Главная / Другое / Методические рекомендации к предмету

Методические рекомендации к предмету

Чувашская Республика


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ибресинская Детская Школа Искусств»






Методическая рекомендация к рабочей программе

по предмету «Фортепиано»



«Упражнения для начинающих»








Составила:

Преподаватель музыкального

отделения

Данилова Наталия Николаевна









Cодержание




  1. Введение…3стр.

    1. Цель и задача педагога-пианиста….4стр.

  2. Основная часть.

2.1. Упражнения для начинающих пианистов…5стр.

2.2. Несколько дополнительных занимательных упражнений…7стр

2.3. Практический результат от игры упражнений…9стр.

2.4. Примерный репертуарный список….9стр.

III. Заключение…11стр.

VI. Библиографический список.














l. Введение


Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Дети далеко не всегда проявляют к ней должный интерес и нередко выполняют ее вяло, что резко снижает ее эффективность. Эту работу следует сделать, возможно более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям какие-нибудь названия, образно передающие их характер, пробуждать детей самим создавать варианты к некоторым упражнениям.

При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и освобождения мышц. Обо всем этом, как и о качестве звука, следует проявлять заботу уже при освоении первых навыков звукоизвлечения. Однако чрезмерно фиксировать внимание ученика на двигательных приемах небезвредно. Их следует ему показывать, но не навязывать и лишь помогать самостоятельно, находить наиболее рациональные движения.

Важно использовать упражнения в виде различных песенных попевок и мелодических фигур. Работу над такими упражнениями следует вести систематично и на протяжении длительного времени, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенного наращивания темпа и все большей ясности артикуляции. Эту работу надо направлять и контролировать, и вместе с тем предоставлять инициативу самим учащимся в придумывании собственных вариантов упражнений. Для развития "независимости" пальцев исключительно полезны упражнения в виде различных мелизмов-мордентов, группетто, коротких трелей, которые следует играть в разных вариантах.

Игра гамм в младших классах преследует цель не сколько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладевая певучем, плавным легато, достижение четкой артикуляции пальцев. В дальнейшем перед учеником ставится задача прибавления темпа. Для более быстрого и надежного освоения гамм удобнее изучать их, объединяя в группы по общим аппликатурным признакам.





1.1. Цель и задачи педагога - пианиста.



Основная цель- развитие технических навыков.


Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитию техники в узком смысле (пальцевой беглости, четкости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.

Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями является четкое осознание их назначения для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и др. В старших классах, наряду с увеличением темпа, постоянно возрастают и требования к качеству исполнения. Так, например, в гаммах перед учеником ставятся различные задания по динамике, артикуляции, группировке. Одновременно изучение аккордов и гамм способствует закреплению теоретических знаний ученика и выработке первичных аппликатурных навыков.

Педагог- пианист имеет полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально- пианистическим заданиям, лаконичные. легко запоминающиеся этюды. Ученик извлечет наибольшую пользу из этого этюда в том случае если довести исполнение его до законченности и блеска в подвижном темпе.



Основная задача педагога – пианиста научить детей чувствовать, слушать- переживать музыку. пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование способствуют возникновению четких музыкальных представлений и предшествуют началу обучения игре на фортепиано. Первичные навыки оказывают громадное влияние на все последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.

Непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координирование движения всей руки и пальцев, чуткое ощущение клавиатуры - залог успехов ученика в овладении фортепиано.

Тщательная работа в этом направлении и повседневный контроль, как педагога, так и самого учащегося предотвратит излишние, тормозящее развитие учащегося и вызывающее иногда профессиональные заболевание рук.

В педагогической практике нередки случаи, когда из-за плохо поставленного аппарата, "зажатости" и "скованности" движений всей руки дети не в состоянии успешно осваивать изучаемый материал, особенно пьесы инструментального и виртуального характера.

Основная гибкость и такт требуются от педагога в то время, когда у многих подростков в период так называемого "переходного возраста" появляется угловатость, нервозность, рассеянность, что отражается не только в посадке, но и в преувеличении темпов и динамики, резкости звучания и т.д. Все эти моменты должны стать для педагога предметом тщательного наблюдения и изучения.

Простейшая мелодия была и остается основой начального музыкального воспитания и обучения на любом инструменте. Необходимо научить детей слышать и вести мелодическую линию, исполняемую вначале не связано (non legato), а затем связано (Iegato), прислушиваться к протяженности фортепианного звука, стремится к выразительной фразировке, передавать характер каждой мелодии песенного или танцевального склада.

С первых же уроков необходимо приучать ученика вслушиваться в свое исполнение, добиваясь выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над преодолением технических трудностей.



ll. Основная часть.




2.1. Упражнения для начинающих пианистов.



На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями, предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук - "покушение с негодными средствами", то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.

Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента.

Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только тогда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыки.

Г. Г. Нейгауз писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины и для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает "акулий плавник". Поэтому первые уроки мы начинаем с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.

В работе с начинающими используется как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка», «птички», «краб», «колечки», «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонирование с функциональным басом по методике С. М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).

Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большее внимание. Обращаем внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора.

1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением - нежно, решительно, печально, добро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.

2) Слушаем секунды:

а) "Слон и Моська"- И. Арсеев (Н. Ветлугина "Музыкальный букварь" ) - звонкое, смешное тявканье секунд.

б) "Дождь и радуга" - С. Прокофьев - красочные акварельные пятна секунд.

в) "Сказочка" - С. Прокофьев - мерцающее, таинственные огоньки секунд.

В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес - играет секунды в определенном характере различным прикосновением.

3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: "Гармошка"- Е. Тилачеева ("музыкальный букварь").

Все упражнения даны с текстом. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым non legato, так и легким staccato ( «Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccato, portamento, затем non legato, marcato, и лишь затем legato.

См. нотное приложение.



2.2. Несколько дополнительных занимательных упражнений.


1."Радуга-дуга", рисую в воздухе.

"Нарисуй" в воздухе над клавиатурой правой рукой, а затем левой - большую радугу - дугу. "Рисуй" спокойно, не торопясь и при этом медленно проговаривая стишок:

-Ой ,ты радуга - дуга!

- Под тобой лежат луга.


-В небе ты повисла,

-Словно коромысло.


-Я красивую такую,

-В полминуты нарисую.


Проведи в воздухе радугу - дугу, опусти ее края куда-нибудь на очень далекие друг от друга клавиши то в правом, то в левом конце клавиатуры и вместе с концом строки стихотворения тихо нажми какую-нибудь клавишу или сразу две черных клавиши.


2. «Моя рука скачет, как мячик!».

Пусть твоя рука (сначала правая, потом левая) легко и свободно, как мячик, перескакивает над клавиатурой слева на право и справа на лево и берет 3-м пальцем следующие две черные клавиши.

При этом читай стишок:


Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?


Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!


3."Старый краб".

Положи правую руку на стол и слегка подбери пальцы.

Вообрази себе, что твоя рука изображает старого краба, который, переваливаясь. медленно ползет вперед, а затем назад. Пусть и рука твоя, подобно крабу, переваливается с 1-го пальца сразу на три пальца- на 3,4,5,потом на 1-й... И так, поворачиваясь из стороны в сторону, пусть она медленно ползет по столу.

Во время этого упражнения советуем тебе читать стихотворение:

Кто там прячется в углу?

Кто забился под скалу?

Кто усами шевелит,

Ничего не говорит?


Старый краб, не будь упрям,

Вылезай-ка лучше к нам!

Такие же упражнения выполни левой рукой, а затем обеими руками вместе.


4. Упражнение "Кузнечик".

Вообрази, что два твоих пальца (2-й и 4-й или 1-й и 3-й) - ножки кузнечика, который прыгает. Оттолкнись этими пальцами от каких-нибудь двух клавиш ( они звучат) и прыгни на крышку фортепиано или вниз на колени. Потренируйся в таких прыжках- скачках сначала правой рукой, потом левой.

Но пусть наш воображаемый кузнечик научится прыгать не только вверх и вниз, но и вправо и влево по клавиатуре. Отскочи от какой-нибудь двух клавиш (например, от РЕ-ФА, или от двух черных клавиш, или от белой и черной клавиши) и прыгни на такие клавиши дальше вправо и влево: дальше, а потом еще дальше.


Прыгая как кузнечик , проговаривай:

Прыг, скок - на листок.

А потом - на цветок.

А потом - на сучек

Прыг, скок, прыг,






2.3. Практический результат от игры упражнений.



Так как у учеников вырабатывается стереотип штриха и туше в каждом упражнении, их можно направить одним лишь упоминанием о каком-либо упражнении при работе над другими произведениями:

«Сова» - когда требуется раскрытие кисти;

«Ветерок» - плавность, целеустремленность движения;

«Облако» - легкие, воздушные руки;

«Мышонок»

«Соннички» - разные portamento;

«Дрема» - глубокое non legato;

«Мотылек» - плавные воздушные перелеты и т. д.

Заметно укрепляется свод руки.

Аккуратней. Активней работает 1 палец.

Исключается эмоциональная пассивность ребенка; он активен, заинтересован, а это самое главное в работе с детьми вообще.





2.4. Примерный репертуарный список.




Артобалевская А. "Первая встреча с музыкой":


-Упр. "Вальс собачек",

-Укр. н. п. "Казачек",

-Упр. Ляховицкая С. "Где ты, Лека?",

-Упр. Ляховицкая С. "Дразнилка",

-Руббах А. "Воробей",

-Филлип И. "Колыбельная".

-Любарский Н. «Курочка»,

-Укр. н.п. «Ой ти, дивчиео»,

-Укр. н. п. «Журавель».


Баренбойм Л., Перунова Н. "Путь к музыке":


-Рус. н. п. "Топи - Топи, Тошки",

-Рус. н. п. в обр. Агофонникова В. "Сорока",

-Словацкая н. п. "Маленькая Юлька",

-Словацкая н. п. "Белка пела и плясала",

-Бол. н. п. "Утром выйду",

-Лобачев Г. "Ходит Васька",

-Рус. н. п. "Иду, иду",

-Рус. н. п. "Мороз,мороз",

-Обр. Гречанинова А. "Дождик",

-Укр. н. п. "Я-коза"

-Рус. н. п. "Песенка про Дрему",

-Рус. н. п. Таусеньки, таусень",

-Югос. н. п. "Мама, мама, мамочка.


Захарова А. Н. "Играем вдвоем":


-Чув. н. п. ,обр. Ильинской Х. И.

-Польск. н. п. "Два кота",

-Чув. н. п., обр. Ильинской Х. И. "Шапар" (Волынка),

-Чув н. п., обр. Ильинской Х. И. "Через лес летит рой",

-Бернс Г. "Этюд" №11. соч. 62 (штрихи-staccato, marcato, legato),

-Корганова Т. "Гамма-Вальс",

-Тиличеева Е. "Цирковые собаки",

-Белар. н. п., обр. Ильинской Х. Н. "На зеленом лугу",

-Чудова Т. "Пастушек играй",

-Павлов Ф. обр. Ильинской Х. Н. "Вниз по нашей улице",

-Агафоников В. "Колыбельная",

-Львов-Компонеец Д., обр. Ильниской Х. Н. "Полька",

-Крылатов Е. "Качели",

-Калинников В. "Тень-Тень",

-Паулс Р., обр. Ильинской Х. Н. "Бабачки на снегу".


Николанва А. "Фортепианная игра":


-Рус. н. п. "Зайка",

-Красев М. "На льду",

-Рус. н. п. "Веселые гуси".

-Укр. н. п. "Птичка",

-Красев М. "Журавель",

-Рус. н. п. "Ходила младешенька по борочку",

-Рус. н. п. "Коровушка",

-Арм. н. п. "Ночь".

-Кабалевский Д. "Маленькая полька",

-Гнесина Е. "Этюд",

-Сперонтес "Менуэт",

-Шитте Л. "Этюд"(на пр. и лев. руку),

-Кабалевский Д. "Ежик",

-Гайдн И. "Анданте",

-Гнесина Е."Этюд" (C-dyr),

-Гнесина Е. "Этюд-песня" (a-mol).







III. Заключение.





В современных условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий, выработанные богатым опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой-педагогикой и психологией. Этот опыт и достижения науки каждому музыканту-педагогу следует систематически изучать, используя соответствующую литературу.

Нет ничего важнее для художественного воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и хорошо владеющим инструментом. Развитие их происходит особенно успешно, если педагог работает увлеченно и своим исполнением, а также словесными пояснениями вводит ученика в самую суть стоящих перед ним задач и создает у него необходимый настрой для последующей домашней работы. А наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог, используя испытанные практикой методы воспитания, сочетает их с рекомендациями теории развивающего обучения.

Технически развиваясь от класса к классу, учащийся приобретает все большую беглость пальцев. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля над четкостью звучания мелодической линии. Хорошее легато, плавность игры возможны только при отсутствии "суеты", лишних движений рук и наличии правильного дыхания.







VI. Библиографический список.




1. Артобалевская А. "Первая встреча с музыкой". М., "Советский композитор"1992г.

2. Баренбойм Л., Перунова Н. "Путь к музыке". Л., "Советский композитор"1989г.

3. Домагацкая «Первые уроки музыки». М., 2003г.


4. Золотницкая В. "Упражнения для начинающих". С.-Петербург, "Союз художников"2004г

5. Захарова А. Н. Играем вдвоем". Чеб., "Чув. композитор"2001г.

6. Михайлов М.П. «Развитие музыкальных способностей»

Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития.1997г.

7. Мартинсон К. А. "Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано". М., "Классика"


8. Николаева А. "Фортепианная игра".

9. Теплов Б. И. «Психология музыкального развития». М.,

1981г.














Методические рекомендации к предмету
  • Другое
Описание:

Чувашская Республика

 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ибресинская Детская Школа Искусств»

 

 

 

 

 

Методическая рекомендация к рабочей программе

по предмету «Фортепиано»

 

 

«Упражнения для начинающих»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Составила:

                                                                 Преподаватель музыкального

                                                                 отделения

                                                                 Данилова Наталия Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Cодержание

 

 

 

I.                  Введение…3стр.

I.1             Цель и задача педагога-пианиста….4стр.

II.               Основная часть.

2.1. Упражнения для начинающих пианистов…5стр.

2.2. Несколько дополнительных занимательных упражнений…7стр

2.3. Практический результат от игры упражнений…9стр.

2.4. Примерный репертуарный список….9стр.

 

 III. Заключение…11стр.

 

VI. Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l. Введение

 

Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Дети далеко не всегда проявляют к ней должный интерес и нередко выполняют ее вяло, что резко снижает ее эффективность. Эту работу следует сделать, возможно более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям какие-нибудь названия, образно передающие их характер, пробуждать детей самим создавать варианты к некоторым упражнениям.

При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и освобождения мышц. Обо всем этом, как и о качестве звука, следует проявлять заботу уже при освоении первых навыков звукоизвлечения. Однако чрезмерно фиксировать внимание ученика на двигательных приемах небезвредно. Их следует ему показывать, но не навязывать и лишь помогать самостоятельно, находить наиболее рациональные движения.

Важно использовать упражнения в виде различных песенных попевок и мелодических фигур. Работу над такими упражнениями следует вести систематично и на протяжении длительного времени, тренируя пальцы в самых различных комбинациях, добиваясь постепенного наращивания темпа и все большей ясности артикуляции. Эту работу надо направлять и контролировать, и вместе с тем предоставлять инициативу самим учащимся в придумывании собственных вариантов упражнений. Для развития "независимости" пальцев исключительно полезны упражнения в виде различных мелизмов-мордентов, группетто, коротких трелей, которые следует играть в разных вариантах.

Игра гамм в младших классах преследует цель не сколько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладевая певучем, плавным легато, достижение четкой артикуляции пальцев. В дальнейшем перед учеником ставится задача прибавления темпа. Для более быстрого и надежного освоения гамм удобнее изучать их, объединяя в группы по общим аппликатурным признакам.

 

 

 

 

1.1.  Цель и задачи педагога - пианиста.

 

 

   Основная цель- развитие технических навыков.

 

  Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитию техники в узком смысле (пальцевой беглости, четкости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.

  Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями является четкое осознание их назначения для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и др. В старших классах, наряду с увеличением темпа, постоянно возрастают и требования к качеству исполнения. Так, например, в гаммах перед учеником ставятся различные задания по динамике, артикуляции, группировке. Одновременно изучение аккордов и гамм способствует закреплению теоретических знаний ученика и выработке первичных аппликатурных навыков.

  Педагог- пианист имеет полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально- пианистическим заданиям, лаконичные. легко запоминающиеся этюды. Ученик извлечет наибольшую пользу из этого этюда в том случае если довести исполнение его до законченности и блеска в подвижном темпе.

 

 

 Основная задача педагога – пианиста научить детей чувствовать, слушать- переживать музыку. пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование способствуют возникновению четких музыкальных представлений и предшествуют началу обучения игре на фортепиано. Первичные навыки оказывают громадное влияние на все последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.

  Непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координирование движения всей руки и пальцев, чуткое ощущение клавиатуры - залог успехов ученика в овладении фортепиано.

  Тщательная работа в этом направлении и повседневный контроль, как педагога, так и самого учащегося предотвратит излишние, тормозящее развитие учащегося и вызывающее иногда профессиональные заболевание рук.

  В педагогической практике нередки случаи, когда из-за плохо поставленного аппарата, "зажатости" и "скованности" движений всей руки дети не в состоянии успешно осваивать изучаемый материал, особенно пьесы инструментального и виртуального характера.

  Основная гибкость и такт требуются от педагога в то время, когда у многих подростков в период так называемого "переходного возраста" появляется угловатость, нервозность, рассеянность, что отражается не только  в посадке, но и в преувеличении темпов и динамики, резкости звучания и т.д. Все эти моменты должны стать для педагога предметом тщательного наблюдения и изучения.

  Простейшая мелодия была и остается основой начального музыкального воспитания и обучения на любом инструменте. Необходимо научить детей слышать и вести мелодическую линию, исполняемую вначале не связано (non legato), а затем связано (Iegato), прислушиваться к протяженности фортепианного звука, стремится к выразительной фразировке, передавать характер каждой мелодии песенного или танцевального склада.

  С первых же уроков необходимо приучать ученика вслушиваться в свое исполнение, добиваясь выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над преодолением  технических  трудностей.

 

 

ll. Основная часть.

 

 

 

2.1.  Упражнения для начинающих пианистов.

 

 

На начальном этапе обучения игре на фортепиано многие педагоги сталкиваются с недостатком элементарных упражнений для развития технических навыков и постановки рук. Упражнения предполагают многократное повторение какого-либо оборота, однообразную аппликатуру. Это быстро утомляет детей, ослабляет внимание, а часто и интерес к занятиям. Поэтому большинство педагогов сводит к минимуму занятия упражнениями,  предлагают учащимся пьесы, к которым те еще не подготовлены технически. Это затрудняет работу над постановкой рук - "покушение с негодными средствами", то есть аппарат ребенка слаб, недостаточна пальцевая активность. Следующие упражнения помогают укрепить свод, активизировать работу пальцев. Надо найти, подобрать, написать упражнения для начинающих, небольшие и яркие. Это должны быть песенки, игры, зарисовки увлекательные и образные, которые помогли бы незаметно и весело осваивать инструмент, определенные технические приемы.

Содержание, настроение, точность музыкальной интонации должны вызвать у ученика совершенно определенные и различные в каждом упражнении прикосновения к клавишам инструмента. 

Первые упражнения разучиваем с рук. Ребенок впервые садится за инструмент, имея слуховой музыкальный опыт. Ему хочется сразу получить результат от прикосновения к инструменту и, если педагог ему в этом поможет, интерес к занятиям обеспечен. Только тогда ребенок услышит, как замечательно звуки передают знакомый ему мир, только тогда в нем проснется настоящий интерес к музыки.

Г. Г. Нейгауз  писал, что владение своим телом для пианиста так же важно, как для балерины и  для этого нужно постоянно тренироваться. Очень важны эти тренировки для малышей. Именно физическая зарядка, а не только комплекс для освобождения рук (гимнастика Артоболевской). Почти все дети страдают сейчас сколиозом, а из поясницы выпирает "акулий плавник". Поэтому первые уроки мы начинаем с зарядки от плечевого пояса до ног. Ребенок совершенно преображается. Он весел, бодр и готов к работе. Надо обращать внимание родителей на осанку детей. Советовать делать массаж, заниматься плаваньем. Физическая выносливость совершенно необходима для занятий фортепиано.

В работе с начинающими используется как традиционный материал, так и собственные упражнения. К традиционным относятся упражнения для развития гибкой кисти и подвижности пальцев: «кошечка», «птички», «краб», «колечки», «лодочки» и т.д. и изучение нотной грамоты. Очень развивает учеников транспонирование с функциональным басом по методике С. М. Мальцева, которая является основой работы на хоровом отделе Охтинского Центра Эстетического Воспитания (Санкт-Петербург).

Поскольку первые упражнения для малышей построены на тесных интервалах (секунда, терция, кварта, квинта), уделяем им большее внимание. Обращаем внимание ребенка на различное звучание интервалов в зависимости от замысла композитора.

1) Слушаем и играем один звук в разных характерах различным прикосновением - нежно, решительно, печально, добро, светло, грозно и т.д., тренируем все оттенки чувств и эмоций.

2) Слушаем секунды:

а) "Слон и Моська"- И. Арсеев (Н. Ветлугина "Музыкальный букварь" ) - звонкое, смешное тявканье секунд.

б) "Дождь и радуга" - С. Прокофьев - красочные акварельные пятна секунд.

в) "Сказочка" - С. Прокофьев - мерцающее, таинственные огоньки секунд.

В а), б), в) ученик принимает непосредственное участие в исполнении этих пьес - играет секунды в определенном характере различным прикосновением.

3) Поем и играем песенки на секундовые попевки, например: "Гармошка"- Е. Тилачеева ("музыкальный букварь").

Все упражнения даны с текстом. Это дает ученику эмоциональный настрой, помогает найти более точные прикосновения к клавишам. Каждое упражнение разучивается с педагогом, как песенка или игра. Лишь затем ученику предлагается  сыграть упражнение самостоятельно. Выученные упражнения транспонируем. Можно менять характер и отрабатывать различные штрихи и туше на одном материале. Например, упражнение «Лягушка-квакушка» можно исполнять как тяжелым nonlegato, так и легким staccato ( «Большая и маленькая лягушка»). Все упражнения играем от легкого staccatoportamento, затем nonlegato, marcato, и лишь затем legato.

См. нотное приложение.

 

 

2.2. Несколько дополнительных занимательных упражнений.

 

 

1."Радуга-дуга", рисую в воздухе.

"Нарисуй" в воздухе над клавиатурой правой рукой, а затем левой - большую радугу - дугу. "Рисуй" спокойно, не торопясь и при этом медленно проговаривая стишок:

-Ой ,ты радуга - дуга!

- Под тобой лежат луга.

 

-В небе ты повисла,

-Словно коромысло.

 

-Я красивую такую,

-В полминуты нарисую.

 

Проведи в воздухе радугу - дугу, опусти ее края куда-нибудь на очень далекие друг от друга клавиши то в правом, то в левом конце клавиатуры и вместе с концом строки стихотворения тихо нажми какую-нибудь клавишу или сразу две черных клавиши.

 

2. «Моя рука скачет, как мячик!».

Пусть твоя рука (сначала правая, потом левая) легко и свободно, как мячик, перескакивает над клавиатурой слева на право и справа на лево и берет 3-м пальцем следующие две черные клавиши.

При этом читай стишок:

 

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

 

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

 

3."Старый краб".

Положи правую руку на стол и слегка подбери пальцы.

Вообрази себе, что твоя рука изображает старого краба, который, переваливаясь. медленно ползет вперед, а затем назад. Пусть и рука твоя, подобно крабу, переваливается с 1-го пальца сразу на три пальца- на 3,4,5,потом на 1-й... И так, поворачиваясь из стороны в сторону, пусть она  медленно ползет по столу.

Во время этого упражнения советуем тебе читать стихотворение:

Кто там прячется в углу?

Кто забился под скалу?

Кто усами шевелит,

Ничего не говорит?

 

Старый краб, не будь упрям,

Вылезай-ка лучше к нам!

Такие же упражнения выполни левой рукой, а затем обеими руками вместе.

 

4. Упражнение "Кузнечик".

 Вообрази, что два твоих пальца (2-й и 4-й или 1-й и 3-й) - ножки кузнечика, который прыгает. Оттолкнись этими пальцами от каких-нибудь двух клавиш ( они звучат) и прыгни на крышку фортепиано или вниз на колени. Потренируйся в таких прыжках- скачках сначала правой рукой, потом левой.

Но  пусть наш воображаемый кузнечик научится прыгать не только вверх и вниз, но и вправо и влево по клавиатуре. Отскочи от какой-нибудь двух клавиш (например, от РЕ-ФА, или от двух черных клавиш, или от белой и черной клавиши) и прыгни на такие клавиши дальше вправо и влево: дальше, а потом еще дальше.

 

Прыгая как кузнечик , проговаривай:

Прыг, скок - на листок.

А потом - на цветок.

А потом - на сучек

Прыг, скок, прыг,

 

 

 

 

 

2.3. Практический результат от игры упражнений.

 

 

   Так как у учеников вырабатывается стереотип штриха и туше в каждом упражнении, их  можно направить одним лишь упоминанием о каком-либо упражнении при работе над другими произведениями:

   «Сова» - когда требуется раскрытие кисти;

   «Ветерок» - плавность, целеустремленность движения;

   «Облако» - легкие, воздушные руки;

   «Мышонок»

   «Соннички» - разные portamento;

   «Дрема» - глубокое nonlegato;

   «Мотылек» - плавные воздушные перелеты и т. д.

Заметно укрепляется свод руки.

Аккуратней. Активней работает 1 палец.

Исключается эмоциональная пассивность ребенка; он активен, заинтересован, а это самое главное в работе с детьми вообще.

 

 

 

 

2.4. Примерный репертуарный список.

 

 

 

Артобалевская А. "Первая встреча с музыкой":

 

-Упр. "Вальс собачек",

-Укр. н. п. "Казачек",

-Упр. Ляховицкая С. "Где ты, Лека?",

-Упр. Ляховицкая С. "Дразнилка",

-Руббах А. "Воробей",

-Филлип И. "Колыбельная".

-Любарский Н. «Курочка»,

-Укр. н.п. «Ой ти, дивчиео»,

-Укр. н. п. «Журавель».

 

Баренбойм Л., Перунова Н. "Путь к музыке":

 

-Рус. н. п. "Топи - Топи, Тошки",

-Рус. н. п. в обр. Агофонникова В. "Сорока",

-Словацкая н. п. "Маленькая Юлька",

-Словацкая н. п. "Белка пела и плясала",

-Бол. н. п. "Утром выйду",

-Лобачев Г. "Ходит Васька",

-Рус. н. п. "Иду, иду",

-Рус. н. п. "Мороз,мороз",

-Обр. Гречанинова А. "Дождик",

-Укр. н. п. "Я-коза"

-Рус. н. п. "Песенка про Дрему",

-Рус. н. п. Таусеньки, таусень",

-Югос. н. п. "Мама, мама, мамочка.

 

Захарова А. Н. "Играем вдвоем":

 

-Чув. н. п. ,обр. Ильинской Х. И.

-Польск. н. п. "Два кота",

-Чув. н. п., обр. Ильинской Х. И. "Шапар" (Волынка),

-Чув н. п., обр. Ильинской Х. И. "Через лес летит рой",

-БернсГ. "Этюд" №11. соч. 62 (штрихи-staccato, marcato, legato),

-Корганова Т. "Гамма-Вальс",

-Тиличеева Е. "Цирковые собаки",

-Белар. н. п., обр. Ильинской Х. Н. "На зеленом лугу",

-Чудова Т. "Пастушек играй",

-Павлов Ф. обр. Ильинской Х. Н. "Вниз по нашей улице",

-Агафоников В. "Колыбельная",

-Львов-Компонеец  Д., обр. Ильниской Х. Н. "Полька",

-Крылатов Е. "Качели",

-Калинников В. "Тень-Тень",

-Паулс Р., обр. Ильинской Х. Н. "Бабачки на снегу".

 

Николанва А. "Фортепианная игра":

 

-Рус. н. п. "Зайка",

-Красев М. "На льду",

-Рус. н. п. "Веселые гуси".

       -Укр. н. п. "Птичка",

-Красев М. "Журавель",

-Рус. н. п. "Ходила младешенька по борочку",

-Рус. н. п. "Коровушка",

-Арм. н. п. "Ночь".

-Кабалевский Д. "Маленькая полька",

-Гнесина Е. "Этюд",

-Сперонтес "Менуэт",

-Шитте Л. "Этюд"(на пр. и лев. руку),

-Кабалевский Д. "Ежик",

-Гайдн И. "Анданте",

-Гнесина Е."Этюд" (C-dyr),

-Гнесина Е. "Этюд-песня"  (a-mol).

 

 

 

 

 

 

III. Заключение.

 

 

 

 

В современных условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий, выработанные богатым опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой-педагогикой и психологией. Этот опыт и достижения науки каждому музыканту-педагогу следует систематически изучать, используя соответствующую литературу.

Нет ничего важнее для художественного воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и хорошо владеющим инструментом. Развитие их происходит особенно успешно, если педагог работает увлеченно и своим исполнением, а также словесными пояснениями вводит ученика в самую суть стоящих перед ним задач и создает у него необходимый настрой для последующей домашней работы. А наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог, используя испытанные практикой методы воспитания, сочетает их с рекомендациями теории развивающего обучения.

 Технически развиваясь от класса к классу, учащийся приобретает все большую беглость пальцев. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля над четкостью  звучания мелодической линии. Хорошее легато, плавность игры возможны только при отсутствии "суеты", лишних движений рук и наличии правильного дыхания.

 

 

 

 

 

 

VI. Библиографический список.

 

 

 

1.  Артобалевская А. "Первая встреча с музыкой". М., "Советский композитор"1992г.

2. Баренбойм Л., Перунова Н. "Путь к музыке". Л., "Советский композитор"1989г.

3.   Домагацкая  «Первые уроки музыки». М., 2003г.

 

4. Золотницкая В. "Упражнения для начинающих". С.-Петербург,  "Союз художников"2004г

5. Захарова А. Н. Играем вдвоем". Чеб.,  "Чув. композитор"2001г.

6. Михайлов М.П. «Развитие музыкальных способностей»

Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития.1997г.

7. Мартинсон К. А. "Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано". М., "Классика"

 

8. Николаева А. "Фортепианная игра".

9. Теплов Б. И. «Психология музыкального развития». М.,

 

 1981г.

Автор Данилова Наталия Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 738
Номер материала 10713
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓