Главная / Другое / Методические рекомендации по коррекционной работе с гиперактивными детьми и детьми «группы риска» в условиях СОШ

Методические рекомендации по коррекционной работе с гиперактивными детьми и детьми «группы риска» в условиях СОШ

Е.М. Чернышова

МКС(К)ОУ школа VII вида № 47, г. Ижевск


Методические рекомендации по коррекционной работе с гиперактивными детьми и детьми «группы риска» в условиях СОШ


Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей. Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества. Необходимы эффективные методы и приемы для проведения коррекционной работы с детьми с гиперактивным поведением и с детьми «группы риска». Предлагаемая таблица поможет учителю СОШ и родителям обучающегося правильно воздействовать на развитие ребенка.

Цель коррекционной работы:

Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с отклоняющимся поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.

Содержание

Гиперактивные дети

Дети «группы риска»

Признаки

  • Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют;

  • Легко отвлекается на посторонние стимулы;

  • С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе;

  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца;

  • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

  • Часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

  • Болтливый;

  • Часто мешает другим, пристает к окружающим;

  • Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице;

  • Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

  • Асоциальное поведение;

  • познавательная пассивность;

  • несформированность общеучебных знаний и специальных умений;

  • Бесконтрольность со стороны родителей;

  • Гипердинамичность либо инфантилизм;

  • Склонность к бродяжничеству;

  • Проблемы в общении со сверстниками, учителями;

  • Агрессия, отказ от контактов;

  • Отклонения сексуального характера;

  • Попытки суицида;

  • Влияние группировок, компаний, вовлечение в антиобщественные деяния, поступки;

  • Тяга к алкоголю, наркотикам, курению;

  • Низкая, либо завышенная самооценка.


Задачи

- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);
- научить ребенка навыкам двигательного контроля;
- отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- научить ребенка справляться с гневом;

- развивать внимание.


- профилактика правонарушений;

- психокоррекция;

- профориентация;

- пропаганда здорового образа жизни;

- сформировать личную и социальную компетентность

;

- укрепить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Сопровождение

Невропатолог, детский психиатр, психолог, педагог, родитель

Социальный педагог, детский психиатр, психолог, педагог, родитель

Методы и формы работы

Консультирование;

Групповые тренинги: тренинг коммуникативных умений; тренинг личностного роста;

Индивидуальные занятия с подростками: психогимнастика, психотехнические упражнения; аутотренинг, аутогенные тренировки.

Переубеждение;

Переключение;

Групповые тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов;

Индивидуальные консультации, тесты.


Рекомендации учителю

  • Организовывать учебный процесс с учетом психофизиологических особенностей обучающихся;

  • Оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;

  • Менять виды деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

  • Создавать ситуацию успеха;

  • Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения;

  • Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо;

  • Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

  • Избегать монотонной деятельности;

  • Воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

  • Оптимизировать общение подростка со сверстниками и взрослыми;

  • Формировать у обучающегося чувства собственного достоинства и уверенности в себе;

  • Развивать умения ставить цели и владеть собой;

  • Вовлекать обучающихся в кружки, секции;

  • Дозировать выполнение большого задания;

  • Формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться;

  • Хвалить самостоятельность;

  • Стимулировать личную ответственность;

  • Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности;

  • Включать обучающихся в общественные посильные дела;

  • Быть осторожным с передачей стрессовой информации;

  • Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.


Рекомендации родителям

  • Придерживаться «позитивной модели»;

  • Определить для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя;

  • Избегать повторений слов «нет» и «нельзя»;

  • Давать ребенку только одно поручение на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

  • Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;

  • Поддерживать четкий распорядок дня;

  • Дать ребенку возможность расходовать избыточную энергию;

  • Вести «Дневник самоконтроля», чтобы отмечать в нем вместе с ребенком его успехи в школе.

  • Избегать завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.

  • Уделять ребенку больше времени, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах и другим социальным навыкам;

  • Не требовать от ребенка высоких оценок по всем предметам;

  • Учить контролировать себя;

  • Помнить! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка!


Создавать ребёнку все условия для комфортного существования, эмоционального благополучия;

  • Формировать у детей позитивные жизненные устремления и цели;

  • Игнорировать вызывающие поступки и поощрять его хорошее поведение;

  • Помогать формированию волевого контроля и способности к самообладанию;

  • Оказывать посильную помощь в преодолении трудностей в обучении ребёнка;

  • Оптимизировать взаимоотношения ребёнка в семье, способствовать улучшению взаимоотношений с учителями, сверстниками;

  • Обучать адекватным способам поведения в трудных ситуациях;

  • Обеспечивать ребёнку ощущение безопасности, защищённости;

  • При взаимодействии с ребенком не впадать в гнев, стараться не испытывать обиду, негодование;

  • Составлять собственные правила для определения своей позиции, тактики и стратегии взаимодействия;

Вывод

Таким образом для успешной коррекционной работы необходимо системное эффективное взаимодействие всех участников, которое организуется на основе открытости и комплексности в подходах при решении проблем конкретного ребенка, семьи. Родители, школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. ·

Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий. Чем лучше поставлена разъяснительная работа, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни в обществе.


Методические рекомендации по коррекционной работе с гиперактивными детьми и детьми «группы риска» в условиях СОШ
  • Другое
Описание:

Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей. Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества. Необходимы эффективные методы и приемы для проведения коррекционной работы с детьми с гиперактивным поведением и с детьми «группы риска». Предлагаемая таблица поможет учителю СОШ и родителям обучающегося правильно воздействовать на развитие ребенка.

Автор Чернышова Елена Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 499
Номер материала 53008
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓