений

- Народные приметы


  1. Экологической тропинка «Мир деревьев» летом

  1. Точка «Берёза»

- Описание изменений

- Стихи

- Загадки

- Поговорки

  1. Точка «Ель»

- Описание изменений

- Использование

  1. Точка «Клён»

- Описание изменений

- Стихи

  1. Точка «Ива»

- Описание изменений

- Стихи

- Загадки

Экологической тропинка «Мир деревьев» осенью

Вот и настала пора осени. На полях и огородах собран урожай. На дворе стоят последние теплые денечки. Но мы не будем грустить, потому что в каждом времени года есть что-то необычное и волшебное. Белочка приглашает ребят прогуляться по экологической тропинке и познакомиться с жизнью деревьев в осенний период.

Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени: пожелтение листьев, похолодание. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев? Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников: солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод.


Точка «Берёза»

SAM_0432.JPG

Считается, что осень начинается именно с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз. А с окончанием листопада у берёзы, начинается и длится глубокая осень.

Биологические особенности: Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Продолжительность жизни берёзы, по разным данным,— 100—120 лет, 150 (300) лет, 100—150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более.

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

listya-berezyi.jpg

Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

Где растёт: Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

Использование:

Древесина. На дрова берёзу считают лучшим топливом. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия, шкатулок, табакерок, портсигаров, декоративных деталей мебели.

Дёготь. Дегтярное мыло. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Берёзовый сок. Берёзы накапливают питательные вещества. Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков.

Медицинское применение. Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев — как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек — как дерматологическое средство. Берёзовый дёготь — традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Считалось, что запах берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.






Точка «Ель»

SAM_0434.JPG

Ель является жемчужиной русского леса. Осенью ель ярко контрастирует с «золотом и багрянцем» лиственных пород. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной.

Биологические особенности: Ель – хвойное, вечно зеленое дерево. Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие. Шишки опадают по созревании семян. Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Ель живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600).

Где растут: Наиболее распространена Ель на огромной площади в северной и средней Европе, Финляндии, европейской части России, Урале, в Западной и Восточной Сибири.







Точка «Клён»

SAM_0428.JPG

Говоря о клене, большинство людей представляет обычно самый распространенный в широколиственных лесах европейской части России клен остролистный. Кто не собирал его пятилопастные желто-оранжевые листья осенью?

Биологические особенности: Род Клен насчитывает более 150 видов деревьев и кустарников. Многие из них зарекомендовали себя как великолепные парковые растения, нарядные в осенний период яркой желтой, оранжевой, красной, пурпурной, розоватой листвой.

клен осень.jpg

Некоторые виды сохраняют декоративность на протяжении всего сезона, поскольку имеют выразительные цветки или ярко окрашенные крылатки. Все виды медоносы, есть очень ценные, так как цветут в тот период, когда медоносных растений мало. Большинство видов клёна представляют из себя деревья 10—40 м высотой. Листопадные растения. Листья тройчатые (трилистники).

Где растёт: На территории Российской Федерации известно около 10 видов клёнов. В основном они растут в европейской части России, а в Сибири отсутствуют.

Ранее широко использовался в России в озеленении парков, садов, скверов в городах центральных областей европейской части России, Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. Сейчас распространяется самосевом.

Использование: Клёны ценятся в декоративном садоводстве и паркостроении за красоту кроны, зимний цвет коры, ажурную листву, яркий осенний наряд. Почти все виды клёнов используются как декоративные деревья.

Древесина клёна использовалась в столярном деле для изготавления гнутой мебели, музыкальных инструментов (барабаны, гитары, скрипки, духовые инструменты), линеек, лыж, прялок, кулаков мельничных колёс, ружейных лож; клён шёл на сапожные гвозди, мясные колоды, ободья, топорища (лучшие — из клёна татарского). В старину из клёна мастерили кухонные приборы и вёсла. Из клёна сахарного изготавливают кегли для боулинга, бейсбольные биты (хотя и реже чем из ясеня или гикори).

Древесина отдельных видов обладает декоративной волнистой текстурой, которую можно определить только при распиле. Её используют для производства шпона, для декоративной отделки мебели.





Точка «Ива»

SAM_0424.JPG

Сегодня мы поговорим о таком дереве, как Ива. Наверное, многие из вас читали, из чего была сделана палочка мамы Гарри Поттера.

Ива изящная и гибкая (великолепно подходит для волшебницы). Что вспоминается вам, когда заходит речь об иве? Кому-то золотистые пушистые шарики весной, кому-то Вербное воскресенье, а кому-то при упоминании ивы взгрустнется. Интересное дерево.

ива осенью.jpeg

Биологические особенности: Большинство ив — небольшие деревья 10—15 м или кустарники, однако есть ива высотой 30—40 м и диаметром ствола более 0,5 м. Листва у одних видов ив густая, курчавая, зеленого цвета, у других более редкая сквозистая, серо-зеленого или серо-белого цвета.

Листья у одних видов широкая, эллиптическая, у других довольно узкая и длинная; у большинства мелко или крупно зубчатый. Пластинка бывает или блестящего, ярко-зеленого цвета на обеих поверхностях, или только на верхней; нижняя же поверхность у таких ив от волосков и от сизого налета бывает серого или голубоватого цвета.

Стебель ветвистый; ветви тонкие, прутьевидные, гибкие, ломкие, с матовой или блестящей корой зеленого и других цветов. Почки также различного цвета, темно-бурые, красно-жёлтые.

Цветут некоторые из ив ранней весной до распускания листьев, другие — в начале лета, одновременно с появлением листьев или даже позже.

Где растут: Ивы светолюбивы и лучше развиваются на солнце, но некоторые ивы теневыносливы (ива козья, например). Ивы растут на разных, не слишком плодородных почвах.

В холодных странах ивы растут далеко на севере, таковы весьма низкорослые карлики-ивы. В горах произрастают низкорослые ивы.












Экологической тропинка «Мир деревьев» зимой

Закончилась замечательная осенняя пора и наступила зимняя пора, которая, несмотря на свою внешнюю привлекательность, таит в себе много неожиданных сюрпризов. Выпал первый белый снег и детишки с интересом его рассматривают. Зимняя пора имеет свою особую красоту и прогулки на свежем воздухе можно превратить в интереснейший досуг.

Белочка снова завёт ребят прогуляться по экологической тропинке у узнать много нового жизни деревьев зимой.


Точка «Берёза»

SAM_0828.JPG

Русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово значило "светлый" и "белый".

Береста березы не пропускает ни воду, ни газы. Но так как кислород все же необходим для дыхания, для его транспортировки используются чечевички - темные черточки на бересте имеющие межклеточные промежутки, через которые проходит кислород. Зимой они замуровываются специальным веществом.

берёза зимойjpg.jpg

Народные приметы:

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.

Когда лист с березы чисто опадает, то скот и людей легкий год ожидает. Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.









Точка «Ель»

SAM_0825.JPG

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами.

ель зимой.jpg

Ель - бесспорно прекрасное украшение новогоднего праздника. Вполне возможно, что ель является тем первым деревом, с которым в раннем детстве знакомится каждый из нас. Она появляется в доме, когда мы еще не можем произнести слово «ёлка», «ёлочка». А потом из года в год ждем ее появления, с радостью и надеждой.

Ель – дерево хвойное. Еще говорят – вечнозеленое.

Зимой ель дарит нам настолько желанную зелень. Наиболее подходящее время года для посадки ели – зима. Все ели морозостойки, а посадка в зимнее время позволяет лучше сохранить корневую систему дерева. К тому же в холодное время года деревья находятся в состоянии спячки и намного лучше переносят смену места обитания.


Стихи и загадки:

***

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.


***

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом.


***

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от…


Зимняя ель

Стоит под снегом ель, как под фатою,

Зимой соперниц ели не сыскать:

Деревьям с облетевшею листвою,

До дней весенних предстоит стоять.


Одна лишь ель на белоснежном фоне

Нас радует своею красотой,

В сияющей от инея короне,

С которой не сравниться золотой.


И взгляд, куда ни брось, снегов сугробы

Ковром лежат на матушке земле,

И бриллиантом самой высшей пробы

Сверкает лед, замерзший на стекле.


Искрящимся снегов великолепьем,

Любуясь, восхищаемся все мы,

Руси частицей, чудом благолепья,

И волшебством кудесницы зимы.


Здесь, словно в сказке, наша ель-царица

Свежа своей зеленой красотой,

Разлапистый пред нею кедр бодрится,

Как муж, перед красавицей женой.

Гаврюшкин Александр Евгеньевич






Точка «Клён»

SAM_0819.JPG

Многие деревья трудно узнать зимой. Что касается клёна, то его можно узнать по правильной, упорядоченной кроне. У большинства видов деревьев крона не такая: у одних вытянутая, у других будто с вытянутой макушкой, у части видов отдельные ветки сильно выдаются из общей кроны. У клёна правильная, упорядоченная, будто равномерно подстриженная крона.

Вторым хорошим признаком являются черешки. На концах веток даже зимой сохраняются черешки «носиков». Это оставляет своеобразное впечатление, ветви дерева заканчиваются будто тонкими капиллярами.

клен зимой.jpg

Более молодые клёны по кроне определить сложнее – дерево ещё не «повзрослело», не сформировалось, по этой причине изучать клён зимой надёжнее по взрослым деревьям.

Стихи:

***

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

Сергей Есенин










Точка «Ива»

SAM_0822.JPG

И нельзя не отметить, что ива очень любима дикими животными и птицами. Зимой кора ивы - лакомство для лосей, зайцев, кабанов, а весенние сережки - основная пища для птиц.

ива зимой.jpg

Использование: Многие виды декоративны. Корни ивы отличаются обильным развитием и многочисленными разветвлениями и потому особенно пригодны для укрепления рыхлых почв и песков. Разведением ивы с успехом пользуются при регулировании горных потоков, закреплении берегов каналов и рек, откосов плотин обрывов и скатов. В противоэрозионных насаждениях в лесостепных и степных районах, для полезащитных и придорожных лесных полос на более влажных почвах, для задержания передвижения летучих материковых песков.

Древесина ив очень легка и мягка, быстро загнивает, идёт на многие поделки.

Облиственные ветви Ивы идут на корм животным, особенно козам и овцам. Ценные медоносы.

Ветки молодой ивы используются в православной традиции на Вербное воскресенье вместо пальмовых листьев.

Рекомендуется в качестве лекарственного средства собранную весной кору молодых ветвей ивы. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь – от лихорадки при малярии. Кора ивы даже была названа «европейской хинной корой» за противолихорадочное, жаропонижающее действие. Порошок и отвар коры ивы применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и глистогонное средства. Молодые побеги ивы считались хорошим средством при цинге. Отвар ивовой коры использовался также для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.










Экологической тропинка «Мир деревьев» весной

***

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею? Что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!

Евгений Баратынский



Точка «Берёза»

SAM_0848.JPG

Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. В древнем своде верований, обычаев и заговорных слов береза занимает особое место. В Великий Четверг (на Страстной неделе) березовым листом красят яйца. Считалось, что они помогают при худосочии, от слабоумия. На Руси издавна знали, как привлечь птиц к полям и домам. В марте развешивали по деревьям скворечники-берестянки: именно такие домики из березовой коры скворцы заселяли всего охотнее, поскольку береста хранит птиц от холодов и сырости.

берёза 2.jpeg

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. По весне вырубали березовые рощи и потому был "зол до берез" приход весны.

Народные приметы:

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.

















Точка «Ель»

SAM_0851.JPG

Весной ель покрывается нежными молодыми побегами.

На их ветвях появляется множество ярких изумрудных и рубиново-красных цветков. Жаль только, что цветение длится недолго: «огоньки» гаснут, темнеют, становятся коричневыми, а через несколько месяцев превращаются в красивые еловые шишки.

ель веснойjpeg.jpeg

Народные приметы: Если ель во дворе болеет, засыхает или в нее ударяет молния, это значит, что хозяин или хозяйка дома вскоре умрет.

Кроме обряда зажигания "чистого огня", это единственное британское суеверие, связанное с елью. Это может показаться странным, поскольку все европейские народы когда-то наделяли ель целебными свойствами. Например, в Германии подагрики считали, что могут избавиться от болезненных приступов, если завяжут узлом одну из веток молодой ели и скажут: "Сохрани тебя Бог, благородная ель. Вручаю тебе свою подагру".Богемские браконьеры верили, что могут стать неуловимыми, если будут глотать семена еловых шишек, найденных острием вверх перед восходом Иванова Дня. Очевидно, одно из наиболее известных (фольклористам) суеверий, связанных с елью, касается того дерева, что с давних времен стояло на берегу озера Кейтеле (Финляндия). Легенда гласит, что его посадили первые колонисты как эмблему и символ своей удачи. Многие поколения колонистов приносили к этой ели первые плоды своего урожая, и только после этого пробовали их. Когда дерево состарилось и одна из его веток высыхала, умирал один из колонистов; пока, наконец, в живых остались лишь потомки тех людей, которые сажали дерево. И вот однажды дерево упало. Спустя несколько дней после этого умерла последняя старуха - и, таким образом, все первые колонисты покинули этот мир вместе со своим деревом. В русской народной традиции "место ели по необъяснимым причинам, и едва ли не по простой случайности, заступили другие деревья и преимущественно сосна". В Вологодской губ. "ель (при деревне Середней) спасается местным предрассудком, что будто с уничтожением ее постигнет неожиданное общее большое несчастье". "Много еловых шишек - к урожаю ярового; сосновых - ячменя". "Знающие люди во время грозы никогда не садятся под сосну и ель, всегда предпочитая им березу, если уже выпал неизбежный повод к укрытию".





Точка «Клён»

SAM_0844.JPG

Некоторые виды клёна используются для получения кленового сиропа и сахара. В весеннем кленовом соке содержится сахар. Поскольку у клёна сахарного сок ещё слаще, именно он используется в промышленных масштабах для производства сахара (особенно широко в Канаде, вследствие чего клён стал туристической достопримечательностью этой страны). У кленового сахара свой вкус, и многие предпочитают его свекловичному и иным видам сахара. Клён — отличный медонос. Клёны являются важными источниками пыльцы и нектара для пчёл ранней весной. Поскольку клёны крайне важны для выживания пчёл, их часто высаживают возле пасек.

сироп.jpg

Народные приметы: Серёжки на клёне – сей свеклу.

Ребенок, которого проденут сквозь клен, будет жить долго.

Еще в XIX в. это поверье пользовалось большой популярностью во многих сельских районах страны. Продевание производилось между ветвями клена, и таким образом продевали всех детей в деревне.В свое время сообщалось о том, как группа матерей из поселка Гринстед (Суссекс), услыхав, что один из кленов в Вест-Гринстед Парк будто бы собираются срубить, тут же заявила свой протест. В петиции, представленной женщинами, содержалась настоятельная просьба не трогать дерево, поскольку это может укоротить жизнь детей, родившихся в поселке.Два или три поколения уроженцев поселка считали это дерево "подателем долголетия".


















Точка «Ива»

SAM_0846.JPG

Народные приметы: Ива, символ солнца и весны, — одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Она обладает особой жизнеспособностью и надежно предохраняет от нечистой силы. Между ивой, отличающейся необыкновенной живучестью, и солнцем, ежегодно одолевающим враждебную ему темную силу, есть нечто общее.

Верба стала символом одного из важнейших праздников христианского календаря – Пальмового, а у нас – Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в церкви ветки вербы можно было хранить дома целый год. Считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.

ива весной.jpg

Увидел на вербе пушок — и весна под шесток.

Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.

Гадание. Девушка, пожелавшая узнать, за кого она выйдет замуж, брала ивовую веточку или прутик в левую руку, тайно выходила из дома и обегала три раза вокруг ивы, приговаривая: "Ты, кто будешь моим благоверным, приходи, возьмись за другой конец". В конце третьего круга ей должен явиться призрак ее суженого, держащегося за другой конец прута.























Экологической тропинка «Мир деревьев» летом


Точка «Берёза»

SAM_0997.JPG

Стихи:

***

Горек аромат цветов

В утреннем тумане.

Надышусь и горько так

Отчего-то станет,..

Постою я на лугу.

Что я в жизни значу?

В мокры травы упаду

И навзрыд заплачу!

Неизбежность этих слёз

Рок давно наметил...

Мне б упасть среди берез.

Где туман так светел.

И берёзы ствол обнять,

И, прижавшись сильно.

Непонятное понять.

Мир неведомый объять

Средь берёз умильных...

берёза весной.jpg

Поговорки:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Для врага и берёза — угроза

Бела береста — да дёготь чёрен

Загадки:

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (Берёза).

Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (берёзовый сок).


Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве — четыре угодья:

первое — больным на здоровье,

второе — людям колодец,

третье — от зимы свет,

четвёртое — дряхлым пеленанье.

Точка «Ель»

SAM_0996.JPG

Летом ель дарит нам желанную прохладу.

Использование: Древесина ели мягкая, лёгкая, не очень прочная, употребляется как строительный материал (доски, брусья), для мелких поделок, для переработки в древесную массу.

85597.jpg



Музыкальные инструменты из ели обладают изумительным звуком.

Продукты лесохимического производства — бумага и картон, целлюлоза, скипидар, канифоль, дёготь, древесный уксус, метиловый спирт, эфирные масла.

Применяется в декоративном садоводстве и паркостроении. Примечательна аккуратностью и изяществом кроны, стройностью ствола, теневыносливостью.

Часто используется для создания ветрозащитных полос, особенно вдоль дорог. Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст) и грызунам (мышь, белка). Кора используется как дубитель кож. Хвоя часто используется для приготовления хвойно-витаминной муки на корм скоту.


















Точка «Клён»

SAM_0994.JPG

Стихи:

***

Как хочется мне написать про лес зелёный,

Про старый, старый, старый клён.

Стоит он будто чем-то удивлённый,

Как будто бы в кого-то он влюблён.

Растёт он возле старенькой беседки.

Колышутся лишь листья на ветру.

Склонил к земле клён свои ветки,

Вокруг он собирает детвору.

Играют дети, клёном лишь любуются,

А он листвой им шелестит в ответ.

Всем кажется, что клён стоит красуется.

На самом деле же несчастней клёна нет.

Один он среди гроз, дождей и вьюг.

Хоть рядом лес, но не судьба ему туда добраться.

Клён понимает, как тяжёл его недуг

И вынужден он в одиночестве остаться.

Точка «Ива»

SAM_0995.JPG

Стихи и загадки:

Ива

Сядем здесь, у этой ивы,

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!


Ветви сочные дугою

Перегнулись над водою,

Как зеленый водопад;

Как живые, как иглою,

Будто споря меж собою,

Листья воду бороздят.


В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Афанасий Фет


***

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)










Методические рекомендации по созданию Экологической тропы
  • Другое
Описание:

Введение

В последнее время учёные, политики, общественные деятели всё чаще акцентируют своё внимание на том, что одним из обязательных условий выживания человека на планете Земля является решение вопроса формирования экологической культуры, изменения экологического сознания человека. Экологическая культура должна «пропитать» каждого из членов общества, стать его внутренним убеждением. Наиболее эффективно формирование экологической культуры происходит именно в раннем возрасте. В связи с этим важную роль играет работа по формированию экологической культуры у дошкольников.

Экологическое мировоззрение начинает закладываться на уровне дошкольного образования детей. Большинство дошкольных учреждений рассматривают работу по экологическому образованию как часть эстетического и художественного развития и оздоровления малышей. При этом основное предназначение учреждений дошкольного образования – это привитие любви к природе.

Подобранный методические материал, с одной стороны, освещает важнейшие вопросы, касающиеся различных аспектов экологического образования детей дошкольного возраста и способен оказать теоретическую и практическую помощь в деятельности педагогов с данной категорией детей. С другой стороны, этот материал даёт возможность педагогам расширять и разнообразить полученный опыт с учётом особенностей своего региона.

 Основная задача данной работы – помочь педагогам приобщиться к благородной миссии экологического просвещения подрастающего поколения.

 

Организация, оформление и содержание работы

Дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учётом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждения экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

А) на территории дошкольного учреждения;

Б) природных или приближенных к ним условиях (природный лес, парк, сквер и т.п.).

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в неё как можно больше разнообразных и привлекательных внимания ребёнка объектов. В качестве  таких объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты (лес, луг), клумбы, отдельно цветущие растения, места скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни и т.д. взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных или очищенных водоёмов за пределами детского сада.

Этапы создания экологической тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

- Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

- Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружков. Для малышей в кружочках можно нарисовать крупные рисунки (бабочка, дерево, птичка, цветок) и соединить все эти рисунки линией – дорожкой по которой они идут от одного объекта к другому.

- Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.

- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

- Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

 

- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Автор Мунтян Светлана Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 3291
Номер материала 29826
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓