Главная / Технология / методические рекомендации на тему: Декоративно-прикладное творчество как средство повышения творческой мотивации учащихся (5-8 класс)

методические рекомендации на тему: Декоративно-прикладное творчество как средство повышения творческой мотивации учащихся (5-8 класс)

МКОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа»













Методические рекомендации


Декоративно-прикладное творчество

как средство повышения творческой мотивации

учащихся



(5-8 класс)









Учитель технологии,

руководитель ДПИ:

Моисеева Светлана Николаевна







Декоративно-прикладное творчество

как средство повышения творческой мотивации

в группе продленного дня


Психологи выделяют в развитии ребен­ка несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется специфичес­кими особенностями — внутренней пози­цией ребенка, его отношением к окружаю­щему. Учащиеся младшего школьного возраста (6-10 лет) активны во внеурочное время (в группе продленного дня) и испы­тывают интерес выполнить самостоятельно, что-то новое, их легко вовлечь в процесс создания изделия. Но в подростко­вом возрасте (11-15 лет) часть детей теряет мотивацию к творчеству, и уже в 6-8 классах педагогу приходится прилагать много уси­лий, чтобы поддержать их интерес.

Взяв за основу опыт учителей технологии школ Северо-Западного округа Москвы, раз­работала ряд объектов труда, главной особенностью которых является простота изготовления, технологичность, яркое оформление, метод - коллективное творчество.

Данные объекты могут быть предложены для изготовления на уроках технологии и в декоративно-прикладном творчестве учащимся 5-8 классов, имею­щим низкий уровень мотивации к творчеству, а также учащимся надомного обучения (по степени сложности). Более сложные изделия выполня­ются детьми с высокой мотивацией с ис­пользованием часов дополнительного об­разования, внеурочной деятельности.


1. Композиции с ис­пользованием сухоцветов, засушенных сорных растений, опавших листьев деревь­ев, веток, цветной бумаги, лучше всего предложить нерешительным, скованным детям. Вначале некоторым учени­кам трудно составить даже самую простую композицию, часто звучит вопрос: «Здесь нужно приклеивать лист или нет?» В про­цессе работы у них развивается фантазия, появляется творческий подход, формиру­ется умение самостоятельно принимать решение. Учитель предлагает темы, на­пример: (Рис. 1) «Нежность», (Рис. 2) «Одиночество», (Рис. 3) «Дружба» и др.


hello_html_m3c85f75f.jpghello_html_1da6e950.jpghello_html_m49daff3.jpg

Рис.1«Нежность» Рис.2 «Одиночество» Рис.3 «Дружба»


2. Коллаж могут выпол­нить ученики, более уверенные в себе. Этот объект труда дает возможность развить фантазию при минимальных затратах труда и отсутствии сложных приспособлений и оборудования, требующих длительного ос­воения. При выполнении коллажей дети учатся использовать универсальный клей, пластилин, способ печатания, трафарет, шаблон, текстильные волокна, что значительно сокращает время изготовле­ния изделия (Рис. 4) «Весеннее настроение».


hello_html_m7cb4fed8.jpghello_html_1e0fc277.jpg

Рис. 4 «Весеннее настроение»


Успешно проходят занятия, на которых уча­щиеся с низкой мотивацией выполняли коллажи на предложенные ими самими те­мы «Радость», «Надежда», «Грусть». Обяза­тельное условие при создании коллажа — придумать название, без этого работа счи­тается незаконченной. Название отражает суть работы и помогает учителю вникнуть в эмоциональное состояние ребенка, найти к нему индивидуальный подход.


3. Композиции из соленого теста (Рис. 5) «Аквариум», (Рис. 6) «Ожидание Нового года». При подготов­ке к уроку учителю необходимо приобрести все необходимые материалы (соленое тесто, природный материал, стаканчики, краски, кисти, основу из картона, цветные ленты и др.) в расчете на каждого уча­щегося. Создание разных условий для ра­боты особенно важно для детей. Кроме того, преподаватель заранее продумывает варианты компози­ций, отрабатывает технологию и ненавяз­чиво предлагает образцы ученикам.

hello_html_515f6d29.jpghello_html_m5e3cedb.jpg

Рис. 5 «Аквариум» Рис. 6 «Ожидание Нового года»


4. Наиболее сложное изделие - мягкая игрушка - кукла. Преимущества этого объекта труда заключаются в применении ручных швов, стачных (ручная работа, швейная машина). Изде­лие можно выполнить из хлопчатобумажных и ворсовых тканей, ткани с металлической нитью, трикотажа, бархата, парчи. Дети могут проявить максимум фантазии при оформлении изделия, проявить стилизацию образа, украсить вышив­кой или аппликацией, накладными бантика­ми, искусственными цветами, елочной мишурой, раскрасить ткань флома­стером или красками оформить прическу, личико куклы (Рис. 7) «Барышни в народном костюме».


hello_html_m4657b059.jpghello_html_m468a1e85.jpghello_html_m2531c8f3.jpg

Рис. 7 «Барышни в народном костюме»


При выполнении мягкой игрушки учащи­еся используют знания и умения, полученные на уроках математики, изобразитель­ного искусства. Например, перед построе­нием выкройки юбки в форме окружности можно повторить тему по математике построения ок­ружности и сегмента. Демонстрация межпредметных связей особенно важна для учащихся, а также актуальна в образовании.


В каждом из выше предложенных вариантов изготовления изделий преподавателю можно применить методы работы в группах, парах или коллективное творчество, а работу разделить на этапы.


Например:


  1. Информационно - теоретический этап: На начальном этапе выполнения работы учащиеся коллективно обсуждают какое изделие они представляют в готовом варианте, какие материалы будут использовать в работе, цветовое решение и другие вопросы касающиеся непосредственно задания.

  2. Поисковый этап: Затем учащиеся объединяются в группы и приступают к поиску, сбору материала будущего изделия (краски, карандаши, текстиль, природный материал, картон, пуговицы и др.).

  3. Практический: На следующем этапе, дети делятся на пары и приступают к выполнению различных деталей изделия (вяжут крючком, лепят, сшивают текстиль, склеивают, вырезают и т.д.). Здесь потребуется помощь друга, если не все хорошо получается при выполнении мелких и крупных деталей.

  4. Заключительный этап – где учащиеся вновь объединяются в группы и приступают к сборке готового изделия. Каждый из учащихся вносит свою посильную лепту, свой труд в изготовление заданной преподавателем темы, работы.


В настоящее время детей с низкой мотивацией все труднее привлечь к участию во внеурочное время. Поэтому если учителю все-таки удалось привлечь и заинтересовать ребенка к творчеству то для них обоих становиться боль­шой радостью, тем более что труд его учеников награждается грамотами перед большой школьной ауди­торией. Успех ученика окрыляет не только его самого, это награда и его учителю.




* Желаю удачи в творчестве всем педагогам и их воспитанникам!


4


методические рекомендации на тему: Декоративно-прикладное творчество как средство повышения творческой мотивации учащихся (5-8 класс)
  • Технология
Описание:

Психологи выделяют в развитии ребен­ка несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется специфичес­кими особенностями — внутренней пози­цией ребенка, его отношением к окружаю­щему. Учащиеся младшего школьного возраста (6-10 лет) активны во внеурочное время (в группе продленного дня) и испы­тывают интерес выполнить самостоятельно, что-то новое, их легко вовлечь в процесс создания изделия. Но в подростко­вом возрасте (11-15 лет) часть детей теряет мотивацию к творчеству, и уже в 6-8 классах педагогу приходится прилагать много уси­лий, чтобы поддержать их интерес.

 

Автор Моисеева Светлана Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 786
Номер материала 35427
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓