Главная / ОБЖ / Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2014- 2015 учебном году.

Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2014- 2015 учебном году.

Тема 1. Травмы (2 ч)

1. Понятия о травмах, классификация травм.

2. Детский травматизм.

3. Травматический шок. Простейшие противошоковые мероприятия.

4. Синдром длительного раздавливания тканей и неотложная доврачебная по­мощь.

5. Переломы костей, признаки открытого и закрытого перелома костей. Ушибы мягких тканей, растяжения связок, вывихи. Неотложная доврачебная помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок.

6. Понятия о ранах. Виды и признаки ран. Неотложная доврачебная помощь при ранах.

7. Инфекционные осложнения ран. Профилактика раневых инфекций. Поня­тия об асептике и антисептике.

8. Кровотечения. Виды кровотечений. Опасность кровопотери.

9. Способы временной остановки крово­течения. Правила наложения жгута, дав­ящей повязки

10. Группа крови, понятие о переливании

11. Виды и признаки переломов. Особен­ности переломов у детей. Неотложная доврачебная помощь при переломах у де­тей.

12. Неотложная доврачебная помощь при открытом и закрытом переломе костей.

13. Шины. Виды шин. Правила наложен­ия шин (отработка приемов).

14. Переломы ребер. Проникающее ране­ние грудной клетки. Неотложная доврач­ебная помощь.

15. Переломы костей черепа, сотрясен­ия и ушибы головного мозга. Неотложная доврачебная помощь.

16. Травмы живота. Проникающие и непрникающие ранения живота. Неотложная доврачебная помощь.

17. Травматический шок. Неотложная доврачебная помощь при шоке.

18. Синдром длительного раздавливания тканей (СДРТ). Неотложная доврачебная помощь при СДРТ.


^ Методические рекомендации к выполнению:

При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на признаки ран, переломов, оказанию неотложной помощи при них. Уметь оказать помощь при наружном и внутреннем кровотечении, травматическом шоке, травматическом токсикозе. Знать особенности оказания помощи при травмах черепа, позвоночника, грудной клетки и живота.


Основная литература: 1,2

Дополнительная литература: 11


Тема 2. Неотложная помощь при некоторых несча­ст­ных случаях и острых заболеваниях. (2 ч)

Задания:

1. Ожоги. Виды ожогов. Термические ожоги. Особенности ожогов у детей. Нео­тложная помощь при ожогах

2. Ожоговый шок. Неотложная помощь при ожоговом шоке.

3. Отморожение и замерзание. Неотложная дов­рачебная помощь при них.

4. Стенокардия. Неотложная доврачебн­ая помощь при них.

5. Инфаркт миокарда. Неотложная дов­рачебная помощь при них.

6. Легочное кровотечение. Неотложная доврачебная помощь при них.

7. Понятие о реанимации. Легочная и сердечная реанимация при остановке дея­тельности сердца и прекращении дыхан­ия.

8. Утопление, не­отложная доврачебная помощь

9. Электротравма, не­отложная доврач­е­бная помощь

10. Тепловой и солнечный удар, не­отло­жная доврачебная помощь

11. Травм­атическая ас­фиксия, не­отло­жн­ая доврачебная помощь

12. Желудочное и кишечное кровотечение. Неотложная доврачебная помощь при них.

13. Носовое кровотечение, не­отло­жная доврачебная помощь при них.

14. Острый живот (острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит, острая кишечная непроходимость, приступ почечной колики, внематочная беременность и др.). Неотложная дов­рачебная помощь при них.


^ Методические рекомендации к выполнению:

При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на оказание неотложной помощи при несчастных случаях. Знать приемы легочно-сердечной реанимации. Уметь оказать помощь при болях в сердце, животе, носовом, желудочном, кишечном, легочном кровотечении.

Основная литература: 1,2

Дополнительная литература: 11,4,8


Тема 3. Особо опасные инфекции (ООИ): чума, хо­лера, СПИД. Социально-значимые болезни в Казахстане. (1 ч)

Задание:

1. Понятие об особо опасных инфек­ци­ях. Понятия о карантине, обсервации.

2. Чума. Возбудитель, источники инфек­ции, пути передачи, клиника болезни, ле­че­ние, профилактика.

3. Холера. Возбудитель, источники ин­фек­ции, пути передачи, клиника болезни, ле­че­ние, профилактика.

4. СПИД. Возбудитель, источники ин­фек­ции, пути передачи, клиника болезни.

5. Туберкулез, причины и пути зараже­ния, клиника и профилактика в совреме­нных условиях.

6. Бруцеллез, причины и пути зараже­ния, клиника и профилактика.

7. Паразитарные болезни кожи (чесотка и педикулез).

8. Венерические болезни, клиника и профилактика.

Методические рекомендации к выполнению:

Обратить внимание на пути борьбы с особо-опасной инфекцией, карантийные и обсервационные мероприятия, проводимые в очаге инфекции. Знать меры профилактики туберкулеза, бруцеллеза, педикулеза и чесотки.

Основная литература: 1,2

Дополнительная литература: 9,7


Тема 4. «Формирование здорового образа жизни». (1 ч)

Задание:

1. Факторы здорового образа жизни.

2. Факторы нездорового образа жизни (вредные привычки).

Методические рекомендации к выполнению:

Подготовить доклады по этой теме. (см График выполнения и сдачи заданий)


Основная литература: 1

Дополнительная литература: 12,13


^ Тематика письменных работ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тематика рефератов:

1. Формирование здорового образа жизни

2. Роль гигиенических знаний в сохранении здоровья.

Гигиена мальчиков, юношей и мужчин.

Гигиена девочек, девушек и женщин.

3. Гипокинезия как один из ведущих факторов риска здоровья.

Оптимальные режимы двигательной активности.

4. Рациональное сбалансированное питание человека.

Масса тела и здоровье.

Основные критерии здоровой пищи и питания.

Понятие об эндоэкологии.

5. Психология здоровья.

Эмоции и здоровье.

Оздоравливающее действие сна.

6. Репродуктивное здоровье.

Нравственное и половое воспитание молодежи.

Планирование семьи. Контрацептивные средства.

Венерические болезни и их профилактика.

Профилактика СПИДа.

7. Наследственность и здоровье.

8. Немедикаментозные методы оздоровления. Закаливание силами природы.

9. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Табакокурение и его влияние на организм человека.

Курение детей и подростков.

Курение девушек, женщин.

Влияние курения на организм плода.

Употребление алкоголя. Пьянство и алкоголизм.

Наркомания и токсикомания.

10.Медицинская активность и здоровье.

Основная литература: 1

Дополнительная литература: 2,3,12,13

^ Тематика доклада: «Стихийные бедствия и защита населения»

В докладе кратко охарактеризовать стихйное бедствие и защиту населения до, во время и после стихийного бедствия.

Основная литература: 1,3

Дополнительная литература: 1,2,3,14,15,16,17,18,19,20,23,24,25

^ Тестовые задания для самоконтроля по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»


1. Гражданская оборона в Республике Казахстан организована по следующему принципу:

a) объектовому

b) производственному

c) территориальному

*d) территориально-производственному

e) ведомственному.

2. Оповещение населения осуществляется подачей сигнала "Внимание всем! "- непрерывным гудком сирен и по этому сигналу необходимо...

a) включить радио, телевизор и выслушать сообщение

b) включить радио, закрыть форточки, на улицу не выходить

c) одеться, взять необходимые документы, ценности, деньги и покинуть помещение

*d) включить радио, телевизор, выслушать сообщение и поступать в соответствии с переданной информацией

e) надеть противогаз или респиратор или ватно-марлевую маску, защитную одежду, взять документы, вещи и покинуть помещение.

3. Для регионов, подверженных землетрясениям, формирования ГО создаются из расчета – один спасатель на ... человек населения. ( вставь правильный ответ)

a) 5

*b) 10

c) 15

d) 20

e) 25

4. Во время землетрясения вы находитесь на 4-ом этаже 9-ти этажного дома, ваши действия:

*a) займете относительно безопасные места в квартире ( дверные проемы, углы, ванна и другие )

b) при помощи лифта постараетесь быстро покинуть здание

c) попытаетесь через балкон быстро спуститься вниз

d) будете ждать помощи на балконе

e) укроетесь в угловой комнате квартиры.

5. Оптимальные условия для возникновения снежных лавин- это крутые склоны, не имеющие растительности и имеющие крутизну ....

a) 5 -10 градусов

b) 15-20 градусов

c) 25-30 градусов

*d) 30-40 градусов

e) 45-50 градусов.

6. Мероприятия, проводимые до подхода урагана :

( исключить лишнее)

a) закрыть окна, двери

b) укрепить предметы, находящиеся на балконе

c) отключить электричество воду, газ

*d) укрыться в безопасных местах квартиры (подальше от капитальных стен и т. д.)

e) укрыться в защитных сооружениях или заглубленных местах.

7. Какое из перечисленных ниже веществ является противоядием (антидотом) при поражении отравляющими веществами нервно-паралитического действия?

a) амилнитрит

*b) тарен

c) тиосульфат натрия

d) пропилнитрит

e) метиленовая синь

8. При какой дозе внешнего облучения ионизирующей радиацией возникает типичная форма острой лучевой болезни с ведущим значением в механизме её развития нарушений кроветворения ?

a) 1 - 50 рентген

*b) 100 - 1000 рентген

c) 1000 - 5000 рентген

d) 5000 - 10000 рентген

e) 10000 - 50000 рентген

9. Какие из перечисленных ниже радиоактивных изотопов при попадании в организм человека избирательно накапливаются в костях?

a) радиоактивное железо и цезий

b) радиоактивный калий и торий

*c) радиоактивный стронций и кальций

d) радиоактивный йод

e) радиоактивный углерод

10. Уничтожение грызунов, могущих быть переносчиками инфекционных заболеваний, называется ....

a) дегазация

b) дезактивация

*c) дератизация

d)дезинфекция

e) дезинсекция

11. Радиационная обстановка может быть выявлена и оценена ....

*a) методом прогнозирования или по данным радиационной разведки

b) по данным химической разведки

c) по данным визуальной разведки

d) по данным бактериологической разведки

e) по данным радиационной разведки.

12. Как оказать первую медицинскую (доврачебную) помощь при ранениях?

*a) смазать кожу вокруг раны раствором йода или спиртом, наложить на рану первичную асептическую повязку .

b) исследовать рану пальцем или инструментом, наложить первичную асептическую повязку.

c) извлечь из раны внедрившиеся в неё инородные тела, промыть рану водой, наложить первичную асептическую повязку.

d) остановить кровотечение, обработать кожу вокруг раны раствором йода, наложить асептическую повязку, ввести противостолбнячную сыворотку

e) извлечь из раны инородные тела, промыть рану дезинфицирующим раствором, наложить асептическую повязку.

13. Как оказать первую медицинскую (доврачебную) помощь при переломах костей конечностей?

*a) ввести обезболивающее средство, наложить стандартную транспортную или импровизированную шину.

b) ввести обезболивающее средство, удалить осколки кости и инородные тела из места перелома, наложить стандартную транспортную или импровизированную шину.

c) ввести обезболивающее средство, произвести вправление костных обломков, наложить гипсовую повязку

d) ввести сердечно-сосудистые средства, произвести вправление и вытяжение костных обломков и наложить шину.

e) ввести местные аннестезирующие вещества, произвести вправление и вытяжение костных обломков и наложить гипсовую повязку.

14. Как остановить кровотечение при повреждении магистральных артерий?

*a) наложить жгут (закрутку) выше места ранения артерии.

b) наложить давящую бинтовую повязку на место ранения артерии.

c) согнуть конечность в суставе выше места ранения артерии.

d) наложить жгут ( закрутку ) ниже места ранения

e) наложить тугую бинтовую повязку на место ранения артерии.

15. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при вывихах?

*a) иммобилизация конечности с помощью стандартных или импровизированных шин, фиксация конечности в том положении, которое она занимает, введение обезболивающих средств, прикладывание холода к суставу.

b) вправление вывиха, придание конечности согнутого положения, введение обезболивающих средств.

c) придание конечности физиологического положения и обеспечение свободных движений, применение тепла на область сустава, введение обезболивающих средств.

d) наложение тугой повязки, введение обезболивающих средств.

e) наложение давящей повязки, введение обезболивающих средств.

16. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при травматическом токсикозе (синдроме длительного сдавливания тканей)?

*a) наложение тугой повязки, обкладывание конечности холодом, обильное питьё с добавлением соды, введение обезболивающих средств, иммобилизация конечности при переломах.

b) наложение жгута, согревание конечности, введение обезболивающих средств, наложение асептической повязки при ранениях, иммобилизация конечности при переломах, дача небольшого количества алкоголя.

c) наложение давящей повязки на раны, обкладывание конечности грелками, введение обезболивающих средств, иммобилизация конечности при переломах, дача горячего чая и кофе.

d) наложение асептической повязки, введение обезболивающих средств, наложение шины.

e) введение обезболивающих средств, наложение шины, дача горячего кофе или сладкого чая.

17. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при приступе стенокардии?

a) проведение непрямого массажа сердца, дача небольших доз алкоголя.

b) вдыхание нашатырного спирта, пузырь со льдом на область сердца, прием успокаивающих средств.

*c) горчичники на область сердца, грелки к рукам и ногам, прием валидола и нитроглицерина.

d) уложить в постель, дать выпить валерьяновые капли

e) уложить в постель и вызвать врача на дом.

18. Самый опасный путь проникновения инфекции в организм человека при чуме ...

a) укусы блох

*b) воздушно-капельный

c) контактный

d) пищевой

e) водный

19. Основными источниками инфекции при туберкулезе легких являются ..

*a) больные туберкулезом легких

b) рыбы

c) грызуны

d) птицы

e) домашние животные.

20. Какой % здоровья определяет образ жизни человека?

a) 10 %

b) 20 %

c) 30 %

d) 40 %

*e) 50 %.

Ответы к тестовым заданиям.



Номер

вопроса


Правильный

ответ


1


D


2


D


3


B


4


A


5


D


6


D


7


B


8


B


9


C


10


C


11


A


12


A


13


A


14


A


15


A


16


A


17


C


18


B


19


A


20


E





^ Экзаменационные вопросы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»


Раздел №1. Обеспечение жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях


  1. Безопасность жизнедеятельности и организационные основы ее обеспечения.


  2. Роль и задачи ГО в обеспечении жизнедеятельности населения. ГО учебного заведения.


  3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.


  4. Очаг ядерного поражения и его характеристика.


  5. Поражающие факторы ядерного взрыва


  6. Источники и виды радиации. Радиоактивное загрязнение местности при ядерных взрывах и авариях.


  7. Очаг химического поражения и его характеристика.


  8. Химическое оружие. Классификация ОВ.


  9. Краткая характеристика боевых отравляющих веществ.


  10. Сильно действующие отравляющие вещества (СДЯВ), краткая характеристика.


  11. Очаг бактериологического ( биологического поражения, его характеристика.


  12. Очаги поражения в условиях стихийных бедствий и катастроф. Первичные и вторичные поражающие факторы.


  13. Оказание первой медицинской помощи при действии химического оружия.


  14. Оказание первой медицинской помощи при действии СДЯВ.


  15. Оказание первой медицинской помощи при радиационных поражениях.


  16. Противобактериологическая защита населения.


  17. Оказание первой медицинской помощи при отравлении животными и растительными ядами.


  18. Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях.


  19. Организация помощи в очагах стихийных бедствий.


  20. Коллективные средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.


  21. Индивидуальные средства защиты населения.


  22. Медицинские средства индивидуальной защиты.


  23. Острая лучевая болезнь. Ранние ее проявления и доврачебная помощь.


  24. Клинические формы и особенности течения острой лучевой болезни.


  25. Санитарная обработка людей, частичная и полная санитарная обработка.


  26. Понятие о дезинфекции, дегазации и дезактивации.


  27. Защита воды и продовольствия в условиях чрезвычайных ситуаций.


  28. Правила поведения населения при землетрясениях, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях.


  29. Транспортировка пораженных, раненых и больных.


  30. Экологические последствия катастроф и применения современных средств поражения.



Раздел №2. Травмы, острые заболевания, отравления, связанные с чрезвычайными ситуациями.


  1. Понятие о травмах, виды травм.


  2. Травматический шок, простейшие противошоковые мероприятия.


  3. Закрытые повреждения (ушибы, растяжения связок, вывихи). Неотложная доврачебная помощь.


  4. Синдром длительного раздавливания тканей (травматический токсикоз). Неотложная доврачебная помощь.


  5. Раны, классификация ран. Неотложная доврачебная помощь.


  6. Осложнения ран (нагноение ран, столбняк, газовая гангрена).


  7. Понятие об асептике и антисептике.


  8. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечения.


  9. Опасность кровопотери. Понятие о переливании крови.


  10. Переломы костей, виды и признаки переломов.


  11. Возможные осложнения переломов костей. Неотложная доврачебная помощь при переломах..


  12. Переломы позвоночника, костей таза. Неотложная доврачебная помощь.


  13. Транспортная иммобилизация. Правила наложения шин.


  14. Закрытые повреждения черепа и головного мозга (сотрясения и ушибы мозга). Первая медицинская помощь.


  15. Закрытые повреждения грудной клетки (ушибы и переломы ребер). Неотложная доврачебная помощь.


  16. Ранения грудной клетки. Осложнения. Легочное кровотечение. Неотложная доврачебная помощь.


  17. Повреждения живота, осложнения. Неотложная доврачебная помощь.


  18. Ожоги, классификация, определение площади ожогов.


  19. Термические ожоги, их степени. Неотложная доврачебная помощь при ожогах.


  20. Утопление, первая медицинская помощь.


  21. Электротравма, первая медицинская помощь.


  22. Тепловой и солнечный удар. Отморожения. Первая медицинская помощь.


  23. Понятие о реанимации. Приемы сердечно-легочной реанимации.


  24. Стенокардия, инфаркт миокарда. Неотложная доврачебная помощь.


  25. Особо опасные инфекции (чума, холера, сибирская язва). Понятие о карантине и обсервации. Специфическая и неспецифическая профилактика.


  26. Особо опасные инфекции (чума, холера, сибирская язва). Возбудители, пути передачи, клиника.


  27. Социально значимые болезни в Казахстане (туберкулез, бруцеллез, чесотка). Признаки и меры профилактики.


  28. ВИЧ- инфекция (СПИД). Основные проявления болезни и профилактика.


  29. Образ жизни и здоровье. Влияние факторов внешней среды на здоровье человека.


  30. Основы ухода за больными и пострадавшими.





Начало формы

hello_html_57262710.gif

Конец формы


Скачать 0.53 Mb.

оставить комментарий


страница

3/3

Дата

12.10.2011

Размер

0.53 Mb.

Тип

Учебно-методический комплекс, Образовательные материалы


Добавить документ в свой блог или на сайт


страницы: 1   2   3

отлично

  2

Ваша оценка:
hello_html_61ffce63.pnghello_html_61ffce63.pnghello_html_61ffce63.pnghello_html_61ffce63.pnghello_html_61ffce63.pnghello_html_7ca112b.png

Разместите кнопку на своём сайте или блоге:

hello_html_m10ffc7fa.png


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации

Анализ

Справочники

Сценарии

Рефераты

Курсовые работы

Авторефераты

Программы

Методички

Документы

Понятия


опубликовать

Документы

Начало формы

hello_html_57262710.gif

Конец формы


hello_html_m40f44874.pnghello_html_79311cde.png

16


Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2014- 2015 учебном году.
  • ОБЖ
Описание:
Методические рекомендации о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2014- 2015 учебном году.

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

Главной задачей подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.

Специфика содержания ОБЖ заключается в:

- в интегрированности курса  (его проблематика охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

- в направленности образовательного процесса на формирование у обучающихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения  отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- в необходимости перегруппировки содержания курса при  планировании в регионах  учетом их особенностей  в области безопасности жизнедеятельности.

За основу проектирования структуры и содержания примерной программы ФГОС второго поколения принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

      Модульный принцип позволяет:

  • эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
  • структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 11 классах.

  Структурные компоненты программы для 5 – 11 классов представлены в учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной и старшей школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит разделы и  темы. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

    При изучении тематики ОБЖ выделяется три основных вида учебной деятельности школьников:

1.   Учебно-познавательная, включающая:

  • изучение нового учебного материала на уроках;
  • выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.

2.   Аналитическая, включающая:

  • установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
  • планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.

3.  Практическая, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.

В соответствии с приказом Минобразования Нижегородской области от 15 марта 2010 г. № 224 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период» рекомендовано, при разработке учебных планов общеобразовательных учреждений, руководствоваться региональным базисным учебным планом (приказ Минобразования Нижегородской области от 04.03.2005 г. №57).

Таким образом, на первой ступени обучения (1 – 4 классы) как и прежде, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается  интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир».

           На второй ступени обучения (5 – 9 классы) в 2011- 2012 учебном году преподавание ОБЖ осуществляется в объеме одного часа в неделю.

    На третьей ступени обучения (10 – 11 классы), согласно Региональному базисному учебному плану, изучение предмета ОБЖ организуется в объеме один час в неделю в течение двух лет.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»:

– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;

– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов, и определение порядка их финансирования. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы.

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов). Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе, военно-патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных учреждениях.

На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Руководитель образовательного учреждения и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы, совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.

На основании выше изложенного рекомендуется:

– в районах создать совместно с военными комиссариатами учебные пункты для проведения учебных сборов на базе образовательных учреждений;

– учебные сборы проводить в первом полугодии, как подготовку к проведению районных и городских соревнований «Зарница», военизированных эстафет, строевых смотров, «Вахты Памяти» и т.д.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (ст. 14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.

С учетом вышеизложенного, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуют последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

– примерная программа основного общего образования по ОБЖ;

– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов программ по ОБЖ для основной и средней полной школы, например:

1) Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», В.Н. Латчук,        С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010.;

2) Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная, средняя (полная: базовый и профильный уровни) под общей редакцией      А.Т. Смирнова, М.: Просвещение, 2010.

При составлении рабочей учебной программы преподаватель-организатор (учитель) может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных (авторских) программ. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010 г. введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования начинается с 01 сентября 2015 года.

Примерная программа, разработанная на основе нового ФГОС основного общего образования, отводит ОБЖ минимум по одному часу в неделю в 7-м, 8-м и 9-м классах, дополнительно поясняя, что при составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить в базисном учебном плане учебное время до 175 часов за счет часов вариативной части базисного плана. Изучение предмета может быть с 5-го по 9-й класс из расчета 1 час в неделю. Введение ФГОС на ступени основного общего образования планируется в 2015 году (Распоряжение Правительства РФ от  7 сентября 2010 г. № 1507-р   «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»).

Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основ безопасности жизнедеятельности;

5)  содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

В соответствии с приказом Минобразования Нижегородской области от 15 марта 2010 г. № 224 «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период» рекомендуется:

в начальных классах  работать по авторской программе А.Т. Смирнова, изданной в 2006 году:«Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений авторов Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т.Смирнов, М.В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова  - М.: «Просвещение» 2006 г.).

в основной школе  (5 – 9 классы)  работать по авторской программе А.Т. Смирнова, изданной в 2010-2011 г.г. Данная рабочая программа может быть скорректирована с учётом модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Федеральный базисный учебный план и программа по ОБЖ Смирнова А.Т. (2009-2010 г.г. издания) предусматривают изучение учебного предмета ОБЖ в X-XI классах в течение 140 часов (из расчета 2 часа в неделю).

Для лицеев и гимназий в основной и полной средней школе учебный предмет ОБЖ может изучаться интегрировано с предметами физическая культура, физика, химия, биология, история, литература и другими предметами, соприкасающимися с тематикой программы ОБЖ с обязательным проведением учебных сборов по окончанию 10 класса, в объеме 35 часов.

На профильном уровне (оборонно-спортивный профиль) расчетный объем учебных часов в неделю в 10 классе – 2 часа, в 11 классе – 2 часа. Рекомендуется пользоваться программой под редакцией А.Т. Смирнова для 10 – 11 классов, профильный уровень («Дрофа, 2009).

            В основной школе представлены две линии учебно-методических комплектов (УМК) на которые могут ориентироваться образовательные учреждения:

- линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова;

- линия учебно-методических комплектов авторов С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова.

Линия учебно-методических комплектов под редакцией А.Т. Смирнова разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания курса ОБЖ основного общего образования.

Линия учебно-методических комплектов авторов С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова, С.К. Миронова, В.В. Полякова разработана в соответствии с требованиями программ курса ОБЖ для  общеобразовательных учреждений, одобренных Министерством образования Российской  Федерации. Линия Активно развивается, включает обширный методический материал, мультимедийные пособия.

Линия УМК под редакцией А.Т. Смирнова наиболее полно обеспечена дидактическими материалами, включает полный комплект мультимедийных учебников и компьютеризированных тестов для 5 – 11 классов, что дает основания рекомендовать к использовании именно ее. Кроме учебного материала мультимедийные средства содержат обширный справочный материал, мультимедиатеку (иллюстрации и видеоматериалы), обеспечивают создание собственных презентаций, ведение электронных классных журналов.

Для учебно-методического обеспечения преподавания курса ОБЖ необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (Приложение 1).

Организация воспитательной и внеурочной работы

Внеклассная работа должна быть направлена на формирование специальных знаний и умений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития познавательных интересов и способностей школьников. Основным критерием внеклассной работы в учебном заведении является регулярное массовое участие учащихся во внеклассных мероприятиях в течение учебного года. К формам внеклассной работы по ОБЖ относятся:

1) кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный» и др.);

2) секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);

3) тематические викторины, КВН;

4) смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.);

5) спортивные мероприятия прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.; военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Школа безопасности» и др.);

6) тематические экскурсии;

7) встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, Органами ГО и ЧС, МВД, ГИББД и т.д.;

8) туристические походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой помощи» и др.

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в олимпиадах по ОБЖ. Всероссийская олимпиада школьников по предмету представляет собой комплексное соревнование, позволяющее оценить качество освоения знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по ОБЖ для общеобразовательных школ. Исходя из этого, необходимо активизировать поиск наиболее эффективных средств, методов и форм занятий с учащимися для совершенствования их теоретической и практической подготовок, используя материалы прошедших олимпиад. Также в своей работе педагогам ОБЖ необходимо руководствоваться: приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 № 695 «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников», приказом Министерства образования Нижегородской области от 05.10.2011 г. №372-а «О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году», приказом Министерства образования Нижегородской области от 28.09.2011г. № 2608  «Об утверждении положения о проведении  в 2011-2012 учебном году областных соревнований "Нижегородская школа безопасности – Зарница» и др.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011-2012 г.):

Основы безопасности жизнедеятельности

 

Основы безопасности жизнедеятельности

1.       

Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый  уровень)

10

Дрофа

2.       

Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К. и др.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый  уровень)

11

Дрофа

3.       

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.; Смирнов А.Т., Мишин Б.И.,

Ижевский П.В. /Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

Просвещение

4.       

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

Просвещение

5.       

Смирнов А.Т., Хренников Б.О.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

6.       

Смирнов А.Т., Хренников Б.О.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

7.       

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

8.       

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

9.       

Топоров И.К.  Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10-11

Просвещение

10.   

Фролов М.П., Литвинов Е.Н.,

Смирнов А.Т. и др. /Под ред.

Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

10

АСТ, Астрель

11.   

Фролов М.П., Литвинов Е.Н.,

Смирнов А.Т. и др. /Под ред.

Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

11

АСТ, Астрель

 

 

 

Мультимедийные пособия по курсу ОБЖ

 

Игровые программы:

  • Компьютерная обучающая  программа  «Безопасность на улицах и дорогах».
  • Компьютерная обучающая игра «Как Иван-царевич подземного змея победил». Компьютерная обучающая игра «Действия при угрозе и возникновения пожаров».
  • Мультипликационный фильм «Спасик и его команда» Правила безопасного поведения в быту
  • Мультипликационный фильм по правилам безопасного поведения детей в городе «Спасик и его друзья» на CD
  • Мультипликационный фильм по  правилам  безопасного поведения детей на природе «Спасик и его друзья» на CD
  • Мультипликационный фильм по правилам безопасного поведения детей при пожаре «Спасик и его друзья» на CD.
  • Детская мультимедийная энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности на DVD.

Учебники:

  • Мультимедийное учебное пособие по курсу ОБЖ для учащихся 5 классов общеобразовательных  учреждений на CD.
  • Мультимедийное учебное пособие по  курсу ОБЖ для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений на CD.
  • Мультимедийное учебное пособие по курсу ОБЖ для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений на CD.
  • Электронное издание по курсу ОБЖ для 8-го класса. CD.
  • Электронное пособие по курсу ОБЖ для 9-го класса. CD.
  • Мультимедийное   учебное пособие  «Основы безопасности жизнедеятельности» для  10-го класса общеобразовательных учреждений: книга +CD.
  • 4.16. Электронное издание по курсу ОБЖ для 11-го класса. CD
  • 1.17. Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 5-го класса. CD
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 6-го класса. CD.
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 7-го класса. CD.
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 8-го класса. CD.
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 9-го класса. CD.
  • Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 10-го класса. CD

Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме для 11-го класса. CD.

Автор Сидоров Дмитрий Анатольевич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1060
Номер материала 51165
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓