Главная / Обществознание / Методические рекомендации по развитию финансовой грамотности

Методические рекомендации по развитию финансовой грамотности

1. Обоснование для разработки программы

Времена, когда многие считали, что деньги детей развращают, уже прошли. Многие родители в наше время начали понимать, что в современном мире ребенок должен не только уметь считать деньги для покупки мороженого в магазине, но уметь управлять своими финансами. Однако не многие родители пришли к такому выводу, и опыт прошлых поколений показал, что многие родители  оказывают финансовую помощь и поддержку своим детям до тех пор, пока им хватает на это здоровья, сил и возможностей. Но когда силы и возможности иссякают  –  они начинают бить тревогу и просить совета, потому что их уже давно взрослый ребенок никак не может научиться самостоятельной жизни. У  детей  нет стимула что-то предпринимать.

Современные грамотные родители знают, что необходимо уже c младшего детского возраста объяснять детям ценность денег. На сегодняшний день разработано много методик для родителей, как научить детей считать деньги.

В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о массовом внедрении финансовой грамотности в школьное образование. Да и родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами. Согласно исследованию, осуществленному в 2004 году Кембриджским университетом и компанией Prudential Insurance,  около 9 миллионов учащихся выпускных классов в британских школах страдают «финансовой фобией» и «сторонятся любой финансовой информации – от состояния банковских счетов до сбережений и страхования». Результаты опросов 2006 года показали, что 57% взрослого населения Японии не имеет общего представления о финансовых инструментах. 42% американских родителей никогда не обсуждают финансовые вопросы со своими детьми.

В России уровень финансовой грамотности школьников пока никто не изучал. Но чтобы понять, насколько наши подростки отстают от американцев, достаточно посмотреть и на общероссийские исследования. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос, по результатам которого сделало неутешительный вывод: несмотря на очевидный рост доходов населения финансовая грамотность и осведомленность граждан об основных финансовых игроках и предлагаемых ими услугах крайне низка. Средний россиянин знает лишь о вкладах до востребования (68%), приеме банками коммунальных платежей (55%), валютообменных операциях (46%), кредитовании на неотложные нужды (45%), срочных вкладах (42%) и перечислении на счет зарплат и пенсий (41%). Менее известны кредиты: на покупку недвижимости (39%), автомобиля (39%), ипотека (36%). С такими услугами, как банкомат и пластиковая карта, знакомы лишь 38 и 29% респондентов соответственно. Кредитная карта известна каждому третьему участнику опроса, а 32% россиян знают о переводе денежных средств в другой город или страну. Причем россияне предпочитает тратить деньги, а не копить. При этом те, кто все-таки инвестирует средства, делают это традиционно — при помощи депозитов (33%), а 49% россиян не доверяют даже банкам. По данным НАФИ, уровень вовлеченности населения в другие виды управления финансами — ПИФы, акции и др. — очень низкий. Так можно ли ожидать от российских подростков высокого уровня финансовой грамотности, если и взрослые демонстрируют далеко не впечатляющие показатели?

Видимо, для решения этой проблемы государство и бизнес планируют вложить около 500 млн. долларов на реализацию программы повышения финансовой грамотности. По словам зам.руководителя комитета Госдумы по банкам Анатолия Аксакова, программа будет включать учебные курсы в вузах (нечто вроде курсов для взрослых, частично субсидированных государством и бизнес - сообществом), специальные уроки в школе в рамках предмета "экономика", создание терминологических словарей, социальные рекламные ролики по телевидению. Минфин уже занимается согласованием программы с правительством, а бизнес-сообщество собирает средства на немедленное просвещение. Уже сформирован фонд, в который внесли деньги первые семь банков.

Уже хорошо. Но, к сожалению, в современной школе нет отдельного курса «Финансовая грамотность». А перед учителями стоит важная задача: объяснить детям необходимость планирования своих финансов. Повышение финансовой грамотности учащихся сегодня отвечает современным запросам общества. Вчерашним школьникам, вступающим во взрослую жизнь, нужны прикладные навыки, которые позволят эффективно и в полной мере использовать возможности финансовых учреждений для образования, личной карьеры. На помощь приходят учителя «Обществознания» и классные руководители. Найти где-то методический материал очень сложно. Вот и приходится самим разрабатывать собственные методики. Учителю необходимо объяснить детям, что человек без денег в этом мире существовать не может, ну, если, конечно, он не затворник в монастыре, хотя и монастырю на его содержание требуются деньги. Человек при помощи денег оплачивает свои потребности в еде, одежде, жилье и прочие. И эти деньги он должен заработать, т.е. приложить определенный труд, а если не труд – то творчество, фантазию, организационные способности, знания и затратить на это какое-то время, чтобы получить деньги, на которые он может прожить.

2. Цель и задачи программы

Цель данной программы -  воспитание в детях правильного мышления и выработки правильного отношения к финансам, чтобы они вошли во взрослую жизнь финансово подкованными, и для них не будет проблемой вопрос  управления своими финансами  – сбережениями, инвестициями или тратами. 

Какие же знания должен получить ребенок. Он должен постичь азы финансовой грамотности – комплекс знаний и навыков, которые помогут решать любые финансовые вопросы:

Это понимание природы и функции денег

Умение ценить деньги

Умение считать деньги

Умение составлять финансовый отчет

Умение зарабатывать и создавать источники дохода

Умение экономить и сберегать

Умение тратить деньги и жить по средствам

Умение возвращать долги

Умение делиться

Умение приумножать деньги

Умение пополнять свои финансовые знания

Умение защищать свои деньги и основы элементарной финансовой безопасности

Умение обсуждать денежные вопросы и анализировать свои поступки


Задачи, которые мы ставим перед собой:

  • Научить ребёнка самостоятельно разбираться в личных финансах.

  • Научить правильно распоряжаться своими карманными деньгами.

  • Научить планировать свои финансовые цели.

  • Научить основам управления своим  капиталом.

  • Научить поисковой деятельности.

  • Выработать в себе хорошие привычки.

3.Реализация программы

Эффективным приемом преподавания экономики являются развивающие игры, которые стимулируют активность детей, формируют способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, поддерживают интерес к предмету. Разработаны игры различных типов:

  • проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы;

  • обучающие игры, рассчитанные на закрепление знаний, полученных
    на уроке;

  • игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихся по всему пройденному материалу.

На проведение последних желательно отвести целый урок. Задача учителя — организовать эти игры так, чтобы они носили не только образовательный, но и праздничный, соревновательный характер. Формы организации этих уроков могут быть разнообразны. Рекомендуем такие игровые формы, как «Брейн -ринг», «Путешествие в страну Экономика», «Звездный час», «Как стать миллионером», «Экономический КВН» и другие известные формы организации интеллектуальных игр.

Сегодня многие классные руководители стараются провести классные часы по теме «Финансовая грамотность». Что же можно предложить им в помощь. В нашей школе учителями истории и обществознания были разработаны классные часы в помощь классным руководителям. Начиная с начальной школы можно с детьми играть на заданную тему.


Начальная школа.

В начальной школе можно провести игру «Денюшки дяди Скруджа». Игра может пройти в виде КВНа. В доступной форме ребятам рассказывают историю появления денег (можно устроить театральное представление, небольшой спектакль могут показать ребята постарше). Далее ребятам предлагается потратить полученные от родителей деньги. В этом возрасте мало кто из них задумывается над вопросом: А можно ли деньги приумножить?



D:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\10 б 2009\DSC00857.JPGD:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Наш класс\ПРАЗДНИК МОРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ\S2400794.JPG

D:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Наш класс\ПРАЗДНИК МОРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ\S2400797.JPGD:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Наш класс\ПРАЗДНИК МОРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ\S2400802.JPG

Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Успешный пример интеграции знаний в области личных финансов в курс математики может служить опыт Франции, приведенный в таблице.

Интеграция знаний в области личных финансов в курс математики

3 класс

4 – 5 класс

6 класс

Понятия:

доход (заработная плата, премии, доходы работников непроизводственной сферы, пособия)

Практические навыки: расчет налогов по заработной плате.

Понятия: покупки (цены и их виды, издержки производства, спрос и предложение, оптовые и розничные покупки, что выгоднее – купить или арендовать, покупка в кредит).

Практические навыки:

расчет экономии по покупкам.

Понятия: польза торговли, роль денег, доходы и карманные деньги, составление бюджета Практические навыки: расчет экономии на покупках.

Понятия: покупки (цены и их виды), услуги и цены на них.

Практические навыки:

расчет скидки с цены

Понятия: кредитная карта

Практические навыки: пользование банкоматом

Понятия: банкноты, монеты, чеки, кредитные карты, сбережения.

Практические навыки: понимать разницу между

текущим счетом и сберегательной книжкой

Понятия: валюта (доллар, евро и др.)

Практические навыки: расчет обменного курса валют

Понятия: кредит, займы, процент (различия между кредитом и займами, простые и сложные проценты)

Практические навыки: расчет процента



5 класс. Игра «Монополия».

Мы предлагаем поиграть на классном часе в хорошо известную игру «Монополия». В игровой форме дети осваивают такие финансовые инструменты как:

  • игры на фондовом рынке акций;

  • купля/продажа недвижимости;

  • создание, развитие и продажа бизнесов.

Даже если они дома играют в эту игру с родителями, поверьте, с одноклассниками игра им покажется более интересной.

Также можно провести классный час «История появления денег». На этом занятии детям будет интересно не только узнать историю появления денег, но и попытаться самим сделать чеканные монеты. Это забавное занятие пришлось пятиклассником по душе.



hello_html_m665f794f.png











C:\Users\test\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN3431.jpgC:\Users\test\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN3439.jpg



6 класс. Составление «Бизнес-плана».

После изучения блока «Экономика» по обществознанию мы предлагаем провести ярмарку. Но перед этим детям даётся задание: «составить свой бизнес- план». Используя полученные знания, дети просчитывают, что они хотели производить, где можно закупить необходимый материал, каковы будут затраты, какова себестоимость производимого товара, какую прибыль они желают получить и какова она на самом деле получается в итоге, ведь желаемое не всегда совпадает с результатом. Свой бизнес-план ребята оформляют в виде папки, а свою продукцию приносят на специально организованную в школе ярмарку. Как правило, дети остаются довольными. Правда, заработав свои первые деньги, они их тут же тратят, покупая у своих одноклассников продукцию, тоже сделанную своими руками.

D:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Наш класс\Ярмарка\S2400103.JPGD:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Наш класс\Ярмарка\S2400105.JPG

D:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Наш класс\Ярмарка\S2400102.JPGhello_html_m30351288.png





D:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Наш класс\Ярмарка\S2400108.JPGD:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Наш класс\Ярмарка\S2400106.JPG

7 класс.

В седьмых классах на выбор можно предложить два варианта проведения классных часов.

Первый: можно рассказать о людях, которые собственным трудом заработали свой первый миллион (это могут быть известные меценаты нач. XX века, можно рассказать о бизнесменах XXI века и т. д.). При этом следует сделать акцент на то, сколько усилий необходимо приложить, чтобы добиться финансового успеха.

Второй: можно провести «Суд над инфляцией». Учащиеся 7 класса знакомы с понятием «инфляция», поэтому с большим интересом поиграют в эту игру. Игру можно сделать в виде спектакля, с костюмами, декорациями. Игра поможет больше узнать об «инфляции», будет способствовать развивают монологической речи, умению публичного выступления. Учащиеся получат представление о профессиях работников суда, корреспондента, понимание важности профессий судьи и адвоката при вынесении справедливого решения.

8 класс. Интеллектуальная игра « Путешествие в экономику».

Тема классного часа была выбрана не случайно. Мы живём в эпоху развитых рыночных отношений. Целью игры стало раскрытие таких понятий как «свободный рынок», «экономические условия жизни», «спрос», «предложения», «равновесие». Подготовка к игре не требует большой подготовки, но вызывает огромный интерес у учащихся, так как они решают экономические задачи, помогая сказочным героям. Для проведения игры класс делится на 3 группы, каждая из которых получает пакет экономических задач. В течение 10 минут они решают задачи, а потом идёт совместное их обсуждение.

Вот примеры этих задач.

1группа.

Задача1.1 В стране Лилипутии были три стада божьих коровок: у Тома, Тима и Тума. В стаде Тома было 58 божьих коровок, стадо Тима насчитывало на 12 коровок больше, а у Тума было на 4 божьих коровки меньше, чем у Тома. Сколько всего божьих коровок было в Лилипутии?

Задача1.2 Корова Крошечки-Хаврошечки давала от 5 до 12литров молока в день в зависимости от времени года. Из 1л молока можно получить 100г масла. Какое максимальное и минимальное количество масла может сделать Крошечка- Хаврошечка за неделю?

Задача 1.3 В Изумрудном городе 12 заводов занимаются обработкой изумрудов, на 3 завода больше работают в пищевой промышленности, а остальные – секретные заводы Волшебника Изумрудного города. Сколько в Изумрудном городе секретных заводов, если общее количество заводов вгороде56?

Задача 1.4 В Цветочном городе 800 предприятий. 40% из них принадлежат пищевой промышленности, 30% - лёгкой промышленности. На сколько предприятий больше работает в пищевой промышленности.

Задача 1.5 После окончания школы г. Простоквашинска 40% её выпускников поступили в технические вузы,20% - в гуманитарные, 30%- в колледжи, а остальные пошли работать. Сколько человек сделали выбор в пользу работы и сколько решили продолжать образование, если число выпускников составило 70 человек?

2 группа.

Задача2.1 В городе Еловый Бор медведь Топтыгин открыл пекарню по выпечке медовых пряников. На изготовление 1 кг пряников идёт 200г мёда. Сколько мёда должен купить на пасеке Топтыгин для выпечки 350 кг пряников? Сколько пряников он сможет предложить потребителям, если на пасеке ему продадут 29 кг мёда?

Задача 2.2 Предприятия Сиреневого города работают в условиях ценрализованного планирования. Ежемесячно по плану фабрика мягкой мебели должна выпускать 120 диванов и 200 кресел. Для изготовления1 дивана требуется 12 м обивочной ткани и 100 гвоздей. Для изготовления 1 кресла нужно на 7м ткани меньше и 60 гвоздей. Сколько ткани и гвоздей ежемесячно должен требовать от плановых органов директор мебельной фабрики?

Задача 2.3 В Осиновой Роще процветал свободный рынок. Фабрика Лисы ежемесячно производила 26 велосипедов. Техническое ателье волка изготовляло в месяц на 3 велосипеда меньше, а частный предприниматель Заяц в своей мастерской собирал на 7 велосипедов меньше, чем Волк и Лиса вместе. Сколько велосипедов ежемесячно предлагалось жителям Осиновой Рощи?

Задача 2.4 Пьеро обладал денежной суммой в размере 17000 карабасиков. Банк « Буратино» предоставил ему кредит в 25000 карабасиков. Сколько станков сможет теперь купить Пьеро для своей фабрики музыкальных инструментов, если один станок стоит 5 базилок 25 карабасиков? (1базилка=100карабасикам)

Задача 2.5 Лягушка- Путешественница привозит из-за границы пляжные костюмы для продажи. За ввоз одного костюма она платит пошлину 5 кваков. В зимнее время пошлину уменьшают до 3 кваков. Сколько кваков съэкономит Лягушка-Путешественница, если она зимой привезёт партию в 150 пляжных костюмов? Сколько пляжных костюмов она сможет купить на сэкономленные деньги, если за 1 костюм она платит 4 чуня. ( При обмене валюты за 1 чунь дают 3 квака.)

3 группа

Задача3.1 Мебельная мастерская папы Карло в течение 28 дней изготавливала ежедневно 15 парт. Сколько дней работал Джузеппе Сизый Нос, если предложение его мастерской на 192 парты меньше, чем у папы Карло, и ежедневно он изготавливал 19 парт?

Задача3.2 Волк занялся разведением кроликов. Ежедневно он покупал у лесника Барсука по 4 кг травы для каждого кролика. Как изменился спрос Волка на траву, если его конкурент Лиса похитила у него 13 кроликов.

Задача 3.3 В фирме «Теремок», производившей замки с секретом, работали 3 слесаря-мастера. За один день они изготавливали 75 замков. В декабре на работу в « Теремок» приняли в качестве учеников Мышку- Норушку и Лягушку- Квакушку. Ученик производит в день на 7 замков меньше, чем слесарь – мастер. Сколько замков предложит

« Теремок» потребителям в декабре, если фирма работала без выходных?

Задача 3.4 Сова открыла в Волшебном Лесу месячные курсы переводчиков. В марте спрос на эту услугу увеличился в 3 раза по сравнению с февралём. Сколько переводчиков подготовила Сова в феврале, если за февраль и март свидетельство об окончании курсов получили 16 клиентов?

Задача3.5 Ателье кота Базилио «Оптика» изготавливало очки. В мае спрос на очки увеличился в 2 раза по сравнению с апрелем. Сколько пар очков было продано в мае, если за два месяца (апрель, май) кот Базилио продал 222 пары очков?

Подведение итогов классного часа.

9 класс. «Управление бюджетом».

В этом году в нашей школе прошла интересная игра под названием «Виртуальная семья». В ходе занятия ребятам были предложены «ситуационные кейсы», которые они должны были решить, используя всю свою находчивость и сообразительность. В каждом из кейсов описывалась семья разного социального положения и достатка, для которой надо было рассчитать статьи доходов и расходов, а также оптимизировать семейный бюджет и определить точный срок, когда семья сможет материализовать свои мечты. Было необходимо спланировать бюджет, исходя из предстоящих расходов: одной "семье" надо было подготовиться к Новому году, другой отправиться в отпуск, третьей предстояло отпраздновать сразу два дня рождения. Ребята сами рассчитали свой доход, исходя из профессий "членов семьи", а затем сосчитали сумму расходов, которые они сделают, не забывая о регулярных платежах таких, как "оплата коммунальных услуг". Очень важно было рассчитать бюджет так, чтобы было предельно ясно, сколько денег нужно на жизнь, и сколько можно потратить на свое усмотрение.
Любой член виртуальной семьи мог вносить свои пожелания и коррективы на рассмотрение. Например, если у кого-то из членов семьи будет в этом месяце день рождения, нужно всем участникам подытожить все расходы и скорректировать бюджет. В таком случае один из присутствующих может заявить: "Каждый месяц мы тратим приблизительно 7500 руб. на еду, но в следующем месяце у нас два дня рождения, что серьезно повысить наши расходы на питание. Я предлагаю объединить два дня рожденья и сделать одну вечеринку, выделив на нее 2000 руб." За это предложение можно проголосовать и, если все согласны, учесть его в составленный ранее бюджет. Если участники решат, что сумма очень большая, нужно будет либо сделать вечеринку скромнее, либо пересмотреть расходы на основное питание и попробовать на чем-либо сэкономить.
Учащиеся с большим интересом играли в эту игру, давали практические советы.

Надеюсь, эта игра поможет детям понять, что составление бюджета и принятие решений относительно денег достаточно тяжёлая работа, что принятие решений должно быть коллективным, а также каждый участник сможет оценить финансовую сторону всего, чем они занимаются.

C:\Users\test\Desktop\Предметная неделя 2011-2012 уч. год\Предметная неделя 2011-2012 уч. год\СтаценкоО.Н\Фото с конкурса\DSC00298.JPGC:\Users\test\Desktop\Предметная неделя 2011-2012 уч. год\Предметная неделя 2011-2012 уч. год\СтаценкоО.Н\Фото с конкурса\DSC00277.JPG

10-11 классы. «…Финансистом - хорошо, пусть меня научат… или Как найти МИЛЛИОН в своем кармане».

Реализовать подростковые амбиции возможно не только за счет получения в будущем успешной работы и достойной зарплаты, но и в умении управлять своим личным капиталом. Старшеклассникам мы предлагаем поиграть в интеллектуальную игру: «..Финансистом-хорошо, пусть меня научат… или как найти миллион в своём кармане». Данное мероприятие проводится на параллель 10 классов. Разработка мероприятия представлена в Приложении.

C:\Users\test\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN3442.jpghello_html_cb63ec1.png

hello_html_m4d242d80.png

C:\Users\test\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN3444.jpg

Можно предложить 10-тиклассникам поиграть в КВН: «…Поэтом можешь ты не быть, но финансистом быть обязан…».

D:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\36D544D5CCA2-27.jpg

Также уже традиционными стали встречи наших старшеклассников с известными людьми, добившимися успеха в карьере. Беседы проводятся не в принуждённой атмосфере. Учащиеся часто задают каверзные вопросы, а гости с удовольствием на них отвечают.

D:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Урок с Крашенинниковым\DSC00835.JPGD:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Урок с Крашенинниковым\DSC00844.JPG

D:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Урок с Крашенинниковым\DSC00843.JPGD:\Фото\Моя работа\Мои первые выпускники\Урок с Крашенинниковым\DSC00840.JPG

D:\Фото2\9 а 2011-2012 уч. год\9 класс\профориентация фото\Фото0473.jpg

 

Лекторий для родителей.

Понимая необходимость работы с родителями, мы им предлагаем проведение лектория:  «Практические советы по финансовому воспитанию». Конечно же, родители уже и сами много знают, могут посмотреть материал в интернете или заказать специальный диск по данной теме. Но, к нашему удивлению, на этот лекторий постоянно приходят родители. Для желающих мы предлагаем практические советы. Мы объясняем родителям, что в основе успешного финансового воспитания ребенка лежит нескольких ключевых принципов, которые родители должны донести:

- деньги не цель, а средство для достижения и сохранения независимости;

- откладывать деньги хорошо, копить деньги ради самих денег – плохо;

- тратить следует с умом и в соответствии со своими возможностями:

- деньги-это сила, которую можно использовать и во зло, и во благо.

D:\Фото\Моя работа\Моя работа\Мои любимые учителя\S2400864.JPG


Мы объясняем родителям, что отношение к купюрам закладывается с пеленок – большое влияние на детей в этом процессе оказывает поведение родителей. Среди распространенных ошибок воспитания – оплата хороших отметок и работы по дому. Отпрыск должен ставить перед собой цели и стремиться к их выполнению – поэтому учиться, а помогать близким – потому что он их любит. Для мотивации уборки или успеваемости лучше также находить нематериальные стимулы. Штрафы за плохую учебу или плохое поведение недопустимы, зато будет правильно привлечь ребенка к исправлению своих ошибок, например, восстановлению испорченного им.
Мы предлагаем родителям 10 упражнений для развития финансовых навыков, разработанных Джолайном Годфри – одним из ведущих специалистов, занимающихся в США финансовым воспитанием детей, в своей книге "Как научить ребенка обращаться с деньгами".

1 упражнение: Умение экономить.

Раскладывайте карманные деньги по трем коробочкам: "Потратить", "Сэкономить", "Отдать". Поговорите   с ребенком о том, что мы тратим, что экономим. Например: откладываем на желанную покупку, поездку,   оплачиваем необходимые товары, услуги, сладости, игрушки, а накапливаем впечатления. Посетите банк и откройте ребенку собственный сберегательный или карточный  счет. Почаще заходите в банк, чтобы положить на счет ребенка его карманные или подаренные деньги, которыми он сможет распоряжаться самостоятельно.

2 упражнение: Умение вести счёт деньгам.

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эта задача должна войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально, и вместе с тем не вызывать неприятных ощущений. Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно сообщайте ему о расходах (на корм собаке, на книги или мороженое).

3 упражнение: Умение добиваться достойной оплаты труда.

Можно составить список посильной для ребенка домашней работы и указать диапазон расценок для каждого вида. (В списке могут быть только особые виды работы, а повседневные обязанности должны иметь все члены семьи.) Раз в неделю ребенок должен выбирать один вид работы и обсудить условия оплаты. Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку. Заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.

4 упражнение: Умение тратить с умом.

Планируя поход в магазин или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить – одну вещь подороже или несколько подешевле?  Оговорите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты.

5 упражнение: Умение говорить о деньгах.

Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги. Никогда не бойтесь сказать: "Нам это не по карману", "Мы можем себе это позволить, но я хочу распорядиться средствами по-другому", а потом объясните почему.

6 упражнение: Умение жить по средствам.

Продумайте программу выдачи карманных денег, объяснив, что это не зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться финансами. Предоставьте ребенку возможность, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, самому справиться с последствиями.

7 упражнение: Умение вкладывать деньги.

Вкладывайте деньги в будущее детей. Может, пора начать собирать на обучение в институте. Объясните ребенку, что такое доля и партнерство. "Мы будем равными партнерами по продаже лимонада". Растолкуйте, что вы дадите деньги на сахар и лимоны, а он вложит свой труд, возможно, это положит начало будущему серьезному партнерству.

8 упражнение: Умение проявлять предприимчивость.

Поощряйте предпринимательские проекты. Хвалите за проявление предприимчивости ("Хорошо придумано!", "Какая находчивость!").

9 упражнение: Умение возвращать деньги.

Запишите ребенка в библиотеку и объясните, что брать книги  – почти то же самое, что пользоваться кредитной картой. Заимствуешь учебник, его отмечают в карточке, ты приобретаешь знания, а если не возвращаешь экземпляр в библиотеку, за него приходится платить. Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долг, а не влезать в них.) Если купили что-то для чада и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь обязаны заплатить за покупку банку. И все это несмотря на то, что в магазине вы просто протянули кредитку продавцу, и он вам выдал товар.

10 упражнение: Умение с помощью денег изменять мир.

На праздник, который отмечаете всей семьей, разрешите ребенку  приобрести некоторые продукты из своих денег. К Новому году и Рождеству проследите, чтобы ребенок сам приготовил подарки близким и друзьям.

Литература:

  1. Основы предпринимательской деятельности” под редакцией проф. В.М.Власовой.

  2. Б.А. Райзберг. “Экономика”.

  3. Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц. “Основы рыночной экономики”.

  4. Интернет по адресам http://www.cbr.ru, www wikipedia.ru.

  5. Русские миллионеры.

  6. Б.А. Райзберг. “Экономика”.

  7. Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц. “Основы рыночной экономики”.









Методические рекомендации по развитию финансовой грамотности
  • Обществознание
Описание:

Времена, когда многие считали, что деньги детей развращают, уже прошли. Многие родители в наше время начали понимать, что в современном мире ребенок должен не только уметь считать деньги для покупки мороженого в магазине, но уметь управлять своими финансами. Однако не многие родители пришли к такому выводу, и опыт прошлых поколений показал, что многие родители  оказывают финансовую помощь и поддержку своим детям до тех пор, пока им хватает на это здоровья, сил и возможностей. Но когда силы и возможности иссякают  –  они начинают бить тревогу и просить совета, потому что их уже давно взрослый ребенок никак не может научиться самостоятельной жизни.У  детей  нет стимула что-то предпринимать.

  Современные грамотные родители знают, что необходимо уже c младшего детского возраста объяснять детям ценность денег. На сегодняшний день разработано много методик для родителей, как научить детей считать деньги.

Автор Стаценко Ольга Николаевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2484
Номер материала 8512
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓