Главная / Музыка / методические рекомендации по работе над прелюдией №4 Э. Вила Лобоса

методические рекомендации по работе над прелюдией №4 Э. Вила Лобоса


Министерство культуры РФ Комитет по культуре Администрации Волгоградской области ГКОУКВОСПО «Камышинский колледж искусств»












Рекомендация по работе над музыкальным произведением Э. Вила Лобоса - прелюдия №4 в классе шестиструнной гитары


Учебно-методическое пособие






















Работу выполнил

преподаватель ОНИ

Белан П.С.




Камышин 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………..


Жанр инструментальной пьесы - прелюдия…………………


Э. Вила Лобос ………………………………....................................


Разбор прелюдии № 4 Э. Вила Лобоса…………………………....


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………


















































СОДЕРЖАНИЕ








Прежде чем разучивать музыкальное произведение, необходимо определить его жанровую принадлежность, разобраться в форме, фактуре, динамике, аппликатуре, способах звукоизвлечения и др.

Желательно узнать о жизни и деятельности композитора, его творчестве и особенностях музыкального письма. Все это поможет понять и правильно исполнить музыкальное произведение. После этого можно приступать непосредственно к разучиванию и работе над исполнительскими трудностями произведения, а также к музыкально-художественной отработке пьесы в целом. Уже выученное произведение нужно проигрывать систематически, ежедневно работать над сложными тактами, совершенствуя их исполнение.

Когда все в музыкальном произведении выучено до мельчайших тонкостей: пассажи, кантилена, всевозможные приемы, оттенки, динамика, ритм, агогические оттенки, исполнитель сосредоточен, тогда он чувствует свободу и уверенность.

Мастерство приобретается не только большим трудом и выступлениями перед публикой, но и всесторонним развитием интеллекта; надо читать много художественной литературы, посещать концерты солистов-музыкантов, симфонические концерты, театры, слушать CDDVD записи, уметь из всего извлекать для себя большую пользу – учится больших мастеров большому Искусству.

















Прелюдия – это, как правило, инструментальная пьеса, основным назначением которой сначала являлось предварение какого-нибудь инструментального или вокального произведения, считающегося основным, главным. Прелюдия должна была либо настроить исполнителей и слушателей в соответствующем этому главному сочинению духе, либо, наоборот, сделать переход к нему более контрастным. Поэтому первые прелюдии (относящиеся к XV веку) чаще всего импровизировались исполнителем и имели свободную форму. В творчестве композиторов XVIIXVIII веков прелюдия стала неотъемлемой частью цикла (старинная сюита, прелюдия и фуга), её форма стала более строгой, хотя и сохранила черты импровизационности. В XIX веке (в первую очередь у Ф. Шопена прелюдия приобрела новый облик – она стала лирической инструментальной миниатюрой, отражающей какое-либо одно эмоциональное состояние.

Убедительным подтверждением такой трактовки этого жанра служат и прелюдии Э. Вила Лобоса.


Эйтор Вила Лобос (1887 – 1959) – выдающийся бразильский композитор, фольклорист, педагог. Начав под руководством отц свой музыкальный путь с освоения виолончели, в дальнейшем Вила Лобос освоил игру на многих музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре. Оставив обучение в Национальном музыкальном институте в Рио-де-Жанейро, Вила Лобос совершенствуется в Париже, где знакомится с композиторами М. Равелем, С. Прокофьевым, М. де Фальей, которые оказали большое влияние на его творчество.

Вернувшись на родину, Вила Лобос помимо композиторской деятельности занимается организацией единой системы музыкального образования в Бразилии. Под его руководством была создана сеть музыкальных школ, образована Академия хорового пения, Бразильская академия музыки, президентом которой был сам композитор.

Деятельность Вила Лобоса получила широкое признание на родине и за рубежом. Он создал огромное – около двух тысяч – количество произведений в самых разнообразных жанрах: оперу, оперетту, балеты, оратории, симфонии, симфонические поэмы, концерты для разных инструментов (в том числе концерт для гитары с оркестром), камерные ансамбли, хоры, фортепианные произведения, песни. В богатом наследии Вила Лобоса есть произведения для гитары, ставшие же гитарной классикой XX века. Среди них «Пять прелюдий для гитары соло».

Источником создания большинства гитарных сочинений Вила Лобоса послужило его знакомство и общение с Сеговией. Сеговия высоко ценил произведения Вила Лобоса для гитары и признавался, что они привлекают его самобытными мелодиями, ритмикой, необычными гармониями.

Справедливо утверждение, что Вила Лобос создал собственные технические приемы, по новому подошел к гитарной фактуре под влиянием Сеговии. Неоспоримо также влияние на композитора европейской школы импрессионизма, что в сочетании с национальным колоритом дало такой замечательный художественный эффект. Вместе с тем оригинальная трактовка выразительных возможностей гитары обусловлена, по видимому, и некоторыми недостатками в владении инструментом Вила Лобосом (что, в частности, отмечал и Сеговия). Действительно, если посмотреть ряд пьес композитора, то можно заметить часто повторяемый прием: неизменное положение пальцев левой руки при перемещении их по грифу сочетании с открытыми струнами, что дает очень красивое и непривычное звучание. Возможно, это тот случай, когда недостаток оборачивается достоинством. Талант композитора сделал простой игровой прием своеобразной, только ему присущей особенности.

Вила Лобос настаивал, чтобы его произведения исполнялись без каких-либо вольностей, так, как исполняются произведения И. С. Баха. Гитаристы часто забывают об этом и отталкиваются в своей интерпретации не от внимательного изучения авторских ремарок и самого текста, а от штампов, заимствованных у известных концертантов, чьи «вольности» берутся за эталон.



Э. Вила Лобос. Прелюдия № 4



Прелюдия Э. Вила Лобоса написана в простой трехчастной форме с контрастными по характеру частями. Тема крайних частей пьесы исполняется в медленном темпе, очень напевно и выразительно. Она сопровождается гармоническими фигурациями, звучание которых напоминает колокольный перезвон. Нужно обратить внимание на изменение тактовых размеров в крайних частях. Средняя (вторая) часть прелюдии исполняется с постепенно усиливающимся (лавинообразным) звучанием арпеджированных аккордов к концу части, напоминающим переход слабого движения ветра в сильнейший ураганный шквал. Однако, даже в самом быстром темпе извлекать звуки арпеджио следует четко и ритмически ровно, акцентируя большим пальцем правой руки басовые звуки. Упражнения на восходящее арпеджио из четырёх звуков есть в «Школе игры на классической шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля ( урок № 53 ).

Любая последовательность арпеджио может быть исполнена легко, если кисть эластична. Басовые звуки должны исполняются более энергично.

С первых тактов прелюдии встречаются скачки, смена позиции, прием глиссандо, скольжение, акцетны, вибрато. На все эти виды техники есть упражнения в «Школе игры на классической шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля.

В последнем такте средней части звук си, записанный нотой с черточкой, берется одновременно со вторым звуком соль в триоли. В последнем такте этой части играется только одна нота си 2-й октавы на фоне звука си 1-й октавы, продолжающего звучать с предыдущего такта. Далее тема первой части исполняется двумя октавами выше натуральными флажолетами. Чтобы не заглушить звуки мелодии на (1) или (2) струнах, флажолеты извлекаются тремя пальцами левой руки, а не одним.


hello_html_8aee929.jpg

hello_html_m37ca838c.jpg

Уместные пластические движения помогают “театрализации” музыки как для себя, так и для слушателей. Необходимо помнить, что исполнение музыки является театральным актом. Для эффективности исполнения необходимо преодолеть скованность. Поэтому не стесняйтесь пользоваться жестикуляцией, которая поможет “театрализировать” исполняемую музыку… И самого себя! Так, например, в заключительном аккорде, можно воспользоваться кругообразным движением кисти правой руки, имитируя ВЫТЯГИВАНИЕ ЗВУКА из инструмента и затем заглушить аккорд воспользовавшись ребром правой кисти с вращательным движением предплечья.





Заключение


Изучая эту прелюдию, точно выполняйте все указания автора, что поможет избавиться от штампов, выработать свою концепцию исполнения сочинения, которое у всех на слуху.





*******


Список используемой литературы:


1.А. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»,− М.,

2. Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре»,− М., 1988.

3. Ч. Дункан «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре» перевод П. Ивачева 1988.

4. Кирьянов Н. Г. «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре» изд-е второе, переработанное и дополненное ч.I (Тороповъ) - Москва 2002

5. Николаев А. «Любителю-гитаристу» вып.№1,− М., 1990.










методические рекомендации по работе над прелюдией №4 Э. Вила Лобоса
  • Музыка
Описание:

Рекомендации по работе над музыкальным произведением  Э. Вила Лобоса  -  прелюдия №4    в классе шестиструнной гитары

 

 Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Работу выполнил

 преподаватель ОНИ

Белан П.С.

 

 

 

Камышин 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..

 

Жанр инструментальной пьесы -  прелюдия…………………

 

Э. Вила Лобос ………………………………....................................

 

Разбор прелюдии № 4 Э. Вила Лобоса…………………………....

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

 

 

 

Автор Белан Павел Сергеевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 637
Номер материала 27528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓