Министерство образования
Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное
учреждение 11
«Методические
рекомендации
по разработке
и составлению дидактических материалов
с
производственной направленностью»
(для преподавателей)
г. Комсомольск -на –Амуре
Обсуждено
на заседании методической комиссии.
Методическая
разработка «Методические рекомендации по разработке и составлению дидактических
материалов с производственной направленностью» предназначена для
преподавателей математики.
Разработал:
Ермакова Светлана Ивановна – преподаватель математики
Рецензент:
Чернышова Татьяна Николаевна– методист
Методическая
разработка рекомендаций по составлению материалов направленных на профильность
учебной дисциплины, выполнена с набором примерных заданий для профессии
«Слесарь» и «Сварщик»
Адрес профессионального образовательного
учреждения 11
Ул. Комсомольское шоссе, 26
Сегодня профессиональные учреждения превращается
в основной источник подготовки достойного молодого поколения рабочего класса. Преподавание
общеобразовательных дисциплин улучшает и производственное обучение. В связи с
этим преподавание математики имеет целью достижение такого уровня
математического развития, а так же умений, знаний и навыков учащихся, который
необходим для их подготовки к практической деятельности в условиях
современного производства. Изучение основных математических определений правил,
законов, формул в тесной связи с объектами их практического применения в
практическом производстве обеспечивает более прочное и осмысленное усвоение
приобретаемых знаний и способствует правильному применению их в своей
производственной деятельности. Осуществление связи преподавание математики с
жизнью обеспечивается отбором материала, способствующего овладению количественными
и пространственными закономерностями науки и технике, богатого различными
практическими приложениями. Решения задач по математике, содержание которых
тесно связанно с характером повседневной работы обучающихся, заставляет их
обращать внимание на отдельные моменты производственного процесса (на уроках
производственного обучения ), имеющие большое значение в их работе, дает
возможность приучать обучающихся пользоваться справочниками, графиками,
технической литературой.
Одним из средств повышения качества преподавания
математики является серьезная работа показа прикладного характера математики
с последующим применением для решения задач, связанных с профессией на
первом курсе обучения при знакомстве с обучающимися. Необходимо раскрыть
сущность и значение профессионального образования, показать лицо
высококвалифицированного, технически грамотного рабочего в производственном
процессе, учитывая, что развитие творческих способностей обучающихся следует
рассматривать как одну из основных задач общего политехнического и специального
образования. Огромную роль играют задачи производственного характера, решая
которые нужно руководствоваться принципами:
1.
Не
перегружать учащихся техническими и производственными данными, превышающими
их силы и возможности.
2.
Задача должна
отличатся краткостью прикладной части и доступностью понимания учащимися.
3.
Задача должна
соответствовать реальным требованиям современного производства и отражать его.
4.
В качестве примера можно привести задачи:
ü У рабочего в руках есть только линейка.
Можно ли определить диаметр круга, если линейка меньше диаметра
Рекомендации по разработке дидактических
материалов по математике с профессиональной направленностью
Основное средство реализации профессиональной
направленности на уроках математики - дидактический материал.
Под дидактическими материалами с
профессиональной направленностью понимаем вопросы, задачи, задания
профессионального содержания, взятые отдельно и в сочетании с объектами
профессиональной деятельности и их изображениями.
Содержание
дидактических материалов, ориентированных на связь с профессией, определенным
образом направляет познавательную деятельность обучающихся. Работа с такими
дидактическими материалами может способствовать формированию у обучающихся
умений находить в профессиональной ситуации существенные признаки
математического понятия, подводить объект под понятие, использовать понятие в
новых условиях. Овладение профессионально значимыми теоремами и аксиомами с
помощью разрабатываемых дидактических материалов предполагает умение выделять
в формулировке утверждений объекты и отношения между ними, условие и
заключение, применять утверждения в профессиональных ситуациях. Кроме того, дидактические
материалы такого типа могут быть направлены на развитие
пространственного воображения, вычислительных навыков и графических умений обучающихся,
на расширение их профессионального кругозора, на формирование умений и навыков
работы с измерительными приборами, таблицами, справочной литературой и т.
д.
При формировании знаний принято выделять три этапа:
1. пропедевтический этап
2. этап
формирования
3. этап применения.
На материале изучения естественнонаучных,
технических, технологических и производственных объектов осуществляется
пропедевтический этап и этап применения знаний.
Этап непосредственного формирования
математических знаний реализуется в основном на материале математических
объектов. При этом на первом и третьем этапах происходит интеграция и дифференциация
математических знаний с профессиональными.
Исходя, из
особенностей логики формирования знаний с помощью рассматриваемых дидактических
материалов учитываются индивидуальные особенности обучающихся.
Доступность
материала обеспечивается варьированием содержания, формой его предъявления.
Поэтому значительную роль при разработке дидактических материалов с профессиональной
направленностью играет постановка учебной задачи.
На_этапе_
пропедевтики_учебная
задача в
дидактическом материале должна направить познавательную деятельность обучающихся
на повторение опорных знаний и способов действий, на осознание
значимости изучаемого материала для профессии.
На этапе
формирования учебная
задача направляет внимание о обучающихся на распознавание профессионально
значимого понятия или теоретического утверждения, на связи и отношения
между структурными единицами понятия, утверждения.
На этапе
применения
учебная задача нацелена на обоснование того факта, что в
производственных ситуациях существуют объекты с признаками математического
понятия и операции, основанные на теоретических утверждениях; на становление
связей и отношений данного профессионально
значимого определения, теоретического положения с другими математическими знаниями
и умениями.
Однако нельзя
провести четких границ между этапами пропедевтики, формирования и
применения знаний. Они весьма подвижны к проникают друг в друга. Поэтому некоторые из заданий могут
быть использованы на нескольких этапах урока в зависимости от сочетания
различных условий: целей урока, содержания математического материала, уровня математической
подготовки обучающихся, видов временной связи между математическим и
профессиональным материалом, избранных форм обучения обучающихся на уроке.
Поскольку дидактический
материал разрабатывается с учетом взаимосвязи математического и профессионального содержания,
формулировка учебной задачи должна направлять познавательную деятельность обучающихся
на перенос либо математических знаний на профессиональные, либо
профессиональных знаний на математический материал. Осуществление переноса
становится возможным при нахождении существенных признаков понятия, условия
реализации утверждения. Иначе говоря, устанавливается взаимно однозначное
соответствие между признаками понятия, данными теоремы и их образами реальных
объектах.
Поэтому учебная задача в дидактических материалах,
формирующих профессионально значимое понятие или теоретическое утверждение,
может изменяться в соответствии с направлением переноса знаний на более
или менее далекий, но принципиально сходный материал. В связи с этим в зависимости
от продвижения в усвоении учебного материала учебная задача формулируется,
постепенно усложняясь, переходя от называния состава исходных данных к их
скрытому составу. Этот прием при разработке дидактических материалов
позволяет постепенно перейти от переноса математических знаний на
профессиональную основу к обратному переносу, выражающемуся в «математизации»
производственных ситуаций. Особенно это прослеживается при переходе от этапа
формирования понятий и теоретических утверждений к их применению.
Возможность переноса
знаний, естественно, связана с учетом характера временных связей. Например,
осуществление переноса математических знаний на профессиональные означает,
что соответствующие профессиональные знания уже сформированы или формируются
одновременно с профессионально значимыми математическими знаниями. Иначе
говоря, перенос имеет место там, где есть предшествующие и сопутствующие
связи математических знаний с профессиональными. У чет вида временной связи
в формулировке учебной задачи осуществляется за счет включения в нее текста,
обращающего внимание обучающихся на отношение изучаемого математического
материала к уже известным сведениям из профессиональной подготовки. Отмеченное
условие важно иметь в виду, планируя дидактический материал для индивидуальной
работы обучающихся.
Далее обучающийся остается наедине с
дидактическим материалом, и поэтому преподаватель должен предусмотреть
возможные с его стороны вопросы. Это обстоятельство заведомо учитывается при
ссылке каким-то образом на характер временных связей. Одним из таких способов
может служить указание в тексте дидактического материала на знакомую производственную
операцию, на работу с известным профессиональным инструментом или
справочником, к которому обучающиеся обращались на предметах профессионально
–технического цикла.
При работе с
дидактическими материалами часто приходится проводить сравнение, делать
теоретическое обоснование, находить подтверждение теоретическим утверждениям
и понятиям в конкретной - производственной ситуации. Соответствующей должна
быть и постановка учебной задачи. Типичными в ее формулировке являются солва:
«сравните», «обоснуйте», «объясните», «докажите», «найдите», «определите»,
«приведите примеры» и т. д., (т. е. слова-указания).
Психологами
показано, что использование средств предметной и изобразительной наглядности,
при решении практических задач создает благоприятные условия для усвоения новых
знаний. В связи с этим при разработке дидактических материалов с профессиональной
направленностью необходимо учитывать, что в число компонентов содержания таких
материалов часто входит кроме текстовой части предметная или изобразительная
наглядность. Это выражается в дополнении текста учебной задачи графиком,
таблицей, плакатом, диапозитивом, профессиональным инструментом, приборами,
моделями производственных объектов и т. д.
Рассмотрим
несколько примеров дидактических материалов_______
с профессиональной
направленностью, разработанных согласно установленным требованиям.
Многогранники
Призму отличают
некоторые существенные свойства, выделяющие ее из других видов геометрических
тел, а именно: это многогранник, у которого две грани — одноименные
многоугольники, лежащие в параллельных плоскостях, а любые два ребра, не
лежащие в этих плоскостях, параллельны. Подбор специальных дидактических
материалов помогает обучающимся обнаружить эти свойства.
Задача № 1.
Сравните
следующий слесарный инструмент: различные виды молотков, напильники разные по
форме Какие из них имеет форму призмы? В каких случаях и какой из признаков,
определяющих призму, не выполняется?
(К этому заданию
полезно подобрать соответствующий
слесарный инструменты
или его рисунки)
В дальнейшем учебная
задача в дидактическом материале № 2 строится как следствие из установления
того факта, что тело является призмой.
Задача № 2.
Можно ли
использовать формулу объема призмы для определения выбора необходимой
заготовки, идущей на изготовление ударной части молотка? Необходимы ли знания о
сечении призмы при выборе заготовки?
Ответ обоснуйте.
Одним из необходимых
условий усвоения понятия является умение привести его пример. Этой цели может
служить и дидактический материал.
Задача № 3.
В каких случаях
на производственной практике вам приходится иметь дело с углами между двумя
пересекающимися плоскостями?
Приведите пример
измерения таких углов при выполнении производственных операций.
ЗадачаN° 4.
Приведите
примеры формы геометрической фигуры полученой при разрезе:
а) какого либо
слесарного инструмента
б) прибора
используемого в вашей профессии
в) любой другой
детали т.е. геометрическая форма сечения данного объекта.
В
дидактических материалах, предназначенных для формирования теоретических утверждений,
можно предложить учащимся выбрать нужную для решения формулу; потребовать
сопоставить данные указанной теоремы и отношения между этими данными с конкретными
объектами из производственной практики; сделать на основании выполнения условия
теоремы соответствующее заключение для рассматриваемых объектов и отношений
между ними, например:
Задача№ 5.
Оказалось, что
маркировка на технические данные электродов стерлась. Какие измерения
необходимо выполнить, чтобы взять необходимый электрод для сварки?
Задача№ 6.
Имеются два
утверждения: а) прямая, проходящая через две различные точки плоскости, лежит
в этой плоскости; б) через две пересекающиеся прямые можно провести одну
плоскость. Сопоставьте условия утверждений с начальными действиями операции
проверки качества обрабатываемой поверхности при зачистке и полировки плоских
поверхностей.
Швы в профессиональной
деятельности сварщика.
Задача№7.
Какие измерительные приборы используются
и для чего, при различных видах швов? Поясните свой ответ выполнением
соответствующих операций с инструментами и приспособлениями . Подтвердите свой
ответ рисункам.
Постепенность
перехода от этапа формирования к этапу применения состоит в том, что сначала
(на этапе формирования) в формулировке учебной задачи называются конкретные
понятия, аксиомы, теоремы, формулы, которые следует привлечь, чтобы выполнить
задание. Затем, на этапе применения, учебная задача в дидактическом материале
с профессиональной направленностью может формулироваться и в неявном, скрытом
виде относительно нового компонента знаний, т. е. без называния конкретного
понятия, формулы, теоремы, аксиомы, которые нужно
использовать.
В ранее
рассмотренных заданиях, предназначенных для этапа формирования знаний и
способов действий, называлось тело (призма), которое требовалось распознать. В
условиях заданий, предназначенных для закрепления знаний, термины новых
математических понятий опускаются. Обучающиеся должны самостоятельно
обнаружить, что в задании № 8 речь идет об угле между наклонной и плоскостью, в
задании № 9 — об угле между двумя пересекающимися плоскостями ( тема
«Двугранный угол») Решение обоих заданий основано на знании определений этих
понятий, на понимании содержания понятий и умений соотнести уже знакомые
реальные объекты с признаками конкретного понятия.
Задача№ 8.
Сделайте эскиз,
соответствующий правилам сварки. Какой угол должны образовывать электрод при
работе. Как измерить этот угол?
Задача№ 9.
Бригада сварщиков
получила задание сварить контейнер для сбора мусора с крышкой а) в форме
призмы
б) в форме цилиндра
в) в форме куба.
О каких видах углов
идет речь при выполнении сварочных работ?
Сделайте рисунок к
каждому заданию
В задание № 9
предлагается после введения понятия угла между пересекающимися плоскостями и
направлено на обнаружение совокупности всех его признаков.
Учебная задача в
дидактических материалах, составляемых для применения одного и того же
теоретического утверждения, может быть сформулирована в различной форме.
Пример тому — задания № 10 и 11.
Задача№ 10.
Даны два утверждения:
а) через три точки, не принадлежащие одной прямой, проходит одна плоскость; б)
прямая, проходящая через две точки плоскости, лежит в этой плоскости.
Объясните, каким образом они подтверждают правильность раскладки кирпичей при
строительстве гаража.
Задача№ 11. На
действии каких теоретических утверждений основан принцип разметки фундамента
гаража?
Форма
предъявления задания № 10 упрощена по сравнению с заданием № 11 тем, что в нем
называются теоретические утверждения, действие которых нужно проследить при конкретной
производственной операции. В задании № 11 из множества теоретических утверждений
следует выбрать именно эти два. Такой прием при разработке дидактических
материалов, как отмечалось ранее, создает условия для перехода от распознавания
математических знаний в профессиональных ситуациях к «математизации» ситуаций.
Задание № 10 может
быть предназначено для повторения аксиоматики при изучении теорем о
параллельных прямых. В том же виде это задание применимо при закреплении знаний,
например, при решении задач на построение сечений многогранника. Аналогично
анализируется и назначение задания № 11. С помощью дидактического материала с
профессиональной направленностью организуется актуализация знаний, опорных для
усвоения новых профессионально значимых понятий и теорем. Повторение проходит
в профессиональной ситуации. Учебная задача в дидактическом
материале (как и на этапе применения знаний) формулируется здесь в явном и в
неявном виде. Однако вновь одни и те же задания могут быть использованы на различных
этапах обучения. Это обусловливается, несколькими факторами,
в частности целями,
которые преследует преподаватель при внесении заданий, временем прохождения
учебного материала и его содержанием.
Задача№ 12.
При нанесении
ударов по зубилу, по крену молоток держат под различными углами к поверхности.
Покажите с помощью зубила и молотка, керна и молотка образуемые углы с
поверхностью. Как зависит величина угла в различных ситуациях? Как называются в
геометрии такие углы?
(Дополнением к условию задания служит
профессиональный инструмент — металлическая пластина, керн, молоток, зубило)
Задача№ 13.
Вспомните
последовательность операций при определении величины катета углового шва ? Как
обосновать правильность величины катета? Сделайте соответствующий рисунок,
подтверждающий ваши рассуждения. Какая теорема планиметрии здесь
используется?
Задание № 12 уместно
для актуализации знаний учащихся на уроке по теме «Понятие о многогранном
угле». А в теме «Угол между двумя плоскостями» оно дается на этапе применения
новых знаний с целью обнаружения наименьшего из двугранных углов, образуемых
плоскостью шпателя и обрабатываемой поверхностью. Смысл, вкладываемый в известную
производственную операцию, подсказывает правильное нахождение нового вида угла.
Задание № 12 разработано на основе сопутствующих связей математических знаний с
профессиональными».
Тот же дидактический
материал применим на уроках по теме «Связь между перпендикулярностью и параллельностью
в пространстве» для закрепления обратных теорем.
Особенно внимательно следует подходить к
разработке и применению дидактических материалов с профессиональной
направленностью при организации с ними различных форм работ.
Необходимо отбирать доступный обучающимся
материал и выбирать форму его предъявления с учетом общей математической
подготовки всей группы обучающихся и индивидуальных особенностей каждого
обучающегося. Например, в процессе повторения радианного измерения угловых
величин в группе строителей-отделочников уместно предложить задание:
Задача№14
Известно, что для
определения отклонений данной поверхности от вертикального или
горизонтального положения применяется уровень. Угол отклонения можно найти по
смещению пузырька на длину дуги S
, а именно:S= 4,85 10-6 R ф, где R— радиус,
по которому изогнута стеклянная трубка (рис. 2). Каким образом была получена
эта формула? (К условию прилагается уровень)
Само решение
достаточно простое, но постановка учебной задачи необычна. Поэтому для
индивидуальной работы этот дидактический материал доступен только сильному
учащемуся.
С обучающей
целью дидактические материалы с профессиональной направленностью предлагаются
так же слабым учащимся для индивидуальной работы. Но в этом случае
целесообразно к тексту задания прилагать полный или частичный план решения либо
само решение. Форма предъявления задания в этом случае зависит от количества
логических шагов в решении и, конечно, от уровня математической подготовки
обучающегося.
Предназначенные
для индивидуальной работы со средними обучающимися дидактические материалы с
профессиональным содержанием могут быть направлены на проверку знаний
фактического материала программы, например формул, определения вида
поверхностей. Примером таких заданий могут служить задания № 15—16
Задача№ 15.
Требуется сварить
две колонны одинаковой высоты, но с различными поперечными сечениями: круглым
и квадратным. Наружный диаметр круглого сечения и сторона наружного квадрата
равны 30 см. На какую колонну расходуется металла больше и во
сколько раз?
Задача№ 16.
План бункера для
хранения хоз. инвентаря сделан в масштабе 1:200. Определить расход металла
на изготовления такого бункера, если длина на плане 30
мм, ширина 40 мм, высота 0,5
мм и добавьте на швы 0,2%.
Выявлять связь
курса математики с жизнью и другими учебными дисциплинами всегда важно и
интересно.
ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
·
сосредоточить
внимание на узловых аспектах учебных предметов;
·
осуществлять
поэтапную организацию работы по установлению междисциплинарных связей;
·
формировать
познавательные интересы обучающихся средствами различных учебных дисциплин в
единстве;
·
осуществлять
творческое сотрудничество между преподавателями и обучающимися;
·
изучать
важнейшие вопросы современности средствами различных предметов в связи с
жизнью.
В данной статье
остановимся на прикладной направленности последнего раздела курса геометрии X класса.
ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ
При введении понятия
«тело вращения» следует сказать учащимся, что большинство деталей,
вытачиваемых из дерева или металла на токарных станках,— тела вращения. И посуда,
изготавливаемая на гончарных кругах, и стеклянные банки, бутылки, графины,
стаканы, пробирки, и различные катушки, барабаны, валы, шайбы, заклепки,
линзы, патроны, снаряды, спортивные диски, мячи, обручи — все это материальные
тела, имеющие форму тел вращения. И где бы ни очутился выпускник школы после ее
окончания, он наверняка будет иметь дело с подобными телами.
Цилиндрические
резервуары и цистерны, хоккейные шайбы, графитные стержни, электроды для
электросварки, круглые карандаши— все они имеют форму прямого кругового цилиндра.
И шахтный ствол, буровая неглубокая скважина, отверстие, просверленное в доске
перпендикулярно к ее поверхности, цилиндр двигателя внутреннего сгорания или
поршневого насоса — тоже цилиндры.
Еще больше встречается
материальных цилиндров в комбинациях с другими телами: призмами, цилиндрами,
шарами и т. п. Например, кирпич с отверстиями, труба, просверленный по оси
шар, форма электродов, отдельные виды слесарного инструмента, геометрическая
форма приборов и деталей.
По данной теме
учащимся предлагается выполнить следующую творческую работу: а) выполнить
рисунок
б) написать сочинение « Тела вращения в моей профессии»
в) выполнить модель геометрического тела.
3адача 17.
Найдите объем
колодца диаметром 1,2м, если его глубина 8
м.
Задача 18.
Крышка люка
(указать материал) имеет размеры 60X22Х2 см, По всей ее длине- 6
цилиндрических отверстий , диаметры которых 0,4
см. Найдите массу крыж и люка, если плотность материала известна.
Понятно, что, решая
подобные задачи, следует придерживаться правил приближенных вычислений. Ведь
не только значения данных в них величин приближенные, но и рассматриваемые
материальные объекты — не идеальные цилиндры, параллелепипеды и т. п.
Полезно обратить
внимание учащихся и на терминологию. Высоту материального цилиндра не всегда
называют высотой. Говорят о длине проволоки, стержня, о глубине ямки,
скважины, о толщине круглой прокладки и т. п.
Желательно так же
отметить, что, решая задачи, подобные задаче 18, значение высоты, общее для
цилиндра и параллелепипеда, при вычислениях можно вынести за скобки,
т. е умножать высоту
тела на площадь основания, которое является некоторой комбинацией многоугольников
и кругов. Отсюда следует, что по формуле V= SH можно находить объемы не только цилиндров и призм, но и
многих , других материальных тел, таких, как рельсы, швеллеры, балки, трубы.
Об этом хорошо знает каждый слесарь.
Особое внимание следует уделить задачам о трубах. В наше
время трубы очень распространены. В каждом городском доме различных труб
сотни метров — водопроводных, ото- , пительных, газовых, канализационных,
водосточных, вентиляционных. На химических и металлургических заводах
Их сотни километров, а
гигантские магистральные газо- и нефтепроводыпрокладываются на многие тысячи
км.
Задача №19
Найдите длину трубы диаметром 1420 мм, сделана из стального
листа толщиной 22 мм. Плотность стали 1 7600 кг/л3.
б) Сколько тонн
таких стальных труб потребуется, чтобы проложить газопровод Уренгой —
Ужгород, длина которого 4451 км?
в) Найдите общий
объем (внутренний) газопровода Уренгой — Ужгород,
т) Найдите площадь
поверхности (подлежащей изоляции) десятиметровой трубы даметром 1420 мм..
д) Сколько
квадратных метров изоляцион ной ленты нужно, чтобы двукратно покрыть ею трубы
газопровода Уренгой — Ужгород?
Задача №20
В будущем
предложено проложить 48000
км магистральных газопроводов. Сколько тонн стальных труб необходимо
для этого, если в среднем на строительство газопроводов идут трубы диаметром 1220
мм и толщиной 16 мм?
Справочные данные
А ведь прокладывают не
только магистральные газопроводы, на многие тысячи километров идут ответвления
от них. А еще нефтепроводы. На местном материале каждый учащийся сам может
составить несколько таких задач и предложить их решить. Заметем только, что
размеры труб нельзя брать произвольно, они стандартны. Для нефтепроводов
обычно используют трубы следующих диаметров (в скобках указаны воз можные
толщины труб данного диаметра, все размеры — в миллиметрах) :
375(7,'9,10),
529(8, 11½, 12), 720 (.12, 14, 16)
.
Для газопроводов,
кроме этих, используют также трубы больших диаметров:
1020 (12, 14, 16),
1220 (14,16, 18), 1420 (18, 20, 22).
Желательно решить с учащимися несколько задач о рулонах.
Полихлорвиниловая пленка, которой обматывают газопроводы, бумага и киноленты,
многие другие материалы заводами
выпускаются в рулонах.
Нередко возникает надобность узнать площадь материала, скатанного в рулон.
Сделать это можно с помощью формулы объема цилиндра. Геометрически рулон
можно характеризовать высотой и двумя радиусами (рис. 2).
Рис 2.
Если внутренний радиус
сравнительно мал, им можно пренебречь, считая при этом, что данный рулон имеет
форму цилиндра. Если внутренний радиус достаточно большой, объем такого рулона
можно находить как разность объемов двух цилиндров.
Задача 21
Сколько
квадратных метров бумаги в рулоне, высота и радиусы которого соответственно 85
см, 45 см и 2
см, если толщина бумаги 0,1 мм?
[По данным в задаче числовым значениям
можно определить объем рулона, а зная объем бумаги и ее толщину, нетрудно найти
и площадь.]
.
КОНУС
Переходя к изучению конусов,
учащимся желательно сказать, что естественно насыпанные на горизонтальной
поверхности кучи песка, зерна, угля, породы имеют форму конусов. При этом
каждому сыпучему материалу соответствует определенный угол естественного укоса
(угол наклона образующей к плоскости основания конуса) Так, например, песку
соответствует угол укоса в 25 °, глине—30 °, щебню- 33 °, углю — 42 °.
Другие примеры
материальных конусов: нижняя часть углубления, сделанная сверлом в металле
(рис. 3), верхние части многих нефтехранилищ, концы кернеров — инструментов для
выбивания маленьких воронок в местах сверления. Форму усеченного конуса имеют
ведра, тазики, кадушки, ролики многих подшипников и т. п.
Рис3.
По данной теме учащимся
предлагается выполнить следующую творческую работу: а) выполнить рисунок
б) написать сочинение « Тела вращения в моей профессии»
в) выполнить модель геометрического тела.
СФЕРА И ШАР
Примеры материальных
шаров — шарики подшипников, шары в дробилках, некоторые окатыши, многие
резервуары на нефтеперера батывающих заводах, конфеты драже, мячи, бильярдные
шары.
Особое внимание при
изучении темы «Тела вращения» следует обратить на решение при кладных задач,
чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно моделировать, а не только
анализировать уже готовые математические модели. Желательны при этом и такие
задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований,
еще и измерений. Например, вызвав ученика к доске и дав ему в руки некий
прибор, можно предложить найти ее объем. Пусть он сам определит нужные размеры
и подставит их в формулу для нахождения объема цилиндра. Именно так решают
большинство задач на производстве.
Немало прикладных задач можно решить при изучении шара,
сферы и их частей. Полезно, дав ученику в руки мяч, глобус или какой-нибудь
другой материальный шар, предложить найти его объем или площадь поверхности.
Задача не из трудных, но, оказывается, некоторые ученики не могут измерить
радиус шара. Следует показать, как это делать, поместив данный шар между двумя
параллельными плоскостями. Полезно также показать, как можно измерить диаметр
шара с помощью штантешщркуля или кронциркуля (рис.4)
Рис4
По данной теме
учащимся предлагается выполнить следующую творческую работу: а) выполнить
рисунок
б) написать сочинение « Тела вращения в моей профессии»
в) выполнить модель геометрического тела.
Приведем еще один пример:
? Как человек, едущий в поезде, может узнать
его скорость?
?. Скорость западного ветра равна 12
км/ч, собственная скорость самолета 160
км/ч. Компас показывает, что самолет летит на север. Каков действительный курс
самолета и какова его скорость относительно Земли?
Для решения задач
практического характера, как правило, требуются некоторые дополнительные
справочные данные. Целесообразно эти данные в текст задачи не включать, с тем
чтобы дать учащимся почувствовать; что даных задачи недостаточно для ее
решения, понять, каких именно не хватает данных, и по возможности: заставить
их самих отыскать эти данные в. Справочной литературе.
Только после
обсуждения этих вопросов учителю следует подсказать учащимся, где можно найти
требуемые сведения, или при необходимости дать их самому. Так при решении
вышеприведенных задач учащимся требуется знать, например, что масса 1
м проволоки — 250 г, расстояние между столбами, поддерживающими
электрические провода вдоль железной дороги, — 50
м.
Хорошим материалом для
осуществления поставленной проблемы являются задачи, построенные на близких
детям жизненных ситуациях, а также задачи из смежных предметов, особенно задачи
с физическим содержанием. Много задач практического характера содержится в
учебном пособии.
В статье были
приведены примеры использования задач практического характера в системе
дидактических упражнений. Однако такие задачи с успехом могут служить и
средством создания проблемной ситуации, т. е. применяться на этапе убеждения
учащихся в необходимости введения нового материала.
Например, приступая к
введению понятия линейного угла, учитель может поставить следующий вопрос:
«Для того чтобы произвести сварку боковых граней бункера-накопителя
картофелесортировального пункта (рис. )
необходимо измерить
двугранный угол между ними; величина, этого угла учитывается при изготовлении
специальных уголков, скрепляющих боковые грани бункера. Как это сделать?
К решению
поставленной (проблемной) задачи учитель должен вернуться после того, как
ученики овладеют аппаратом, достаточным для ее решения.
Последовательная и систематическая работа учителя в
указанном направлении способствует усвоению учащимися общих методов решения
прикладных задач, формирует у них способность математизировать ситуации,
умение видеть за деталями машин геометрические фигуры или их сочетания, за
реальными процессами уравнения и т. д., т. е. развивает интерес к изучению математики,
понимание ее практического значения.
ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
·
сосредоточить
внимание на узловых аспектах учебных предметов;
·
осуществлять
поэтапную организацию работы по установлению междисциплинарных связей;
·
формировать
познавательные интересы обучающихся средствами различных учебных дисциплин в
единстве;
·
осуществлять
творческое сотрудничество между преподавателями и обучающимися;
·
изучать
важнейшие вопросы современности средствами различных предметов в связи с
жизнью.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.