Главная / Начальные классы / Методические рекомендации по использованию нетрадиционной техники изобразительной деятельности - пластилинографии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта

Методические рекомендации по использованию нетрадиционной техники изобразительной деятельности - пластилинографии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта



Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 7 г. Азова








Методические рекомендации по использованию нетрадиционной техники изобразительной деятельности – пластилинографии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта.



hello_html_49566365.png

Разработала

Каменская Н. В.

Учитель высшей категории





г. Азов

2014

Методические рекомендации по использованию нетрадиционной техники изобразительной деятельности – пластилинографии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта.

Актуальность

Обучая детей с ЗПР и с ограниченными образовательными потребностями, учителя постоянно ищут новые и новые творческие подходы для успешного усвоения изучаемого материала, так как однообразное повторение убивает интерес к обучению, снижает активизацию познавательной деятельности. Новые подходы позволяют разнообразить учебную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу обучающихся, так и развитию личности ребенка в целом.

Одна из главных задач, стоявших перед учителями – это раскрепостить каждого ученика, позволив ему быть самим собой. Развить способности каждого обучающегося, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его способностей.

Одним из направлений арттерапии широко применяемой в коррекционной педагогике является пластилинография.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графия” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

Данную технику можно использовать для развития творческих способностей, мелкой моторики, а также использовать пластилин в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

Коррекционная направленность

Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту технику не только как развивающую, но и как коррекционную – для проведения реабилитационных занятий с детьми после травм, дефектом рук, с детьми ЗПР и нарушением интеллекта.

Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при работе с пластилином, напрямую влияет на развитие мелкой моторики и формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка, что благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Пластилинография даёт возможность детям с ограниченными образовательными потребностями пробовать, искать, думать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, на основе развития сенсорных и мыслительных способностей детей, активизируется познавательная деятельность, совершенствуются когнетивные процессы, повышается творческая активность, что доставляет ученикам радость общения, познания труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы позволяет совершенствовать коммуникативную сторону речевой деятельности обучающихся с ЗПР и нарушением интеллекта, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и, развитию воображения, художественного и пространственного мышления, будит фантазию, побуждает учащихся к самостоятельности.

Практическая направленность

Данную технологию можно использовать как при организации внеурочной деятельности с обучающимися с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в учебной деятельности.

на уроках обучения грамоте в 1 классе детям предлагается в разных техниках выполнить образы букв, на уроках математики – образы цифр, для лучшего запоминания графического знака, постоянного соотнесения звука и буквы.

на уроках письма - схемы слов, предложений, с целью формирования умения правильно оформлять предложение.

на уроках природоведения при изучении темы «Круговорот воды в природе», «Дикие и домашние животные», «Зимующие и перелётные птицы», «Сезонные изменения в природе» обучающиеся работают в технике «пластилиновая картина», с целью формирования представлений о живой и неживой природе.

на уроках чтения, с целью формирования эмоционального восприятия текста, детям предлагается соотнести цвет с настроением переданным автором. На индивидуальных карточках обучающие выкладывают цветовое соотношение цвета и развивающихся в произведении событий. На уроках чтения, с целью формирования связной речи и освоения ролевого чтения учащимся предлагается вылепить персонажей (главных) требуемого отрывка и разобрать роли (проговорить).

на уроках математики, с целью формирования геометрических представлений, при объяснении тем: «Площадь», «Периметр», «Углы», «Треугольники», «Четырёхугольники».

на уроках изобразительной деятельности, с целью развития художественного вкуса, коррекции недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократных повторяющихся графических действий с применением техники пластилинографии.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Обучающиеся с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Успехи вызывают желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей, принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

Требования к организации занятий

Практика показала, что целесообразно начинать изучение этой техники на основе небольших, сюжетных картин. Ознакомить учащихся с последовательностью работы в пластилинографии, отработать основные приёмы, довести работу до законченного, цельного произведения - эти задачи лучше реализовывать на маленьком формате.

Вся работа по обучению детей ведется в три этапа:

  • На первом этапе учитель ведущий, ученик ведомый. Ученик выполняет задание по чёткой инструкции учителя. Ребёнку предлагается пошаговая инструкция для выполнения задания.

  • На втором этапе ребёнку предлагается образец, который он должен выполнить самостоятельно.

  • На третьем этапе предлагается тема для творческого выполнения. Дети учатся самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и формировать отношение к результатам своей деятельности. Для большей выразительности работы используется природный материал и другие вспомогательные предметы: бисер, бусины, стразы.

Так же, нужно познакомить обучающихся с организацией рабочего места, с материалами и инструментами.

Освещение. Рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно и не давать бликов на рабочую плоскость.

Одежда. Обязательным атрибутом в данном виде деятельности является фартук или халат и нарукавники. Эта спецодежда позволит не испачкаться пластилином в процессе работы.

Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой учащихся. Ребёнок не должен низко наклоняться над столом. Поскольку при близком рассматривании теряется восприятие цельности работы. Ученики начинают дробить, мельчить детали сюжетной картины. А так же, идет нагрузка на позвоночник, ученик быстро устает, испытывает боль и напряжение в области шейных позвонков. Обязательно нужно проводить физкультминутки.

Поддержание чистоты и порядка. При любой творческой деятельности поверхность стола накрывают, для того чтобы она оставалась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, лучше использовать прямоугольник из светлого линолеума.

Материалы и инструменты

Пластилин. Учитывая опыт работы с данным материалом, для пластилиновых картин, лучше использовать пластилин фирмы «Гамма» (производство г. Москва), он достаточно пластичный, мягкий и податливый для выполнения мелких деталей.

Инструменты. Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей, набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы, различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры, простой карандаш, пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см; лак для волос «Прелесть», для лакирования готовой картины; Хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

Картонная основа для сюжетной картины. Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с учётом будущего паспарту и рамы. Припуски на паспарту делать по традиционным канонам.

Выполнение подготовительных упражнений.

При выполнении картины из пластилина нужно научить учеников правильно обращаться с бруском пластилина. Объяснить, что брусок будет выполнять роль тюбика с красками. И мы будем от целого куска отделять маленькие кусочки для работы. Так быстрее идёт процесс изготовление картины, а сам пластилин долгое время сохраняет аккуратный вид.

Работа с цветом в пластилиновой технике – явление новое. Этому моменту следует уделить достаточно времени. Новый цвет можно получить, смешивая пластилин разных цветов, принцип смешивания такой же как в красках. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества. Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный. Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми. Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Перевод рисунка на картон и работа с фоном.

На вырезанный по формату картон переводиться отрисованный эскиз сюжетной картины. Перевод эскиза осуществляется при помощи копировальной бумаги. Итак, картон готов, можно приступать к фону. Перед началом, внимательно рассматривается картина и словесно проговаривается, какие места будут являться фоном. Объяснить, что фон – это то, что находиться за основным изображением. Ученик уясняет, какую площадь (большую или маленькую) займёт фон и его картина. Работа начинается с определения цвета фона. Контурное изображение на данном этапе работы остаётся незакрытым. Сначала вымешивается цвет, необходимого оттенка. Потом формируется колбаска которая выкладывается на фон и прижимается к картону. Дальше размазывается пластилин по всему пространству фона, сохраняя ровную линию около контура изображения. Вне контуров, на остальной площади фона, пластилин примазывается маленькими сформированными кусочками. Картон, на котором ученик изображает сюжетную картину, может поворачиваться в любом направлении.

Работа над фрагментами основного изображения.

После того как будет закрыт основной фон, можно переходить к фрагментам основного изображения. Эта работа будет проходить в три этапа.

Подготовка контура изображения: Необходимо проверить, насколько видна контурная линия основного изображения. Всё изображение должно хорошо просматриваться, чтобы ученик ориентировался в изображении.

Работа с фрагментами основного изображения: Чтобы линия контура изображения получалась ровной и аккуратной, сначала скатывается колбаска, прижимается с контуром изображения, не закрывая его, и примазывается в нужном направлении, то есть внутрь контура. Для закрепления деталей сложной формы или очень мелких фрагментов можно скатать маленькие шарики. А затем шарик, также как и колбаска примазывается в нужном направлении.

Выделение контурных линий: Когда всё изображение закрыто пластилином, остаются не закрытыми контурные линии. Для того чтобы усилить зрительное ощущение от нашей картины, можно на контурные линии наложить очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижать их. Колбаски, можно заменить на маленькие шарики.

Есть и ещё один способ выделения контурных линий. Для этого руки ученика должны быть теплые. Нужно теплой ладошкой прогреть место линии контура и потом просто сдвинуть изображения пальцами в нужном направлении, пока края изображения не соединяться, а линии не спрячутся под слоем пластилина.

Работа с накладными деталями, завершение работы.

Это самый интересный творческий этап – это работа с накладными деталями. Эти детали очень оживляют работу.

Познакомим с выполнением некоторых деталей в пластилинографии.

Трава: На «земле» можно сделать накладные траву и цветы. Траву можно процарапать стеком, но лучше поступить по-другому.

  1. Сделать тонкие зеленые колбаски разного оттенка, кроме зеленого можно использовать жёлтый и коричневый пластилин.

  2. Разогреть тёплой ладошкой место, где нужно сделать травку.

  3. Прижать травки под разным наклоном так, чтобы они не потеряли рельефность.

Маленькие цветы в траве: Для изготовления маленьких цветов необходимо.

  1. Скатать шарики из разного пластилина диаметром около 5 мм.

  2. Прижать каждый шарик продавить к намеченному месту, чтобы получилась лепёшка.

  3. Взять не остро заточенный карандаш или шариковую ручку, в которой закончились чернила, и продавить серединку цветка.

  4. Скатать из жёлтого пластилина маленький шарик величиной с бисиринку и вложить его в середину цветка.

  5. Лепестки можно изготовить двумя способами. Первый – просто сделать шариковой ручкой пять дырочек вокруг серединки. Второй – сделать пять насечек, разделив лепёшку на пять лепестков.

Сборный цветок: Самый простой цветок, составленный из отдельных деталей, собирается по следующему принципу.

  1. Слепить пять одинаковых шариков, например красного цвета.

  2. Вытягивая пластилин шариков в одну сторону, придать ему форму капелек.

  3. Прогреть ладошкой или пальцами то место, куда нужно прикрепить цветок.

  4. Наметить центр цветка, надавив карандашом.

  5. Придавить лепестки в форме капелек, равномерно расположив около намеченного центра. Придавливая лепестки, мы их расплющиваем, но не очень сильно, так, чтобы они сохранили свою рельефность.

  6. По лепесткам вдоль сделать три насечки ножом или стеком, этим мы зрительно оживим цветок.

  7. Скатать шарик жёлтого цвета и придавить его в центр цветка так, чтобы получилась лепешка.

  8. Остро отточенным карандашом сделать много дырочек в этой лепёшке.

Листок:

  1. Сформировать в пальцах небольшой шарик из зелёного пластилина.

  2. Вытянуть шарик в две стороны и приплюснуть его – получиться листик.

  3. Прижать листок на разогретый стебель цветка.

  4. Остро отточенным карандашом, стеком или ножом для пластилина проложить на лепестках прожили.

Лапки или когти: Можно сделать зверям лапки с коготками.

  1. Скатать шарик нужного размера в зависимости от размеров зверя, а картине.

  2. На место коготков придавить шарики нужного размера и в нужном положении – то есть в сторону лапки – размазываем только одну половину каждого шарика, оставляя выпуклой другую половину. Такой оригинальный приём размазывания пластилина, делает работу рельефной и интересной.

  3. Ножом сделать насечку на выпуклой части шарика – получаться коготки.

Лакирование. Вырезание паспарту, оформление в раму.

Когда картина полностью закончена, необходимо нанести лаковое покрытие, чтобы она не запылилась. Для этого можно использовать лак для волос. Педагог проводит лакирование самостоятельно. Лак для волос высыхает очень быстро, он безопасен и нетоксичен. Кроме лака для волос можно использовать лак для мебели.

При хранении пластилиновых картин желательно на располагать их вблизи отопительных приборов или на солнце.

Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Учащиеся получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Приложение 1C:\Users\Home\Desktop\IMG_1553.JPG

C:\Users\Home\Desktop\IMG_1556.JPG

C:\Users\Home\Desktop\IMG_1558.JPG



C:\Users\Home\Desktop\IMG_1549.JPGC:\Users\Home\Desktop\IMG_1557.JPG





Приложение 2

IMG_1878IMG_1877IMG_1880IMG_1881IMG_1882IMG_1879





























Методические рекомендации по использованию нетрадиционной техники изобразительной деятельности - пластилинографии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта
  • Начальные классы
Описание:

Одним из направлений арттерапии широко применяемой в коррекционной педагогике является пластилинография.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графия” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

 

Данную технику можно использовать для развития творческих способностей, мелкой моторики, а также использовать пластилин в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

Автор Каменская Наталья Валентиновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 720
Номер материала 51759
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓