Инфоурок Начальные классы КонспектыМетодические рекомендации по формированию коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Методические рекомендации по формированию коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Скачать материал

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основой её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С пой целью большое внимание часто уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах.

Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:

ориентация в пространстве:

умение слушать партнёра и слышать то. что он говорит;

работа в постоянном шуме;

поиск нужной информации:

Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и технологии.

В работе на уроках русского языка по ОС «Школа 2100» уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:

-   разбор слов по составу:

-   выделение группы слов с одинаковыми частями слова;

-   объяснение лексического значения слов.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, работу с пословицами и фразеологизмами, словарную работ).

Коммуникативное развитие по ОС «Школа 2100» обеспечивается и за счет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка. Поэтом)' материал в учебнике подается по-особенному. Все задания адресованы непосредственно ученику-. Авторы обращаются к каждому из них: советуют, подсказывают, напоминают, предлагают. Происходит заочное общение учеников с авторами. Тему урока формулирую в виде вопроса. Дети выдвигают множество мнений. А чем больше мнений, тем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа, стараюсь строить уроки, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников.

Коммуникативное развитие на уроках литературного чтения по ОС «Школа 2100» идет по разным линиям. Первая линия: количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и вторая линия: качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).

Для   развития   коммуникативной   компетентности, и использую   на   уроках следующие задания:

1 задание: «Рассказ от первого лица». ( так, например, при изучении отрывка из произведения Аллана Милна «Винни-Пух» ребята пересказывали этот отрывок от лица Винни-Пуха. Пятачка. Кристофера Роббина. тоже самое при знакомстве с «Приключениями Буратино. повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»)

2 задание: «Комплимент» (сказать комплимент сказочном), литературному герою (похвали)).

3 задание:   «Сказка   в  заданном   ключе»  (сочинить   новую  сказку,   введение  в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова»).

4 задание: «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).

5. задание: Рассказ о сказочном герое по плану.

Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (разговор двух героев произведения).

На внеклассные занятия ребята рассказываю! о прочитанных книгах, участвуют в викторине. В классном уголке размещаются написанные учащимися стихотворения.

Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики. $ использую следующие:

-практические работы

- математические игры;

-задачки в стихотворной форме:

- чтение математических сказок;

- математические загадки, ребусы.

Из   форм   работы,   стимулирующих   развитие   коммуникативной   компетенции учащихся на уроках окружающего мира. Использую следующие:

• проведение виртуальной экскурсии по разным местам

• составление вопросов для  интервью с  художником,  писателем, режиссером, актером.

В учебнике «Мир вокруг нас» (2класс ОС «Школа 2100») почти совсем нет готовых текстов для пересказа. Проводя уроки, направляю ребят на необходимые выводы, а иногда дети сами друг другу рассказывают и коллективно обсуждают материал (выделяют главное, рассказывают на уроке одноклассникам, продумывают вопросы). Гак же используется для развития коммуникативной компетентности и проектная деятельность. Ребятам на зимние каникулы задана работа над созданием и защитой проекта «Моя страна», в котором им необходимо схематически показать отдельный участок местности и рассказать о его природных особенностях.

На уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п., что в свою очередь гак же способствует развитию коммуникативной компетентности.

В 1 классе сегодня ведется обучение по новым образовательным стандартам по ОС «Перспектива». В этой образовательной системе в формировании учебных компетенций большое значение имеют проектная и исследовательская технология обучения, которая внедряется, начиная с 1 класса. Она является универсальной применительно к формированию всех компетенций, составляющих общеучебную компетентность.

Общеучебные умения авторской модели ОС «Перспектива» обеспечивает своим

выпускникам владение    всеми компетенциями:   организационными,

интеллектуальными, оценочными и коммуникативными, позволяющими учащимся в дальнейшем самообразовываться, самоопределяться и самореализовываться в процессе образования и решения жизненно важных задач.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации по формированию коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основой её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С пой целью большое внимание часто уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах.Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:ориентация в пространстве:умение слушать партнёра и слышать то. что он говорит;работа в постоянном шуме;поиск нужной информации:Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и технологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.03.2020 132
    • DOCX 17.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Забродина Екатерина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Забродина Екатерина Андреевна
    Забродина Екатерина Андреевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75985
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 718 человек

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе