«ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ»
Учитель географии:
О.Г. Акулинина
Одной из главных задач нашей школы
является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения
современных технологий обучения и воспитания. В моём понимании технология –
символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств
– костяк, основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие
личности ученика.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление
учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление
обоснованной формы в методике. Применяя новые педагогические технологии на
уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой
точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности,
добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не
состоится. Это аксиома. География рождает мысли и чувства добрые, великие.
На уроках географии использую следующие инновационные технологии или их
элементы, учитывая возрастные особенности детей:
1. Технологии
перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику
самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или
результата);
2. Технологии
исследовательского обучения (обучение учащихся основам исследовательской
деятельности);
3. Технологии
проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для
самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для
самореализации);
4. Технологии
проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации
учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование
организационных способностей у учеников);
5. Информационные
технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к
самообразованию);
6. Метод проектов
(педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения
новых способов человеческой деятельности);
7. Мультимедийные
и интерактивные технологии;
8. Информационно-коммуникационные
технологии (в условиях ИКТ-насыщенной среды, которая характеризуется множеством
новых источников информации, средств для её получения, обработки и
представления в разных формах, способов передачи, необходимо постоянно
осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для
повышения эффективности работы);
9. Личностно-ориентированное
обучение (создание условий для проявления познавательной активности учащихся, а
достичь этого возможно с помощью: использования разнообразных форм и методов
организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт
учащихся; создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса; использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего
ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценки деятельности ученика не только по конечному результату
(правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создания
педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание
обстановки для естественного самовыражения ученика);
10. Блочно-модульная
технология (изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и
распределить своё урочное и внеурочное время для знакомства с материалом
учебника, для выполнения практических работ и т.д.);
11. Игровые
технологии (игры способствуют становлению творческой личности ученика,
формируют умение выделять проблемы, принимать решения, развивают познавательный
интерес к предмету, оказывают сильное воздействие на учащихся, формируют черты
характера, стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций);
12. Перспективно-опережающее
обучение;
13. Использование
опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности (способствует
наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их
систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление
познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной
работы, самоконтроля);
14. Рейтинговые
технологии (оценка деятельности ученика на уроке, организация обучения детей,
имеющих разные возможности, создание условий для индивидуального развития
ребёнка).
Таким образом, с
всё более активным использованием новых педагогических технологий
осуществляется переход информационной модели обучения к деятельностной и
личностно-ориентированной моделям, от школы памяти к школе мышления и действия,
которая позволит сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной
географии. Только достойное школьное географическое образование может воспитать
настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого
творения Вселенной.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.