Главная / Обществознание / Методические рекомендации для обучающихся, занимающихся учебной проектно – исследовательской работой

Методические рекомендации для обучающихся, занимающихся учебной проектно – исследовательской работой

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Корсаковского городского округа









Методические рекомендации

для обучающихся, занимающихся учебной

проектно – исследовательской работой



Автор: Писцова Лидия Александровна,

заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 4»























Корсаков

2011

Оглавление


Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

Классификация проектно – исследовательских работ в школе……………………………...4

Этапы написания исследовательской работы (проекта)……………………………………...5

Выбор методов исследования…………………………………………………………………..7

Приёмы работы с текстом…………………………………………………………………..…..8

Требования к содержанию научной работы……………………………………………..…….9

Общие требования и правила оформления текстов……………………………….……........11

Правила публичного выступления……………………………………………………..……...12

Составление списка литературы по проблеме исследования…………………….…...……..13

Список использованной литературы……………………………………………….……........15

Приложения

Приложение № 1. Титульный лист……………………………………………………………16

Приложение № 2. Оформление оглавления работы………………………………………….17

Приложение № 3. Краткое описание исследовательской работы (проекта)………………..18

Приложение № 4. Примерный вариант индивидуального плана исследовательской работы

























Пояснительная записка


 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

    Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности.

   Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности.

    Для того чтобы заниматься проектно – исследовательской деятельностью необходимо владеть основной терминологией. Зафиксируем основные понятия исследовательской и проектной деятельности. Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд».  В русском языке слово проект означает  совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Проектная деятельность предполагает решение исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

Данные методические рекомендации разработаны для обучающихся средней общеобразовательной школы, занимающихся проектно – исследовательской деятельностью, с целью оказания помощи обучающимся при подготовке учебных научных работ, формирования библиографической культуры по написанию и оформлению проектно – исследовательских работ.


Классификация проектно – исследовательских работ


Монопредметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.


Типы творческих работ


Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления.  Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу  с антропогенными загрязнениями окружающей среды.  Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный  экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.



















Этапы написания исследовательской работы (проекта)


Этап

Действия

1. Выбор темы исследования

Требования к теме:

  • актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

  • содержательность, информативность и разработанность в науке;

  • возможность поиска достаточного количества литературы; наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

  • формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;

  • название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

  • тема должна быть конкретной. Объемные темы требуют освещения многих вопросов, что не в состоянии сделать многие.

Чтобы выбрать тему, нужно ответь на вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Подсказка

Темы исследования могут быть:

фантастическими;

экспериментальными;

теоретическими;

изобретательскими

2. Цель и задачи исследования

Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. При этом необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его получения?»

Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

Задачи исследования уточняют цель. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.

З. Гипотеза исследования

Гипотеза содержит предположение о связи определенной деятельности с ее результатом. Для формулирования гипотезы используй слова:

предположим; • возможно;

допустим; • что, если

4. Объект исследования

Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?»

5. Предмет исследования

Определяется при ответе на следующие вопросы: «Как рассматривать объект?», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?»

Обрати внимание: цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.


6. Организация исследования

Подумать самостоятельно

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования.

Просмотреть книги по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг.

Спросить у других людей

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы.

Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента

7. Подготовка к защите исследовательской работы

Этапы подготовки

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Ранжировать по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада


















Выбор методов исследования



Метод
исследования

Характеристика

1

2

Наблюдение

Активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам

Измерение

Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности

Эксперимент

Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагирование

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественного, выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Анализ

Изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон

Синтез

Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания

Индукция

Основой индукции являются данные, полученные путем наблюдений

Дедукция

Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об отдельном предмете

Моделирование

Метод исследования объектов с помощью моделей — аналогов определенного фрагмента природной и социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта — оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы т.п.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, которое присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем.

Беседа

Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации



Приемы работы с текстом



Как отделять главное от второстепенного

Одним из основных навыков исследователя является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисления принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы.

Второстепенная информация может либо разъяснять главную информацию, либо отражать вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты из чьей-либо биографии, а также разного рода комментарии.

Приемы сжатия текста

Известны три способа сжатия текста.

Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Например, в предложении «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится. При этом оно только выиграет от сжатия.

Обобщение нескольких однородных мелких вопросов. В этом случае сначала необходимо найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, т.е. переформулировать мысль своими словами.

Сочетание исключения и обобщения

Памятка о правилах сжатия текста

1. Выделите опорные слова в предложении.

2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

4. Сжато изложите содержание предложения, абзаца, текста.

5. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

6. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль.

7. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

8. Проделайте следующую работу с текстом:

составьте к нему план;

отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;

через несколько дней «расшифруйте» написанное, т.е. попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;

сравните результат «восстановления» с исходным текстом 










Требования к содержанию научной работы.

 

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

В верхнем поле наименование учебного заведения, где выполнена работа;

В среднем поле дается заглавие работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается.

Далее, ближе к правому краю титульного листа указываются класс, фамилия и инициалы исполнителя работы, а ниже — должность руководителя, его фамилия и инициалы. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания.

На титульном листе номер страницы не ставится.

Оглавление

Включает:

приводятся все заголовки исследования (главы, разделы) и указываются страницы, с которых они начинаются.

Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц)

Здесь обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, а также гипотеза, дается краткий обзор литературы по теме (автор может дать краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описать процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы), указываются избранные методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.

От формулировки научной проблемы и доказательства, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

В конце вводной части раскрывается структура работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов и обосновывается последовательность их расположения.

Основная часть

(не более 10 страниц)

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Заключение

В нем делаются выводы о проделанной работе. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Список использованной литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке). Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в работе.

Литературные источники можно расположить следующим образом:

1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.

2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).

3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.

4.Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).

5.  Сборники нормативных документов (если это необходимо).

6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).

 













































Общие требования и правила оформления текстов

Объем исследовательской работы колеблется от 10 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклад – 1–5 страниц (в зависимости от класса и ступени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере:

размер шрифта 12–14, Times New Roman, обычный;

интервал между строк – 1,5–2;

размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке в среднем 60 печатных знаков, включая препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы. На титульном листе номера страницы не ставится. Каждый новый раздел (введения, главы, параграфы, заключение, библиографический список литературы, приложения) начинаются с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посредине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Основной текст может сопровождаться иллюстрационным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» [3, с. 65].

Или: По замечанию А. Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отсчета [6, с. 22].

После заключения принято помещать список источников (не мене 3–5).


































Правила публичного выступления


Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной.

Речь должна быть также выразительной, что зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

Большое значение имеет выбор одежды. Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению жюри.

Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.


Культура выступления на конференции.


1.    Регламент выступления на секции – до 10 минут.

2.    Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

3.    Выступление должно проходить чётко.

4.   Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).



















































Составление списка литературы по проблеме исследования


Знакомство с опубликованной по теме исследования литературой начинается работой с картотекой библиотеки и библиографическими изданиями.

Поиск источников по картотеке должен завершиться составлением списка литературы. Следует учитывать, что при написании информации об источнике сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название работы, место издания, название издательства, год издания и, наконец, указывается количество страниц.


Изучение литературы по теме



Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с их выводами, выявить современное состояние проблемы.

При изучении литературы все свои замечания, выводы следует записывать в таблицу, форма которой представлена ниже.


Название источника

Основные тезисы, проблемы

Комментарии





Оформление библиографического списка использованной литературы


Пример 1. Книга с одним автором

Артемьева, Т.В. История метафизики в России XVIII века [Текст] / Т.В. Артемьева. – СПб.: Алетейя, 1996. – 317 с.


Элементы библиографического описания:

Артемьева, Т.В. – заголовок описания (в данном случае фамилия и инициалы индивидуального автора);

История метафизики в России XVIII века – основное заглавие;

[Текст] – физическая форма, в которой представлен материал (физическая форма материала может быть различной: [Ноты], [Карты], [Электронный ресурс] и т.д.);

/ Т.В. Артемьева – сведения об ответственности (информация о лицах и организациях, участвовавших в создании документа, являющегося объектом библиографического описания. Если в книге два или более автора, за косой чертой надо указать сведения о них);

СПб.: Алетейя, 1996 – сведения о месте издания (СПб), изготовителе (изд-во «Алетейя»), времени публикации (1996 год);

317 с. – объём документа (количество страниц в издании);


Пример 2. Составные части документов

Статья книги

Моргенштерн, И.Г. Уточняющий библиографический поиск [Текст] / И.Г. Моргенштерн, Б.Т. Уткин // Занимательная библиография. – М.: Кн. Палата, 1987. – Разд. 4. – С. 93-99.

Элементы библиографического описания:

Моргенштерн, И.Г. Уточняющий библиографический поиск [Текст] – сведения о составной части документа

Занимательная библиография – сведения об идентифицирующем документе

М.: Кн. Палата, 1987 – сведения об издании идентифицирующего документа

Разд. 4. – С. 93-99 – сведения о местоположении составной части в документе


Пример 3. Составные части документов

Статья из журнала

Андреев, А. Студент и культура: информация к размышлению [Текст] / А.Андреев // Высшее образование в России. – 2004. - №4. – С. 101 – 107.


Элементы библиографического описания:

Андреев, А. Студент и культура: информация к размышлению [Текст] / А. Андреев – сведения о составной части документа

Высшее образование в России – сведения об идентифицирующем документе. В данном случае это сокращенное заглавие журнала «Высшее образование в России»

2004 – год публикации

4 – номер идентифицирующего документа (журнала)

С. 101 – 107 – сведения о местоположении составной части в идентифицирующем документе. Это означает, что статья А. Андреева в журнале помещена на страницах 101 – 107. Заглавная буква «С» обозначает слово «страница».


Если составная часть помещена в газете, то при одинаковом описании всех элементов вместо номера издания указывают дату выпуска.

Например,

Серебрякова, М.И. Дионисий не отпускает [Текст]: [о фресках Ферапонтова монастыря, Вологод. обл.]: беседа с директором музея Мариной Серебряковой / записал Юрий Медведев // Век. – 2002. – 14-20 июня (18). – С.9.

Правила пунктуации в тексте

Для разграничения элементов библиографического описания применяют обязательную систему условных разделительных знаков:

  • Точка и тире

  • Откос /

  • Два откоса //

  • Допускается замена точки и тире на точку, только при этом необходимо придерживаться единообразия в применении условных разделительных знаков,

Например, Наука. 2007. № 5. С. 12-18. или

Наука. - 2007. - № 5. - С. 12-18.

Пробелы до и после знака предписанной пунктуации в стандарте 2003 г. обозначены во всех случаях:

  1. ставятся пробелы до и после каждого знака (кроме точки и запятой);

  2. после точки и запятой пробел оставляется только после знака;

  3. внутри элементов при перечислении однородных сведений ставится двоеточие, не отделяемое пробелом (в том случае, если в источнике отсутствуют какие-либо знаки).

Теперь ваш список готов. Желательно, чтобы он содержал не менее пяти источников. В Приложении 4 приведены примеры библиографических записей.

















Список использованной литературы


1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. - Введ. 01.01.86. - М., 1984.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.

3. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»//Практика административной работы в школе. - 2002, № 1.

4. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996.

5. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81. - Введ. 01.01.82. - М., 1981.

6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

8. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

9. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, № 4.

10. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.

11. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000.


































Приложение № 1. Титульный лист

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Корсаковского городского округа (14 шрифт)









ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (18 шрифт)



МЕСТО ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГЕНД В ИСТОРИИ:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ (16 шрифт)





Автор работы:

Иванова Светлана Николаевна,

обучающаяся 8 а класса

МОУ «СОШ № 4» (12 – 14 шрифт)


Научный руководитель:

Писцова Лидия Александровна,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № 4»













Корсаков

2011

Приложение № 2. Оглавление работы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

(14-16 шрифт, все буквы прописные)


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3


  1. ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………....5


    1. ПРЕДПОСЫЛКИВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА………………………...5


    1. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………..6


  1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………….8


    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….…10


    1. АНАЛИЗ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………...…………………13


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….15


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….16


ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….17






























Приложение № 3


Краткое описание исследовательской работы (проекта)

Название

Выполнен автором или творческим коллективом (указать фамилии, имена и отчества авторов)

под руководством (указать фамилию, имя и отчество руководителя):

_____________________________________________________________________________

Исследовательская работа (проект) посвящена изучению:

_____________________________________________________________________________

Откуда у вас возник интерес к этой проблеме, вопросу?


_____________________________________________________________________________

Где вы искали информацию для ответа на возникшие вопросы (указать источники)


_____________________________________________________________________________

Какие гипотезы выдвигали:


_____________________________________________________________________________

Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез:

Опросы (кого и о чем вы расспрашивали):

_____________________________________________________________________________

Наблюдения (за кем (чем) вы наблюдали):

_____________________________________________________________________________

Эксперименты:

_____________________________________________________________________________

Другие методы (укажите, какие именно):


_____________________________________________________________________________

Как вы обобщали полученные данные:

_____________________________________________________________________________

К каким выводам вы пришли:

_____________________________________________________________________________

Для презентации результатов исследования вы планируете использовать (укажите, с помощью каких наглядных средств вы собираетесь представлять свою работу на финале конкурса, например: с помощью схем, рисунков, макетов, фотографий и т.п.):

Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде (например, доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры, другое …):

_____________________________________________________________________________









Приложение № 4

Примерный вариант индивидуального плана исследовательской работы

___________________________________________________________________

(Ф.И.О. автора исследования)

___________________________________________________________________

(Ф.И.О. научного руководителя)

___________________________________________________________________

(тема исследовательской работы)


Этапы выполнения научно-исследовательской работы

Срок

Консультант

Первый этап — подготовка к исследованию

1. Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Выделение основных понятий темы.

4. Изучение литературы по теме исследования.

5. Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования



Второй этап — подготовка и проведение исследования

1. Подготовка диагностических материалов по теме исследования.

2. Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты).

3. Анализ исследования, выводы по эксперименту



Третий этап — оформление исследовательской работы

1. Написание основной части работы, ее введения и заключения:

а) определение композиции работы;

б) выбор стиля и языка исследования;

в) написание выводов;

г) составление заключения;

д) написание введения.

2. Составление списка литературы.

3. Составление списка иллюстрации.

4. Составление приложений.

5. Оформление титульного листа



Четвертый этап — подготовка и защита работы

1. Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии.

2. Подготовка текста для публичной защиты





















Методические рекомендации для обучающихся, занимающихся учебной проектно – исследовательской работой
  • Обществознание
Описание:

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

    Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской  деятельности.

   Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности.

 

     Для того чтобы заниматься проектно – исследовательской деятельностью необходимо владеть основной терминологией. Зафиксируем основные понятия исследовательской и проектной деятельности. Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Автор Писцова Лидия Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1233
Номер материала 31507
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓