Главная / Русский язык и литература / Методические рекомендации на "Нестандартные приёмы опроса на уроках русского языка"

Методические рекомендации на "Нестандартные приёмы опроса на уроках русского языка"

Нестандартные приёмы опроса (проверки знаний) на уроках русского языка

Олимпийские игры

Этот приём использую при закреплении изученного материала или повторении. Консультантам, т.е. ученикам, которые хорошо усвоили изучаемую тему, на дом заранее даются задания, которые будут выполняться остальными учениками на следующем уроке. Я стараюсь дать необычные, интересные задания. Работы консультантов заранее проверяются. Количество консультантов зависит от наполняемости класса. Для сильного класса 27-28 человек хватает двух-трех консультантов. Столы расставлены по классу в произвольном порядке. Каждый стол на 4-5 сидячих места. Заданий должно быть 7-8. На каждом столе карточки с одинаковыми заданиями. На разных столах – разные задания, желательно, чтобы задания на разных столах отличались цветом. В ходе урока учащиеся перемещаются от стола к столу в произвольном порядке (от свободного места за столом к свободному месту за другим столом), поэтому мест должно быть обязательно на 2-4 больше, чем учащихся в классе. После выполнения карточки обязательный подход к консультанту на проверку. До тех пор, пока не будет консультантом проставлен балл за выполнение задания, дальнейший переход к следующему заданию не разрешается. После выполнения работы ученик вновь подходит к консультанту, тот проверяет работу и оценивает ее. Так как уровень сложности заданий может быть различным, учитель заранее оговаривает с консультантом, какое максимальное количество баллов может быть поставлено за то или иное упражнение и сколько баллов – в случае обнаружения ошибки. Задача учащегося – заработать за урок как можно больше баллов.

Пять учеников, заработавшие наибольшее количество баллов, получают за урок пятерки, четверо следующих – четверки и т.д., по усмотрению учителя. Консультанты в свободное от выдачи и проверки заданий время выполняют своё «особенное» задание. Учитель помогает тем консультантам, к которым образуется очередь в два-три человека, и слабым учащимся. При оценке работы консультанта возможно также учитывать качество проверки, которое выявится при проверке тетрадей учителем. Следует заранее условиться, что записи в тетрадях должны быть аккуратными, и предупредить ребят, что небрежно выполненные работы проверяться не будут. Как правило, на подобных уроках не бывает идеальной тишины, но азарт, стремление заработать как можно больше баллов не позволяют ребятам отвлекаться на посторонние разговоры и вовлекают в работу даже самых слабых учащихся.

Уложи в ряд

При изучении морфемики и словообразования использую такой приём. Продолжите ряд:

славяне, горожане – ...
грохот, ропот – ...
борьба, резьба – ...
жалоба, злоба – ...

пермяк, сибиряк - …




Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово я произнесу. Иногда даю слова с «подвохом», например, вместо существительного называю числительное.



Грамотеи

Класс делится на команды. Чаще всего по рядам. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают другая команда и получают поощрительный жетон. Побеждает та, у которой больше жетонов. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукцион

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом (конфета, резинка, карандаш, леденец и др.). Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь.
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу.
3. Назовите разряды местоимений.

Снежный ком

Цель: В этой игре прекрасно развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и очень трудно дающееся ребятам умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Развивается речевая изобретательность. В эту игру с удовольствием играют и большие, и маленькие. Правила очень просты. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино, Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним. Время игры – от 5 минут и больше.

Чепуха

Цели: Эта игра словно специально создана для изучения синтаксиса. Она дает огромные методические возможности. Для начала можно обсудить вместе с детьми, почему над одними полосками все долго смеются, а другие получились неудачными. В ходе размышлений и наблюдений выясняется, что непременное условие – правильные синтаксические связи: употребление именно того падежа, который задан вопросом, верное использование предлогов и т.д. Другие темы, которые позволяет обсудить эта игра, – главные и второстепенные члены (что будет, если ведущий так и не задаст вопроса что делает?, получится ли предложение?), порядок слов в предложении (почему на некоторые вопросы так трудно ответить, ответ «не ложится» рядом с предыдущими?), понятие члена предложения (прав ли был Петя, ответив на вопрос почему? целым предложением: «Потому что “почему” кончается на у»?) и многие, многие другие.

Скорее всего эта игра уже знакома детям – тем лучше. Игрокам понадобятся ручки и листки бумаги, хорошо бы длинные и узкие. Игра проходит по кругу; каждый должен знать, от кого он получает листок и кому передает. Если играющих много, можно создать несколько кругов. Обязательно нужен ведущий.

Проходит игра так. Ведущий последовательно задает вопросы: Кто?, Что делает?, Зачем? или Когда? и т.п. Каждый игрок на своем листке записывает ответ, а после этого заворачивает край листка так, чтобы запись была не видна, и передает его по команде ведущего соседу, например, по часовой стрелке. Таким образом все обмениваются листками. Ведущий задает следующий вопрос, игроки снова пишут ответ, заворачивают край и передают листки. Ведущий предлагает серию из пяти–восьми вопросов, имея в виду, что из ответов должно получиться синтаксически правильное предложение. Игра заканчивается тем, что все разворачивают оказавшиеся у них листки и читают получившуюся чепуху вслух, под общий хохот.
Проигравших быть не может. Имеет смысл прямо подчеркнуть, что игра не является соревнованием, все в равной мере заинтересованы в хорошем результате.

Паззлы

Цели: Игра достаточно сложная, но очень эффективная. Она развивает способность глубоко и полно анализировать текст, не упускать из виду тончайшие смысловые ньюансы, чувствовать логику фраз, форму произведения. При регулярном использовании учащиеся очень быстро учатся восстанавливать не только простые тексты, но и тексты, построенные на сложных образах и необычных художественных приемах. Это очень важное умение, помогающее, в том числе качественнее писать изложение.

На урок подготовить количество копий текста по числу команд (рядов, вариантов) или учащихся. Головоломка представляет собой отрывок из текста. Для 5-6 класса это стихотворный текст, для 7-9 лучше прозаический. Текст может состоять четырех–двенадцати строк (предложений), который заранее был разрезан на строки (предложения). Для паззла желательно подбирать не слишком хрестоматийный текст. Лучше, если шрифт будет крупным. Тексты разрезаются на полоски с отдельными словами и раскладываются по конвертам. Задача играющих – как можно быстрее восстановить текст, сложив строки (предложения) в нужном порядке.
Побеждает та команда (учащийся), которая быстрее всех и правильно восстановит стихотворение.



Головоломка

Другой вариант предыдущей игры – использовать диалог. Эта игра уместна на уроках по изучению прямой речи, диалога, при повторении этих тем, а также как фрагмент занятия по развитию коммуникативных навыков: пытаясь восстановить последовательность реплик, ребята начинают видеть внутреннее устройство диалога, способы сцепления между собой составляющих его высказываний. В этом варианте задание лучше дать для выполнения в паре. Диалог можно дать незаконченным, с заданием придумать окончание диалога.


Предложения по знакам препинания

Цели: Этот вариант задания эффективнее, но существенно сложнее. Учащиеся выполняют совершенно новую задачу, обратную привычной – расстановке знаков препинания в готовом тексте. Она призвана компенсировать недостаточное внимание, уделяемое в школьном курсе развитию «пунктуационной бдительности». Как и упражнения с пропущенными буквами, задания на расстановку знаков препинания бдительность притупляют, тем более что в одном упражнении обычно бывают представлены однотипные случаи.
Попытки составить свои предложения по заданной последовательности знаков препинания открывают ребятам все многообразие синтаксических значений, выражаемых в пунктуации. Они обнаруживают, что две запятые могут быть парными, а могут быть отдельными и что по сути своей это совершенно разные знаки. Поражает и многообразие значений, выражаемых с помощью тире, и самые различные способы комбинирования знаков препинания. А это очень важно, особенно в свете того, что они в 9 классе пишут сочинение на лингвистическую тему. Можно быть уверенным, что, несколько раз поиграв в эту игру, особенно по усложненному варианту, правила пунктуации ребята будут знать и помнить гораздо лучше.

После того как дети научились составлять схемы к предложениям и предложения по схемам предложите им составить предложение по заданной последовательности знаков препинания. Например, по последовательности знаков , – , . можно составить предложение: Честно говоря, идти туда мне не хотелось – страшно было, да и стыдно.



Методические рекомендации на "Нестандартные приёмы опроса на уроках русского языка"
  • Русский язык и литература
Описание:

Я очень редко использую такую форму занятия как урок-игра. но очень часто использую игровые моменты на своих уроках. они помогают активизировать внимание учащихся, их интерес к предмету. И, несмотря на кажующуюся простоту, действительно эффективны.

В данной работе представлены интересные приёмы для проведения опроса по русскому языку. Присвоить себе авторство я не смею. эти приёмы в какой-либо форме, думаю известны многим. Но я их для своей работы где-то переделала, где-то изменила условия, что-то добавила своё. 

 

Автор Фомина Галина Владимировна
Дата добавления 30.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 691
Номер материала 55318
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓