Главная / ИЗО, МХК / Методические рекомендации по использованию новых художественных техник в работе с учащимися младших классов

Методические рекомендации по использованию новых художественных техник в работе с учащимися младших классов

Рассмотрено на заседании ШМО Утверждаю:

протокол №______от___________ Директор МБОУ «Гимназия №83»

_____________________________ Темникова И.А.______________

приказ №__________________

от_________________________

Принято на заседании

Научно-методического совета гимназии

протокол №______от ________________

__________________________________









Методические рекомендации

по использованию новых художественных техник

в работе с учащимися младших классов





Составитель: Степанова Кадрия Наилевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Гимназия № 83»,

высшая категория.







2012г.

Введение.



Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую жизнь человека. Но исследования учёных, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребёнок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.

Цель данной работы – собрать воедино и адаптировать для детей младшего школьного возраста, различные методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей, развивающие их воображение.

Почему именно для учащихся младших классов? Потому, что именно у этих детей встают такие проблемы как не достаточная развитость внимания, восприятия, мышления. У ребят наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, отсутствие лёгкости и грациозности при выполнении упражнений. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук.

Восприятие детей в младших классах характеризуется не достаточно развитой избирательности, целостности, обобщённости. Перечисленные недостатки восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка. Вся жизнь детей сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо учить вслушиваться, всматриваться, чтобы восприятие было целенаправленным.

Чтобы учащиеся проявляли умственную активность, задавали вопрос «Почему?» к этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребёнку придётся решать несложные задачи, находить выход. Так же приступая к систематическим занятием, нужно помнить, что их желательно разнообразить, вводить новые для ребенка виды и объёкты деятельности.

Исходя из вышесказанного и было выдвинуто предположение, что помочь в преодолении трудностей начальной школы (развитие внимания, воображения и фантазии, активизации мышления, улучшения координации движений и т.д.) может искусство. И как начальный этап – применение на уроках изобразительного искусства различных, необычных видов изобразительной деятельности.

Задания, предлагаемые данной работой не новы, некоторые применяются на практике. В данной работе эти методики отобраны и переработаны в соответствии с задачами начальной школы. Отобрано лишь то, что в большей мере способствует развитию данной категории учащихся.

Занятие направлены на развитие внимания, мышления, координации движений.







Предлагаем для работы следующие техники:

Монотипия – одна из простейших графических техник. Количество красок в монотипии может быть любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придаёт ему особую прелесть.

Вариантов может быть несколько.

Например:

  1. На лист накапайте несколько крупных капель краски. Затем накройте другим листом и плотно прижмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами, но лучше постараться увидеть в них что-то конкретное и попробовать дорисовать изображение.



  1. Работа на «перешлеп». Лист согните пополам, на одной половине гуашью нарисуйте бабочку со сложенными крыльями. Второй половиной листа плотно прижмите изображение. Развернув, вы увидите, что бабочка расправила крылья и собирается взлететь. Весь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, (можно объяснить на этом примере закон симметрии). Этим приёмом можно «оживить» стрекозу, ромашку, одуванчик...



  1. Подражаем художникам». Изображение гуашью нарисуйте на клёнке или стекле. Рисунок может быть любым (пейзаж, натюрморт, портрет). Наложите на рисунок альбомный лист, плотно прижмите. Убрав лист, вы получите интересный по фактуре отпечаток.



  1. Ёще доступнее «Диатипия». Тампоном напишите лёгкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки. Сверху положите лист бумаги и нарисуйте рисунок заострённой палочкой, стараясь давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Можно в работе использовать 2 – 3 цвета.

Техники можно использовать в любом порядке, переходя от простого к более сложному.



Линогравюра. Используя эту технику, можно объяснить принцип печати краски, создавать многоплановые работы.

На картон наклейте вырезанные из картона узоры, силуэты животных, человеческие фигурки. Затем напишите тушь или гуашь на весь картон.

Теперь на поверхность со свеженанесенной краской положите лист бумаги, прижмите рукой. Сняв бумагу, мы получаем оттиск. Таких оттисков можно сделать множество.



«Волшебные нитки» - техника очень интересна для детей, оказывается можно рисовать даже нитками.

Нитки (№10) нарежьте так, чтобы ими было удобно работать. Опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Теперь нитку надо уложить аккуратно на лист бумаги и накрыть другим листком. Обязательно кончик ниточки должен высовываться. Держите верхний лист, а ниточку вытягивайте. А теперь посмотрите на что это похоже, если до конкретного изображения чего – то не хватает, дорисуйте недостающие детали тушью, красками. По мере освоения техники, можно вводить 2 – 3 цвета. Тогда на каждый новый цвет нужен новый верхний лист, чтобы изображение не пачкалось.



Пальцевая живопись – необычна, увлекательна техника. Возможна работа не только пальцами, но и ладонью, ребром ладони. На этом примере можно объяснить тему «колорит в картине», показать работу художников – импрессионистов.



Граттаж – (фр. техника царапания) сначала проведите предварительную работу. На лист бумаги нанесите красками пятна ярких цветов. Какие пятна?

Любые, но так, чтобы не осталось просветов между ними на бумаге. Когда краска высохнет, натрите поверхность листа свечой. В шампунь или жидкое мыло влейте тушь. Хорошенько размешайте, пока не получится однообразная черная масса, и этой смесью покройте весь рисунок не оставляя просветов. После того как лист высохнет, можно приступить к рисованию, вернее к процарапыванию. Темы – самые разнообразные. Если вы захотите работать просто на контрастной основе, то можно обойтись без красок. Этот способ особенно полезен в качестве одного из путей подготовки к работе над гравюрой. Да и внешне произведения, выполненные в технике граттаиса, отличаются редким контрастом белых линий и чёрного фона, что делает их похожими на ксилографию или на линогравюру.

Для развитии координации движения, точных движений руки, воспитания аккуратности в работе можно использовать работу острым пером.



Работа острым пером

  1. Работа линией.

Работу пером необходимо начинать с простейших элементов, в дальнейшем переходя к более сложным заданиям.

Например:

  1. Провести в разном направлении линии без нажима, изменяя нажим.

  2. Изменяя нажим линиями нарисовать уходящие в даль ступени, дорогу, дома и т.д. (объясняем перспективу)

  3. Медленно вывести зигзагообразные линии, спирали, окружности.

  4. Наложение узоров. Решаем примеры и изучаем разные узоры. □ + □ =□ заполните пустые квадратики (примеры составляются учителем) так, чтобы знаки + и = соответствовали. Это задание направлено не только на развития мышц руки, но и на развитие мышления. Заданий для работы пером можно придумать множество, как итог предложите ребятам творческую работу.

2. Работа штрихом.

Работая штрихом, тоже можно создавать интересные картины: пушистый зверёк, колючий ёжик, лесной пёйзаж, дождливый день и т.д.. Научив ребят пользоваться штрихом в разном направлении, с разной силой нажима предложите учащимся самим придумывать картину и выполнить её штрихами. Проводя занятия по работе с острым пером, можно в игровой форме говорить о понятии «графика», «языки» графики, объяснить основные правила и законы графического изображения.

Важной задачей сенсорного воспитания является научить ребёнка пользоваться палитрой и, смешивая краски, получать практически бесконечное количество оттенков. Игра оттенков бывает привлекательна для ребёнка сама по себе, независимо от изобразительных задач. Но далеко не все дети овладевают смешением красок самостоятельно, необходимо применять задания, специально вводящие ребёнка в этот мир. Например:

  1. «Цветовая угадай-ка». Прежде всего, необходимо познакомить учащихся с тремя основными и составными цветами и показать возможность, смешивая два цвета, получить третий, отличных от них обоих. Затем можно предложить такое задание: смешав из гуашевого набора по 2 краски в разных вариациях, предложить учащимся угадать, соединением каких цветов получен данный цвет. Пусть они докажут верность своего ответа тем, что сами попробуют составить такой цвет. Через некоторое время перейдите к смешению трёх цветов, расширив исходный набор.

  2. «Найди оттенки». Прежде всего, необходимо дать понятие «оттенки», «колорит», рассказать о том, сколько разных оттенков цвета в окружающем мире мы одним и тем же словом «жёлтый», «зелёный». Предложите учащимся соревнования: « Кто из вас, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков зелёного (жёлтого, красного, синего).

  3. Следующим заданием может стать творческая работа, выполненная в определенном колорите.

Это только первый этап знакомства с миром красок. Дальнейшая работа может вестись с контрастными цветами. В игровой форме можно познакомить с понятием «хроматические», «ахроматические цвета». Возможны игры по определению характера, настроения цвета и цветовых сочетаний.



Заключение.





Работа с детьми, пробуя всё новые и новые техники, радуешься полученным работам, и в большей степени увлеченными лицами ребят.

В пользу предложенной работы говорят и полученные результаты практической деятельности: развитие ручной ловкости, координированности движений, развитие моторики мелких мышц кисти, дальнейшее развитие сенсорного восприятия, познание мира красок, а через это и ценностного мира. Дети больше и эмоциональнее высказывают своё мнение, речь становиться логически связанной и содержательной. Происходит дальнейшее развитие мышления, воображения и фантазии.

Представленная работа лишь первый, пробный шаг к дальнейшей работе, которая может вестись в классах начальной школы.

Стоит попробовать даже ради того, чтобы услышать:

- «Здорово получилось, я смог сделать!»

- «А что будет на следующем уроке?»

















Библиография.



  1. Рабочая книга школьного психолога. Москва «Просвещение»,1991 год.

  2. С.Д. Забрашная «Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе» Москва «Педагогика-пресс» 1993 год.

  3. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Римичёва «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва «Просвещение» 1990 год.

  4. «Работа острым пером» Москва, 1993 год.

  5. О.А. Белобрыкина «Маленькие волшебники или на пути к творчеству» Новосибирск, 1993 год.

  6. Ю.А. Полуянов «Дети рисуют» Москва «Педагогика» 1988 год.

  7. В.В. Курчевский «А что там, за окном?» Москва «Педагогика» 1985 год.













Методические рекомендации по использованию новых художественных техник в работе с учащимися младших классов
  • ИЗО, МХК
Описание:

       Методические рекомендации

по использованию новых художественных техник

                      в работе с учащимися младших классов

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.

 

    Цель данной работы – собрать воедино и адаптировать для детей младшего школьного возраста, различные методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей, развивающие их воображение.

Автор Степанова Кадрия Наилевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 23136
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓