Главная / Технология / Методические рекомендации "Основные этапы подготовки учащегося к защите проектной работы"

Методические рекомендации "Основные этапы подготовки учащегося к защите проектной работы"


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Детский Центр «Чайка»








ДОКЛАД


«Основные этапы подготовки учащегося к

защите проектной работы»



Подготовила:

педагог дополнительного образования

Сорокина М.В.





В конце концов от всех приобретенных знаний у нас остается то, что мы применили на практике

Иоганн Эккермаи

"Разговоры о Гёте"


Учащийся создал свой уникальный проект, получил достойный результат. Теперь стоит задача – успешно его презентовать. Как это сделать? Прежде всего, внимательно изучите «Рекомендации учащимся по подготовке доклада для защиты  проекта» (Приложение 1.)

Процедура защиты конкурсной работы на очном туре конференции или фестиваля включает в себя:

  • доклад учащегося;

  • ответы на вопросы по докладу.

Остановимся на каждом пункте поподробнее.


Доклад – текст краткого выступления о выполненной работе и ее результатах, рассчитанного на 5-7 минут. Дополнительно 2-3 минуты отводится на вопросы выступающему.

Доклад лучше составить из трех частей:

  • Введение. Составьте краткую, но ёмкую речь: представитесь, изложите тему проекта, проблему и актуальность темы, достаточно полно и лаконично расскажите о постановке и решении задач проекта.

  • Содержание работы. Расскажите о выбранном пути решения проблемы; продемонстрируйте найденное решение; расскажите о выбранной технологии изготовления изделия не забывая упомянуть о технике безопасности при работе с инструментами.

  • Заключение. В ходе доклада необходимо обязательно представить  результат – продукт проектной деятельности, дать ему оценку, проанализировать его успешность, отразить его недостатки, а так же представить перспективы развития проекта или перспективы усовершенствования своего продукта, результаты апробации продукта.

В тексте доклада надо полностью написать все слова, которые необходимо будет произносить на защите.



Распределение времени.

Перед каждым выступающим возникает проблема соблюдения регламента. Регламент - вещь скучная, но принципиальная, ибо выделение 10 минут на выступление ставит нас в одни рамки, тридцати минут - в другие, полутора часов в третьи. Поэтому при подготовке и репетициях доклада временному фактору следует уделить особое внимание. Лучше зарезервировать 2-3 минуты на непредвиденный случай.

Если докладчик не уложился в отведенное время, его могут просто прервать. Такая ситуация крайне нежелательна. Нередко встречаются дешёвые спекуляции вроде: "К сожалению, из-за недостатка времени наиболее существенные результаты моей работы остались за кадром". Всё это оставляет слушателей глубоко неудовлетворёнными, в том, что они зря потратили время, так и не узнав главного, а докладчик расписывается в собственном непрофессионализме. Если мы не сумели сказать главного, то возникает вопрос: о чём же, простите, мы тогда говорили?


Использование текста.

Текст доклада, как правило, необходимо и целесообразно готовить заранее. Использовать ли его во время доклада? Это не запрещается, некоторые так и делают.

Допускается подсматривать в текст выступления, но не читать его или, по крайней мере, делать вид, что не читаешь. Однако есть риск при выступлении (с учетом большой эмоциональной нагрузки и стресса) «увязнуть в читке».

Есть другая крайность: текст выучивают наизусть и затем читают, как стихотворение. А если вдруг докладчик забудет один из пунктов доклада или собьется, то назад вернуться ему будет крайне тяжело, и он просто напросто растеряется.

Оптимальным представляется вариант, когда у докладчика на руках имеется план – конспект доклада. Это придает оптимальную уверенность и позволяет докладчику излагать материал последовательно, не пропустить существенных моментов в сообщении.


Подготовка доклада.

Доклад нужно как следует отрепетировать: вначале самостоятельно, затем в присутствии родных, друзей, руководителя. При этом репетиции следует проводить с демонстрационными средствами и наглядными пособиями, которые будут представлены на конференции.

При подготовке доклада следует обращать внимание на расстановку акцентов и смысловых ударений. Важные моменты: цель, основные утверждения, техника изготовления экспоната, результаты и выводы – должны выделяться голосом, интонацией, возможно, повторением.


Демонстрационные средства.

Необходимым элементом защиты является наличие и качество наглядного материала, иллюстрированное обеспечение доклада (цифровые таблицы, крупномасштабные рисунки, фотографии и т.п.) должен нести конкретную информацию и иметь пояснение.

КП позволяет использовать её как легальную шпаргалку, а с другой стороны, даёт возможность членам комиссии одновременно изучать проектную работу и контролировать выступление докладчика.

Презентация легко поможет вам провести доклад, но она не должна его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то для комиссии это сигнал о том, что выступающий не ориентируется в содержании. Но если ребенок растерялся или не может проглотить комок в горле, то прочтение презентации будет единственным его спасением.


Начните её создание с титульного листа. Каждый слайд должен содержать  ограниченное количество информации. Текст должен содержать только основные идеи. Не нужно переполнять презентацию текстом, вы его можете рассказать устно. Завершите итоговым слайдом: в нём разместите благодарности руководителю и всем, кто давал ценные консультации и рекомендации.

То, что трудно объяснить словами, лучше показывать наглядно изображениями. Уместно, чтобы на экране появлялось изображение того, о чём вы говорите. Не совершайте ошибок: не пишите тот же текст, который вы говорите, на слайде презентации.


Оформление презентации выполняйте в соответствии с требованиями.

Не злоупотребляйте анимацией. Настройка анимации, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять три различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости подачи материала. Визуальное восприятие слайда занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.

Таблицы, графики должны быть выполнены таким образом, чтобы аудитория могла рассмотреть, что на них изображено и написано. Не следует во время доклада зачитывать слушателям, что написано в ваших таблицах. Достаточно показать указкой в нужное место со словами: «Здесь приведены результаты моего опроса» и т.п.

При создании презентации можно использовать фоновую музыку. При этом надо помнить, что музыка отвлекает от информации и ее лучше использовать к фотографиям, рисункам, не требующим устного комментария.


Внешний вид.

Экстравагантная одежда, прическа, макияж вряд ли будут уместны для атмосферы конференции.


Манера поведения.

Докладчик не отвечает, не сдает экзамен. Он рассказывает нечто интересное и благодарен аудитории за то, что его слушают.

Если задают вопросы. Значит, сообщение вызвало интерес, и тон ответа должен быть соответствующим.

Конечно, какой – либо вопрос может вызвать затруднение. Чтобы их было меньше, необходимо, конечно, свободно владеть материалом и не только тем, который излагается в докладе непосредственно, но, желательно, быть компетентным в той области, которой посвящена работа.

Если все-таки с ответом на поставленный вопрос возникла проблема, не следует впадать в «столбняк». Можно прибегнуть к формам, вроде: «Этот вопрос непосредственно не входил в тему моей работы», «Сейчас я затрудняюсь сформулировать точный ответ», «Если я вас правильно понял, …» - и дальше отвечать не совсем на поставленный вопрос, а на близкий к нему, но такой, на который в состоянии ответить.


Начало доклада.

Задача в этой части: вызвать интерес к себе и к тому, о чем будет говорить докладчик. Если на конференции не представили докладчика, следует начать с этого: «Меня зовут… я представляю школу…, тема моей работы…». Хорошо начать доклад с относящегося к теме афоризма, высказывания известного ученого и т.п.


Окончание доклада.

Доклад можно закончить фразой типа: «Я закончил. Спасибо. Готов ответить на ваши вопросы».












Литература


  1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006.


  1. Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авт.-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.


  1. Е.Ю. Петряева, В.М.Пластинина, Л.П.Содномова Реферат и исследовательская работа:рекомендации по написанию и представлению.-М.;Библиотека журнала "Исследовательская работа школьников", 2008.


  1. Понамарева И.П. Формирование проектной культуры младших школьников в процессе освоения опыта творческой деятельности. – Научно-методический журнал «Методист», № 6, 2009.































Приложение 1.

Рекомендации учащимся по подготовке

к защите  проекта

 

Общие рекомендации:

  Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5 – 7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.

  Логическое изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  Следует употреблять только понятные тебе термины.

  Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  Выступление выигрывает, если будет максимально использоваться наглядный материал.

  Постарайтесь предупредить возможные варианты.

План защиты творческого проекта.

  Демонстрация  изготовленных  изделий. 

  Сообщение  темы  творческого  проекта. 

  Цели  и  задачи  творческого  проекта.

  Историческая  справка (очень  кратко). 

  Описание  работы  над  изделием: 

- вид  и  количество  материала,  использованного  в  изделии;

- какие  инструменты,  материалы  и  приспособления  были  использованы  при  работе  над  изделием;

- какие  технологические  приемы  применялись  при  изготовлении  изделия;

- последовательность  технологической  обработки.

  Какие  проблемы  были  при  работе. 

  Что  нового  узнали  при  работе  над  выбранной  темой.

 Что  нового  можно  придумать,  область  применения.

  Выводы.

Техника подготовки.

  Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

  Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

  Заранее продумать детали своего рабочего места.

  Подготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

  Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

 

Как подготовиться психологически:

 Начинай готовиться к выступлению заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие;

  Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к трудному;

  Ежедневно выполняйте упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения и усталости:

Что делать, если устали глаза? В период подготовки сильно увеличивается нагрузка на глаза, а если устали глаза, то устал и весь организм в целом и ему может не хватить сил для  выступления. Поэтому нужно сделать так, чтобы твои глаза отдохнули. Для этого выполни два любых упражнения из предложенных:

  Посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (25 секунд);

  Напиши глазами свое имя, фамилию, отчество;

  Попеременно фиксируй взгляд  то на близком, то на далеком предмете;

  Нарисуй квадрат, треугольник глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 

Как запомнить большое количество материала (доклад):

 Повторяй материал по частям;

 Читая доклад, выделяй для себя главные мысли – это опорные пункты ответа;

 Попробуйте составить план ответа на предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть у аудитории.

 Потренируйтесь, почитайте свой доклад родителям, друзьям, знакомым и попросите задать, возникшие у них вопросы. Таким образом, вы сможете доработать свой доклад, чтобы не возникало подобных вопросов у аудитории.

 

Некоторые закономерности запоминания:

  Трудность запоминания растет пропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем небольшое изречение;

  Количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания;

  Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу;

  Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение;

  Если работаешь с двумя материалами – большим и меньшим, разумно начинать с большего;

  Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

Условия поддержки работоспособности во время подготовки к публичному выступлению:

 Чередуйте  умственный и физический труд;

  Сделайте для снятия напряжения насколько физических упражнений, причем следует отдать предпочтение кувыркам, «свече», стойке на голове, т.к. они усиливают приток крови к клеткам мозга;

  Делайте перерыв каждые 30-40 минут;

  Минимум телевизионных передач!!!

 

Рекомендации по поведению до и в момент

публичного выступления:

 Накануне выступления постарайтесь ничего не делать. Даже если чего-то не доучил, лучше не пытайся, т. к. «Перед  смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся, постарайся не вспоминать о выступлении.

  Самое главное – это выспаться. Ученые считают, что перед выступлениями необходимо хорошо поспать, и тогда оно будет гораздо успешней, чем, если продолжать учить доклад всю ночь. Если есть возможность, начни утро с контрастного душа, который тонизирует организм и приводит в норму кровообращение; если нет – подставь руки под струю воды, чередуя холодную и горячую.

  Плотно позавтракай, это позволит пополнить запасы энергии, так необходимой для умственной работы, и поможет твоему организму выдержать эмоциональную нагрузку. О кофе и крепком чае на время придется забыть. Ведь перед выступлением нервная система сильно напряжена и дополнительная ее стимуляция просто недопустима. Наоборот, это может привести к нежелательным последствиям – рассеиванию внимания, беспокойству, дрожанию рук и частому посещению туалета.

  Чтобы твой мозг продуктивно работал, позаботься о питании, насыщенном витаминами и микроэлементами. Тебе понадобятся в первую очередь:

- железо – оно доставляет в мозг кислород: содержится в шпинате, кураге, постном мясе, грецких орехах;

- витамины группы В – способствуют стабильной работе нервной системы; содержатся в зелени, морепродуктах, обезжиренном молоке, апельсинах, бананах;

- холин  и лецитин – участвуют в выработке вещества, дополнительное количество которого необходимо клеткам мозга при длительной напряженной работе: содержатся в рыбе, шоколаде;

- употребление живительной влаги (воды) не менее 8 стаканов в день – помогает ясно мыслить.

  При выборе одежды перед публичным выступлением  постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не вызвать волну раздражения у людей, перед которыми предстоит выступать.

Следующий немаловажный момент – время на дорогу к месту выступления. Когда человек куда-то

 торопиться, то начинает сильно нервничать. Такое состояние может надолго выбить из колеи. Поэтому, чтобы не опоздать на ответственное мероприятие, выходи из дома пораньше. Но нужно помнить, что очень длительное ожидание своей очереди предстать перед аудиторией утомит, снизит уверенность и решимость.

  Успокойся!!! Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

- Глубокий вдох через нос (4-6 секунд).

- Задержка дыхания на 2-3 секунды.

- Сожми кисти в кулак и резко расслабь их.

  Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен!» иди выступать, чем дольше ты не будешь выходить и оставаться в окружении переживающих оппонентов, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

  Соберись с мыслями, приведи в порядок свои эмоции.

  Смело выходи к аудитории с уверенностью в том, что у тебя все получится.

  Когда для подготовки к выступлению сделано все, что нужно – успокойся и положись на судьбу. Выходя отвечать, не суетись. Твоя излишняя нервозность может навести слушателей на мысль, что ты не готов. Не пугайся, если на первый взгляд, ты не можешь сориентироваться в смысле вопроса. Вдохни и выдохни так, чтобы выдох был длиннее, чем вдох. Незаметно напряги все мышцы, а потом расслабься. Это поможет тебе успокоиться и мобилизовать все силу организма для сосредоточения на ответе.

  Встань удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты всех умнее и у тебя все получится лучше всех.

  Слушай вопросы внимательно, не отвлекайся, чтобы в дальнейшем  не переспрашивать и не  задавать лишних вопросов слушателям.

  Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только доклад.

 

Поведение во время ответа

  Перед началом ответа выходи уверенно, спокойно. Не обращай внимания на то, что у тебя сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет неудача. На самом деле такая реакция организма означает лишь то, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию для того, чтобы выступить как можно лучше. Значит, ты готов действовать.

  Начни свое выступление с приветствия.

  Огласите название вашего проекта. Сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

  Не забывай об уважении к слушателям в течении своего выступления (говорите внятно).

  Помни и том, что улыбка – это один из эффективных способов снятия нервного напряжения. Ну и потом, улыбка очень украшает человека, на него приятнее смотреть, а, следовательно, это еще один способ укрепить уверенность в себе. А что же делать, если тебя не слушают? Прежде всего, не воспринимай это на свой счет и не обижайся. Если ты отвечаешь и тебе кажется, что тебя не слушают, продолжай отвечать, как отвечал. Скорее всего, тебе только показалось, что слушатели отвлеклись (а может быть и к лучшему, что отвлекаются?)

  Если ты уже заканчиваешь ответ, как вдруг вспомнил о том, что забыл сказать что-то очень важное. Ничего страшного. Закончи мысль, о чем говорил до этого, а затем скажи то, что пропустил. Не надо прерывать ответ ради того, о чем ты неожиданно вспомнил, каким бы важным это ни казалось. «Да, я забыл сказать о …» – говорить не стоит. Лучше так: «Необходимо добавить к сказанному…» Или: «Кроме того, надо сказать, что …»

  Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

  Если тебе задают дополнительные вопросы, на которые, как кажется, ты не знаешь ответа. Не пугайся. Подумай, прежде чем ответить, сформулируй ответ в уме. Старайтесь ответить на все вопросы. А если ты считаешь, что не сможешь ответить на вопрос, лучше сказать об этом прямо. Незнание не унижает, а оттягивание ответа, лепетание может вызвать негативное чувство у слушателей,  и не спасет от нежелательной оценки, а будет унизительным.

 

 

Желаю Вам творческих успехов!

 

hello_html_m4cae816c.png

 

 
















Методические рекомендации "Основные этапы подготовки учащегося к защите проектной работы"
  • Технология
Описание:

Включение ребенка в различные виды творческой деятельности— одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность.

Итак, учащийся создал свой уникальный проект, получил достойный результат. Теперь стоит задача – успешно его презентовать. Как это сделать? Сейчас вы все задумываетесь о том, как же вам достойно выступить, как вам правильно готовиться и как успокоить свои нервы и сохранить душевное равновесие перед выступлением.

Я хотела бы поделиться опытом подготовки учащихся к защите проектной работы по декоративно - прикладному творчеству ( работа с природным материалом, бумагой и картоном, тканью) и дать несколько полезных советов.


Автор Сорокина Мария Владимировна
Дата добавления 15.10.2015
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 506
Номер материала MA-061354
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓