Инфоурок Информатика Другие методич. материалыМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ(ВНЕАУДИТОРНЫХ) РАБОТ ОУД.07 Информатика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ(ВНЕАУДИТОРНЫХ) РАБОТ ОУД.07 Информатика

Скачать материал

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  «Ютановский агромеханический техникум имени Евграфа Петровича Ковалевского»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ(ВНЕАУДИТОРНЫХ)

РАБОТ    ОУД.07 Информатика  профессия  23.01.03 Автомеханик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

 

     В предлагаемом  пособии представлены методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных(внеаудиторных) работ по ОУД Информатика.  Тематика и задания для самостоятельных работ составлены  в соответствии с рабочей программой ОУД Информатика, и соответствуют требованиям федерального  государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик.       Пособие  предназначено для обучающихся 1-2 курса ОГАПОУ «ЮАТ им. Е.П. Ковалевского»  по професии 23.01.03 Автомеханик

 Методические рекомендации рассмотрены на заседании методической комиссии и рекомендованы к применению.

 

 

Организация-разработчик: ОГАПОУ «ЮАТ им. Е.П. Ковалевского»

Разработчики: Куцеволов Александр Анатольевич, преподаватель                                 информатики, высшая квалификационная категория.

 

 

 

РАССМОТРЕНО                                                         СОГЛАСОВАНО

на заседании МК преподавателей                             зам. директора по УР

дисциплин общеобразовательного ОГАПОУ «ЮАТ им. Е.П. Ковалевского» цикла,  протокол № _1        ___________ Степовая И.В. от « 31» августа 2016 г.      «31» августа 2016 г.

председатель МК                                                          

ОГАПОУ «ЮАТ им. Е.П. Ковалевского»

__________ Тарановская В.П.                                     

 

 

Пояснительная записка

         Одной из важнейших стратегических задач современного обучения является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики профессии  содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

          В этой связи,  всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Учебная дисциплина «Информатика» разработана для приобретения знаний и умений в эффективном применении информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, организации индивидуального информационного пространства и автоматизации коммуникационной деятельности.

Основные цели и  задачи информатики как науки – развитие у студентов понятия «информация», назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности и способы использования информационных технологий в профессиональной и  повседневной жизнедеятельности.  

Для обучающихся первого и второго курсов профессии  23.01.03 Автомеханик учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу по информатике отводится 42 часа и 17 консультаций.

         Настоящие  методические    рекомендации  содержат  работы,  которые позволят  обучающимся самостоятельно овладеть теоретическими знаниями в  области  информатики, приобрести умения  использовать  теоретические знания  в  практической,  профессиональной    деятельности,  моделирующих опыт  творческой  и  исследовательской  деятельности.  Методические рекомендации  направлены на формирование следующих компетенций:  

 

Компетенции

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.

ОК3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности.

ОК4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

    личностных:

    чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

    осознание своего места в информационном обществе;

    готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

    умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

    умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

    умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

    готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных  компетенций;

    метапредметных:

    умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

    использование различных видов познавательной деятельности для решения 

информационных  задач,  применение  основных  методов  познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учеб- но-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных  технологий;

    использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

    использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

    умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах

на компьютере в различных видах;

    умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

    умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой

                информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

              предметных: сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

    владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

    использование готовых прикладных компьютерных программ по профилюподготовки;

    владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

    владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

    сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

    сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта(процесса);

    владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

    сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

    понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

    применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

      Внеаудиторная  самостоятельная работа  выполняется  обучающимся  по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Содержание внеаудиторной  самостоятельной  определяется  в  соответствии  с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.  

Выполнение самостоятельной работы осуществляется дома на персональном компьютере,        либо в учебной аудитории во время консультаций по информатике. 

 

 

 

     


 

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по дисциплине «Информатика» для профессии   23.01.03 Автомеханик

 

 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количе ство часов

Вид самостоятельной работы

Литература и дидактический материал для выполнения самостоятельной работы

Вид контроля

Примечание

 

Раздел 1.

Информационная деятельность человека.

4

 

 

 

 

1.

Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Тема 1.2.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в

информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.

4

Подготовить сообщение (по

выбору) на тему

«Признаки информационного общества».

Подготовить сообщение и

презентацию (по выбору) на тему

«Правонарушения в информационной сфере и меры их предупреждения».

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» - М.: Академия, 2004.

 

Дополнительные вопросы во время занятий

 

 

 

Раздел 2.

Информация и информационные процессы.

 

7+5к

 

 

 

 

4.

Тема 2.1.

Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов.

Универсальность дискретного (цифрового) представления инфор- мации.

1+3к

Работа с конспектом.

 На основе прослушанной

лекции и изучения дополнительной

литературы ответить на вопросы.

Решение задач.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. –

Дополнительные вопросы во время занятий

 

 

 

 

 

 

2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Голицина О.Л., Попов И.И., Максимов Н.В., Партыка Т.Л. «Информационные технологии» - М.: Форум – Инфра-М,

2006.

 

 

 

2.

Тема 2.2.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации.

 

4+2к

Подготовить  презент ацию (по выбору) по темам: 

Компьютер как исполнитель команд.

Алгоритмы и способы их описания.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Голицина О.Л., Попов И.И., Максимов Н.В., Партыка Т.Л. «Информационные технологии» - М.: Форум – Инфра-М,

2006.

 

Дополнительные вопросы во время занятий

 

3.

Тема 2.3.

Основные информационные процессы и их реализация с

помощью компьютеров: хранение,

поиск и передача информации.

 

2

работа с конспектом; подготовка

сообщения на тему

«Запись информации на компакт-диски различных видов».

Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 187 с.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

 

Гейн А. Г. Житомирский В. Г. Информатика 10-11- М.: Просвещение 2000г

Дополнительные вопросы во время занятий

 

 

 

 

 

 

Киселев С. В., Киселев И. Л. Современные офисные технологии: Учебное пособие для 10-11 кл. - М.:

Издательский центр «Академия», 2002г

 

 

 

 

Раздел 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий.

6

 

 

 

 

4.

Тема 3.1.

Архитектура компьютеров.

Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств,

подключаемых к компьютеру.

Виды программного обеспечения компьютеров.

 

2

работа над

индивидуальным проектом

Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 187 с.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

 

Гейн А. Г. Житомирский В. Г. Информатика 10-11- М.: Просвещение

2000г

 

 

 

5.

Тема 3.2.

Объединение компьютеров в локальную сеть.

2

работа над

индивидуальным проектом

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» - М.: Академия, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Тема 3.3.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

2

работа над

индивидуальным проектом

Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 187 с.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

 

Гейн А. Г. Житомирский В. Г. Информатика 10-11- М.: Просвещение

2000г

 

Дополнительные вопросы во время занятий

 

 

Раздел 4.

Технологии создания и преобразования

информационных объектов.

20+8к

 

 

 

 

7.

Тема 4.1.

Возможности настольных издательских систем.

6+2к

работа над

индивидуальным проектом консультации

Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 187 с.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Гейн А. Г. Житомирский В. Г. Информатика 10-11- М.: Просвещение

Дополнительные вопросы во время занятий

 

 

 

 

 

 

2000г

 

 

 

8.

Тема 4.2

Возможности динамических (электронных) таблиц.

8+3к

работа над

индивидуальным проектом консультации

Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 187 с.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Гейн А. Г. Житомирский В. Г. Информатика 10-11- М.: Просвещение

2000г

 

Защита проекта

 

9.

Тема 4.3

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.

 

2+2к

На основе прослушанной

лекции и изучения

дополнительной литературы

подготовить ответы на следующие вопросы:

Что такое база данных?

В чем назначение системы управления базами данных?

Какие требования предъявляются к базам данных?

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

 

Дополнительные вопросы во время занятий

 

 

 

 

 

Указать модели организации баз

данных. Дать краткую

характеристику.

Привести примеры.

Указать особенности реляционных баз данных?

Что такое запись, поле базы данных?

Этапы проектирования баз данных.

Что такое сортировка, фильтрация данных?

Перечислить этапы разработки баз

данных. Дать им характеристику. консультации

 

 

 

10.

Тема 4.4

Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.

 

4+1к

работа с конспектом; подготовка

презентаций с музыкальным

оформлением. консультации

Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов \ Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 187 с.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Составление отчета о проделанной работе

 

 

 

 

 

 

Гейн А. Г. Житомирский В. Г. Информатика 10-11- М.: Просвещение

2000г

 

 

 

 

Раздел 5.

Телекоммуникационные  технологии.

5+4к

 

 

 

 

11.

Тема 5.1.

Представления о технических и программных средствах

телекоммуникационных технологий.

3

работа с конспектом; 

 Подготовить (по выбору) сообщение на тему:

Компьютерные сети Локальные компьютерные сети.

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

 

Дополнительные вопросы во время занятий

 

12.

Тема 5.2.

Возможности сетевого программного обеспечения

для организации коллек- тивной деятельности в

глобальных и локальных

компьютерных сетях

2+2к

работа с конспектом консультации

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия», 2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» - М.: Академия, 2004.

 

 

 

13.

Тема 5.3.

Методы создания и сопровождения сайта

консультации

Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования-4-е изд., стер.-М: Издательский центр «Академия»,

2013 год. – 352 с.

Астафьева Н.Е. И. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического

 

 

 

 

 

 

профилей. – 2-е изд., стер.-М: издательский центр «Академия»,2013.-272 с.

Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» - М.: Академия, 2004.

 

 

 

Итого

42+17к

 

 

 

 

 

 


Общие методические рекомендации по видам работ

Конспект

     Хорошо  составленный  конспект  помогает  усвоить  материал.  В конспекте  кратко  излагается  основная  сущность  учебного  материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом  имеется  возможность  всегда  дополнять  составленный  конспект вырезками  и  выписками  из  журналов,  газет,  статей,  новых  учебников, брошюр  по  обмену  опытом,  данных  из  Интернета  и  других  источников. Таким образом конспект становится сборником необходимых материалов, куда  студент  вносит  всё  новое,  что  он  изучил,  узнал.  Такие  конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.   

1.    Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.   

2.    Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.   

3.    Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.   

4.    Продумывание    схематического         способа           кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.   

5.    Составление опорного конспекта.   

Учитывается: Полнота  использования  учебного  материала.  Объём  конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика  изложения  (наличие  схем,  количество  смысловых  связей  между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения,  читаемость  конспекта.  Грамотность  (терминологическая  и орфографическая).   

Отсутствие  связанных  предложений,  только  опорные  сигналы  –  слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.   

 

Подготовка сообщений и рефератов

     Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. Содержание реферата

Реферат,         как      правило,         должен           содержать следующие структурные элементы:

1.    титульный лист;

2.    содержание;

3.    введение;

4.    основная часть;

5.    заключение;

6.    список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

 

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

 

 

Наименование частей реферата

Количество страниц

 

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

7-15

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов

его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.  

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.  

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 7 до 15. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

        на одной стороне листа белой бумаги формата А-4 

        размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный

        междустрочный интервал - одинарный

        поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

        отформатировано по ширине листа  

        на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

        в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы

        нумерация страниц текста

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1.             законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2.             специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии,

учебники, научные статьи и т.п.);

3.             статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.  

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.  

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.

Подготовка презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).  

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1  стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:  

§  объем текста на слайде – не больше 7 строк;

§  маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

§  отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

§  значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.  

2  стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:  

§  выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

§  использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);  

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка

(фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.  

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.  

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

 

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

       удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

       к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

       не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?  

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

 

Критерии оценки презентации 

 

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной

терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное       логико-композиционное       построение        речи,

доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий  

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

 

Памятка решение профессиональных задач.

Критерии оценивания решения профессиональных задачи:

На «отлично» оценивается ответ, если обучающийся  свободно, с глубоким знанием материала,  правильно, последовательно  и полно выберет тактику действий,  и ответит на дополнительные вопросы. 

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся достаточно убедительно, с несущественными ошибками в теоретической подготовке и достаточно освоенными умениями по существу правильно ответил на вопрос с дополнительными комментариями педагога или допустил небольшие погрешности в ответе.  

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся  недостаточно уверенно, с существенными ошибками в теоретической подготовке и слабо освоенными умениями ответил на вопросы ситуационной задачи. Только с помощью наводящих вопросов преподавателя справился с вопросами разрешения производственной ситуации, не уверенно отвечал на дополнительно заданные вопросы. С затруднениями, он все же сможет при необходимости решить подобную ситуационную задачу на практике.  

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент только имеет очень слабое представление о предмете и недостаточно, или вообще не освоил умения по разрешению производственной ситуации. Допустил существенные ошибки в ответе на большинство вопросов ситуационной задачи, неверно отвечал на дополнительно заданные ему вопросы, не может справиться с решением подобной ситуационной задачи на практике.

 

                          Методические рекомендации по выполнению проектов

           

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.  

Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.  

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.  

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.  

Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности обучюащихся:

информационные проекты

исследовательские проекты

практико-ориентированные проекты

ролевой проект

творческий проект

На практике все пять перечисленных направлений деятельности обучающихся реализуются в каждом проекте.

Требования к использованию метода проектов:  

1.                   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.                   Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3.                   Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4.                   Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.                   Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");  

                        выдвижение гипотез их решения;  

обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);  

обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).  

                        сбор, систематизация и анализ полученных данных;  

          подведение итогов, оформление результатов, их презентация;   выводы, выдвижение новых проблем исследования. Типология проектов:  

1.       Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);  

2.       Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;  

3.       Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый

(неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);  

4.       Характер контактов (среди участников одного техникума, класса, города, региона, страны, разных стран мира);  

5.       Количество участников проекта;  

6.       Продолжительность проекта.

В соответствии с методом, доминирующем в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие.  Следует оговориться, то проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким  результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.  

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение "мозговой атаки", обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация. такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Структура проекта:

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.  

Далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

Защита проектов, оппонирование:

                        коллективное обсуждение;

                        экспертиза;  

                        результаты внешней оценки;

                        выводы.

 

Этапы проектной деятельности:

Этапы

 

Задачи

 

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1. Погружение в проект

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Выбор рабочей группы

Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию. выдвигают (с подачи учителя) проблемы ("мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию

Мотивирует обучающихся. Формулирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит обучающихся к самостоятельному определению проблемы проекта.

Наблюдает

2. Организация деятельности

Анализ проблемы.

определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом. выбор формы презентации проекта.

Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах.

Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации результатов. предлагают и обосновывают свои

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает обучающимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует

 

 

Планирование работы по решению задач проекта по группам

критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем

обучающихся (по их просьбе). Наблюдает

3. Осуществление деятельности

Выполнение проекта

Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). "Добывают" недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе

Консультирует обучающихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность обучающихся.

Наблюдает.

4. Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов

Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы

 

 

проекта

 

             

Оценка проекта:

Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это педагогический эффект вовлечения обучающихся в процесс самостоятельного "добывания знаний" и их применения (мотивация, рефлексия, умение делать выбор, планировать, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности). Однако этот результат часто остается вне сферы внимания учителя, он оценивает лишь сам проект. Очевидно, учителю целесообразно делать краткие резюме в ходе наблюдений за работой каждого из школьников, это позволит ему быть более объективным при защите проекта.

Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим обучающимся или группой (самооценка), преподавателем и одногруппниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается среднеарифметическая величина.

Примерные параметры внешней оценки проекта:

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой

тематике;  

реальность, практическая направленность и значимость работы;

корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;  

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

логичность и последовательность изложения;

четкость формулировок, обобщений, выводов;

аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

стилистическая и языковая культура изложения;

полнота библиографии;

наличие собственных взглядов на проблему и выводов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;

перспектива доработки (потенциал);

эстетика оформления результатов проведенного проекта; соответствие оформления проекта стандартным требованиям.  

Критерии оценки защиты проекта:

                    Качество    доклада:    композиция,    полнота     представления    работы,    подходов,

результатов; его объем;

         объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи; культура речи;

                    чувство времени;

                    использование наглядных средств;

                   умение удерживать внимание аудитории;

умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;

                    готовность к дискуссии;

                    доброжелательность, контактность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и источники 1) Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014 Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ:  

 

2)      Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. —М., 2013.

 

3)      Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014

 

4)      Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

 

5)      Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

 

6)      Андреева Н.В. Метод проектов в преподавании информатики и курсов по ИКТ учителейпредметников(http://festival.1september.ru).

 

7)      Лерман           С.П.     Проект            как      одна    из        современных технологий    обучения

(http://festival.1september.ru)

 

8)      Рекомендации к составлению методических указаний, предназначенных для внеаудиторной самостоятельной  работы студентов по учебной дисциплине, в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ(ВНЕАУДИТОРНЫХ) РАБОТ ОУД.07 Информатика"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В предлагаемом пособии представлены методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных(внеаудиторных) работ по ОУД Информатика. Тематика и задания для самостоятельных работ составлены в соответствии с рабочей программой ОУД Информатика, и соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 120 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.05.2020 64
    • PDF 521.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зайцев Дмитрий Павлович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зайцев Дмитрий Павлович
    Зайцев Дмитрий Павлович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84149
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе