Главная / Биология / Методические разработки по модульно-компетентностной проведения уроков биологии

Методические разработки по модульно-компетентностной проведения уроков биологии


Царегородцева Эльвира Васильевна,

преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Аграрно-строительный техникум


Модульно-компетентностная технология обучения как один из способов активизации познавательной самостоятельности студентов


То, что делает студент, чтобы
учиться, значительно, важнее того,
что делает педагог, чтобы учить».
Девид Милтон

Основная цель современного обучения заключается в том, чтобы создать такую систему учебно-воспитательного процесса, которая бы обеспечивала образовательные процессы каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Поэтому возникает необходимость кардинального изменения отношений между обучаемым и педагогом. Таким образом, перед современным образованием встала проблема поиска технологии индивидуального обучения, которая позволит обеспечить студентам развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

В преподавании дисциплины биология я активно применяю модульно-компетентностную технологию обучения, которая позволяет не только давать знания студентам, но и учит их добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, способствует формированию на учебном занятии у них коммуникативных навыков.

Сущность модульно-компетентностного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи преподавателя достигает конкретных целей.

Введение модульно-компетентностного подхода обучения в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании, и в осуществлении учебного процесса.

Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение студентами определенного результата. Содержание учебного материала внутри дисциплины подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью студентов.

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на обучение через продуктивную работу студентов в малых группах, использование междисциплинарных связей, развитие самостоятельности студентов и личной ответственности за принятие решений.

Большое значение в проведении таких уроков имеет мотивационный момент. В качестве мотивации на уроках мною используется обсуждение эпиграфа к изучаемой теме, для придания эстетической окраски учебному материалу практикуется чтение стихов, применяются афоризмы, крылатые слова по теме урока, так как это развивает интерес к дисциплине и способствует созданию единой картины мира, целостности знаний студентов. Например, при проведении урока по теме «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительность» на экран проектируется строчки стихотворения: «В природе все предусмотрено, естественный отбор, заметив отклонение, приводит механизм в движение. И вот уже готово новое творение: самец колюшки для икринок строит дом, длиннющий хобот имеет слон. Пингвин с собою носит теплое яйцо. В природе все предусмотрено». При этом демонстрируются иллюстрации перечисленных животных, что позволит активизировать познавательную деятельность студентов. И подростки уже сами формулируют тему, после чего им предлагается отправиться в виртуальную экскурсию, где красочно, наглядно иллюстрируются различные формы приспособленности. Далее обучающиеся по технологическим картам выполняют лабораторную работу, при этом работая на местном материале т.е. ими выявляются черты приспособления организмов нашей местности.

Преимущество модульно-компетентностной технологии обучения перед другими в том, что при реализации цели урока и учебно-воспитательных задач учитывается базовая подготовка обучающихся, что способствует успешной адаптации первокурсников в стенах профессионального образовательного учреждения. Помимо этого осуществляется постоянный «мягкий» контроль и самоконтроль уровней знаний обучаемых, что решает проблему накопляемости оценок даже если обучающийся в силу возникших причин пропустил учебное занятие. А структура грамотно разработанных заданий позволяет перейти от простых алгоритмов к более сложным и творчески применять знания при достижении поставленных педагогом результатов. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к каждому студенту.

Обобщающим контролем приобретенных на уроке знаний является домашнее задание, которое зависит от качества работы воспитанников в ходе изучения темы. Если студент отработал все учебные элементы в ходе урока и набрал максимальное количество баллов, то ему задается домашнее задание творческого характера. Например, составить кроссворд по теме, изобразить схему, заполнить таблицу и т.п. Если же в ходе работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить учебный материал и выполнить вновь все предложенные задания.

Внедряя в практику своей педагогической деятельности вот уже в течение многих лет, я ежегодно убеждаюсь в ее эффективности. Всем нам хорошо известна особенность, заключающаяся в гиперактивности, современного молодого поколения, которое в большинстве случаев в силу экономических проблем взрослых предоставлено само себе, когда подростки не способны самостоятельно организовать свою учебно-трудовую деятельность. А учебные занятия, организованные по модульно-компетеносттной технологии обучения дают наиболее продуктивный результат, повышая успеваемость обучающихся и их качество знания почти до 80%. Как подметил один китайский мудрец: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь». Именно модульные уроки вовлекают обучающихся в практическую учебную деятельность, в результате чего происходит развитие творческих способностей, мыслительной деятельности и навыков самостоятельной работы с источниками знаний.

Приведу пример проведения одного урока по дисциплине «Биология» по модульно-компетентностной технологии.


Модуль. Клетка и индивидуальное развитие организмов.

Результат 2. Объяснять процессы деления и оплодотворения клеток, формы размножения организмов, онтогенез.

Лист с заданием 10.

Актуализация опорных знаний

Фамилия, имя _____________________________________________

Задание 1. Пронумеруйте последовательность протекания фаз митоза.

Хромосомы располагаются на экваторе клетки.

Происходит спирализация ДНК, хромосомы становятся утолщенными, короткими.

В клетке возникает поперечная перегородка.

Хромосомы расходятся к полюсам клетки.

Вокруг хромосомы формируется ядерная оболочка.

Задание 2. Подберите вид деления клетки для данных особенностей протекания процессов. Занесите верную букву ответа в таблицу.

Особенности протекания процесса деления клетки

Виды деления клетки

1. Дочерние клетки имеют двойной набор хромосом

2. Дочерние клетки имеют одинарный набор хромосом

3. Включает два последовательных деления

4. Является основой роста

5. Происходит в процессе созревания половых клеток

А. Митоз

Б. Мейоз


1

2

3

4

5








Изучение нового материала.


Учебный материал 10.1

Формы размножения организмов

Основным биологическим свойством всего живого является размножение. В результате размножения в природе происходит увеличение количества особей популяции и вида. У большинства организмов размножение сопровождается воспроизведением себе подобных. Поэтому размножение называют также процессом самовоспроизведения организмов и видов.

В природе существует чрезвычайно большое многообразие способов размножения. Однако все они являются вариациями двух основных форм размножения организмов – бесполого и полового.

Бесполое размножение – это процесс самовоспроизведения организмов, в котором участвует лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является точное воспроизведение наследственных свойств родителя.

Среди бесполого размножения выделяют несколько форм: деление клетки надвое; множественное деление клетки; споровое размножение; вегетативное размножение.

Деление клетки надвое - это прямое разделение содержимого клетки на две более или менее равные части, происходит у бактерий, цианобактерий и hello_html_5999d061.png

Рис. 1. Бесполое размножение (деление клетки надвое у зеленой эвглены).



Множественное деление – это многократное митотическое деление

организма. Такой тип размножения наблюдается у простейших и некоторых водорослей.

Споровое размножение – это размножение с помощью мелких специализированных клеток – спор. Представлено у всех групп водорослей и высших споровых растений, а также у лишайников и грибов.

Вегетативное размножение - это размножение путем отделения частей тела материнского многоклеточного организма и восстановление этих частей до целого дочернего организма. Встречается у растений и у животных.

У растений это размножение происходит с помощью побегов (ива), листов (фиалка), усов (земляника) и корневыми черенкам (малина).

У животных это размножение путем фрагментации и почкования.

Фрагментация - это размножение, при котором исходный родительский организм разделяется на несколько частей, каждая из которых дает начало новому организму. Примеры: нитчатые водоросли, примитивные черви.

Почкование – это размножение с помощью выроста («почки»), который через некоторое время отделяется от данного организма и из него развивается новый организм, совершенно подобный родительскому. Пример: кишечнополостные (Рис. 2).

hello_html_1563373e.png






Рис. 2. Вегетативное размножение (почкование) у пресноводной гидры.




Половое размножение - это размножение при участии двух организмов-родителей – женского и мужского. Главной особенностью полового размножения является оплодотворение. Оплодотворение – это процесс слияния половых клеток (гамет): женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида). При оплодотворении образуется одна оплодотворенная клетка – зигота, содержащая наследственную информацию от обоих родителей. Поэтому при половом размножении всегда в новом организме возникает что-то новое, до того еще не встречающееся в природе. Биологическое значение полового размножения заключается в том, что вновь возникшие организмы оказываются более приспособленными к окружающей среде.

Одним из видов полового размножения является – партеногенез. Партеногенез – это развитие взрослого организма из неоплодотворенной яйцеклетки. Партеногенез встречается в природе у многих видов растений и животных. Например, среди растений он известен у одуванчиков, ястребинок, а среди животных у коловраток, дафний, тлей и пчел. В составе пчелиной семьи путем партеногенеза развиваются трутни (самцы).

Внимательно прочитав учебный материал, используя закрепляющий материал, студенты выполняют задания.



Задание10.2

Закрепляющий материал

Задание 1. Продолжите предложения.

а). Основным биологическим свойством живого является_________________

б). Размножение сопровождается:

1._____________________________________________________________

2.______________________________________________________________

в). Размножением называется_________________________________________

г). Существует 2 формы размножения организмов:

1._________________________________________________________________

2.______________________________________________________________

д. Бесполым размножением называется _____________________________

Задание 2. Заполните таблицу «Виды бесполого размножения».


Виды бесполого размножения

Определение

Примеры

1. Деление надвое



2. Множественное деление



3. С помощью спор



4. Вегетативное размножение у растений



5. Вегетативное размножение у животных






Задание3. Закончите предложения:

а). Половое размножение – это размножение_______________________

б). Главной особенностью полового размножения является __________

в). Оплодотворение – это _______________________________________

г). Виды гамет:

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

д). При оплодотворении образуется ______________________________

е). Биологическое значение полового размножения заключается в том, что _____________________________________________________________

ж). Партеногенез – это _________________________________________

На каждое задание дается определенное время. После каждого задания ведется беседа со студентами. После этого проводится оценка компетентности студентов.

Фамилия, имя_____________________________

Задание 10.3

Проверка степени усвоения материала.

Ответьте на вопросы, выбрав один правильный ответ

1. Гаметы – это специализированные клетки, с помощью которых осуществляется

а) половое размножение;

б) вегетативное размножение;

в) прорастание семян;

г) почкование

2. Споры – это специализированные клетки, с помощью которых осуществляется

а) бесполое размножение;

б) вегетативное размножение;

в) почкование;

г) регенерация

3. Размножение человека, животных, растений, при котором происходит слияние двух специализированных клеток, называют

а) почкованием;

б) вегетативным;

в) бесполым;

г) половым размножением

4. Садовую землянику размножают с помощью

а) побегов;

б) усов;

в) клубней;

г) луковиц

5. Партеногенез встречается у

а) папоротников;

б) амеб;

в) пчел;

г) грибов


Итоги урока.

Домашнее задание. Подобрать рисунки «Вегетативное размножение у растений».







Список источников

1. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

2.Общая биология: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана –Графф. 2003. – 224 .:ил

3. Общая биология: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана –Графф. 2006. – 224 .:ил

4. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб. Пособие для нач. проф. образования. – 2-е изд. стереотип. – М.: ИРПО; изд.центр «Академия», 2000. – 384 с.

5. Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. под общей ред. профессора С.В. Кульневича – Ростов-на-Дону. Издательство «Учитель», 2001. – 160 с.

6. Проектирование педагогической технологии модульно-компетентностного обучения. Вестник профобразования № 4 2009 г.


Методические разработки по модульно-компетентностной проведения уроков биологии
  • Биология
Описание:

Основная цель современного обучения заключается в том, чтобы создать такую систему учебно-воспитательного процесса, которая бы обеспечивала образовательные процессы каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Поэтому возникает необходимость кардинального изменения отношений между обучаемым и педагогом. Таким образом, перед современным образованием встала проблема поиска технологии индивидуального обучения, которая позволит обеспечить студентам развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

В преподавании дисциплины биология я активно применяю модульно-компетентностную технологию обучения, которая позволяет не только давать знания студентам, но и учит их добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, способствует формированию на учебном занятии у них коммуникативных навыков.

Автор Царегородцева Эльвира Васильевна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 544
Номер материала 54047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓