Главная / Русский язык и литература / Методические рекомендации к авторской программе факультативного курса "Живое краеведение" по литературному краеведению для учащихся 5-8 классов

Методические рекомендации к авторской программе факультативного курса "Живое краеведение" по литературному краеведению для учащихся 5-8 классов

Приложение 32

Методические рекомендации к программе факультативного курса

Методические рекомендации по реализации рабочей программы к факультативному курсу по литературному краеведению («Живое краеведение») и использованию краеведческого материала на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности

Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом, здоровым и непобедимым, формируется, прежде всего, через использование краеведческого материала. Региональный компонент – одна из составляющих базисного учебного плана, поэтому изучение региональной литературы – важнейший элемент учебно-воспитательного процесса в школе.

Предпосылкой для создания Программы по литературному краеведению стало отсутствие в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для средней школы, а также современных методических разработок.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается значительный отток населения с территории Дальнего Востока, и мы, дальневосточники, должны прививать интерес к изучению истории, культуры и литературы родного края.

Настоящая программа по литературному краеведению Хабаровского края основывается на Федеральном Государственном образовательном Стандарте и долгосрочной целевой программе «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на период 2010-2014 годов, целью которой является создание условий для формирования духовно-нравственного сообщества граждан, сплоченного и объединенного общими целями и интересами, стремящегося к повышению качества жизни столицы Дальневосточного региона России. В сознании жителей Хабаровска и Хабаровского края, как и в сознании всего населения страны, произошло крушение идеалов, составляющих основу нравственности и духовности, уступивших место стремлению к потреблению материальных благ. Вследствие этого происходит снижение смысла бытия горожан, усиление в сознании особенно молодежи ценностей потребительского общества, доминирование выгоды над истиной, искажение русской речи, возрастание угрозы утраты их духовной самобытности.

Новизна данной программы заключается в том, что, основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, она расширяет его рамки живыми встречами с писателями, поэтами - земляками, экскурсиями в музеи и библиотеки города, походами по родному краю, что приводит школьников к мысли: Дальний Восток – уникальное место России.

Целью программы является воспитание личности высоконравственного, творческого, компетентного гражданина-патриота России на основе дальневосточной литературы как части национальной и мировой культуры средствами музейной, библиотечной педагогики; формирование у обучающихся потребности в систематическом, системном чтении литературы Дальнего Востока, развитие компетенций: ценностно – смысловых; общекультурных; информационных; коммуникативных; социально – трудовых; личностных.

Задачи

Личностные: формировать мотивацию школьников к процессу изучения дальневосточной литературы как предмету, необходимому для самопознания; понимание значимости дальневосточной литературы как части национальной и мировой культуры; уважительное отношение к литературе народов многонациональной России; бережное отношение к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края, страны; формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности; развивать эстетические чувства на основе знакомства с культурой Хабаровского края и чувства сопричастности;

развивать морально – этические представления, основанные на добре и уважении.

Метапредметные: формировать умения использовать различные способы поиска материала (в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях города и виртуальных, на встречах с ныне живущими писателями, поэтами редакторами и сотрудниками газет и журналов и разными людьми, имеющими информацию) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета; умение черпать информацию, получать эстетическое наслаждение общением с живой природой родного края; умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач, работая с региональной литературой; развивать умения исследовательской деятельности; формировать коммуникативные умения для решения коммуникативных и познавательных задач; развивать умения сотрудничать для решения коллективной поисковой или творческой задачи; развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; формировать умения готовить полученные материалы к публикации; к защите; умения поиска, сбора, изучения материала; совершенствовать владение логическими действиями; развивать готовность быть участником диалога, диспута, дискуссии; развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности.

Предметные: воспитывать творческую личность, осознающую себя частицей родного края, государства; совершенствовать различные виды чтения и пересказа; мотивацию к чтению литературы региональной, в том числе и во время досуга; умения пользоваться библиотечным фондом; развивать интерес к творчеству; умения составлять отзывы, брать интервью, писать статьи, заметки, репортажи, творческие работы; формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики текста и персонажей.

Принципы изучения литературного краеведения Хабаровского края в школе

Организационные: преемственности; структурирования; вариативности; эстетической значимости.

Мотивационные: личностные; деятельностные; развитие творческого потенциала.

Методические: повторное чтение; единство формы и содержания; диалоговые; инвариантности; внедрения.

Выбор авторов и произведений объясняется активизацией учебного процесса, необходимостью, чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами и соответствовали их возрастным и психологическим особенностям.

Эта задача неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей компетентных, обладающих широким кругозором, способных самостоятельно приобретать знания, патриотов и интернационалистов. Программа адаптирована под ресурсы Хабаровского края, города Хабаровска: этнические (живые встречи с писателями, поэтами - земляками, экскурсии в музеи и библиотеки города); культурные (спектакли, фильмы, театры, кинотеатры, музеи); экологические; природные (походы по родному краю) ресурсы.

Все это способствует реализации Федерального Государственного образовательного Стандарта и долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на период 2010-2014 г.г., социализации личности ученика. По данной программе к работе могут привлекаться ученые и педагоги вузов, сотрудники музеев, архивов, библиотек, различных городских организаций, дальневосточные писатели и поэты. Поэтому она и названа «Живое краеведение».

Программа курса «Литературное краеведение Хабаровского края» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества дальневосточных писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Для каждого класса подобраны произведения дальневосточных писателей, соответствующие УМК для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (под редакцией Г. И. Беленького. 4-е издание, переработанное, М., издательство Мнемозина, 2009год), возрастным особенностям учащихся, и перекликаются с программой по региональной литературе (1994,1996,автор – Г. В. Гузенко; 1998г, автор - Л.С. Гудкова). Работа над произведениями на факультативных занятиях дополняется тематическими классными часами, на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края.

В процессе освоения курса предполагается: знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка; освоение элементарных знаний по истории и теории литературы; знакомство с биографическими данными о писателях-классиках XIX и XX веков, побывавших на дальневосточной земле; анализ содержания и структуры литературного произведения; изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий: выразительное чтение, собеседование, лекции, семинары, дискуссии, конференции, инсценировки, интегрированные уроки, уроки-концерты, экскурсии, встречи; тематические классные часы, посвященные краеведческому материалу; различные внеклассные мероприятия: посещение краеведческого музея имени Гродекова, выездные экскурсии, экскурсии в Дальневосточный Художественный музей, поездки, литературная гостиная на базе районной детской библиотеки, встречи с известными дальневосточными писателями о поэтами, мастер-классы и другие формы.

Формы занятий направлены на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Формы работы: музейные занятия; проект «Составление библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также подготовка картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край»; лекции; практикумы; уроки-экскурсии; работа с книгой и документом; диспуты; дискуссии; конференции; чтения; творческие работы; семинары; презентации; фотовыставки; книжки – самоделки; иллюстрации к текстам; создание видеофильмов «Мой город родной», «Улица П. Комарова», «Улицы Хабаровска рассказывают»; социальные акции; встречи с писателями и поэтами – дальневосточниками; литературная гостиная; занятия-экскурсии; работа с книгой и документом.

Система творческих заданий: выразительное чтение художественного произведения, сопоставительный анализ художественного произведения, защита исследовательского проекта, отзыв и рецензия, иллюстрация к произведению, презентации, создание картотеки (коллективная работа), создание видеофильма (коллективная работа), фотоальбом к лирическим текстам, авторские творческие тексты.

Предполагаемые продукты: литературная гостиная; классный час; видеофильм; книжка – самоделка; фотовыставка; портфолио; фотоальбом;

поэтические чтения; презентация – исследование; «Проба пера» (участие в конкурсе литературного творчества).

Программа рассчитана на средний и старший подростковый возраст учащихся (6-8 класс). Она предполагает постепенное развитие детского мышления, формирующего знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

Курс дает возможность тематического объединения материала, способствует укреплению межпредметных связей (история – краеведение – литература – живопись – музыка - информатика), что заметно облегчает освоение материала, способствует формированию гражданской позиции.

При реализации программы возможны некоторые риски: нет соответствующего учебника, методических разработок, поэтому рекомендуется использование «Хрестоматии по дальневосточной литературе» (5, 6кл. составитель Г.В. Гузенко; 7, 8-9 классов под редакцией В. Г. Мехтиева). Эти книги достаточно полно отражают поэтическое и прозаическое наследие Хабаровского края.

Предлагаемые формы работы к факультативному курсу, система творческих заданий, темы проектов, исследовательских, творческих носят рекомендательный характер. Работая по данной программе, учитель может по своему усмотрению изменить количество часов на изучение той или иной темы, частично изменить список произведений, выбрать свои формы работы, систему творческих заданий, предполагаемые проектные продукты.

На изучение курса ежегодно предполагается 34 часа.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, школьники учатся слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки, творческие работы. Поездки по родному краю мотивируют учащихся на создание творческих и исследовательских проектов.

С большим интересом учащиеся воспринимают встречи с дальневосточными поэтами и писателями на занятиях по региональной литературе на базе детской библиотеки, учатся общаться, задавать вопросы, вести диалог, эмоционально откликаться на жизненные события. Ребята участвуют в интеграционном проекте курса «Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного и музыкального искусства». Выездные экскурсии, творческие встречи с дальневосточными поэтами: Е. К. Коханом, детской поэтессой Еленой Владимировной Неменко, членом Союза писателей, редактором детского регионального журнала «Расти с Хабаровском» (она проводила творческую мастерскую по теме «Японское хокку), создание собственных четверостиший», встреча с фотохудожником, заместителем директора зоосада имени Всеволода Сысоева Асейдулиной Еленой Вильдановной по теме «Презентация книги «Прогулка по зоосаду», общение с произведениями живописи ДВХМ, посвященными русской и дальневосточной природе, 200-летию Бородинского сражения, русской иконе и древнерусской культуре и другие встречи с сотрудниками музея, библиотеки – все это обогащают учащихся духовно, нравственно. эстетически, способствуют гармоническому развитию личности, расширяют рамки предмета.

В 5-8 классах программа по литературному краеведению сохраняет преемственность с Федеральным Государственным образовательным Стандартом по литературе и носит сквозной характер. В ней разработаны линии углубления ведущих тем, основанных на духовной и нравственной проблематике.

Важнейшей задачей в воспитании подростков 11-12 лет становится приобщение их к чтению, а также в закреплении этой потребности. Если ребенок до 12 лет не успел полюбить книгу, не пристрастился к ней, в дальнейшем, по мнению психологов, это вряд ли произойдет. Поэтому свои усилия направляем прежде всего на то, чтобы помочь ученикам испытать удовольствие от чтения.

Начиная с 5 класса, проводим интегрированные занятия на базе Дальневосточного Художественного и краеведческого музея имени Гродекова, где многое узнаем о быте, культуре, фольклоре: сказках, мифах, заклинаниях и традициях коренных малочисленных народах Севера и Дальнего Востока. Участвуем в интеграционном проекте «Библиотека и музей. Мир культуры».

Тематика музейных занятий самая разнообразная, отражающая национальную культуру и быт народов Приамурья:

1. «В гости к народам Приамурья» - жилище и традиционная трудовая деятельность коренных народов Приамурья.

2. «Мэрген - рыболов» – традиционная промысловая деятельность коренных народов Приамурья.

3. «Мэрген - охотник» - традиционная промысловая деятельность коренных народов Приамурья.

4. «Игры народов Приамурья»

5. «Игрушки народов Приамурья» - занятие, включающее мастер-класс по изготовлению традиционной куклы.

6. «Орнаментальное искусство аборигенов»

7. «Как Эльга мастерицей стала» - женское рукоделие коренных народов Приамурья .

8. «Невеста Пудин» - свадебные обряды коренных народов Приамурья.

9. «С колыбели» - как коренные народы Приамурья воспитывали своих детей.

10. «Сказки бабушки Айги» - устное творчество коренных народов Приамурья. Литературно краеведческий час «Амурская сказка».

При изучении литературной сказки, ее специфики и связи с народной сказкой знакомим учащихся с книгой «Амурские сказки» Д. Д. Нагишкина. Как форму проведения факультативного занятия выбираем тематическую экскурсию в Краеведческий музей имени Гродекова: «Улицы Хабаровска рассказывают о писателях – дальневосточниках»: Д.Д. Нагишкине, П.С. Комарове, В.К. Арсеньеве, В. Иванове, где школьники изучают их биографию и творчество. К классному часу рекомендуется приготовить презентацию книги «Улицы дальневосточной столицы» или рассказ о ней.

Перед изучением повести В. П. Сысоева «Золотая Ригма» (главы из повести) можно провести экскурсию в Приамурский зоосад имени Всеволода Сысоева, создать фотовыставку о зоосаде.

На внеклассном занятии можно провести творческую встречу с фотохудожником, заместителем директора зоосада имени В. Сысоева Асейдуллиной Еленой Вильдановной , автором книги «Прогулка по зоосаду имени Всеволода Сысоева». Учащиеся пишут отзывы, репортажи об этой встрече.

Учащиеся 6 – 7 классов готовят небольшие исследовательские работы, выполняют разовые поисковые задания.

Большое место в программе 6 класса отводится изучению мифов, легенд, обрядов, благопожеланий дальневосточных аборигенов. Рассматривается взаимовлияние мифологии народов Приамурья, Севера и мифологии народов мира, взаимодействие и взаимопроникновение русской и этнических культур.

На факультативных занятиях в 6 классе при изучении темы «Мифы, предания, благопожелания, легенды, запреты, бытующие на дальневосточной земле» можно не только проводить анализы текстов, но и планировать экскурсии в краеведческий музей по теме «Мифология Дальнего Востока», написать отзыв о ней.

Можно научить ребят создавать презентации, буклеты по культуре и быту народов Приамурья и Дальневосточного Севера, например, «Нанайские легенды», творческие тексты - собственные благопожелания к природе. Ребята пробуют себя в роли художников, создают иллюстрации к мифам; в роли исследователей - в небольшом исследовательском проекте «Легенды и предания нашего края». При создании такого проекта можно помочь учащимся в организации книжной выставки по этой теме и провести по ней экскурсию. И завершает эту тему творческая письменная работа: «Какие уроки для себя ты извлек, познакомившись с жанрами мифологии?», а также инсценирование мифов или создание моноспектакля по мифу (использование регистров звукоподражания, пантомимы, пластики рук).

При знакомстве с темой «Мифы, легенды, предания в живописи, графике, художественно-прикладном искусстве» проводится лекция-беседа в Дальневосточном художественном музее.

Тема «Человек и его место в мире природы» представлена творчеством В. Санги, А. Максимова, В. Соломатова.

Анализируя художественный текст А. Максимова повести «Норка», пишется сценарий на любой эпизод (по выбору учащегося) или отзыв о произведении. Устраивается выставка рисунков. Некоторые учащиеся получают индивидуальные творческие задания: приготовить сообщения о писателе и его творчестве, групповые задания: создать фотовыставку «Мир дальневосточных животных».

При изучении темы «Красота дальневосточной природы в лирике дальневосточных поэтов. Четыре времени года» готовится литературно-музыкальная композиция из стихотворений Е. Кохана, Н. Капустюк, П. Комарова и других дальневосточных поэтов, даются индивидуальные творческие задания: написать собственное стихотворение о природе родного края, сочинение «Человек и природа», «Дыхание осени», «Осень» и другие.

Военная тема представлена произведениями Е. Кохана, А. Максимова и Б. Копалыгина.

На факультативных занятиях учащиеся анализируют художественные тексты по вопросам учебника главы из повести «Танк Москвилы» А. Максимова «Лесные клады», повесть "Друг мой Омголон" (отрывки) Виктора Николаевича Александровского, пишут отзывы о произведениях, учатся создавать сценарий на любой эпизод (по выбору учащегося); готовится выставка рисунков к различным эпизодам повести.

После изучения стихотворения «Возвращение солдата» Б. Копалыгина можно дать творческое задание: создать собственное стихотворение о войне.

Завершается изучение военной темы поэтической творческой встречей с дальневосточным поэтом Евгением Коханом – бывшим узником фашистского концлагеря «День узников фашистских лагерей. «Детство, опаленное войной»». После очень эмоционального, взволнованного рассказа поэта о себе ученики выразительно читают подготовленные стихотворения, пишут творческие работы, отзывы, репортажи об этой встрече, готовят выставку рисунков, создают собственное стихотворение о войне. Например, стихотворения

Жестокая война


Мы встретились с ним – он рассказывал нам о войне.

Мы встретились с ним - он показывал нам свои шрамы.

Мы встретились с ним – он рассказывал нам о себе, о войне, и конечно, о своей семье.

Эту войну он видел своими глазами…

Эту войну он чувствовал своими руками…

Эту войну он победил своим мужеством и отвагой.


Война


Война, война!

Столько жизней унесла!

Множество людей,

Взрослых и детей.

В концлагере паек давали мне –

Кусочек хлеба да вода

Вот и вся моя еда.

Включенные в программу произведения позволяют влиять на ценностные ориентации младшего подростка и направлять его реальное поведение, а также воспитывать патриотизм, гражданские чувства, гордость за свою Родину.

Так, например, можно провести поэтическую встречу для учащихся 6-7 классов, посвященную военной лирике А.Л. Князева, возглавляющего Хабаровскую городскую общественную организацию «Даманцы». «Особенности изображения даманских событий в поэтическом сборнике «Взорванная весна». Презентация книги», а также с представителями воинской части № 2665, военнослужащими. После встречи дети пишут отзывы, репортажи. Наверное, лучше всего расскажут об этой встрече строки из сочинения ребят:

14 марта 1969 года. Весна.

Март…Снег…

Четырнадцатое число.

В казарме не слышен смех,

Всё насторожено.

Звенящая тишина…

«Эту войну наши официальные историки предпочитают не вспоминать, в лучшем случае скромно именуя ее «инцидентом» или «событиями» на Даманском. А это была самая настоящая агрессия против нашей страны — первая и единственная после Великой Отечественной». В 2012 году отмечается 43 годовщина этой двухнедельной войны,

С 14 марта по 22 апреля 1969 года принимал участие в боевых действиях на острове Даманский.

Вспоминаем Даманский и чёрную тень,

Что с китайского берега к нам пролегла,

Вспоминаем заснеженный мартовский день –

День, когда над Уссури взорвалась Весна!»

« И снова весна. Март 2012 года. Мы с классом идём на встречу с писателем Александром Леонидовичем Князевым, с писателем – даманцем, участником боевых действий, возглавляющим Хабаровскую городскую общественную организацию «Даманцы». Презентация книги Князева «Взорванная весна», а также с воинской частью».

«Остров Даманский. Здесь погибли и стали героями посмертно молодые пограничники. Друзья писателя. Они боролись до последнего. С болью говорил писатель о том, что остров в настоящее время отдали Китаю, что имена его погибших и оставшихся в живых товарищей не упоминаются ни в истории нашей страны, ни в публицистике. Нельзя согласиться с этим: люди боролись, умирали и хотели сохранить эту землю для нашей страны».

«Мы, молодое поколение должны знать историю своего государства и историю своего родного края, бережно относиться к прошлому.

Также он рассказал про свою книгу «Взорванная весна», в которой он пишет о военном братстве, своих друзьях, о боевой молодости.

В настоящее время Александр Леонидович возглавляет Хабаровскую городскую организацию ветеранов «Даманцы», поэт, пишет стихи о пережитых им, его друзьями, дальневосточниками событий тех лет.

После выступления Александра Князева военнослужащие говорили о нашей новой армии, про то, что условия службы сейчас стали намного лучше. Познакомили нас с различными видами автоматов. Наши мальчики и даже девочки с удовольствием собирали и разбирали автоматы на время. Так произошло единение патриотического духа разных поколений» – строчки из творческих детских работ.

Ребятам нравится общаться, получать информацию, исследовать, обобщать и систематизировать, выполнять творческие работы. И пусть среди них не все будут журналистами, писателями, поэтами, критиками, литературоведами. Главное: они соприкасаются с живыми душами интересных личностей, людей - наших земляков-дальневосточников, учатся у них любить свою Родину.

В 7 классе в программу включены произведения, значимые для духовного и нравственного развития школьников и соответствующие возрастным особенностям сензитивного периода.

Региональный компонент литературного образования предусматривает знакомство учащихся 7 класса с древними рукописями дальневосточной земли, изучение произведений дальневосточных классиков: В. К. Арсеньева, Г. А. Федосеева, С. П. Кучеренко, П. Комарова, обращение к поэзии Р. Казаковой, Л. Миланич, С. Тельканова, А. Семенова и др.

При изучении раздела “Бессмертными останутся дела…” стихотворения П. Комарова «Изыскатели» проводятся традиционные комаровские чтения - литературная гостиную.

Цель проводимого занятия – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи: приобщить к литературному творчеству Петра Комарова, раскрыть богатство мира идей и образов его поэзии; увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска; обогатить устную и письменную речь школьников; помочь овладеть начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов, знакомства с историко-литературными источниками, чтения и обсуждения художественных произведений, их критической оценки, освоения элементарных знаний по истории и теории литературы, анализа содержания и структуры литературного произведения, изучения нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

В литературную гостиную, посвященную не только творчеству Петра Комарова, но и природе родного края, целесообразно пригласить Владимира Демьяновича Василиненко, поэта, кинорежиссера, автора документальной повести «Любить полосатого зверя».

Гармония человека и природы - главная тема творчества, связанного с экологическими проблемами, защитой амурского тигра. Учащиеся делятся своими впечатлениями о литературной гостиной в отзывах и репортажах.

Тема любви и дружбы рассматривается при изучении повести Р. И. Фраермана «Дикая собака динго…»; у подростков воспитывается бережное отношение к первому чувству любви, к дружбе, развиваются творческие способности. Занятия по повести можно провести в виде дискуссий, диспутов, конференций.

Обращение к произведениям дальневосточных авторов позволит сформировать у учащихся представление о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры, занимающем важное место в жизни региона и России.

Параллельность изучения российской, зарубежной и региональной литературы, как их составляющей, позволит показать единство и незыблемость общечеловеческих духовных ценностей.

Вариант программы для учащихся 8 классов ориентирует их на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии.

Выбор авторов и произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 8 классов. Знакомство с дальневосточной литературой осуществляется в контексте изучения русской литературы в целом.

Изучение исторической повести В. Н. Иванова, исторического романа Н. Д. Наволочкина обогащает представление школьников о жанре, известном им по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Историческую тему первопроходцев осваивают не только прозаики, но и поэты. Поэтому органично включение в программу лирики В. Еращенко в многообразии его художественного мира.

Рождение младописьменной литературы Дальнего Востока - знаменательное событие современной культуры. Неразрывна ее связь с современной литературой. Произведения предлагаемых авторов познакомят учащихся с разнообразием жанров младописьменной литературы, покажут тесную связь с ее фольклором, с которым достаточно основательно познакомились школьники в 6 классе.

Учащиеся 8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по литературному краеведению в младших классах, выполняют поисковые и исследовательские, проектные задания в течение длительного времени, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной теме, участвуют в научных конференциях школы, района, города, края.

Например, при изучении вводной темы «Открытие, изучение и освоение дальневосточных земель. Народонаселение края. Историческая прогрессивность присоединения к России восточных окраин. Политико-экономическая и культурная жизнь края» можно использовать лекцию-беседу, презентации учащихся по этой теме или совершить тематическую экскурсию в краеведческий музей имени Гродекова, которая будет началом работы над проектом «Улицы Хабаровска рассказывают о писателях и поэтах - дальневосточниках».

Изучая в 8 классе на уроках литературы роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка», можно предложить учащимся прочитать исторические романы В.Н Иванова "Императрица Фике", «Александр Пушкин и его время» и обсудить их на факультативных занятиях, а также приготовить доклады, презентации о биографии писателя и его творчестве, провести творческую встречу с представителями писательской организации, знавшими своего современника В. Иванова.

Перед изучением исторического романа Н. Д. Наволочкина возможно использование мультимедийного диска, созданного работниками детской краевой библиотеки имени Наволочкина города Хабаровска, посвященного творчеству писателя, а также фрагментов видео творческой встречи с писателем.

При обзорном изучении романа Н.Д. Наволочкина "Амурские версты" раскрываются понятие жанра исторического романа, характера первопроходцев, нравственные проблемы, истоки человечности, вымышленные и реальные исторические лица, образы простых людей, солдат и казаков, сочувственное отношение автора к их бесправному положению. Капитан 13 линейного батальона Я.В. Дьяченко, патриотический подвиг первопроходцев, цельность характера, мужество, преданность делу, чувство долга, справедливости, значение эпиграфов и песен в романе.

Целесообразно провести на факультативном занятии перед изучением этого художественного текста встречу с М.Ф. Буриловой – сотрудником Музея города Хабаровска, автором книги «Общество старого Хабаровска», взять у нее интервью об этой книге, а также совершить экскурсию в краеведческий музей имени Гродекова по теме «Освоение и заселение русскими людьми Приамурья».

Можно предложить учащимся создать фоторепортаж «Улица Я.В. Дьяченко в Хабаровске», «Амурский утёс», творческую работу – эссе «Мой город».

Изучая лирику В. Еращенко, рекомендуется затронуть тему
землепроходцев в стихах "Амур в сиянье дня", "Залив счастья", величие
подвига предков, светлый образ Екатерины Невельской - жены, берегини. Факультативное занятие можно провести в форме литературной гостиной «Еращенковские чтения», в которой выразительно прозвучат стихи В. Еращенко, а также можно подготовить творческую встречу с представителем краевой региональной писательской организации, знавшим самого поэта.

Раздел программы «Тема родного края в младописьменной литературе Дальнего Востока» посвящен литературе коренных народов Дальнего Востока. Проза в этом разделе представлена двумя повестями: удэгейского писателя Джанси Кимонко «Там, где бежит Сукпай» и нивхского писателя В. Санги «Изгин». Произведения дают возможность ближе познакомиться с особенностями жизни, традициями, культурой коренных народов Дальнего Востока. Повести Д. Кимонко и В. Санги построены на фольклорно-мифологической основе. Их анализ на факультативных занятиях позволит учащимся увидеть красоту национального фольклора, богатство его изобразительно-выразительных средств, осмыслить художественную функцию фольклора в литературном тексте.

В этом же разделе представлены образцы поэзии коренных народов: учащиеся могут познакомиться со стихами Марии Дечули, Андрея Пассара, Георгия и Константина Бельды, Анны Ходжер. Знакомство с ними откроет перспективы для желающих изучить поэзию коренных народов. Можно предложить учащимся не только анализ поэтических текстов, работу над выразительным чтением, но и провести творческую встречу с дальневосточной поэтессой М.П. Дечули и презентацию ее книги «Мгновенья» к 62-летию со дня рождения, встречу с президентом Ассоциации Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Хабаровского края Пассар Любовью Владимировной, выездные экскурсии в Красный Яр по теме: «Удэгейская легенда в Красном Яре», на Сикачи Алян по теме «Наскальные рисунки древних предков», а потом написать эссе, репортажи, отзывы о поездке.

Раздел программы факультативного курса для 8 класса «Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке. Поэзия. Проза» подкреплен статьей учебника и предлагает проблемный материал о состоянии современной дальневосточной литературы, приглашает поразмышлять о ее сильных и слабых сторонах. Этот материал может быть использован учителем, в частности, в 11 классе в процессе изучения современной литературы, а полемические аспекты в содержании материала могут послужить основой для применения на этих уроках метода проблемного изложения учебного материала, а также для организации учебной дискуссии на уроке.

Пособие-хрестоматия дополнено «Приложением», которое включает в себя фрагменты из критических статей по проблемам дальневосточной литературы. Материал приложения может быть использован учителем для организации самостоятельной работы (в том числе исследовательского характера) учащихся на уроке и дома.

В конце изучения факультативного курса можно провести творческую встречу с представителем краевой региональной писательской организации и редактором журнала «Дальний Восток» и молодыми писателями и поэтами.

На заключительном занятии курса по литературному краеведению возможно проведение конференции, где защищается коллективный проект «Историческое литературное прошлое Хабаровска». Можно заслушать сообщения, доклады, стихи современных поэтов, организовать фотовыставку, посмотреть презентации учащихся по этой теме.

Не стоит никого убеждать в том, что факультативные и внеклассные занятия по литературному краеведению дополняют уроки школьной программы, углубляют знания учащихся о творчестве отечественных писателей, чьи произведения повествуют о дальневосточном крае (И. Гончаров, А. Чехов, М. Пришвин, А. Фадеев и др.)

Важно понять одно: пробудить чувство Родины можно, раскрывая уникальность и величие культуры и литературы родного края. Не беда, если выпускник средней школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать, чем отличается фабула от сюжета. Главное, чтобы он стал личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление России.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.




14


Методические рекомендации к авторской программе факультативного курса "Живое краеведение" по литературному краеведению для учащихся 5-8 классов
  • Русский язык и литература
Описание:

Методические рекомендации по реализации рабочей программы к факультативному курсу по литературному краеведению («Живое краеведение») и использованию краеведческого материала на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что, основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, она расширяет его рамки живыми встречами с писателями, поэтами - земляками, экскурсиями в музеи и библиотеки города, походами по родному краю, что приводит школьников к мысли: Дальний Восток – уникальное место России.

Автор Васильченко Инна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 777
Номер материала 27780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓