Главная / История / Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по истории

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по истории

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Дмитровское медицинское училище (техникум)»


Рассмотрено
Методическим Советом ДМУ


«20» февраля 2014 г.


Протокол № ____3_________


Утверждаю:

Директор ГБОУ СПО МО
«Дмитровское медицинское училище»


Молочков В.Ф. ___________________

«_20_» февраля 2014 г.







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ОРГАНИЗАЦИИ


САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ


ПО ИСТОРИИ


для специальности


060501 Сестринское дело





















Дмитров

2014


Содержание


Пояснительная записка

3

Введение. Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

4

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

5

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

6

Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века

7

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVIXVIII вв.

11

Раздел 6. Россия в XVIII веке

12

Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации

13

Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

14

Раздел 9. Россия в XIX веке

15

Раздел 10. От новой истории к истории новейшей

17

Раздел 11. Между мировыми войнами

18

Раздел 12. Вторая мировая война

19

Раздел 13. Россия и мир во второй половине XX века (1945-1991 гг.)

20

Список учебников

22

Приложения:

23

Приложение 1 «Памятка-алгоритм характеристики исторической личности»


Приложение 2 «Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах»
















Пояснительная записка


Самостоятельная работа студентов проводится с целью: освоения дисциплины История, в результате которой обучающийся должен уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения, анализа исторического документа, реферата, эссе;
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины и даты.





Введение

Проанализировать самый старый семейный документ, используя предложенный алгоритм в Приложении 6 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе рассказать об этом документе.


Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества


Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества

Изучить учебник А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVII века» (далее учебник № 1) § 1-3 и заполнить таблицу «Появление человека на территории Восточной Европы».

Образец таблицы:

Период истории

Места расселения людей

Основные занятия древних людей (чему научились в этот период)

Основные признаки человеческого сообщества (форма организации коллектива)

Название

Временные рамки







Ответить на вопросы № 6-8, § 1.

На занятии в классе ответить на тестовые вопросы.



Раздел 2. Цивилизации Древнего мира


Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Изучить учебник О.В. Волобуева «Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века» (далее учебник № 2) § 1 и заполнить таблицу «Речные цивилизации».

Образец таблицы:

Название цивилизации

Где зародилась

Когда зародилась

Основные занятия людей






Составить глоссарий по теме «Древний мир»:

  1. В тетрадь выписать понятия, относящиеся к теме «Древний мир» из Словаря терминов учебника (с. 386-393);

  2. Дополнить выписанный материал учебника информацией с сайта Википедии.

На занятии в классе ответить на тестовые вопросы.


Тема 2.2. Античная цивилизация

Используя Интернет-ресурсы, найти информацию по теме: «Медицина в Древнем Египте», «Медицина в Древней Греции», «Медицина в Древнем Риме», «Медицина в Древней Индии», «Медицина в Древнем Китае».

Указания к выполнению работы:

  1. Студенты объединяются в группу, состоящую из 5-ти человек

  2. Распределяют темы внутри группы

  3. Ищут и распечатывают информацию

  4. Объем текста не должен превышать 2 страницы печатного текста

  5. Информация должна быть распечатана на листах А4

На занятии в классе:

  1. рассказать о достижениях в медицине;

  2. составить сравнительную таблицу;

  3. оценить работу сокурсников.

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.


Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Привести примеры из фильма «Древняя Индия», характеризующие индийское общество, сущность буддизма.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 3.2. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Изучить учебник № 2, § 2,3 и определить причины политической раздробленности в средневековье, причины гибели империи Карла Великого, Византии.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 3.3. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Используя Интернет-ресурсы, найти информацию на тему: «Медицина в средневековой Европе», «Медицина в арабском мире», «Тибетская медицина» (по выбору студента).

На занятии в классе рассказать о достижениях в медицине.




Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века


Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек. Племена и народы Восточной Европы в древности

Изучить учебник № 1 (§ 1-4), учебник № 2 (§ 6, 7), составить и заполнить сравнительную таблицу «Славяне и другие народы (I тыс. до н.э. —VI в. н.э.)».


Предки славян

Расселение племен

Нашествие кочевых племен

киммерийцы

скифы

сарматы

готы

гунны











Сделать выводы по материалу таблицы.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 4.2. Восточные славяне в VIIVIII века. Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси

Используя изученный материал (Древнее общество, Речные цивилизации), предложенный алгоритм (Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям»), сравнить занятия славян с занятиями других народов.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.

Используя предложенный алгоритм (Приложение 5 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям»), написать эссе на тему: «Происхождение слова «Русь».

Работу выполнить на листах А4.

Работа проверяется преподавателем, на лучшие работы пишется рецензия и сдается в портфолио студента.


Тема 4.3. Крещение Руси

Изучить учебник № 1 (§ 4), учебник № 2 (§ 8), привести примеры синтеза язычества и православия.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 4.4. Русь и ее соседи в XI–начале XII веков

Изучить учебник № 1 (§ 10-11), учебник № 2 (§ 9), составить и заполнить сравнительную таблицу «Основные категории населения», сделать выводы.


Феодалы

Феодально-зависимое население

Армия

Купцы

Духовенство







На занятии в классе определить о какой категории говорится в документах, предложенных для изучения преподавателем.


Тема 4.5. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями

Изучить учебник № 1 (§ 12-16), учебник № 2 (§ 9,11), составить и заполнить сравнительную таблицу по теме «Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности», сделать выводы.


Линии сравнения

Галицко-Волынское княжество

Новгородская земля

Владимиро-Суздальское княжество

Географическое местоположение





Геополитическое положение





Основные занятия населения




Города





Форма власти (ее организация)





Княжеская власть в XII-XIII вв. (кто и когда правил)





На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 4.6. Русь на пути к возрождению. От Руси к России

Используя учебник № 1 (§ 22, 23), Интернет-ресурсы, подготовить сообщение на тему «Иван III – государь всея Руси».

Для выполнения работы необходимо придерживаться плана, изложенного в Памятке-алгоритме характеристики исторической личности.

На занятии в классе дать оценку Ивану III как исторической личности.


Тема 4.7. Россия в царствование Ивана Грозного

Используя Интернет-ресурсы, подготовить сообщения (по выбору студента) на тему : «Дед и внук – Иван III и Иван IV», «Реформы Ивана IV», «Территориальные приобретения и потери России».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 4 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе изложить подготовленные сообщения по предложенным темам.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 4.8. Смута в России начала XVII века

Сравнить материал учебного фильма «Смута» и информацию учебника № 1, § 27, 30, 31 по теме «Смута в России начала XVII века».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 4.9. Россия в середине и второй половине XVII века

Используя материал учебника № 1, § 35, составить и заполнить таблицу на тему «Бунташный век» (опережающее задание).

Студентам необходимо работать в паре (желательно учитывать рассадку за партой)

Работу выполнить на листах А4, ориентация – альбомная.


Дата

Событие
(источники)

Причины

Участники

Территория

Итоги

1603-1604

Восстание под предводительством Хлопка Косолапа *

(bibliofond.ru)





1606-1607

Движение под предводительством
Ивана Болотникова

(wikipedia)





1648

Соляной бунт

(wikipedia)





1650

Восстание посадских людей в Пскове и Новгороде *

(historic.ru/books)





1662

Медный бунт

(historic.ru/books
или Wikipedia)





1666

Движение казачьих отрядов
Василия Уса *

(bibliotekar.ru/Razin)





1668-1676

Соловецкое
восстание

(wikipedia)






1670-1671

Восстание
Степана Разина

(Wikipedia или bibliotekar.ru/Razin)





1682

Стрелецкий бунт

(wikipedia)





1698

Стрелецкий бунт

(wikipedia)






Работу выполнили:


На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их, выполнить тестовое задание.


Тема 4.10. Русская культура в XIII–ХVII века

Используя Интернет-ресурсы, подготовить сообщение на тему (по выбору студента): «Медицина на Руси», «Медицина в Московском государстве», «Аптекарский приказ».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 4 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе рассказать о процессе работы, об основных источниках, изложить подготовленные сообщения по предложенным темам.

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVIXVIII вв.


Тема 5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

Используя материал учебника № 2, § 25, сравнить абсолютные монархии Западной Европы (Англия, Франция, Пруссия, Австрия).

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их, выполнить тестовое задание.


Тема 5.2. Великие географические открытия и начало европейской колонизации. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время

Изучить учебник № 1, § 36, определить основные направления внешней политики России в конце XVII века; изучить материал учебника № 2 (§ 24 ), сравнить цели внешней политики России, Англии, Франции.

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их, выполнить тестовое задание.


Тема 5.3. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. Век Просвещения

Используя учебник № 1 (§ 30-38), № 2 (§ 24-26 ), составить глоссарий по теме «Россия и Европа XVII века: хозяйство и сословия».

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 5.4. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Революции XVIII в.

Используя Интернет-ресурсы, подготовить сообщение на тему (по выбору студента): «Медицина Нового времени», «Великие врачи Нового времени»

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 4 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе изложить подготовленные сообщения по предложенным темам.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Раздел 6. Россия в XVIII веке


Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I

Составить список Интернет-ресурсов по теме «Россия в эпоху Петра».

На занятии в классе дать краткую характеристику сайта по примерному плану:

  • Адрес сайта

  • Его доступность

  • Его иллюстративность

  • Изложение материала (нсколько интересен для самого студента)


Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)

Изучить учебник А.А. Левандовского «История России XVIII-XIX веков» (далее - учебник № 3), § 2, подготовить презентацию по теме: «Реформы Петра» и «Реформы преемников Петра» (по выбору студента).

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 9 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

Подготовленную презентацию представить для оценивания и рецензирования преподавателю.

На занятии в классе представить лучшую презентацию.


Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII века

Используя материал учебника № 3 (§ 6, 9), Интернет-ресурсы, дать оценку царствования Екатерины II, Павла I.

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе изложить подготовленные сообщения по предложенным темам.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.



Тема 6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII века

Используя сайт музея «Дмитровский кремль», подготовить презентацию на тему: «Культура Дмитровского края в XVII-XIII вв.», «Дворянские усадьбы Дмитровского края» (по вариантам рассадки студентов в классе).

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 9 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

Подготовленную презентацию представить для оценивания и рецензирования преподавателю.

На занятии в классе представить лучшую презентацию.




Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации


Тема 7. 1. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Используя материал учебника № 2 (§ 36-37), № 3 (§ 16), составить и заполнить синхрологическую таблицу: «Европейские революции середины XIX в.»


Даты (период)

Название страны

Событие – начало выступлений

Лозунги, требования участников

Состав восставших

Итоги









На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их, выполнить тестовое задание.


Тема 7.2. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Особенности духовной жизни нового времени

Используя Интернет-ресурсы, материал учебника № 2 (§ 48, 50), учебник № 3 (§ 18,26), составить и заполнить таблицу: «Великие научные открытия XIX века».


Отрасль науки

Достижения (открытия)

Великие ученые (первооткрыватели)

Влияние открытий на экономическую сферу жизни общества

Влияние открытий на социальную сферу жизни общества








На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их, выполнить тестовое задание.


Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока


Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Попытки модернизации в странах Востока

Используя Интернет-ресурс, написать доклад (по выбору студента) на тему: «Проблема Суэцкого канала», «Колонизация Африки», «Революция Мэйдзи

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 4 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».


На занятии в классе изложить подготовленные сообщения по предложенным темам.


Раздел 9. Россия в XIX веке


Тема 9.1. Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX века

Используя сайт музея «Дмитровский кремль», учебные пособия по истории Дмитровского края, сделать презентацию на тему: «Декабристы в Дмитровском крае».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 9 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

Подготовленную презентацию представить для оценивания и рецензирования преподавателю.

На занятии в классе представить лучшую презентацию.



Тема 9.2. Внешняя политика Александра I и Николая I

Используя Интернет-ресурсы, подготовить презентацию (по выбору студента) на тему: «Яков Виллие», «Жан Доминик Ларрей», «Голицинская больница», «Развитие медицины в России и в мире в XIX веке», «Флоренс Найтингейл», «Даша Севастопольская», «Николай Иванович Пирогов», «Великая княгиня Елена Павловна».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 9 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

Подготовленную презентацию представить для оценивания и рецензирования преподавателю.

На занятии в классе представить лучшую презентацию.



Тема 9.3. Россия в эпоху великих реформ Александра II

Используя учебные пособия по истории Дмитровского края, подготовить презентацию или доклад (по выбору студента) на тему «Отмена крепостного права в Дмитровском уезде».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 9 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

Подготовленную презентацию представить для оценивания и рецензирования преподавателю.

На занятии в классе представить лучшую презентацию.


Тема 9.4. Пореформенная Россия

Используя материал учебника № 3 (§ 12, 15, 19, 21, 24), дать оценку внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III (по выбору студента).

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 4 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе изложить подготовленные сообщения по предложенным темам.

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 9.5 Россия в системе международных отношений второй половины XIX века

Составить хронологическую таблицу по материалу учебника № 3 (§ 25) на тему: «Россия в системе международных отношений второй половины XIX века».

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 9.6. Русская культура XIX века

Используя сайт музея «Дмитровский кремль», учебные пособия по истории Дмитровского края, подготовить презентацию или сообщение (по выбору студента) на тему: «Народное образование на территории Дмитровского края», «Л.Н. Толстой в гостях у Олсуфьевых», «Произведения братьев Васнецовых о Дмитровском крае».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 9 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

Подготовленную презентацию представить для оценивания и рецензирования преподавателю.

На занятии в классе представить лучшую презентацию.


Тема 9.7.

Повседневная жизнь населения России в XIX века

Подготовить презентацию, используя иллюстративный материал экспозиции Дмитровского музея, на тему: «Жизнь и быт людей разных сословий в Дмитровском крае в XIX веке».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 9 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

Подготовленную презентацию представить для оценивания и рецензирования преподавателю.

На занятии в классе представить лучшую презентацию.


Раздел 10. От новой истории к истории новейшей


Тема 10.1. Международные отношения в начале XX века. Научно-технический прогресс на рубеже XIXXX веков

Составить схему колониальных захватов на рубеже XIXXX веков по материалу учебника № 2 (§ 39,40), картам № 9, 15.

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 2 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 10.2. Россия в начале XX века

Используя материал учебника А.А. Левандовского «История России, XX- начало XXI века» (далее учебник № 5), § 4, 5, 15, 18, Интернет-ресурсы, дать оценку экономическим реформам, проводимых С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным.

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 10.3. Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне

Используя материал учебника № 5 (§ 19-20), учебника О.В. Волобуева «Россия и мир. XX век» (далее учебник № 4), § 6-7, составить хронологическую таблицу «Основные военные действия Первой мировой войны».

Или

Сравнить Русско-японскую и Первую мировую войны.

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе выполнить тестовое задание.


Тема 10.4. Февральская революция в России

Написать эссе на тему: «Большевики подобрали власть – ? или !»

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 5 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

Подготовленную работу представить для оценивания и рецензирования преподавателю.

На занятии в классе изложить лучшую работу.


Тема 10.5. Приход большевиков к власти в России

Проанализировать исторические документы «Декрет о мире», «Декрет о земле», «Брест-Литовский мирный договор».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 6 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их, выполнить тестовое задание.


Раздел 11. Между мировыми войнами


Тема 11.1. Страны Европы в 20-е годы ХХ века. Запад в 30-е годы ХХ века

Изучить § 15 учебника № 4 и объяснить, почему в Германии (Италии) к власти пришли фашисты.

На занятии в классе изложить выводы по проделанной работе.


Тема 11.2 Международные отношения в 20—30-е годы ХХ века

Проанализировать документ «Пакт Молотова—Риббентропа»

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 6 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их.


Тема 11.3. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма

Используя материал учебных пособий по истории Дмитровского края, подготовить сообщение (по выбору студента) на тему: «Индустриализация в Дмитрове и районе», «Коллективизация на территории Дмитровского края», «Жизнь нашей семьи в годы первых пятилеток».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 4 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их.


Раздел 12. Вторая мировая война


Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение

Используя материал учебника № 5 (§ 54-57 ), заполненить хронологическую таблицу на тему «Основные военные действия Второй мировой войны (1939-1941 гг.)».

Сравнить решения конференций Второй мировой войны (Тегеран, Ялта, Потсдам).

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их.


Тема 12.2. СССР в годы Великой Отечественной войны

Заполнить хронологическую таблицу на тему «Основные военные действия Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)».

Оформить отчет по экскурсии в музее «Дмитровский Кремль» на тему: «Дмитровский край в годы войны».

Вопросы для отчета:

Оформить отчет по экскурсии в музее «Дмитровский Кремль» на тему: «Военные тайны».

Вопросы для отчета:

  1. Вспомни, в каком году и месяце на нашей земле шли бои с немецко-фашистскими захватчиками. Чем они закончились?

  2. Где размещался передовой командный пункт 1-й Ударной Армии, которая защищала Дмитров?

  3. Кто командовал 1-й Ударной Армией?

  4. Как в городах Дмитрове и Яхроме увековечено имя генерала, командарма 1-й Ударной Армии?

  5. Какой памятник воинам 1-й Ударной и 30-й армии, непосредственно защищавшим город, был поставлен в центре Дмитрова? Где он находится сейчас?

  6. Кто вступил в бой с немецкими танками на железной дороге в районе Шпилевского переезда?

  7. Назовите имя и фамилию восемнадцатилетней девушки, стрелочницы станции «Дмитров», которая под огнем противника переводила стрелки, обеспечивала подвижность и маневренность бронепоезда?

  8. Какое сооружение на подступах к Дмитрову пришлось взорвать нашим войскам, чтобы задержать наступление немцев?

  9. Что сделали работники канала, чтобы создать дополнительную преграду для наступления немцев?

  10. Назовите точную дату начала контрнаступления войск под Москвой.

  11. Кто из жителей Дмитрова удостоен звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

Провести анализ учебного фильма «Полководец Георгий Константинович Жуков».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 7 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе изложить выводы по проделанной работе.





Раздел 13. Россия и мир во второй половине XX века (1945-1991 гг.)


Тема 13.1. «Холодная война»

Используя материал учебника № 5 (§ 58, 65, 68), учебника № 4 (§ 27-29), составить конспект на тему «Холодная война: основные этапы».

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 1 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их, выполнить тестовое задание.


Тема 13.2. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Используя Интернет-ресурсы, составить таблицу на тему: «Ближневосточный конфликт».


Название и даты военных действий

Воюющие стороны (страны-участники военных действий)

Нападающая сторона

Причины вооруженного конфликта

Итоги и последствия для воюющих сторон

1948-49 гг. Арабо-израильская война





1949-55 гг. «Партизанская война»





1967 г. Шестидневная война





1967-70 гг. Война на истощение





1973 г.

Война судного дня





1982 г. Ливанская война





2006 г.

Вторая Ливанская война






Работу выполнить на листах А4

На занятии в классе сделать выводы по проделанной работе, изложить их, выполнить тестовое задание.


Тема 13.3. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

Используя материал учебника № 5 (§ 48, 59-60), сопоставить репрессивную политику Сталина в 30-е годы и в послевоенную пору.

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 8 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе изложить выводы по проделанной работе, выполнить тестовое задание.


Тема 13.4. Советский Союз в период частичной либерализации режима

Используя материал учебника № 5 (§ 62-65), дать оценку внутриполитической, реформаторской, внешнеполитической деятельности Н.С. Хрущева (по выбору студента).

Для выполнения работы необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных в Приложение 4 «Методических рекомендаций по организации основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплинам и профессиональным модулям».

На занятии в классе изложить выводы по проделанной работе, выполнить тестовое задание.


Тема 13.5. СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

Проанализировать статистические материалы учебника № 5, § 66 и дать характеристику директивной экономики СССР в 1965-1985 гг.


Тема 13.6. СССР в период перестройки

Используя материал учебника № 5 (§ 67), учебника № 4 (§ 37-38), дать оценку «перестроечного» периода в истории нашей страны.


Тема 13.7. Российская Федерация на современном этапе

Повторить изученный материал, подготовиться к зачетному занятию.







Список учебников и учебных пособий

Учебник № 1: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.: Просвещение, 2011.

Учебник № 2: Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. М.: Дрофа, 2005.

Учебник № 3: Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков. М.: Просвещение, 2006.

Учебник № 4: Волобуев О.В. Россия и мир. XX век. М.: Дрофа, 2005.

Учебник № 5: Левандовский А.А. История России, XX- начало XXI века. М.: Просвещение, 2003.

Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г., Федоров И.Н. История Дмитровского района: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Финансовый контроль; Магистр-Пресс, 2006.

Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г., Федоров И.Н. История. Московская область. Дмитровский район: Хрестоматия. М.: Финансовый контроль; Магистр-Пресс, 2007.



Приложения:

Приложение 1


Памятка-алгоритм характеристики исторической личности


  1. Происхождение (в какой семье и когда родился).

  2. Исторические условия, в которых происходила деятельность личности.

  3. Задачи, которые стремился решить исторический деятель, и методы их решения.

  4. Интересы какого класса (классов) выражал.

  5. Значение личных качеств.

  6. Оценка результатов деятельности.


Приложение 2


Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах


  1. Причины войны Основные противоречия, приведшие к войне).

  2. Планы сторон.

  3. Подготовка к войне, соотношение сил.

  4. Повод к войне и ее начало.

  5. Основные этапы и главные сражения.

  6. Примеры героизма в войне.

  7. Окончание войны, условия мира.

  8. Значение и последствия войны (изменение территорий воюющих стран, людские потери, материальные потери).



3


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по истории
  • История
Описание:

Самостоятельная работа студентов в нашем училище проводится с целью: освоения дисциплины История, в результате которой обучающийся должен уметь:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения, анализа исторического документа, реферата, эссе.

 

Автор Безуглова Елена Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 805
Номер материала 44729
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓