Главная / Другое / Методические рекомендации организации деятельности, развивающей креативность детей на занятиях по бисероплетению

Методические рекомендации организации деятельности, развивающей креативность детей на занятиях по бисероплетению

Иванова Любовь Михайловна

педагог дополнительного образования


Методические рекомендации организации деятельности, развивающей креативность детей на занятиях по бисероплетению


Умения и навыки по бисероплетению на занятиях у детей формируются через творческие способности.

Развитые творческие способности влияют на качество будущей профессиональной деятельности, потому что цель образования на современном этапе – развитие не исполнительских качеств, а инициативного работника, умеющего творчески подойти к любой деятельности.

Творческие способности – это умение:

  • сочетать различные материалы и техники;

  • организовать творческий процесс при работе над художественным образом;

  • мыслить нестандартно;

  • применять приемы обработки материалов в новых условиях;

  • проявлять изобретательность в выборе инструментов и приспособлений;

  • способность к импровизации;

  • умение предвидеть результаты работы.

Наличие творческих способностей сказывается на более успешном формировании практических умений и навыков, таких как:

  • разработка композиции;

  • выбор техники;

  • отбор материала;

  • творческий подход в соединении различных техник.

В свою очередь перечисленные умения и навыки оказывают обратное влияние на развитие творческих способностей. Чем лучше будут развиты творческие способности, тем легче будет проходить процесс обучения практическим умениям и навыкам.

Умения выполнять задания по бисероплетению (по образцу или самостоятельно) развивают глазомер, моторные навыки: точность движений, их скорость; а так же творческое воображение, художественный вкус.

Исходя из вышесказанного, определяется перечень умений и навыков, формируемых на занятиях по бисероплетению.

К ним относятся:

  • общетрудовые умения;

  • художественные умения;

  • специфические умения.

Формирование умений и навыков – процесс более сложный и длительный, чем процесс усвоения знаний. Этим и объясняется тот факт, что знаний у человека всегда больше, чем умений и навыков.

Процесс творческого обучения опирается на следующие принципы:

  • от простого к сложному;

  • посильности;

  • систематичности;

  • общественной значимости работ.

Правильный выбор методов обучения влияет на качество формирования общетрудовых, художественных и специфических умений и навыков. Так же занятия по бисероплетению способствуют как эстетическому воспитанию детей, так и развитию художественно-творческих способностей. Эти способности развиваются через знакомство с конкретным видом декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в целом, зарождая в них интерес к народной культуре, традициям, активизируя их воображение, пробуждая их творческий потенциал.

Помимо вышесказанного нужно учитывать:

  • создание условий работы в кабинете;

  • личность педагога;

  • использование культурного наследия того народа, который живет в конкретном регионе;

  • содержание программы;

  • наличие литературы;

  • использование наглядных пособий.

Все это влияет на качество обучения.

На занятиях не только углубляются знания детей и совершенствуются практические навыки, но и развивается мастерство.

Занятия влияют на профессиональную ориентацию детей и даже если они не связывают свою дальнейшую жизнь с декоративно-прикладным искусством, приобретенные знания об истории народных традиций, о культуре народов, о свойствах материалов, умения работать с инструментами, составлять орнаменты, стилизовать, одним словом, творческие умения пригодятся в любой профессии. Кроме того, у детей формируется эстетический вкус. Они могут правильно оценивать произведения искусства и иметь собственную точку зрения на явления в искусстве.

Развитие творческих способностей детей напрямую зависит от развития творческих способностей педагога.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

  • поощрять самостоятельные мысли и действия ребят, если они не причиняют вреда окружающим;

  • не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-нибудь по-своему;

  • уважать точку зрения учащегося, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

  • предлагать детям больше делать свободных рисунков, интересных движений и других творческих проявлений в ходе занятий;

  • безоценочность в отношении к детскому творчеству, т.е. не применять явной системы оценок работ ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним самим, с его прошлыми опытами;

  • творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;

  • не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот пытаться понять логику воображения ребенка;

  • больше внимания уделять организации творческого процесса созидания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам;

  • развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия разминки;

  • поддерживать на занятиях положительные эмоции, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка.

На занятиях по бисероплетению стремлюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка: подобрать оптимальные приемы и методы, способствующие включению ребенка в активную деятельность на уровне потенциальных возможностей, расширяющие эти возможности, воздействующие на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности ребенка, потому что:

  • переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах;

  • у ребенка появляется желание достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха, признание сверстников;

  • положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

На занятия в кружок по бисероплетению приходят дети, начиная с 7-летнего возраста. На этом этапе развиваются навыки общения. Ребенок учится ставить перед собой реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков.

Развивающее образование – такое образование, при котором во главу угла ставится развитие личности ребенка, его познавательных, физических, художественных и творческих способностей, а не просто достижение определенного уровня знаний, умений и навыков. При этом педагог выступает не только как носитель знания, но и как помощник в становлении личности воспитанника; утверждается позиция сотрудничества, неформального общения.

На занятиях кружка вначале года и с вновь прибывшими детьми проводится диагностика импульсивности, рефлексивности.

Все дети делятся на 4 типа:

  • рефлексивные;

  • импульсивные;

  • точные;

  • медленно-неточные.

Для этой цели используются тестовые задания. Ребенок, отвечавший дольше среднего нормативного времени и с меньшим количеством ошибок, считается рефлексивным, ребенок с более коротким временем ответа и большим количеством ошибок – импульсивным. Оставшиеся варианты: быстрые – аккуратные дети (точные) и медленные – неточные.

Для занятий в кружке наиболее подходят дети рефлексивного типа, так как они точнее воспринимают информацию, успешнее справляются с тестами на концентрацию, переключение внимания.

После проведения такого тестирования, все дети разбиваются на группы. Каждой группе предлагаются различные задания в рамках одной темы.

К концу занятия все обучающиеся в каждой группе успевают закончить работу. Такое распределение задания направлено на достижение ребенком ситуации успеха.

Схема сопровождения образовательной программы развивающими мероприятиями:

  1. диагностика импульсивности, рефлексивности;

  2. распределение детей по группам, согласно типам;

  3. выбор занятий по бисероплетению по программе;

  4. подбор специальных заданий для повышения эффективности творческого развития детей.

В результате таких занятий с детьми четко прослеживается положительная динамика по уровню сформированности навыков учебной деятельности, стремления довести начатое до конца, принять нестандартное решение при изготовлении изделий.


Методические рекомендации организации деятельности, развивающей креативность детей на занятиях по бисероплетению
  • Другое
Описание:

     Умения и навыки  по бисероплетению  на занятиях у детей формируются через творческие способности. Эти способности развиваются через знакомство с конкретным видом декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в целом, зарождая в них интерес к народной культуре, традициям, активизируя их воображение, пробуждая их творческий потенциал.  В результате таких занятий с детьми четко прослеживается положительная динамика по уровню сформированности навыков учебной деятельности, стремления довести начатое до конца, принять нестандартное решение при изготовлении изделий.

 

 

 

Автор Иванова Любовь Михайловна
Дата добавления 04.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 819
Номер материала 55586
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓