Главная / ИЗО, МХК / Методические рекомендации по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное творчество" (5 класс)

Методические рекомендации по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное творчество" (5 класс)




Мhello_html_43229736.pngуниципальное учреждение «Учебно-методический центр»

г. Воронежа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 94


Методические рекомендации


hello_html_m3e016fb7.jpg




hello_html_5f597d74.gif




hello_html_782d9d03.png








Автор: Полина Л.Н.


Ответственный: Савина Г.А.

методист




Воронеж

2010

«О современных тенденциях развития и обновлении об­щего художественно-эстетического образования».

Тенденции обновления в педагогической науке и практике отразилась и на художественном образовании. Среди задач общего образования искусства в со­временных условиях наметилось три основных направления: личностного разви­тия детей, независимо от возраста;

  • Развитие сознания, мышления в искусстве,

  • Развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением раз­личных видов деятельности.

Усиление тенденции к вариативности в обучении ведет к модернизации учебных программ по искусству для общеобразователь­ных учреждений разных типов, особенно интенсивно ведутся разработки в об­ласти содержания художественно-эстетического образования, появились усо­вершенствованные программы федерального уровня.

Продолжают нарастать тенденции вариативности в области форм и методов организации художественной деятельности в общеобразовательных учреждени­ях вплоть до художественных нетрадиционных технологий.

Вне уроков стали традиционными в образовательных учреждениях города Воронежа, творческие отчеты художественных кафедр ХЭО школ эстетического направления (гимн№2).

С выходом в свет двух нормативных актов Минобразования России («Об ут­верждении Федерального компонента Государственных образовательных стан­дартов») решился вопрос о непрерывности эстетического образования в образо­вательных учреждениях России: увеличен удельный вес 00»Искусство», в соответствии, с которым предусматривается обязательное изучение предметов эсте­тического цикла в 8-9 классах и по выбору в старшей школе. На всех ступенях обучения рекомендовано введение основ художественной грамотности.

С целью реализации современных тенденций развития и обновления художе­ственного образования, я, как руководитель РМО учителей изобразительного искусства Коминтерновского района г. Воронежа, Полина Любовь Николаевна, рекомендую преподавателям ИЗО: пересмотреть и доработать тематическое планирование уроков, с целью обновления практического и теоретического искусствоведческого материала с целью обновления содержания введения новых учебных технологий.

  • Преподавание на основе взаимодействия различных видов искусств.

  • Использовать возможности художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей посредством внедрения современных методик арт-терапии и здоровьесберегающих технологий.


  • Выявить художественно одаренных детей, оказывать содействие в их творческом развитии, используя возможности своего общеобра­зовательного учреждения.

  • С целью осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию особое внимание уделить аргументированной оценке знаний и навыков, учащихся на уроках ИЗО, формируя потребность в полноценном общении с произведениями искусства различных жанров и эпох, поощряя активность учащихся на всех этапах урока.

  • Шире использовать на уроках национально культурные особенно­сти и художественно-краеведческий материал Воронежского края.

  • Осуществить обновление и укрепление материально- технической базы кабинетов ИЗО и черчения.

  • Стимулировать поиски новых актуальных форм и методов органи­зации художественной деятельности, учащихся в учебное и во внеурочное время.

  • Шире использовать воспитательный и образовательный потенциал домов творчества школ, ДШИ, выставок.

  • Обозначить усиление роли предметов ЭО « Искусство» на всех ступенях обучения как одного из направлений в новой государственной образовательной политике.


  • Расширить изучение тем по народному творчеству, т.к. это фундамент на котором выросло здание мировой художественной культуры.


Предлагаю изучить несколько тем по декоративно-прикладному творчеству:

« Матрешки» и « Дымковская и Филимоновская игрушки»

Народное искусство, называемое декоративно – прикладным, сочетает в себе красоту и полезность. Оно дает нам возможность прикоснуться к наследию нашего народа, его истории.

Воспитание любви к русскому народному искусству,

уважение к русской национальной культуре, наследию предков- это наша учебно-воспитательная задача.

«Уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости»

А.С. Пушкин


Народное наследие- это народные песни, сказки, былины, народный театр, народные промыслы.

Перечисленные виды народного творчества взаимосвязаны друг с другом.

Народная песня, сказка нашли свое отражение в росписи русских мастеров, стали частью сюжета декоративного творчества.

Народное искусство- это фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры. Оно зародилось в глубокой древности, но в период своего создания не осознавалось как искусство. Человек создавал просто для своего быта предметы, в котором отражал свое представление о доброте, красоте и многообразии окружающего реального мира. Творчество нашего народа - это видимое свидетельство в повседневной жизни и праздниках. Это откровение нашего народа. Все делалось добротно, красиво. Случайное, бездарное не выдерживало проверки временем - исчезало.

« Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека определяется отношением к прошлому».

А.С. Пушкин

Народное искусство-это прошлое живущее настоящим и устремленное в будущее своей мечтой о небывалом, это мир Красоты, Добра, Справедливости. Оно развивается по своим законам. В народном искусстве заключена память народа.

Искусство, впитывающее народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни оказалось необходимым современному человеку. Многие традиционные образы, символы, сравнения имеют общие корни в разных видах народного творчества: предметах быта, фольклоре, литературе, народной музыкальной культуре.

Пhello_html_5a2890fd.pngоэтика образов народного творчества заложена в календарно-обрядовой культуре: весенние песни-заклички с наигрышами на свистульках, шествии и игры ряженых в зимние праздники, колядование, катание с гор, роспись с применением солярной символики и образные сравнения в сказках, праздничные хороводы.

Традиционно сложились места народных промыслов: Жостово, Гжель, Федоскино, Дымково и многие другие. Каждый народный промысел имеет свой вид художественной обработки материала, свою технику работы: резьба и роспись по дереву, чеканка и роспись по металлу, ткачество и вышивка, плетение и др. Все это сохраняется и живет в деревне.

Народные традиции, народная культура-результат творчества коллективного гения народа. Сохранение народных промыслов, развитие их культурных традиций так необходимо современному человеку, чтобы не утратилась связь времен, чтобы не утратилась и не растерялась своя национальная культура.

Лучшие образцы шлифовались временем- отсюда удивительная жизнеспособность народного искусства. До сих пор сохранились народные промыслы: Жостова, Хохлома, Гжель, Городетская роспись, Дымковская и Филимоновская игрушки и, конечно же, матрешки.


hello_html_m5a7204ad.jpg



Рhello_html_m2110d838.pngусская матрешка всегда привлекала внимание русских мастеров. Делают ее в Поховском - Майдане и Крутце селах Горьковской области, в Загорске, в Кировской области и у нас в Воронеже, и везде они по-своему хороши. В школе можно сделать эскизы для оформления народного праздника, можно выточить матрешки в школьной мастерской и расписать на уроках. Роспись имеет особенности: игрушку хорошо зачищают шкуркой, три раза промазывают клейстером, сушат, наносят рисунок пером тушью, «красят» кистью яркими локальными цветами. Потом лакируют.

Для росписи по дереву применяют гуашь, темперу, работу делают тонкими кистями, поправки делать нельзя.












hello_html_m26f0bc07.gif

hello_html_m5e3008ff.jpgМатрешка – это полная внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Матрешка давно завоевала репутацию символа нашей страны, хотя её корни отнюдь не русские. Версия истории матрёшки берет из истории Японии. Как же это случилось?

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья, искусства. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из них покровительствовал какой-либо бог. И вот в конце ХIХ столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В. Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.

Токарь Московской мастерской «детское воспитание» В.П. Звездочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу.

Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрешка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрешка стало нарицательным.

Хhello_html_1909a476.pngорошая матрешка отличается тем, что все её фигурки входят друг в друга. Две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются, рисунок правильный и четкий. Ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой.

Первые матрешки были не такие пестрые как сегодня. Краски были не яркими, теплыми, лица тонко выписаны. Дело в том, что росписью матрешек занимались, в основном, эконописцы Троице-Сергеевой лавры. Конечно же, они использовали теже живописные приёмы, что и в росписи икон. Вслед за Сергеевым Пасадом, матрешек начали делать в разных местах России: Липецке, Воронеже, Вятке (Кирове). Первыми освоили новую игрушку в Семеновском уезде Нижегородской губернии. По сравнению с сергеевопасадской она стала стройнее и наряднее: на её переднике впервые расцвели букеты алых роз с яркими зелеными листочками. Немного позже, также ярких матрешек стали делать в Поховском Майдане под нижним Новгородом и в соседнем к ним Крутце.

У всех матрешечников свой секрет, своя «особенка». Может от того, что они самые яркие, велселые. Основные цвета в росписи: фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор -цвета да ягоды: шиповник, колокольчики, клубника, ромашка.

Каких только матрешек сегодня не встретишь. Не только деревянных красавиц, но даже политических деятелей. Были матрешки герои народных сказок («Репка»).

Пытались «освоить» нашу матрешку и в других странах. Во Франции её одели в национальную французскую одежду.

Знаменитая на весь мир русская матрешка-крестьяночка. Она считается истинной выразительницей русского стиля, даже на родине своего «дедушки» - в Японии. И назвали её «Матрешка с петухом». Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха. Внутри устроились: старшие дочки-помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, мальченка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Всего 8 фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, веселыми, смышленными…

Было это в 1899 году, а в 1900 году владелец мастерской М.А. Мамонтова отвезла матрешку на всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушки. С тех пор и начался массовый выпуск матрешек в России.

Русская матрешка очень популярный сувенир у иностранцев. Но не менее популярны дымковская и филимоновская игрушки.

hello_html_519666fc.jpg



















hello_html_m35267a22.png



hello_html_m29765e48.gif


hello_html_274b7b2a.jpg

Напротив города Кирова, на павом берегу реки Вятки есть Дымковская слобода. С давних пор в ней селились мастера-ишрушечники. Горорят, что слободу потому назвали Дымковской, что с утра до ночи там над каждей крышей поднимается дым – мастера игрушки обжигали.

С незапамятных времен славилась слобода игрушками-свистульками. Об их происхождении существует несколько легенд, в которых рассказывается и о том, откуда взялся старинный вятский праздник «Свистунье».

На Свистунью народ собираслся на большой площади. У всех веселые, смеющиеся лица. Каждый бережно держит глиняную небольшую игрушку, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми рогами и пятнами на боках. Но игрушки эти особые: они одновременно и свистульки. Поэтому свист стоит на улице – летучий пронзительный свист. Вот так праздник! В Дымкове жили, да и сейчас живут, замечательные мастерицы. Благодаря их труду Дымковская слобода стала известна во всем мире, как родина знаменитых дымковских игрушек из глины.

Одна из легенд гласит: «Однажды к городу Вятка подошли несметные полчища качевникам. Ветчанам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям гоода глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Качевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказачное чудовище напало, то ли что ветчанам подмога пришла».

С тех пор ветчане отмечают праздник.

Считатся также, что зародилась дымковская игрушка ещё в язычкские времена. Об этом говорят и свистульки – их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую отгонять.

Чудом дожила старинная дымковская игрушка до наших дней. Если в середине 19 века игрушечным промыслом в Дымкове занимались пости 60 семей, то в начале нашего столетия игрушки делала только одна мастерица – А.А. Мезрина. Да и дымковская слобода опустела – жители давно перебрались в город Киров.

К счастью, интерес к народной игрушке в наше время возродился. Собрали старых дымковских мастеров, подобрали учениц молодых и дымковская игрушка снова расцвела в соей красоте.



hello_html_m121823b3.png


Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что и у всех игрушечников, но только их игрушки не похожи на другие. Разноцветные узоры из кружочков, звездочек, солнышек, сеточек.

Яркие с позолотой краски на белоснежном фоне смотряться особенно празднично. Да и сами фигурки людей и животных – веселые. И люди – счастливые, и звери – улыбаются.

По настроению игрушки одинаковые, а по форме – самые разные. Есть здесь и традиционные свистульки – уточки, барашки с золотыми рогами, лошадки, всадники. Есть скульптурные фигурки – румяные барышни и няньки с веселыми детками, нарядные воддоноски с ведрами, усатые гусары, пестрые птицы, добродушные звери. Есть целые композиции, изобразающие чаепитие, катание на лодке, на тройке лошадей, на нартах с оленями, а то и на трехголовой сказочной коняшке.

Хорошо поставить такую игрушку на полку и, если душа вдруг устанет от серости и скуки, подойди посмотреть на эту солнечную фигурку и улыбнуться.

Народная игрушка есть в любой стране и у каждой – свой национальный характер. Потому что в них отражается человеческая история. ЫВ нашей игрушке отразились лучшие черты русскиз людей. Она – простая, жизнерадостная и мирная. В ней много выдумки, которая выражается не в механических ухищрениях, а в сказочности, фантастичности образов.

В России много центром народных промыслов. В одних изготавливают глинянные игрушки, в других - деревянные, в третьиз – плетут из соломы. Из некоторых таких промыслов выросла игрушечная промышленность. А некоторые народные мастера по-прежнему делают игрушки дома – всей семьей, как в старину.

Игрушки – свистульки и название получают от музыкального характера свиста: свистуны, сопелки, гудухи…

Если их всех собрать – никакой соловей разбойник не устаит. Пересвестят!



hello_html_m37de64f7.png



hello_html_m317e146.png



hello_html_784c1b17.gif


Фhello_html_m60465a19.pngилимоновские игрушки родились в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. Деревня назодится возле залежей хорошей глины. Возможно, это и определило её промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с семи-восьми лет девочки начинали лепить свистушки. Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в близайших уездных городах и Туле.

Сюжеты филимоновсой игрушки традиционны – это барышни, лошадки, медведи, олени, собаки…; из птиц – курицы, петухи…

Все звери в разноцветную полосочку, шеи у них длинные, как у жирафов. На барынях – яркие платья с узорчитыми юбками, на маленьких головках фантастические шляпки, украшенные узорами и птичьими перьями. Солдаты совсем не воинственные, а тоже сказочные и нарядные – штаны в полосочку, на головах шляпки с перышками.

У каждой барыни и солдата подмышкой - птичка. В нее и свистят.

Филимоновские свистульки – особые. Они отличаются от другизх не только «внешностью», но и устройством. Дело в том, что у ни есть резонатор – грушевидное утолщение, пролое внутри. С боков у него -две круглые дырочки. Попеременно зажимая их, можно наигрывать простые, незатейлевые мелодии, пускать трели. А если дунуть в тол\стенький хвостик, сужающиеся на конце в трубочку, то раздастся свист – звонкий, переливчатый.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново заниается мастерская керамических игрушек. Лепят игрушки в ручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфильной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 °С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко белый цвет). Расписываются игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Старейшие мастерицы промысла, сохраняя традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые, но в тоже время простые по исполнению и выразительные.


hello_html_3f41bb9d.png


Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из неё вытягивают мастерицы всю фигурку сразу – при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичным. Застывая, глина «содится», и тогда приходится снова «подтягивать», «приглаживать» изделие, от чего их форма ещё больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «не замрет». После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, затем их обводят красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда, фиолетовым. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается эеленый. Красный на желтый дает, как здесь говорят, «жаркий» (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуется со звучными локальными пятнами.

Бhello_html_2f9637d5.pngывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: витвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко», сверкают, сплетаютмся в радостные узорнве соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы.

Несмотря нато, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными, лица фигурок всегла остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точечками намечаются глаза, рот, нос. Налепов в филимоновской игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Например, у барынь высокие колокообразные юбки с незаметным расшиением к низу, верхняя часть туловища, по сравнению с юбкой, кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпой. Забавны игрушки изображающих длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией.

Тhello_html_m728d508d.pngак, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте – цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки-животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все игрушки очень веселые. Когда смотришь на филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение.


hello_html_m57264399.png





Методические рекомендации по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное творчество" (5 класс)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Методические рекомендации о современных тенденциях развития художественно-эстетического образования. Об истории возникновения матрешки, дымковской и филимоновской игрушек.

Тенденции обновления в педагогической науке и практике отразилась и на художественном образовании. Среди задач общего образования искусства в со­временных условиях наметилось три основных направления: личностного разви­тия детей, независимо от возраста;

·        Развитие сознания, мышления в искусстве,

·        Развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением раз­личных видов деятельности.

Усиление тенденции к вариативности в обучении ведет к модернизации учебных программ по искусству для общеобразователь­ных учреждений разных типов, особенно интенсивно ведутся разработки в об­ласти содержания художественно-эстетического образования, появились усо­вершенствованные программы федерального уровня.

Продолжают нарастать тенденции вариативности в области форм и методов организации художественной деятельности в общеобразовательных учреждени­ях вплоть до художественных нетрадиционных технологий.

Вне уроков стали традиционными в образовательных учреждениях города Воронежа, творческие отчеты художественных кафедр ХЭО школ эстетического направления (гимн№2).

С выходом в свет двух нормативных актов Минобразования России («Об ут­верждении Федерального компонента Государственных образовательных стан­дартов») решился вопрос о непрерывности эстетического образования в образо­вательных учреждениях России: увеличен удельный вес 00»Искусство», в соответствии, с которым предусматривается обязательное изучение предметов эсте­тического цикла в 8-9 классах и по выбору в старшей школе. На всех ступенях обучения рекомендовано введение основ художественной грамотности.

С целью реализации современных тенденций развития и обновления художе­ственного образования, я, как руководитель РМО учителей изобразительного искусства Коминтерновского района г. Воронежа, Полина Любовь Николаевна, рекомендую преподавателям ИЗО: пересмотреть и доработать тематическое планирование уроков, с целью обновления практического и теоретического искусствоведческого материала с целью обновления содержания введения новых учебных технологий.

·                Преподавание на основе взаимодействия различных видов искусств.

·        Использовать возможности художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей посредством внедрения современных методик арт-терапии и здоровьесберегающих технологий.

 

·        Выявить художественно одаренных детей, оказывать содействие в их творческом развитии, используя возможности своего общеобра­зовательного учреждения.

·        С целью осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию особое внимание уделить аргументированной оценке знаний и навыков, учащихся на уроках ИЗО, формируя потребность в полноценном общении с произведениями искусства различных жанров и эпох, поощряя активность учащихся на всех этапах урока.

·        Шире использовать на уроках национально культурные особенно­сти и художественно-краеведческий материал Воронежского края.

·        Осуществить обновление и укрепление материально- технической базы кабинетов ИЗО и черчения.

·        Стимулировать поиски новых актуальных форм и методов органи­зации художественной деятельности, учащихся в учебное и во внеурочное время.

·        Шире использовать воспитательный и образовательный потенциал домов творчества школ, ДШИ, выставок.

·        Обозначить усиление роли предметов ЭО « Искусство» на всех ступенях обучения как одного из направлений в новой государственной образовательной политике.

 

·        Расширить  изучение тем по народному творчеству, т.к. это фундамент на котором выросло здание мировой художественной культуры.

 

Предлагаю изучить несколько тем по декоративно-прикладному творчеству:

« Матрешки» и « Дымковская и Филимоновская игрушки»

 

Автор Полина Любовь Николаевна
Дата добавления 08.02.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Другое
Просмотров 908
Номер материала 55896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓