Инфоурок Химия Рабочие программыМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Рассмотрено на заседании                                                         « УТВЕРЖДАЮ»

Методической комиссии                               Директор ГБОУ НПО ПЛ №13 МО

Протокол №_ от                                             ______________ / Калачанова Н.Б./ «__» _______ 2014 г.                                      «______» _______________ 2014 г. Председатель метод объединения                                                   ____________ Житкова А.А.                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЕ 

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

 

для  профессий: 260807.01 «Повар, кондитер»,

080110.02 «Контролер сберегательного банка».

 

 

 

 

 

 

 

г. Раменское

2014г.

       Методические рекомендации учебной дисциплины Естествознание разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий начального профессионального образования (далее НПО) 260807.01 «Повар, кондитер» и 080110.02 «Контролер сберегательного банка».

       Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области.

 

Разработчик: 

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. 

 

«___»____________20_______

 

 

 

        Эксперт (ы) от работодателя

__________________________________________________________________ __

__________________________________________________________________ __

 «____»____________201______

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные информационно-компьютерные технологии способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Дистанционные формы организации обучения и контроля находят все большее применение в практике работы, как высших учебных заведений, так и средних.

В настоящее время тема использования информационных и коммуникационных технологий в системе образования становится всё более актуальной. Объясняется это несколькими причинами: во-первых, компьютеризация школ и вузов подготовила почву для расширения ареала использования компьютеров в учебной деятельности; во-вторых, компьютер органически вписался и в современное производство, что не осталось без внимания молодёжи и повысило интерес школьников к освоению всех возможностей компьютера; в третьих, значительно расширилось использование ИКТ в области дистанционного образования [10].

Наряду с этим следует отметить недостаточную эффективность работы педагогов с использованием компьютеров как мощного средства в организации индивидуальной работы учащихся на уроках и во внеурочное время [10].

В рамках перехода российской системы образования на инновационную программу развития, достаточно большое внимание уделяется разработке современных, эффективных учебно-методических средств. К таким средствам в полной мере относятся различные виды электронных образовательных ресурсов, включающие в свой состав электронные учебники, системы контроля знаний, и интеллектуальных обучающих систем. Подобные средства обучения позволяют реализовать концепцию удаленного обучения и повысить эффективность учебной деятельности за счет индивидуализации обучения [7].

C развитием средств коммуникации наметился повышенный интерес к различным методам дистанционного обучения. Обучаемому нет необходимости тратить время на перемещение к месту занятий, а сам урок можно почитать в любое удобное для себя время, изучив материал полностью или отложив прочтение части на потом. Сейчас можно встретить большое количество разнообразных продуктов, предназначенных для организации такого сервиса. На рынке программных продуктов существует большое количество программ для дистанционного обучения. В связи с этим встает проблема выбора программного продукта по определенным критериям и для определенного образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1                    МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1                                 НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Один из таких вызовов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования [9].

В соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [9].

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [9].

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных

задач [9]:

-             обеспечение инновационного характера базового образования;

-             модернизация      институтов системы      образования         как

инструментов социального развития;

-             создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

-             формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг [9].

В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны [9].

Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и региональных систем образования позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений в сфере образования, вовлечения большей части субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития России [9].

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации [9].

Первое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития российского образования, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным финансированием [9].

В то же время реакция системы образования на эти изменения остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социальноэкономического развития России [9].

Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с одной стороны, недостаточным, а с другой – избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации [9].

Решаемая проблема представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся пока на различных уровнях образования. К этим проблемам следует отнести [9]:

-             невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества;

-             недостаточное использование современных образовательных технологий;

-             низкую динамику кадрового обновления в системе образования;

-             крайне        неоднородный     охват          граждан      дошкольным,

дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации;

-             отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана [9].

Развитие российского общества в последние годы происходит в условиях значительных социально-экономических и политических преобразований, изменения жизненных приоритетов, нравственных понятий и моральных норм. Общественные перемены поставили новые задачи перед средней и высшей школой, потребовали пересмотра традиционных методов, технологий и средств преподавания, обострили проблемы качества образования. Проводимые реформы образовательной системы России направлены на создание необходимых условий для профессиональной подготовки людей, которые будут жить и работать в системе интернационального сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами интеллектуального труда, взаимодействовать посредством развития совместных научно-исследовательских, производственных, культурных проектов. Глобализация и интернационализация общественной жизни способствовали усилению интеграционных тенденций в образовании 

При этом основным приоритетом является необходимость построения информационно-образовательной среды на основе внедрения различных видов открытого обучения: интерактивного телевидения, компьютерных телекоммуникационных сетей с использованием таких современных информационных технологий, как электронная почта, компьютерная аудио- и видеоконференция, Интернет, Интранет, off-line и on-line чаты и Webфорумы. Важно отметить, что в дистанционном обучении современные исследователи видят «наиболее эффективный способ реализации единого образовательного пространства» (Я. М. Нейматов). Катализатором стремительного развития открытого и дистанционного образования в России послужило принятие «Концепции о создании и развитии единой системы дистанционного обучения в России» (1995г.) [3].

Настоящий период развития методов дистанционного обучения можно назвать периодом накопления опыта. Коллективы педагогов, создавая дистанционные курсы для разных категорий слушателей, нарабатывают опыт проведения занятий, находят наиболее эффективные приемы обучения. Педагогические находки, полученные в разных образовательных областях, смогут пригодиться многим практикующим специалистам для построения собственных методик дистанционного обучения [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                1.2     ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

С технической точки зрения Интернет - это всемирная информационная компьютерная сеть. Компьютерная сеть - это группа компьютеров, объединенных между собой для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией. Чтобы создать компьютерную сеть, нужны компьютеры, линии связи, а также специальные устройства для подключения компьютеров к линиям связи. Для управления процессами передачи данных и организации совместной работы в сети необходимо установить специальное программное обеспечение и коммуникационное оборудование [3].

Для подключения компьютеров к сети используются кабели, телефонная и радиосвязь, в том числе спутниковая, оптоволокно. Подключение компьютеров к линиям связи осуществляется с помощью сетевой карты (сетевого адаптера) или модема. Интернет - это совокупность программного обеспечения и телекоммуникационной техники (компьютеры, соединенные линиями связи), плюс информация в гипермедийном виде, которая хранится в компьютерах, плюс пользователи сети. То есть это человеко-машинная система [4].

Известно, что Интернет не проектировалась специально для системы образования, но поскольку она удовлетворяет основным требованиям дидактики, предъявляемым к техническим средствам обучения, то учебные заведения во всем мире воспользовались ее полезными дидактическими свойствами [3]:

1.                  Публикация учебно-методической и иной информации в гипермедийном варианте. Показательной иллюстрацией этого свойства является мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия (mega.km.ru);

2.                  Невербальное общение (обмен текстовой информацией) между субъектами и объектами учебного процесса в Интернет, например, с помощью конференций оff-line (форум) и on-line (Chat). Как известно, ЧАТ (Chat) - это средство, с помощью которого можно переписываться в реальном времени с группой пользователей Интернета;

3.                  Все более широкое распространение получает и видеоконференцсвязь, которая позволяет участникам образовательного процесса видеть друг друга;

4.                  Дистанционный доступ к информационным ресурсам - удаленным библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек, к пользовательским файлам, к базам данных и знаний. Можно познакомиться с разделами «Библиотеки» и «Журналы» Российского портала открытого образования (www.openet.ru). Большая информация представлена на федеральном портале «Российское образование» (www.edu.ru);

5.                  Дистанционное использование удаленных вычислительных ресурсов и дистанционных лабораторных практикумов.

Отметим     направления        использования     перечисленных    выше возможностей сети Интернет [3]:

1.                 Профессиональная подготовка и переподготовка;

2.                 Повышение квалификации;

3.                 Подготовка по отдельным предметам;

4.                 Углубленное изучение тем, разделов дисциплин учебного плана;

5.                 Дополнительное образование по интересам.

Тенденция к все более широкому использованию Интернета и развитию информационно-телекоммуникационных технологий наблюдаются и в России. По некоторым данным, в России до 40 % пользователей Интернет так или иначе применяют эту сеть для обучения [3].

Сейчас уже трудно найти российский вуз, где не применяли бы в той или иной степени Интернет, причем наблюдается широкий спектр вариантов и глубины его использования.

 

1.2            ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Для начала приведем определение форм организации обучения (организационных форм обучения или видов занятий). Будем понимать под ними системную характеристику процесса обучения с точки зрения места, времени, количества, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, соотношения управления и самоуправления, а также целей, содержания, технологий обучения и воспитания [3].

Известные традиционные формы в виде лекций, семинаров, экзаменов, зачетов в современных информационно-образовательных средах при Интернет-обучении имеют свои особенности, трансформируются в части их организации и в сфере психологического состояния обучающихся. За ними можно оставить прежние названия с добавлением приставки электронные («Э-лекция», «Э-семинар» и т.д.) и предложить с возможным расширением следующий список форм организации электронного обучения [3]:

-            лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая);

-            консультации (индивидуальные, групповые, электронная почта,

аудио и др.);

-            семинары    (аудиоконференция,      видеоконференция,

эпистоконференция);

-            курсовые работы и проекты (групповые, индивидуальные

исследовательские, творческие, информационные);

-            лабораторно-практические занятия;

-            индивидуальные задания (эссе, рефераты, задачи и др.);

-            автоматизированное тестирование;

-            экзамены, зачеты;

-            игры;

-            ситуационные задачи (кейс-стади);

-            учебные научно-исследовательские работы (НИР);

-            практика;

-            экскурсии.

Эти виды занятий применяются и в традиционном учебном процессе. Сейчас мы переносим сценарии их проведения в Интернет, но без существенной корректировки, хотя Интернет наверняка позволит создать новые, необычные формы [3].

Кратко отметим некоторые особенности указанных выше форм.

Электронные лекции. Следуя принципу преемственности и эволюционности, будем базироваться на определении классической лекции. Это одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически, излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, в отдельных случаях задавая вопросы, на которые преподаватель отвечает [3].

Цель лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися учебного материала, в которой даются систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывается проблематика, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, концентрируется внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции являются одной из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они должны стимулировать активную познавательную деятельность, способствовать формированию творческого мышления. В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета [3].

Применение современных средств информационных и телекоммуникационных технологий, прежде всего телевидения и Интернета, повысило потенциал лекций [3].

В информационно-образовательных средах Э-лекции могут быть текстовыми, звуковыми и визуальными. Они могут проводиться в реальном и нереальном «отложенном» времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется, чаще всего, телевидение, как это практикуется, например, в Современной гуманитарной академии [3].

Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения лекционных занятий, а при наличии проекционной техники - для проектирования изображения с монитора компьютера на коллективный экран, и для фронтального варианта, когда студенты могут коллективно присутствовать на виртуальной лекции, проводимой в реальном времени [3].

Исследование различных подходов к проведению Э-лекций в России показало, что целесообразно применение так называемых текстовых вариантов содержания лекции. В принципе, к тексту собственно лекции могут прилагаться дополнительные пособия - электронные учебные материалы в виде фрагментов научных статей и др. [3].

Для того чтобы оценить значимость такого вида Э-лекции, целесообразно напомнить о недостатках классического способа проведения лекции. Уяснение содержания учебного материала в процессе лекции происходит путем слушания сообщений преподавателя, сопровождающегося демонстрациями плакатов, схем, натурных образцов или моделей, записями на доске. Устное сообщение разворачивается во времени и студент либо занят фиксацией его без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, а затем кратко зафиксировать. В первом случае много времени уходит на малополезную запись текста под диктовку и в более трудных условиях, а именно непосредственно вслед за речью преподавателя, звучащей в нормальном темпе. Во втором - осуществляется активная работа по пониманию, но затруднена фиксация. Таким образом, понимание и уяснение содержания учебного материала из устных сообщений является поэтапным делом [3].

Текстовая   Э-лекция     имеет          преимущества.     У       слушателя есть возможность многократного обращения к непонятным при первом чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, остающиеся у слушателя после уяснения содержания материала из текста, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления. Единственно, что студент теряет при этом, так это положительные психологические моменты общения с лектором (если тот действительно является хорошим оратором). Однако в Э-лекциях, представленных в виде текстовых файлов, вполне можно удовлетворить и требование эмоциональности изложения, например, с помощью специальных знаков, условно передающих человеческие эмоции [3].

Мы считаем, что первая встреча с материалом в письменной форме, а не непосредственно из сообщения преподавателя, предпочтительней, хотя это не совпадает со стихийно сложившейся традицией обучения взрослых. При этом наибольший дидактический эффект дает вариант, когда после этого следует консультация, проводимая, например, по электронной почте [3].

Электронные консультации. Форма обучения, при которой в результате педагогического общения проходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих у студентов в процессе учебы. Консультации могут проводиться в различных видах (письменные и устные), а также с использованием различных технических средств, например, по телефону, электронной почте и др. В организационном плане они могут проводиться по составленному заранее расписанию, в реальном времени (ЧАТ) или в отложенном времени [3].

В зарубежных Интернет-курсах практикуется публикация наиболее часто задаваемых студентами при изучении дисциплины вопросов и ответов на них (FAQ). Это является как бы статичной формой Э-консультаций [3].

Электронная учебная игра. Игра, вероятно, более древнее изобретение человека, чем урок, но ее дидактические принципы еще до конца не раскрыты. Игре как особой форме взаимодействия человека с миром посвятили свои научные труды Платон, Аристотель, Кант, Гегель и другие философы. Педагогическая (дидактическая) игра - такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения. Она изначально нацелена на успех [3].

Учебная игра - это групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ней сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности [3].

В Интернете электронные игры реализуются достаточно эффективно с помощью форумов и электронной почты по тому же сценарию, что и очные, и могут проводиться в реальном или отложенном времени [3].

Электронные индивидуальные задания. Это достаточно гибкий жанр письменной работы по учебным дисциплинам социально-гуманитарного блока, своего рода, аналог задачи в естественно-научных дисциплинах. Наиболее распространены такие задания, как проработка первоисточника учебной информации, поиск первоисточника в сети, каталогизация и др.

Можно выделить типичные виды заданий по проработке первоисточников:

-            составление плана и/или тезисов публикации;

-            выделение основных мыслей;

-            реферирование;

-            полемизирование;

-            рецензирование;

-            обзор.

Результаты работы при выполнении индивидуального задания могут быть оформлены в разных формах, например, в виде реферат либо эссе [3].

Электронный проект. Проект - это замысел, намерение, план создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или в другой материализованной форме. Проекты бывают индивидуальные и групповые. Основные характеристики: признаки проекта, единичность, комплексность, новизна, временные ограничения [3].

Учебное проектирование предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование, знаний из различных областей науки, техники, творчества.

Результаты    выполненных    проектов    должны    быть,    что     называется,

«осязаемы», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного периода времени [3].

Среди проектов можно выделить следующие типы [3].:

-             исследовательские - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием;

-             творческие - не имеют детально проработанной структуры; форма представления: совместное сочинение, газета, видеофильм.

-             информационные - направленны на сбор информации о какомлибо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, на ее анализ и обобщение фактов; структура представляет собой предмет информационного поиска, поэтапность поиска, аналитическую работу над собранными фактами, выводы;

-             практико-ориентированные - предполагают четко обозначенные результаты, решение какой-либо проблемы, как правило, они ориентированы на интересы самих участников (проект закона, словарь, рекомендации и др.).

Электронные ситуационные задачи. Другое название этой формы обучения - анализ конкретных ситуаций (АКС) или case-study. Она способствует формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу в определенной обстановке. Ситуационные задачи существенно отличаются от учебных задач-упражнений: если в последних всегда сформулировано условие (что дано) и требование (что надо найти), то в ситуационной производственной задаче, как правило, таких параметров нет. Обучающемуся в ходе решения подобных задач необходимо прежде всего разобраться в реальной ситуации, определить, существует ли проблема и в чем она состоит, т.е. самостоятельно установить, что ему известно и что надо определить для принятия решения. Сценарий электронного АКС переносится в Интернет без существенных изменений [3].

Кейс (case) - это описание реальной или вымышленной ситуации профессиональной деятельности, в которой отражены аспекты изучаемой темы или тематического блока. Здания (вопросы) в кейсе в большей степени связаны с анализом и оценкой действий участников. Кейсы могут быть придуманы преподавателем, взяты из реальной практики, журналов, газет, других изданий. Часто делается кейс-ссылка: указать учащимся соответствующее место в сети и попросить проанализировать ту ситуацию, которая описана там. Так достаточно часто поступают в ходе американских дистанционных программ: пересылают студента на сайт какой-либо фирмы, просят посмотреть там определенную информацию, а затем ответить на вопросы или высказать свое мнение об увиденном [3].

Прочтя и проанализировав ситуацию, студенту нужно ответить на ряд вопросов. И эти вопросы независимо от того, откуда кейс взялся, нужно продумывать самому преподавателю. Очень важно, чтобы вопросы были тесно связаны с темой и теоретическими аспектами изучаемого материала, способствовали глубокому проникновению в суть ситуации и побуждали студента "примерить" эту ситуацию на себя [3].

Практикумы и лабораторные работы при сетевом обучении. В свое время при становлении дистанционного обучения его противники обосновывали свои доводы тем, что нельзя, например, дистанционно обучить плаванию. Действительно, используя технологии дистанционного обучения, реально научить плавать в воде нельзя, но подготовиться теоретически и даже отработать определенные навыки дистанционно вполне можно. Конечно, мы осознаем тот факт, что формирование навыков практических действий при обучении в Интернете затруднено, но прогресс развития и широкомасштабное внедрение информационных технологий, особенно методов компьютерного моделирования и общения через Интернет, позволяют надеяться на решение этой проблемы в полном объеме в обозримом будущем [3].

Напомним, что одной из основных частей процесса обучения некоторым специальностям является лабораторный практикум. Известно, что учебные планы по инженерным специальностям высших учебных заведений обычно предусматривают около 25 % от общего объема аудиторных занятий для проведения лабораторных работ. Традиционное образование предполагает при этом, что студент в специально оборудованной лаборатории проводит под управлением преподавателя лабораторные работы на реально установленном оборудовании или тренажере [3].

При Интернет-обучении (сетевом обучении) возможны два пути реализации лабораторных работ [3]:

1.                  Обеспечить          удаленный доступ        обучающегося     по      сети   к

лабораторной установке;

2.                  Имитировать (моделировать) процесс на компьютерной модели непосредственно на рабочем месте студента. При этом программное обеспечение либо скачивается на пользовательский компьютер, либо доставляется традиционным способом (почтой, транспортом).

Таким образом, существует множество форм организации обучения в сети Интернет, имеющие как достоинства, так и недостатки.

 

1.3                                                                    СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

На современном уровне задача поддержки обучения посредством сети Интернет решается на основе новых информационных технологий. Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структурирование любого по размеру и содержанию потока информации с помощью установления соответствующих гиперсвязей [3].

Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между отдельными терминами, фрагментами, статьями в массивах информации, благодаря чему информация оказывается организованной не только от начала к концу, но и по тематическим линиям, по индексам, библиографическим указателям и тому подобное – то есть в соответствии с установленной структурой связи [3].

Гипермедиа технологии, то есть такие, которые развиты на основе гипертекста, но обеспечивают работу и с нетекстовой информацией, позволяют организовать и структурировать учебный материал и в виде изображения, звука, речи, видеозаписи, слайда. Таким образом, по сравнению с другими форматами данных, представление информации с помощью гипермедиа технологий дает много преимуществ [3]:

-             информацию можно увидеть сразу в браузере, нет необходимости

скачивать файл на диск и открывать его в специальной программе;

-             нет проблем с различными кодировками, как при работе с текстовыми файлами;

-             небольшой размер файла;

-             возможность использования поисковых систем для поиска информации во всем содержимом сайта;

-             удобство работы с информацией.

Известно, что для проведения учебного процесса надо подготовить, как минимум, учебный материал, обеспечить его изучение, общение с преподавателем и контроль. В принципе обычный преподавательпользователь может создать свой учебный Интернет-курс и вывесить учебный материал на собственноручно созданный сайт, организовать проведение электронных занятий в форуме. Однако, в масштабе школы или университета, когда имеется много учебных курсов и много обучающихся, создавать такие самодельные Интернет-курсы неэффективно и приходится применять специальные инструменты - оболочки, которые иногда называют инструментальными средами разработки и использования сетевых курсов (ИСРИСК) или системы управления обучением (СУО) [3].

ИСРИСК представляет собой системно организованную совокупность образовательных информационных ресурсов, программного и организационно-методического обеспечения, предназначенного для организации дистанционного обучения, получения и публикации материалов, формирования баз данных, проведения тематических конференций, форумов и реализации телекоммуникационных образовательных семинаров и конференций в сети Интернет [3].

Применительно к ИСРИСК можно выделить следующие дидактические свойства, обеспечивающие все виды учебной деятельности - ориентировочную, исполнительскую и контрольную [3]:

-             гипермедийность представления учебной информации;

-             контроль успешности овладения знаниями благодаря развитой системе тестирования;

-             возможность оперативной актуализации учебных материалов

курса;

-             средства коммуникации (ЧАТ, форум) и др.

Таким образом, гипермедиа технологии позволяют представить весь учебный материал в виде иерархической сети элементов - сетевого учебнометодического информационного комплекса (СУМИК) [3].

СУМИК      представляет        собой          дидактический,    программный       и технический интерактивный комплекс для обучения преимущественно в среде Internet/Intranet. В общем случае, студенты и преподаватели могут находиться в аудитории, в доме, офисе независимо от местонахождения (городе, районе, стране - все это не принципиально; главное - иметь компьютер и выход в сеть Internet/Intranet). Обучение проходит, как правило, вне жестких временных рамок, т.е. нет необходимости собираться всем вместе в определенные часы. С помощью СУМИК можно, в принципе, достаточно эффективно реализовать весь дидактический цикл по изучению дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия, экзамены и т.д. [3].

Обучение с использованием СУМИК возможно в любых известных формах обучения и на всех уровнях получения образования [3].

СУМИК - это программно-дидактическая система, обеспечивающая:

-             непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения, включающего в себя представление теоретического материала;

-             тренировочную учебную деятельность и контроль усвоения

знаний;

-             информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование.

В качестве программной части СУМИК используются различного рода оболочки (ИСРИСК или системы управления обучением) [3].

В идеале СУМИК должен обеспечивать все традиционные виды (организационные формы) занятий, научно-исследовательскую работу, самоподготовку, зачеты и экзамены, а также нетрадиционные (например, метод проектов). По дидактическим целям они могут обеспечивать: формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль усвоения, обобщение, совершенствование умений. Рассмотрим типовую структуру СУМИК [3].

Исследования многочисленных отечественных и зарубежных сетевых курсов показали,          что    в        общем         случае         СУМИК      включает    четыре взаимосвязанных          блока:         инструктивный,   информационный, коммуникативный и контрольный [3].

Инструктивный блок. В нем должны быть решены задачи описания целей курса и организационные стороны его изучения (временной график учебного процесса, оперативная информация и т.д.). В содержательной части могут быть приведены рекомендации преподавателям по разработке методического руководства по самостоятельному изучению дисциплины [3].

Информационный блок. Основные функции в концентрированном виде, которые несет этот блок, совпадают с функциями традиционного учебника. В нем представлена определенным образом структурированная учебная информация [3].

Типовая структура информационного бока включает инвариантные элементы в следующей последовательности [3]:

1.                  Наименование курса;

2.                  Сведения об авторе (-ах);

3.                  Учебная программа (в части списка и содержания тем курса);

4.                  Руководство по изучению дисциплины;

5.                  Содержательная часть (учебная информация, разбитая на блоки);

6.                  Тесты (итоговые);

7.                  Список используемых сокращений и аббревиатур;

8.                  Глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в дисциплине);

9.                  Хрестоматия (полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины).

Коммуникативный блок. В нем решаются задачи дидактического общения посредством текстового обмена. Это общение реализуется в формах электронных семинаров, консультаций и т.д. Сюда также включаются дистанционные практикумы, лабораторные работы и т.д. Аналогом этого блока в традиционном очном варианте выступают, например, консультации, а также семинары, которые, в свою очередь, являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех типов учебных дисциплин [3].

Дидактическое общение строится с использованием телеконференций, электронной почты. Например, консультации проводятся во время изучения студентом материала, изложенного в модулях, и реализуются через электронную почту. Электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов, при распределенном времени в соответствии с графиком или в реальном времени. Сценарий проведения электронного семинара реализуется в "эпистолярном" жанре, т.е. коммуникация проводится с помощью электронных сообщений, а не вербально (словесно), как на очном семинаре [3].

Контрольный блок. Контроль заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Особенностью контроля при применении оболочек при удаленном варианте обучения является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения. Содержательную часть блока составляют итоговые и промежуточные тесты [3].

В открытом (дистанционном) обучении широкое распространение получил тестовый контроль, как для самопроверки, так и для итогового контроля по курсу, хотя более целесообразен рейтинговый контроль, учитывающий активность студентов на протяжении изучения курса. Возможности оболочек позволяют реализовать рейтинговый (интегральный) вариант контроля, который учитывает следующие составляющие [3]:

-             активность студентов (количество вопросов при консультациях,

интенсивность участия в семинаре и т.д.);

-             результаты выполнения рефератов, эссе, заданий и т.п., которые в электронном виде высылаются студентом в процессе учебы и оцениваются преподавателем;

-             автоматизированное тестирование с помощью средств оболочек и

др.

Таким образом, для упрощения реализации обучения в сети Интернет могут применяться специально разработанные платформы для преподавателей.

информатика школа электронный claroline

 

2                   МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ

ПЛАТФОРМЫ CLAROLINE

 

2.1            ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С

ПОМОЩЬЮ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

CLAROLINE

 

Процесс обучения учащихся  протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся [11].

В соответствии с современными теориями наиболее эффективен такой процесс обучения, который позволяет обучаемому системно взаимодействовать с педагогом и получать ответ на возникающие вопросы в процессе своей самостоятельной работы над выполнением заданий. В этой ситуации функции компьютера должны быть использованы при реализации педагогики сотрудничества не только на уроке, но и во внеурочное время. Это и будет подлинной индивидуализацией процесса обучения, которая справедливо считается наиболее эффективной в процессе самообразования. И такой опыт уже существует. Такая организация учебной работы «на дому» привела к тому, что учащиеся значительно улучшили выполнение домашних заданий и стали более самостоятельными. Использование ИКТ позволило получить ощутимые положительные результаты и в улучшении качества знаний учащихся, в развитии их логического мышления и в формировании навыков исследовательских умений [10].

Рассмотрим платформу для электронного обучения (eLearning) и электронной деятельности (eWorking) Claroline LMS с открытым кодом, позволяющую учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями через сеть.

В октябре 2007 года Claroline стала лауреатом премии ЮНЕСКО, присуждаемой проектам и лучшим практическим примерам использования информационных и коммуникативных технологий для повышения качества обучения, преподавания и общеобразовательных целей [6].

Платформа Claroline LMS организована вокруг концепции пространств, связанных с курсом или педагогической активностью. Каждое пространство предоставляет ряд инструментов, которые позволяют создать обучающий материал, управлять тренингами и взаимодействовать с обучающимися.

Claroline способна работать с большим числом пользователей. Эта LMS создана на основе свободных технологий PHP и MySQL, и совместима с текущими стандартами SCORM и IMS/QTI. Поскольку в разработке Claroline изначально принимали участие сотрудники образовательных учреждений, то она разработана в соответствии с педагогическим опытом и потребностями учителей [2].

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др. [11].

В Claroline представлены инструменты, которые могут помочь учителю как менеджеру курса планировать свою деятельность по отношению к каждому ученику или группе учащихся.

Возможности планирования деятельности включают в себя:

-             настройка параметров регистрации;

-             создание нескольких групп из пользователей, зачисленных на

курс;

-             добавление событий в календарь курса;

-             присоединение к событию ссылки на другой инструмент курса или на созданный ресурс;

-             отображение полного календаря с событиями всех курсов;

-             создание анонса, который будет отображаться на главной

странице курса;

-             отправка анонса по электронной почте пользователю или группе

пользователей;

-             создание     законченной        последовательности      обучающей

деятельности.

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. [11].

Claroline обладает широкими возможностями для организации обучения:

-             создание нескольких групп из пользователей зачисленных на курс;

-             обеспечение         каждый       группы       собственным        набором

инструментов;

-             облегчение взаимодействия между пользователями во время групповой работы;

-             публикация файлов которые могут быть интересны другим

участникам курса.

Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся [11].

В платформе Claroline также представлены возможности для оценивания эффективности обучения:

-             создание упражнений со списком вопросов;

-             включение различных типов вопросов;

-             контроль результатов;

-             отправка результатов выполнения заданий менеджеру курса;

-             выполнение задания в отдельном документе;

-             контроль прогресса пользователей.

Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Claroline также предоставляет возможности для совместного анализа и обсуждения работы, а также статистику использования, помогающие выявить плюсы и минусы педагогического процесса:

-             пространство для публичного обсуждения разных тем (асинхронное общение);

-             онлайн обсуждения в чате (синхронное общение);

-             слежение за использованием инструментов;

-             отслеживание доступа к платформе.

Таким образом, платформа электронного обучения Claroline LMS имеет широкие возможности для организации и дополнительной поддержки педагогического процесса.

Для реализации такой формы обучения необходимо установить на компьютер-сервер, который будет использоваться для создания и администрирования курса, платформу Claroline. Процедура установки предельно проста и не требует специальных технических знаний и навыков. Claroline работает под управлением операционных систем Linux/BSD/Unix, Windows (9x, Me, NT4, 2000, XP, 7), MacOs X.

Рассмотрим установку Claroline на ОС семейства Windows.

Для локальной или удаленной установки Claroline необходимо следующее программное обеспечение:  PHP-совместимый веб-сервер;

-            PHP scripting language;

-            Сервер баз данных MySQL.

Все вышеперечисленные компоненты включает в себя такая бесплатная программа как Wampserver (www.en.wampserver.com), которая обеспечивает удобное управление серверами.

Скачать последнюю версию Claroline можно на русскоязычном сайте www.claroline-lms.ru.

Далее необходимо разархивировать пакет, переместить в директорию документов Wampserver (обычно c:\wamp\www), открыть веб-браузер и перейти на страницу и следовать инструкциям установщика.

 

 

Рисунок 1

 

Все настройки Claroline производятся через веб-интерфейс.

Теперь все желающие обучаться на данном курсе должны будут зарегистрироваться, открыв веб-браузер и перейдя на адрес курса(если сервер используется локально) или (если сервер используется глобально).

В Claroline имеются особые права доступа для каждого типа профиля:

пользователя        (ученика),   руководителя       учебных     программ   (учителя), администратора.

Для пользователей и преподавателей доступны следующие инструменты:

-            расписание занятий;

-            доступные документы;

-            онлайн упражнения;

-            задания;

-            учебный план;

-            форум;

-            чат;

-            wiki.

Для администратора платформы:

-            управление учётными записями;

-            управление курсами;

-            управление платформой.

Когда пользователь заходит на главную страницу платформы, ему доступны списки курсов и форма авторизации с возможностью регистрации как слушателя или создателя курса.

 

 

Рисунок 2 - Главное окно

 

Если пользователь зарегистрируется и авторизуется как слушатель (ученик), то платформа предоставит список доступных курсов, последние события и объявления.

 

 

Рисунок 3 – Список курсов

 

Зарегистрировавшись на курсе, слушатель получает возможность просмотреть описание курса, узнать нюансы курса обучения, события, упражнения, учебный план, письменные задания.

 

 

Рисунок 4 - Доступные инструменты слушателя

 

В свою очередь менеджер этого курса (учитель), имеет возможность отслеживать деятельность каждого слушателя и оценивать его работу по выполненным упражнениям, письменным заданиям, активности на форуме и прочтения документов или модулей курса.

Каждый ученик может ознакомиться с учебным планом занятий, увидеть прогресс своей работы, что делает более «прозрачным» ход педагогического процесса.

 

 

Рисунок 5 - Прогресс прочтения файлов

 

Для того чтобы опубликовать домашнее задание или упражнение учитель должен авторизоваться как руководитель курса.

 

 

Рисунок 6 - Главная страница курса

 

На главной странице курса доступны инструменты, такие как упражнения и письменные задания, которые позволят разместить домашние задания, а также отследить статистику выполнения.

 

 

Рисунок 7 - Доступные инструменты менеджера курса

 

Письменное задание может быть выполнено в текстовом варианте, тогда доступны все стандартные средства форматирования текста, также может включать изображения, видеофайлы, ссылки на веб-страницы, а также формулы, которые редактируются во встроенном редакторе формул LaTeX.

 

 

Рисунок 8 - Создание письменного задания

 

 

Рисунок 9

Оценку работы, замечания, индивидуальную консультацию можно провести в чате, форуме, либо написать личное сообщение каждому студенту. Также менеджер курса имеет возможность просмотреть всю статистику курса, которая показывает все доступы к платформе за все время, месяц, последнюю неделю, в данный день, доступ пользователей к инструментам, упражнениям, активности в форуме, недавно присоединившихся слушателей и данные по трафику.

 

 

Рисунок 10 - Статистика

 

Учитель может назначить ученику урок для повторного прохождения – в этом случае тестовые и домашние задания будут другими. Используя такие инструменты платформы как чат или форум, учитель может ответить на вопросы в оперативном режиме.

В платформу встроены инструменты, помогающие учителю в создании и редактировании электронных лекций, упражнений, письменных заданий.

Если ученик авторизуется как слушатель курса, тогда ему предоставляется возможность самостоятельно работать с электронным учебным материалом, который разместил учитель, по данному курсу в разделе документы и ссылки.

Учителю это помогает упорядочивать его материалы, представлять в более наглядном виде для учеников.

 

 

Рисунок 11 - Документы и ссылки

 

Создание тестовых заданий также очень удобно организовано в Claroline LMS. Имеется встроенный редактор, который позволяет выбрать форму представления теста на странице (на отдельной странице или по одному вопросу на странице), выбрать дату начала и дату окончания теста, отведенное время на конкретный тест, количество попыток, возможность анонимного прохождения теста, добавить комментарий после завершения опроса.

 

 

Рисунок 12 - Создание тестового упражнения

 

Создание теста предполагает выбор вариантов вопроса, таких как уникальный ответ, несколько ответов, верно/неверно, напишите ваш ответ, совпадения. Вопросы и ответы сопровождаются средствами редактирования текста, то есть возможностью изменить шрифт, написание, цвет текста, вставить изображения, гиперссылки и т.д.

 

Рисунок 13 - Редактирование тестового задания

 

Менеджер курса имеет возможность организовать события в курсе обучения, добавить событие в календарь пользователя, настраивать доступ к документам. Также есть возможность объединять учащихся в разные группы по уровню сложности или более интересующей тематике, организуя рабочее пространство и инструменты для каждой группы.

Также Claroline предоставляет встроенный WISIWYG html-редактор, который позволяет легко создавать веб-страницы для создания электронных лекций или письменных заданий. Поддерживается публикация документов во многих форматах: текстовый, PDF, HTML, видео- и некоторые другие.

При наличии доступа к внешнему SMTP-серверу возможна отправка анонсов по электронной почте.

Форум предоставляет возможность свободного обмена информацией между преподавателями и студентами, пространство для публичного обсуждения разных тем (асинхронное общение). Чат позволяет проводить беседу в режиме реального времени (синхронное общение).

Технологию wiki можно использовать как для совместного написания документов учащимися, так и для публикации файлов, которые могут быть интересны другим участникам курса.

Таким образом, с помощью платформы электронного обучения Claroline возможно реализовать целостный педагогический процесс с индивидуальным подходом к каждому ученику. Платформа предоставляет удобные инструменты для реализации практически всех необходимых потребностей учителя при организации обучения на всех этапах педагогического процесса.

Claroline очень простая в установке и сопровождении программа, которую легко осваивают как преподаватели, так и пользователи, и имеющая достаточно функций для решения поставленной задачи.

Лицензия GNU GPL, с одной стороны, не требует никаких отчислений за его использование, c другой стороны, при необходимости можно внести свои доработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2            ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОГО

ОБУЧЕНИЯ CLAROLINE КАК ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

Рассмотрим применение Claroline LMS в школе на примере создания элективного курса по информатике «Технология создания сайтов».

Для этого установим Claroline на компьютер-сервер и зарегистрируемся как менеджер курса и создадим курс под названием «Технология создания сайтов».

 

 

Рисунок 14 - Создание курса

 

Поместим описание курса в соответствующем разделе.

 

 

Рисунок 15 - Описание курса

 

Данный       курс развивает    и        углубляет   содержание          базового     и профильного курсов информатики, в частности в области программирования (язык HTML), компьютерной графики и т.д.. Также раскрывает перед школьниками возможности и значение использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях деятельности человека, формирует знания и способности к деятельности, которые актуальны и широко востребованы практикой, рынком труда.

Элективный курс «Технология создания сайтов» является предметом по выбору для учащихся 10-х или 11-х классов старшей профильной школы.

Так как данный курс предполагается проводить в форме дистанционного обучения, то количество часов будет зависеть от каждого ученика или группы индивидуально.

Курс включает в себя практическое освоение техники создания вебстраниц, тематических сайтов, информационно-справочных и иных сайтов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору интернет-профессий, предусматривающих веб-мастеринг.

Основа курса - личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике - предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является веб-сайт.

Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию - сначала простейшие веб-страницы, затем их отдельные элементы и целостные веб-сайты. Освоение знаний и способов веб-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий.

Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Цели курса:

-             научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые веб-ресурсы;

-             сформировать      у        них    целостное   представление     об

информационной картине мира средствами Всемирной паутины. Научить способам предоставления информации в сети «Интернет»;

-             познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства;

-             реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов;

-             сформировать      элементы    информационной          и

телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов.

Задачи курса:

-             познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;

-             сформировать      навыки        элементарного     проектирования,

конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта;

-             дать первичные навыки программирования на языках HTML, JavaScript, CSS; познакомить с основами веб-дизайна;

-             научить основам работы с программами Dreamweaver и Flash

(или аналогичными);

-             сформировать навыки работы в коллективе с комплексными вебпроектами;

-             создать и разместить в сети «Интернет» собственный веб-сайт по

выбранной тематике.

Методы обучения

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств, локальной или глобальной сети.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения.

Чтобы объединить учащихся в группы необходимо воспользоваться инструментом «Группы».

 

 

Рисунок 16 - Создание группы

 

С помощью данного инструмента можно наполнить группу.

 

 

Рисунок 17 - Редактирование группы

 

Теперь данной группе учащихся можно отправлять сообщения, назначать определенные документы и ссылки.

 

 

Рисунок 18 - Окно группы

 

Выполнение проектов завершается публикацией веб-сайта и рефлексией.

Формы организации учебных занятий

С учетом дистанционной формы обучения занятия проводятся индивидуально посредством платформы Claroline. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера, необходимых программных средств, локальных или глобальных сетей.

Учебный план курса даст возможность каждому ученику ознакомиться с планом работы и увидеть прогресс своей деятельности.

 

 

Рисунок 19 - Учебный план

 

Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части.

Разместим необходимые уроки в разделе «Документы и ссылки».

 

Рисунок 20 - Размещение документов и ссылок

Для текущего контроля знаний разместим тестовые задания в разделе «Упражнения».

 

Рисунок 21 - Тестовые задания курса Письменные задания поместим в соответствующий раздел

 

Рисунок 22 - Письменные задания курса

 

Планируемые результаты курса

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

-             знают принципы и структуру устройства Всемирной паутины, формы предоставления и управления информацией в сети «Интернет»;

-             умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из Сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; владеют браузерами IE, Opera;

-             умеют спроектировать, изготовить и разместить в Сети веб-сайт

объемом 5-10 страниц на заданную тему;

-             умеют программировать на языках HTML, JavaScript, CSS на уровне создания не менее 3-5 соответствующих элементов сайта;

-             владеют      способами работы        с        изученными         программами

(визуальные редакторы, Flash);

-             знают и умеют применять при создании веб-страницы основные принципы веб-дизайна;

-             владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления веб-сайта;

-             знают виды веб-сайтов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;

-             владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;

-             имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при

конструировании сложных веб-сайтов;

-             имеют опыт коллективной разработки созданного сайта;

-             способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроительству.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные веб-страницы, сайты и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Также учитель имеет возможность просмотреть статистику по каждому ученику группы.

 

 

Рисунок 23 - Статистика группы

 

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников и выполненные упражнения и задания программы курса.

Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

-            по количеству творческих элементов в сайте;

-            по степени его оригинальности;

-            по      относительной     новизне       сайта для    ученика      или    его

одноклассников;

-            по      емкости      и        лаконичности      созданного сайта,          его

интерактивности;

-            по практической пользе сайта и удобству его использования.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он имеет форму зачета в виде защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.

Свои творческие работы учащиеся также могут размещать на платформе Claroline в разделе Wiki как ссылки на свои работы, либо отправить файл как письменное задание.

Для того чтобы отправить работу учителю, необходимо в разделе «Письменные задания» выбрать нужный вариант задания.

 

 

Рисунок 24 - Доступные письменные задания

 

Учащемуся станет доступным описание задания и возможность отправить его на проверку.

 

 

Рисунок 25 – Страница письменного задания

 

Нажав ссылку «Отправить работу», слушатель курса должен задать заголовок работы, загрузить файл, и по необходимости создать описание. Чтобы обновить данную работу нужно оправить новый файл, который заменит уже отправленный. Размер файла ограничен 2Мб.

 

 

Рисунок 26 - Отправление письменного задания

 

Учитель может просмотреть статистику выполнения заданий по каждому ученику.

 

Рисунок 27 - Выполнение заданий учениками

Зайдя на страничку определенного слушателя, учитель может скачать работу, оставить отзыв и удалить работу.

 

 

Рисунок 28 - Проверка заданий учителем

Для того чтобы письменная работа была доступна другим ученикам, ее можно разместить в разделе Wiki как ссылку на сайт.

 

 

Рисунок 29 – Пример сайта

 

Учебный план курса:

1. Первое знакомство

-            как работает браузер;

-            виды сайтов;

-            простейшая html-страничка;

-            упражнение в виде теста;

-            письменное задание.

2. Форматирование WEB-документа

-            структура и внешний вид документа;

-            оформление отдельных элементов текста;

-            структура и внешний вид программы;

-            программирование списков;

-            упражнение в виде теста;

-            письменное задание.

3. WEB-страницы с гиперссылками и изображениями

-            гипертекст;

-            логическая разметка гипертекста;

-            имена файлов и ссылки на них;

-            графика в WEB-документе;

-            форматы изображений;

-            программирование графики;

-            изображения как ссылки;

-            структура WEB-приложения;

-            упражнение в виде теста;

-            письменное задание.

4. Табличный дизайн  что такое таблица;  как задается таблица;

                   письменное задание.

5. Программы, помогающие в разработке сайта

-            визуальные редакторы;

-            flash-анимация;

-            тестовое упражнение.

6. Дополнительные возможности создания веб-страниц

-            CSS;

-            JavaScript;

-            письменное задание.

7. Основы WEB-дизайна

-            внешние параметры WEB-страницы;

-            верстка и оптимизация страниц;

-            информационное наполнение сайта;

-            макет дизайна;

-            расположение элементов на странице;  письменное задание.

8. Размещение и поддержка сайта в сети

-            xостинг;

-            реклама;

-            принципы и технологии обновления сайта;

-            тестовое задание.

9. Зачетная работа

 проектирование сайта.

В приложении приведены материалы по данному элективному курсу.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.            Claroline       [Электронный      ресурс].      -        Режим         доступа: www.linformatika.ru/content/claroline. - 7.01.2012.

2.            Claroline LMS - платформа электронного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.claroline-lms.ru. - 5.01.2012.

3.            Батищев, А.В. Основы организации обучения в сети интернет / А.В. Батищев. - Орел : ОрелГТУ, 2008. - 69c.

4.            Кадеев, Д.Н. Информационные технологии и электронные коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emf.ulstu.ru/metod/ITEK/chast_1.htm. - 12.12.2011.

5.            Лебедева, М.Б. Дистанционные образовательные технологии. Проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева - СПб : БХВ, 2010. - 112с.

6.            Лебсак, А.А. Claroline LMS - лауреат премиии ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.elearning.ru/forum/topics/claroline-lmslaureatom. - 7.01.2012.

7.            Образцов,     П.И. Организационно-управленческая     модель конструирования информационной технологии обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ostu.ru/personal/obraztsov/texts/12.htm. - 8 Январь 2012.

8.            Полилова, Т.А. Перспективы дистанционного обучения / Т.А. Полилова Москва, 2002 r..

9.            Путин, В.В. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы / В.В. Путин - Москва, 2011.

10.        С.И. Берил, Г.Х. Гайдаржи Использование возможностей ИКТ в индивидуализации обучения [Статья] // Педагогическая информатика. -

Тирасполь : [б.н.], 2008 r.. - 4'2008.

11.        Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М : Школа-Пресс, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

В таблице предлагается заполнить анкету, которая состоит из 12 вопросов. Отметьте варианты ответа, которые кажутся вам наиболее верными.

 

Да

Иногда

Редко

Нет

Применяете ли вы в своей работе технологии дистанционного обучения?

 

 

 

 

 

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Вы считаете полезным использование технологий дистанционного обучения в школе?

 

 

 

 

 

 

Индивидуализация образования

Технологичность

 

Доступность               и

открытость

Нет

Какие достоинства дистанционного               обучения вы знаете?

 

 

 

 

 

 

Нет                    прямого

контакта с учителем

Необходимость технической оснащенности

 

Необходимость жесткой самодисциплины

Нет

Какие недостатки дистанционного               обучения вы знаете?

 

 

 

 

 

 

Да, использовал(а) в работе

Да,                но

использовал(а) работе

не в

Возможно

Нет

Была известна ли вам платформа электронного обучения Claroline?

 

 

 

 

 

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Вам показалась удобной платформа электронного обучения Claroline для поддержки педагогического процесса в школе?

 

 

 

 

 

Да

 

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Считаете ли вы эффективным способ организации элективного курса в старших классах школы с помощью платформы Claroline?

 

 

 

 

 

Форум, чат

Упражнения, письменные задания

Wiki

Нет

Какие инструменты платформы Claroline показались вам наиболее полезными?

 

 

 

 

 

Электронный журнал

Видеоконференции

Виртуальные лабораторные установки

Другое

Каких инструментов     для организации

педагогического               процесса не хватает?

 

 

 

 

 

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Стали бы вы использовать платформу Claroline в своей работе?

 

 

 

 

 

 

Бесплатность

Удобство                         в

использовании

Высокая               степень настраиваемости

Другое

Какие

достоинства

 

 

 

 

платформы выделяете?

Claroline      вы

 

 

 

 

 

 

Недружественный интерфейс

Политика оценивания работ

Частичная русификация платформы

Другое

Какие

недостатки

 

 

 

 

платформы выделяете?

Claroline      вы

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Методические рекомендации учебной дисциплины ХИМИЯ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий среднего профессионального образования (далее СПО) АВТОМЕХАНИК.

     

Разработчик:

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

  Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 563 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация: Техника безопасности в кабинете химии
  • Учебник: «Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.
  • Тема: Практическая работа № 10. Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ УДАЛИТЬ
  • 03.10.2020
  • 618
  • 8
«Химия. Профильный уровень (в 2 частях)», Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.03.2015 300
    • PDF 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Капин Артем Витальевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Капин Артем Витальевич
    Капин Артем Витальевич
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 452182
    • Всего материалов: 377

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 439 человек

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 379 человек

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 468 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 354 человека

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 661 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 543 человека

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе