Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодические рекомендации родителям

Методические рекомендации родителям

Скачать материал

Методические рекомендации

для родителей по организации смыслового чтения

 

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

     Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

 (Слайд 2)Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой

 

Культура обращения с книгой закладывается именно в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. (Слайд3)

Можно познакомить родителей с памяткой как правильно это сделать

Как правильно это сделать (слайд 3)

         Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки.

         Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. 

         Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.  Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки, эта работа способствует осознанному чтению.

         Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок  попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.

 

(Слайд 4)

         Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература:  «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д

 ( Слайд 5)

 Чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. можно также на родительском собрании или в индивидуальной беседе предложить вот эти рекомендации, которые вы видите на слайде

 

         Помните, что лучшим советчиком в воспитании  детей является книга. Власть ее огромна.

         Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых.

         Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.

         Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.

( Слайд 6)

Для родителей можно процитировать английскую пословицу:

Не воспитывай детей, все равно они похожи будут на тебя. Воспитывай себя!

Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

 

Советы родителям о чтении в семье ( Слайд 7)

         Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

         Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

         Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Советы родителям над смысловым чтением в семье ( Слайд 8)

         Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

         Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

         Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

         Вспоминая содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

                     Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

 

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?          

          2. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?

3.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду,                    выучить отрывок, если это стихотворение.

 

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.   

    Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа обучающихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

        Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют смысловым чтением. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.

В своей работе я использую читательский дневник. К сожалению на эту работу в течение  учебного процесса времени не хватает и на родительском собрании мы вынесли решение, что каждый ребенок на каникулах выбирает любое произведение, читает его и потом заполняет читательский дневник .

Критерии заполнения дневника я разработала такие:
1.Автор. Название произведения.

2.Перечисление главных героев.

3.Характеристика героев.

4.  Краткий анализ произведения ( 3- 4 предложения).  Что больше всего понравилось.
 Небольшое описание на 5-6 предложений. 
5. Мое отношение к  прочитанному.

6.Сделать иллюстрацию к книге.
Также для того, чтобы привить интерес к чтению дети посещают городскую и школьную библиотеку.

Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения объясняю родителям что. ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях дома.

 

( Слайд 9)

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации: для себя я выделила их 12 и познакомила родителей на родительском собрании, которые вы видите на слайде

 .

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди.

          Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

 

( Слайд 10)

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей осмысленно и выразительно читать, привить интерес к чтению

 

         Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда.

         Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.

          В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.

( Слайд 11)

Какие же упражнения можно используются в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

1) упражнения, вырабатывающие внимание к

слову и его частям и являющиеся предпосылкой

правильного чтения;

2) упражнения, развивающие оперативное поле

чтения и память;

3) упражнения, развивающие гибкость и скорость

чтения вслух и про себя, умение угадывать

последующий текст

В конце родительского собрания можно предложить буклеты- 10 почему необходимо читать детям

Вывод: Семейное чтение – это

целенаправленный непрерывный

психолого-педагогический процесс

совместного чтения детей и родителей с

последующим обсуждением, анализом в

любых формах.

Спасибо за внимание!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации родителям"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методические рекомендациидля родителей по организации смыслового чтенияС. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве. Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. (Слайд 2)Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгойКультура обращения с книгой закладывается именно в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. (Слайд3)Можно познакомить родителей с памяткой как правильно это сделатьКак правильно это сделать (слайд 3) •Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. •Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. •Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки, эта работа способствует осознанному чтению. •Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы. (Слайд 4)•Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература: «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д ( Слайд 5) Чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. можно также на родительском собрании или в индивидуальной беседе предложить вот эти рекомендации, которые вы видите на слайде •Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна. •Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. •Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. •Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение. ( Слайд 6)Для родителей можно процитировать английскую пословицу:Не воспитывай детей, все равно они похожи будут на тебя. Воспитывай себя!Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Как правило, читать любят дети читающих родителей.Советы родителям о чтении в семье ( Слайд 7) •Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. •Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. •Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.Советы родителям над смысловым чтением в семье ( Слайд 8)•Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.•Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.•Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.•Вспоминая содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Как обсуждать с ребенком прочитанное? 1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? 2. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? 3.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение. К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа обучающихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют смысловым чтением. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. В своей работе я использую читательский дневник. К сожалению на эту работу в течение учебного процесса времени не хватает и на родительском собрании мы вынесли решение, что каждый ребенок на каникулах выбирает любое произведение, читает его и потом заполняет читательский дневник . Критерии заполнения дневника я разработала такие: 1.Автор. Название произведения.2.Перечисление главных героев.3.Характеристика героев.4. Краткий анализ произведения ( 3- 4 предложения). Что больше всего понравилось. Небольшое описание на 5-6 предложений. 5. Мое отношение к прочитанному.6.Сделать иллюстрацию к книге. Также для того, чтобы привить интерес к чтению дети посещают городскую и школьную библиотеку. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения объясняю родителям что. ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях дома.( Слайд 9)Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации: для себя я выделила их 12 и познакомила родителей на родительском собрании, которые вы видите на слайде .1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. 2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. 3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками. 4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор. 5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка. 6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. 7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. 8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. 9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению. 10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном. 11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка. 12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.( Слайд 10)Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей осмысленно и выразительно читать, привить интерес к чтению •Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. •Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. • В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.( Слайд 11)Какие же упражнения можно используются в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:1) упражнения, вырабатывающие внимание кслову и его частям и являющиеся предпосылкойправильного чтения;2) упражнения, развивающие оперативное полечтения и память;3) упражнения, развивающие гибкость и скоростьчтения вслух и про себя, умение угадыватьпоследующий текстВ конце родительского собрания можно предложить буклеты- 10 почему необходимо читать детямВывод: Семейное чтение – этоцеленаправленный непрерывныйпсихолого-педагогический процесссовместного чтения детей и родителей споследующим обсуждением, анализом влюбых формах.Спасибо за внимание!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.11.2020 148
    • DOCX 38.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полищук Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полищук Татьяна Алексеевна
    Полищук Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78229
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 265 человек из 56 регионов

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1433 человека из 81 региона

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе