Главная / Классному руководителю / Методические рекомендации организации похода выходного дня

Методические рекомендации организации похода выходного дня

Муниципальное образовательное учреждение

Баевская средняя общеобразовательная школа

Николаевского района Ульяновской области







Методические рекомендации классному руководителю по организации похода выходного дня







Автор:

Сумбаев А. Н.,

руководитель кружка «Юный турист»



















с. Баевка 2013



Оглавление

1. Пояснительная записка. 3

2. Организационно – методическое обеспечение туристского похода.

3. Технологическая карта туристского похода.

4. «Портфель экскурсовода, туриста». Объекты на маршруте.

5. Заключение.

6. Список используемых ресурсов.



1 Пояснительная записка

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
В результате походов ребята приобретают знания по охране природы, памятников истории и культуры. Руководитель должен быть готов привести интересные факты, рассказать легенды, связанные с местами, где проходят маршруты.

Количество участников: 8 школьников на одного руководителя

Продолжительность: 1. Летом-8 часов; весной и осенью-6 часов; зимой -4часа.

Цель похода выходного дня:

ПВД называется загородная прогулка в выходные, совершаемая по заранее

определенному маршруту в течение нескольких часов.

Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие,

должен иметь цель, доведенную до сведения каждого участника похода.

1. Оздоровительная (до 25 км)

Оздоровительный эффект идет по двум направлениям:

- Физическое оздоровление: тренировка мышц, получение заряда бодрости и

работоспособности

- Психологическое: снятие напряжение, отвлечение от каждодневных

забот и переключение с одного круга общения на другой.

2. Спортивная и тренировочная (до 30 км)

Преодоление естественных препятствий и природных трудностей, повышение уровня

физической подготовки и спортивной квалификации.

3. Познавательная

Разведка новых мест, знакомство с достопримечательностями, изучение родного края.

4. Коммуникационная

Встреча с друзьями, знакомство с новыми людьми

5.Эстетическая

Цель похода состоит том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим

воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года.

6 Учебная

Научить ребят разводить костер, ставить палатку,

ориентироваться на местности и т. д.

Цель похода донесена до каждого участника, чтобы в итоге все остались довольны выходными.

Маршрут протяжённость под силу каждому из участников по

физической нагрузке и соответствует по протяженности ( 6 километров) и сложности, установленным нормативам пешеходного туризма.

Задачи похода:

- Создание условий для развития физической активности и оздоровления.

- Совершенствование навыков туристского мастерства .

- Развитие чувства товарищества и взаимопомощи.

- Организация интересного досуга.

- Привитие навыков экологического общения с окружающей природой.

- Пропаганда туризма как эффективного средства активного отдыха,

способствующего поддержанию здорового образа жизни.

- Привитие интереса к изучению истории родного края.

Планируемые результаты.

укрепление здоровья;

развитие интереса к занятиям физкультурой, спортом и туризмом;

укрепление дружбы и сотрудничества между людьми разных возрастов;

приобретение умений и навыков туризма;

пополнение материала по истории родного края;

выработка рекомендаций по проблеме оздоровления.


Место проведения: село Баевка Николаевского района, Ульяновской области.

























2. Организационно – методическое обеспечение туристского похода.


Место проведения:

Россия, Ульяновской области, Николаевский район, село Баевка.


Общие справочные сведения о маршруте:


Вид

мероприятия

Опыт руководителя

Заместителя

руководителя

Помощника

руководителя

Количественный состав группы

Минимальный возраст (лет)



участники

руководитель,

заместитель (помощник)

участники

руководитель,

заместитель

(помощник)

Некатегорийны

е походы и

экскурсии

однодневные

походы

не менее 6 чел

1-2

7 лет

(1 класс)

18 лет


План – график движения


этапа

Ориентиры

Направление

Характер пути

Норма скорости

км

время

замечания

1

От Баевской средней школы по улице Виктора Юдина на запад и переход по оврагу

западное

Грунтовая дорога

Пешим шагом, не спеша

0,3

10 мин

В овраге – осторожно, беречь глаза

2

Вдоль оврага в сторону кладбища

Южное

Просёлочная дорога

Можно прибавить скорость

0.6

15 мин

Не бежать идти спокойно

3

От перекрёстка дорог до Курлы

западное

Просёлочная дорога и по оврагу: склоны не крутые

Можно быстрым шагом, в овраге - медленнее

1.5

30 мин

В овреге камни корни – смотреть под ноги

4

Вдоль оврага качели, выбирая места для обучения прохождения различных препятствий прокладки

На юг, а потом обратно

Много поваленных деревьев

темп самый медленный

0.5

1.5 час с этапами

Идти строго за руководителем, ветки придерживать

5

Спуск к речка Курла, ищем место для бивака, родники южнее на левом склоне оврага

западное

Склон ровный, удобный для спуска

средний

0.2

2часа с обедом

Не бежать вниз по склону

6

По дну большого оврага до родника «Аварьде панда»

северное

Много камней, переход через речку

медленно

1.5

1час

Помогать друг другу

7

От родника в Баевку

Юго - восточное

Луг, потом просёлочная дорога

средний

1.8

35 мин

Не бежать идти спокойно





Всего:

6.4 км

6 часов













3. Технологическая карта туристского похода.


пп

Пункт на карте

Название пункта

Место расположения

Учебные мероприятия

1

С

Место сбора

Баевская средняя школа

1.Инструкаж по Т/Б и противопожарной безопасности.

2.Укладка рюкзака, проверка снаряжения

2

1

Овраг «Покш - латка»

От школы по улице В. Юдина на запад до оврага. Переходим через овраг. Построение.

1.Научиться правильно переходить овраг организованной группой.

2.Закрепление умений и приобретение навыков работы с компасом на местности. Определение азимута по направлению на предмет ( слайды 5, 6, 7 ), А=170°

3

2

Перекрёсток дорог

Перекрёсток двух дорог : 1 - из Николаевки в баевский лес (по ней мы двигались); 2 – из Баевки на Курлу (по ней продолжим движение)

Закрепление умений и приобретение навыков работы с компасом на местности. Определение направления по азимуту: А=265° ( слайд 8 )

4

2-3

Дорога на Курлу

Просёлочная дорога из Баевки на Курлу - 2 км

Движение туриста и группы в походе. Применение теоретических знаний на практике. ( слайды 9, 10 )

5

3

«Качели»

Узкая полоса между Курлой и густо поросшим даревьями оврагом с крутыми склонами - удобное место для организации препятствий

1. Спуск и подъём с помощью верёвки.

2.Переправа по параллельным верёвкам. ( слайды 11-14 )

6

4

Бивак

На правом берегу речки Курлы

Организация бивака. Установка палатки.

Костровое хозяйство. ( слайды 16-18 )

7

5

Меловой период

Обрыв на левом склоне Курлы и далее до пункта 6

Поиск останков древнейших моллюсков мелового периода

8

6

Пикник

Живописное место недалеко от родника

Питание в походе( слайд 20 )

9

7

Родник

На правом склоне Курлы находится родник «Аварьде панда» (Плачущая гора).

( слайд 21)








4. «Портфель экскурсовода, туриста». Объекты на маршруте.C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный.png

Нитка маршрута на карте Николаевского района

C:\Users\Admin\Desktop\для проекта ПОход\080520111320.jpg

Общий вид на речку Курлу

C:\Users\Admin\Desktop\для проекта ПОход\DSCN0288.JPG

Подходим к Курле

D:\Документы предков\История\проекты\Проект Я-граж\Фото КУРЛА\SDC12321.JPG

Наташа определяет азимут

C:\Users\Admin\Desktop\для проекта ПОход\DSCN0315.JPG

Максим преодолевает препятствие

C:\Users\Admin\Desktop\для проекта ПОход\DSCN0334.JPG

Учимся ставить палатку

C:\Users\Admin\Desktop\для проекта ПОход\DSC00303.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\для проекта ПОход\DSC00371.JPG

Обед и отдых после обеда



C:\Users\Admin\Desktop\для проекта ПОход\080520111284.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\для проекта ПОход\080520111291.jpg

Родник «Аварьде панда». Вода очень чистая, почти дисцилированная. (по анализам районного Сан Эпидстанции)







В России достаточно мест красивее,

Но для меня нет речки милее.

Тут детство моё и школьные годы

Они мне помогут пережить все невзгоды.

Костёр у палатки и звуки гитары,

За первое место поют нам фанфары.

(отрывок из стихотворения «Курла», автор Сумбаев Иван, ученик 8 класса)



























Приложения



























Приложение № 1



«СОГЛАСОВАНО»

Председатель профкома

 

Сумбаева И. И.

« 1 » сентября  2013    г

«УТВЕРЖДАЮ»

 Директор:


В. П. Лёшина

« 1 » сентября  2013    г.

 


ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций

027-08

 

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1 К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются учащиеся с 5-ого класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.

1.3 При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:

-   изменение установленного маршрута движения, самовольное  оставление места расположения группы;

-  потертости ног при неправильном подборе обуви;

-  травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

-   укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;

-  отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;

-  заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.

1.4 При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций группу обучающихся должны сопровождать двое взрослых.

1.5 Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.6 При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, турпохода, экскурсии или экспедиции.

1.7  Обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки, турпохода, экскурсии или экспедиции и правила личной гигиены.

1.8  Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

 

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОГУЛКИ. ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭСКПЕДИЦИИ

 

2.1Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку с о состоянии здоровья.

2.2 Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

 

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ

 

3.1 Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.

3.2 Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа, а туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна превышать: для учащихся  5-6 кл. – 18 дней, 7-9 кл. – 24 дней, 10-11 кл. – 30 дней.

3.3 Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

3.4 Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды, грибы.

3.5 Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.

3.6 При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.

3.7 Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.

3.8 Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, турпохода, экскурсии или экспедиции об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3.9 Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному  и групповому имуществу.

 



4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1 При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации образовательного учреждения.

 

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПРГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ

5.1 Проверить по списку наличие обучающихся в группе.

5.2 Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.

5.3 Принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

 

 

 

Руководитель кружка А. Н. Сумбаев



Приложение № 2

Состав медицинской аптеки.

Групповая.

Препараты Количество

1. Бинт стерильный (5 х 10) 3 шт.

2. Бинт стерильный (7 х 14) 2 шт.

3. Бинт эластичный 2 шт.

4. Вата стерильная 50,00 гр.

5. Лейкопластырь (бактерицидный, 4 х 10) 3 шт.

6. Лейкопластырь (бактерицидный, 6 х 10) 3 шт.

7. Лейкопластырь (бактерицидный, 3,8 х 3,8) 15 шт.

8. Лейкопластырь (бактерицидный, 2,3 х 7,2) 10 шт.

9. Ножницы 1 шт.

10. Настойка йода (5%) 10 мл. х 1

шт.

11. Раствор перекиси водорода (3%) 40 мл. х 1

шт.

12. Спирт 100 мл.

13. Марганцовокислый калий (порошок) 1 мл.

14. Пантенол (аэрозоль) 1шт.

15. Валидол с глюкозой, № 10 2 упаковки

16. Экстракт валерианы, № 10 1 упаковка

17. Лоперамид, № 20 1 упаковка

18. Левомицетин, № 10 5 упаковок

19. Уголь активированный, № 10 5 упаковок

20. Парацетамол, 0,5 мл., № 10 2 упаковки

21. Травесил, № 16 1 упаковка

22. Бисептол, 480, № 20 1 упаковка

23. Анальгин, № 10 1 упаковка

24. Темпалгин, № 10 1 упаковка

25. Но-шпа, № 20 1 упаковка

26. Кетарол, № 20 1 упаковка

27. Нашатырный спирт 1 флакон

28. Раствор Альбуцида № 2 1 упаковка

29. Детский крем 1 тюбик

30. Термометр медицинский 1 шт.

31. Витамин «С» с глюкозой 1 упаковка

32. Мазь гидрокортизоновая, 1% 1 тюбик

33. Мазь тетрацеклиновая, 3% 1 тюбик

34. Диазолин, 0,1, № 10 1 упаковка

35. Пипетка 1 шт.

Индивидуальная аптека: бинт, йод, вата, четыре таблетки болеутоляющего

средства, лекарство от своих болезней.



Приложение 3









Заключение.

Хочется надеяться, что данный маршрут похода станет доброй традицией, и

количество молодых людей с блеском в глазах и рюкзаками за плечами превысит число бесцельно шатающихся и проводящих ночи напролет в прокуренных игровых залах и барах с «бесплатной» выпивкой. И эта разница год от года будет увеличиваться в пользу любителей посидеть у костра. Только тогда нам будет спокойно за наше будущее, потому как речь идет о наших с вами детях, и будут ли они вдыхать пары марихуаны или запах каши с тушенкой и чая с дымком зависит от нас с вами, неравнодушных и ответственных педагогов.



Список литературы.

1. Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области.

Ульяновск.: «Симбирская Книга», 1994.

2. Барашков В.Ф. Топонимия Ульяновской области.Ульяновск.: Пед.ин-т, 1974 – 80с.

3. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. Метод. рекомендации. - М.: ЦРИБ "Турист", 1983.

4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980.

5. Кальянов К.С., Веснина Г.З. География Ульяновской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. – Ульяновск.: 1997. –111с.

6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, 1986.

7. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров – М.: Недра, 1974.

Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. – М.: Профиздат, 1988.

8. Правила соревнований по спортивному туризму. – М., ТССР, 2008.

«Русский турист». Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму

9. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М.: ФиС, 1983.


Нормативно-правовые документы, рекомендуемые для подготовки и

проведения экскурсий, экспедиций, туристских походов.

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах

туристской деятельности в РФ».

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности

дорожного движения».

3. Постановление Совета министров – Правительства РФ от 23 октября

1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения».

4. Постановление министерства здравоохранения РФ от 4 апреля 2003 года

31 «О введении в действие санитарных правил «Санитарно-

эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом

детских коллективов».

5. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 августа 2003 года №

2510-9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей

транспортных средств».

6. Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности

дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых

осмотров водителей автотранспортных средств».

7. Инструкция по организации и проведению туристских походов,

экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и

студентами по РФ от 19 июля 1992 года.

8. Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте от 29 июня 1987 года.

9. Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 года № 20 «Об

утверждении положения о сопровождении транспортных средств

автомобилями Государственной инспекции».

10. Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 года № 20 «Об

утверждении положения о сопровождении транспортных средств

автомобилями Государственной инспекции».

11. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. Государственный стандарт от 1 января 1995 года N ГОСТ Р-50681-94.

12. Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами от 8 января 1997 года.

13. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического

благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках

организованных групп детей автомобильным транспортом.

14. Рекомендации о перевозке организованных детских коллективов в поездках дальнего следования.

15. Закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую

Федерацию.

16. Оформление бланков строгой отчетности предприятий сферы туризма.

17. Информационные письма и приказы.

22


Методические рекомендации организации похода выходного дня
  • Классному руководителю
Описание:

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
В результате походов ребята приобретают знания по охране природы, памятников истории и культуры. Руководитель должен быть готов привести интересные факты, рассказать легенды, связанные с местами, где проходят маршруты. 

ПВДназывается загородная прогулка в выходные, совершаемая по заранееопределенному маршруту в течение нескольких часов.Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель,  доведенную до сведения каждого участника похода.

Автор Сумбаев Александр Николавич
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1478
Номер материала 48685
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы