Главная / Школьному психологу / Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и родителей «Способы профилактики и коррекции детской агрессивности»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и родителей «Способы профилактики и коррекции детской агрессивности»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону











Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования и родителей

«Способы профилактики и коррекции детской агрессивности»






Составитель: педагог дополнительного

образования


Носачева Валентина Геннадьевна.













2014 г.





Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Определение понятия «агрессивность»……………………………...4


Причины возникновения детской агрессивности…….....................6


Способы и направления коррекционной работы…………………....7


Рекомендации для педагогов и родителей…………………………...8


Список литературы…………………………………………………...12


Приложение …………………………………………………………..13




















Введение

Целью данной методической разработки является создание практических рекомендаций для педагогов и родителей агрессивных детей, а также описание способов профилактики и коррекционной работы с детской агрессивностью.


Задачи:


  1. Изучить понятие «агрессивность», ее виды, классификацию.

  2. Рассмотреть причины возникновения детской агрессивности.

  3. Описать способы и направления коррекционной работы.

  4. Разработать общие практические рекомендации для педагогов и родителей агрессивных детей.


Агрессивное поведение было и остается распространенной чертой нашего общества. Актуальность этой темы неоспорима, поскольку количество подростков и детей, имеющих склонность к агрессивному поведению, стремительно растет с каждым днем. Это связано с целым рядом проблем:

- органические поражения головного мозга (травмы, менингиты ит.д.);

- эндокринный взрыв, резкое нарастание количества половых гормонов;

- социокультурные факторы (телевидение, интернет, компьютерные игры, которые систематически пропагандируют культ насилия);

- ухудшение социальных и бытовых условий жизни детей;

- невнимание школы и родителей к психологическому состоянию детей и.т.д.

Исследования психологов подтверждают также, что агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. На развитие агрессивности также влияют индивидуальные особенности темперамента. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защищаться, когда подросток просто не видит или не знает другого способа решения.

В подростковом возрасте противоречие потребностей и стремлений, желаний и возможностей, а также условий развития ребенка могут возникать ситуации, нарушающие естественный ход личностного становления, создавая предпосылки для зарождения и проявления агрессивности.

В приложении дан набор игровых коррекционных упражнений, используемых в работе с агрессивными детьми.








Понятие «агрессивность», виды, классификация.


Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. А.А. Реан разделяет понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессивность – это свойство личности, «…выражающееся в готовности к агрессии» (Реан А.А., 1999, с. 218).

Итак, если агрессия – это действие, то агрессивность – это готовность совершить это действие.

Виды агрессии.

Любая форма агрессии – будь то враждебность, упрямство или упорство – вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования себя или своего окружения. Условно агрессия может быть разделена на две формы (по Г.Паренсу).

Недеструктивная агрессия (настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения человека. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, удовлетворения личных желаний.

Враждебная деструктивная агрессия – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить от этого удовольствие.

Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становдение агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать еще в раннем детстве и стараются управлять ею. Но у некоторых детей она, возможно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим проявлением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с У-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или дистресса.

Как известно, человек, осознающий свою агрессивность как негативное качество, испытывает чувство одиночества. Однако он не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми, поскольку продолжает злиться. В итоге, не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека.

Таким образом, агрессивность – феномен накопительный.


Классификация видов агрессии.


По направленности на объект:

- гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, побои, угрозы, оскорбления.ю ненормативная лексика ит.д.;

- аутоагрессия – направленность на себя: самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

По причине появления:

- реактивная агрессия – реакция на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт);

- спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

По целенаправленности:

- инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.;

- целевая (мотивационная) – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену, и т.п.

По открытости проявлений:

- прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждения: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и пр.;

- косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на вей семье; мать после конфликта с соседкой без повода кричит на ребенка и т.д.

По форме проявления:

- вербальная выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;

- экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и прочее. Например, человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко ругается матом;

- физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.




Причины возникновения детской агрессивности.


  1. Заболевание центральной нервной системы.


Неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно возникшая внезапно, может быть одним из симптомов тяжелых клинических расстройств (эпилепсия, шизофрения и.т.д.). в данном случае необходимо обследование ребенка и лечение у детского психиатра.


  1. Средство психологической защиты.


Такой способ защиты выбирают дети с сильным типом нервной системы (холерики, сангвиники). Так дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи (по статистике чаще приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей). Агрессивность в таком случае, является проявлением отсутствия «базового доверия к миру», очень серьезного по последствиям в дальнейшей жизни нарушения.


  1. Следствие нарушения семейного воспитания.


  1. Безразличие или враждебность родителей.

  2. Разрушение эмоциональных связей в семье

(как между родителями и ребенком, так и между самими родителями).

  1. Неуважение к личности ребенка

(оскорбительные, унизительные замечания, пренебрежение).

  1. Чрезмерный контроль или его полное отсутствие.

Жестокосердные, властные родители стремятся во всем управлять ребенком, подавляя его волю, не допуская проявления его личной инициативы, не давая ему возможности быть собой. Особенно опасно, когда в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом этого станет агрессивное поведение, направленное на окружающих. Это протест, неприятие ребенком ситуации подчинения. Так ребенок старается защитить себя, отстоять свое «Я». Он защищается даже тогда, когда никто не нападает.

  1. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

Когда ребенку уделяется чрезмерное внимание, он привыкает к моментальному исполнению любых капризов, становится избалованным. Стремление родителей служить своему ребенку, всегда угодить, опередить желания оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз, в ответ получают вспышку агрессии.

Агрессия же детей вечно занятых родителей – иная. Это способ привлечь к себе любое, даже негативное внимание, в котором ребенок так нуждается. Они действуют по принципу: «Пускай лучше ругает и наказывает, чем совсем не замечает».

  1. Запрет на физическую активность.

Когда у ребенка долгое время нет возможности открыто проявлять свои и положительные и отрицательные эмоции, а также разрядиться физически, то его агрессия будет вызвана накопившейся энергии, которая не может пропасть бесследно.

  1. Отказ в праве на личную свободу.

Ребенку необходим свой личный уголок. Важно чтобы родители без спроса не брали вещи ребенка. Ему необходима свобода чтобы он научился самостоятельно принимать решения и отвечать за них. А также уверенность в неприкосновенности того, что ему принадлежит.


  1. Нарушение исследовательской деятельности ребенка.


Дети с нарушением развития эмоциональной сферы не способны оценить последствия своей активности. Для них равнозначно, что постучать палкой по земле, что по собаке – и то и другое объект для исследования.

Способы и направления коррекционной работы.


  1. Если агрессия ребенка является осознанной и контролируемой, тогда взрослому важно не поддаваться на такого рода манипуляцию. При этом можно пресечь агрессивные действия достаточно жестко (без вреда для ребенка и окружающих) либо, игнорировать эти действия.

  2. Если агрессия – это выражение гнева, можно применять следующие стратегии:

  1. Обучение детей способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих (выплескивать напряжение через активные действия, занятий спортом, проявления символической агрессии);

  2. Развитие умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (дыхательные упражнения, аутотренинги, прослушивание спокойной музыки и т.п.);

  3. Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству. Благодаря этому преодолеваются противоречия, предотвращаются конфликты;

  4. Формирование таких качеств как эмпатия, терпимость, доверие к людям.

В. Оклендер считает, что в психокоррекционной работе с агрессией следует предусмотреть 4 фазы.

1. предоставить ребенку приемлемые методы для выражения подавляемого гнева.

2. помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить его отреагировать на гнев.

3. осуществить вербальный контакт с чувством гнева (пусть скажет то, что думает, тому, о ком думает).

4. обсудить с ребенком проблему гнева.


Рекомендации для родителей и педагогов.


Чтобы ребенок вел себя адекватно и умел держать себя в руках, он должен этому научиться у своих родителей. Несколько простых рекомендаций родителям как совладать с эмоциями и конструктивно избавиться от гнева.


  1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- слушайте;

- проводите вместе с ребенком как можно больше времени;

- делитесь с ним своим опытом;

- рассказывайте о своем детстве, победах и неудачах;

- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому в отдельности.


  1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:

- отложите совместные дела с ребенком;

- старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.



  1. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии:

- говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу немного побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате».

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:

- примите теплую ванну, душ;

- выпейте чаю;

- послушайте любимую музыку.


  1. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные ситуации, которые могут вызвать ваш гнев:

- научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляйте ситуацией.


  1. Готовьтесь заранее к особенно важным событиям:

- отрепетируйте заранее поход к врачу или в детский сад;

- изучите возможности своего ребенка и свои собственные.


Как вести себя, когда ребенок проявляет агрессию.


  1. В случае незначительной агрессии – спокойное отношение.

- переключение внимания,например предложение какого-либо задания: «Помоги мне, пожалуйста достать книгу, ты же выше меня»;

- позитивное обозначение поведения: «Ты сердишься потому, что ты утомился»;

- полное игнорирование реакций.

2. Акцентирование внимания на поведение, а не на личность.

После того, как ребенок успокоится, можно обсудить с ним его поведение. Следует описать его действия, слова, не давая при этом никакой оценки. Обсуждать только конкретные факты, которые происходили «здесь и сейчас». Постараться продемонстрировать, что агрессия больше всего вредит ему самому.

Один из приемов снижения агрессии – это установление обратной связи:

- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

- раскрытие мотивов поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать, что ты сильнее?»);

- озвучивание своих чувств по отношению к поведению ребенка («Мне не нравится, когда со мной грубо разговаривают», «Я злюсь, когда на меня громко кричат»);

- апелляция к правилам поведения («Мы с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь, взрослый должен проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность. Ребенок должен понять, что родители (педагог) хорошо относятся к нему самому, но против того, как он себя ведет.

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Несмотря на то, что когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых негативные эмоции, взрослым нужно признать естественность и нормальность этих переживаний. Когда взрослый управляет своими эмоциями, то не подкрепляет агрессивное поведение ребенка и сохраняет с ним хорошие отношения. А также транслирует, как можно и нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  1. Снижение напряжения ситуации.

Это одна из главных задач взрослого, которая стоит на первом месте.

Однако, взрослые часто допускают ошибки, которые только усиливают напряжение и агрессию:

- повышение голоса;

- демонстрация власти («Будешь делать так, как я скажу!»);

- высмеивание, сарказм;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- «чтение морали»;

- наказание или угроза наказания;

- сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу;

- обобщения («Вы все одинаковые!», «Ты, как всегда…»);

- команды и давление;

- оправдания, подкуп, награды.

5. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признавать свою неправоту. Страшнее всего для него – публичное осуждение. Используя различные защитные механизмы поведения, дети стараются этого избежать. Необходимо:

- публично минимизировать вину(«Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), но в личной беседе показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить компромисс.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Это самое важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющего показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- внимательное (активное) слушание. Это слушание, без анализа и оценок, позволяющее собеседнику высказаться. Все, что необходимо – это поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

- прояснение ситуации наводящими вопросами;

- признание чувств ребенка;

- юмор.

Дети очень быстро и охотно перенимают модели конструктивного поведения. Главное – искренность взрослого и соответствие его действий словам.





Способы построения отношений


  1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Воспитываясь в семье по типу «кумира», в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим – сверстникам, взрослым и ко всему живому.

  1. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

  1. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

  1. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения».

Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

  1. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной эмоциональной возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и т.п.)





































Список литературы:


  1. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтере. – М.,2000.

  2. Бреслав, Г.М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] / Г.М. Бреслав. – Рига, 1990.

  3. Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт.-сост. М.Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст] / Г. Паренс. –М., 1997.

  5. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А.Реан // психологический журнал. – 1996. –№5.

  6. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей [Текст] / А.А. Романов. – М., 2005.

  7. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк. – М., 1996.
































Приложение

Упражнение «Добрый и злой мячик».

Цель: направлено на рефлексию агрессивного ребенка.

Ребенку дают мяч (например, теннисный), просят его со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч с силой отлетает в ребенка. Затем, ребенка просят ударить мяч ласково. Мяч прилетает обратно в руки. Во время игры с ребенком проводится беседа о том, что как кинешь мячик, так он и вернется. Этот вывод необходимо помочь ребенку перенести на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».


Упражнение «Волшебные очки».

Цель: развитие толерантности, эмпатии.

Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя к каждому ребенку, ведущий называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».


Упражнение «Клоуны ругаются».

Цель: снятие вербальной агрессии.

Участники превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «Овощами и фруктами». Участникам разрешается менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди. Ведущий руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным.


Упражнение «Битва на шарах».

Цель: отреагирование агрессии.

Участники выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар всю свою злость, обиду, гнев и т.п. ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями. Затем группа делится на две команды. Между командами оставляется расстояние около 2-х метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу обозначается граница, через которую нельзя переступать. В руках каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров. Обсуждение.


Упражнение «Жужа».

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются. «Жужа» терпит, но когда ей это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто ее обидел больше всех, тот и будет «Жужей». Ведущий следит, чтобы дразнилки были не слишком грубыми. Обсуждение.




Упражнение «Золотая рыбка».

Цель: снятие агрессивности, развитие навыков общения.

Все встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, ногами, взявшись за руки. Это сеть. Водящий – золотая рыбка стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, ведущий просит участников помочь рыбке.


Упражнение «Рубка дров».

Цель: помочь детям переключится на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Ведущий говорит: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают? Покажите как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор высоко над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».


Упражнение «Маленькое привидение».

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.


Упражнение «Апельсин».

Цель: обучить ребенка управлять своим гневом и снизить уровень личностной тревожности.

Ребенок лежит на спине, голова слегка на бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Ребенку нужно представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Теперь необходимо разжать кулак, откатить апельсин, ручка теплая, мягкая, отдыхает». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты) если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточно одного раза ( с левой и правой рукой).



Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и родителей «Способы профилактики и коррекции детской агрессивности»
  • Школьному психологу
Описание:

Целью данной методической разработки является создание практических рекомендаций для педагогов и родителей агрессивных детей, а также описание способов профилактики и коррекционной работы с детской агрессивностью.

Агрессивное поведение было и остается распространенной чертой нашего общества.  Актуальность этой темы неоспорима, поскольку количество подростков и детей, имеющих склонность к агрессивному поведению, стремительно растет с каждым днем.

В приложении дан набор игровых коррекционных упражнений, используемых в работе с агрессивными детьми.

Автор Носачёва Валентина Геннадьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 988
Номер материала 52201
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓