Главная / Русский язык и литература / Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине "Стилистика и культура речи"

Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине "Стилистика и культура речи"

hello_html_m6be210.gifМинистерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Армавирский аграрно-технологический техникум»


















2015 г.






Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОДб.02 « Стилистика и культура речи » по специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»











Содержание


  1. Пояснительная записка.


  1. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


  1. Тематический план и содержание самостоятельной работы учебной дисциплины « Стилистика и культура речи»

  2. Тезаурус понятий по дисциплине


  1. Информационное обеспечение обучения
























  1. Пояснительная записка


Одной из важнейших задач современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат основные требования: уметь осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, заниматься самообразованием, самообучением.

Эти требования к подготовке студентов и обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда. Сегодня большое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний.

Методы самостоятельной работы обучающихся:

- наблюдение за единичными объектами;

- сравнительно-аналитические наблюдения;

- учебное конструирование (урока, занятия);

- решение учебных и профессиональных задач;

- работа с различными источниками информации;

- исследовательская деятельность;

-проектная деятельность;

-научно-практическая деятельность;

Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.




Цели самостоятельной  работы обучающихся

1.Для овладения и углубления знаний:

- составление различных видов планов и тезисов пот тексту;

- конспектирование текста;

- составление тезауруса;

- ознакомление с нормативными документами;

- создание презентации.

2. Для закрепления  знаний:

- работа с конспектом лекции;

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана ответа;

- составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного  материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка сообщения, доклада;

- тестирование;

- составление кроссворда;

- формирование плаката;

- составление памятки.

4. Для формирования практических и профессиональных умений.

-решение задач и упражнений по образцу;

-решение ситуативных и профессиональных задач;

- проведение анкетирования и исследования.



Виды самостоятельной работы учащихся:

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

– составление текстов для самоконтроля;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).





  1. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины


В результате изучения учебной дисциплины « Стилистика и культура речи » обучающийся должен знать/понимать:

- различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- социально-стилистическое расслоение современного русского языка, качества грамотной литературной речи и нормы русского литературного языка, наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;

- специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.

В результате изучения учебной дисциплины « Стилистика и культура речи » обучающийся должен уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными, стилистическими, этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

-пользоваться словарями русского языка; употреблять основные выразительные средства литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.



  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

лабораторные занятия

10

практические занятия

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

индивидуальные задания

внеаудиторная самостоятельная работа

Итоговая аттестация – дифференцированный зачёт











  1. Содержание самостоятельной работы по учебной дисциплины

« Стилистика и культура речи»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Вид самостоятельной работы

Форма контроля

Введение. Общие сведения о языке и речи



Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи».

Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура языка как уровень его полифункциональности. Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для целей коммуникации. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.

2 Самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Раздел I. Литературный язык и языковая норма



Тема 1.1.2

Нелитературный (не кодифицированный) язык:

Нелитературный (не кодифицированный) язык: просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны, сленг, арго) и причины ограниченности их употребления. Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национального языка.

2 Самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 1.2.1

Понятие литературно-языковой нормы и критерии ее кодификации

Понятие литературно-языковой нормы и критерии ее кодификации. Правильность речи (ее соответствие нормам литературного языка) как базовое коммуникативное качество грамотной речи. Коммуникативные качества чистоты, точности, логичности, уместности, выразительности, целесообразности, эстетической и этической выдержанности.

2 Самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема1.3.1 Лексикография.

Лексикография. Основные типы словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности.

2 Самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Раздел II. Система языка и ее стилистическая характеристика.



Тема 2.1.2 Учение о слоге и слогоделении

Учение о слоге и слогоделении (определение понятия слога, классификация слогов, закон восходящей звучности) и его роль в правописании.

2 Самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 2.1.4 Акцентология как наука о словесном ударении

Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности русского словесного ударения. Функция словесного ударения. Неблагозвучие как стилистический недостаток речи (неблагозвучие в аббревиатурах, скопление одинаковых или близких по артикуляции звуков, скопление одинаковых или похожих слогов, неуместная рифма, случайные звуковые повторы).

2 Самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 2.1.6 Фонетические средства языковой выразительности

Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукозапись, звукоподражание, звукосимволизм. Каламбурная рифма. Интонация как выразительное средство языка.

2 Самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 2.2 Лексика и фразеология.



Тема 2.2.3 Образные средства языка.

Основные виды лексических ошибок

Понятие тропа. Основные разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление; расширение или сужение объема значения слова; изменение значения производного слова вследствие неточного или неверного осмысления его морфемной структуры; нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистики не оправданное употребление синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов. Неоправданное употребление слов с различной стилевой окраской, заимствованных слов, внелитературной лексики

2

самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 2.2.5 Фразеологические ошибки:

Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизма; разрушение образного значения фразеологизма; контаминация (смешение) фразеологизмов.

2 самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 2.3.2

Способы словообразования

Способы словообразования: морфемные (суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, префиксально-постфиксальный и др.) и неморфемные (конверсия, слияние, аббревиация, усечение, семантический способ). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка

2 самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 2.4 Морфология.



Тема 2.5 Синтаксис.



Тема 2.5.2 Словосочетание и его виды.

Словосочетание и его виды. Типы связей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Синонимика словосочетаний. Ошибки в согласовании и управлении.

2 самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 2.5.4

Сложное предложение и его виды.

Сложное предложение и его виды (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Сложное предложение с разными видами связи. Способы передачи чужой р6ечи. Пунктуация в сложных предложениях (знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях).

Актуальное членение сложного предложения. Стилистическое использование разных типов сложного предложения.

Синтаксические фигуры (анафора,, эпифора, симлока, синтаксический параллелизм, именительные представления, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, период и др.).

2 самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Тема 2.5.5

Принципы русской пунктуации.

Принципы русской пунктуации.

Пунктуация при прямой, косвенной и несобственно – прямой речи.

2 самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке

Раздел 3. Текст как речевое произведение




Тема 3.1.2 Сложное синтаксическое целое и его виды.

Сложное синтаксическое целое и его виды. Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

2 самостоятельное изучение

доклад с


выступление с ММ презентацией на уроке


Всего часов на самостоятельное изучение

28







































  1. Тезаурус понятий по дисциплине


Язык и речь

Типы норм

Правила

Нормы

ударения

акцентологические

произношения

орфоэпические

употребления слов в соответствии с их значением

лексические

образования слов

словообразовательные

образования грамматических форм

морфологические

построения словосочетаний и предложений

синтаксические

написания слов

орфографические*

постановки знаков препинания

пунктуационные*

*относятся только к письменной речи



Функциональные стили речи


Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Характерные признаки научного стиля: научная тематика, обобщенность, логичность, точность, доказательность, объективность изложения, однозначность выражений, использование терминов.


Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики Характерные признаки официально-делового стиля: точность, объективность и документальность, конкретность, официальность, лаконичность.


Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Характерными особенностями публицистики являются актуальность проблематики, эмоциональность и образность, острота и яркость изложения.


Разговорный стиль предназначен для повседневного общения, поэтому его иногда называют обиходно-бытовой. Он может использоваться как в устной, так и в письменной речи и служит для разговоров со знакомыми или незнакомыми людьми в обыденных ситуациях.


Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам свойств живых существ: плачет дождь, воет ветер, спорят колокола.


Аллегория – иносказательное изображение понятия при помощи конкретного, жизненного образа, например, в баснях и сказках: хитрость в образе лисы, коварство – в образе змеи и т.п.


Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт (А.С. Пушкин); Ты живёшь лишь днём. Я – только ночью (О.М. Селицкая).


Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, живой труп.

Лексика и фразеология. Лексикография


Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками значения и употреблением в речи (метель, пурга, буран, метелица, вьюга).


Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению.


Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (добрый – злой).


Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению (ароматический – ароматный, исторический – историчный, одеть – надеть).


Плеоназм – многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова (посмотреть глазами, своя автобиография, отступит назад).


Тавтология – повторение в предложении однокоренных слов: Следует отметить следующие особенности произведения; К недостаткам пособия модно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.


Лексикография – раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.


Орфоэпический словарь содержит слова в их нормативном литературном произношении


Словообразовательный словарь показывает словообразовательную структуру слова


Орфографический словарь содержит слова в их нормативном написании


Этимологический словарь содержит слова с объяснением их происхождения



Фонетика и орфоэпия


Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.


Графика. Орфография. Морфемика


Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают


Один звук

Два звука

После согласного: день, мёд, люк, ряд.

  1. в начале слова: ездить, ёжик, юла, яд;

  2. после гласного: каёмка, моют, твоя;

  3. после разделительных Ъ и Ь: подъехать, пьющий, съязвить.



Буквы з и с на конце приставок

В приставках раз-/рас-, без-/бес- перед звонкими согласными на конце приставик пишется з, а перед глухими согласными – буква с.

зв. гл.

Безвкусный; бесписьменный.

Не с различными частями речи


  1. Употребляется ли слово без не?

    Да

    Нет

    слитно

  2. Это глагол или деепричастие?

    Нет

    Да

    раздельно

  3. Есть ли противопоставление с союзом а?

    Нет

    Да

    раздельно

  4. Это полное причастие с зависимыми словами?

    Нет

    Да

    раздельно

  5. Это краткое причастие?

    Нет

    Да

    раздельно

  6. Это существительное, прилагательное или наречие на о/е, которое можно заменить синонимом без не?

    Нет

    Да

    слитно

  7. Это наречие, к которому относятся слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда?

Нет

слитно

Да

раздельно


Способы словообразования


Приставочный

антиобщественный←общественный; демобилизовать← мобилизовать; дочертить←чертить

Суффиксальный

автоматчик←автомат; доброжелательно←доброжелательный; счастливый←счастье

Приставочно-суффиксальный

добела← белый; приморский←море; заоблачный←облако; выспаться←спать

Сложение

теплоход, сельскохозяйственный



Правописание производных предлогов

за счет государства

в течение года

в продолжение месяца

по причине болезни

в целях экономии

со стороны Японии

насчет отпуска (= об)

вследствие прогулов (=из-за)

ввиду болезни (=из-за)



Правописание суффиксов –чик и –щик в существительных

развеД

учеТ

воЗ ЧИК; в остальных случаях -щик

перепиС

перебеЖ

Морфология


Имя существительное


Одушевленные и неодушевленные существительные

Одушевленные существительные

Неодушевленные существительные

Кто?

Что?

Названия людей и животных

Названия неживых предметов, а также предметов растительного мира


А ТАКЖЕ

существительные, обозначающие совокупность лиц, живых существ:

(молодежь, детвора, крестьянство; народ, группа, толпа, полк, взвод, стая, рой и т.д.)


Имя прилагательное

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться сильнее или слабее (форма, цвет, размер, запах, звук, температура, вкус, вес, общая оценка и т.п.): какой? – круглый, черный, маленький, пахучий, громкий, холодный и т.д.).


Степени сравнения качественных прилагательных

Начальная форма прилагательного

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная

тяжелый

тяжелее

более тяжелый

тяжелейший

Самый (наиболее) тяжелый, тяжелее всех

верный

вернее

более верный

вернейший

самый (наиболее) верный, вернее всех


Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть проявляться сильнее или слабее (материал, количество, место, время, назначение т.п.):

какой? – глиняный, двухэтажный, канский, зимний, пассажирский).


Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-либо отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?: отцов, медвежья, дядины.


Имя числительное

Склонение количественных числительных

И. Восемьсот семьдесят девять чебурашек

Р. (У) восьмисот семидесяти девяти чебурашек

Д. (К) восьмистам семидесяти девяти чебурашкам

В. Восемьсот семьдесят девять чебурашек

Т. Восемьюстами семьюдесятью девятью чебурашками

П. (О) восьмистах семидесяти девяти чебурашках


Собирательные числительные – двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Не употребляются с существительными женского рода.

Трое мужчин, мальчиков, медвежат, саней, нас; но: три девочки, женщины, машины.


Местоимение

Определительные местоимения – весь, всякий, всяческий, каждый, сам, самый, иной, любой, другой.



Синтаксис и пунктуация

Способы связи слов в словосочетании

Согласование

(в роде, числе, падеже)

Управление

Примыкание

Главное и зависимое слово имеют одни и те же признаки падежа, числа и рода

Зависимое слово-существительное или местоимение ставится при главном в определенном падеже

Зависимое слово - неизменяемое

среднее образование

среднего образования

Характеристика (кого?) студента (р.п.)

Возмущаться (чем?) опозданием (тв.п.)


Жить дружно (наречие)

Разговаривал улыбаясь (деепр.)


Односоставное предложение (с одним главным членом)

Со сказуемым:

Определенно-личное

(я, мы, ты, вы)

Неопределенно-личное

(оно,они)

Безличное


Люблю грозу в начале мая.


За рекой косили.

Оттуда несло запахом свежескошенной травы.

У нас не курят.

Светает.

В избе натоплено.

Денег нет.

Мне нездоровится.


Нормы управления

Вернулся из школы, из Москвы.

Согласно графику, плану.

Одеть (кого?) ребенка, малышей, бабушку.

Надеть (на кого? что? ) на голову, на себя, на ноги.



Знаки препинания при обособленных определениях

личн. мест.

прич. об. + я, мы, ты, вы, он, она, они: |Волнуемый воспоминаниями|, я забылся;


опред. слово. + прич. об.: Лес, |окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака|, вставал во всем своем величии.



Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

[А именно]:

Каждый день мы видели одно и то же: днем снег таял, а к ночи намерзал грязными кучами.


[Что]:

Вдруг слышим: во все горло кричат птицы.

Заранее предупреждаю: удобств не будет.


[Потому что]:

Не спится, няня: здесь так душно!

Павка лег на дрова и уснул: усталость одолела.


[И увидел (заметил, понял, почувствовал) , что…]:

Я оглянулся: к нам приближался автобус.

Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.



Лингвистика текста


Абзац – часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.


Диалог – обмен высказываниями двух или нескольких лиц.


Текст – произведение речи, в котором предложения связаны в целое темой и основной мыслью и соединены по смыслу и грамматически.


Предложение – произведение речи (слово или несколько слов), которое служит для сообщения, вопроса или побуждения; имеет грамматическую основу; характеризуется смысловой и интонационной законченностью.


Повествование – события в определенной последовательности.


Описание – признаки предметов, явлений, животных, человека.


Рассуждение – утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия [тезис-доказательство-вывод].


Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи), ее содержания и назначения.


Выписка – прямое воспроизведение (копирование) части документа.


Реферат – изложение содержания первичного текста. Отвечает на вопрос: «Какая информация излагается в первоисточнике?»


Тезисы – основные положения доклада, научной статьи.


Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. Схема цепной связи: 1 ← 2 ← 3 ← 4…

Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и т.д.

 

Параллельная   связь  – соподчинение второго, третьего и т.п.  предложений  первому.

1



2 – 3 – 4 – 5

Схема  параллельной   связи 






Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.


Средства связи предложений в тексте


  1. Лексические средства связи:


  1. Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака (Ф.Тютчев).

  2. Однокоренные слова: Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

  3. Синонимы: В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

  4. Антонимы: У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

  5. Описательные обороты: Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)


  1. Грамматические средства связи:


  1. Личные местоимения: А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот): Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.): Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н. Толстой)

  4. Союзы (преимущественно сочинительные): Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А. Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н. Толстой)

  5. Частицы.

  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.): Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А. Пушкин)

  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций: Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А. Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И. Шмелёв)

  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)




Словарный минимум (правильное значение)


Абонемент, абонент, авансирование, администрирование, ажиотаж, акционер, акция, алгоритм, альтернатива, альянс, амбиция, аналог, анестезия, антология, аннулировать, антагонизм, апелляция, апофеоз, арбитраж, аудит, афера, баллотироваться, бартер, беспрецедентный, брифинг, брокер, вердикт, виртуальный, гипотеза, глобальный, грант, дебатировать, дебитор, декларация, демпинг, депозит, депортация, дефолт, дивиденд, дилемма, дилер, диссидент, дистрибьютор, дифирамб, идентичный, иерархия, имидж, импорт, инвестиции, инвестор, инновация, интервенция, интерпретация, инцидент, инфляция, кампания, катаклизм, каталог, квота, кодекс, компрометировать, коммюнике, конверсия, консенсус, консорциум, контекст, корифей, корпорация, корректный, кортеж, корысть, креативный, кредо, криминальный, кулуары, легализовать, легитимный, лейтмотив, люмпен, манускрипт, маркетинг, масс-медиа, менеджер, менеджмент, менталитет, меркантильный, миротворческий, мониторинг, мораторий, некролог, ноу-хау, обаяние, олигархия, оппозиция, оптимальный, оферта, офис, панацея, панегирик, параметр, пасквиль, патент, периферия, перманентный, прайс-лист, преемник, презентация, прерогатива, претензия, прецедент, приватизация, приоритет, протекционизм, раритет, ратификация, рейтинг, рекламация, репрессия, рецидив, саммит, санкция, сертификат, скрупулезный, спонтанный, стагнация, статус, стресс, суверенитет, тезис, тенденция, термин, толерантность, трафик, феномен, фиаско, форс-мажорный, форум, фракция, харизма, ходатайство, шедевр, экстремизм, электорат, элита, эскорт



Словарик паронимов


Абонемент

Документ, предоставляющий право на пользование чем-либо

Абонент

Лицо, пользующееся абонементом, а также клиент АТС

Адресат

Тот, кому предназначается сообщение

Адресант

Тот, кто отправляет сообщение

Быт

Жизненный уклад, повседневная жизнь

Бытие

Совокупность условий материальной жизни общества

Гарантийный

Относящийся к гарантии, содержащий гарантию

Гарантированный

Поддержанный законом, обеспеченный

Гигиенический

Относящийся к гигиене, основанный на гигиене

Гигиеничный

Удовлетворяющий правилам гигиены

Гипотеза

Научное предположение, достоверность которого еще не доказана опытным путем

Гипотетичность

Предположительность

Главный

Самый важный, существенный

Заглавный

Относящийся к заглавию

Гуманизм

Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку

Гуманность

Мягкое, доброе отношение к кому-либо, человечность

Двуликий

Имеющий два лица, заключающий в себе два противоречивых начала

Двуличный

Лицемерный, неискренний

Действенный

Способный активно действовать, эффективный

Действительный

Существующий на самом деле, реальный

Деловитый

Толковый, умелый, предприимчивый

Деловой

Связанный с делом, работой

Инженерный

Технический, связанный с деятельностью инженера

Инженерский

Относящийся к инженеру или свойственный ему

Личностный

Относящийся к личности, индивидуальности

Личный

Принадлежащий данному лицу

Методический

Относящийся к методике как совокупности методов, приемов

Методологический

Относящийся к методологии как учению о методе научного исследования

Надеть

Натянуть, надвинуть (одежду, обувь)

Одеть

Облечь кого-либо в какую-либо одежду

Националистический

Основанный на идеях национальной обособленности и исключительности своей нации, недоверии к другим нациям

Национальный

Относящийся к нации, связанный с интересами нации

Невежа

Грубый, невоспитанный человек

Невежда

Необразованный, несведущий человек

Недостаток

Отсутствие кого-чего-либо в достаточном количестве

Недостаточность

Неспособность удовлетворить потребность. Нужду в чем-либо

Нестерпимый

Такой, который невозможно стерпеть

Нетерпимый

Такой, который нельзя терпеть, с которым нельзя мириться

Обосновать

Подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы в пользу чего-либо

Основать

Положить начало чему-либо, создать

Обсудить

Всесторонне рассмотреть, обдумать, оценить, делясь своими соображениями в пользу чего-либо

Осудить

Признав виновным, вынести приговор

Освоить

Научиться пользоваться

Усвоить

Сделать привычным для себя что-либо новое, перенять у кого-либо, понять. запомнить

Поступок

Действие

Проступок

Поступок, нарушающий обычный, признанный обязательным порядок

Почтенный

Достойный почтения, уважения

Почтительный

Оказывающий почтение, относящийся с почтением

Практический

Относящийся к практике

Практичный

Хорошо разбирающийся в жизненных делах; выгодный

Предоставить

Дать возможность обладать, распоряжаться чем-либо

Представить

Дать, вручить для ознакомления, осведомления; познакомить, предложить

Реалистический

Учитывающий условия жизни, действительности

Реальный

Существующий на самом деле, действительный, подлинный

Рекомендательный

Содержащий в себе рекомендации

Рекомендованный

Снабженный рекомендацией, имеющий о себе благоприятный отзыв

Снискать

Найти, добыть, прилагая усилия, старания

Сыскать

Найти, обнаружить, отыскать

Типичный

Часто встречающийся, характерный, обычный для кого-чего-либо

Типовой

Являющийся образцом, моделью для чего-либо, сделанный по определенному образцу

Требование

Обращение с просьбой сделать что-либо в категорической форме

Требовательность

Строгость, взыскательность, настойчивость

Факт

Истинное, действительное событие; реальность, действительность

Фактор

Причина, необходимое условие какого-либо процесса, явления

Человеческий

Относящийся к человеку

Человечный

Внимательный, отзывчивый, гуманный

Экономический

Относящийся к экономике

Экономичный

Дающий возможность что-либо сэкономить, выгодный в хозяйственном отношении

Экономный

Бережливый

Эффективность

Действенность, результативность

Эффектность

Способность производить впечатление своим видом или действием

Эффективный

Приводящий к нужным результатам

Эффектный

Производящий сильное впечатление, эффект

Явный

Не скрываемый, совершенно очевидный, несомненный

Явственный

Хорошо различающий зрением, слухом, обонянием; ясный



Акцентологический минимум


А

августОвский

агЕнт

алкогОль

алфавИт

апартамЕнты

аргумЕнт

арЕст

аэропОрты, им.п. мн.ч.


Б

балОванный, прич.

баловАть, балУясь

бАнты, им.п.мн.ч

бОроду, вин.п.ед.ч.

боЯзнь

бралА, бралАсь

бухгАлтеров, род.п. мн.н


В

введЁнный

вернА

вЕрование

вероисповЕдание

взялА, взялАсь

включЁн, включЁнный

включИм, включИт

включИшь

влилАсь

вОвремя

ворвалАсь

воспринЯть,воспринялА

воссоздалА

вручИт


Г

гЕнезис

гналА

гналАсь

граждАнство


Д

давнИшний

дефИс

диалОг

диспансЕр

добелА

добралА, добралАсь

добЫча

довезЁнный

дОверху

договОр, договОры

договорЁнность

дождалАсь

дозвонИтся, дозвонЯтся

дозИровать

докраснА

докумЕнт

донЕльзя

дОнизу

досУг

дОсуха

дремОта


Е

еретИк


Ж

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

ждалА

жилОсь


З

завИдно

зАгнутый

зАгодя

эаИндеветь

закУпорить, закУпорив

зАнял, занялА, зАняло

занятА, зАнятый

запертА

зАсветло

заселЁн

зАтемно

звалА

звонИм, звонИт, звонИшь

зимОвщик

знАчимость, знАчимый


И

избаловАть, избалОванный

изобретЕние

Иксы

импЕрский

инАче

индустрИя

инстИнкт

инструмЕнт

инцидент

исключИт

исповедание

исподволь

Исстари

исчЕрпать


К

каталОг

квартАл

киломЕтр

клАла

клЕить

комбайнЁр

кормЯщий

корЫсть

крАлась

крАны

красИвее, красИвейший

кремЕнь

кренИтся

кровоточАщий

кровоточИть

кУхонный


Л

лгалА

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

лилА, лилАсь

ловкА


М

маневр

мастерски

мЕстностей род.п. мн.ч

мизерный

мозаИчный

молодЁжь

молЯщий

монолОг

мусоропровОд

мышление


Н

навЕрх

навралА

наделИт

надОлго

надорвалАсь

нажИвший, нажитА

назвалАсь

накренИт

налилА, налИвший, налитА

намЕрение

нанЯвшийся

нарвалА

нарОст

насорИт

нАчал, началА, нАчали

начАв,начАвший,

начАвшись

начАть , нАчатый

нЕдруг

недУг

некролОг

нЕнависть

ненадОлго

низведЁн

нОвости,новостЕй

нОгтя, род.п ед.ч.


О

обеспЕчение

обзвонИт

облегчИть, облегчИт

облилАсь

обнялАсь

обогналА

ободралА

ободрИть, ободрЁнный

ободрЁн, ободренА

ободрИшься

обострИть, обострЁнный

одновременный

одноимЁнный

одолжИт

озлОбить, озлобленный

оклЕить

окружИт

опломбировАть

опОшлят

определЁн

оптОвый

освЕдомиться, освЕдомишься

отбылА

отдалА, отдАв

отключЁнный

откупоривать, откУпорил

отозвалА, отозвалАсь

Отрочество

отчасти



П

партЕр

перезвонИт

перелилА

плодоносИть повторЁнный

поделЁнный

поднЯв

позвалА

позвонИт, позвонИшь

полилА

положИл

положИть

понЯв

понЯвший

пОнял,

понялА

портфЕль

пОручни

послАла

премИровать

прецедент

прибЫв

прИбыл, прибылА

прИбыло

приговОр

придАное

призЫв

прИнял, прИняли

принУдить

приобретЕние

приручЁнный

прожИвший

прозорлИва

процЕнт

псевдонИм


Р

развитОй

рАзвитый

рвалА

рассредоточение


С

свЁкла

симметрия

сирОты

слИвовый

снялА, снятА

сОгнутый

создалА, созданА

созыв

сорИт

сосредоточение

срЕдства,им.п.мн.ч.

срЕдствами

стАтуя

столЯр

созЫв


Т

тамОжня

тОрты, тОртов

тОтчас

У

убралА

убыстрИть

углубИть

украИнец

укрепИт

упомянуть

усугубить


Ф

фенОмен


Х

хвОя

ходАтайствовать

хозЯева


Ц

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка


Ч

чЕрпать


Ш

шАрфы

шофЁр


Щ

щавЕль

щемИт

щЁлкать


Э

экспЕрт,экспЕртный




Орфоэпический минимум

Произносится мягкий согласный

Произносится твердый согласный

академия

бассейн

берет

бежевый

брюнет

вексель

вензель

дебют

девиз

декламация

декларация

декорация

демобилизация

депеша

инцидент

комплимент

компетентный

корректный

музей

патент

паштет

Одесса

тенор

термин

фанера

шинель


адепт

ателье,

бижутерия

бизнес

бутерброд

вестерн

вундеркинд

галифе

гантель

гротеск

декольте

дельта

денди

дерби

детектив

де-факто

де-юре

диспансер

идентичный

интернат

карате

каре

кафе

кашне

кодекс

компьютер

кортеж

коттедж

кронштейн

миллиардер

модель

модерн

морзе

отель

партер

пастель

патетика

полонез

портмоне

поэтесса

резюме

рейтинг

реноме

супермен

темп

Шопе[э]н, Вольте[э]р







Орфографический минимум (правильное написание)


Аббревиатура, абонемент, агрессия, аккомпанемент, аккумулятор, аккуратный, аннотация, аннулировать, алюминиевый, аплодисменты, аппарат, аппендицит, ассортимент, ассоциация, аттестат, аттракцион, балюстрада, банальный, бандероль, безвозмездный, безработица, бетон, брошюра, бюллетень, вакантный, ветеран, взимать, винегрет, витрина, военачальник, волеизъявление, впечатление, галерея, галлюцинация, генеалогия, гиацинт, гладиатор, деградация, дезертир, дендрарий, депрессия, дефект, дефицит, диапазон, дилетант, дискредитировать, дискриминация, директива, доверенность, жюри, заведующий, здравствовать, игнорировать, иждивенец, избиратель, иллюзия, иллюстрация, имитация, иммунитет, импровизация, инициалы, инициатива, инкриминировать, интеллектуальный, интеллигент, интервью, инцидент, искусный, искусственный, искусство, кавказский, каравелла, карикатура, кассета, катастрофа, классификация, коллега, колония, колоннада, колорит, колоссальный, комментарий, коммерческий, коммуникация, компетенция, компромисс, конгресс, контингент, конфронтация, конъюнктура, корректность, коррупция, кристалл, кроссворд, легитимный, лицемерный, лицензия, мемориал, миллиметр, мировоззрение, мультипликация, налогоплательщик, нейтралитет, непререкаемый, номенклатура, нумерация, обитатель, объявление, объяснение, оккупант, оппонент, ординарный, павильон, палисадник, патент, патология, периферия, перрон, плантация, плюрализм, престиж, претендент, претенциозный, префектура, прецедент, привилегия, приоритет, псевдоним, резолюция, референдум, сертификат, теннис, терраса, тротуар, феноменальный, фурор, ходатайство, экзаменатор, экспрессия, экстравагантный, элегия, энтузиазм

























  1. Информационное обеспечение обучения


  1. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Русский язык и культура речи» - изд. Академия , 2011.

  2. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

  4. Власенко А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебное пособие для 10-11кл. общеобразоват. Учреждений. – М: Просвещение, 2010.

  5. Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»: Учебное пособие – М: Логос, 2012.

  6. Голуб И.Б. «Стилистика русского языка» - М: Рольф, Айрис-пресс, 2012.

8. Голуб И.Б. «Упражнения по стилистике русского языка» - М: Рольф, Айрис-пресс, 2012.

Дополнительные источники:

  1. Электронный ресурс: форма доступа www.gramota. ru

Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»: Учебное пособие – М: Логос, 2012.

Голуб И.Б. «Стилистика русского языка» - М: Рольф, Айрис-пресс, 1997. Голуб И.Б. «Упражнения по стилистике русского языка» - М: Рольф, Айрис-пресс, 2012.




























Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине "Стилистика и культура речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат основные требования: уметь осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствованияпрофессиональной деятельности, заниматься самообразованием, самообучением.

« Стилистика и культура речи »по специальности:080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Автор Данилова Елена Васильевна
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 534
Номер материала 58517
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓