Главная / Начальные классы / Методические рекомендации по "Использованию интерактивной доски на уроках в начальной школе".

Методические рекомендации по "Использованию интерактивной доски на уроках в начальной школе".











Использование интерактивной доски SMART и программного обеспечения на уроках в начальной школе


Методические рекомендации













Пермь, 2014







Составитель:


Романова С.С., учитель начальных классов МАОУ «ВСОШ №121».






В Методических рекомендациях представлено подробное описание работы с интерактивной доской SMART Board и программным обеспечением Smart Notebook.

Содержание

Стр.

Пояснительная записка…………………………………………………………………..4

Знакомство с интерактивной доской SMART ………………………………………...5

Программное обеспечение SMART Notebook………………………………………….9

Полезные ресурсы……………………………………………………………………….23































Пояснительная записка


Интерактивные доски SMART предоставляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью учитель может работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной работы учащихся. Однако для того, чтобы грамотно использовать на уроке все богатство возможностей интерактивной доски, учителю необходимо самому знать эти возможности, реализуемые при помощи имеющегося в комплекте поставки досок SMART стандартного программного обеспечения.

Интерактивные доски SMART заслужили признание преподавателей и методистов во всем мире.

Целью данных методических рекомендаций является оказание методической помощи учителям в применении интерактивной доски SMART.

























Знакомство с интерактивной доской SMART

Интерактивная доска SMART − это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую входит компьютер, а также является устройством, позволяющим лектору или докладчику объединять два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску (рис.1).

. hello_html_m50ad6d21.jpg

(рис.1)

1. Компьютер посылает изображение проектору.

2. Проектор передает изображение на интерактивную доску.

Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. На интерактивной доске можно работать так же, как с дисплеем компьютера: это устройство ввода данных, которое позволяет контролировать приложения на компьютере.

  • Notebook – главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов (презентаций), «чертежной доски», «электронной записной книжки» и основного средства хранения сделанных в процессе демонстрации рукописных примечаний, пометок (рис.2).

hello_html_58477eaf.png

(рис.2)


  • Записная книжка (SMART Notebook), представляет собой графический редактор, позволяющий создавать документы собственного формата и включать в себя текст, графические объекты, как созданные в других Windows программах, так и с помощью соответствующих инструментов (рис.3).

hello_html_m6800fbc4.png

(рис.3)

  • Средство записи – удобная вспомогательная программа для записи всех выполняемых пользователем манипуляций при работе с той или иной компьютерной программой, позволяющая легко и просто создавать практически любые обучающие видеоролики для демонстрации принципов работы с изучаемой программой (рис.4).

hello_html_ma00a101.png

(рис.4)

В соответствующей панели инструментов необходимо выбрать область экрана, в пределах которой будет производиться запись (по умолчанию весь экран, отдельное окно или выбранная прямоугольная область), нужно щелкнуть мышью по кнопке записи и работать с требуемой программой, выполняя все те действия, которые позже можно демонстрировать учащимся.

Программа «Средство записи» сама запомнит все выполняемые манипуляции мышью, все нажатия клавиш и все изменения, происходящие на экране, и создаст видеофрагмент в стандартном формате AVI, принятом для Windows Media, либо в специальной разновидности формата AVI для SMART, обеспечивающей более экономное расходование места на диске. (Выбор видеоформата, количества записываемых кадров в секунду, качества).

  • Видеоплеер – вспомогательная программа для воспроизведения различных видеофрагментов (аналог Windows Media), позволяющая в ходе воспроизведения видеофрагмента дополнять его желаемыми пометками или рукописными текстовыми комментариями (рис.5).

hello_html_m48ae475a.png

(рис.5)

  • Клавиатура – встроенные средства ввода текста. «Виртуальная клавиатура» – ввод текста касаниями нарисованных клавиш маркером (рис.6):

hello_html_4752a269.png

(рис.6)

  • Панель инструментов SMART – позволяет производить записи при помощи маркеров. Чтобы делать пометки поверх изображения или файла, необходимо взять маркер с лотка и писать на интерактивной доске. Чтобы писать другим цветом, берется другой маркер. Цвет определяет контейнер для маркера, а не сам маркер. Чтобы избежать путаницы, класть маркеры нужно на соответствующее место (рис.7).

hello_html_78105194.png

(рис.7)

Настройка панели инструментов (рис.8).

hello_html_m27a25000.png

(рис.8)



  • Дополнительные маркерные инструменты (Floating Tools), используются для создания разного рода пометок на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, которые делает преподаватель, например, в презентации Power Point, могут быть сохранены (рис.9).

hello_html_70300d12.gif Ластик


hello_html_35ffbe18.pnghello_html_m436b7962.gifhello_html_m42000418.gifhello_html_m54e48a29.gifhello_html_6c84060d.gifhello_html_21befc9f.gif

Чёрный маркер Красный маркер Зеленый маркер Синий маркер

Кнопки

(рис.9)

Программное обеспечение SMART Notebook

Программное обеспечение SMART Notebook – уникальный продукт компании SMART, который позволяет, не обладая специальными навыками, создавать яркие, динамичные, наглядные уроки, используя рисунки, видео, галереи объектов и текстов, а так же различные ресурсы в т.ч. и Интернет. Передвигая и изменяя объекты во время проведения урока, учитель привлекает внимание класса, если учащиеся предлагают свои идеи, задают вопросы, он может записать их маркером в программном обеспечении SMART Notebook.

Для запуска программы необходимо выполнить следующие действия:

  1. способ: Щелкнуть по кнопке SMART Notebook, в меню SMART BOARD;

  2. способ: Главное меню (меню Пуск) > Программы > Программное обеспечение SMART Board > SMART Notebook;

  3. Откроется файл SMART Notebook. Каждый новый файл представляет собой рабочую область, которая может быть заполнена объектами – рукописным или печатным текстом, рисунками и файлами.

  4. С правой стороны страницы Notebook находятся три закладки. Сортировщик страниц позволяет увидеть эскизы изображений каждой страницы в файле Notebook. На закладку галерея находится огромное количество образцов, картинок и анимаций, которые можно добавить на страницу Notebook.

  5. В закладке «Вложения», можно прикрепить любые файлы Windows к рабочему файлу Notebook. Спрятать закладки можно поставив галочку в окне «Скрывать автоматически» внизу окна закладок.

Закладка «Сортировщик страниц», позволяет увидеть эскизы страниц файла. Можно переместить страницу в другое место «Сортировщика страниц», чтобы поменять порядок ее расположения в файле. У активной страницы есть выпадающее меню-стрелка в правом верхнем углу (рис.10).



hello_html_m690da140.png

Меню

hello_html_m2f43af47.gif

Панель инструментов

hello_html_m4999677e.gif


Вкладки


hello_html_m1975759b.gif


Область страницы


(рис.10)


Возможности при работе с программным обеспечением.

  • Выделение отдельных частей экрана.

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»).

  • «Вырезать и вставить».

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия – отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

  • Страницы.

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

  • Поворот объекта.

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения. Может быть полезным при изучении геометрического материала: нахождение равных фигур, сравнение площадей различных фигур наложением. Также можно решать задачи-головоломки со спичками и строить фигуры «Танграм» (рис.11).

hello_html_21f817b.jpg

(рис.11)



Кнопка

Инструмент

Настройки

hello_html_278d8c1f.png

Предыдущая страница

Траница

Отображение предыдущей страницы текущего файла.

hello_html_2648def3.png

Следующая

страница

Отображение следующей страницы текущего файла.

hello_html_4d60991e.png

Отмена

Отмена последнего действия.

hello_html_m50c856cf.png

Вернуть

Позволяет повторить действие, отмененное с помощью инструмента Отмена.

hello_html_2bcc2e9b.png

Добавить страницу

Вставка новой пустой страницы в текущий файл.

hello_html_6c0e6a2e.png

Удалить страницу

Удаление текущей страницы из текущего файла.

hello_html_7d7ed9c0.png

Открыть файл

Позволяет открыть ранее созданный документ Notebook с любого носителя.

hello_html_7797038f.png

Сохранить

Позволяет сохранить новый или измененный документ Notebook.

hello_html_m2d27300e.png

Просмотреть экраны

hello_html_60ca87fe.gif - Во весь экран.

Позволяет распахнуть рабочую область Notebook на полный экран для удобства работы с документом.

hello_html_m31033dfe.png - Прозрачный фон.

Фон ПО SMART Notebook станет прозрачным, что позволит видеть рабочий стол и приложения, расположенные за SMART Notebook, но все объекты на странице файла

*.notebook останутся видимыми.

hello_html_mc816910.gif - Двухстраничный режим/ Одностраничный режим.

Позволяет распахнуть в рабочей области Notebook две страницы или одну страницу для удобства работы с документом.

hello_html_m38dc05e7.pngНастройка масштаба отображения страницы.

hello_html_m4b1de029.png

Вставить

Позволяет быстро вставить копию из буфера обмена.

hello_html_m69f73916.png

Удалить

Удаление всех выделенных объектов.

hello_html_3961a56.png

Захват экрана

Открытие панели инструментов «Захват экрана».

hello_html_619fdd74.gif Выделяемая область

hello_html_m70a610c8.gif Рабочая зона

hello_html_672755d0.gif Полный экран

hello_html_m6ccb597d.gif Произвольная выделяемая область

hello_html_m1390c7e3.gif Копия на новую страницу

hello_html_m2532ad3f.png

Показать/ скрыть затенение экрана

Нhello_html_m27b358a9.gifа экране появится серая шторка, при этом в середине верхнего, нижнего, левого и нижнего краев отображается точка для постепенного открытия шторки


hello_html_m9cad165.png

Smart Document Camera

Позволяет работать с дополнительным устройством документ-камерой.

hello_html_168cc653.png

Таблица

Позволяет создавать таблицу нужного размера (по выбранному количеству строк и столбцов).

hello_html_1c008688.gif

hello_html_m1bffd53d.png

Инструменты измерения

hello_html_m31ed6d1.png Добавление линейки на страницу.

hello_html_21ef5255.png Добавление транспортира на страницу.

hello_html_m71a44a29.png Добавление транспортира Геодрейек на страницу.

hello_html_m285ad093.png Добавление циркуля на страницу.

hello_html_m326bf9e2.png

Smart exchange

Открытие сайта http://exchange.smarttech.com в окне браузера.

hello_html_m341adb36.gif

Выбрать

Позволяет выделять ранее вставленные или созданные элементы, чтобы в дальнейшем можно было производить с ними различные действия.

hello_html_m72c5b5f7.png

Перья

Инструмент «Перо» позволяет писать или рисовать цифровыми чернилами с помощью семи типов пера.

hello_html_6f5cd553.png

Тип пера Типы Свойства

hello_html_6d90dbec.pngСтандартное

Создание надписей или рисунков цифровыми чернилами разных цветов и типов линий.

hello_html_m1fd6d019.pngКаллиграфическое


Создание надписей или рисунков цифровыми чернилами разных цветов и типов линий, тем же способом, что и пером «Стандартное», но с возможностью изменения толщины линии.

hello_html_5876f48f.pngЦветной карандаш

Создание надписей или рисунков цифровыми чернилами с эффектом цветного карандаша.

hello_html_138f9789.pngВыделение

Выделение текста и других объектов.

hello_html_47b6531c.pngХудожественное перо

Добавление цветных элементов в презентации.

hello_html_m1ca774d5.pngВолшебное перо

Создание объекта, который будет медленно исчезать.

hello_html_m62421b3b.pngПеро распознавания фигур

Иhello_html_m75a93b94.jpgспользуется для рисования таких фигур, как круги, овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники и дуги.

hello_html_33a1def6.png

Фигуры

Создание разнообразных фигур, в том числе кругов, квадратов, треугольников и других геометрических фигур: сердцеобразных, галочек и т.д.

Возможны два варианта работы с фигурой:

  1. Добавление фигуры на страницу, и затем редактирование ее свойств.

  2. Предварительная настройка цвета, линий и прозрачности фигуры, и последующее ее добавление на слайд.

hello_html_3075fc0b.png

hello_html_22563d4b.png

Правильные многоугольники

Создание правильных многоугольников с количеством углов от 3 до 15.

hello_html_20bb14ef.png

hello_html_462dd5c6.png

Заливка

hello_html_m222981a1.png

hello_html_7af8e8ae.png

Линии

Рисование прямых линий и дуг.

Возможны добавление линии на страницу, и затем редактирование ее свойств, или предварительная настройка линии и последующее ее добавление на слайд.

hello_html_m3e9f5ff6.png

hello_html_6e746b93.png

Ластик

Элемент для стирания линий, нарисованных пером, выделений маркером. Ластик определенного (видимого на инструменте) размера:

hello_html_4c0bf343.png

hello_html_5222cebb.png

Текст

Элемент для ввода текста с возможностью изменения начертания шрифта, размера, цвета и прозрачности.

hello_html_4e75a5f1.png

Свойства объектов

Изменение цвета контура и заливки, выделенного элемента.


hello_html_m643eaa7e.png

Изменение свойств линий выделенного элемента.

hello_html_m3a1cf10e.png

Изменение прозрачности выделенного элемента.

hello_html_4a5a87e6.png



























Работа с текстом

    1. На панели инструментов или в меню рисование > текст > выбрать начертание текста.

    2. На рабочей области листа, удерживая левую кнопку мыши, нарисовать прямоугольник, где будет располагаться текст.

    3. Указать настройки форматирования текста (размер текста, начертание, тип шрифта, цвет, выравнивание, наличие списка).

    4. Зhello_html_ma74807e.pngакончить редактирование текста можно, щелкнув левой кнопкой мыши в свободной области рабочего листа (рис.12).




(рис.12)

    1. После того, как редактирование текста завершено, текст будет распознаваться как объект. Чтобы изменить текст или параметры форматирования, необходимо два раза щелкнуть по области текста левой кнопкой мыши.

Весь имеющийся инструментарий (инструменты рисования, стирания, выбора стиля, цвета или фактуры линии в кнопочной панели инструментов, средства масштабирования и вращения уже имеющихся объектов) специально адаптированы для работы на интерактивной доске с помощью маркеров и «губки» (выполняющей роль «ластика»), хотя рисовать можно и традиционной мышкой или пальцем на экране доски.

Различные стили и цвета линий можно выбрать, нажав выпадающее меню стрелка в кнопках инструментов.

Прямые линии hello_html_78105194.png

Для того, чтобы нарисовать линию в нужном направлении и под нужным углом, необходимо нажать на кнопку «Прямая линия» на панели инструментов Notebook, коснуться поверхности интерактивной доски, не отрывая от нее палец, либо маркер (либо левую кнопку мыши), выделить линию и вытягивать за один из ее концов, чтобы растянуть или изменить угол наклона (рис.13).

hello_html_7c629ce2.png

(рис.13)

Чтобы на фигуру было легко нажимать, выделите ее, выберите «Свойства» из выпадающего меню и залейте ее цветом.

Работа с фигурами.

Создание фигуры (рис.14)


hello_html_1e53ce51.png

(рис.14)

    1. Необходимо нажать по кнопке «Фигура», на панели инструментов Notebook появится список различных фигур.

    2. Можно выбрать фигуру, далее курсор передвинуть туда, где будет размещена фигура.

    3. Нужно нажать и тащить курсор до тех пор, пока фигура не будет подходящего размера.

    4. hello_html_17531af0.jpgКогда нарисована фигуру на странице Notebook, ее возможно изменять, используя ручку поворота изменения размера и выпадающее меню (рис.15).




(рис.15)

Работа с коллекцией (рис.16).

hello_html_557cad9.png

(рис.16)

1.Выберете нужный раздел коллекции.

2.Удерживая нажатой левую кнопку мыши на объекте, переместите его на рабочую область листа.

Объекты коллекции делятся на два вида: объекты – эскизы, занимающие всю область рабочего листа и объекты – рисунки.


Работа с объектами.

  1. Выделение объекта (рис.17)

    1. . Для выделения объекта необходимо выбрать объект выделения на панели инструментов.

hello_html_mc25ebd2.png

(рис.17)

1.2. Щелкнуть левой кнопки мыши по объекту, который необходимо выделить, вокруг выделенного объекта появится синяя рамка.

  1. Перемещение объекта (рис.18)

    1. Объект переместится, если, удерживая нажатой левую кнопку мыши, перемещать его по рабочей области листа. При перемещении указатель мыши имеет вид стрелки, направленной в четыре стороны.

hello_html_m2d11576d.png








(рис.18)


3 Изменение размеров (рис.19)


hello_html_m2a115d1d.pnghello_html_m2e03db1c.gifhello_html_m647623f2.gif Маркер поворота

Выпадающее меню

Мhello_html_28320ee2.gifаркер изменения размера




(рис.19)

3.1. Удерживая нажатой левую кнопку мыши на маркере изменения размеров, и перемещая маркер в нужном направлении, будет изменяться размер объекта.

  1. Поворот

4.1. Удерживая нажатой левую кнопку мыши на маркере поворота, и перемещая маркер в нужном направлении, будет изменяться угол поворота объекта.

  1. Группировка (рис .20)

    1. Можно выбрать несколько объектов, которые необходимо сгруппировать. Для этого нужно нажать на поверхность доски, и вытянув пальцем или мышью по-диагонали, чтобы объекты оказались в окне выделения.

hello_html_m10e50dc.png

(рис.20)


    1. Необходимо нажать контекстное меню (правая кнопка мыши) на любом из объектов и выбрать Группировка > Группировать.

    2. Чтобы разделить объекты, нужно выделить сгруппированный объект еще раз и открыть Группировка > Разгруппировать.

    3. Функция Разгруппировать также разобьет рукописные записи на отдельные линии.

6 Гиперссылки (рис.21)


6.1. Нужно выбрать «Ссылка» – из выпадающего меню появится окно «Вставка гиперссылки». Вводится адрес страницы, на которую необходимо поставить ссылку и выбрать ОК.


hello_html_m2e674f21.png

(рис.21)


6.2. В левом нижнем углу объекта появится стрелка. После нажатия на нее, будет запущен Интернет-браузер и нужная страница.

6.3. Чтобы удалить ссылку, нужно открыть «Гиперссылка» из выпадающего меню, нажать «Удалить гиперссылку», затем ОК.

  1. Порядок (рис.22)

7.1. Есть возможность изменить порядок, в котором появляются объекты, нужно выбрать Порядок из выпадающего меню.

    1. hello_html_645581da.jpgЧтобы переместить объект на один слой необходимо выбрать Переместить вперед или Переместить назад. Чтобы отправить объект на самый верхний слой страницы нужно выбрать На передний план. Чтобы отправить на самый нижний слой На задний план.







(рис.22)


8 Свойства

8.1. Чтобы изменить цвет, свойства линии, прозрачность объекта необходимо войти в Свойства из выпадающего меню.

либо из сети Интернет.

Полезные ресурсы:

  1. Баракина Т.В. Интерактивная доска в начальной школе // Информатика и образование. 2012. №7. С. 67-69.

  2. Гончарова И.В. Интерактивные доски Legamaster // Справочник руководителя ОУ. – 2009. – №9. – С. 62.

  3. Голодов Е.А. Интерактивная доска в школе. М.: Учитель, 2011. С. 36-72.

  4. Информационные технологии в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. : Наука, 2011. С. 336.

  5. Методические рекомендации по работе с интерактивной доской Smart Board и программным обеспечением Smart Notebook – Пермь, ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1», 2013–24с.

  6. http://edcommunity.ru

  7. http://ru.smarttech.com















































Методические рекомендации по "Использованию интерактивной доски на уроках в начальной школе".
  • Начальные классы
Описание:

 

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования новых стандартов, приоритетным становится системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

 

Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого; способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс  компьютеров, мультимедийной и интерактивной техники.

 

В современной школе применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. Современное новейшее техническое средство – интерактивная доска, которая приходит на смену меловой и маркерной доскам, выводит процесс обучения на качественно новый уровень.

 

Использование современного интерактивного оборудования в преподавании позволяет повысить наглядность, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

 

Объяснение материала с использованием SMART-технологий позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают учащихся начальных классов, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их.Наличие в классе интерактивной доски помогает влиять на качество образования, воспитания и эффективность учительского труда. Все это показывает целесообразность применения интерактивной доски в образовательном процессе.

 

 

В наше время образование  становится главным общенациональным приоритетом России. В соответствии с приоритетами образовательной политики России определены три основных направления модернизации образования − доступность, качество, эффективность, поэтому в российские учебные заведения поставляется самое современное интерактивное оборудование для модернизации и резкого подъема уровня образования.Самым современным средством, которое появилось благодаря стремительному развитию компьютерных технологий,являетсяинтерактивная доска.

Интерактивная доска (далее ИД) - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.Она является  ценным инструментом для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации.Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков или знаний, но на первом этапе использования интерактивной доски время на подготовку урока учителем, увеличивается, однако, постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками, что значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.

В данных методических рекомендациях представлена подробная информация по работе с интерактивной доской и программным обеспечением SMART Notebook, которая поможет учителю в создании уроков. В рекомендациях опубликован урок, где пошагово показано как он создаётся и какие инструменты можно использовать.

Автор Романова Светлана Сергеевна
Дата добавления 16.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1929
Номер материала 56459
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓