Главная / Другое / Методические рекомендации по разработке и проведению игр профориентационной направленности

Методические рекомендации по разработке и проведению игр профориентационной направленности

Межшкольный учебно-производственный комбинат

г.Джанкой















Методические рекомендации

по разработке и проведению игр профориентационной направленности








Составила:

методист МУПК

Сейтхалилова З.Р.













г.Джанкой

2014 г.

Пояснительная записка.



Игра – очень эффективная для восприятия форма работы: взрослому она дает возможность увидеть проблему в целом, а школьнику – на практике приобрести навыки принятия решения и овладеть ролевым поведением. У этой методики есть и свои особенности, требующие последующей корректировки: участники игр зачастую несерьезно воспринимают такую форму, а форма подачи материала не позволяет предложить школьникам большой объем информации. Целесообразно использовать в игре те знания, которые уже имеются у школьников. Задача организаторов – через взаимообмен и взаимокоррекцию привести эти знания в систему.

Цель методической разработки: оказание помощи классным руководителям в разработке и проведении игр профориентационной направленности.


















Условия для достижения максимальной эффективности при проведении игры


Для достижения максимальной эффективности при проведении игры важно стараться выполнять следующие условия:

- поддерживать высокую динамику, не давать участникам отвлекаться (это позволяет лучше осознать моделируемую проблему и поддержать дисциплину);

- соблюдать принцип добровольности (можно наблюдать со стороны, если другие позволят);

- не проигрывать одно упражнение много раз (более 3-5), так как может быть утерян интерес к занятию;

- предоставлять игрокам возможность высказываться как можно больше и чаще;

- при планировании занятия иметь в запасе несколько игровых упражнений;

- не стремиться после каждого упражнения подводить обстоятельный итог: более важен эффект последействия.


Требования, которым должен соответствовать ведущий:


  • умение свободно ориентироваться в профориентационной проблематике;

  • профессиональный такт, уверенность в себе, смелость экспериментатора, владение дисциплиной.


Приемы, способствующие поддержанию уровня игровой дисциплины:


Динамичное ведение игры, ограничение переключения внимания участников. Подключение с использованием вопросов, игровых заданий пассивных или проявляющих неигровую активность участников. Поддерживание дисциплины во время игры невербальными методами. В случае чрезмерной активности рекомендуется введение новых правил во избежание затягивания игры, например: «Прежде чем высказаться – подними руку», «Регламент выступления – 30 секунд», «Громко смеяться можно только стоя» и т.п.


Особенности моделирования игр


Упрощенное информационное обеспечение профориентационной игры (сочетание игры с лекциями, самостоятельной работой школьников). Целесообразно использовать в игре те знания, которые уже имеются у школьников. Задача ведущего - привести эти знания в систему через взаимообмен и взаимокоррекцию.

Профориентационные игры двуплановы: игровая ситуация условна, а поведение ее участников реально. При этом игровое поведение может совпасть реально или частично с реальным решением профориентационной проблемы учащихся. Поэтому игра может оказаться тем стимулятором, который поможет оптанту принять решение.

Наличие игрового конфликта – динамического стержня игры, часто реализуемого через специально заданные противоборствующие роли.

Нежелательно повторное проведение профориентационной игры (отсрочить повторное проведение, провести ее более динамично или внести изменения).

Проведение большинства игр рассчитано на 45-50 мин.

Отсутствие специального отбора участников.


Условно игры, используемые в профориентации, можно разделить на четыре типа:

Игры-«заигрывания»

Не являются строго профориентационными и используются для налаживания контакта с учащимися. Примером таких игр могут послужить игровые ситуации, используемые в тренингах общения, тренировки памяти и внимания, смекалки. Профориентационными эти игры становятся тогда, когда и внимание, и память, и общение будут соотноситься с конкретными профессиями. Рекомендуются игры «Цепочка профессий», «Угадай профессию», викторина «Предмет труда» и т.п.


Игры, моделирующие аспекты профессиональной деятельности

Могут быть ознакомительными и пробными (тренинговыми).

Ознакомительные - информируют школьников об особенностях различных профессий, профессиональных требованиях к сотруднику, условиях труда.

При разработке ознакомительных игр учитывается психологические признаки труда (по Климову):

Осознание необходимости труда, общественной значимости, необходимости его – нравственный аспект;

Владение внешними и внутренними средствами труда (профессиональные склонности, умения, навыки, способности).

Ориентировка в производственных отношениях.

"Формула профессий" (удобна при подготовке игр):

Цель труда

Предмет труда

Орудия труда

Условия труда

Пробные (тренинговые) игры - направлены на самопознание. В них моделируются производственные отношения, общение. Эти игры («Ассоциации», «Стажеры-инопланетяне», «Защита профессий», «Угадай профессию» и т.д.) не отражают специально поставленную проблему профессионального выбора, но, поскольку выбор профессии предполагает знание мира профессий и собственных профессионально важных качеств, проводить их весьма полезно. Применяемые техники "Информационная карта", "Плюс, минус".


Игры, моделирующие построение личного профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив

Личный профессиональный план строится с учетом следующих факторов: профессиональные склонности, общие и специальные способности, уровень притязаний, информированность о мире профессий, мнение сверстников, мнение родителей, потребность общества в кадрах.

Полноценным ЛПП можно считать тогда, когда он учитывает все или наиболее важные из перечисленных факторов.


Другая модель игр третьего типа: общая схема построения ЛПП, состоящая из 9 компонентов:

Осознание труда в жизни общества (ценностно-нравственный аспект)

Дальняя профессиональная цель (мечта), согласованная с другими целями

Ближние профессиональные цели как этапы достижения дальней цели

Резервные варианты и их иерархия

Познание профессий и соответствующих учебных заведений

Познание своих возможностей – реальная оценка внутренних и внешних факторов выбора профессии

Знание путей к достижению цели (особенно ближних) и способов работы над собой

Реальная подготовка к достижению целей; частичная реализация ЛПП; пробные поисковые действия

Другой профессиональный выбор, построение нового ЛПП в случае явного несоответствия своих возможностей выбранным целям

ЛПП строится с учетом вышеупомянутых факторов. При этом значимость каждого из факторов в разных компонентах может быть различной.

Примерами таких игр являются: "Профконсультация", "Защита профессии", "Приемная комиссия", "Ветеран-бездельник", "Ловушки-капканчики", "Звездный час".


Третий тип игр является наиболее общим, включает в себя элементы других типов и в наибольшей мере соответствует задачам профориентации.

Данная группа игр позволяет старшекласснику осознать роль труда в своей жизни и жизни общества, поставить профессиональную цель, согласованную с другими целями, и сформулировать ближние профессиональные цели. Это могут быть игры, симулирующие собеседование с профессионалом, работодателем или приемной комиссией учебного заведения.


Игры моделирующие систему управления выбором профессии со стороны специалистов

Предназначены для подготовки и переподготовки специалистов, занимающихся профориентацией. Игры этого типа можно назвать учебно-профориентационными или управленческо-профориентационными. Это игры, имитирующие взаимодействие различных социальных институтов в системе профориентации (школа, семья, центры профориентации, профессиональные учебные заведения, медицинские учреждения и т.п.).

Проводятся в форме деловой игры-тренинга. Требуют предварительного изучения теоретического материала. Примеры: "Отдел кадров", "Мета-интервью" и т.д.


Игры «жизнедеятельности»

Такие игры предполагают организованное знакомство с историей и содержанием различных профессий и пробу своих сил на практике. Например, «День самоуправления» в школе, «Рациональное питание» в походе, «Демонстрация моделей» в кружке. Главное – активизация участников профориентационного процесса (оптанта).

Достоинства игр: возможность увидеть целостность проблемы, творческое овладение изучаемым материалом, приобретения навыка принятия решения, овладение ролевым поведением и т.д. Недостатки игр: трудность подачи большого информационного материала, несерьезное восприятие метода участниками игры.


Бланковые игры с классом

Организуются таким образом, чтобы консультант имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. При этом у всех игроков имеются свои отдельные бланки, в которых они отражают все свои ходы и результаты. Результаты не должны рассматриваться как традиционная психодиагностика, т.к. в данных методиках моделируются довольно сложные объекты, и процедура проводится в явно нестандартных условиях.

В большинстве игр данного типа моделируются некоторые особенности предпринимательской деятельности с учетом специфики социально-экономической ситуации, сложившейся в России в настоящее время. Поскольку профессии, связанные с бизнесом (с легким зарабатыванием целых состояний), особенно волнуют современных подростков, то профконсультант не должен уходить от специального их рассмотрения. А поскольку данный вопрос весьма деликатный (о таких профессиях кто-то ведь, действительно, искренне мечтает), то специфика игр должна заключаться в том, что в них исключаются моменты морализаторства (типа «деньги должны зарабатываться честным трудом» и т.п.). Лучшая форма рассмотрения этих вопросов – проведение методик в полушутливой, ненавязчивой и интригующей форме.

К методикам данной группы можно отнести следующие: «Купля-продажа», «Я – компаньон», «Торг».


Карточные информационно-поисковые системы (профессьянсы)

Карточные профконсультационные методики созданы для использования интригующей формы работы (раскладывание пасьянсов из карт, карточные игры), используются высокоэффективные операциональные возможности карточных технологий и содержательные моменты профессионального самоопределения и планирования жизни. Главным достоинством карточных технологий являются предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов.

Все профконсультационные карточные методики можно разбить на две основные группы: информационно-поисковые системы и игровые карточные технологии.

В индивидуальных информационно-поисковых системах по определенным правилам школьник составляет из карточек образы своих профориентационных проблем и подбирает пути их решения (методика «Стратегия»), а также образы наиболее привлекательных профессий (методики «Формула», «Что? Где? Когда?»). Таким методикам дали название «профессьянсы» (от слов «профессия» и «пасьянс», т.к. они напоминают раскладывание пасьянсы. Главным преимуществом карточных технологий перед бланковыми тестами является возможность оперативно корректировать совершаемые выборы. Эти корректировки составляют важное условие проведения методик, поскольку профконсультант постоянно должен озадачивать школьника с помощью специальных («провокационных) вопросов и тем самым повышать уровень осознанности и самостоятельности его действий.

Карточные игровые консультационные методики

Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой «спор» консультируемого школьника с ответами, выписанными на карточках, а также определенные призы и наказания за успешность такого спора. В ходе спора консультируемый подросток (или взрослый) обычно сам проговаривает связь тех или иных своих игровых возможностей и достижений игры (например, в какой степени с помощью воли можно избежать участия в преступной деятельности, ведь обычно преступники – это люди волевые… и т.п.). Важной особенностью проведения карточных профконсультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватить моделируемую жизнь в целостности, а не зарываться в обсуждении частных вопросов.

Существуют некоторые «недостатки» и проблемы практического внедрения карточных профконсультационных методик.

  • Во-первых, тратится время: от 40 мин. До 1,5-2 ч в индивидуальных занятиях и от 2 до 3,5 ч групповых карточных играх.

  • Во-вторых, сложности, связанные с выработкой и приобретением данных методик.

  • В-третьих, сложности самостоятельного изготовления профконсультационных карточек. Иногда для изготовления некоторых методик приходится затратить от 6 до 10 часов чистого времени.

  • И, наконец, в-четвертых, сложность самостоятельного освоения данных методик. Но, следует отметить, те специалисты, которые освоили карточные методики своими силами, через некоторое время начинают самостоятельно придумывать аналогичные методики или модифицировать предложенные им варианты.


Настольные профориентационные игры

Настольные карточные игровые методики по сравнению с описанными выше карточными системами позволяют моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах.

В профориентационной игре «Или-Или» участники передвигают свои фишки по игровому полю, совершая выписанные на каждой клеточки ходы, связанные с выбором или отказом от тех или иных составляющих профессионального, жизненного и личностного развития. По сделанным (в виде отобранных карточек) выборам в конце определяется, какой профессиональный и жизненный стереотип удалось реализовать каждому участнику. В другой настольной игре – «Страна богатых и умных» моделируется общественное устройство государства. Игроки выполняют различные роли (банкира, министра экологии, министра образования, министра безопасности, министра здравоохранения и др.). В ней так же происходят различные события, на которые следует как-то реагировать (желательно сообща). Если удается преодолеть проблемы, то получается процветающее государство («страна богатых и умных»), если нет – получается «страна дураков». В связи с тем, что эти игры сложно издавать, а самостоятельно рисовать их готовы далеко не все консультанты, был придуман еще более упрощенный вариант игры с использованием обычных игральных карт (две полные колоды).


Тематические квесты

Квест – чрезвычайно популярная в настоящее время у молодежи форма проведения досуга и обучения, многие компании (например, операторы мобильной связи, автодилеры) используют ее для продвижения своих товаров и услуг. Квест представляет собой игру (компьютерную или на местности), в которой команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Побеждает игрок или команда, первыми выполнившие все задания и пришедшие к конечной цели.

Такая игровая форма может быть использована применительно к любому виду деятельности, в данном случае – к реалиям любой профессии или специальности. Плюсом компьютерных квестов является то, что они позволяют распространять действие игры на участников из нескольких регионов. Однако разработка компьютерного квеста – достаточно дорогостоящее предприятие. Поэтому учебным заведениям рекомендуется организация «реального» квеста – игры на местности, во время которой участники будут не только участвовать в интересном приключении, но и знакомиться с различными профессиями. Некоторые учебные заведения уже реализуют подобные проекты: «Профессиональный старт», «Марафон за профессией».



































Методические рекомендации по проведению профориентационной игры для старшеклассников «Кто нужен нашему городу?»


Игра может быть использована в профориентационной работе с учащимися 8-11 классов, при этом не предъявляет особых требований к количественному составу участников.

Цель: сформировать у учащихся представление о востребованных на рынке труда профессиях, способствовать осознанному выбору профессионального пути.

Ресурсы: ватман с графическим изображением круга, разделенного по сферам профессиональной деятельности (см.приложение 2), проектор, рефлексивные таблицы для учащихся (см. приложение 1), бумажные (картонные) квадраты для наклеивания (по количеству участников), корабль, изображенный на листе бумаги, сюжетные картинки (дерево, гусеница, корзина) для проведения рефлексии.

Время проведения игры: 45-60 мин.

Возраст участников: учащиеся 10-11 классов

Форма работы для учащихся: игра с элементами дискуссионно-группового обсуждения, индивидуальная работа с рефлексивными таблицами.

Поскольку игра – это активный метод профориентационной работы, то предполагается коллективное участие старшеклассников. Поскольку игра достаточно продолжительна по времени, рекомендуется активизировать и поддерживать внимание за счет использования разнообразных средств. Таковыми средствами в данной игре являются разнообразные наглядные средства, компьютерная презентация, активизирующие упражнения, возможна корректировка сценария и способов активизации внимания. Игра требует специальной подготовленности ведущего, в частности знание статистики рейтинга востребованных профессий в своем городе, регионе.


Сценарий профориентационной игры

«Кто нужен нашему городу?»


Ход игры:


1. Приветствие:

-Добрый день, ребята!

-Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поучаствовать в игре «Кто нужен нашему городу?» Мы отправимся в кругосветное плавание на корабле под названием «Выбор профессии».


Введение:

Профессий много, каждая по-своему нужна и необходима, есть профессии, которые ушли от нас в далекое прошлое, а есть те, которые являются современными, модными, популярными и престижными.

Каждый из вас сейчас на пороге выбора. Скажите, пожалуйста, какими вы будете руководствоваться факторами, совершая свой профессиональный выбор?

(Учащиеся называют факторы выбора профессии)

Итак, одним из перечисленных вами факторов является такой фактор, как востребованность профессии на рынке труда. Внимательно посмотрите на паруса нашего корабля, что за надписи на них?

Да, это факторы выбора или формула выбора профессии. Наш ведущий парус имеет лозунг «Востребованность на рынке труда», вот об этой составляющей выбора профессии мы сегодня и поговорим. Сегодня вы узнаете о тех профессиях, которые востребованы на современном рынке труда, задумаетесь над собственным выбором, попробуете совершить его в игровой форме. Также вам необходимо будет обосновать свой выбор, ответив на несколько вопросов в специальных таблицах.

Знаете ли вы, на данный момент, какие профессии являются самыми востребованными?

(Учащиеся отвечают, называют профессии)


Итак, отправляемся в плавание на нашем корабле. Прошу вас переместиться в каюту №1 - «Кинозал»

2. Основная часть:

В нашем мини-кинозале сейчас вам будет показан видеоролик, его смысл - скрыт в сюжете, ваша задача – увидеть связь с тематикой нашей сегодняшней встречи.

(Показ видеоролика, обсуждение). Видеоролик направлен на активизацию внутренних ресурсов учащихся, его сюжет отражает сущность формулы выбора профессии «Хочу – Могу – Надо»

Теперь прошу вас переместиться в каюту №2 – каюту размышлений и выбора.

Внимательно посмотрите на круг, изображенный на ватмане, круг разделен на сектора по сферам профессиональной деятельности (экономика и торговля, транспортное сообщение, машиностроение и металлообработка, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство и архитектура, полиграфия и бумажная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, пищевая промышленность, ресторанное дело, туризм, досуг, услуги, спорт, текстиль и мода, скульптура и живопись, театр и музыка, кино и журналистика, реклама, электроника, математика, медицина и фармакология, социальные службы, образование, иностранные языки, военное дело, юриспруденция).

Вам необходимо совершить выбор, наклеив красный квадратик на ту область, которая привлекает по той или иной причине.

(Ребята наклеивают квадратики на выбираемые сферы деятельности).

Итак, все сделали свой выбор. Теперь давайте посмотрим, в какой сфере профессиональной деятельности у нас оказалось больше всего наклеенных квадратиков.

А теперь предлагаю вам высказать свое мнение, почему вами была избрана именно эта область профессиональной деятельности. Давайте обсудим каждый сектор.

(Ребята высказывают свои мнения и обоснования выбора, групповая дискуссия)


Вопросы для групповой дискуссии:

  1. Насколько возможно построение карьеры в данной сфере профессиональной деятельности?

  2. Готовы ли вы, чей выбор находится в самых популярных областях, к высокой профессиональной конкуренции?

  3. Каковы перспективы развития отрасли через 5-7 лет?

  4. Какими факторами вы руководствовались, в первую очередь, совершая свой профессиональный выбор?

  5. Каковы шансы поступления в профессиональное учебное заведение по избранной специальности (отрасли профессиональной деятельности)?

А теперь предлагаю вам переместиться в каюту №3 – каюту погружения. Сейчас представлю вам небольшой информационный блок – статистику самых востребованных на сегодняшний день профессий (в виде презентации с комментариями слайдов). Ваша задача: после просмотра презентации высказать свое мнение относительно востребованных профессий, соотнести его с тем выбором, который совершили вы в начале игры. (см. приложение 3)


3.Заключительная часть:

А теперь предлагаю вам каждому индивидуально заполнить рефлексивные таблички, ответив для себя на несколько вопросов. (см. приложение 1)

И, наконец, давайте переместимся в каюту №4 – каюту понимания и осмысления и познакомимся со следующими персонажами:

-гусеница;

-дерево;

-корзина.


4. Рефлексия:

Я предлагаю вам на бумажных яблочках написать то, что вам понравилось или на понравилось сегодня на занятии, а также то, что осталось непонятным и разместить яблочки следующим образом:

  • то, что понравилось «возьму с собой» положи в корзину;

  • то, что не понравилось – «отдай» гусенице;

  • то, что осталось непонятным – оставь «на дереве».



Список литературы:


1. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: метод. пособие/ Е.В. Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.

2.Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб, 2005.

  1. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2006.

  2. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2006.



Приложение 1

Рефлексивная таблица учащегося

Ф.И.О.______________________________



Вопросы

Ответы

1.

В какой области сделан выбор и что этому способствовало?


2.

Каково состояние дел в данной отрасли сейчас? Каковы возможности развития отрасли в будущем?


3.

Каковы шансы карьерного роста в данной отрасли?


4.

Какие институты готовят специалистов для данной области? Какой конкурс при поступлении в ВУЗ?



Приложение 2

Сферы профессионального выбора

Экономика и торговля, транспортное сообщение, машиностроение и металлообработка, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство и архитектура, полиграфия и бумажная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, пищевая промышленность, ресторанное дело. туризм

досуг. услуги. спорт, текстиль и мода, скульптура и живопись, театр и музыка, кино, радио и журналистика, реклама, новые специальности, электроника, науки – математика, химия, медицина и фармакология, социальные службы. образование, иностранные языки, военное дело, юриспруденция. государственная служба


Приложение 3

Примерный рейтинг востребованных профессий


1. Рейтинг востребованных профессий (на ближайшие 7 лет)

1. Специалисты ВУЗов

по специальностям:

  • «Физико-математические науки»

  • «Информатика и вычислительная техника»

  • «Сфера обслуживания»

  • «Информационная безопасность»

  • «Естественные науки»

  • «Геодезия и землеустройство»

  • «Авиационная и ракетно-космическая техника»

  • «Оружие и системы вооружения»

  • «Морская техника»

  • «Автоматика и управление»

  • «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

2. Специалисты со средним профессиональным образованием:

  • «Металлургия, машиностроение и металлообработка»

  • «Сфера обслуживания»

  • «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»

  • «Строительство и архитектура»


2. Спрос и предложение на рынке труда по данным Минобрнауки РФ

  • В 2015 году количество выпускников ВУЗов превысит потребности экономики на 364 тысячи 750 чел.

  • Дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312 тысяч 640 чел.


3.Краевой рынок труда. Рейтинг востребованных профессий:

  • водители и машинисты подвижного оборудования (2313вакансий)

  • рабочие мелаллообрабатывающей и машиностроительной промышленности, операторы, аппаратчики, машинисты, слесари-сборщики оборудования (2299вакансий)

  • строители – монтажники и родственные профессии (2782 вакансии)

  • работники сферы индивидуальных услуг защиты граждан и собственности (2187вакансии)


Служащие:

  • специалисты здравоохранения – 855 вакансий

  • специалисты образования (высшей и средней квалификации) (727вакансий)

  • специалисты физических и инженерных направлений деятельности (619вакансий)

  • архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий (555вакансий)

  • специалисты по финансовой, административной и социальной деятельности (490вакансий)




Методические рекомендации по разработке и проведению игр профориентационной направленности
  • Другое
Описание:

Игра – очень эффективная для восприятия форма работы: взрослому она дает возможность увидеть проблему в целом, а школьнику – на практике приобрести навыки принятия решения и овладеть ролевым поведением. У этой методики есть и свои особенности, требующие последующей корректировки: участники игр зачастую несерьезно воспринимают такую форму, а форма подачи материала не позволяет предложить школьникам большой объем информации. Целесообразно использовать в игре те знания, которые уже имеются у школьников. Задача организаторов – через взаимообмен и взаимокоррекцию привести эти знания в систему.

 

Цель методической разработки: оказание помощи классным руководителям в разработке и проведении игр профориентационной направленности.

Автор Сейтхалилова Зоре Рустемовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 795
Номер материала 35891
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓