Инфоурок Биология Рабочие программыМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Рассмотрено на заседании                                                         « УТВЕРЖДАЮ»

Методической комиссии                      И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13 МО

Протокол №_ от                                             ______________ / Мельченко В.А./ «__» _______ 2014 г.                                      «______» _______________ 2014 г. Председатель метод объединения                                                   ____________ Павельева З.П.                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»

 

для  профессий: 190631.01 «Автомеханик»,

 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

 

 

 

 

 

 

 

г. Раменское

2014г.

       Методические рекомендации учебной дисциплины Биология разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) для профессий начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 «Автомеханик» и 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

       Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области.

 

Разработчик: 

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. 

 

«___»____________20_______

 

 

 

        Эксперт (ы) от работодателя

__________________________________________________________________ __

__________________________________________________________________ __

 «____»____________201______

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и сущность дифференцированного и нетрадиционного обучения

1.1 Дифференцированное обучение и его классификация

1.2 Определение нетрадиционных педагогических технологий и их виды

Глава 2. Нетрадиционные технологии: суть и применение

2.1 Формы нетрадиционных педагогических технологий и их применение 2.2 Значение нетрадиционных педагогических форм в дифференцированном обучении, проблематика вопроса и возможности развития

Заключение

Литература

 

Введение

 

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемой индивидуального подхода в разных сферах образования. Педагогика, как наука, изучается и модернизируется, разрабатываются новые методики и способы обучения, внедряются новые технологии. Все эти изменения диктуются развитием общества в целом, необходимостью нахождения новых рациональных решений.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционного уравнивания, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Однако правильные в целом принципы пока еще, к сожалению, только декларируются.

Сегодня, мы часто встречаемся с тем, что ученики, склонные к естественным предметам, не получают базы для полноценного духовного развития, а учащиеся, не интересующиеся предметами естественноматематического цикла, не могут развивать гуманитарные склонности. Но особенно трудно учиться тем, кто по своим способностям ориентирован на практическую деятельность. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников. 

Возможно это - одна из причин, когда ученики, теряют интерес к учебе, чувствуют себя в школе не совсем уютно. Рассмотрим данную проблему шире, а также возможность ее решения путем возможности применения дифференцированного подхода к обучению и воспитанию.

образование обучение инновационный дифференцированный

Глава 1. Понятие и сущность дифференцированного и нетрадиционного обучения

 

1.1 Дифференцированное обучение и его классификация

 

Происходящие в стране политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общественно-ориентированного образования к моделям вариативного и личностно-ориентированного. Постепенно вопрос о том, что все дети разные и индивидуальный подход необходим, поднимается все чаще.

Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна и привлекает к себе педагогические и научные взгляды, в ее решении многие видят совершенствование и возможность перспективных вариантов развития школы, перерождение существующих тенденций обучения и воспитания, возможность развития индивидуальности учащихся и демократизации.

Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Существует несколько определений понятия дифференцированного обучения. 

Дифференцированное обучение – это:

                    форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них какихлибо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

                    часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференцированный подход в обучении – это:

                    создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

                    комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Для раскрытия понятия шире, рассмотрим систему классификации дифференцированного обучения.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

                    по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

                    по полу (мужские, женские, смешенные классы, команды, школы);

                    по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

                    по уровню умственного развития (уровню достижений);

                    по      личностно-психологическим типам          (типу           мышления,

акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);

                    по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

                    региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

                    внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления,

уклоны, потоки);

                    в        параллели   (группы      и        классы        различных уровней:

гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

                    межклассовую     (факультативные,          сводные,     разновозрастные

группы);

                    внутриклассовую, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассовую дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех других видов "внешней" дифференциации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Определение нетрадиционных педагогических технологий и их виды

 

Для того, чтобы раскрыть понятие нетрадиционной педагогической технологии, обратимся к термину «педагогическая технология».

Существует множество определений этого термина различными авторами. Приведем один из них.

«Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Данный термин имеет широкое значение и включает в себя различные виды педагогических технологий 

Инновационные педагогические технологии – это нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых информационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности студента и повышения эффективности учебного процесса. 

Данный вид технологий, также, классифицируется. Выделяют несколько видов.

1.                  Технология модульного обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Для эффективности образовательного процесса при модульном обучении можно использовать технологию Кластери.

2.                  Высокие интеллектуальные технологии обучения. К их числу можно отнести интенсивные, креативные и высокие технологии обучения.

3.                  Интегральная технология. Подразумевает приемы интеграции знаний и учебных дисциплин. «Внутрипредметная и межпредметная интеграция знаний, интеграция отдельных учебных дисциплин в единый учебный курс – одно из основных направлений разработки и реализации.

При использовании этой технологии для придания эмоциональной окраски новому материалу, а также его лучшему усвоению применяют метод составления синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

 

Глава 2. Нетрадиционные технологии: суть и применение

 

2.1 Формы нетрадиционных педагогических технологий и их применение

 

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся является пассивным объектом обучения.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. 

Нетрадиционные уроки – это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебновоспитательного процесса.

На сегодняшний день выделяют следующие виды нетрадиционных форм проведения занятий:

               уроки-экскурсии;

               уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых));

               уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;

               бинарные уроки;

               уроки-исследования;

               уроки взаимообучения учащихся;

               уроки-соревнования (викторины, конкурсы);  уроки-семинары.

У таких занятий есть свои особенности. Прежде всего, необходимо обозначить творческие начала нетрадиционных уроков: отказ от шаблонов; максимальная вовлеченность учащихся; поддержание множества мнений, альтернативности.

Сегодня, большинство педагогов сходится на том, что весь учебный процесс переводить на нетрадиционные занятия не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания. Нестандартные занятия должны лишь разнообразить процесс, в том числе, это касается и дифференцированного обучения, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению.

При проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Значение нетрадиционных педагогических форм в дифференцированном обучении, проблематика вопроса и возможности развития

 

Основной сложностью в осуществлении дифференцированной технологии в обучающем процессе является то, что данная задача требует особой культуры школы, подготовки учителей, сравнительно малой наполняемости классов. Необходима постоянная содержательная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха педагогов и учащихся. Должна быть создана особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, выработан стиль общения и отношений между всеми участниками образовательного процесса. 

При применении стандартных форм обучения учащиеся получают общенаправленное развитие путем социализации в общих группах без применения индивидуализированных способов (традиционное обучение). В процессе же дифференцированного обучения развитие ребенка идет сразу в двух направлениях:

                    овладения нормативным образцом, его воспроизводство, применение в жизни (обучение и практика).

                    открытости, природном стремлении ребенка выйти за рамки заданного, стремления к креативности, что предполагает использование собственного опыта, нередко сложившегося и усвоенного в другой системе ценностей и отношений. 

Для проведения такой работы необходимы определенные условия.

                    Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения. 

                    Постоянное внимание к систематическому анализу и оценке способов проработки учеником программного материала. Создание условий для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий и форм подачи учебного материала. 

                    Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинг, личностно значимые для каждого ученика «тематические поля», решение субъектно-значимых для него задач).

                    Специальная подготовка учителя, включающая помимо знания своего предмета и умение гибко (с учетом развития каждого ученика) выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения. 

                    Особые требования к личности педагога. От него требуется доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого.

Важность применения форм нетрадиционных технологий в дифференцированном обучении обуславливается также следующими причинами:

                    новые и нетрадиционные технологии обучения, отходящие от привычных шаблонов, призваны разнообразить процесс обучения, и способствуют возрастанию заинтересованности учащихся к нему;

                    инновационные педагогические формы вносят индивидуальность в занятия, а отступление от общехарактерных способов подачи информации помогают учитывать индивидуальные особенности обучаемой группы.

Резюмируя вышесказанное, можно рекомендовать следующее: при построении системы дифференцированного обучения следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые:

                    реальны в рамках имеющихся возможностей (педагогический инструментарий, учебно-методическая база);

                    диктуются существующей     необходимостью ситуации

(требованиями родителей, социальной необходимостью);

                    обеспечат положительную эффективность и результативность обучения;

                    не приведут к отрицательным последствиям в формировании личности ребенка;

                    обеспечены квалифицированными кадрами (учителяспециалисты, педагоги-реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).

 

Заключение

 

Дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности, и его планирование невозможно без знания индивидуальных особенностей учащихся, их отличительных черт. Только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной, дифференцированной системы обучения. 

Главными показателями эффективности и рациональности дифференциации обучения являются:

1.                  повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

2.                  демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

3.                  создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

4.                  формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности;

5.                  защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

Одной из основ в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных возможностей каждого ученика (творческих, математических, эмоциональных) являются нетрадиционные формы обучения, которые создают благоприятные условия для этого. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработчик:

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

Разработчик:

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

Разработчик:

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

Разработчик:

        Капин А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рассмотрено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.03.2015 267
    • PDF 228.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Капин Артем Витальевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Капин Артем Витальевич
    Капин Артем Витальевич
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 450858
    • Всего материалов: 377

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек