Главная / Физкультура / Методические рекомендации по физической культуре

Методические рекомендации по физической культуре









Выступление на педагогическом совете:





"ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"











Учитель физической культуры: Чекурина Н.К.







2014г.







Одной из важнейших проблем обучения младших школьников на уроках

физической культуры является низкий уровень интереса к данным занятиям. Отсюда

возникает необходимость поиска новых средств, форм для формирования положительной

мотивации. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

содержание учебного материала;

организация учебной деятельности;

коллективные формы учебной деятельности;

оценка учебной деятельности;

стиль педагогической деятельности учителя.

Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности,

поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Главными причинами падения

интереса к урокам физической культуры многие учёные называют отсутствие эмоциональности урока, однообразие выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Не удовлетворённые уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и для избежания неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие состояние удовлетворённости на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования.
Доказано, что значительное влияние на развитие мотивации младших школьников

оказывают игровые и соревновательные методы, метод интегрированного обучения.

Игровая деятельность повышает интерес к занятиям спортом, воспитывает

самоутверждение, самосовершенствование. Применение на уроках

игровых и соревновательных методов способствует повышению мотивационной сферы

учащихся.

Мной был проведен опрос учащихся младших классов по формированию мотивации к занятиям физической культурой. Для опрошенных сначала доминирующими мотивами были следующие:

-найти друзей 25%

-отдохнуть, развлечься 25%

-стать здоровым 50%

Занятия в младших классах проводились согласно традиционной методике проведения уроков физической культуры. На уроках применялись методы, направленные на создание условий формирования мотивации к спортивной деятельности.

Предполагаемые формы позволили уплотнить урок, задать умелый деловой настрой, бережно относиться ко времени, быстро включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой, неназойливо побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Осуществляя на уроках взаимосвязь различных

видов деятельности, я добилась активного, заинтересованного включения детей в

учебный процесс. Чередование видов деятельности во время проведения уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности.

Я считаю, что игра стимулирует познавательную и двигательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы; позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо; игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей коммуникативных способностей, культуры поведения и сотрудничества.

Особое место я отвожу формированию физического развития младших школьников на уроках физической культуры. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, развивают их физически, служат основой для формирования двигательного навыка.

Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная

возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с

целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить

познавательные процессы и сферы межличностного общения. На таких

уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.

Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в

их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают

выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

В конце года было проведено повторное исследование мотивации к

физкультурно-спортивной деятельности у учащихся .

Доминирующими мотивами стали:

достичь физического совершенства – 25%

сформировать потребность в регулярных занятиях – 25%

развить свои физические качества -50%

В результате проведенного исследования было выявлено, что игры и игровые

упражнения, применяемые на уроках физической культуры, способствуют повышению

уровня мотивации младших школьников. .

Успешно применяя современные игровые технологии в образовательном процессе, и получая положительные результаты, стараюсь:
-создавать условия для развития таких важных двигательных качеств как ловкость, быстрота, сила, гибкость, координационные способности;
-учитывать познавательные интересы учащихся;
-организовывать совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- обеспечить формирование общеобразовательных навыков работы с учебной информацией , а так же с целью формирования аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
В своей работе использую наиболее оптимальные формы обучения в классно-урочной системе: парная и групповая работа, обучение в малых группах; разноуровневые обучение( задания индивидуальные для каждого ребенка, группы); интегрированные уроки; (физическая культура и ОБЖ, физическая культура и физика);игровые формы обучения и др.
Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников. Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д. Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого в обучение на уроках физической культуры надо включать личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.

Например, при обучении технике выполнение кувырка назад задача максимум – овладеть техникой. И на это отводиться несколько уроков. Но на каждом уроке у детей стоят также свои минимальные задачи. У ученика, более быстро освоившего движение, задача на уроке более сложная, чем у слабого ученика. Сильному ученику я , например, предлагаю после того, как он овладел техникой выполнения кувырка, совершенствовать его из различных исходных положений или, наоборот, приходить после кувырка в различные конечные положения. При этом всегда прошу сильного ученика помочь более слабому учащемуся в освоении техники выполнения изучаемого движения и постараться и объяснить своему подопечному, почему у него это движение не получается. А выполнив своё задание, все учащиеся должны с помощью учителя оценить данное выполнение. И обязательно при любом результате их должно ждать одобрение, подбадривание со стороны учителя.
На всех уроках я использую анализ выполненной работы и самоанализ. Предлагаю детям после выполнения задания найти совершённые ошибки, объяснить, почему что-то не получилось, что выполняющий сделал неправильно. Сначала это делается с помощью учителя с его наводящими вопросами, а затем под его контролем. Но обязательно в конце обсуждения надо сделать акцент на удачно выполненных элементах упражнения. Это помогает утвердить в сознании школьников связь между достигнутым результатом и своей активной деятельностью.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихся младших классов, так как они неспособны, переносить длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.









Литература

1. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников: учеб. пособие для

вузов. М.: Педагогика, 2003. 327 с.

2. Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирования личности: учеб. пособие для

вузов. М.: Академия, 2000. 321 с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. – М.: Физкультура, образование и

наука, 2003. – 163 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. М.:

Просвещение, 2005. 464 с.

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. Спб: Питер, 2002. – 508 с.



Методические рекомендации по физической культуре
  • Физкультура
Описание:

Одной из важнейших проблем обучения младших школьников на уроках

физической культуры является низкий уровень интереса к данным занятиям. Отсюда

возникает необходимость поиска новых средств, форм для формирования положительной

мотивации. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

• содержание учебного материала;

• организация учебной деятельности;

• коллективные формы учебной деятельности;

• оценка учебной деятельности;

 

• стиль педагогической деятельности учителя.

Автор Чекурина Надежда Константиновна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 1035
Номер материала 12492
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓