Главная / Другое / Методические рекомендации по практике "Пробные уроки и занятия" для студентов СПО, специальность "Преподавание в начальных классах"

Методические рекомендации по практике "Пробные уроки и занятия" для студентов СПО, специальность "Преподавание в начальных классах"

ГАОУ СПО НСО «Болотнинский педагогический колледж»

















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация педагогической практики

«Пробные уроки» по информатике

в начальной школе

(специальность 050146 Преподавание в начальных классах)















г. Болотное, 2013

















Составитель:

Тохман Ю.С., преподаватель информатики ГАОУ СПО НСО «Болотнинский педагогический колледж».

Организация педагогической практики пробных уроков по информатики: Методические рекомендации / сост. Ю.С. Тохман,: ГАОУ СПО НСО «Болотнинский педагогический колледж», 2013



В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия». Студенты педколледжа, обучающиеся по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, смогут познакомиться с целью и задачами практики в школе, видами предстоящей деятельности. Рекомендации представлены следующими разделами: «Введение», «Формирование УУД на уроках информатики в начальной школе», «Типы уроков и примерная структура урока в соответствии с ФГОС НОО», «Примерное содержание разделов поурочного плана, оформление конструктора урока», «Этапы планирования урока и подготовки к нему», «Самоанализ урока», «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Примерный план-конспект урока информатики (3 класс)»

Рекомендации предназначены для студентов четвертого и пятого курсов, обучающихся по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Формирование УУД на уроках информатики в начальной школе

10

2. Типы уроков и примерная структура урока в соответствии с ФГОС НОО

11

3. Примерное содержание разделов поурочного плана, оформление конструктора урока

12

4. Этапы планирования урока и подготовки к нему

14

5. Самоанализ урока

16

6. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

23

7. Примерный план-конспект урока информатики (3 класс)

25



























ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика «Пробные уроки и занятия» – важнейший и необходимый элемент в системе профессионального становления будущего учителя. Она, как зеркало, отражает уровень теоретической подготовки, полученной на занятиях в колледже, создает возможность закрепления, углубления и использования знаний для решения практических задач, вооружает студентов первоначальным опытом работы учителя-профессионала, оказывает мощное влияние на процесс формирования личности педагога. Пробный урок, его оценка и анализ – это своеобразная аттестация будущего учителя, его подготовленности к самостоятельной работе в школе.

Цель данных рекомендаций: оказание методической помощи студентам при подготовке пробных уроков по информатике в начальной школе.

Практика «Пробные уроки» проводится при освоении профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования и направлена на приобретение практического опыта организации и проведения образовательного процесса в начальных классах.

Цель практики: создание условий для овладения основополагающим видом профессиональной деятельности (профессиональными компетенциями, ПК) – преподавание по программам начального общего образования:

ПК 1.1 – Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2 – Проводить уроки.

ПК 1.3 – Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4 – Анализировать уроки.

ПК 1.5 – Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования

Задачи практики:

- развитие умений наблюдать за образовательным процессом в начальной школе;

- развитие умений целеполагания и планирования уроков;

- овладение умениями проведения уроков и руководства учебной деятельностью младших школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- обучение целенаправленному выбору и применению эффективных методов и приемов проведения уроков;

- формирование умений анализировать уроки;

- развитие умений оформления документации, обеспечивающей обучение по программам начального общего образования.

С целью овладения основным видом профессиональной деятельности Преподавание по программам начального общего образования и соответствующими компетенциями обучающихся в ходе освоения программы производственной практики «Пробные уроки» должен:

иметь практический опыт:

- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию; определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;

- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

- применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

- наблюдения, анализа и самоанализа урока, обсуждения отдельных уроков с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

- ведение учебной документации.

уметь:

- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятия;

- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

-оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;

- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;

- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;

- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;

- выразительно читать литературные тексты;

- петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;

- изготавливать поделки из различных материалов;

- рисовать, лепить, конструировать;

- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

Количество пробных уроков по информатике на специальности 050146 Преподавание в начальных классах - 5

При проведении практики учебная группа делится на подгруппы 5,6 человек. Осуществляется под руководством преподавателей частных методик и работников базовых учреждений.

Начинается практика установочной конференцией. По итогам данного вида практики студенты проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности профессиональных умений и практического опыта.

Режим работы: пробные уроки проводятся по расписанию, анализируются группой студентов совместно с методистом практики и педагогом. За каждый проведённый пробный урок практиканту выставляется оценка.

В период прохождения профессиональной практики студенты обязаны:

  • выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей, руководителей практики, следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охраны жизни и здоровья детей; соблюдать нормы педагогической этики;

  • выполнять все виды работ, предусмотренные программой профессиональной практики;

  • составлять конспекты или развернутые планы занятий и других видов деятельности, согласовать их с учителем-предметником и утверждать у методиста педагогического колледжа;

  • присутствовать на всех видах профессиональной практики, согласно расписанию;

  • активно участвовать в анализе занятий и других видов деятельности, вести дневник практики по установленной колледжем форме.

Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации профессиональной практики.

Примерные критерии оценки пробных уроков студентов

Оценка «отлично» ставится при условии, если:

- урок имеет определенную, последовательно реализованную дидактическую цель, характеризуется логическим, психологическим и организационным единством;

- на уроке сочетаются коллективная и индивидуальная работа обучающихся, осуществляется дифференцированный подход;

- на уроке применяется поисковая или частично-поисковая ситуация, которая моделируется с учетом возраста и уровня развития обучающихся, применяются разнообразные методы и приёмы обучения;

- практикант соблюдает педагогическую этику, обладает грамотной речью, умеет использовать ТСО;

- практикант умеет правильно распределять время урока.

Оценка «хорошо» ставится, если:

- урок отвечает основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но имеет некоторые недостатки, например:

1) студент не проявил необходимого умения в управлении классом;

2) в процессе ведения урока допущена несоразмерность, нарушены пропорции его основных компонентов;

3) недостаточно стимулировалась и использовалась активность учащихся;

4) построение урока не соответствовало его теме и типу.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

- студент затрудняется самостоятельно провести урок, но основная дидактическая цель и план урока реализуются без существенных изменений;

-на уроке применяются технические средства обучения, но студент не владеет ими достаточно свободно, нарушает требования к применению технических и наглядных средств обучения, не умеет работать с доской;

- на уроке недостаточно сочетается индивидуальная и коллективная работа, студент, работая с одним учеником, оставляет без внимания класс;

- практикант испытывает затруднения при демонстрации опытов, не проявляет методической инициативы в процессе ведения урока и не может выйти за рамки конспекта урока;

- имеют место речевые ошибки, не всегда поправляет обучающихся, допускающих ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

- практикант допускает ошибки в изложении учебного материала, не достигается намеченная дидактическая цель;

- на уроке не решаются воспитательные задачи;

- студент не умеет управлять классом, поддерживать рабочую атмосферу, дисциплину и порядок;

- практикант не готов к проведению урока.



1. Формирование УУД на уроках информатики в начальной школе

22 декабря 2009 года Приказом № 373 Минюста России вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно содержанию образования, определенному стандартом, наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (далее - УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В зависимости от вида мыслительной деятельности существует следующая классификация УУД:

1. Личностные УУД;

1. Познавательные УУД;

2. Коммуникативные УУД;

3. Регулятивные УУД;


Для формирования УУД на уроках информатики используются различные педагогические технологии. Наиболее эффективные следующие:

Педагогические технологии

Приоритетные виды формируемых УУД

Технология проектного обучения.


Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Технология проблемного изложения учебного материала.

Познавательные УУД.

Технология исследовательской деятельности.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Технология развития критического мышления.


Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.

Технология модульного обучения.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Кейс – технология.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

Технология учебной игры.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.


2. Типы уроков и примерная структура урока

в соответствии с ФГОС НОО

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы установлены новые требования к структуре конструкта урока и типам анализа урока.

Типы уроков в соответствии с ФГОС НОО

1. Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).

2. Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

3. Урок обобщения и систематизации (обобщающий урок).

4. Комбинированный урок.

5. Урок контроля и коррекции знаний и способов действий.


Примерная структура урока освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

3. Решение проблемы.

4. Первичное закрепление.

5.Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).

6. Информация о домашнем задании.

7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Примерная структура урока совершенствования способов действий

(урок закрепления)

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

5. Информация о домашнем задании.

6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Примерная структура урока обобщения и систематизации

(обобщающий урок)

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

3. Комплексное применение и систематизация знаний.

4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

5. Информация о домашнем задании (на творческом уровне).

6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).


3. Примерное содержание разделов поурочного плана, оформление конструктора урока

Примерное содержание разделов поурочного плана

I. Тема урока

1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.

II. Повторение опорных знаний

1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

III. Усвоение новых знаний

1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.

IV. Формирование умений и навыков

1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

V. Домашнее задание

1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).


Оформление плана урока

Дата __________

ОУ ________ класс _______

Образовательная система___________________________________________

Тема _________ Тип урока ___________

Цель (формирование, овладение, развитие …) __________________________

Задачи (учить…., развивать…. воспитывать….) ________________________

Планируемый результат (на основе задач) _____________________________

Оснащение (оборудование и информационные источники) _______________

Ход урока

Этапы. Формируемые УУД.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся





Основные пути повышения эффективности урока

  1. постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

  2. оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);

  3. стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

  4. применение активизирующих методов и средств обучения;

  5. организация самодеятельности учащихся;

  6. единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;

  7. организация оперативной обратной связи;

  8. формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;

  9. интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.


4. Этапы планирования урока и подготовки к нему

1. Определение темы урока, место темы в разделе.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идет определение учебных задач урока.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Проектирование конструкта урока.

17. Заверка конструкта урока: студент заверяет конструкт урока сначала у учителя, затем у методиста. В конструкте ставится подпись учителя и методиста, а так же дата. Учитель-предметник рекомендует студенту структурно-содержательную сторону урока, заверяет в содержательном плане. Методист заверяет конструкт с методической стороны.




5. Самоанализ урока

Анализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Основные требования к анализу урока учителем:

1. цель и задача анализа темы;

2. знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

3. умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

4. характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

5. обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

6. обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

7. психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

8. оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

9. выполнение намеченных задач урока;

10. оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

11. умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

12. удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

13. намечаемые меры по устранению недостатков.

Схема анализа урока

Схема полного анализа урока

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

(рекомендуется на первом этапе пробного урока)

Полный анализ - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока


Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы


Схемы краткого анализа урока

Краткий анализ – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества.

Схема краткого анализа урока в зависимости от типа урока

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметныхЗУНов

Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметныхЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметныхЗУНов

Закрепление предметныхЗУНов, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира


Схема краткого анализа урока

в зависимости от дидактической задачи урока

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока

Основные дидактические (обучающие) задачи урока

Содержание наблюдения

Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей

Усвоение = понимание + запоминание

Правильное воспроизведение

1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам.

2.Формы организации учебной деятельности

3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.

Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач

Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач

1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников.

2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников

Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)

Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач

1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации

2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)

3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)

Формирование УУД в условиях решения практических задач

Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач

Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира

Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД

1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.)

2.Методы повторения (обобщение, систематизация)

Контроль за степенью усвоения ЗУНов

Результаты выполнения контрольных работ


Схема краткого анализа урока

в соответствии с основными этапами урока

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока


Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Постановка цели урока в начале или в процессе урока

Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости

Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности.

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ.

Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности


6. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

1. Восприятие у младших школьников тесно связано с их практической длительностью.

2. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, произвольное внимание у них развито слабо.

3. Основным стимулятором внимания является так называемая близкая мотивация: получить оценку за свою работу, причем сразу после ее окончания.

4. Необходимо побуждать учащихся управлять своей памятью, ярко мотивировать необходимость запоминания той или иной информации, организовывать систематическое повторение.

Несмотря на то, что пробный урок – эпизодический фрагмент взаимодействия студента – практиканта с классом, для детей это часть целостного учебно-воспитательного процесса.

Поэтому при подготовке к нему будущему учителю необходимо:

1. Учитывать, что дети различаются:

- по своим способностям; опыту;

- выбранным умениям и навыкам;

- характеру познавательной деятельности;

- отношению к учению, учителю, школе и т.д.

2. При выборе метода обучения учитывать возможности школьника к овладению теми или иными способами действий, уровень развития его самостоятельности, произвольности психических процессов и т.п.

3. Учитывать тягу младшего школьника к игре, к разнообразной художественной продуктивной деятельности.

4. Учитывать приоритеты наглядно-образного мышления младшего школьника при выборе способа обучения, связь уровня его развития со спецификой формирования логического мышления.

Способы организации внимания детей младшего школьного возраста

В психологии установлена закономерность: внимание учеников активизируется, если:

а) мыслительная деятельность сопровождается моторной;

б) объекты, которыми оперирует ученик, воспринимаются зрительно.

Помимо закономерностей, в психологической науке выделены условия, под влиянием которых поддерживается внимание:

а) интенсивность, новизна, неожиданность появления раздражителей и контраст между ними;

б) ожидание конкретного события;

в) положительные эмоции.

















Примерный план-конспект урока информатики

тема: «Свойства объектов»

класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления полученных знаний и способов деятельности.

Цель: организовать деятельность учащихся по открытию новых знаний о свойствах объекта, осмыслению и первичному закреплению полученных знаний в процессе выполнения заданий.

Задачи:

  • повторить материал прошлого урока о понятии «объект», его видах, истории возникновения понятия;

  • познакомиться с понятием «свойства объекта», видах свойств объекта, научиться описывать объект по плану;

  • в процессе выполнения задания открыть новые знания о понятиях «функция объекта», «элементный состав объекта», научиться определению данных свойств;

  • развивать познавательную активность, логическое мышление, внимательность, умение анализировать и обобщать;

  • развивать ИКТ- компетентность в процессе выполнения заданий на компьютере;

  • воспитывать у обучающихся интерес к предмету, коммуникативность, самостоятельность, умение преодолевать трудности, чувство уверенности в своих силах.

Используемые технологии: критическое мышление, уровневая дифференциация обучения, проблемно-поисковое обучение, информационно-коммуникационные технологии.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

ПЛАН УРОКА:

  1. Оргмомент – 2 мин.

  2. Актуализация знаний – 5 мин.

  3. Постановка целей, открытие новых знаний – 10 мин. (вызов)– работа в группах

  4. Закрепление полученных знаний (осмысление):

устная работа с интерактивной доской – 5 мин.

- письменная работа в тетрадях – 6 мин.

  1. Физкультпауза – 2 мин.

  2. Практическая работа на компьютерах с ЭОР – 8 мин.

  3. Рефлексия – 3 мин.

  4. Итоги урока, домашнее задание – 2 мин.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


1

Организационный момент




Осуществляет эмоциональный настрой.



Добрый день, дорогие ребята!

Установка на урок: создание атмосферы успеха.

Мы желаем сегодня друг другу успеха!

Порадуемся за тех, у кого все будет получаться хорошо!

Поможем тем, кому будет трудно!

Мы – одна команда!

На сегодняшнем уроке вам потребуется внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь успеха.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Проговаривают слова установки на урок, настраиваются на плодотворную работу.


коммуникативные: умение слушать и доброжелательно относиться друг к другу;

личностные: формирование навыков самоорганизации

2

Актуализация знаний

Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по повторению изученного материала.

Вопросы на повторение:

-каким общим словом можно назвать облако, воду, дерево?



- где и когда придумали слово «объект»?



-подумай, могут ли 2 различных объекта иметь 1 имя?





-может ли один объект иметь несколько имен?

В ходе просмотра презентации, отвечают на вопросы, подготовленные учителем.







- объект;



- около 2000 лет назад в Древней Греции;



- могут, например: коса для скашивания травы и коса – прическа у девочки;



- да может, например: человек- доктор- женщина, водитель – мужчина - шофер;

Регулятивные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности, формирование способности к самооценке;

личностные: формирование умения формулировать мысль, развитие речи;

коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы;




3

Постановка целей, открытие новых знаний

Рассказывает о видах свойств объекта.



hello_html_5319342e.png



Даёт обучающимся задание, в ходе выполнения которого дети сталкиваются с проблемой: не знают значение понятий «функция», «элементный состав».



Предлагает обучающимся сформулировать цели урока, исходя из проблемной ситуации.

hello_html_m36853e59.png

Для разрешения проблемной ситуации учитель делит обучающихся на 3 группы и даёт дифференцированное задание:

  1. Группа (легкий уровень) – записывают на интерактивной доске определённые свойства яблока

  2. Группа (сложный уровень) – работают с учебником – осуществляют поиск информации и формулируют понятие «функция» и выделяют его для яблока

  3. Группа (сложный уровень) – работают с учебником – осуществляют поиск информации и формулируют понятие «элементный состав» и выделяют его для яблока.











На примере объекта «обувь» объясняет смысл понятий «общие и отличительные свойства»

hello_html_37f4612a.gif




Слушают объяснение учителя







































Формулируют цели урока.









Рассматривают объект и формулируют его свойства.



















Выявляют проблему: не зная значение понятий «функция», «элементный состав» невозможно сформулировать эти свойства.













Работают в группах.

После выполнения задания обсуждают результат его выполнения.













Слушают объяснение учителя




Регулятивные: умение осуществлять постановку учебной цели, прогнозирование, коррекцию, оценку, саморегуляцию;

познавательные: формирование главного понятия урока «свойства объекта», навыков структурирования знаний, развитие речи, коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении, формулирование собственного мнения и позиции, нахождение общего решения в совместной деятельности;

личностные:

интерес к новому учебному материалу и способам деятельности.







































Регулятивные: навык самоконтроля, коррекции, оценки;

личностные: формирование интереса к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; коммуникативные: использование речевых средств для различных коммуникативных задач;

познавательные: умение анализировать, обобщать, делать выводы в ходе решения учебной задачи


























4

Закрепление полученных знаний:



Устная работа с интерактивной доской.

В ходе устной работы с интерактивной доской предлагает ответить на вопросы к заданиям:

hello_html_m164e755c.gif





- Какие свойства для этих фигур самые главные (существенные)?

- Сделай вывод о том, какими бывают свойства объектов?

hello_html_m4740ceba.gif

hello_html_7bf476bf.gif

hello_html_54406e8.gif



Формулируют ответы на вопросы, обобщают, делают выводы.

























Формулируют ответы на вопросы, обобщают, делают выводы.























Формулируют ответы на вопросы, обобщают, делают выводы.











Формулируют ответы на вопросы, обобщают, делают выводы.





















Письменная работа в тетрадях

hello_html_52fd3945.gif

Выполняют задания, сравнивают ответы, осуществляют коррекцию, делают выводы.


Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; коммуникативные:

использование речевых средств для различных коммуникативных задач;

познавательные: умение анализировать, обобщать, делать выводы в ходе решения учебной задачи


5

Физкультпауза

Организует проведение упражнений (здоровье сберегающая технология)




Выполняют упражнения

Личностные: овладение приёмами сохранения физического здоровья.

6

Практическая работа на компьютере с ЭОР

Работа с ЭОР «информатика 3 класс»



hello_html_m3fe356a.png

Выполняют задания на компьютере в парах

Регулятивные :

- формирование навыков работы с ПК

Коммуникативные:

- умение работать в парах, аргументировать свой выбор, принимать совместное решение

7

Рефлексия

Организует соотнесение результата деятельности с индивидуальными учебными задачами,

hello_html_62ef7c95.gif

Осуществляет самооценку выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи.

Личностные: формирует адекватную самооценку;

коммуникативные: строит понятные речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения.

понимание причин своего успеха

8

Итоги урока, домашнее задание.

Объясняет и записывает дифференцированное домашнее задание:

hello_html_m43e4b69c.gif

Оценивает работу обучающихся на уроке.

Выбирает уровень домашнего задания на основе самооценки выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи.

Личностные: формирует адекватную самооценку

Использованные материалы:

  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н. «Информатика 3 класс» ФГОС. Бином 2013 г

  • http://internika.org/category/tegi/4-klass?page=2

Методические рекомендации по практике "Пробные уроки и занятия" для студентов СПО, специальность "Преподавание в начальных классах"
  • Другое
Описание:

В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия».

Студенты педколледжа, обучающиеся по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, смогут познакомиться с целью и задачами практики в школе, видами предстоящей деятельности.

Рекомендации представлены следующими разделами:  «Введение», «Формирование УУД на уроках информатики в начальной школе»,  «Типы уроков и примерная структура урока в соответствии с ФГОС НОО», «Примерное содержание разделов поурочного плана, оформление конструктора урока», «Этапы планирования урока и подготовки к нему», «Самоанализ урока», «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Примерный план-конспект урока информатики (3 класс)»

 

Рекомендации предназначены для студентов четвертого и пятого курсов, обучающихся по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

Автор Тохман Юлия Сергеевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1492
Номер материала 18383
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓