Главная / Русский язык и литература / «Методические аспекты герменевтического подхода в рамках внеурочного изучения литературы»

«Методические аспекты герменевтического подхода в рамках внеурочного изучения литературы»






«Методические аспекты

герменевтического подхода в рамках внеурочного изучения литературы»














МБОУ «Основная общеобразовательная школа-интернат №1»

Черненко Ольга Анатольевна

Учитель русского языка и литературы












Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна): искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе, текстов классической древности1; направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. Слайд

С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Необходимо отметить, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. Слайд. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу. Герменевтика также является философским методом анализа текста. Литературный текст не сводится к простой фиксации смысла, а требует активной интрепретаторской работы для выявления последнего. Интерпретация есть характерный для герменевтики способ понимания.

Слайд. Цель структурного герменевтического анализа состоит в выделении совокупности элементов структуры текстов и в определении отношений между этими элементами. Он направлен на то, чтобы за поверхностью текста выявить определённые глубинные структуры и установить их влияние на его содержание. Гадамер подчеркивает, что понимать текст «прежде всего означает не делать выводы о прошлом, а участвовать в сказанном в настоящий момент. Собственно, речь здесь идёт не о понимании между личностями, например между читателем и автором (который, возможно, вообще неизвестен), а об участии в том сообщении, которое делает нам текст» [2]. Слайд.

Наиболее распространёнными методами интерпретации текста являются:

  • Как можно более точное восстановление содержания текста с учётом культурно-исторических условий его создания.

  • Интерпретация, нацеленная на выявление авторских интенций, т.е. того, что автор в тексте и посредством него намеревался сказать.

  • Психологическая реконструкция может быть нацелена либо на восполнение того. О чём текст умалчивает, например, того, почему тот или иной персонаж в романе поступает так или иначе. Либо же задача состоит в том, чтобы показать, что конфликты и линии напряжения в произведении отражают конфликты и линии напряжения автора текстов.

  • Аппликация нацелена на выявление актуальности текста, например, его пригодности для решения какой-либо насущной проблемы [6].

В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке литературы, а так же внеурочных занятиях. Являясь одной из важных лингвистических категорий, текст изучается в процессе знакомства с разными литературными источниками. Именно на уроке литературы, через познание текста, развиваются идеалы добра, чести, патриотизма, сострадания и т.д. Использование герменевтического метода позволяет обучаемым разных возрастов глубже понять идеи великих писателей, выразить своё отношение к фактам и событиям, поведению персонажей текста, к личности автора.

Исходя из понимания такой роли литературы, возникает необходимость в разумном взаимодействии различных подходов к преподаванию ее в школе, к сочетанию идейной, нравственной, эстетической концепций, результатом чего должна стать не столько система знаний, умений и навыков сама по себе, сколько набор крайне необходимых ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах личности ученика.

Один из таких подходов - герменевтический подход к изучению художественного текста.

Слайд. Цель герменевтического подхода на уроках литературы и на внеклассных занятиях – интенсификация процесса саморазвития и самореализации учащегося, активизация познавательной аналитической и рефлексивной деятельности, которая не ограничивается рамками урока и не заканчивается вместе со звонком.

Суть герменевтического подхода в том, чтобы оказать «читателю квалифицированную помощь для нахождения индивидуального угла зрения, при котором текст оказывается зеркалом, открывает читателю его собственный мир».[5]

Работа строится через исследование различных типов текстов. Задача читателя – понять смысл того, что писатели хотели донести до внимательного читателя, т.е. осознанно искать секреты создания художественного образа. Задача учителя - использовать в своей работе систему методов, обеспечивающую развитие необходимых операционных механизмов, с помощью которых у ученика развивается способность к поиску смыслов, анализу.

Анализируя тот или иной текст, учащиеся постоянно обращаются к своему жизненному опыту. Таким образом, складывается своя позиция согласия или несогласия с автором, с другими участниками диалога.

Правильное и систематичное использование данного направления способствует развитию ценностной и смысловой сферы подростков, тем более, именно этот возраст является синзетивный для развития данных сфер.

Понимание текста достигается через размышление. А как включить ученика в размышление? Углубление в текст и разнообразие его интерпретаций возможно лишь тогда, когда в центре урока стоит проблемный вопрос. Это должен быть не простой, а сакральный вопрос, ответом на который является художественное произведение.

При этом изменяется роль учителя на уроке. Его задача организовать деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы позиция ученика на уроке стала активной.

В результате, ученик уже не просто внимательный слушатель, но может быть читателем, сценаристом, критиком, героем, художником. Т.е. решается главная задача - "проживание" учеником произведения, слияние с героями, эпохой, мыслями и чувствами автора. Задача учителя правильно построить диалог. Именно диалоговое обсуждение способствует поиску смысла через расширение поля предложенных смысловых образов в процессе интерпретации текста другими участниками диалога. И здесь незаменимо использование активных форм деятельности и взаимодействия, что при условии системного использования реально способствует формированию необходимых компетенций обучающихся.

Однако при педагогическом «сопровождении» диалога, группового обсуждения/ анализа, главным условием эффективности такой работы является учет педагогом следующих факторов: уровня кругозора учеников, степени развитости понятийной сферы, уровня коммуникативных умений и иных особенностей личностного развития учеников.

Рассматривая герменевтический подход как средство развития ценностной и смысловой сферы подростков через исследование и анализ различных типов литературных текстов, моей приоритетной задачей является использование системы методов, направленных на развитие операционных механизмов поиска смыслов и анализа.

В методической литературе достаточно много примеров использования герменевтического подхода при анализе стихотворений. Мною переработаны и адаптированы данные разработки уроков для учащихся компенсирующего обучения. Данная работа была начата в прошлом учебном году с учащимися 9-х классов. Исследованы и проанализированы разнообразные литературные источники и произведения…

Например, сравнивали пушкинский "Памятник" с 30-й одой Горация и "Памятником" Г. Р. Державина, "Эхо" А. С. Пушкина и "Поэт" М. Ю. Лермонтова. А.С. Пушкина «Арион», «Памятник» и др. Говоря о лирике любви в творчестве Пушкина и, в частности, о стихотворении "Я вас любил: любовь ещё, быть может...", можно вспомнить о сонете И. Бродского "Я вас любил. Любовь ещё возможно..." Размышляя над пушкинским шедевром "Я помню чудное мгновенье...", мы сравниваем его не только со стихотворением В. Жуковского, но и с картиной Рафаэля "Сикстинская мадонна", послужившей источником для вдохновения поэтов. Слайд. На основе биографического и исторического контекста мы рассматривали стихотворение Пушкина «Калмычке». Знакомились с историей возникновения стихотворения, а также раскрывали главную мысль, которую хотел донести до нас поэт. Один и тот же эпизод из жизни пота получает разное освещении. Безвестная калмычка, чьё имя он не мог запомнить (слишком, видно, экзотическим оказалось), увековечена дважды – в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года» и в стихотворении, так и озаглавленном – «Калмычке». Казалось бы, «проходной» эпизод, случайная встреча, не имеющая никаких особенных последствий. Но Пушкин потрясён именно теми открытиями, которые сделал он, глядя в нездешние глаза красавицы.

Полученные в ходе проведённого исследования теоретические и практические выводы, несомненно, открывают перспективу дальнейших изысканий в области применения герменевтики.

В этом году я продолжаю работу с учащимися 5-х классов.

Заметим, что на данном этапе основной является работа с текстом, учащимся необходима активная помощь педагога, который помогает с помощью проблемных, стимулирующих вопросов. Необходимо дать возможность высказать учащимся своё мнение. Подбираю вопросы для анализа текста, которые заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, рассказывать о них, высказывать своё мнение, отстаивать истину. Стараюсь ставить ребят в ситуации, требующие выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос.

Слайд. В качестве примера можно представить фрагмент занятия «Кто такая Баба Яга?».

Цели:

1. Проанализировать на примере русских народных сказок образ Бабы Яги, выявить противоречия её поступков.

2. Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать цитаты из текста в зависимости от поставленной цели. Уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужное из прочитанного.

3. Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков героя; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.

На первом этапе работы в 5 классе мною были выбраны именно сказки.

Сказки – одно из первых литературных произведений в жизни ребёнка. Очень многим нашим детям родители не читают сказки, этим объясняется узкий кругозор детей.

Слайд. Для восполнения пробелов в кругозоре на своих занятиях использую различные методы работы с текстом.

Первоначально была проведена исследовательская работа. На данном этапе занятиях - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. Педагогический акцент – совместная работа уч-ся с педагогом (учитывая возрастной этап и особенности наших ребят) с дополнительной литературой. Группой учащихся под руководством учителя была изучена дополнительная литература. И ребята нашли материал, рассказывающий, кем была Баба Яга до появления её образа в сказках, объяснили смысл ритуалов, которые проводит Баба Яга

Анализ текста. Учащиеся читали сказку и в паре и определяли, какой персонаж Баба Яга в данной сказке положительный или отрицательный.

Цель данной работы учиться доказывать свою точку зрения, опираясь на текст.

Еще одним интересным приемом стало использование при анализе - адаптированного «Положительного и отрицательного денотатного графа» (Д.Х. Вагапова). После прочтения сказок ребятам было предложено заполнить две таблицы адаптированного «Положительного и отрицательного денотатного графа». Слайд. Главной ценностью данного приема (метода) является вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия. Это помогает учащимся структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, это метод поддерживает принцип герменевтического исследования текста. Он помог при доказательстве противоречивости образа Баба Яги.

Постановка проблемных вопросов позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе занятия те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока.

Только вникающее чтение литературного текста позволяет глубоко и правильно понять его. Герменевтический анализ помогает проникнуть в глубину текста, открыть его смыслы. Только тогда читатель перестаёт быть только читателем. Он становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт.

Что, несомненно, помогает при анализе произведения, написанного в стихотворной форме.

Использование герменевтического подхода в преподавании гуманитарных дисциплин несомненно способствует развитию творческой (креативной) личности, отличающейся следующими характеристиками: независимостью в суждениях и оценках; «открытостью ума» как готовностью к восприятию нового и необычного, готовностью шагнуть за рамки данности; высокой толерантностью к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивной активностью в этих ситуациях; развитым эстетическим чувством, стремлением к красоте; «самомотивацией» [7].

К.И. Чуковский писал: «Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети раньше их не замечали». Слайд. Герменевтический подход не только позволяет воспитать грамотного читателя, но и помогает ученику грамотно, логично, аргументировано высказывать свою точку зрения и отстаивать её, учит уважительно относиться к мнению других участников диалога, совершенствуется коммуникативная компетентность растущего человека.




Библиографический список

  1. Бетти Эмилио. Герменевтика как общая методология наук о духе / Пер. с нем.: Е. В. Борисов. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011.

  2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — Москва: Прогресс, 1988.

  3. Григорьев Б. В. Герменевтика и теория интерпретации. — Владивосток: Изд. ДВГУ, 2002. — 146 с.

  4. Дудина М. Н. Философская пропедевтика, или философии все возрасты покорны / М. Н. Дудина. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. .

  5. Мокиенко, О. П. Инновационные подходы в обучении школьников (на примере преподавания литературы) / О. П. Мокиенко // Актуальные проблемы современного образования : опыт и инновации : сб. ст. 2 междунар.науч.-практ. конф., 18–19 мая 2011 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова, Л. В. Гурылева. – Ульяновск : УлГУ, 2011.

  6. Соболева М.Е. «Философская герменевтика: понятия и позиции. – Москва: Гаудеамус, 2014.

  7. Халперн Дж. Психология критического мышления.– СПб.: Питер, 2000.

1 Новая философская энциклопедия. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010

«Методические аспекты герменевтического подхода в рамках внеурочного изучения литературы»
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель герменевтического подхода на уроках литературы и на внеклассных занятиях – интенсификация процесса саморазвития и самореализации учащегося, активизация познавательной аналитической и рефлексивной   деятельности, которая не ограничивается рамками урока и не заканчивается вместе со звонком.

Работа строится через исследование различных типов текстов. Задача учителя - использовать в своей работе систему методов, обеспечивающую развитие необходимых операционных механизмов, с помощью которых у ученика  развивается способность к поиску смыслов, анализу.

 

Автор Черненко Ольга Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 603
Номер материала 43072
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓