Инфоурок Другое Другие методич. материалыМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

СТАТИСТИКА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТАТИСТИКА

 

для студентов направления  080100.62 Экономика

профиль 080100.62.08.09 Экономика предприятий и организаций

(металлургия)

профиль 080100.62.06.09 Экономика предприятий и организаций

(горная промышленность)

очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК , 2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ »

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТАТИСТИКА

 

 

для студентов направления подготовки 080100.62 Экономика

профиль 080100.62.08.09 Экономика предприятий и организаций (металлургия)

профиль 080100.62.06.09 Экономика предприятий и организаций (горная промышленность)

очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2014

УДК 311 (07)

ББК 60.6я73

 

 

Статистика: методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины для студентов направления подготовки 080100.62 Экономика профиль 080100.62.08.09 Экономика предприятий и организаций (металлургия),профиль 080100.62.06.09 Экономика предприятий и организаций(горная промышленность) / Сост. В.П. Сатарова, Т.П. Майлова, О.А. Евстигнеева; СФУ.– Красноярск, 2014 – 31 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Оглавление4

Введение5

1Цели и задачи изучения дисциплины5

1.1 Цели преподавания дисциплины  «Статистика»5

1.2 Задачи изучения дисциплины 5

1.3 Особенности изучения учебной дисциплины 6

1.4 Формы организации учебного процесса по дисциплине 6

1.5 Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине 7

1.6 Сроки изучения дисциплины7

1.7 Роль и место дисциплины в структуре учебного плана 7

1.8 Соответствие программы учебной дисциплины Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования7

2 Требования к уровню освоения дисциплины7

3 Средства обеспечения освоения дисциплины9

4 Материально – техническое обеспечение дисциплины9

5Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

5.1 Методические рекомендации к чтению лекций11

5.2 Методические рекомендации к проведению практических занятий17

5.3 Лабораторные занятия27

Список обязательной и дополнительной литературы по курсу29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности теоретических занятий и практических навыков по дисциплине«Статистика» вследствие более четкой организации этих занятий преподавателем, создания целевых установок по каждой теме, систематизации материала по курсу, взаимосвязи тем курса, полного материально-технического и образовательного процесса.

1Цели и задачи изучения дисциплины

 

1.1 Цели преподавания дисциплины  «Статистика»

 

Цель дисциплины  - изучение основных методов обработки статистической информации и выработка навыков решения задач в области теории статистики и социально – экономической статистики.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

 

Задачи изучения дисциплины:

- изучить понятийный аппарат статистики, принципы организации статистического наблюдения и его различные виды;

- изучить формы представления статистической информации и приобрести навыки преобразования одной формы представления статистической информации в другую;

-сформировать навыки расчета статистических показателей на основе имеющихся данных статистического наблюдения и навыки проверки значимости полученных результатов;

- сформировать навыки проведения выборочного наблюдения с целью получения результатов  с заданной ошибкой и доверительной вероятностью;

- изучить статистическую природу взаимосвязей социально-экономических явлений, сформировать навыки расчета показателей, необходимых для корреляционно-регрессионного анализа и умения оценивать их;

- сформировать навыки анализа рядов динамики с целью выделения тренда, сезонных колебаний и последующего прогнозирования социально-экономических явлений;

- сформировать навыки применения индексного метода для выявления роли отдельных факторов в изменении результативного признака;

- изучить статистическую методологию национального счетоводства и макроэкономических расчетов;

- ознакомить с принципами построения балансов для регионов и экономики в целом, статистическими методами исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, моделирования и прогнозирования развития социально-экономических процессов;

- сформировать навыки статистического анализа эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества продуктов и услуг;

- изучить статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков.

 

1.3 Особенности изучения учебной дисциплины

 

Большой массив материала, излагаемого в сжатые сроки на достаточно высоком современном уровне, делает совершенно неэффективным его механическое запоминание. Поэтому курс призван научить студентов логическому мышлению и добиться того, чтобы они могли, используя знание в области статистики, самостоятельно применять статистические методы для решения профессиональных задач.

 

1.4 Формы организации учебного процесса по дисциплине

 

В курсе "Статистика" используются следующие формы организации учебного процесса:

- лекционное изложение материала, содержащего изложение основных дидактических единиц, изложенных в государственном образовательном стандарте;

- практические и лабораторные  занятия, преследующие цели наиболее полного рассмотрения конкретных ситуаций и задач  для понимания тем курса, усвоения практических навыков;

- индивидуальная работа со студентами, направленная на консультирование студентов, испытывающих затруднения с усвоением материала, особенно в период подготовки к экзамену по курсу, либо желающих расширить спектр изучаемых вопросов дисциплины за счет написания реферативных работ по избранной теме, подготовке и выполнению научно-исследовательских работ, подготовки к участию в конференциях и олимпиадах различных уровней и т.д.

- самостоятельная работа студента включает в себя подготовку и дополнение текстов лекций по темам курса, подготовку к практическим и лабораторным занятиям.

 

1.5 Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине

 

Учебные планы предусматривают два основных вида работы студентов – аудиторную под руководством преподавателя и внеаудиторную. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса по дисциплине «Статистика».

 

1.6 Сроки изучения дисциплины

 

Дисциплина изучается в течение 4семестра 2 курса студентами направления подготовки 080100.62 Экономика профиль 080100.62.08.09 Экономика предприятий и организаций (металлургия), профиль 080100.62.06.09 Экономика предприятий и организаций (горная промышленность) в объеме  4з.е. (144часа).

 

1.7 Роль и место дисциплины в структуре учебного плана

 

Дисциплина«Статистика» относится к 2 блоку профессионального цикла ООП.

 

1.8 Соответствие программы учебной дисциплины Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования

 

 Программа составлена в соответствии с современным уровнем науки и требованиями, предъявляемыми к подготовке дипломированногоспециалиста в области экономики. Предлагаемый курс предназначен для углубленной общетеоретической подготовки студентов направления подготовки 080100.62 Экономика профиль 080100.62.08.09 Экономика предприятий и организаций (металлургия), профиль 080100.62.06.09 Экономика предприятий и организаций (горная промышленность).

 

2 Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины «Статистика» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

общекультурные (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

 

профессиональные (ПК), в результате которых студент способен:

расчетно-экономическая деятельность способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-         основные категории и понятия статистики;

-         системы организации государственной статистики в России;

-         источники статистической информации о социально-экономическом развитии общества;

-         методы сбора, обработки и статистического анализа социально-экономических явлений;

-         способы наглядного представления статистических данных.

уметь:

-         систематизировать данные статистического наблюдения в виде рядов распределения, группировок, классификаций, таблиц, динамических рядов, графиков;

-         рассчитывать абсолютные, относительные, обобщающие и средние показатели, отражающие конкретные социально-экономические явления;

-         анализировать изменения социально-экономических явлений во времени и в пространстве;

-         производить статистический анализ с использованием информационных технологий, а также моделировать и прогнозировать социально-экономические процессы;

-         анализировать результаты статистического исследования и делать аргументированные выводы.

владеть:

специальной статистической терминологией, навыками сбора, обработки и анализа статистических данных.

 

         3 Средства обеспечения освоения дисциплины

 

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

- рекомендуемая основная и дополнительная литература;

- методические указания по проведению практических занятий;

- тесты и задачи для закрепления теоретического материала.

При изучении курса рекомендуется широко использовать наглядные пособия, компьютер (для занятий с расчетными заданиями) и выполнения презентаций для представления результатов учебно-исследовательской работы, выполняемой студентами по желанию.

 

         4 Материально – техническое обеспечение дисциплины

 

1. Ноутбук  или стационарный компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Маркерная доска.

 

         5 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

Курс «Статистика» является курсом общенаучных дисциплин подготовки в профессиональной подготовке студентов направления подготовки 080100.62 Экономика профиль 080100.62.08.09 Экономика предприятий и организаций (металлургия),профиль 080100.62.06.09 Экономика предприятий и организаций(горная промышленность).

Знания по дисциплине базируются на принципах статистической методологии, на знаниях современных проблем науки в экономике и смежных областях (в соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика).

Преподавание должно быть поставлено таким образом, чтобы оно содействовало развитию научного мировоззрения студентов.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины «Статистика»:

Студент должен знать и ориентироваться в следующих дисциплинах:

 

1.     Дисциплина «Теория вероятности и математическая статистика»

Раздел «Теория вероятностей»

Темы: Случайные величины (дискретные и непрерывные). Закон распределения (функция распределения, ряд распределения, плотность распределения). Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Примеры распределений: равномерное, биномиальное и др. Нормальное распределение и его свойства. Закон больших чисел. Закон распределения. Условные распределения случайных величин. Ковариация, коэффициент корреляции. Функции случайных величин, их законы распределения.

Раздел «Математическая статистика»

Темы: Вариационный ряд, гистограмма и полигон частот. Эмпирическая функция распределения. Выборочное среднее, выборочная дисперсия. Точечные и интервальные оценки. Построение доверительных интервалов. Статистическая проверка гипотез. Принцип максимального правдоподобия. Статистические методы обработки экспериментальных данных.

2. Дисциплина «Информационные технологии в менеджменте»

Разделы: Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Технические средства реализации информационных процессов. Программные средства реализации информационных процессов. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Основы защиты информации.

3. Дисциплина «Институциональная экономика»

Темы: Основные категории, методы, модели макроэкономического анализа. Система агрегированных показателей, характеризующих состояние и динамику национальной экономики, в том числе СНС. Цель, задачи, основные направления, методы, инструменты макроэкономического анализа. Модели экономического роста, динамики инфляции, безработицы, мультипликатора и акселератора, их достоинства и недостатки. Специфика российской рыночной экономики. Методология экономического анализа и моделирования. Роль отдельных субъектов микроэкономики. Механизм установления цены на отдельные товары, причины перераспределения ресурсов между отраслями. Система показателей, характеризующих затраты и результаты деятельности фирмы, особенности их динамики в различных условиях. Характеристика различных рыночных структур. Причины дифференциации и метод измерения степени дифференциации доходов в рыночной экономике.

4. Дисциплина «Экономика предприятия»

Темы: Экономика размещения предприятий, концентрация, интеграция и диверсификация. Основные фонды. Фонды обращения и оборотные средства. Формирование затрат на предприятиях. Формы и системы оплаты труда. Механизм ценообразования.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

Четвертый

Общая трудоемкость дисциплины

4(144)

4(144)

Аудиторные занятия:

2 (72)

2 (72)

лекции

1(36)

1(36)

практические занятия (ПЗ)

0,5 (18)

0,5 (18)

лабораторные работы (ЛР)

0,5 (18)

0,5 (18)

Самостоятельная работа:

2 (72)

2 (72)

изучение теоретического курса (ТО)

1 (36)

1 (36)

выполнение расчетного задания (РЗ)

1 (36)

1 (36)

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

Курс “Статистика” включает в себя следующие виды занятий: лекции, практические, лабораторные занятия и самостоятельную работу студентов (подготовка к практическим занятиям, зачету, изучение некоторых разделов теоретического курса).

 

5.1 Методические рекомендации к чтению лекций

Модуль 1. Общая теория статистики

 

Тема 1.1. Предмет и метод статистики

 

Понятие о статистике и статистическом исследовании. Предмет статистики. Метод статистики, его особенности. Специфические приемы и методы статистического изучения явлений. Место статистики в системе наук. Статистика и математика. Дифференциация статистической науки.

Задачи статистики в условиях перехода к рыночной экономике.

 

Тема 1.2.  Статистическое наблюдение

 

Понятие о статистической информации. Основные организационные формы статистического наблюдения. Виды и способы статистического наблюдения. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Организационные вопросы статистического наблюдения.

Ошибки статистического наблюдения. Меры по обеспечению надежности статистической информации. Основные вопросы организации статистической отчетности.

Переписи и другие виды специально организованного статистического наблюдения. Пути совершенствования статистического наблюдения.

 

Тема 1.3.  Сводка и группировка данных, статистическое изучение вариационных рядов

 

Понятие о статистической сводке. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании. Задачи статистических группировок, их виды. Группировки количественные и атрибутивные, простые и комбинированные. Понятие о вторичной группировке. Классификация как разновидность группировок в статистике. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки.

Статистические ряды распределения. Вариационные ряды. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды, их графическое изображение.

 Статистические таблицы. Разработка сказуемого статистических таблиц. Основные правила составления таблиц.

Значение графического метода в статистике. Основные элементы статистического графика. Классификация статистических графиков. Принципы построения диаграмм, линейных графиков, картограмм и картодиаграмм, статистических кривых.

 

Тема 1.4. Обобщающие статистические показатели: абсолютные и относительные показатели

 

Классификация, виды и типы показателей, используемых при статистических измерениях. Виды и значение обобщающих статистических показателей в изучении хозяйственной деятельности. Абсолютные величины, их основные виды. Относительные величины, их значение и основные виды.

 

Тема 1.5. Аналитические статистические показатели: средние величины и показатели вариации

 

Сущность и значение средней величины. Виды средних и методы их расчета.  Степенные средние. Средняя арифметическая. Свойства средней арифметической. Средняя гармоническая. Средняя геометрическая. Средняя квадратическая. Средняя хронологическая.

Структурные средние величины. Мода и медиана, их сущность, области применения. Значение и способы вычислений. Графическое определение моды и средней. Квартили и децили, способы расчета, области применения. Правило мажорантности.      

Понятие вариации. Причины, порождающие вариацию признаков, изучаемых статистикой. Необходимость статистического изучения вариации. Показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, средний квадрат отклонений (дисперсия), среднее квадратическое отклонение. Коэффициент вариации.

Дисперсия альтернативного признака.

Виды дисперсии в совокупности, разделенной на части: общая дисперсия, внутригрупповая дисперсия. Правило сложения дисперсии. Коэффициент детерминации. Эмпирическое корреляционное отношение.

Понятие о моментах распределения. Понятие асимметрии и эксцесса.

 

Тема 1.6. Теоретические кривые распределения

 

Теоретические кривые распределения. Кривая нормального распределения и ее построение по эмпирическим данным.  Распределение Шарлье. Распределение Пуассона.

Сравнение частот эмпирического и теоретического распределения при помощи критериев согласия.

 

Тема 1.7. Выборочный метод в статистических исследованиях

 

Выборочный метод - основной метод несплошного наблюдения. Причины и условия его применения. Теоретические основы выборочного наблюдения. Генеральная и выборочная совокупности.

Повторный и бесповторные отборы. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, серийная, типологическая. Средняя и предельная ошибка выборки (для показателей средней и для доли). Определение необходимой численности выборки. Определение вероятности допуска той или иной ошибки выборки.

Комбинирование различных способов отбора и оценка результатов выборки.

Понятие о малой выборке и определение ошибок при малой выборке.

Способы распространения данных выборочного наблюдения.

 

Тема 1.8. Анализ рядов динамики социально-экономических явлений

 

Понятие о рядах динамики. Основные правила построения и анализа динамических рядов для изучения социально-экономических явлений в развитии.

Основные аналитические показатели, рассчитываемые для динамических рядов: абсолютные приросты, темп роста, темп прироста, темп наращивания.

Основные приемы обработки динамического ряда с целью определения тренда: укрупнение интервалов, сглаживание способом скользящей средней, выравнивание по аналитическим формулам.

Изучение и измерение сезонных колебаний в рядах динамики. Параллельное сопоставление нескольких динамических рядов, приведение их к одному основанию.

Экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование.

 

Тема 1.9. Индексные методы экономического анализа

 

Понятие об индексах и их роль в экономическом анализе. Индивидуальные и общие (сводные) индексы. Различные способы построения общих индексов. Агрегатные формы индексов. Средний арифметический и средний гармонический индексы. Индексы цепные и базисные, их взаимосвязь. Индексы с постоянными и переменными весами.

Анализ динамики средних показателей.

Индексы переменного и фиксированного состава. Индексы структурных сдвигов. Значение их в анализе социально-экономических явлений.

Роль индексов в изучении взаимосвязанных явлений. Способы построения взаимосвязанных индексов.

Территориальные индексы.

 

Тема 1.10. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей

 

Виды и формы связей. Понятие о корреляции. Результативный и факторный признаки. Методы изучения и измерения взаимосвязей. Аналитическая группировка как метод выявления связей между признаками. Корреляционно-регрессионный анализ связи. Уравнение регрессии. Выбор формы уравнения регрессии для анализа экономических явлений. Линейная парная регрессия. Криволинейная зависимость (парабола, гипербола и другие виды уравнения регрессии). Определение параметров уравнения регрессии.

Показатели измерения тесноты связи: коэффициент корреляции, корреляционное отношение.

Понятие о множественной корреляции.

 

Методические рекомендации. В работе с данным модулем преподаватель раскрывает содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывает иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Рекомендуется использование: эвристической беседы, элементов лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-информации с элементами визуализации, проблемной лекции, анализа конкретных ситуаций, имитационных упражнений, консультаций, самостоятельной работы, информационных технологий управления учебным процессом

 

Модуль 2. Социально-экономическая статистика

 

Тема 2.1. Статистика населения

 

Характеристика состава населения. Группировки населения и система показателей. Перепись населения и другие источники сведений о населении. Средняя численность населения, методы расчета. Естественное и механическое движение населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного прироста - абсолютные и относительные, общие и специальные; взаимосвязь между показателями. Абсолютные и относительные показатели механического движения. Методы определения перспективной численности населения. Метод передвижки возрастов.

 

Тема 2.2. Статистика трудовых ресурсов

 

Состав   трудовых ресурсов и  методы определения их численности.

Абсолютные и относительные показатели механического и естественного движения трудовых ресурсов. Коэффициенты,  характеризующие   трудовую  структуру населения.  Состав экономически активного населения. Баланс   трудовых  ресурсов.  Показатели трудовых ресурсов. Распределение трудовых ресурсов по сферам и видам деятельности.

 

Тема 2.3. Статистика численности, рабочего времени и производительности труда

 

Социально-экономическое значение рабочей силы. Показатели численности и движения персонала предприятия. Рабочее время и его использование. Показатели использования рабочей силы и рабочего времени.

Рабочее время, его структура, учет, показатели эффективности использования рабочего времени. Балансы рабочего времени. Фонды рабочего времени. Особенности учета, выявление эффективного использования рабочего  времени. Показатели использования рабочих мест: коэффициенты сменности; использования сменного режима; непрерывности; интегральный показатель использования рабочих мест.

Измерение уровня производительности труда натуральным, трудовым и стоимостным методами. Понятие средней выработки и трудоемкости. Виды производительности, взаимосвязь между ними. Анализ динамики производительности труда, изучение влияния факторов на изменение производительности труда с помощью индексного метода.

 

Тема 2.4. Статистика национального богатства

 

Понятие национального богатства, его объема, структуры, динамики. Состав   национального   богатства   (НБ),   его   использование   в   народном хозяйстве. Распределение НБ по формам собственности.

Понятие об основных фондах (ОФ).Типовая классификация ОФ по их видам. Производственные и непроизводственные ОФ  Особенности классификации ОФ в различных отраслях народного хозяйства. Виды оценки ОФ, оценка в сопоставимых ценах.

Воспроизводство ОФ: понятие амортизации и износа ОФ. Методы начисления амортизации. Методика построения балансов ОФ по полной и остаточной стоимости. Показатели наличия, движения и состояния ОФ. Показатели эффективности использования ОФ. Показатели мощности и использования оборудования.

Понятие материальных оборотных средств (оборотных фондов, оборотного капитала). Статистическое изучение объема, состава и использования оборотных производственных фондов. Группировка оборотных фондов по составу.

Система показателей, характеризующих использование оборотных фондов: коэффициент оборачиваемости; коэффициент закрепления; средняя продолжительность одного оборота.

Показатели эффективности использования оборотных фондов. Изучение материалоемкости. Динамика удельных расходов и ее изучение с помощью индивидуальных и общих индексов. Сбор информации о розничных ценах. Индексы потребительских цен. Индексы цен производителей. Индексы цен внешней торговли. Ценообразование в коммерции.

 

Тема 2.5. Статистика оплаты труда

 

Понятие заработной платы. Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу; формы и система оплаты труда; средний уровень заработной платы; состав затрат на рабочую силу по элементам расходов, по отраслям, регионам и категориям работающих.

Фонд оплаты труда и его состав. Фонды заработной платы: часовой, дневной, месячный, годовой.  Показатели абсолютной и относительной экономии фонда оплаты труда.  Индексы заработной платы.

 

Тема 2.6. Статистика издержек производства и обращения

 

Понятие себестоимости продукции. Производственная и полная себестоимость. Изучение себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям. Издержки производства и обращения. Классификация издержек: основные и накладные, переменные и условно-постоянные, прямые и косвенные.

Анализ динамики себестоимости продукции. Изучение уровня себестоимости единицы продукции, показатель затрат на рубль товарной продукции. Особенности статистического изучения себестоимости продукции в отдельных отраслях народного хозяйства. Статистические методы анализа влияния отдельных факторов на изменение себестоимости продукции. Применение индексного метода в анализе себестоимости.

 

Тема 2.7. Показатели финансовой деятельности предприятий

 

Натурально-вещественные результаты производства: услуга, продукт. Стоимостные результаты: незавершенное производство, полуфабрикаты, готовые изделия. Финансовые результаты деятельности фирмы: выручка от реализации; валовая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), балансовая и чистая прибыль. Анализ влияния на прибыль факторов: цены, себестоимости, объема,  состава и структуры реализованной продукции.

Показатели рентабельности. Абсолютное изменение рентабельности продукции под влиянием: изменений в структуре реализованной продукции, себестоимости, цен на реализованную продукцию.

 

Тема 2.8. Статистика производства продукции, товаров и услуг

 

Понятие совокупного общественного продукта, его состав. Классификация и группировки субъектов экономической деятельности.

Валовой внутренний продукт (ВВП) и его расчет производственным, распределительным и методом конечного использования. Оценка ВВП в постоянных ценах. Индекс-дефлятор ВВП. Методы переоценки стоимостных показателей продукции в постоянные (сопоставимые) цены: прямой переоценки, дефлятирования; экстраполяции.

Валовой национальный доход (ВНД), методика его расчета. Понятие национального дохода (НД). Факторы, влияющие на величину национального дохода, определение меры влияния каждого из факторов на основе мультипликативной модели. Индексный метод расчета влияния факторов.

Показатели статистики промышленности: объем произведенной промышленной продукции, объем отгруженной продукции. Показатели статистики товарооборота: оптовый, розничный, валовой и чистый товарооборот. Понятие и расчет величины товарных запасов.

 

Методические рекомендации. В работе с данным модулем преподаватель раскрывает содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывает иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Рекомендуется использование: эвристической беседы, элементов лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-информации с элементами визуализации, проблемной лекции, анализа конкретных ситуаций, имитационных упражнений, консультаций, самостоятельной работа, информационных технологий управления учебным процессом

 

         5.2 Методические рекомендации к проведению практических занятий

Структура

1. Вступительное слово. Во вступительном слове преподаватель поясняет цели и задачи занятия, значение полученных знаний для выполнения последующих практических занятий.

2. Далее осуществляется разбор  вопросов в соответствии с планом занятия

3. Заключение. В заключительной части подводятся итоги практического занятия.

Методические рекомендации. В работе с данной темой преподаватель проверяет усвоение студентами основных понятий, способность их выделять главные и существенные признаки, показать иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Рекомендуется использование следующих методов преподавания дисциплины: анализ конкретных ситуаций, имитационное упражнение, консультации, самостоятельная работа, информационные технологии управления учебным процессом. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: собеседование, включающее проверку отчета по выполненной работе, защиту работы (на основе анализа усвоения учебного материала по отдельным разделам дисциплины), устный опрос, проверка семестрового задания.

Предлагаемый перечень практических занятий представлен в таблице ниже

п/п

№ модуля (раздела)

дисциплины

Наименование и содержание практических занятий

1

Модуль 1.

Общая теория статистики

Тема 1.1-1.2. Статистическое наблюдение

Цель занятия - изучить основные принципы и методы проведения статистического наблюдения.

Вопросы для обсуждения: Раскройте сущность первого этапа статистического наблюдения. Дайте определение основным понятиям и категориям статистической науки. Назовите формы и виды статистического наблюдения. В чем заключается разница  между   единицей объекта и единицей наблюдения.  Охарактеризуйте принципы составления плана и программы статистического наблюдения.

Практическое занятие: Разработка, обсуждение и корректировка анкеты.

Тема 1.3. Сводка и группировка данных, статистическое изучение вариационных рядов

Цель занятия - изучить методы сводки и группировки данных статистических наблюдений.

Вопросы для обсуждения: Раскройте сущность второго этапа статистического исследования. Определите основные задачи, решаемые в ходе проведения статистической  сводки. Расскажите о типах и видах группировок. Какие принципы используются для определения числа групп и величины интервалов.

Практическое занятие: Решение задач с использованием  типов и видов группировок, определение числа групп и величины интервалов. Предварительная обработка данных (группировка, сводка) проведенного наблюдения.

Тема 1.4. Обобщающие статистические показатели: абсолютные и относительные величины

Цель занятия - изучить методы расчета абсолютных и относительных величин.

Вопросы для обсуждения: Абсолютные величины, их значение в статистических исследованиях. Виды абсолютных величин. Виды относительных величин, способы их расчета и формы выражения. Проблема сопоставимости относительных величин и выбор базы сравнения. Область применения относительных величин.

Практическое занятие: Решение задач переводу натуральных единиц в условно-натуральные. Расчеты относительных величин сравнения, планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, степени распространения. Приведение величин к сопоставимому виду.

Тема 1.5. Аналитические статистические показатели: средние величины и показатели вариации

Цель занятия - изучить методику расчета различных видов средних величин и показателей вариации

Вопросы для обсуждения: Значение средних величин в статистических исследованиях. Виды средних. Средняя арифметическая, ее виды и основные свойства. Средняя гармоническая, область ее применения. Структурные средние, их значение в анализе. Назовите показатели степени колеблемости значений признака. Относительные показатели вариации, их значение и условия применения. Определение дисперсии и назовите ее основные свойства. Сформулируйте правило сложения дисперсий и условия его практического использования. Что такое дисперсия альтернативного признака?

Практическое занятие: Решение задач по нахождению средней арифметической простой и взвешенной, средней гармонической, хронологической, геометрической, квадратической. Расчет моды, медианы, квартилей, децилей. Расчеты необходимых средних по результатам данных проведенного самостоятельно исследования.

Решение задач по нахождению среднего линейного отклонения, дисперсии обычным способом и с использованиям свойств дисперсии. Расчет коэффициента вариации. Расчет дисперсии по правилу сложения дисперсий, дисперсии альтернативного признака. Расчет показателей вариации.

Тема 1.6. Теоретические кривые распределения

Цель занятия - изучить основные виды теоретических кривых распределения.

Вопросы для обсуждения: Назовите теоретические кривые распределения и области их применения. Охарактеризуйте кривую нормального распределения, Пуассона, Шарлье. При помощи каких критериев можно сравнивать частоты эмпирического и теоретического распределения.

Практическое занятие: Расчет критериев согласия при определении случайности отклонений частот эмпирического и теоретического распределения.

Тема 1.7. Выборочный метод в статистических исследованиях

Цель занятия - изучить методические основы выборочного метода.

Вопросы для обсуждения: Назовите теоретические основы  проведения выборочного наблюдения. Сформулируйте основную идею выборочного наблюдения, его преимущества и недостатки. Классифицируйте типы и виды выборочного наблюдения. Назовите принципы отбора единиц выборки. Дайте понятие ошибок выборочного наблюдения, методы их определения.

Практическое занятие: Расчет средней и предельной ошибок выборочного наблюдения для различных видов отбора, доверительного интервала. Определение оптимального объема выборки.

Тема 1.8. Анализ рядов динамики социально-экономических явлений

Цель занятия - изучить методику расчета показателей динамики.

Вопросы для обсуждения: Дайте классификацию рядов динамики. Назовите аналитические (абсолютные и относительные) показатели рядов динамики. Расскажите о способах выявление основной тенденции развития явлений. Охарактеризуйте способы приведения рядов динамики к сопоставимому виду.

Практическое занятие: Расчеты базисных и цепных темпов роста, абсолютных приростов, темпов прироста, значения одного процента прироста. Расчеты средних темпов роста и прироста. Построение линии тренда. Расчет показателей сезонной волны и ее построение.

Тема 1.9.  Индексные методы экономического анализа

Цель занятия - изучение  возможностей применения индексного метода.

Вопросы для обсуждения: Охарактеризуйте индивидуальные и общие индексы. Раскройте сущность цепного и базисного методов вычисления общих и индивидуальных индексов. Индексы постоянного и переменного состава, структурных сдвигов, их использование в анализе. Какие индексы относятся к индексам качественных показателей?

Практическое занятие: Построение простых и агрегатных индексов. Расчеты средних индексов. Построение индексных моделей.

Тема 1.10. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей

Цель занятия – изучить возможности применения корреляционно-регрессионного анализа для количественных и качественных показателей

Вопросы для обсуждения: Охарактеризуйте этапы проведения корреляционно-регрессионного анализа. Раскройте суть парной и множественной регрессии. Как рассчитывается линейный коэффициент корреляции и коэффициент эластичности. Перечислите критерии оценки тесноты связи между результативным и факторным признаками при помощи корреляции рангов. При помощи каких показателей оценивается теснота связи между качественными признаками.

Практическое занятие: Решение задач на построение линии регрессии и определение тесноты связи между количественными и качественными признаками.

2

Модуль 2.

Социально-экономическая статистика

Тема 2.1. Статистика населения

Цель занятия - закрепить  методы расчета показателей статистики населения.

Вопросы для обсуждения: Сформулируйте задачи статистики населения. Назовите основные группировочные признаки, используемые при изучении состава населения. Сравните две единицы наблюдения: «семья» и «домашнее хозяйство». Назовите показатели естественного движения населения. Назовите показатели механического движения населения. Приведите методы расчета перспективной численности населения. Назовите источники формирования трудовых ресурсов. Сравните состав двух показателей «трудовые ресурсы» и «экономически активное население».

Практическое занятие. Решение задач: расчет показателя плотности населения  Изучение  состава  населения  по демографическим признакам на основе половозрастной пирамиды. Расчет абсолютных и относительных, показателей статистики населения и трудовых ресурсов. Определение перспективной численности населения при помощи методов экстраполяции, метода передвижки возрастов и методов статистического моделирования.

Тема 2.2. Статистика трудовых ресурсов

Цель занятия - закрепить  методы расчета показателей статистики трудовых ресурсов.

Вопросы для обсуждения: Сформулируйте задачи статистики трудовых ресурсов. Назовите источники формирования трудовых ресурсов. Сравните состав двух показателей «трудовые ресурсы» и «экономически активное население».

Практическое занятие. Решение задач: расчет экономически активного населения.

Тема 2.3. Статистика численности, рабочего времени и производительности труда

Цель занятия - закрепить знания по вопросам изучения процессов рынка труда. Изучить методы расчета экономических показателей.

Вопросы для обсуждения: Назовите источники информации статистики рынка труда. Объясните разницу в  понятиях « персонал фирмы» и «служащие фирмы»? Как определяется средняя списочная численность работников? Какие показатели характеризуют движение кадров? Как определяются  различные составляющие фонда рабочего времени? Как рассчитывается средняя продолжительность рабочего дня? Какие аналитические задачи могут решаться с помощью показателей выработки и трудоемкости?

Практическое занятие. Решение задач на определение средней списочной численности работников предприятия, показателей текучести кадров Составление балансов рабочего времени в человеко-днях и человеко-часах. Показателей использования рабочих мест. Определение прямых и обратных показателей производительности труда, анализ динамики производительности труда с использованием графического метода.

Тема 2.4. Статистика национального богатства

Цель занятия - изучить основные показатели, характеризующие НБ и закрепить методы расчета экономических  показателей.

Вопросы для обсуждения:  Что является информационной базой отечественной статистики НБ? Перечислите основные элементы НБ. Разъясните разницу в  понятиях «основной капитaл», «основные средства» и «основные фонды»? Для чего проводится переоценка основных фондов? Дайте   характеристику  способов  начисления  амортизации, применяемых в РФ. Какими показателями характеризуется состояние и движение  ОФ? Какими показателями характеризуется интенсивность использования ОФ?

Практическое занятие. Определение по имеющимся данным об ОФ на начало года и движению ОФ за год: наличия ОФ на конец года но полной стоимости, наличия ОФ на конец года по остаточной стоимости; показателей состояния, движения и использования ОФ. Построение балансов ОФ

Тема 2.5. Статистика оплаты труда

Цель занятия - получить навыки статистического анализа показателей, характеризующих оплату труда.

Вопросы для обсуждения: Дайте понятие заработной платы, форм и систем оплаты труда; охарактеризуйте систему показателей для расчета  среднего уровня заработной платы; состава затрат на рабочую силу по элементам расходов, по отраслям, регионам и категориям работающих. Охарактеризуйте фонды оплаты труда и его состав: часовой, дневной, месячный, годовой.

Практическое занятие. Расчет средней заработной платы, фондов оплаты труда, показателей абсолютной и относительной экономии фонда оплаты труда, индексов заработной платы.

Тема 2.6. Статистика издержек производства и обращения

Цель занятия - изучить методы анализа издержек производства и обращения.

Вопросы для обсуждения: Какие группировки затрат используются при  изучении  состава издержек производства и обращения? С  помощью   каких   показателей,   проводится   анализ   изменения себестоимости единицы продукции? Какие показатели используются для анализа изменения себестоимости всей произведенной продукции? Перечислите текущие затраты, образующие себестоимость продукции. Какими показателями характеризуется размер издержек обращения? Что влияет на относительный уровень издержек обращения?

Практическое занятие. Определение: индексов себестоимости, ожидаемого размера экономии (дополнительных затрат) в результате изменения объема произведенной продукции, структуры  себестоимости продукции; Расчет затрат на 1 рубль произведенной продукции

Тема 2.7. Показатели финансовой деятельности предприятий

Цель занятия - закрепить теоретические знания по  проблемам эффективности общественного производства.

Вопросы для обсуждения: В чем заключается сущность прибыли? Охарактеризуйте  систему  показателей  экономического  эффекта и экономической эффективности рыночной деятельности. Перечислите состав доходов от внереализационных операций и расходов, вызванных внереализационными операциями. От влияния каких факторов зависит рентабельность конкретного вида продукции? Укажите факторы, влияющие на изменение: а) прибыли от реализации продукции; б) рентабельности реализованной продукции.

Практическое занятие. По данным условия задач рассчитать: абсолютное изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг);  влияние отдельных факторов на изменение прибыли; отклонение     фактического уровня рентабельности реализованной продукции от планового уровня рентабельности вследствие изменения ассортимента реализованной продукции, себестоимости   и   цен   на продукцию.

Тема 2.8. Статистика производства продукции, товаров и услуг

Цель занятия - получить навыки использования методики расчетов основных показателей производства продукции, товаров и услуг.

Вопросы для обсуждения: Назовите показатели производства товаров и услуг. Перечислите элементы, входящие в состав выпуска продукции промышленности. Проведите сравнение показателей: «валовой оборот»; «внутризаводской оборот», «валовая продукция». На какие четыре категории делится товарооборот в зависимости от того, кто является покупателем?

Практическое занятие. Исчисление макроэкономических показателей производства товаров и услуг: валового внутреннего продукта, национального дохода. Рассмотрение производственных ситуаций по определению показателей статистики промышленности, товарооборота и товарных запасов. Решение задач на определение числа оборотов товарных запасов, продолжительности одного оборота в днях, обеспеченности товарооборота товарными запасами.

 

5.3 Лабораторные занятия

 

п/п

Модуль дисциплины

Характеристика реализуемых в дисциплине видов лабораторных работ

1

Модуль 1. Общая теория статистики

 

1.  Сводка и группировка данных, статистическое изучение вариационных рядов

Выполнение заданий, работа с информационными ресурсами

Интернет в части официальных статистических сайтов

 

2.     Обобщающие статистические показатели: средние показатели и показатели вариации

Решение задач и выполнение заданий по рассматриваемой теме с помощью пакета Microsoft Office

 

 

3. Показатели вариации

Самостоятельное изучение теоретического

материала, в т.ч. учебной литературы (в

соответствии со списком литературы);

работа с информационными ресурсами

Интернет в части официальных статистических сайтов; самостоятельное решение задач по рассматриваемой теме

 

4. Индексные методы экономического анализа

Самостоятельное изучение теоретического

материала, в т.ч. учебной литературы (в

соответствии со списком литературы); знакомство с периодическими статистическими изданиями и ежегодниками; работа с информационными ресурсами

Интернет в части официальных статистических сайтов; самостоятельное решение задач по рассматриваемой теме

2

Модуль 2. Социально-экономическая статистика

 

1. Статистика трудовых ресурсов

Решение задач и выполнение заданий по рассматриваемой теме с помощью пакета Microsoft Office

 

 

2. Статистика численности, рабочего времени и производительности труда

Решение задач и выполнение заданий по рассматриваемой теме с помощью пакета Microsoft Office

 

3.Статистика оплаты труда

Решение задач и выполнение заданий по рассматриваемой теме с помощью пакета Microsoft Office

 

4. Показатели финансовой деятельности предприятий

Решение задач и выполнение заданий по рассматриваемой теме с помощью пакета Microsoft Office

 

 

 

 

 

 


 

 

Список обязательной и дополнительной литературы по курсу

Основная литература

 

1.Курс социально-экономической статистики : учебник для студентов вузов по специальности "Статистика" . -8-е изд., стер.
Москва: Омега-Л, 2010 - 1013с.

2.Статистика [Электронный ресурс] : электронный учебник : рекомендовано УМО / под ред. Михаил Георгиевич Назаров . - Москва : Кнорус, 2009 .

3.Практикум по статистике финансов [Текст] : учебное пособие для высших учебных заведений по специальности 080601 "Статистика" и другим экономическим специальностям : рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области статистики и антикризисного управления, математических методов в экономике / Академия бюджета и казначейства ; под ред. М. Г. Назаров. - Москва : Кнорус, 2009. - 295 с.

4.Социально-экономическая статистика [Текст] : учебник по специальности 080507 (061100) "Менеджмент организации" / Государственный университет управления ; под ред. М. Р. Ефимова. - М. : Высшее образование : Юрайт-Издат, 2009. - 590 с.

5.Статистика: теория и практика в EXCEL [Текст] : учебное пособие для студентов вузов по специальности 080601 "Статистика" и другим экономическим специальностям : рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области статистики и антикризисного управления, математических методов в экономике / В. С. Лялин, И. Г. Зверева, Н. Г. Никифорова. - МоскваМосква : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. - 447 с. 

6.Статистика [Электронный ресурс] : электронный учебник : рекомендовано УМО / под ред. М. Г. Назаров. - Москва : Кнорус, 2009. 

7.Статистика [Текст] : учебник для бакалавров по экономическим специальностям : рекомендовано Министерством образования РФ / Санкт-Петербургский университет экономики и финансов [ФИНЭК] ; под ред. И. И. Елисеева. - Москва : Юрайт, 2011. - 565 с. 

8.Общая теория статистики [Текст] : учебное пособие для студентов вузов по специальности "Статистика" и другим экономическим специальностям / С. Н. Лысенко, И. А. Дмитриева. - Москва : Вузовский учебник, 2011. - 218 с.

9.Выборочный метод в социально-экономической статистике [Текст] : учебное пособие для студентов вузов по специальности "Статистика" и другим экономическим специальностям / Э. К. Васильева, М. М. Юзбашев. - МоскваМосква : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. - 255 с.

10.Теория статистики [Текст] : учебное пособие / С. А. Бардасов, В. И. Лукина ; Тюменский университет [ТюмГУ]. Институт дистанционного образования, Тюменский университет [ТюмГУ]. Международный институт финансов, управления и бизнеса. - Изд. 3-е. - Тюмень : Тюменский университет, 2010. - 267 с.

11.Практикум по статистике населения и демографии [Текст] : учебное пособие для студентов вузов по специальности "Статистика" и другим экономическим специальностям : допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области статистики / О. Д. Воробьева, А. В. Багат [и др.] ; под общ. ред. О. Д. Воробьева. - Москва : Финансы и статистика, 2011. - 271 с.

12.Развитие социально-экономической статистики [Текст] : избранные труды / Н. Н. Ряузов ; редкол.: А. Н. Романов, В. М. Симчера, Д. Е. Сорокин ; Российская академия наук [РАН]. Научный совет Программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Издание трудов выдающихся ученых", Российская академия наук [РАН]. Институт экономики. - Москва : Наука, 2009. - 259 с.

13.Финансовая статистика: денежная и банковская [Текст] : учебник по специальностям "Финансы и кредит", "Статистика" : рекомендовано Учебно-методическим центром "Классический учебник" / С. Р. Моисеев, М. В. Ключников, Е. А. Пищулин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Кнорус, 2010. - 200 с.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТАТИСТИКА

для студентов направления  080100.62 Экономикапрофиль 080100.62.08.09 Экономика предприятий и организаций(металлургия);профиль 080100.62.06.09 Экономика предприятий и организаций (горная промышленность) очной формы обучения

 

Целью методических рекомендаций является повышение эффективности теоретических занятий и практических навыков по дисциплине«Статистика» вследствие более четкой организации этих занятий преподавателем, создания целевых установок по каждой теме, систематизации материала по курсу, взаимосвязи тем курса, полного материально-технического и образовательного процесса.

 

 

Задачи изучения дисциплины:

 

- изучить понятийный аппарат статистики, принципы организации статистического наблюдения и его различные виды;

 

- изучить формы представления статистической информации и приобрести навыки преобразования одной формы представления статистической информации в другую;

 

-сформировать навыки расчета статистических показателей на основе имеющихся данных статистического наблюдения и навыки проверки значимости полученных результатов;

 

- сформировать навыки проведения выборочного наблюдения с целью получения результатов  с заданной ошибкой и доверительной вероятностью;

 

- изучить статистическую природу взаимосвязей социально-экономических явлений, сформировать навыки расчета показателей, необходимых для корреляционно-регрессионного анализа и умения оценивать их;

 

- сформировать навыки анализа рядов динамики с целью выделения тренда, сезонных колебаний и последующего прогнозирования социально-экономических явлений;

 

- сформировать навыки применения индексного метода для выявления роли отдельных факторов в изменении результативного признака;

 

- изучить статистическую методологию национального счетоводства и макроэкономических расчетов;

 

- ознакомить с принципами построения балансов для регионов и экономики в целом, статистическими методами исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, моделирования и прогнозирования развития социально-экономических процессов;

 

- сформировать навыки статистического анализа эффективности функционирования предприятий разных форм собственности, качества продуктов и услуг;

 

- изучить статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков.

 

Особенности изучения учебной дисциплины

 

 

 

Большой массив материала, излагаемого в сжатые сроки на достаточно высоком современном уровне, делает совершенно неэффективным его механическое запоминание. Поэтому курс призван научить студентов логическому мышлению и добиться того, чтобы они могли, используя знание в области статистики, самостоятельно применять статистические методы для решения профессиональных задач.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 413
    • DOCX 74.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем . Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 14370
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 162 человека из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 87 человек