Главная / Другое / Методические материалы по организации деятельности по самоопределению

Методические материалы по организации деятельности по самоопределению

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Центр развития образования Пермского края»











Выпускная работа на курсах повышения квалификации

«Модель индивидуализации образования в условиях ФГОС 2-го поколения»

по теме «Организация деятельности по самоопределению учащихся»








Вологжанина Наталья Владимировна

заместитель директора МБОУ «ООШ №13»














Чусовой 2012

Постановка проблемы

В настоящее время миссия любой школы заключается в том, чтобы выпустить конкурентоспособного ученика, который сможет успешно социализироваться в обществе, сделать правильный выбор. Дети сталкиваются с ситуацией выбора еще при поступлении в первый класс: какой кружок посещать, каким видом спора заниматься. Однако внеурочная деятельность может предполагать смену выбора, чего нельзя сказать при самоопределении на уровне 9 класса, когда подросткам предстоит сдача ГИА, Зачастую обучающиеся выбирают тот или иной предмет, например, потому что нравится учитель, либо этот предмет выбирает друг, так советуют родители и т.п. Обучающиеся не осознают серьезность данного выбора, не связывают его с дальнейшим самоопределением. Кроме того, дети, кто продолжает обучение в школе №5 испытывают большие трудности при составлении индивидуального учебного плана, когда самостоятельно приходится предметы для изучения на базовом и профильном уровне, подсчитывать количество учебных недельных часов, Считаем, что систематическую, планомерную работу по осознанному выбору следует начинать с учащимися 5 класса. Для этого всю деятельность в данном направлении делим на 2 больших блока:

  • I работа по формированию устойчивого интереса, осознанного выбора;

  • II профориентационная работа – на параллелях 5-8 классов, элементы 1-4 классы;

  • III предпрофильная подготовка- 9 классы.



Цель проекта:


систематизация деятельности по самоопределению обучающихся.


I Работа по формированию устойчивого интереса, осознанного выбора.

Данный блок предполагает следующую деятельность:

  1. Организация внеурочной деятельности по направлениям:

А) человек-человек

Б) человек-техника

В) человек-природа

Г) человек-художественный образ

по принципу вертушки на параллели 5 классов.

Данная деятельность предполагает формирование у обучющихся интереса к тому или иному предмету.

  1. Организация внеурочной деятельности в соответствии устойчивыми интересами учащихся на параллели 6 классов

  2. Продолжать работу по внеурочной деятельности и и организовать цикл занятий «Мир профессий»

  3. Сохраняется 2 и 3, добавляется деятельность в рамках сдачи переводных экзаменов(один экзамен по выбору)

  4. Сохраняется 2. 3 и 4,организация социальных практик на параллелях 8-9 классов.


I. Профориентационная работа


Профориентационная работа проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты поселка, района, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно–воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты:

- профессиональное просвещение;

- развитие профессиональных интересов и склонностей;

- профессиональную консультацию;

- социально – профессиональную адаптацию.

Профориентационная работа осуществляется и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий со 2 по 8 класс.





Класс

Тема

Задачи

Формы работы

1-2

Профессии наших

родителей

- Знакомство с профессиями родителей.

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности .

- классные часы, встречи;

-рассказы о профессиях;

- конкурсы рисунков, фотографий, проектов, сочинений, ДПИ;

- профориентационные игры;

- беседы о труде;

- внеклассные мероприятия;

- путешествия по миру профессий;

- анкетирование;

- тестирование;

- тренинги;


- сотрудничество со специалистами Центра занятости;

- консультации;

- акции;

- участие в ярмарках профессий, высших и средних профессиональных учебных заведений;

- посещение музеев;

- занятия в кружках и секциях ОУ и учреждениях дополнительного образования;

3-4

Мир профессий

- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.

5-6

Кем быть?



















- Формирование основ профессиональной направленности.



- Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии.


7-8

Самоопределение в области « человек – труд – профессия»

- Формирование профессионального самоопределения.

- Определение личностного смысла выбора профессии.

II Предпрофильная подготовка


  1. .План мероприятий на 2012-2013 учебный год в рамках предпрофильной подготовки


1 полугодие

2 полугодие

Информационный блок

Сбор информации:

Анкетирование,

Родительское собрание

Продукт: заявления (Приложение №1), индивидуальные траектории (Приложение №2)

Родительское собрание: доведение до сведения родителей информации в рамках проделанной работы.

Деятельностный блок

Деятельность педагога–психолога:

  • Предпрофильный курс в рамках учебного плана – 14 часов ориентационный курс «Я выбираю», диагностический курс Я сегодня, я завтра»,

  • Диагностика Явсюковой с целью определения способностей в освоении профиля (3 часа)

Продукт: заявления с уточнениями

1.Выполнение ИОМ,

2. Профильные пробы на территории Школы №5,

3.Дни открытых дверей,

4.Индивидуальное консультирование родителей специалистами школы №5 каждую субботу.

Деятельность учителей-предметников:

Выявление уровня индивидуальной степени готовности к сдаче ГИА (Приложение №3), составление индивидуальных образовательных маршрутов (Приложение №4),

Продукт: ИОМ

Консультации по предметам

Аналитический блок

Сводный анализ по результатам деятельности с уточнением направлений работы во 2 полугодии

Детальный анализ результатов ГИА с учетом проделанной работы.


  1. Ведение курса по предпрофилю



Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учрежде­ний помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.

Специфической особенностью данного курса является то, что его изучение должно осуществляться в процессе выполнения творческого проекта «Мой вы­бор».


Переход на профильное обучение в НОЦ предусматривает и изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Система предпрофильной подготовки учащихся 9–х классов включает проведение краткосрочных курсов, основанных на осознанном выборе учащимися предметов, областей, необходимых в дальнейшем обучении, в будущей профессиональной деятельности, закреплённых в учебном плане. Цель проводимых курсов – поддержка мотивации в профессиональном самоопределении, углублении знаний в определенной области.



Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении ориентационных курсов:

- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки экзаменов по выбору ( по наиболее вероятным предметам будущего профилирования).

Предпрофильные курсы традиционно строятся на принципах избыточности, вариативности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения.

Курсы по предпрофильной подготовке проводятся один раз в неделю, программа курсов рассчитана на одну четверть. Предполагается организация обучения в мобильных группах по выбору учащихся. Переход учащихся из одной группы в другую возможен в начале четверти. Преподаватель включает в совместную работу с учащимися различные формы индивидуальной, групповой работы.


Помимо этого на решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы учебно – воспитательной работы школы.




Внеклассная деятельность

Общешкольные мероприятия

профориентационная работа на преподаваемых курсах, в том числе и дистанционных

посещение ярмарки профессий

экскурсии

участие в дистанционных, районных и областных конкурсах, олимпиадах

проектно-исследовательские работы

Участие в научно-практической конференции на муниципальном уровне.

системные классные часы

деятельность системы дополнительного образования

анкетирование, тестирование

наглядная агитация

собеседования

сотрудничество с профессиональными образовательными учреждениями района

посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей


самостоятельная работа с источниками информации


занятия в центрах дополнительного образования





Методические материалы по организации деятельности по самоопределению
  • Другое
Описание:

Методическая разработка направлена на систематизацию деятельности по самопределению учащихся основной школы.

Решение задач предпрофильной подготовки предполагается через  организацию всей учебно-воспитательной системы школы.

Цель: оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учрежде­ний помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кад­рах.


Автор Вологжанина Наталья Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 304
Номер материала 38049
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓