Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыМетодические рекомендации. Мини – кейс «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методические рекомендации. Мини – кейс «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать материал

Методические рекомендации

        

                                 Карабаева Гульнара Исмагуловна

                                                               Заместитель директора по УВР

                                                               школы-интерната им. Крупской

                                                               Восточно-Казахстанская область,

                                                               г. Усть-Каменогорск

 

 

Мини – кейс

«Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Индивидуальный образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • возрастом ребенка;
  • состоянием здоровья;
  • уровнем готовности к освоению образовательной программы;
  • особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом специалистов образовательных учреждений.

·         В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами школьного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

·         Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

·         Это создание в  школе условий, способствующих позитивной социализации школьников, их социально – личностного развития.

·         Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

·          Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

·          Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала школы и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

·          Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

·          Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

·          Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

·         государственным заказом;

·         потребностями и запросами родителей;

·         индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

·         возможностями образовательного учреждения;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

·         - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу школьного образования;

·         - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

·         -для детей с высоким интеллектуальным развитием.

·         Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

·          развитие общей и мелкой моторики;

·          развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

·          формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

·          развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

·          формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

·          формирование представлений о пространстве, времени

·         Методы, используемые в работе:

·          Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

·          Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

·          Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

·          Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

·          Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

·         При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка.

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру.  

На основе анализа изученной литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

1.Цель этапа: выявить группу школьников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп школьников по трудностям»

2.Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности школьников и их причины»

ФИ -Выявленные трудности –причины- Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности школьников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.!

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

·         Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.

·         Предполагаемый результат:

·         развитие социальной компетентности;

·          развитие коммуникативных навыков;

·          коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;

·         развитие чувства самоценности;

·          коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим  ученикам  равные  возможности при обучении в школе.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации. Мини – кейс «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данные рекомендации помогут любому методическому работнику грамотно разработать индивидуальные образовательные маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные рекомендации содержат цель маршрута, условия и возможности. Будут полезны не только завучам, но и любому педагогу работающего с детьми данной категории.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 124 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.09.2020 1279
    • DOCX 21 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богдашова Нина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Богдашова Нина Николаевна
    Богдашова Нина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89214
    • Всего материалов: 211

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Налоговая грамотность: налоговые отношения и исполнение налоговых обязательств в РФ

180 ч.

2490 руб. 1490 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация деятельности педагога-дефектолога с детьми с интеллектуальными нарушениями

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 557 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе