Главная / Музыка / методические рекомендации для учителей музыки: "Детское инструментальное музицирование"

методические рекомендации для учителей музыки: "Детское инструментальное музицирование"

ДЕТСКОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИХ ОСОБЕННОСТИ,

ПРИЕМЫ И ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ


В современной музыкальной педагогике с ее установкой на формирование и последующее всестороннее развитие и воспитание музыкальной культуры школьников, особое внимание обращается на путь практического музицирования, причем творческого по своему характеру. Музицирование представляет собой один из важнейших видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки и в общеобразовательных школах. Оно, как известно, может осуществляться в разных формах: либо это хоровое пение, либо – игра на детских музыкальных инструментах.

Важной чертой элементарного детского музицирования на простейших инструментах является постоянная взаимосвязь с другими видами художественного творчества, будь то вокально-хоровая деятельность, слушание музыки, музыкальная грамота или ритмопластическая деятельность. При этом необходимо добавить, что многие знания и навыки, полученные в результате какого-либо вида деятельности, совершенствуются и художественно реализуются в процессе инструментального музицирования. Также следует подчеркнуть, что коллективное музицирование на простейших инструментах помогает выработать умение активно вслушиваться в музыку, развивает слуховое внимание, память и самоконтроль. Значительно обостряет внутренний слух. Но сверх того, оно дает возможность развивать не только ритмический, мелодический, но и гармонический слух. Это прекрасное средство формирования многопланового оркестрового мышления, обогащения исполнительских возможностей, приобщение к восприятию инструментальной музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах, способствует развитию интереса и любви к музыке, активизирует творческие проявления детей, желание участвовать в создании музыки и ее исполнения. Этому вопросу стоит уделять особое внимание, так как он отвечает главной цели современной музыкальной педагогики – активизировать музыкально-эстетическое воспитание через творчество ребенка, музыкально-слуховую память, внутренний слух, мышление. Открывать у школьников музыкальные таланты и развивать их.

В инструментоведении установлена определенная классификация музыкальных инструментов – они делятся на ударные, духовые и струнные.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Среди используемых ударных инструментов, применяемых в школьной практике, есть такие, источником звука которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, – это идиофоны или самозвучащие инструменты (маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.).

Для нашего сугубо практического рассмотрения более существенно, что одни из них обладают определенной высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» инструментами (металлофоны, ксилофоны), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из вышеперечисленных).

Шумовые (ритмические) ударные инструменты многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. Для занятия на них не требуется особой выучки, приемы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

Маракасы – шумовой музыкальны инструмент, напоминающий погремушку, но большого размера. Головка инструмента круглая, заполненная сухим и мелким материалом. Звук извлекается ритмичным встряхиванием. Маракасы издают своеобразный «шероховатый» звук. Игра на них требует определенных навыков, чтобы добиться ритмически точного исполнения в ансамбле с другими инструментами.

Бубенцы – это небольшие колокольца шарообразной формы, прикрепленные к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание пандейры производится «встряхиванием» инструмента или ударом о ладонь другой руки.

Трещотки – несколько связанных дощечек, которые при их перемещении влево-вниз, вправо-вниз издают подобный звук. Видов их много, тембр различен, поэтому применяться они могут в соответствии с характером музыкального произведения.

Кастаньеты – бывают палечные, но лучше использовать парные (на деревянной основе), предполагают три способа игры. Первый – удар «лепестками» о ладонь левой руки, второй – резкие встряхивания инструмента и третий, наиболее сложный – повороты кастаньет то влево-вниз, то вправо-вверх (удерживая их по центру).

Ложки – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют друг о друга тыльными сторонами черпаков. Либо, положив одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь (и создав, таким образом, своеобразный резонатор), ударяют по ней другой ложкой, получая более компактные «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт. Динамика регулируется силой удара. Известно еще немало разнообразных и эффектных приемов игры на ложках, но для детей они сложны.

Треугольник – изготавливается из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук треугольника – высокий, чистый, прозрачный – вызывается легким ударом металлической палочки по одной из сторон, чаще всего горизонтальной. Тонкая палочка дает более высокий звук, толстая – более низкий. Для получения коротких ударов звук гасят прикосновением пальцев. Быстрым чередованием ударов по двум сторонам инструмента (обычно в верхнем углу) достигается эффект тремоло, украшающий звучание ансамбля (особенно в кульминационные моменты). Возможны динамические градации в пределах от pp до ff. Игра на треугольнике требует особой сноровки в связи с возможностью его вращения по оси. С целью предотвращения закручивания короткий пальцевой шнурок с висящим на нем треугольником надевают на четыре горизонтально расположенных пальца левой руки.

Барабан – общеизвестный инструмент, представляющий собой деревянный (реже металлический) корпус цилиндрической формы, обтянутый с одной или с обеих сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они легкие, красиво оформлены, дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щеточками, а так же, непосредственно, руками (чаще всего на бонга или других цилиндрических барабанах). Держат палочки большим и указательным пальцами обеих рук, остальные пальцы согнуты без напряжения. Движения кисти с палочками должны быть свободными, от этого зависит развитие исполнительской техники. Основной прием игры на барабане – отдельные короткие удары – акценты и последовательности ударов, подчеркивающие различные ритмические рисунки. Удары производят двумя руками одновременно или поочередно левой и правой палочками или металлическими щеточками по центру мембраны или по ободу.

Бубен – имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с надетыми на них колокольчиками. При игре на бубне можно получить самые различные по силе и характеру звуки в зависимости от того, где (в центре, ближе к раме или по раме) и как (пальцами, фалангами пальцев, ладонью, чередованием пальцев или чередованием ладоней и пальцев) сделать удар.

Тарелки – выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Напалечные тарелочки надевают на большой и средний пальцы и стучат ими один о другой; их можно держать за шнурки (в каждой руке по одной) и ударять при сближении кистей рук, движущихся ритмично в противоположных направлениях вертикально от подбородка до груди (одна идет вверх, а другая вниз). Важно, чтобы соприкосновение тарелочек всегда было коротким, легким. Подвесная тарелка прикрепляется к барабану или держится левой рукой на весу; играть можно двумя деревянными палочками(тремоло), колотушкой и щеточками. Звук резкий, звенящий, меняется в зависимости от предмета, которым он извлекается.

«Мелодические» ударные инструменты

Детский металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укрепленных на раме. Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух тактов: от sol до sol2 (настроен в до мажоре), от re1 до la2 (в ре мажоре) и т.п. У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний – черным. Диапазон от do1 до la2. Светлые, прозрачные звуки металлофона напоминают звучание колокольчиков.

Детский ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно укрепленных на раме. Они образуют хроматический звукоряд с диапазоном от si до fa-diese.

Постановка рук и приемы игры на металлофоне и ксилофоне идентичны, поэтому осваивать их можно одновременно. Во время игры плоскость инструментов должна быть на высоте пояса ученика. Палочки следует легко держать большими и указательными пальцами. Нельзя пальцы сжимать в кулак. Правильное движение рук – свободное от локтя до кисти. Сначала надо предлагать детям извлекать звук двумя руками и следить за тем, чтобы высота отскока обеих рук была одинаковой. Основной способ звукоизвлечения – поочередные (правой и левой руками) удары, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Каждому инструменту соответствует свой тип палочек: на ксилофоне играют твердыми (пробковыми) палочками, на металлофоне – резиновыми. Усвоив элементарные способы игры на этих инструментах, учащиеся могут познакомиться и с более сложными: трель, тремоло, форшлаг, глиссандо, которое звучит очень эффектно.





ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Основу группы духовых инструментов составляют триолы, вермионы, симоны, мелодия-3 (клавишные инструменты); их дополняют народные свирели, дудочки, свистульки, а при случае – блокфлейты.

По звукообразованию эти инструменты делятся на свистковые и язычковые. Свистковые (вермона, а так же свирель, свистулька, блокфлейта) более надежны в эксплуатации и хорошо держат строй. Язычковые же инструменты – триола, симона, мелодия-3 – чаще выходят из строя, поэтому требуют более бережного обращения.

Все вышеназванные детские клавишные духовые инструменты, составляющие, как правило, ядро духовой группы, легки и удобны в использовании; корпусы их выполнены из пластмассы и красиво оформлены. Триола и вермона обладают только диатоническими звукорядами довольно ограниченного диапазона, а симона и мелодия-3 – инструменты с хроматическим звукорядом. Особенностью всех этих инструментов является возможность исполнения на них не только мелодий, но так же гармонических интервалов.

Триола – первый духовой инструмент, который вводится на занятиях после того, как завершено знакомство с группой ударно-шумовых инструментов. На верхней крышки триолы расположены 12 разноцветных клавишей. Звукоизвлечение происходит при вдувании воздуха в мундштук и одновременном нажатии на клавишу. Тембр триолы напоминает звучание аккордеона.

Вермона внешне похожа на триолу, способ извлечения звука такой же. Эти инструменты незаменимы при освоении учащимися нотной грамоты. Следует обратить внимание детей на разные тембры триолы и вермоны, научить отличать одну от другой на слух. Позже не мешает сравнить звукоряды этих инструментов, обратив внимание на то, что на обоих клавиши, соответствующие устойчивым 1, 3 и 5 ступенями лада (у триолы это sol, si, re, а у вермоны do, mi, sol), окрашены одинаково: 1 – зеленым, 3 – красным, 5 – серым.

Симона не намного сложнее в обращении, чем триола и вермона. Основное ее отличие – хроматический звукоряд. На верхней крышке симоны расположена клавиатура фортепианного типа (диапазон: от si до sol2 ).

Мелодия-3 – инструмент идентичный симоне, только более крупный и с большим диапазоном.

Общие принципы постановки рук и игры на клавишных инструментах следующие. Играют на них сидя или стоя. Спину и шею нужно держать ровно, но не напряженно, голову не наклонять. Держать инструмент левой рукой за корпус или специальную ручку. Играют четырьмя или пятью пальцами правой руки, обе руки и локти слегка приподняты и не прилегают к груди.

Детей нужно учить экономно расходовать дыхание, на первом же уроке обратив на это особое внимание. Обучение на духовых и клавишных инструментах прививает детям аппликатурную дисциплину.

Успешно применяемые в ансамблях и оркестрах народных инструментов всевозможные свирели, окарины, могут найти применение и в школьных ансамблях и оркестрах. Эти инструменты придают звучанию своеобразный колорит и особо уместны в аранжировках народных песен и танцев. Звукоряд их, как правило, не велик, поэтому и возможности довольно ограничены. Все инструменты – диатонические. Они могут выполнять в оркестре роль «заполнений», иногда им можно поручить исполнение мелодии или ее части.

В состав оркестра можно включить и блокфлейты, которые не требуют специального длительного обучения. Блокфлейте можно поручать исполнение мелодии и отдельных голосов сопровождения, а использование разновидности этого инструмента (сопрано, альт, тенор, бас) позволяет получать полнозвучные однородные аккорды.

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

После усвоения и практического освоения духовых инструментов можно перейти к знакомству со струнными детскими щипковыми инструментами. Струнный музыкальный инструмент — инструмент, источником звука которого являются колебания струн. В системе Хорнбостеля-Закса они называются хордофонами. Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар. Типичными представителями струнных инструментов являются скрипка, виолончель, альт, контрабас, цитра и цимбала, балалайка и домра.

Цитра и цимбалы это диатонические инструменты. Внешне тот и другой выглядят как плоский ящик со струнами, натянутыми на колки, укрепленные на раме. Цимбалы имеют 15 струн, настроенных от la1 до la3 по ступеням ля мажора. Возможна перестройка в одноименный минор. Цитра настроена по ступеням звукоряда do мажора от do1 до do3 или sol2. Кроме 15 мелодических струн у цитры есть еще 12 дополнительных гармонических струн, образующих аккорды для аккомпанемента – трезвучие главных ступеней do мажора (Т, Д, S, или Т и Д) с удвоенными основными тонами. У обоих инструментов звучание нежное, мягкое, негромкое. Звук извлекается щипком (пальцами или медиатором). Медиатор держится большим и указательным пальцами правой руки.

Дети могут исполнять на цитрах или цимбалах одноголосные мелодии или аккомпанирующие последования звуков в умеренном и медленном темпах, нон легато и стаккато; очень нежно на тех и других звучит глиссандо. Если нужен короткий, сухой звук, струну (после возбуждения) заглушают пальцами.

При обучении игры на цимбалах и титре можно использовать листы-трафареты, которые подкладывают под струны. Для первого знакомства с инструментом лучше взять несколько известных детям попевок или песен, записанных на трафареты. После этого разобрать и выучить по трафаретам две-три незнакомые мелодии. И лишь когда дети научатся обращаться с медиатором и усвоят приемы игры, можно дать для разбора по нотам и разучивания без трафаретов пьесы с постепенным движением мелодии, без больших скачков, в умеренном или медленном темпах.

Наличие на цитре «гармонических» струн позволяет использовать «готовый» аккомпанемент в do мажоре при исполнении мелодий на любом инструменте (с цитрами хорошо сочетаются духовые, в особенности вермона). В этом случае тоже можно использовать трафареты под струнами с аккордами. Они обозначают только порядок следования аккордов.

Домра –  русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор.

Существуют два типа домры:

  • Трёхструнная – строй EAD

  • Четырехструнная – строй GDAE как у мандолины или скрипки.

Балалайка – русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Мандолина (итал. mandolino) – струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим не пальцами, а медиатором или плектром, в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука, это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент.

Разным детям в разной степени удается освоение игры на тех или иных инструментах. Успех зависит от индивидуальных способностей ребенка: музыкальных данных, общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому работа учителя нацелена на общее ознакомление детей с инструментами, в результате которого приобретается умение применять некоторые из них в коллективном музицировании. Не следует добиваться от учащихся равноценной игры на всех инструментах, тем более качественного звучания в наиболее трудных приемах игры. Выяснив, в чем заключается эта трудность, педагог должен помочь ребенку устранить ее.

Освоение детьми детских музыкальных инструментов основывается на принципе от простого к сложному. Успех работы зависит во многом от того, как педагог знакомит ребят с инструментами, какие предлагает указания. Важно, чтобы они строились на основе уже имеющегося у детей музыкального опыта. Иначе первоклассники воспримут инструменты как предмет развлечения.

На первом же занятии педагог должен представить инструмент, которым он владеет и «который» будет помогать ему вести урок: сыграть на нем, коротко рассказать как он устроен. Если это фортепиано, то сказав что этот инструмент ударный, следует открыть верхнюю крышку и показать, как молоточки ударяют по струнам. Таким показом и объяснением он удовлетворит детскую любознательность, даст первое представление о звукообразовании.

Приступая непосредственно к обучению игре на детских музыкальных инструментах, необходимо в первую очередь, показав и дав им в руки инструмент, о котором пойдет речь объяснить, какой он, рассказать что у него есть свой голос и язык и детям предстоит научиться понимать его и «беседовать» с ним на его языке – играть на нем.

По возможности каждый раз при знакомстве с новым инструментом нужно, сказав несколько слов о звукообразовании, показать детям, как это происходит.

При знакомстве детей с каким-либо инструментом целесообразно предоставить возможность его прежде услышать, а затем предложить отгадать, как этот инструмент выглядит. Показав его, можно предложить им самостоятельно попробовать, на нем сыграть, и подумать, на что похоже его звучание. И только после этого назвать инструмент и всем вместе определить его изобразительные и выразительные возможности. Безусловно, все эти характеристики должны подтверждаться музыкальными примерами, понятными и доступными детям.

Учащимся младших классов свойственно находить те или иные жизненные прообразы для звуков различных инструментов. В характере звучания каждого из них легко находят аналогию с каким-нибудь явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Например, металлофон хорошо передает звук падающих капель дождя; звук триолы – протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет; на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит; треугольник может позвать на помощь (тремоло); ложки и кастаньеты могут изобразить цоканье копыт и т.п. Смысл такого приема – в ознакомлении с выразительными качествами каждого инструмента.

На этом первоначальном этапе полезно также подготовить детей к совместным координированным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля.

Знакомство с инструментами целесообразно начинать с тех, игра на которых не требует больших усилий и времени для освоения: это маракасы, трещотки, кастаньеты, пандейра, бубенцы. Примером их применения могут послужить игры «Отзовись» и «Эхо». Далее поочередно появляются ложки (их лучше всего использовать в связи с русскими народными песнями и танцами), треугольник, бубен, барабан, тарелки. Некоторые из них могут появляться сразу по два на уроке (например, бубен и барабан). Когда все инструменты из группы ударно-шумовых будут освоены, уместно обобщить пройденное, использовав игру, в которой дети смогли бы применить все им знакомые инструменты.

Естественно, что за это время они усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: шумовые и музыкальные звуки; понятие долготы, динамики (форте и пиано), акцент, темп, пауза; а позже, может быть и доля, такт. Неплохо, если удается приучить к записи на «нитке» элементарных ритмических последований. Однако, как о главном всегда нужно помнить о необходимости обязательно сохранять атмосферу непринужденного, увлекательного, творческого музицирования.

На следующем этапе происходит расширение сферы деятельности детей и их музыкальных представлений в связи введением на занятия диагностических музыкальных инструментов, относящихся к разным группам и обладающих разными тембрами. Использование их выразительных и изобразительных возможностей сочетается с развитием музыкального слуха. К таким инструментам относятся металлофоны, ксилофоны, цимбалы, цитры, триолы и т.п.

Со временем, как правило, усваиваются такие понятия, как лад, мажор, минор, тоника, устойчивые и неустойчивые звуки, мелодия, фраза, размер, аккомпанемент и т.п.

С введением симоны начинается новый этап, связанный с применением хроматических инструментов. Расширяется круг ансамблевых возможностей. К этому времени дети уже имеют небольшой исполнительский опыт. Поэтому в еще большей степени необходимо обращать внимание на выразительность исполнения, на понимание характера и жанра пьес, на связь музыки с поэтическим текстом, с сюжетом (если таковые имеются).

Методы, способы обучения на детских музыкальных инструментах часто зависит от возрастных особенностей младших школьников, их способностей, что требует от педагога индивидуального подхода к каждому ученику. В результате поэтапного освоения инструментов учащиеся овладевают приемами и способами игры на каждом из них, различают на слух тембры инструментов, понимают особенности звуковедения, звукоизвлечения и осознают их выразительную сущность. Общение детей с инструментом дает прочные основы по осознанию средств музыкальной выразительности.

В наши дни происходит процесс обновления образования в общеобразовательной школе, усиливается внимание к предметам гуманитарного цикла, в том числе и музыки. Простое усвоение школьниками определенной суммы знаний из области музыкального искусства на современном этапе, уже не может удовлетворить возросшие потребности общества. «Конечно, высшие достижения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества», но и в каждодневной окружающей нас жизни – творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязана своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве.

По нашему глубокому убеждению, именно музицирование на детских музыкальных инструментах, как один из видов художественной деятельности, способствует активизации творческого начала детей младшего школьного возраста.





методические рекомендации для учителей музыки: "Детское инструментальное музицирование"
  • Музыка
Описание:

В процессе музицирования накапливается опыт, расширяется музыкальный кругозор, формируются эстетические интересы ребенка,которые позволяют ему полнее и интереснее проявить себя в творчестве.

Но музицирование на детских музыкальных инструментах способствует развитию творческого начала учащихся только в том случае, если педагог сам творчески относится к уроку, способствует воссозданию на уроке атмосферы заинтересованности, непринужденности, при этом устанавливает наиболее рациональные пути взаимодействия различных видов музыкальной деятельности на каждом уроке, исходя из избранной им темы. Нельзя забывать и о том, что только систематическая и планомерная работа по обучению игре на детских музыкальных инструментах даст возможность не только совершенствовать музыкальный слух школьников, но и развивать их самостоятельность, их творческую активность.

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов общеобразовательной школы через совместное инструментальное музицирование. Классификация детских музыкальных инструментов, особенности звуковедения и звукоизвлечения, способы и приемы игры.

Автор Лукьянович Ольга Викторовна
Дата добавления 27.05.2016
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 320
Номер материала MA-067085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓