МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ЛИЦЕЙ №13
МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Рассмотрено на
заседании « УТВЕРЖДАЮ»
Методической
комиссии И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО
Протокол №_ от
______________ / Мельченко В.А./ «__» _______ 2014
г. «______» _______________ 2014 г. Председатель
метод объединения
____________ Павельева З.П.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»
для профессий: 190631.01 «Автомеханик»,
150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные
работы).
г. Раменское
2014г.
Методические
рекомендации учебной дисциплины Биология разработаны на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной
профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий
начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 «Автомеханик» и
150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
профессиональный лицей №13 Московской области.
Разработчик:
Капин А.В.,
преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного
образовательного учреждения начального профессионального образования
профессионального лицея №13 Московской области.
Рассмотрено
на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного
учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13
Московской области.
«___»____________20_______
Эксперт (ы)
от работодателя
__________________________________________________________________
__
__________________________________________________________________
__
«____»____________201______
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и сущность
дифференцированного и нетрадиционного обучения
1.1
Дифференцированное обучение и его классификация
1.2 Определение
нетрадиционных педагогических технологий и их виды
Глава 2.
Нетрадиционные технологии: суть и применение
2.1 Формы нетрадиционных педагогических технологий и их
применение 2.2 Значение нетрадиционных педагогических форм в дифференцированном
обучении, проблематика вопроса и возможности развития
Заключение
Литература
Введение
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с
проблемой индивидуального подхода в разных сферах образования. Педагогика, как
наука, изучается и модернизируется, разрабатываются новые методики и способы
обучения, внедряются новые технологии. Все эти изменения диктуются развитием
общества в целом, необходимостью нахождения новых рациональных решений.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы
показывает, что современная концепция среднего образования решительно
отказывается от традиционного уравнивания, признавая многообразие форм обучения
и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов
учащихся. Однако правильные в целом принципы пока еще, к сожалению, только
декларируются.
Сегодня, мы часто встречаемся с тем, что ученики,
склонные к естественным предметам, не получают базы для полноценного духовного
развития, а учащиеся, не интересующиеся предметами естественноматематического
цикла, не могут развивать гуманитарные склонности. Но особенно трудно учиться
тем, кто по своим способностям ориентирован на практическую деятельность.
Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех
школьников.
Возможно это - одна из причин, когда ученики, теряют
интерес к учебе, чувствуют себя в школе не совсем уютно. Рассмотрим данную
проблему шире, а также возможность ее решения путем возможности применения
дифференцированного подхода к обучению и воспитанию.
образование обучение инновационный
дифференцированный
Глава 1. Понятие и сущность дифференцированного и
нетрадиционного обучения
1.1
Дифференцированное обучение и его классификация
Происходящие в стране политические,
социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что
общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как
значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели
унифицированного общественно-ориентированного образования к моделям
вариативного и личностно-ориентированного. Постепенно вопрос о том, что все
дети разные и индивидуальный подход необходим, поднимается все чаще.
Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна и
привлекает к себе педагогические и научные взгляды, в ее решении многие видят
совершенствование и возможность перспективных вариантов развития школы,
перерождение существующих тенденций обучения и воспитания, возможность развития
индивидуальности учащихся и демократизации.
Дифференциация в переводе с латинского
"difference" означает разделение, расслоение целого на различные части,
формы, ступени.
Существует несколько определений понятия
дифференцированного обучения.
Дифференцированное
обучение – это:
–
форма организации учебного процесса, при которой учитель работает
с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них какихлибо значимых для
учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
–
часть общей дидактической системы, которая обеспечивает
специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференцированный
подход в обучении – это:
–
создание разнообразных условий обучения для различных школ,
классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
–
комплекс методических, психолого-педагогических и
организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных
группах.
Технология дифференцированного обучения представляет
собой совокупность организационных решений, средств и методов
дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного
процесса.
Для раскрытия понятия шире, рассмотрим систему
классификации дифференцированного обучения.
По характерным индивидуально-психологическим
особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп,
различают дифференциацию:
–
по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели,
разновозрастные группы);
–
по полу (мужские, женские, смешенные классы, команды, школы);
–
по области интересов (гуманитарные, физико-математические,
биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
–
по уровню умственного развития (уровню достижений);
–
по личностно-психологическим типам (типу мышления,
акцентуации
характера, темпераменту, социотипу и др.);
–
по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного
зрения, слуха, больничные классы).
По организационному уровню гомогенных групп выделяют
дифференциацию:
–
региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи,
частные школы, комплексы);
–
внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления,
уклоны, потоки);
–
в параллели (группы и классы различных
уровней:
гимназические,
классы компенсирующего обучения и т.д.);
–
межклассовую (факультативные, сводные, разновозрастные
группы);
–
внутриклассовую, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Внутриклассовую дифференциацию называют еще
"внутренней", в отличие от всех других видов "внешней"
дифференциации.
1.2 Определение нетрадиционных педагогических
технологий и их виды
Для того, чтобы раскрыть понятие нетрадиционной
педагогической технологии, обратимся к термину «педагогическая технология».
Существует множество определений этого термина
различными авторами. Приведем один из них.
«Педагогическая технология – направление в
педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного
процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов
обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы
оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих
образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и
материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
Данный термин имеет широкое значение и включает в
себя различные виды педагогических технологий
Инновационные педагогические технологии – это
нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением
новых информационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью
создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для
активизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности студента и
повышения эффективности учебного процесса.
Данный вид технологий, также, классифицируется.
Выделяют несколько видов.
1.
Технология модульного обучения. Сущность модульного обучения
состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной помощью)
достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором
объединены учебное содержание и технология овладения им. Для эффективности
образовательного процесса при модульном обучении можно использовать технологию
Кластери.
2.
Высокие интеллектуальные технологии обучения. К их числу можно
отнести интенсивные, креативные и высокие технологии обучения.
3.
Интегральная технология. Подразумевает приемы интеграции знаний и
учебных дисциплин. «Внутрипредметная и межпредметная интеграция знаний,
интеграция отдельных учебных дисциплин в единый учебный курс – одно из основных
направлений разработки и реализации.
При использовании этой технологии для придания
эмоциональной окраски новому материалу, а также его лучшему усвоению применяют
метод составления синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн»
означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по
определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение
находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать
заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна
является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным
правилам.
Глава 2.
Нетрадиционные технологии: суть и применение
2.1 Формы нетрадиционных педагогических технологий и
их применение
В современном образовательном процессе основной
организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может
проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме
учащийся является пассивным объектом обучения.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы
"оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые
помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с
тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Нетрадиционные уроки – это занятия, которые
аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на
совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на
эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности
учебновоспитательного процесса.
На сегодняшний день выделяют следующие виды
нетрадиционных форм проведения занятий:
•
уроки-экскурсии;
•
уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых));
•
уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
•
бинарные уроки;
•
уроки-исследования;
•
уроки взаимообучения учащихся;
•
уроки-соревнования (викторины, конкурсы); уроки-семинары.
У таких занятий есть свои особенности. Прежде всего,
необходимо обозначить творческие начала нетрадиционных уроков: отказ от
шаблонов; максимальная вовлеченность учащихся; поддержание множества мнений,
альтернативности.
Сегодня, большинство педагогов сходится на том, что
весь учебный процесс переводить на нетрадиционные занятия не нужно. Именно
традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания.
Нестандартные занятия должны лишь разнообразить процесс, в том числе, это
касается и дифференцированного обучения, т. к. они помогут активизировать
мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить
мотивацию к учению.
При проведении педагогами открытых уроков
нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее
можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные
виды коллективной и групповой работы учащихся.
2.2 Значение нетрадиционных педагогических форм в
дифференцированном обучении, проблематика вопроса и возможности развития
Основной сложностью в осуществлении
дифференцированной технологии в обучающем процессе является то, что данная
задача требует особой культуры школы, подготовки учителей, сравнительно малой
наполняемости классов. Необходима постоянная содержательная связь с родителями,
продуманная организация труда и отдыха педагогов и учащихся. Должна быть
создана особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
выработан стиль общения и отношений между всеми участниками образовательного
процесса.
При применении стандартных форм обучения учащиеся
получают общенаправленное развитие путем социализации в общих группах без
применения индивидуализированных способов (традиционное обучение). В процессе
же дифференцированного обучения развитие ребенка идет сразу в двух
направлениях:
–
овладения нормативным образцом, его воспроизводство, применение в
жизни (обучение и практика).
–
открытости, природном стремлении ребенка выйти за рамки
заданного, стремления к креативности, что предполагает использование
собственного опыта, нередко сложившегося и усвоенного в другой системе
ценностей и отношений.
Для проведения такой работы необходимы определенные условия.
–
Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов,
позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым
индивидуализировать процесс обучения.
–
Постоянное внимание к систематическому анализу и оценке способов
проработки учеником программного материала. Создание условий для
самостоятельного выбора способов работы, типов заданий и форм подачи учебного
материала.
–
Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги,
тренинг, личностно значимые для каждого ученика «тематические поля», решение
субъектно-значимых для него задач).
–
Специальная подготовка учителя, включающая помимо знания своего
предмета и умение гибко (с учетом развития каждого ученика) выбирать любые
методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного,
программированного обучения.
–
Особые требования к личности педагога. От него требуется
доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений,
стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого.
Важность применения форм нетрадиционных технологий в
дифференцированном обучении обуславливается также следующими причинами:
–
новые и нетрадиционные технологии обучения, отходящие от
привычных шаблонов, призваны разнообразить процесс обучения, и способствуют
возрастанию заинтересованности учащихся к нему;
–
инновационные педагогические формы вносят индивидуальность в
занятия, а отступление от общехарактерных способов подачи информации помогают
учитывать индивидуальные особенности обучаемой группы.
Резюмируя вышесказанное, можно рекомендовать
следующее: при построении системы дифференцированного обучения следует, прежде
всего, выбирать такие его виды, которые:
–
реальны в рамках имеющихся возможностей (педагогический
инструментарий, учебно-методическая база);
–
диктуются существующей необходимостью ситуации
(требованиями
родителей, социальной необходимостью);
–
обеспечат положительную эффективность и результативность
обучения;
–
не приведут к отрицательным последствиям в формировании личности
ребенка;
–
обеспечены квалифицированными кадрами (учителяспециалисты,
педагоги-реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).
Заключение
Дифференцированное обучение – не цель, а средство
развития индивидуальности, и его планирование невозможно без знания
индивидуальных особенностей учащихся, их отличительных черт. Только знание
индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение
личностно-ориентированной, дифференцированной системы обучения.
Главными показателями эффективности и рациональности
дифференциации обучения являются:
1.
повышение эффективности школьного образования, создание наиболее
выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения,
обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;
2.
демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация
единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов
учебно-воспитательного процесса;
3.
создание условий для обучения и воспитания, адекватных
индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития
детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;
4.
формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и
творческого потенциала личности;
5.
защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи,
адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития
и асоциальным поведением.
Одной из основ в организации такого обучения –
раскрытие индивидуальных возможностей каждого ученика (творческих,
математических, эмоциональных) являются нетрадиционные формы обучения, которые
создают благоприятные условия для этого.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.