Главная / Начальные классы / Методические рекомендации для родителей по формированию экологической компетенции учеников начальных классов

Методические рекомендации для родителей по формированию экологической компетенции учеников начальных классов

На правах рукописи













Никитина Юлия Геннадьевна











Методические рекомендации для родителей

по формированию экологической компетенции учеников начальных классов















Еhello_html_34f8ef0f.gifкатеринбург – 2013




Рецензенты:


доктор педагогических наук, профессор Л.В.Моисеева (Уральский государственный педагогический университет)









Никитина Ю.Г.

Методические рекомендации для родителей

по формированию экологической компетенции учеников начальных классов

- Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – с.





Методические разработки предназначены для родителей, педагогов начальных классов, методистов, работающих в области экологического образования, а так же студентов и магистрантов педагогических специальностей.













Никитина Ю.Г., 2013

Уральский государственный педагогический университет, 2013



Оглавление


1. Введение……………………………………………………….4 стр.

2. Проектная деятельность в начальной школе………………..5 стр.

3. Психологические тренинги…………………………………..8 стр.

4. Экологические игры………………………………………….13 стр.

5. Литература…………………………………………………….18 стр.



























Введение


Одним из путей успешного формирования экологической компетенции становится создание единых установок, педагогических требований школы и семьи в формировании экологической компетенции у младших школьников. Результаты опросов семей показывают относительно низкий уровень экологического самосознания родителей, недооценку значения экологического воспитания младших школьников. В связи с этим остро встает проблема педагогического просвещения родителей по этой проблеме, которое призвано помочь в формировании единых критериев оценки учеников со стороны школы и семьи.

Реализация этой цели может осуществляться в рамках «Программы взаимодействия школы и семьи», которая включает как групповые, так и индивидуальные формы работы.

1. Родительские собрания на тему: «Социальный заказ государства», «Зачем в школе нужен предмет Экология», «Человек и природа: соперничать или подчиниться?», «В каком мире будет жить мой ребёнок», задача которых состоит в знакомстве родителей с новым «Законом об образовании в РФ», требованиями Стандарта, с новым заказом общества в отношении экологического просвещения подрастающего поколения, в актуализации и расширении знаний родителей по данной проблеме. Рассматриваются основные понятия «экологическое воспитание», «экологическая культура», «экологическая компетентность», «экологизация обучения».

2. Внеклассная работа. Целью внеклассной работы становится знакомство родителей с методами, формами организации экологического воспитания ребенка.





















Проектная деятельность в начальной школе


Поговорим о том, что же это такое «проекты в начальной школе». Проектная деятельность в начальной школе это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования.

В разных школах работать над проектами дети начинают в разное время. Где-то дети готовят первые проекты, уже начиная с первого класса, в других школах со второго, а иногда и с третьего. Но, когда бы дети ни начали заниматься проектно – исследовательской деятельностью, преподаватель и родители должны хорошо подготовить детей к этому новому виду обучения.

Тема проекта.

Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.

Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро. Сосредотачиваться долго на одной теме ученик начальной школы еще не привык. Хорошо когда преподаватель сам в процессе урока, поняв заинтересованность каждого ребенка в конкретной теме, раздаст каждому конкретное задание. Но чаще всего тему ученик должен выбирать сам. А что значит сам, в первом классе? Правильно, все ляжет на наши родительские плечи. Это мы должны отвести ребенка в библиотеку или накопать материал в интернете, оформить проект и подготовить речь защиты.

Как выбрать тему? В начальной школе это не так сложно. Берем учебник, например – «окружающий мир», и рассматриваем изучаемые темы. В некоторых учебниках, темы текущих проектов представлены. Можно подобрать тему, которая интересует самого ребенка, это будет свободная тема. Тему мы подобрали, ребенок согласовал её с учителем, что же делать дальше?

Этапы проекта

Проектная деятельность может разбиваться на три этапа:

  1. Находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники;

  2. Собираем из этих источников нужную информацию;

  3. Оформляем проект.

 

Оформление проекта

Оформить проект можно по-разному, в некоторых школах есть определенные требования к оформлению. В первом классе, обычно не бывает определенных требований, и оформить можно на одном листе в виде фотографий, так как большинство детей еще не могут прочитать, а тем более написать текст пояснений к этим фото, а рассказать может. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.

Обычное, стандартное оформление «пояснительной записки» выглядит следующим образом:

На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта, если таковой имеется.

На второй странице содержание или оглавление проекта.

С третьей страницы начинаем описывать суть проекта:

Введение – постановка задачи и цель работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте.

Далее само описание проекта, где вы детально разворачиваете проблему и либо находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных авторов, цитируя различные высказывания.

Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.

К пояснительной записке можно приложить плакаты или фотографии. Представить проект можно, также в виде презентации.

Научившись оформлять правильно проекты, у детей в дальнейшем не возникнет проблем в выполнении и оформлении рефератов и курсовых.

В дальнейшем в этой рубрике мы будем опубликовывать статьи раскрывающие различные темы проектов в начальной школе.

Вы можете выбрать различные темы для проектов, мы предлагаем вам несколько тем и статей посвященным этим темам:


Исследовательские проекты, включающие экспериментальные методы и подчинённые логике научного исследования. Так, совместно с родителями осуществлялась тема исследования «Разные листья». Родителям предлагалось вместе с детьми: собрать листья (не более двух листьев с куста!), рассмотреть, увидеть какой-нибудь образ, высушить, измерить, наклеить на картон, создать коллекцию. Родителям предлагалось сделать описание всех производимых действий и впечатлений. Вот некоторые ответы детей:

«Собрали листья клена, тополя, рябины и берёзы. Больше всего понравилось, как пахнет береза, потому что напоминает запах бани, распаренных веников и лета».

«Мы собрали листья рябины, вяза, клена, сирени. Удивились, обнаружив, что все листья имеют свой индивидуальный запах: сирень пахнет летом и жарой, вяз – сеном, а рябина – осенью и морозом. Сделав такое открытие, отправились в парк всей семьей узнать, а как же пахнут сами деревья. Оказывается, каждое имеет свой неповторимый аромат».

Творческие проекты. Дети вместе с родителями выпускали семейные газеты, посвященные совместному отдыху на природе, субботникам, снимали видеофильмы. Одна семья создала проект «Экология в гостях у математики», результатом которого стали математические задачи и примеры для всех классов начальной школы. Вот некоторые из таких задач:

«Белка запасает на зиму 6 кг желудей. За один день она приносит 5 желудей. Масса одного желудя составляет 3,2 г. Какую массу желудей приносит белка в дупло за один день? За сколько дней белка создаст весь запас желудей на зиму?»

«Мировой выброс в воздух основных загрязнителей атмосферы составил в 2000 году – 401 млн. т, из них на Россию приходится 26,2 млн. т. Какой процент мирового выброса составляет выброс России?»

«Каждый день в России вырубается 6000 деревьев. Каждое дерево выделяет 14 кубических метров кислорода. Сколько кислорода выделили бы вырубленные деревья за один год?»

Информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-то природном объекте или явлении, анализ и обобщение фактов, представление их в классе в виде статьи, реферата, доклада. Например, проект «Мы в ответе за тех, кого приручили», в процессе реализации которого школьники собирали информацию о своем домашнем питомце, наблюдали за ним, ухаживали. Итогом такой работы стала презентация своего любимца в классе и домашнее сочинение на тему: «Хорошо ли моему другу рядом со мной?».

Практические проекты, которые ориентированы на социальные интересы участников. Результатом является социально-значимое дело. Например, дети вместе с родителями создавали проект «Экологическая тропа моего района», итогом которого стал разработанный и представленный в классе экологический маршрут от дома до школы: т.е. каждая семья брала на себя шефство над определённой местностью. На этом участке собирали мусор, расставляли урны, ухаживали за деревьями и т.д.













Психологические тренинги


Одной из задач формирования экологической компетенции является разработка коррекционно-развивающей работы, которая позволят повысить эффективность применяемой методики формирования экологической компетенции. Здесь становится уместным использование психолого-экологического тренинга, направленного на коррекцию экологического сознания учащихся.


Упражнение “Человечек из коры”.

Основные цели: расширение перцептивного опыта, стимулирование эмпатии, идентификации, субъектификации, развитие воображения.

Ориентировочное время: 30мин.

Материалы и подготовка. Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.

Процедура. Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д.

После этого каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры.

На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих “своему” кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек “родился”.

Примечание. Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на своё “неумение”. Обычно уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно.


Упражнение “Чистописание”.

Основные цели: развитие эмпатии, идентификации, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20мин.

Материалы и подготовка. Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура. Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой – маленький, пушистый – скользкий, хищный – “мирный”) и т.д. затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом “надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза”.

Примечание. Выполнение этого упражнения “включает” работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.


Упражнение “Внуки Карла Линнея”.

Основные цели: развитие эмпатии и воображения.

Ориентировочное время: 20мин.

Материалы и подготовка. Бумага и ручки.

Процедура. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, т.е. добавляют прилагательные к названию природного объекта, чтобы само название вызвало у людей положительные эмоции, чтобы растение или животное с таким названием людям “трудно было обидеть” (уже существующие: “благородный олень”, “плакучая ива”. На тренинге были предложены: “паук старательный”, “чертополох рыцарский” и т.д.). Можно использовать элементы ролевой игры: “Представьте, что Вы – Карл Линней…”, или “Вы были в экспедиции и нашли новых животных и растения, не известные науке, их надо назвать…”

Примечание. Эффективность упражнения возрастёт, если выбираются природные объекты, которые традиционно воспринимаются людьми отрицательно: крыса, крапива, змеи и т.д.


Упражнение “Экологическая этика”.

Основные цели: актуализация рефлексии участниками своего отношения к домашним животным и растениям, освоение технологий их содержания.

Ориентировочное время: 1час.

Материалы и подготовка. Бумага, ручка, компетентность ведущего в области содержания животных и растений.

Процедура. Консультируясь с ведущим, участники тренинга выбирают растения или животных, которых они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учётом существующих условий, своих условий, своих возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме.

Затем участники составляют свой этический кодекс содержание дома представителей мира природы, в котором отражают свои обязанности, обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.

Примечание. Особенно эффективно это упражнение в условиях семейного тренинга. В этом случая кодекс оформляется в виде своего рода “брачного контракта”. Он подписывается, с одной стороны, всеми членами семьи, а с другой – одним из них от имени данного животного и растения. Этот член семьи должен стараться “отстаивать” интересы животного или растения, а в дальнейшем выступать в роли его “адвоката”, следящего за строгим соблюдением подписанного договора. (Лучше всего, если этим “адвокатом” будет ребёнок). В принципе в постоянно действующей группе эколого – психологического тренинга может быть создан совет “адвокатов”, которые регулярно собираются для обсуждения и выработке возможных решений проблем, возникающих с отстаиванием прав животных и растений в их семьях.


«Экологический кодекс жителей Земли»

Цель: формирование экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.

Материалы и подготовка: бумага, ручки.

Ход игры: участникам тренинга предлагается провести «Мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителей Земли». На первом этапе фиксирую все предложения, сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, «шлифуются» формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.


«Экскурсия»

Цель: экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг к другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Материалы и подготовка: живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии.

Ход экскурсии: рассказывая об объектах природы, педагог подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними и т.п.

Примечания: Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: «Как их жизнь напоминает мою собственную…» Эффективно использование механизма идентификации: «Вот представьте…» или «А если бы на Вас… » Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: «Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?», «Не кажется ли вам, что они теперь…» и т.д.


Экологическое лото

Материалы и подготовка: карандаши, карточки размером 4х6, бумага большого формата.

Приготовьте раздаточный материал "Экологическое лото" в количестве, равном количеству учеников в классе. Каждый ученик получает карточку с "Экологическим лото". Позвольте ученикам свободно ходить по классу в течение 20 минут. Объясните им, что каждый должен подписать по одному квадратику "Экологического лото" у всех остальных учеников. Важно, чтобы каждый расписался именно в том квадратике, в котором дано описание какого-либо присущего именно ему качества или признака. Нельзя подписывать больше одного квадратика на одном и том же листке.

Игру можно считать законченной в том случае, когда хотя бы один ученик заполнит пять квадратиков подряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Возможно, какие-то квадратики останутся незаполненными: это значит, что в классе просто нет ребят, наделенных описанными в них качествами.

Примечания: предлагаемые нами задания и упражнения можно как угодно изменять. Их основное предназначение - облегчить учение. Вы знаете своих учеников. Используйте наши упражнения, изменяя их в соответствии со своими потребностями.


«Мнения и суждения»

В этом упражнении каждому участнику предлагается описать в нескольких коротких предложениях свое понимание экологии как учебного предмета и, используя невербальные способы общения, выразить свое отношение к мнениям своих одноклассников.

Ход работы: Дайте каждому ученику карандаш и лист бумаги и объясните, что сейчас они будут играть в игру, которая поможет им лучше узнать Друг друга. Предложите каждому написать одно предложение, или лозунг, или просто фразу, выражающие их представления об экологическом образовании. Затем каждый должен найти себе партнера.

Предложите партнерам поменяться листками и прочитать высказывания друг друга, невербально показывая свое отношение к написанному. Можно, например, улыбнуться, кивнуть головой в знак согласия, состроить гримасу, поднять брови в знак удивления и так далее.

После этого каждый снова берет свой листок и идет к другому партнеру. Они снова без слов обмениваются мнениями о высказываниях друг друга. Затем все повторяется с новыми партнерами.

В течение 10 минут позвольте участникам свободно передвигаться по комнате, невербально обмениваясь информацией. Когда время истечет, попросите детей поделиться своими чувствами, мыслями и впечатлениями


«Мой мир - наш мир»

Материалы и подготовка четыре разноцветных мелка для каждого.

Это занятие позволит учащимся лучше познакомиться друг с другом. Оно помогает также уяснить свое собственное представление о будущем. Объясните участникам, что они должны подумать о своей жизни и о том мире, в котором живут. Попросите их сложить лист бумаги вчетверо, затем развернуть его и провести линии по сгибам разноцветными мелками. Если вы приготовили достаточное количество копий раздаточного материала "Мой мир — наш мир", раздайте его ученикам; если же вы используете чистые листы бумаги, попросите учеников озаглавить каждую клетку следующим образом: моя жизнь 5 лет назад, моя жизнь сейчас, моя жизнь через 10 лет, наш мир через 100 лет.

Ход работы. Попросите учащихся в каждой клетке изобразить или описать какое-нибудь событие, которое было или, возможно, будет особенно значительным для них. Когда они будут описывать наш мир через 100 лет, попросите их нарисовать что-нибудь такое, что выразит их собственный взгляд на будущее. Предоставьте для выполнения этой работы 15 минут. Потом разделите учеников на группы по 4-5 человек в каждой, и пусть они поделятся друг с другом мнениями о своем прошлом, настоящем и будущем.











































Экологические игры


Игра плетение паутины

Цель. Помочь детям понять самые существенные взаимосвязи между всеми членами природного сообщества. Плетение паутины наглядно показывает, как воздух, горные породы, растения и животные функционируют совместно в сбалансированной паутине жизни.

Материалы и подготовка. Клубок толстых нитей.

Ход игры: дети образуют круг. Лидер игры стоит внутри круга и держит в руках клубок веревки. "Кто может назвать какое-нибудь растение нашей местности?.. Капуста... Хорошо. Госпожа Капуста, вот вам конец веревки. Есть ли у нас животное, которое питается капустой?.. Кролики!.. Прекрасно! Господин Кролик, держите-ка веревку здесь, вы связаны с Госпожой Капустой, потому что вы поедаете ее на обед. Ну, а кому на обед подают Господина Кролика?"

Продолжайте соединять детей веревкой, по мере того, как выясняется их взаимоотношение с другими членами группы. Вводите новые элементы и новые связи, такие как другие животные, почва, вода и т.д., пока весь детский круг не будет связан вместе, образуя символ паутины жизни. Вы создали свою собственную экосистему.

Для того, чтобы продемонстрировать, что каждый член необходим для всего сообщества, удалите под каким-нибудь правдоподобным предлогом кого-нибудь из вашей паутины. Например, дерево погибает от пожара или от нападения вредителей. Когда дерево падает, оно тащит за собой все веревки, которыми оно связано с другими, и всех, кто чувствует, как дерево потянуло его веревку за собой, тем или иным образом затрагивает смерть дерева. Теперь пусть все, кто почувствовал рывок в связи с падением дерева, тоже сделают рывок. Этот процесс продолжается до тех пор, пока все дети не почувствуют, что и их затронула гибель дерева.

«Хищник-жертва»

Цель. Ознакомить детей с пищевой цепью и с механизмом ее действия в природе.

Ход игры. На открытом месте образуйте с детьми круг диаметром около 5 м. Завяжите глаза двум участникам и поставьте их в круг. Попросите одного ребенка назвать какого-нибудь хищника, который живет в вашей местности, а другой пусть назовет его добычу (жертву). Хищник должен попытаться поймать свою жертву: ориентируясь на слух, выслеживая ее, и пытаясь схватить. Если оба "животных" приближаются к кругу, дети дважды хлопают их ладонью.

Примечание: подчеркните, что во время игры все должны соблюдать тишину, и для того, чтобы все было больше похоже на реальную ситуацию, пусть дети, играющие зверей, имитируют их повадки. Для разнообразия предлагайте детям придумать новых хищников и жертвы. На некоторых "зверей" ве­шайте звоночки, чтобы дети могли по-другому ве­сти охоту или пытаться избежать гибели. Если ваш хищник довольно робкий и интерес у детей угасает, сделайте круг уже, так, чтобы хищник и жертва оказались близко друг к другу.


«Пирамида жизнь»

Цель: помочь осознать ценность каждого организма в балансе и устойчивости пищевой пирамиды.

Ход игры: для этой игры требуется не менее шести игроков. Дайте каждому ребенку по листочку бумаги и попросите их в тайне от других написать название какого-нибудь животного или растения, произрастающего в вашей местности. Игроки должны будут сделать пирамиду, совсем как в спортзале, но не говорите им об этом до тех пор, пока вы не соберете все листочки бумаги. Теперь начинается самое интересное: "Откуда Земля получает энергию?... - От Солнца!... - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду".

Тут раздаются стоны, так как дети, написавшие на листочках названия растений, осознают свою участь.

"Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все "растения" должны встать на четвереньки и выстроиться в линию. Все должны стоять близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все "травоядные" стано­вятся в ряд, расположенный позади "растений". А все "плотоядные" образуют ряд позади "травоядных".

Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений; гораздо интереснее быть медведем или львом, чем одуванчиком или мышкой. Скромность, к сожалению, очень редко способствует развитию воображения. Однако, при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды и, наоборот, соответствен­но незначительном количестве быть у ее основания, очень трудно построить устойчивую пирамиду. Предложите некоторым "хищникам" снизить свое положение. Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить пищей всех своих членов (скажите детям, что более крупные ребята могут стать растениями, если захотят). Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем меньше там должно быть членов. Продемонстрируйте важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.

«Что я за животное?»

Цель: изучение поведения и приспособления различных живых организмов развитие воображения.

Материалы и подготовка: заранее приготовить фото или рисунки различных животных и растений.

Ход игры прикрепите картинку животного к спине одного из детей. Не показывайте ему эту картинку. Пусть он повернется спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Затем этот ребенок задает вопросы, чтобы узнать, какое он животное. Другие дети могут отвечать только "да", "нет", "может быть"


«Экологическое лото»

Материалы и подготовка: карандаши, карточки размером 4х6, бумага большого формата.

Приготовьте раздаточный материал "Экологическое лото" в количестве, равном количеству учеников в классе. Каждый ученик получает карточку с "Экологическим лото". Позвольте ученикам свободно ходить по классу в течение 20 минут. Объясните им, что каждый должен подписать по одному квадратику "Экологического лото" у всех остальных учеников. Важно, чтобы каждый расписался именно в том квадратике, в котором дано описание какого-либо присущего именно ему качества или признака. Нельзя подписывать больше одного квадратика на одном и том же листке.

Игру можно считать законченной в том случае, когда хотя бы один ученик заполнит пять квадратиков подряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Возможно, какие-то квадратики останутся незаполненными: это значит, что в классе просто нет ребят, наделенных описанными в них качествами.

Примечания: предлагаемые нами задания и упражнения можно как угодно изменять. Их основное предназначение - облегчить учение. Вы знаете своих учеников. Используйте наши упражнения, изменяя их в соответствии со своими потребностями.


«Место, где я чувствую себя счастливым»


Цель:

  1. Распознавать, какие стороны окружающей среды делают ее удобной и приятной для человека.

  2. Анализировать различные факторы, которые могут нанести вред их любимым местам.

  3. Понимать, что окружающая среда, имеется ли в виду небольшой участок или целая природная зона, может быть изменена многими способами.

Материалы и подготовка: Карандаши и бумага, мелки (желательно).

Примечание

Это занятие позволяет детям подумать о той среде, которая их непосредственно окружает, и о том, чего они ждут от окружающей их природы. Есть немало вещей, которые при­ходится принимать во внимание, когда мы изучаем экологию. Это то, что влияет на загрязнение воздуха, зоны обитания раз­личных биологических видов, озоновый слой, загрязнение океана. Дети должны понимать общность всего сущего на нашей планете. Они должны понимать, что даже места, близкие к нашему дому, испытывают на себе влияние процессов, про­исходящих в других частях Земли. Важно также, чтобы дети поняли, что все, что происходит в одном месте, отражается на жизни в другом.

Ход работы

Попросите детей представить место, где они чувствуют себя счастливыми. Подскажите им, что это может быть место, где они побывали или где они проводят свободное время; может быть, это место они видели во вре­мя поездки. Пусть они подумают, почему это место так при­ятно для них.

Через несколько минут раздайте детям по листу бумаги и попросите их составить список примет этого места, которые, по их мнению, делают его прекрасным.

Когда дети закончат работу над списком, попросите их встать; пусть каждый выберет себе партнера, которому он хотел бы рассказать о своем любимом месте. Когда дети обсудят содержание своих списков в парах, попросите каждую пару объединиться с другой парой. Теперь ученики работают в групппах по четыре человека. Каждый ученик рассказывает остальным членам своей группы о том месте, которое описал его первый партнер.

Через несколько минут попросите детей сесть. Теперь предложите им по­думать о том, что может в описанных ими местах произойти такого, что могло бы сделать их гораздо менее привле­кательными. Пусть они мысленно пред­ставят это место со всеми теми изме­нениями, которые могут произойти. Попросите их определить, каковы те­перь их чувства к этому месту.

Спустя несколько минут попросите детей написать о тех изменениях, кото­рые могут произойти с их любимым местом, и о том, как они могут отразиться на нем. Попросите детей написать о своих чувствах, которые они испытывали бы к этому месту, если бы оно так непри­ятно изменилось. Теперь попросите их снова объединиться в пары со своими прежними партнерами и обсудить и те изменения, которые они описали, и свои чувства по отношению к своему люби­мому месту после того, как в нем про­изошли перемены.

Когда обсуждение в парах закончит­ся, проведите общее обсуждение со всем классом. Попросите кого-нибудь из уче­ников рассказать о своем любимом месте до и после изменений. Попросите детей рассказать о своих чувствах к своим любимым местам до и после изменений. Подведите итог обсуждения, отмечая, что на Земле много прекрасных мест, которые могут утратить свою привлека­тельность для нас, если мы не будем бережно относиться к природе, если мы не поймем, как каждый из нас воздей­ствует на нее. Предложите детям про­вести такую же беседу дома с родите­лями. Пусть родители опишут свои любимые места и те изменения, которые в них произошли на их памяти. Это поз­волит родителям стать участниками этого урока, а также поможет заострить вни­мание детей на том, что поведение од­ного поколения людей на Земле опре­деляет то, с чем столкнется следующее

Рекомендации родителю:

Вы можете попросить своих детей нарисовать какое-ни­будь место, как они его себе представляют в действительнос­ти. После того, как вы дадите следующие инструкции, вы мо­жете попросить их нари­совать еще одну картинку, изо­бражающую это же место, но уже с происшедшими там из­менениями.



























Литература


1. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе. / С.В. Алексеев.- СПб.: Специальная литература.1999.- 103 с.

2. Алексеев, С.В. Экология: наука и область образования (методические рекомендации) / С.В. Алексеев.- СПб.: Специальная литература. 1994.-45с.

3. Афанасьева, Л. О. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе / Л. О. Афанасьева, Е. А. Поречная // Школьные технологии. – 2012. – № 6. – С. 149-155.

4. Бледнова, Е. В. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы / Е. В. Бледнова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 6. – С. 28-31.

5. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская.- М.: Владос, 2004.- С.191.

6. В союзе с природой. Экологические игры / автор-составитель Л.И. Грехова.- М.: ЦГЛ. 2003.- 288с.





18


Методические рекомендации для родителей по формированию экологической компетенции учеников начальных классов
  • Начальные классы
Описание:

Методические рекомендации по формированию экологической компетенции предназначены для родителей, педагогов начальных классов, методистов, работающих в области экологического образования, а так же студентов и магистрантов педагогических специальностей.  

Одним из путей успешного формирования экологической компетенции становится создание единых установок, педагогических требований школы и семьи в формировании экологической компетенции у младших школьников. Результаты опросов семей показывают относительно низкий уровень экологического самосознания родителей, недооценку значения экологического воспитания младших школьников. В связи с этим остро встает проблема педагогического просвещения родителей по этой проблеме, которое призвано помочь в формировании единых критериев оценки учеников со стороны школы и семьи. В данном методическом пособии описывается методика проектной деятельности в рамках курса "Окружающий мир", а также во внеурочной деятельности. Приведены примеры психологических тренингов, направленных на коррекцию экологического сознания учащихся.   

 

Автор Никитина Юлия Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 737
Номер материала 52342
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓