Инфоурок Физика Другие методич. материалыМетодические рекомендации по организации урока физики в соответствии с системно- деятельностным подходом

Методические рекомендации по организации урока физики в соответствии с системно- деятельностным подходом

Скачать материал

Мишарина Л.Н.

МОУ «СОШ» с.Подъельск  

учитель физики, высшая категория

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

    Проблемы организации  учебной  познавательной деятельности на уроке  на основе  современных образовательных  технологий сегодня наиболее актуальны. Моделирование уроков по созданию образовательного пространства на основе деятельностных технологий, интерактивных методов обучения и эффективных методических приемов способствуют повышению мотивации к изучаемому предмету. Внедрение современных методических приемов и технологий, интерактивных методов обучения в практику работы учителя, обеспечивает повышение качества образования, способствует росту профессиональной компетентности педагогов, формированию предметной компетентности  учащихся .

      Данный материал предназначен для учителей физики, носит рекомендательный характер. В работе приведен алгоритм построения урока  в рамках системно-деятельностного подхода, представлено описание интерактивных методов обучения, методических приемов  и форм  активизации познавательной деятельности на уроках физики. В помощь учителю предложены разработки уроков, с  использованием информационно- коммуникационных технологий;  приемов технологии развития критического мышления учащихся.

Цель данной работы : способствовать повышению  качества образовательного процесса на основе применения различных современных подходов к конструированию уроков физики.

Для достижения  поставленной цели решены следующие задачи:

1.Изучен и проанализирован передовой педагогический опыт по данной теме.

2.Систематизирован и обобщен собственный опыт работы.

3.Составлены методические рекомендации к конструированию уроков физики с использованием информационно- коммуникационных  технологий и  методических приемов развития критического мышления учащихся.

Конструктор урока  физики

     Переход на новые  образовательные стандарты требует от учителя не только знания и понимания основ системно- деятельностного подхода, но и умения организовать активную познавательную деятельность на уроке.

Системно-деятельностный подход предполагает:

*    организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

*     выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

*     организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода :

*    уроки «открытия» нового знания;

*    уроки рефлексии;

*    уроки общеметодологической направленности;

*    уроки развивающего контроля.

    Очевидно, в технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры урока  и условий взаимодействия между учителем и учеником.

    В процессе повышения квалификации  на курсах в ГАОУДПО (пк) РК «КРИРО» г.Сыктывкар ознакомилась с современными образовательными технологиями, в том числе с ТРИЗ и ТРКМ. Мне понравилась  идея «Конструктора  урока», которая позволяет спланировать любой урок в   виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Авторы этой идеи предлагают   алгоритм конструирования урока, который  некоторые авторы называют технологической картой урока. В Приложении 1 приводится Таблица – конструктор урока. В этой таблице даны  модули, из которых может быть сконструирован урок в рамках системно- деятельностного подхода  , описание техник и  приемов технологии развития критического мышления [2 ].

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода:

·        представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом;

·        исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов;

·        для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Л.С.Илюшина; [Приложение 2]

·        проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации;

·        оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

        Каким должен быть современный урок физики?

     Физика - наука экспериментальная, поэтому  каждый урок физики должен формировать экспериментальные умения. Деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной и  включает  в себя: планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов ,   измерение, прогнозирование результатов, вычисления, обобщение результатов. Формирование экспериментальных умений  предполагает деятельностный подход. Сегодня возможно включение учащихся в интерактивную деятельность по формированию экспериментальных умений с помощью компьютера. Проведение экспериментов (опытов) ,  виртуальных в том числе,  может быть запланировано на любом этапе урока физики. Основным методом формирования  экспериментальных умений является исследовательский метод.

       Главная задача учителя физики (как и любого другого учителя) заинтересовать учащихся своим предметом. Школьник вряд ли задумывается о физической картине мира, о применении законов физики в практической жизни. Яркая эмоциональная окраска уроков, удивление -  основные составляющие элементы уроков физики. С этой точки зрения грамотно организованные начало  и завершение  урока – залог его эффективности. Вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность позволяют интерактивные методы обучения , использование информационно- коммуникационных технологий. Использование компьютера на уроках физики дает учителю новые возможности,  цифровые образовательные  ресурсы –  основной помощник учителя в организации интерактивной деятельности учащихся. С помощью компьютера урок можно начинать с яркого, красочного изображения (картинки, фотографии ).

Планируя  учебное занятие,  с особой тщательностью подхожу к целеполаганию и планируемым результатам на каждом этапе урока. В зависимости от  особенностей (индивидуальных, социальных) подбираю техники и приемы для организации активной познавательной деятельности на уроке. Создала   банк приемов и идей, подходов к конструированию уроков физики.

  Приведу примеры использования информационно- коммуникационных технологий с применением единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР), методических приемов, идей, способствующих активизации познавательной деятельности на  уроках физики [4].

 Рассмотрим  модуль «Начало урока», который мы чаще называем  организационным моментом.

Цель ясна – организовать (смотивировать) активную познавательную деятельность.

Задачи: удивить, привлечь внимание, подвести к теме урока.   

1.Итак, начало урока…  

Урок физики 7 класс. Тема «Агрегатные состояния вещества»

Урок можно начать  стихотворением[3]:      


            На траву роса упала, 

            Опустилась, словно дым                                          

            Расстелилась покрывалом

            Серебристо-голубым.

Не сойдешь в траву с тропинки –

Обжигает, как огнём,

И тяжелые росинки

Так и сыплются дождем.


Рис.1  Капли росы

    Изображение капелек росы (рис.1) и стихотворение  поможет привлечь внимание учащихся. Задав вопрос : о каком веществе идет речь? Можно перейти к теме урока и сказать, что в этом стихотворении встречаются несколько состояний воды - роса, дым, туман, дождь. Какие состояния воды вы еще знаете? Все эти вопросы подводят учащихся к теме урока. Дети убеждаются, что одно и то же вещество может встречаться в природе в разных  состояниях и обладает разными свойствами. Это изображение можно и использовать в конце урока (прием «отсроченная отгадка») .  Учитель говорит: « В ходе урока  мы выяснили : вещества в жидком состоянии не имеют собственной формы. Почему же капли росы не растекаются, а удерживаются на листьях?» С этого вопроса можно начать следующий урок  обобщения по теме «Первоначальные сведения о строении вещества», например, чтобы повторить  понятия «смачивания и не смачивания».

Урок в 7 классе .Тема «Взаимное притяжение и отталкивание молекул».

    Урок начинается   с демонстрации опыта со свинцовым цилиндром (рис.2).  Интерактивный  опыт удивляет детское воображение , побуждает их повторить  это эксперимент. Предлагаю желающим подготовить  и повторить его на следующем уроке.

Рис.2.Сцепление свинцовых цилиндров.

Прием «удивляй» можно вводить и для актуализации знаний, например на уроке физики в 8 классе (Тема «Кипение») учащиеся с интересом наблюдают кипение воды при комнатной температуре. Этот удивительный опыт приводится как интерактивная демонстрация в ЕК ЦОР(рис.3).

 

Рис.3 Кипение воды

    Методический прием «Удивляй!», по- моему мнению, должен быть ведущим особенно на первых уроках физики в 7- 8 классах. Удивлять детей надо на каждом уроке, иначе пропадет  интерес к предмету. Конечно, можно «удивлять» учащихся применяя другие приемы и способы. Например, можно показать множество фокусов по темам «Атмосферное давление», «Инерция» - 7 класс. Особенно шокирует семиклассников опыт с яйцом, протискивающимся в узкое горлышко бутылки (рис 4).

 

Рис.4 Опыт с яйцом       Рис. 5. Электризация

Чтобы перейти к  теме «Электрические явления» в 8 классе можно показать  изображение наэлектризованных волос и задать вопрос :  какое явление мы наблюдаем? (рис.5).

    Начало урока может сопровождаться не только изображениями, его можно начинать с музыки, звукового сопровождения, клипов, песен и других аудио-видео эффектов.

        Например, тему «Звук. Звуковые колебания» в 9 классе начинаю с пения птиц, шума в лесу, раскатами грома. Изучая свойства звука, слушаем пение оперных певцов. В Приложении 3 приводится разработка урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли» 8 класс с применением этих приемов.

   В начале урока эффективен прием «шаг за шагом» - когда ученик идет к доске,  и на каждый шаг говорит  какой-либо термин, понятие по теме.

Чтобы учащиеся не боялись работать у доски – приглашаю к доске по 2- 3 человека, каждый из которых выполняет одно и то же задание. Формируем понятия , определения , формулы «шаг за шагом»- когда  по очереди учащиеся идут к доске и записывают понятия, формулы, делают рисунки, составляют схемы ,кластеры, таблицы, графики и т.д. Этот процесс увлекает детей,  им нравится совместная работа и полученный совместный результат.

     Физические диктанты, отнюдь не  новое изобретение методистов. Изменился подход к оформлению диктанта. Содержание  заданий диктанта можно «оживить» и сделать наглядными  с помощью интерактивных мультимедийных презентаций. Физические диктанты, предназначенные, прежде всего для контроля,  помогают организовать начало урока и актуализировать знания. В Приложении 3 приводится пример такого диктанта для 8 класса по теме «Электрический ток».

2.  Приемы  «верю, не верю», «знаю, умею, хочу узнать», «вставь пропущенное слово» помогают  настроить учащихся и на этапе актуализации знаний.

Цель : обеспечить готовность учащихся к учебным действиям по открытию нового знания( контролю, самоконтролю, к применению полученных  умений ).

Задачи:1.Организовать повторение полученных ранее знаний, умений, действий. 2.Установить степень готовности каждого ученика к активной познавательной деятельности .3.Предложить ученику возможность выбора действий на следующем этапе урока.

       Приведу несколько приемов актуализации знаний.

  Раздаю учащимся  деформированные тексты, содержание текстов  в основном из учебника – это определения, понятия. Учащиеся вставляют нужные слова и читают полученные предложения, идет актуализация знаний, запоминание и осмысление понятий, определений. Необходимо помнить о том, что большинство детей плохо воспринимают учебный материал «на слух», большинство из них «визуалы». Для того, чтобы ускорить процесс проверки,  деформированный текст можно демонстрировать на слайде с помощью программы Power Point .

Урок физики 8 класс.Тема «Электрический ток».

Вставь пропущенное слово так ,чтобы получилось верное утверждение:

1.Электрическим током называют ………………. движение  ……….частиц.

2.Чтобы получить  электрический ток в ……..,  надо  создать в нем…………

3.В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит  превращение ………,……….. или какой-либо другой энергии в …………….

4.В гальваническом элементе происходят………….. реакции, и …………..

энергия, выделяющаяся при этих реакциях, превращается в …………..

5.На положительном полюсе  гальванического ……..накапливаются ……..

заряженные частицы, на отрицательном – отрицательно ……….. частицы.

6.Простейший ……….состоит из двух    ……….. пластин(………), помещенных в ………серной кислоты.

7.При зарядке  положительный полюс аккумулятора соединяют с ……..

полюсом источника тока,  отрицательный  - с  отрицательным ………….

8.Аккумуляторы имеют широкое применение ,они служат для ….. железнодорожных ………….., автомобилей, для запуска ……….двигателя.  Батареи  ………..  питают электроэнергией  подводную лодку, радиопередатчики и научную ……….. на спутниках Земли.

Пример разработки приема «знаю, умею, хочу узнать».

В классах с разноуровневой подготовкой применяю технологические карты, составленные на основе приема«знаю, умею, хочу узнать . Технологические карты , так же как и  листки самоконтроля помогают  организовать начало урока, в актуализации знаний, в процессе обучения самоконтролю и саморегуляции.  С помощью технологической карты можно  научить учащихся планировать  свою учебную деятельность на уроке и обучить навыкам самооценки. Учащиеся сами себя оценивают, выставляют баллы ,исходя их максимального балла за каждое учебное действие на уроке. О выставлении баллов заранее договариваемся. Учитель выставляет свою оценку, затем идет обсуждение оценки, обговариваются позиции оценивающих (ученика и учителя) – прием «Райтинг».

 

Пример технологической карты .                                                   Таблица2

Тема «Магнитное поле. Линии магнитного поля»9 класс.

Этапы урока

Содержание работы

Баллы

1.Проверка домашнего задания

1.Работа с деформированным текстом.

2.Ответы на вопросы с.145.

3.Упр.33 ,упр.34

4.Заполнить таблицу.

5

2.Проверка знаний по теме «однородное и неоднородное магнитное  поле»

Тест «Однородное и неоднородное магнитное поле»

5

3.Закрепление полученных знаний по теме «правило буравчика, правило правой руки».

Решение задач

№ 1068,1069

5

Итог урока:

 

15

 

В начале урока  раздаю листки самоконтроля,  учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, оценивают свои знания и умения. Кроме того, этот прием позволяет планировать задачи урока. Листки самоконтроля можно использовать неоднократно и на разных этапах урока, с разной целью. Например, на этапе обсуждения и решения проблем( модуль 4).

Таблица 3

Листок самоконтроля по теме «Электрический ток». 8 класс

 

Понятия

Знаю

Умею

Хотел(а) бы узнать, научиться

1

Определение электрического тока.

 

 

 

2

Условия существования электрического тока.

 

 

 

3

Определение источника тока.

 

 

 

4

Устройство и принцип действия простейших источников тока.

 

 

 

5

Определение электрической цепи, знаю  её составные части.

 

 

 

6

Умею изображать  на схеме электрическую цепь, умею читать электрические схемы.

 

 

 

7

Знаю, какое направление электрического тока считается положительным.

 

 

 

8

Знаю , как можно обнаружить электрический ток(действия тока).

 

 

 

9

Умею собирать простейшую электрическую цепь по схеме.

 

 

 

10

Знаю определение силы тока, формулу по которой можно её вычислить, единицы измерения силы тока.

 

 

 

11

Знаю правила подключения амперметра в  цепь,

умею измерять силу тока с помощью амперметра.

 

 

 

12

Умею решать задачи на нахождение силы тока, количества заряда.

 

 

 

 

Чаще всего на этапе актуализации знаний идет работа с учебником  в форме ответа на вопросы или проверка решения домашних задач. Этот прием не эффективен и не всегда интересен учащимся.   На данном этапе  можно организовать коллективное обсуждение проекта будущих учебных действий. Учащиеся  ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели. При планировании модуля «Актуализация знаний» руководствуюсь конструктором  ситуационных задач Л.С.Илюшина (Приложение 2). В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами.  В этом конструкторе есть набор ключевых фраз , которые позволяют спланировать учебные действия. Приведу примеры таких ситуационных задач.

Урок физики 9 класс.Тема: «Свободное падение тел»

-  Изобразите на рисунке и объясните, почему в воздухе кусочек ваты падает медленнее, чем железный шарик.

- Учитель приглашает учащихся провести эксперимент: сделать из тетрадного листа самолетик, скомкать из такого же листа шарик, опустить самолетик, шарик и тетрадный лист с одинаковой высоты и пронаблюдать, сделать вывод.

-Объясните ,от чего свободно тело при падении?

-Приведите примеры свободно падающих тел.

Эти задание  позволяет установить  степень усвоения учащимися  понятия «свободное падение»  и перейти к следующей теме «Движение тела ,брошенного вертикально вверх».

 

Урок физики 9 класс. Тема «Относительность движения»

Сравните гелиоцентрическую и геоцентрическую систему мира.

3.Главная цель модуля «Изучение нового материала»: обеспечить усвоение  каких-то понятий, умений, навыков путем активных действий. Ни  один учитель не может обеспечить усвоение учебного материала на уровне применения его на одном уроке. В конечном итоге  физическая картина мира складывается из отдельных «кирпичиков» - понятий об окружающем мире. Поэтому  необходимо помнить, что главная задача  на этапе «нового знания»- установление взаимосвязи между изучаемым и изученным ранее учебным материалом и значимости изучаемого для школьника.

Каждый раз, планируя новую тему,  надо найти ответы на вопросы: почему? что изучаем? зачем?

Надо учить задавать и находить ответы на вопросы. Прекрасный приемы «толстые и тонкие вопросы», «хочу спросить», «а знаете ли вы?»,  и другие  подсказки (клише) помогают найти способы усвоения нового учебного материала.  Так же как и на этапе актуализации, неоценимую помощь в планировании учебных действий дает конструктор ситуационных задач Илюшина.

Урок физики 7 класс . Тема « Трение».

- Предложите способ устранения  скрипа колес велосипеда.

- Обоснуйте – зачем тигру нужны острые клыки?

        Организация интерактивной познавательной деятельности средствами ЦОР позволяет  учителю включить всех учащихся в процесс  изучения нового материала. Последовательное использование компьютерных заданий и  интерактивной графики обеспечивает более наглядное и ясное для учащегося изложения материала. Это предполагает не пассивное чтение с экрана компьютера текстов традиционных учебников, а активное участие учеников в процессе прохождения и теоретических и практических частей уроков. При этом можно организовать демонстрационный  вариант  и провести коллективное обсуждение интерактивных заданий с последующим обсуждением  полученных результатов. Возможна организация индивидуальной работы  на  уроке, когда каждый ученик  выполняет задания в своем темпе.

Урок в 7 классе .Тема «Скорость неравномерного прямолинейного движения. Средняя скорость».

Рис.6 Интерактивный тренинг по расчету скорости движения и пути

На уроке учащиеся решают интерактивные задачи на нахождение средней скорости  с использованием компьютера. Получают наглядное представление о средней скорости движения, что способствует лучшему осмыслению  учебного материала (рис 6,7).

Урок 7 класс. Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости.

Рис. 7. Интерактивный тренинг на закрепление материала по расчету скорости движения тел

Интерактивные тренинги по решению графических задач  по теме  «Кинематика материальной точки»  позволяют учителю сэкономить время. Ученику – наглядно установить взаимосвязи между физическими величинами. Пример, использования интерактивных заданий по исследованию графика скорости при равнопеременном движении (рис.8).

Урок физики 9 класс. Тема: «Скорость  и перемещение при прямолинейном движении».

Рис.8. Интерактивное исследование графика скорости при равнопеременном движении

     Например, прекрасный ресурс  ЕК ЦОР по теме «Влажность» в 8 классе. Наглядно дается понятие абсолютной влажности, относительной влажности, содержит интерактивное задание по расчету относительной влажности точки росы, устройство и принцип действия приборов для определения влажности (рис. 9).

Урок физики 8 класс. Тема: «Влажность».

Рис. 9. Интерактивная задача на определение влажности воздуха

Цифровые образовательные ресурсы  позволяют «заглянуть» в мир атома, детально разобрать устройство  и принцип работы различных механизмов, тем самым  усиливают эффективность  урока (рис10) .

Урок физики 9 класс .Тема: «Ядерные силы».

Рис.10. Интерактивная модель ядерной реакции.

    Коллективные обсуждения и коллективная работа, активная познавательная деятельность на уроках в форме всевозможных командных соревнований  возможна и без компьютерных технологий. Организация игр, конкурсов, защиты проектов, презентаций, моделей макетов, фронтальных  и экспериментальных работ.

На этапе изучения нового учебного материала  основным методом является исследовательский метод, способствующий формированию регулятивных и познавательных умений учащихся.

Опыт работы показывает, на каждом уроке необходимо устанавливать степень усвоения того или иного  учебного материала (действия), т.е.  нужна обратная связь. Она нужна не только учителю, ученик не в меньшей степени в этом заинтересован. Применение интерактивных тестовых заданий  на этапе контроля  позволяет при минимальных затратах (временных и материальных) определить уровень усвоения  учебного материала. Во многих цифровых ресурсах есть контрольные блоки, есть они и ЕК ЦОР. В идеале  выполнение интерактивных  тестов на компьютере, где ребенок получает оценку своего результата. Для этого нужен мобильный или компьютерный класс. Возможно  и применение демонстрационного варианта тесто, когда учащиеся отвечают на вопросы на листочках, с помощью сигнальных карточек и т.п.  Например, тест по теме «Инерция» 7 класс составлен очень грамотно и способствует формированию этого сложного для семиклассников понятия (рис. 11).

Рис.11 Тест по теме «Инерция»

Возможны и другие способы  организации контроля, например с использованием ситуационных задач, физических зрительных диктантов, взаимопроверки , взаимоопроса ,  экспертизы полученных данных, проверки  решения задачи .

  Организация модуля   контроля  требует от учителя  особо тщательной  подготовки. Прежде всего, надо поставить цель контроля: что хотите проверить - усвоение каких понятий, умений, знаний.

Задачи: описание приемов контроля, формы организации контроля. В рамках текущего контроля проверяем только тот учебный материал, который был на этом уроке. Для чего? Чтобы ученику быть успешным, учителю – скорректировать свои действия по планированию последующих  уроков. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, формируются умения (в идеале до автоматизма). Замечательные контрольно- измерительные материалы  по физике издательства «ВАКО» содержат тематические и итоговые тесты в формате ГИА и ЕГЭ. Их можно использовать  как для текущего ,так и для итогового контроля[1].

 Еще несколько рекомендаций про завершение урока. Конец урока – начало последующего. С этой позиции надо закладывать основу для будущего процесса познания. Планируя урок необходимо продумать рефлексию с очевидной целью: ответить на вопросы -  что нового узнали, чему научились, что понравилось, что не понравилось на уроке.

В Таблице – конструкторе урока приводятся методические приемы рефлексии , которые можно использовать на любом уроке. Учащимся нравится составлять синквейны. Старшеклассники чаще всего высказываются вслух .

В 8-11 классах использую листки самоконтроля (Таблица 2)  в конце урока : учащиеся оценивают свои достижения, выставляют баллы , анализируют свою деятельность на уроке. В 7 классе практически на каждом уроке провожу рефлексию в виде «мыслей вслух». Предлагаю продолжить предложение « меня сегодня удивил  Саша…..», «мне понравилось ….», «я научился…». Семиклассники  с удовольствием высказывают свое отношение к деятельности на уроке.

Чтобы конец урока был эффективным, придумываю различные проблемки, загадки, предлагаю провести домашний эксперимент.

Примеры домашнего эксперимента в 7 классе. Тема «Давление». Зажженную свечку подержите внутри стакана, перевернутого вверх дном. Затем быстро поставьте стакан также вверх дном на поверхность надутого воздушного детского шарика. Опишите наблюдаемые явления.

8 класс «Изменение агрегатных состояний вещества» Перед носиком чайника с кипящей водой поместите металлический предмет (холодный утюг, нож, ложку). Проследите за образованием капель воды на этих предметах и объясните причины их появления.

10 класс. «Законы Ньютона». На бутылку с широким горлышком положите плотный лист картона. На лист картона  - 5 рублевую монету,резко выдерните лист картона .объясните наблюдаемое явление.

Примеры проблемных вопросов.

Тема:«Кипение» 8 класс  .Почему при закрытой крышке вода в кастрюле закипает быстрее? В кипящую воду бросили макароны. Кипит ли вода внутри макарон?

Тема «Звук»9 класс.Почему мы сначала слышим раскаты грома, а потом видим молнию? Почему мы слышим жужжание пчелы и не слышим взмахов летящей мимо птицы?

Тема : «Силы упругости» 10 класс.Что покажут весы , на которых стоит человек в лифте, когда лифт начинает двигаться вверх? вниз? в момент остановки?

И несколько слов о домашнем задании. Цель домашнего задания должна быть разной ,для каждого ученика  - индивидуальной. В идеале ученик сам выбирает предложенную учителем форму выполнения  и содержание домашнего задания. Можно давать дифференцированные домашние задания. Чтобы домашнее задание было интересным надо его разнообразить.

Например, вместо обычного задания – ответить на вопросы по параграфу , можно предложить составить рассказ пользуясь вопросами к параграфу, разделить вопросы на «тонкие и толстые», «составить свои вопросы к тексту параграфа».Для разнообразия домашних заданий  пользуюсь ситуационными задачами Илюшина[Приложение 2].

Учащимся нравятся задания творческого характера – составить сказку, придумать задачу, написать письмо молекулам, составить кроссворд, сделать презентацию по теме, составить паспорт ,сделать модель и т.д..

Главное при подаче домашних заданий – не перекладывать свои погрешности на детские плечи ,не перегружать. Если на уроке не получилось реализовать все задачи, ни в коем случае не переносить часть из них на домашнюю работу.

 И так современный урок физики – это совместная увлекательная деятельность, с четко определенной и понятной и учителю, и учащимся целью. Каждый урок физики должен удивлять    учащихся своей неординарностью и неповторимостью. Информационные технологии  и активные приемы активизации познавательной деятельности – обязательный компонент современного урока физики. В помощь учителю физики в Приложении 4 приводится статья доцента кафедры естественнонаучного и математического образования  Максименко Т.А., .ф.м.н.,  доцента кафедры естественнонаучного и математического образования   Баженова И. И. В этой статье приводится обоснование использования ЭОР  в образовательном ресурсе и дается алгоритм использования  цифровых образовательных ресурсов.

 

 

 

Список литературы:

1.Контрольно – измерительные материалы .Физика . 7 класс  М,-изд-во «ВАКО»2012

2. Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».http://www.sch2000.ru

3.Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна.) https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home

4.Н .Силина «Детские веселые стихи» stihi-pro-rosu.html

5.ЕК ЦОР http://skool-collection.edy.ru/catalog/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Таблица 1

Таблица – конструктор урока.

Модули урока

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей

1.Начало урока

 

Нестандартный вход в урок

Отсроченная отгадка

Ассоциативный ряд

Удивляй!

Фантастическая добавка

Необъявленная тема

2. Актуализация знаний

Учитель организует:

актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.

Цепочка признаков     

Я беру тебя с собой

 Да - нет     

Шаг за шагом     

До-после

Жокей и лошадь

Толстый и тонкий вопрос

Вопросительные слова

Согласен - не согласен

Игровая цель

Корзина идей, понятий, имен

Развивающий канон

Ложная альтернатива

3.Изучение нового материала

На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

Пинг-понг «Имя – Значение»

Лови ошибку

Инсерт

Послушать-сговориться-обсудить

ЗХУ

Хорошо -плохо

Связи

Зигзаг

Стратегия «ИДЕАЛ»

Своя опора

Целое—часть. Часть—целое.

Изобретательская задача

Конструктор ТРИЗ «Событие»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»

4.Обсуждение и решение проблем

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

«Маша-растеряша»

Стратегия «ИДЕАЛ»

Стратегия «Фишбоун»

Хорошо -плохо

Силовой анализ

Генераторы-критики

Диаграмма Венна

Обратный мозговой штурм

5.Решение учебных задач

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи

6.Контроль знаний, обратная связь

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Метод интеллект-карт.

 

Жокей и лошадь.

 

Цепочка признаков.

 

Диаграмма Венна.

 

Рюкзак

7.Формирование умения задавать вопросы

Формируется умение задавать вопросы. Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни  каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать как «Ромашку вопросов «Блума», так и авторские педагогические приемы.

Хочу спросить

Толстый и тонкий вопрос

Вопросительные слова

Вопрос  к тексту

Ромашка Блума

 

8.Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

«Телеграмма»

Цветные  поля

Мысли во времени

Шесть шляп

Синквейн

Райтинг

Хайку

Диаманта

До -после

ЗХУ

Сообщи свое Я

Рюкзак

 

Приложение 2.

Конструктор задач (Л.С. Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

 

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую  (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий  развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что  (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации по организации урока физики в соответствии с системно- деятельностным подходом"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблемы организации  учебной  познавательной деятельности на уроке  на основе  современных образовательных  технологий сегодня наиболее актуальны. Моделирование уроков по созданию образовательного пространства на основе деятельностных технологий, интерактивных методов обучения и эффективных методических приемов способствуют повышению мотивации к изучаемому предмету. Внедрение современных методических приемов и технологий, интерактивных методов обучения в практику работы учителя, обеспечивает повышение качества образования, способствует росту профессиональной компетентности педагогов, формированию предметной компетентности  учащихся .

 

      Данный материал предназначен для учителей физики, носит рекомендательный характер. В работе приведен алгоритм построения урока  в рамках системно-деятельностного подхода, представлено описание интерактивных методов обучения, методических приемов  и форм  активизации познавательной деятельности на уроках физики. В помощь учителю предложены разработки уроков, с  использованием информационно- коммуникационных технологий;  приемов технологии развития критического мышления учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методическая разработка урока "Различные виды электромагнитных излучений"
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: Глава 10. Излучение и спектры
  • 01.10.2020
  • 727
  • 44
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 1373
    • DOCX 1.4 мбайт
    • 25 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мишарина Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мишарина Людмила Николаевна
    Мишарина Людмила Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 23624
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 97 человек из 45 регионов

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 65 регионов

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 150 человек из 50 регионов

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе