Главная / Начальные классы / Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе

Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе

2


Содержание





Введение


3-6

Конспекты уроков


7

  • Древние соборы. Изображение собора (графика)


7-11

  • Праздничный пир в теремных палатах


12-15

  • Образ художественной культуры Японии


16-20

  • Образ художественной культуры Средней Азии


21-24

  • Все народы воспевают материнство


25-27

Заключение


28

Литература


29-30

Приложение


31-43








Введение


Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе адресованы учителям начальных классов, работающим по программе «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.

Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т. е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. На уроках искусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и творчества.

Прежде всего, учитель должен создать на уроке атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности, так как искусство предполагает духовное общение учителя и учащихся. Беседа должна быть душевной, приятной. Учитель должен настроить учащихся на обсуждение темы. Важно научить детей высказывать свои мысли. Некоторые стесняются, боятся ответить неправильно. В этом случае необходимо проявить тактичность, не фиксировать внимание на неправильных ответах. Важно понять, почему они так думают. Важно научить детей размышлять. Путём постановки вопросов постепенно подводить их к нужному ответу, используя жизненный опыт, хотя он ещё у учеников небольшой.

На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлечённости. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Необходимо овладеть драматургией учебного процесса. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов её решения множество. В этом состоит творчество и мастерство учителя.

Очень важный момент – подготовка учителя к уроку. К каждому уроку необходимо заранее подготовиться. Подобрать наглядный материал: слайды, календари, репродукции; найти интересные сведения о жизни художника (или мастера-прикладника) и его времени. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные сведения. Слайды нужно подбирать очень тщательно, их должно быть немного, но хорошего качества. Выстраивать драматургию зрительного ряда следует по нарастающей. Самый последний слайд должен вызвать радость, удивление, эстетическое наслаждение, так как эстетическое переживание стимулирует к творчеству.

Передача творческого опыта учителя сопровождает практическую деятельность учащихся на уроке. Он учит работать разными художественными материалами: углем, гелевой ручкой, сангиной, тушью, гуашью, пастелью, цветными карандашами. Новые материалы и приёмы работы вызывают удивление и неподдельный интерес.

Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся. Хороший учитель внушает, что все учащиеся способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, учащиеся думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге.

Урок должен быть хорошо продуманным, чётко организованным, рассчитанным по минутам, особенно его практическая часть, а задание соответствовать возрасту учащихся, правильно и чётко сформулировано. Ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать… Это вызывает негативное отношение к заданию. Лучше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках своё отношение…» На такое предложение реагируют лучше. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся.

В конце урока неплохо провести коллективное обсуждение работ и отметить самые удачные из них. Отметить успехи конкретных учащихся и всех похвалить за активное участие на уроке.

Очень важный момент урока – работа над образом. Исходя из целей и задач урока, учитель продумывает, какие методы он будет использовать, что лучше применить для создания художественного образа – стихи или прозу, а, может быть, музыку (метод стимулирования образного мышления). Поэтическое слово, произносимое учителем на уроке, вызывает самые разнообразные ассоциации, пробуждает чувство стремления к прекрасному. Цель учителя не подменить изобразительное искусство поэзией, а добиться сопереживания с поэтом, раскрыть глубину чувства и мысли, эмоциональную отзывчивость. Чтение стихов и отрывков художественных произведений создаёт определённый эмоциональный настрой, помогает учащимся увидеть мир по-иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс.

Музыка – чудодейственное средство, которое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Поэтому на уроках изобразительного искусства желательно использовать музыкальные фрагменты из произведений П. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А. Вивальди, И.- С. Баха. Они помогают ребёнку создать образы яркими и поведать о них красочным языком.

Неотъемлемой частью учебного процесса становится современная техника: телевизоры, компьютеры, видеоплееры, сканеры, мультимедийные установки. Вместе с техникой должны прийти в школу и новые педагогические технологии. Применение техники требует особой проработки драматургии урока.

Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определённое явление искусства. Многие учащиеся владеют компьютерными технологиями, а учителю изобразительного искусства это просто необходимо.

Средств формирования устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства множество, здесь упомянуты лишь некоторые из них. Каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания.

Предлагаемые методические рекомендации содержат конспекты уроков, составленные с учётом содержания программы Б. М. Неменского и учебника Л. А. Неменской для 4 класса «Каждый народ – художник». Данные уроки были проведены для учителей школ города Тайги в рамках Дня открытых дверей.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе – это основа общего художественного развития ребёнка. В наши дни актуализировалась проблема духовности человека, его социализации, так как именно включенность в систему общественных отношений определяет его жизненную позицию. Формирование в ребёнке этнической, религиозной, культурной и ролевой терпимости не может идти в порядке абстрактного процесса. Соседство вызывает интерес, а интерес – терпимость. Исходя из этого, необходимо с самых ранних лет обучения формировать интерес учащихся к культурным традициям всех народов, подчёркивая уникальность и бесценность каждого из них.

Россия – страна многонациональная, многоукладная. Исторически сложилось так, что каждый из народов привносил в культуру русского населения свои обычаи, традиции, интересы, проявляя толерантность к русской нации. Это не мешает каждому жителю сохранять своё достоинство и иметь своё «лицо». В этом наши нравственные ценности, и о них должно знать подрастающее поколение. В школьной среде необходимо формировать диалог культур, традиций, обычаев – в этом залог культуры и цивилизованности будущей личности.

В 4 классе основной задачей приобщения детей к искусству является формирование представлений о многообразии художественного творчества в разных странах, у разных народов. Чтобы добиться целостности образа и определённой системности сопоставлений, художественная культура каждого народа представлена по определённому плану: особенности природы и соответствующее жилище; природные материалы, определяющие бытовой уклад; образы древних городов, основные традиции построения здания храма; понимание красоты человека, его образ в искусстве; традиционный труд и народные праздники как выражение особого характера каждого народа.

В методических рекомендациях приведены разработки некоторых уроков из разных разделов. Умение построить урок – сложная и по-настоящему творческая задача. В структуре урока вычленяются основные этапы:

  • введение в тему занятия;

  • восприятие произведений искусства по теме и обращений к соответствующим моментам окружающей реальности;

  • созидательная творческая практическая деятельность ученика;

  • обобщение и обсуждение итогов урока.

Эмоциональная целостность урока, создание творческой атмосферы строятся на единстве восприятия искусства и создании взаимосвязи с образной природой других видов искусства, включении игровых ситуаций, использовании на всех этапах обучения наглядности и современных средств обучения.

На уроке по теме «Древние соборы» происходит знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма (рассказ учителя, видеофрагмент, сообщения учеников) с использованием демонстрации репродукций с изображением соборов. Проводится практическая работа. Учащиеся выполняют изображение собора (графика). Уделяется внимание развитию художественно- практических навыков, чувства пропорций.

Обобщение материала по теме «Праздничный пир в теремных палатах» с использованием сообщений детей, видеофрагмента, чтения отрывков из сказок, описывающих пир. Дети делают изображения участников пира, обращая внимание на соответствие их облика архитектуре (травяные узоры на стенах зданий и на одежде людей); предметы быта. Они работают в группах. Затем рисунки вырезаются и вклеиваются в коллективное панно.

Изучение нового материала по теме «Образ художественной культуры Японии» с применением кроссворда, зрительного ряда с изображением японских построек, японских стихотворений (хокку). Проводится сравнение японского храма (пагоды) с конструкцией русского собора. Детьми выполняется работа по изображению пагоды в технике «Монотипия». Группа «главного художника» работает над созданием фона коллективного панно.

Изучение нового материала по теме «Образ художественной культуры Средней Азии» с использованием ребуса, музыкального фрагмента из симфонической сюиты Н. Римского- Корсакова «Шехеразада», зрительного ряда по теме. Выполняется практическая работа по созданию среднеазиатского храма (мечети) в технике аппликации с применением мелков.

Изучение нового материала по теме «Все народы воспевают материнство» с использованием зрительного ряда по теме, фрагментов из музыкальных произведений, стихотворений. На уроке создаются благоприятные условия для установления внутреннего диалога между ребёнком и великими образами. Перед детьми ставится задача: изображение матери и ребёнка, их единства, ласки (передача их отношения друг к другу).

Данные конспекты уроков содержат рекомендации к проведению некоторых занятий в 4 классе, творческие задания, материалы по использованию произведений литературы и музыки, видеофрагментов, зрительного ряда на уроках изобразительного искусства и художественного труда и ставят своей целью оказание практической помощи педагогам начальных классов.


Конспекты уроков.


Раздел «Древние города нашей земли».

Урок 20.

Тема: Древние соборы. Изображение собора (графика).

Цель:

  • познакомить с архитектурой древнерусского каменного храма;

  • способствовать развитию художественно-практических навыков, чувства пропорций, соотношение частей при формировании образа;

  • способствовать воспитанию любви к своей Родине, к ее богатому наследию.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации урока: индивидуальная.

Методы: словесные (рассказ учителя, сообщения учеников);

наглядные (демонстрация, телевизионные);

практические (изображение собора).

Оборудование: материалы, простые карандаши, бумага.

  • Зрительный ряд: репродукции с картин К.Ф. Юон «Купола и ласточки», В.Васнецова «Богатыри», рабочая тетрадь «Искусство» (с.28), учебник «Каждый народ-художник» (с 50,56,60,66), фрагмент видеофильма «Великие творения людей» № 70, книги «История русского искусства» В.Н. Александрова, Л.Любимова «Искусство Древней Руси».

  • Музыкальный ряд: фрагмент музыкального произведения Рахманинова «Колокола».


Ход урока:

I.Организационный момент. Слушание фрагмента музыкального произведения Рахманинова «Колокола».

Чтение учеником стихотворения.

Благовест. А.К. Толстой


Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.


  1. Сообщение темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока: «Древние соборы. Изображение собора».

На этом уроке вы познакомитесь с архитектурой древнерусского каменного собора, будете работать над изображением образа древнерусского храма.


  1. Работа над новым материалом. Восприятие явлений действительности и произведений искусства. Изучение художественного наследия русского народа.


  1. Рассказ учителя о древних соборах.

В центре древнерусского города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили храм - главный собор, где богослужение совершал священнослужитель высокого сана. (Слово «собор» - образовалось от слова «собирались».). Жители всей округи собирались в соборе на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя.

Построить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с дальними потомками.

Представьте себе, какое впечатление производил на современников каменный храм среди потемневших приземистых деревянных изб (рассматривание иллюстраций). Он стоял, возвышаясь и сияя золотом шлемовидного купола. Присмотритесь, как он напоминает образ богатыря, изображенного на картине Васнецова «Богатыри» Илью Муромца. Словно уперся крепкими руками в родную землю - выстоит перед любыми трудностями, не сдвинуть! При этом нет в нем ничего устрашающего, это здание внушает ощущение величавой простоты, сдержанной и уверенной в себе силы.

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Внутри здания сводчатые стены заменили толстые столбы, а наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары.

Стены, арка и свод стали основой каменных сооружений - и храмов, и дворцов-теремов.

Над стенами собора высится глава. Ее составляют купол, похожий на богатырский шлем, и барабан, в котором расположены окна. Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения свет льется из-под купола – сверху, т.е. это свет, идущий с неба!

Все в храме не случайно, имеет особый смысл. Ставят здание алтарной частью на восток – навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь – самая главная и сокровенная часть храма.

Устройство храма - это строго определенный порядок. И тем не менее каждый собор имеет свое особое лицо и, как человек, легко узнаваем.




2. Просмотр фрагмента видеофильма «Великие творения людей» о соборах Москвы. (4 мин.).

- Я предлагаю вам совершить заочную экскурсию в г. Москву, оценить красоту и достижения русского каменного зодчества в строительстве соборов Московского Кремля.


  1. Сообщения учащихся о древних русских соборах.

  • В Новгороде в 1045 г. был построен Софийский собор. Новгородские рыбаки, купцы, подплывая к городу, прежде всего замечали, высившийся над детинцем- кремлем Софийский собор. Это настоящий храм- богатырь с могучими белыми стенами. Он очень большой, и потому глав у него сразу пять. Покрытые шлемами- куполами, они напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца.

  • Среди всех храмов на Владимиро-Суздальской земле нарядностью выделяется Дмитриевский собор (приложение №1). Подобного ему не было нигде. На его стенах скульптурная резьба, как будто накинуто прозрачное кружево. Это каменные рельефы, то есть скульптуры, которые лишь наполовину своего объема выступают над поверхностью стены. Здесь изображено множество зверей и птиц: олени, орлы, львы, гуси, грифоны. А также всадники, охотники, русалки. Целый мир! Но стоит отойти, и все они вместе сливаются в единый ажурный узор.

  • При князе Юрии Долгоруком был сооружен Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. При строительстве этого храма мастера пользовались блоками белого камня. Суровый и неприступный облик собора характерен для владимиро-суздальской школы зодчества.

  • Исаакиевский собор в Петербурге – последнее крупное сооружение, построенное в стиле русского классицизма. Сорокалетие, охватывающее его строительство, является эпохой в развитии русской архитектуры.

  • Самый главный и большой храм Москвы - Успенский собор. В нем московские государи венчались на царство. Внушительный, торжественный, как бы сознавая свое величие, стоит этот храм на Соборной площади Кремля.

  • Памятник купольного зодчества – Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, создан по заказу царя Ивана Грозного в 1555-1560 г.г. в память о взятии Казани. Храм В. Блаженного занимает центральное место в истории русского зодчества. Он стал непревзойденным образцом для зодчих.

  • Стихотворение Н. Кончаловской о храме Василия Блаженного.


В честь победы над Казанью

Двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете,

Пестрый сказочный собор,

Что стоит и до сих пор.

Храм Василия Блаженного-

Это чудо красоты,

Это зодчества бесценного

Древнерусские черты.

Двое зодчих – Постник с Бармой -

Создавали этот храм.

Москвичи им благодарны,

Этим древним мастерам.


  • Самый замечательный храм Владимирской земли – храм Покрова на Нерли. Это одно из самых поэтических произведений архитектуры. Прежде всего поражает необыкновенная стройность пропорций. Плавные певучие линии сливаются в ясно звучащую мелодию, полную человечности и чуть печальной доброты.

  • Об этом храме написала стихотворение И. Снегова.


Покров на Нерли.

Октябрь – октябрем, а трава – то, трава!

И белым по зелени храм Покрова.

Свечой на ладони - на голом лугу –

Прямой на ветру, гнущий реку в дугу.

Мерцает в излучине, будто из туч,

Сквозит к нему некий, единственный луч.

Пропорций бесспорность иль магия лет? –

Струящийся в небо естественный свет!

И сколько б ни шел ты назад – допоздна

Идет за тобою его белизна.

Как жизнь, что, отстав, и в последней дали

Все светит нам вслед как Покров на Нерли!


- Мы с вами оценили красоту лишь некоторых соборов. Если вас заинтересовал этот вопрос, то вы можете взять в школьной библиотеке книги В.Н. Александрова «История русского искусства», Л. Любимова «Искусство Древней Руси» и почитать их.

  1. Созидательная творческая практическая деятельность учеников.

  1. 1. Повторное рассматривание составных частей собора (плакат).

- А сейчас перейдем к практической части. Давайте повторим как устроен собор, из каких частей он состоит?

  1. Объяснение последовательности выполнения работы. (Приложение № 1.)

- Сейчас вы изобразите собор при помощи простого карандаша. Во время работы важно помнить о правильной перспективе, о соблюдении пропорций, соотношении высоты и ширины собора. Рисунок нужно выполнять последовательно.

  • Сначала наметьте общие размеры рисунка тонкими линиями, он должен быть размещен на всей площади листа.

  • Затем разметьте детали: окна, дверь, купол, барабан. Уточните соотношение высоты и ширины, пропорции составных частей.

  • Теперь сделайте наиболее четким изображения окон, купола, двери. Прорисуйте более четко все изображение собора.

  • Наконец, с помощью игры света и тени вдохните жизнь в получившийся рисунок. Выполните штриховку купола, окон, двери. Наносите штрихи, делая их более темными под сводами арок.

  1. Самостоятельная работа. Выполнение изображения собора (графика).

- Постарайтесь учесть все мои рекомендации. У каждого из вас собор должен получиться таким, каким вы его себе представляете. Приступайте к работе.


V. Обобщение и обсуждение итогов урока.

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вас удивило на уроке, потрясло?

  • Назовите соборы, о которых мы с вами сегодня говорили?

  • А теперь организуем выставку работ по рядам и обсудим рисунки одноклассников.

  • Какие работы вам особенно понравились? Почему?


VI. Уборка рабочего места и художественных материалов.


VII. Домашнее задание: собрать материал об архитектурных памятниках своего города.

Раздел «Древние города нашей земли».

Урок 30.

Тема урока: Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно «Пир в теремных палатах».

Цель:

- обобщить материал II четверти: выявление роли постройки, украшения и изображения в организации жизни древнерусского города;

- учить детей ставить и решать общие задачи, способствовать развитию чувства пропорций (соотношение частей при формировании образа);

- воспитывать взаимопонимание, формировать опыт творческого общения.

Тип урока: обобщение знаний.

Форма организации урока: индивидуально-коллективная.

Методы: словесные (рассказ учителя, беседа);

наглядные (демонстрация, телевизионный);

практические (изображение участников пира, вырезание и наклеивание на панно).

  • Материалы: гуашь, кисти, клей, ножницы.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением теремных палат, иллюстрации к русским сказкам разных авторов, фрагменты видеофильма.

Литературный ряд: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», С. Аксаков «Аленький цветочек», русские народные сказки «По щучьему веленью», «Семь Симеонов», «Солдатская загадка».

Музыкальный ряд: музыкальный фрагмент из произведения Н. Римского- Корсакова «Заиграйте, мои гусельки ».

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Гости дорогие, приглашаем вас заочно посетить теремные палаты.

II. Восприятие произведений искусства по теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности.

1. Подготовленные ученики рассказывают.

1. Перенесемся в XVI в., когда в России появился 1-ый русский царь. Мы ожидаем с вами в передней палате царского терема выхода царя (показать иллюстрацию с изображением теремной палаты). По лавкам расселись бояре в разноцветных кафтанах. Длинные и узкие рукава кафтанов спускаются до самого пола. В таком положении много не наработаешь. Вот и пошла поговорка с того времени: «Работать спустя рукава» (показывает карточку, на которой написано это образное выражение).

2. Наконец двери отворились, и появился царь. При его появлении бояре встали и кланялись ему до земли. Обычай «земных поклонов», особенно государю, был широко распространен на Руси. За оказанную милость кланялись не один раз. Например, князь Трубецкой, назначенный воеводой в польский поход, прощаясь с Алексеем Михайловичем, поклонился до земли 30 раз.

3. По случаю приема иностранных гостей царь «закатил пир на весь мир». Столы накрыли в Грановитой палате Кремля - самом большом и нарядном зале дворца ( просмотр фрагмента видеофильма). На царских пирах подавалось до 500 блюд. Царские застолья были очень продолжительны.

4. При Иване Грозном они длились по шесть и более часов и завершались далеко за полночь.

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие свое и веселие.

Случалось, иностранцы не выдерживали такой марафон и под благовидными предлогами покидали царские пиры. Вот и мы с вами, воспользовавшись моментом, покинем трапезу.

  • Давайте вспомним, как чаще всего заканчиваются русские сказки.


2.Чтение учащимися отрывков из литературных произведений, описывающих пир.

  • Послушайте отрывки и ответьте, из каких произведений они и кто их автор.

И с невестою своей обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»).

И был в те поры у нового полковника большой пир , на том пиру и я был, мед-вино пил, по усу текло, а в рот не попало, кому подносили ковшом, а мне решетом.

(Русская народная сказка «Солдатская загадка»).


... И поздравили жениха с невестою сестры старшие завистные, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и нимало немедля принялись веселым пирком да за свадебку, и стали жить поживать, добра наживать.

(С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»).


... Испугался царь и говорит:

- Берите братца младшенького, да и царевну в придачу, она мне и так не нравится. Забирайте ее скорей. Ну, и был тут пир на весь мир. Попили, поели, песен попели.

(Русская народная сказка «Семь Симеонов в обработке И. Карнауховой).


... Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи

меня!

Тут устроили пир на весь мир.

(Русская народная сказка «По щучьему веленью»).


Гости дале - торопливо

Смотрят - что ж! княгиня - диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит:

А сама - то величава,

Выступает, будто пава,

И свекровь свою ведет

Царь глядит - и узнает...

В нем взыграло ретивое:

«Что я вижу? Что такое?

Как!» - и дух в нем занялся...

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол,

И веселый пир пошел.

Я там был, мед, пиво пил —

И усы лишь обмочил.

( А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

  • Молодцы, хорошо знаете сказки.

Учитель: В Древней Руси на царских, княжеских, боярских пирах звучала музыка. Главными музыкантами в те далекие времена были скоморохи и гусляры. (Рассматривание иллюстрации).

Они на базарах, на княжьих пирах,

На игрищах - тон задавали,

Играя на гуслях, волынках, гудках,

На ярмарках люд потешали.

3. Слушание музыкального фрагмента из произведения Н. Римского-Корсакова «Заиграйте, мои гусельки».


III. Сообщение темы урока.

  1. - На прошлом уроке вами был нарисован интерьер теремных палат. Сегодня вы изобразите коллективное панно «Пир в теремных палатах». Вам нужно будет нарисовать участников пира (образы бояр, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). При их изображении обратите внимание на соответствие их облика архитектуре (травяные узоры в интерьере палат и на боярских одеждах).


  1. Созидательная творческая практическая деятельность учащихся.

Выполнение коллективного панно.

- А сейчас приступим к практической части урока.

- Скажите, что такое пропорции? (Определенные соотношения частей единого целого между собой и с целым).

Пропорции нужно соблюдать и при изображении построек, и при изображении человека (плакат «Пропорции человека»).

Голова человека составляет одну восьмую часть человеческого роста.

- Что такое перспектива? (Изображение дальних предметов должно быть меньше ближних предметов).

- Итак, при изображении участников пира: бояр, стрельцов, музыкантов помните о соблюдении пропорций человека и о перспективе.

- Выполнять работу будем под таким девизом: «Над чем постараешься, тому и порадуешься ».

- Давайте распределим, кто какую работу будет выполнять, кто кого будет изображать.

- Не надо бояться изображать людей. Начинать надо с большого пятна выразительного силуэта. Одежды того времени широкие и свободные. По своей форме они напоминали колокол и скрывали фигуру. Зато их украшали богатые узоры.


  1. Самостоятельная работа обучающихся. Индивидуальная помощь.

  2. Завершение работы. Наклеивание персонажей на панно.

- Рисунки у вас готовы. Осталось их вырезать и наклеить на панно. Но прежде назовите правила пользования ножницами.

1. При работе не держи ножницы концами вверх.

2. Когда режешь, широко раскрывай ножницы.

3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

4. Не оставляй их в раскрытом виде.

5. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

-Теперь возьмите ножницы и вырежьте свои рисунки. Потом переверните изображения и намажьте клеем, подойдите и наклейте на панно.

Дети выполняют задание.


VII. Обобщение и обсуждение итогов урока.

  1. - Наше панно «Пир в теремных палатах» выполнено. Нравится оно вам? Вам радостно на него смотреть? Вы весь урок старательно работали, и в итоге получилось замечательное панно. Я думаю, что вы все заслуживаете оценки «отлично». Итак, вы постарались, а теперь мы все радуемся, глядя на вашу работу. Молодцы! Спасибо за старание!


VIII. Уборка рабочего места и художественных материалов.

IX. Домашнее задание: найти и рассмотреть репродукции с изображением природы Древней Греции к следующему уроку.


Раздел «Каждый народ - художник».

Урок 35.

Тема урока: Образ художественной культуры Японии.

Цель:

  • способствовать созданию образа своеобразной, красивой и цельной культуры Японии;

  • помочь глубже осознать своё культурное достояние;

  • развивать наблюдательность и воображение, пространственное и композиционное мышление, активный познавательный интерес;

  • учить сравнивать, формировать вкус.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма организации урока: индивидуально-групповая.

Методы: словесные (рассказ учителя),

наглядные (демонстрация),

практические (изображение учащимися образа японского храма в технике «Монотипия»).

Материалы: листы бумаги для индивидуального пользования, гуашь, карандаши.

  • Зрительный ряд: глобус; иллюстрации с изображением японских построек, японских пейзажей; кроссворд; плакат «Монотипия».

  • Литературный ряд: японская поэзия.


Ход урока:

I. Организационный момент.

- Давайте наш урок начнём словами «У нас сегодня всё получится!» Повторите эти слова хором.

II. Восприятие произведений искусства по теме.

- На этом уроке продолжим работу по теме «Образ художественной культуры Японии». Сначала покажите на глобусе местонахождение этой страны. (Учащиеся выходят и показывают на глобусе Японию).

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что у японцев с глубокой древности существуют традиции любования, молитвенного созерцания природной красоты. Они умеют видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, красоту деталей. Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом. Весной – цветением вишни, сливы, азалий. Осенью – багряной листвой горных клёнов и полной луной. (Рассматривание иллюстраций).

- Японская пейзажная живопись очень поэтична, похожа на японскую традиционную поэзию. Каждое стихотворение – маленькая картинка. В нём немногими словами намечено то, что мы должны домыслить, дорисовать в воображении. Если получится, всё стихотворение сразу оживёт, наполнится глубоким смыслом.

- Вы учили японские трёхстишия (хокку). Давайте послушаем несколько трёхстиший. (Дети выходят к доске и рассказывают стихи).


  • Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку.

То бабочка была.


  • Жаворонок поёт.

Звонким ударом по чаще

Вторит ему фазан.


  • О, проснись, проснись!

Стань товарищем моим,

Спящий мотылёк!


  • Проталина в снегу.

А в ней – светло – лиловый

Спаржи стебелёк.


  • Все волнения, всю печаль

Твоего смятенного сердца

Гибкой иве отдай!


  • В стране моей родной

Цветёт вишнёвым цветом

И на полях трава!


  • Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.


  • По дороге не ссорьтесь,

Помогайте друг другу, как братья,

Перелётные птицы!


  • Стаял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звёзд.


  • Ах, не топчи траву!

Там светляки сияли

Вчера ночной порой!


  • Наша жизнь – росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и всё же. (Приложение №2)

- А теперь, когда мы заговорим о японских постройках, можно особенно удивиться: ведь самое знаменитое, что построили японцы, - это … сады! (Рассматривание иллюстрации). Они создали разные сады. И самый необычный – сад камней. Традиция строить сады камней очень древняя. На площадке из белого гравия, уложенного волнистыми рядами, размещены разной величины камни. Они производят впечатление горных островов, омываемых морскими течениями. Все камни не охватить взглядом. Всё это вызывает настроение таинственности, недосказанности.

Самые большие сады делают вокруг храмов. Здесь каждый уголок создаёт образ природы какой – нибудь части страны, и тоже всё таинственно и уютно одновременно. Между камнями, поросшими мхом, как бы случайно и очень поэтично выросшие цветы, сосны и клёны, фруктовые деревья, небольшие озёра с чудесными золотыми рыбками и звонкие струящиеся ручьи. Здание храма растворяется в этой сказочной красоте природы и становится её частью и украшением. Ведь для японцев сама природа – храм. (Рассматривание иллюстраций).


- Прежде, чем идти дальше, разгадайте кроссворд и вы узнаете название японского храма.

  1. Японская вишня. (Сакура.)

  2. Распространённый элемент изображения в японском пейзаже. (Ветка.)

  3. Древнее название Японии. (Ямато, «Путь гор».)

  4. Название японского храма. (Пагода.)

  5. Художник, воспевший красоту японской женщины. (Утамаро.)

  6. Японская национальная одежда. ( Кимоно.)











5.









4.




У


6.






п




т


к




1.

с

а

к

у

р

а


и






г




м


м






о

3.

Я

м

а

т

о






д




р


н

2.

в

е

т

к

а




о


о


(Рассматривание иллюстрации пагоды, приложение №2.)

- Пагода похожа на изящную лёгкую башню. Каждый этаж пагоды имеет свою собственную крышу. У крыш есть особенность – поднятые кверху концы. Как будто они улыбаются или юбочками кружатся на ветру. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят.

Сильные ветры и землетрясения бывают в гористой Японии часто, что при строительстве всегда приходилось учитывать. Японские домики не имеют стен в нашем понимании. Помните, как складывают из брёвен стены русской избы? А в Японии строят только рёбрышки стен – лёгкие сквозные конструкции, а между ними делают передвижные ширмы. Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик.

Изящная конструкция здания пагоды напоминает дерево, сужающееся кверху. Давайте, сравним её с конструкцией русского храма. (Показ иллюстрации.) Скажите, кого напоминает здание русского храма? (Образ русского богатыря.) Это здание внушает ощущение величавой простоты, сдержанной и уверенной в себе силы. Оно крепко стоит на земле. А пагода как бы парит в воздухе!

Пагода – симметричное здание. Если разделить его пополам вертикальной чертой, то получится две одинаковые половинки.


III. Созидательная творческая практическая деятельность учеников по теме.

1. Работа над изображением пагоды в технике «Монотипия».

- Сейчас вы будете работать над изображением пагоды в технике «Монотипия». Давайте, определим последовательность работы. Посмотрите на плакат и прочитайте каждый этап. (Дети читают, а учитель показывает, что нужно делать.)

  • Возьми лист бумаги.

  • Сложи его вдоль пополам.

  • На одной стороне листа нарисуй половину рисунка.

  • Красками раскрась эту половину.

  • Смочи немного водой вторую половину листа.

  • Сложи лист по линии сгиба.

  • Руками прижми половинки листа друг к другу и прогладь.

  • Аккуратно раскрой лист.


- При изображении пагоды обратите внимание на постепенное уменьшение кверху объёмных масс архитектурных элементов здания. Приступайте к работе, придерживайтесь нашего плана действий. Лучшие рисунки будут использованы на следующем уроке при создании коллективного панно «Праздник цветения сакуры».

2. Задание группе «главного художника».

- Группа «главного художника» будет работать сегодня над фоном коллективного панно – изображением природы, пространства японского пейзажа. Рассмотрите несколько иллюстраций с изображением японской природы (показ иллюстраций) и приступайте к работе.


3. Самостоятельная работа обучающихся.

4. Индивидуальная помощь учащимся.


IV. Обобщение и обсуждение итогов урока.

  • Что нового вы узнали о художественной культуре Японии?

  • Как называется японский храм? (Пагода.)

  • Какие природные явления учитывают японцы при строительстве? (Сильные ветры и землетрясения.)

  • Какие японские постройки являются самыми знаменитыми? (Сады.)

  • Какой японский сад является самым необычным? (Сад камней.)

  • А сейчас организуем выставку ваших работ. (Выставка рисунков).

- Чьи рисунки вам понравились и почему? Я считаю, что вы все сегодня хорошо поработали и заслуживаете хороших оценок.

- Теперь группа «главного художника» покажет, что сделано за урок по созданию японского пейзажа. Молодцы, дети! Спасибо за хорошую работу!

- Поиграем в игру «Объясни значение слова».

На полосках бумаги написаны слова. Дети выходят к доске, берут карточку, читают слово и объясняют его значение.

Икебана – японское искусство составления букетов.

Каллиграфия – искусство красивого и выразительного письма.

Ширмы – перегородки между рёбрами стен.

Кимоно – национальная японская одежда.

Пагода – японский храм.


V. Уборка рабочего места и художественных материалов.


VI. Домашнее задание: собрать зрительный ряд к работе над коллективным панно.

Раздел « Каждый народ - художник».

Урок 37.

Тема урока: Образ художественной культуры Средней Азии.

Цель:

- способствовать созданию у учащихся представления о художественной культуре Средней Азии;

- развивать наблюдательность и воображение, пространственное и композиционное мышление, активный познавательный интерес;

- учить сравнивать, формировать художественный вкус.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации урока: индивидуально-групповая.

Методы: словесные;

наглядные;

практические (изображение мечети в технике аппликации).

Оборудование:

  • зрительный ряд: иллюстрации с изображением среднеазиатских строений, силуэты зданий, шаблоны мечети, ребус;

  • материалы: цветная бумага, ножницы, клей, мелки;

  • музыкальный ряд: фрагмент симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (фонохрестоматия к учебнику «Музыка» для 4 класса, 3 кассета).


Ход урока:

I. Организационный момент.

- Предлагаю сегодня поработать под девизом: «Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся». Постарайтесь потрудиться так, чтобы ваши работы получились аккуратными и красивыми.


II. Введение в тему занятия.

1. Повторение пройденного материала.

- Вспомните, с художественной культурой каких стран вы уже познакомились? (Древней Руси, Древней Греции, Японии, Средневековой Европы.)

2. Игра «Угадайка».

- Внимательно посмотрите на силуэты зданий. Скажите, какие это здания и где их сооружали? (Показываю силуэты (приложение №3) древнерусского собора, древнегреческого храма, готического храма, японской пагоды.)

3. Слушание музыкального фрагмента.

- Послушайте фрагмент симфонической сюиты Н. Римского- Корсакова «Шехеразада». Внимательно вслушайтесь в восточные мотивы.

III. Восприятие произведений искусства по теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности.

- А сейчас мы отправимся в воображаемое путешествие в Среднюю Азию.

Жарко, нет воды. Среди раскалённых песков с трудом продвигается караван. (Показ иллюстрации). Но вот впереди показались очертания среднеазиатского города. (Показ иллюстрации). Множество куполов создаёт его силуэт – небольших и огромных, голубых, мерцающих радужными красками. Массивные, толстые глиняные стены говорят о том, что это хорошо защищённая крепость. Здесь всё из глины. Это главный строительный материал. Витиеватые узоры сплошь покрывают поверхности стен. Они облицованы изразцами – керамическими плитками с цветной поливой, покрыты мозаиками или каменной ажурной резьбой. (Показ иллюстраций). Сразу бросается в глаза сильно выступающий торжественный портал, похожий на огромную букву «П». Это вход в медресе – духовную школу, религиозный университет. Внутри прямоугольный двор с бассейном окружают галереи с комнатами для учеников, здесь же расположены библиотека и мечеть. Мечетью называется храм, в котором совершают молитву. Мечеть обычно имеет огромный купол и торжественно украшенный вход – портал. Постройки такого типа называются «портально-купольные». Стены мечети густо покрыты орнаментами-символами и узорчатыми надписями. (Рассматривание иллюстраций.)

Около мечети возносятся башни-минареты. С их верхней площадки служители храма созывают верующих на молитву.

Стремясь утвердить своё могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи – усыпальницы. Почти всегда это купольные сооружения. Среди жёлтых выжженных песков приподнятые, как памятники на пьедесталах, сияют золотым блеском, отражая солнце, ярко-бирюзовые, изумрудно-зелёные грандиозные купола, словно миражи.

И мир может показаться видимостью, но это достойная удивления чудесная жизнь.


- Постарайтесь внимательно всмотреться в красоту архитектуры среднеазиатских зданий, слушая поэтические строки Низами. (Читает ученик).

Был подобен купол небу, влаге и огню;

Трижды цвет свой и сияние он менял на дню.

Как невеста, он одежды пышные сменял,

Синим, золотым и снежным цветом он сиял.

Пред зарёй, когда лазурным небосвод бывал,

Плечи мглою голубою купол одевал.

А когда вставало солнце над земной чертой,

Свод пылал, как солнце утра, - ало-золотой.

Тень от пролетающего облачка падёт-

Снежно-белым делается весь дворцовый свод.

Цвета неба – он миражем в воздухе висел,

То румийцем белым был он, то, как негр чернел.


Минареты, медресе, мечети, мавзолеи – это вечно живая память о великих мастерах, о великом народном таланте, о духовном богатстве народа.


  1. Созидательная творческая практическая деятельность учащихся.

- Сегодня вы будете работать над созданием образа среднеазиатской мечети.

- Но прежде разгадайте ребус, и узнаете с использованием каких средств вы будете это делать. (Приложение № 4.)

- Какой овощ нарисован? (Репа.) Что означают две запятые вначале ребуса? (Нужно две буквы отбросить.) Какой слог получился? (Па). Какой предмет мебели изображён? (Стол.) Что означает запись? (В слове стол букву «о» нужно заменить буквой «е».) Какой слог получился? (Стел). Добавим букву «ь». Прочитайте слово, которое получилось. (Пастель.) Что же такое пастель?

- Название «пастель» происходит от итальянского слова «паста» - тесто. Его получают путём смешивания красящего порошка с клеящим веществом (казеин, желатин). Пастелью называют цветные карандаши без оправы. (Показываю карандаши.)


V. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.

- Итак, приступим к работе. Группа «главного художника» выполнит изображение мечети мелками на цветной бумаге самостоятельно.

- Вторая группа будет работать под моим руководством. Вы изобразите мечеть в технике аппликации на цветной бумаге с применением восковых мелков.

- Возьмите лист жёлтого цвета, сложите его пополам так, чтобы все стороны совпали. Наложите на жёлтый лист шаблон (приложение №5), таким образом, чтобы данная сторона (показываю) совпала с линией сгиба. Аккуратно обведите шаблон. Положите всё. Давайте повторим правила пользования ножницами.

  1. При работе не держи ножницы концами вверх.

  2. Когда режешь, широко раскрывай ножницы.

  3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.

  4. Не оставляй их в раскрытом виде.

  5. Не работай ножницами с ослабленным креплением.


- Теперь возьмите ножницы, и вырежьте свою работу. (Дети вырезают.) Разверните лист. Выполните на получившемся силуэте узор на стенах мечети и минаретах. После того, как рисунок будет готов, наклейте его на лист другого цвета (синего, голубого, серого).


VI. Обобщение и обсуждение итогов урока.

- Давайте организуем выставку ваших работ. Сначала группа «главного художника» выйдет к доске и покажет рисунки, которые у них получились. (Дети выходят и показывают свои работы.) Чей рисунок вам понравился и почему?

- Теперь вторая группа покажет аппликации. (Ученики показывают аппликации.) Чьи работы вам особенно понравились?

- Молодцы, дети, вы проявили творчество и мастерство, работая над рисунками и аппликациями.

- Скажите, что нового вы узнали на уроке? Как называются здания в Средней Азии? Чем покрыты стены строений?

  • Словарная работа. Игра «Объясни слово».

На карточках написаны слова. Дети выходят, берут карточку, читают слово и объясняют его значение.

Изразец – глиняная обожжённая в печи плитка с цветным узором для облицовки стен.

Мавзолей – здание, которое является одновременно усыпальницей и памятником.

Мечеть – храм мусульманских народов.

Минарет – башня при мечети, с неё созывают на молитву.

Мозаика – изображения, сложенные или из мелких кусочков цветного стекла, или из камней, или из кусочков разноцветной обожжённой глины.

Портал – обрамлённый, архитектурно выделенный вход в здание.


  • Дополнительный материал.

Загадки.

Есть удивительные краски, Есть краски нежные.

Они волшебны, будто сказки. Они светлы, как солнечные дни,

Напишем яркий мы пейзаж, Прозрачны, будто бы апрель.

Поможет в этом нам …(гуашь). Имеют имя - …(акварель).


Цветное тесто разведём,

Карандаши мы испечём

И нарисуем, что хотим.

Смешное имя им дадим.

Гуашь? А может, акварель?

Да нет! Ведь это же …(пастель).


VII. Уборка рабочего места и художественных материалов.

VIII. Домашнее задание: собрать зрительный ряд по теме.

Раздел «Искусство объединяет народы».

Урок 53.

Тема: Все народы воспевают материнство.

Цель:

- создать условия для творческого напряжения ребёнка, содействовать активности его восприятия, желанию выразить собственные переживания в своей практической работе, сосредоточиться на стремлении передать настроение, эмоциональное содержание взаимоотношений матери и ребёнка;

- создать благоприятные условия для установления внутреннего диалога между ребёнком и великими образами;

- связать личные чувства ребёнка к матери с произведениями искусства, посвящёнными материнству.


Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации урока: индивидуальная.

Методы: словесные;

наглядные;

практические (изображение матери и дитя).


Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага.

  • Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль «Сикстинская мадонна», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», Пикассо «Мать и дитя», Б. Неменский «Тишина».

  • Литературный ряд: отрывки из литературных произведений А. Пушкина, А. Фета, Данте, М. Волошина.

  • Музыкальный ряд: фрагменты из «Аве, Мария» Ф. Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова, «Мама» В. Гаврилина, тропарь Владимирской иконе Божией Матери.


Ход урока:

I. Организационный момент.


II. Введение в тему.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о высшем проявлении женской красоты – красоте материнства.

- Прочитайте высказывания о маме, написанные на доске. («Сердце матери - неиссякаемый источник чудес» П. Ж. Беранже, «Материнство делает женщину красивой и мудрой…» В. Сухомлинский).

- Скажите, какие пословицы о маме вы знаете? («Материнская ласка – конца не знает.», «Нет лучше дружка, как родная матушка.», «При солнышке тепло, а при матери добро.», «На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.»).

- В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Она близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Для многих народов образ матери был идеализирован в Богоматери, или Мадонне.

III. Восприятие произведений искусства по теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности.

  • (Рассматривание иконы «Владимирская Богоматерь» и картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».)

- Перед вами два великих образа материнства. Один из древних и самых прекрасных образов – «Владимирская Богоматерь». Это икона. Слово «икона» -греческое; по-русски оно означает «изображение», «образ» (иконы-образа). Эта икона считается покровительницей, защитницей Русской земли.

- Вглядись в неё: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося у Иисуса защиты для всех нас. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

  • Слушание тропаря Владимирской иконе Божией Матери.

- Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. На картине тоже изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт своего младенца.

Она идёт, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

Данте

Богоматерь исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Всё в этой картине дышит добротой и гармонией, всё говорит нам о величии материнского подвига.

- Что вы чувствуете, о чём думаете, когда смотрите на икону «Владимирская Богоматерь» и картину Рафаэля «Сикстинская мадонна»?

  • Слушание «Аве, Мария» Ф. Шуберта.

- Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.

- На картине «Богоматерь с младенцем» (приложение № 6) В. Васнецов изобразил Богородицу с Иисусом. Он показал в образе матери Христа нежность, ласковость, умиление и восхищение младенцем.

  • Слушание фрагмента «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах… А. Пушкин

- На иконе и картинах художников Рафаэля и Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет её Царицей Небесной. Почему?

-Музыка, воспевающая Богородицу, простая и величественная одновременно. А картины? Стихи?

- Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите на картины, читаете стихи, посвящённые Богоматери.

- Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах.

- Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Ведь всё самое родное, дорогое, святое связано с мамой.

  • Слушание песни В. Гаврилина «Мама».

- Из века в век вечно единство матери и ребёнка. И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казахского художника Е. Сидоркина «Колыбельная», на картине Пикассо «Мать и дитя». Они словно единая скульптура. Их не разлучить, не расколоть. Великое счастье быть вместе!

- На картине «Тишина» Б. Неменского рука матери охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите.

IV. Созидательная творческая практическая деятельность учеников.

- Закройте на мгновение глаза, задумайтесь и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своем воображении. Вспомните мамин взгляд, черты лица. Хорошо ли вы их помните? Подумайте, на каком фоне вы изобразите маму вместе с собой. Главное – попытайтесь передать её и свои чувства. Для этого нужно слить две фигуры в одно целое, объединить их одной линией – как одной мелодией, единым силуэтом; связать в одно целое, чтобы выразить любовь и ласку. Как вы думаете, линии будут текучими или корявыми? Какие краски вам потребуются – холодные тёмные или тёплые светлые? Приступайте к работе.


V. Обобщение и обсуждение итогов урока. Выставка детских работ.


  1. Уборка рабочего места и художественных материалов.


VII. Домашнее задание: написать сочинение о маме.






Заключение

Данные методические разработки уроков помогут учителям начальных классов в проведении уроков ИЗО и художественного труда, в развитии восприятия, фантазии и творческих практических навыков детей.

В предлагаемом пособии даются методические рекомендации, содержащие методы и формы организации разных этапов урока по использованию произведений литературы и музыки, видеофрагментов, кроссвордов, ребусов; предлагаются творческие задания и вопросы, которые помогут учащимся постичь духовное содержание искусства, его образный язык, возможности разных художественных материалов.

Конспекты уроков составлены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Каждый урок предусматривает домашнее задание: творческие задания разной сложности на восприятие, требующие как расширения насмотренности, так и обсуждения, углубления в произведение или явления природы.

Литература

  1. Аксаков, С. Т. Сказки русских писателей [Текст] / С.Т. Аксаков. - М:

Художественная литература, 1991.-30с.

  1. Аламдарова, Э.Н. и др. Хрестоматия по литературе для средней школы. [Текст]: учебное пособие для 5-9 кл./ Э.Н. Аламдарова.- Астрахань: издательство Астраханского педагогического Института, 1994. -700с.

  2. Александров, В. Н. История русского искусства [Текст]: краткий справочник школьника / В.Н. Александров.– М.: Харвест, 2004.- 736с.

  3. Анисимов, А. Н. Искусство стран Востока [Текст]: книга для учащихся старших классов./А. Н. Анисимов, Л. Н. Гумилёв, А. Н. Желоховцев и др.; составитель Д. Б. Пюрвеев, В. И. Скурлатов; под ред. Р. С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986. – 303с.

  4. Афанасьев, А. Н. Русские народные сказки [Текст] / А.Н. Афанасьев.- М.: Детская литература, 1991.-32с.

  5. Иссумбоси. Японская народная сказка [Текст].- М.: Детская литература, 1989, - 16с.

  6. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. [Текст] / Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 1991.-192 стр.

  7. Каптёрева, Т. П., Виноградова, Н.А. Искусство средневекового Востока [Текст]: очерки/ Т.П. Каптёрева, Н.А. Виноградова. – М.: Детская литература, 1989.-239с.

  8. Коровина, В. Я. Литература [Текст]: учебник – хрестоматия для 7 класса общеобразовательных Л64 учреждений / автор – составитель В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 1997. – 431с.

  9. Критская, Е. Д. Музыка [Текст]: учебник для учащихся 3 кл. начальной школы / Е. Д. Критская Е.Д., Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 128с.

  10. Кузин, В. С., Кубышкин, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений: в двух кн. Кн. 1/ Кузин В. С., Э.И. Кубышкин. – М.: Дрофа, 1996. –240с.

  11. Кукушин В. С. Теория и методика обучения [Текст] / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д:, Феникс, 2005. – 474,[1 ] с. – Высшее образование.

  12. Неменская, Л. А. Каждый народ - художник [Текст]: учебник для 4 класса начальной школы / Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2004 . – 144с.

  13. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству в 1-4 кл. [Текст] / под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2005. -190 стр.

  14. Любимов, Л. Искусство древней Руси [Текст] / Л. Любимов. – М.: Просвещение, 1981. – 243с.

  15. По щучьему веленью [Текст] / Русские народные сказки в обработке А. Толстого. – М.: Детская литература, 1991. – 30с.

  16. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. [Текст] / под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005. -140 стр.

  17. Пушкин, А. С. Сочинения в трех томах. Том I [Текст] / А. С. Пушкин.- М.: Художественная литература, 1985.-734с.

  18. Русская советская поэзия [Текст] / составители В.Ф. Огнев, В.С. Фогельсон.- М.: Художественная литература, 1990. – 653 стр.

  19. Семь Симеонов [Текст] / Рус.нар.сказки в обработке И. Карнауховой.- М.: Советская Россия, 1988. – 20с.

  20. Северина, О. А. Введение в историю. 4 кл. Поурочные планы [Текст] / О. А. Северина.- Волгоград: издательство «Учитель АСТ», 2002. -123с.

  21. Смирнова, Н. П., Шибанова, А.А. По материкам и странам [Текст]: книга для чтения по географии материков. 2-е издание/Н. П. Смирнова, А.А. Шибанова. - М.: Просвещение, 1981. – 208с.

  22. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство [Текст]: учебник для 5 – 8 классов. Основы живописи. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996.- 80с.

  23. Страны и народы [Текст]: науч.-популяр. геогр.-этногр. изд. в 20-ти т. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго- Западная Азия / Редкол.: Н. И. Порошин (отв. ред.), И. А. Дементьев и др. – М.: Мысль, 1979.- 381с.

  24. Трофимова, М. В., Тарабарина, Т. И. И учёба и игра: изобразительное искусство [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / М. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина.- Ярославль: Академия развития: Академия К0: Академия Холдинг, 2001. – 240с.

  25. Формирование художественной культуры учащихся средствами интеграции искусств [Текст]: методическое пособие./Департамент образования Администрации ОблИУУ. – Кемерово. - 92с.






















Японские трёхстишия (хокку).


Басё.

  • «Осень уже пришла!» -

Шепнул мне ветер,

Подкравшись к подушке моей.

  • Майских дождей пора.

Будто море светится огоньками –

Фонари ночных сторожей.


  • Иней его укрыл,

Стелет постель ему ветер…

Брошенное дитя.


  • Тихая лунная ночь…

Слышно, как в глубине каштана

Ядрышко гложет червяк.


  • Все листья собрали сборщицы…

Откуда им знать, что для чайных кустов

Они – словно ветер осени!


  • Топ – топ – лошадка моя.

Вижу тебя на картине –

В просторе летних лугов.


  • Тоненький язычок огня,-

Застыло масло в светильнике.

Проснёшься…Какая грусть!


  • На землю летят,

Возвращаются к старым корням…

Разлука цветов.


  • Вода так холодна!

Уснуть не может чайка,

Качаясь на волне.


  • В чашечке цветка

Дремлет шмель. Не тронь его,

Воробей – дружок!

  • Над простором полей –

Ничем к земле не привязан –

Жаворонок звенит.


  • Кажется, что сейчас

Колокол тоже в ответ загудит…

Так цикады звенят.


  • Как летом густеет трава!

И только у однолиста

Один единственный лист.


  • Весна уходит.

Плачут птицы.

Глаза у рыб

Полны слезами.






















Словарь терминов.


  • Арка - полукруглое или стрельчатое по форме перекрытие пролета между двух опор.

  • Глава, главка – в русском зодчестве церковный купол в виде шлема или луковки, которая завершает все здание или его часть.

  • Закомары - полукруглые завершения наружных стен здания храма.

  • Изразец – глиняная обожжённая в печи плитка с цветным узором для облицовки стен.

  • Икебана – особое японское искусство составления букетов.

  • Кимоно – национальная одежда японцев.

  • Мавзолей – здание, которое является одновременно усыпальницей и памятником.

  • Мечеть – храм мусульманских народов.

  • Минарет – башня при мечети, с неё созывают на молитву.

  • Мозаика – изображения, сложенные или из мелких кусочков цветного стекла, или из камней, или из кусочков разноцветной обожжённой глины.

  • Пагода – буддийский храм.

  • Портал – обрамлённый, архитектурно выделенный вход в здание.

  • Пропорции - определенные соотношения частей единого целого между собой и целым.

  • Рельеф – частично выступающие из плоскости скульптурные изображения.

  • Собор – крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.


Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе
  • Начальные классы
Описание:

Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе адресованы учителям начальных классов, работающим по программе «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.

 

Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле,  об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т. е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. На уроках  искусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и творчества.

Автор Куклина Валентина Ефимовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1320
Номер материала 48486
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓