Главная / Другое / Методические разработки по организации учебной и учебно-исследовательской деятельности «Исследуя - мы познаем мир»

Методические разработки по организации учебной и учебно-исследовательской деятельности «Исследуя - мы познаем мир»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей»









МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические разработки по организации учебной и учебно-исследовательской деятельности

«Исследуя - мы познаем мир»





Автор:

Педагог дополнительного образования

Тюльганского МБУДОД «ЦДОД»

II квалификационной категории

Хасанова Раиля Зуфаровна









Тюльган 2015г.



Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.


Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя от стихийного взаимодействия к сознательно направленному взаимодействию.

Экологические проблемы послужили основой для выдвижения идей устойчивого развития. Чтобы обеспечить устойчивое будущее человечеству потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни.

Наиболее эффективным образованием для будущих поколений может быть обучение школьников решению экологических проблем. Большое значение при этом имеет мотивация, характеризующая уровень сформированности потребности, интереса, желания и стремление заниматься этим видом деятельности и добиваться успеха. Среди мотивов деятельности по решению экологических проблем - здоровьесберегающий, мотив сохранения здоровья.

Здоровье - одна из самых главных ценностей в жизни человека. Ценностное отношение к здоровью, представление о здоровье как об общечеловеческой ценности и о здоровом образе жизни сформировалось давно, но и по сей день остается актуальной.

В нашем Центре дополнительного образования детей проблема воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни решаются на кружках по биологии «Эврика», в экологических группах «Искатели», «Зеленый мир». Различные мероприятия пропагандирующие здоровый образ жизни: ролевые игры, суды, дни здоровья, секции.

В своей работе я широко использую такие формы работы, которые позволяют воспитанникам проявлять собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения.

На кружках по эколого-биологическому направлению, в нашем ЦДОД большое внимание уделяется учебно-исследовательским работам воспитанников. Они включают:

- лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам,

- самостоятельные задания,

- опыты, наблюдения,

- практические работы,

- учебные экскурсии,

- творческие работы исследовательского характера,

- проекты.

Исследовательские работы отличаются от практических и лабораторных работ:

- логической последовательностью (этапами), где учащиеся наблюдают предметы и явления;

- находят проблему, которую надо решить;

- высказывают предположения, гипотезу;

- применяют известные приёмы мыслительной деятельности, ставят цели и задачи;

- вырабатывают новые понятия, т.е. выводы, которые сверяют с гипотезой;

- проверяют, применяют на практике.

В учебно-исследовательскую работу вовлекаются учащиеся 5х классов. По темам: «Животные клетки», «Разнообразие живого», «Среды обитания», «Методы изучения живой природы» и т. д. они с большим интересом рассматривают под микроскопом одноклеточные и многоклеточные организмы. Они изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют. Тем самым пятиклассники потихоньку вовлекаются в учебно-исследовательскую работу, проявляя собственную активность.

На следующем этапе (среднем звене) практикуются специальные лабораторные работы по инструктивным карточкам. У воспитанников развиваются навыки самостоятельных наблюдений, умения исследовательской и практической работы, как в классе, так и в окружающей среде.

В старших классах использую самостоятельные задания. В самостоятельных заданиях практической направленности учащиеся вспоминают важные положения биологии и экологии, отвечают на вопросы и тем самым развивают и закрепляют свои знания, применяют их для анализа конкретных ситуаций.

В Центре дополнительного образования детей проводятся опыты, которые не требуют больших территорий и большого количества экземпляров. Воспитанники при изучении экологии проводят опыты исследовательского характера по темам: «Энергетические напитки в жизни подростка», «Стресс в жизни школьника», «Шоколад в жизни подростка», «Гены и наследственность: генные и хромосомные мутации», «Гидроэкология родного края» и т. д. Опыты проводятся группами: по 2-3 человека. Сам процесс деятельности очень интересует ребят, в котором они работают самостоятельно и увлечённо.

Большое внимание уделяется практическим работам. Время проведения практических работ - в течение года. Цель проведения подобных работ - совершенствование умений и навыков, учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задания практических работ имеют экологическую направленность и выполняются индивидуально или в группах. Они создают условия для личной заинтересованности воспитанников в конечном результате его деятельности и в самом процессе его достижения.

Экологическая группа ЦДОД, на протяжении многих лет, сочетается с исследовательской работой, проводимой самими ребятами. Это дает возможность задуматься над поступками и действиями в природе, а так же позволяет им проявлять активность и полнее реализовать свои знания и умения.

Тематика исследовательских работ, проектов тесно связана с проблемами нашего поселка. Это:

  • «Жемчужины Тюльганского района» Гражданкина Алена, 1 место в областном конкурсе исследовательских работ «Юные исследователи окружающей среды», 2009-2010 учебный год.

  • «Об ужении рыбы в Тюльганском районе» Ганзюк Евгений, 2 место в областном конкурсе краеведческих исследовательских работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», 2009-2010 учебный год.

  • «Рекам-жить», Козлов Евгений, поощрение в областном конкурсе краеведческих исследовательских работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», 2009-2010 учебный год.

  • «Тайны Белякова озера», Козлов Евгений, 3 место в областном конкурсе краеведческих исследовательских работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», 2010-2011 учебный год.

  • «Региональное природопользование на примере Тюльганского месторождения бурого угля», Шпаченко Елена, 3 место в областном конкурсе исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос» 2010-2011 учебный год.

  • «Исследование обитателей пруда с.Нововасильевка», Бархатова Елена. 2010-2011 учебный год.

  • «Учительские династии», Бугаец Дарья, 1 место в областной научно практической конференции «Горизонты науки и образования XXI в. » 2010-2011 учебный год.

  • «Учитель, перед именем твоим…», Самсонова Виктория, 2 место в областной научно практической конференции «Горизонты науки и образования XXI в. » 2010-2011 учебный год.

  • «Топонимика села Троицкое Тюльганского района в преданиях» Кузнецова Александра, 1 место в областном конкурсе краеведческих исследовательских работ «Растим патриотов» участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», 2011-2012 учебный год.

  • «Отражение природы

В экологическом образовании школьников важны учебные экскурсии. Они помогают изучать окружающий мир; развивают практические умения и навыки по изучению флоры и фауны; воспитывают бережное отношение к природе; развивают навыки проведения самостоятельных наблюдений в природе, умений исследовательской и практической деятельности и элементов творческого характера.

Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия. Эта работа наполнена не только содержанием воспитания экологической культуры, но и помогает учащимся в профориентации и в выборе будущей профессии.

Этапы исследовательской работы:

  • Выбор темы

  • Постановка цели и задачи

  • Гипотеза исследования

  • Организация исследования

  • Подготовка к защите и защита работы

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

  • подумать самостоятельно;

  • просмотреть книги и издания периодической печати по теме ;

  • спросить у других людей;

  • просмотреть телематериалы;

  • использовать Интернет;

  • наблюдения ( сделать возможные фотографии)

  • эксперимент.

Развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

  • Первая ступень – стимулирование интереса к исследовательской деятельности.

  • Вторая ступень – ситуация частично – поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог задаёт направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему.

  • Третья ступень – ситуация поисковой деятельности. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ребёнка.

  • Четвёртая ступень – ситуация научно – исследовательской деятельности. На этой ступени обучающийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий для их достижения

  • В этом случае можно говорить о педагогике встречных усилий, о ценностном отношении педагога и воспитанника к личности и деятельности друг друга, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержки, готовности к сотрудничеству.

  • В организации и проведении исследования обучающийся прикладывает усилия. Педагог, со своей стороны, должен заметить эти усилия, поддержать ребёнка, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперёд и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься вместе с воспитанником на новую ступень знаний и отношений.

Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений:

  • обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»;

  • уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме;

  • уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих детей;

  • быть способным к выполнению функций координатора и партнёра;

  • уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;

  • предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска;

  • организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и «полевых» исследований;

  • предоставлять возможность обмена мнениями в ходе открытых обсуждений;

  • поощрять и развивать критическое отношение к исследованиям;

  • уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования;

  • внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме;

  • уметь закончить проведение исследований и работу до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

При планировании учебно-исследовательской работы, нужно помнить о её компонентах:


Введение:

указывается тема исследования, актуальность, проблема, гипотеза, цель исследования, чтобы решить цель ставятся задачи, методы исследования, объект исследования, предмет исследования, ожидаемые результаты.

Тема – это чем мы будем заниматься и она должна быть актуальной, оригинальной, неожиданной, доступной, корректной. Например: «Исследование состава синтетических моющих средств при помощи биоиндикаторов»

Актуальность – почему важно изучить этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время; должна объяснять почему это тема актуальна в современном мире. Например: «Актуальность темы заключается в том, что человек не представляет жизни без моющих средств, не задумываясь об их составе и взаимодействии на организм.»

Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, требующих решения, т.е что надо изучить из того, что ранее не было изучено. Рекомендуется, чтобы формулировка проблемы начиналась со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях….
Например: «Как определить наличие веществ в синтетических моющих средствах»

Гипотеза – предположение, требующее доказательств. Например: «Если....,то……»

Цель – это запланированный результат ваших исследований, т.е это чего мы должны достигнуть в результате исследования. Начинается со слов: определить; изучить; обосновать, объяснить. Например: «Определить наличие веществ в синтетических моющих средствах и их взаимодействие на организм человека»

Задачи – показывают, что надо сделать, чтобы достигнуть поставленной цели и показать, что мы собираемся делать.

Рекомендуется, определяя задачи исследования составить план работы ее этапы:

- изучение литературы;

- интернет;

- архив и т.д.

Например:

1) Изучить литературные источники и материалы Интернет – ресурсов.

2) С помощью социологического исследования изучить диапазон используемых населением СМС.

3) Изучить состав СМС и его воздействие на организм человека.

4) Выявить состава СМС используемых в семье.

5) Определить виды индикаторов и их действие.

6) Описать механизм приготовления биологических индикаторов.

7) Установить кислотно-щелочного баланса синтетических моющих средств используемых в семье.

8) Установить кислотно-щелочного баланса синтетических моющих средств используемых в семье.

9) Сделать вывод.

10) Разработать рекомендации.
Методы - как решать задачи, проводить исследование. Методы бывают следующие: сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический). Очень хорошо если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью…

Например:

Накопление научного материала:

- изучение литературы и источников

-ознакомление с историей вопроса, достижениями в смежных областях

-консультация

-наблюдение

Осмысление собранного материала:

-сравнение

-измерение

-анализ и синтез

-обобщение

-аналогия

-моделирование

проверка и уточнение фактов:

-критика

-уточнение сделанных выводов, корректировка

-обсуждение результатов

-эксперимент, проверка на практике

Объект – принадлежит всем. Надо определить, что именно рассматривается в исследование, что исследуется.
Например, «Определение веществ в синтетически моющих средствах; воздействие веществ СМС на организм человека»

Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект, способ рассмотрения.

Например: «Индикаторы, вещества СМС и организм человека».
Ожидаемые результаты - собственные данные, полученные в ходе исследования и сравнение их с результатами массовой информации. Выявление новизны открытой вами, что именно вы открыли, которое не встречали не в одной литературе.







ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №1»

Конкурс исследовательских работ «Отечество» «Растим патриотов»


Номинация «Экология человека»




hello_html_1cff2625.gif


Выполнила:

Пылаева Наталья Владимировна,

Тюльганский район

МБОУ «Лицей № 1» п. Тюльган,
ученица 11 класса

29.12.1993 год.

Оренбургская область,п.Тюльган

ул. Октябрьская 11-47,

тел.: 8(35332) 2-23-80

Руководитель:

Тягина Ирина Алексеевна,

учитель биологии высшей категории

МБОУ «Лицей № 1» п. Тюльган

тел.: 8(35332) 2-19-01







Тюльган 2011


ОБРАЗЕЦ ОГЛАВЛЕНИЯ


Оглавление

страницы

Введение……………………………………………………………………………………………3-4 стр

Основная часть


I этап. Изучение литературных источников и материалов Интернет – ресурсов………………………………………………………………………………………………5-6 стр

II этап. Проведение социологического опроса……………………………………………….6-8 стр

III этап. Изучение состава СМС и его воздействие на организм человека……………………………………………………………………………………………8 -12 стр

IV этап. Выявление состава СМС используемых в семье…………....................................12-13 стр

V этап. Определение видов индикаторов и их действие. ……………….…………………….13-15 стр

VI этап. Приготовление биологических индикаторов……………………………………..15-16 стр

VII этап. Определение действия биологических и химических индикаторов……............16 стр


VIII этап. Установление кислотно-щелочного баланса синтетических моющих средств используемых в семье…………………………………………………………………………….16-18 стр

Заключение…………………………………………………………………………………………19 стр

Рекомендации………………………………………………………………………………………20 стр

Список литературы……………………………………………………………………………......22 стр

Приложение ………………………………………………………………………………………...23-27 стр


Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

     Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам требуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.
Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Специфика реализации исследовательских задач в ОУ. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.
Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена : в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент — технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.
Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Исследовательская деятельность может с успехом применяться в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и профессиональных училищах.

При этом для руководителя образовательного учреждения важно понимать:

  • Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?

  • Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

  • Как научить учителей руководить работой учащихся?

  • Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности?

  • Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?

  • Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?

  • Как разработать программу работьы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?

  • Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения?

Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах:

  • Всё перечисленное в разделе для руководителя школы.

  • Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?

  • Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. (Вместе с учителями)?

  • Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта или исследования?

  • Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП. (Вместе с учителями)?

  • Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования?

  • Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)?

Учителю нужно знать:

  • Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителями».

  • Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?

  • Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?

  • Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?

  • Как разработать учебный проект или исследование?

  • Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?

  • Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?

  • С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

В теоретических и методических вопросах по данной проблеме могут быть полезны материалы публикаций, методических и информационных сайтов (см. приложения 1 и 2), а также целесообразно использовать возможности курсовой и модульной подготовки учителей по исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе повышения квалификации МИОО по соответствующей тематике.
Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

























Литература

Исследовательский метод

  • «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.

  • Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

  • Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

  • Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

http://schools.keldysh.ru/labmro   — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

www.researcher.ru   — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т

www.1553.ru   — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской»

www.konkurs.dnttm.ru   — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.

www.subscribe.dnttm.ru   — рассылка новостей и информа








Анкета-заявка

участника областного заочного конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию детей



  1. Название учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

  2. Полный адрес учреждения: Оренбургская область, п. Тюльган, ул. Октябрьская 13, 460010.

  3. Контактный номер телефона: 8 (35332) 2-15-83

  4. Вид методической продукции: Методические разработки по организации учебной и учебно-исследовательской деятельности

  5. Номинация: «Методическое обеспечение учебного процесса»

  6. Название конкурсного материала: «Исследуя - мы познаем мир»

  7. Ф.И.О. автора: Хасанова Раиля Зуфаровна

  8. Должность: педагог дополнительного образования


Дата заполнения: «5» апреля 2012 год.

Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения: Громова Людмила Михайловна

Подпись руководителя образовательного учреждения:___________________________



Методические разработки по организации учебной и учебно-исследовательской деятельности «Исследуя - мы познаем мир»
  • Другое
Описание:

Методические разработки по организации учебной и учебно-исследовательской деятельности «Исследуя - мы познаем мир»
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.При планировании учебно-исследовательской работы, нужно помнить о её компонентах.Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя от стихийного взаимодействия к сознательно направленному взаимодействию.

Экологические проблемы послужили основой для выдвижения идей устойчивого развития. Чтобы обеспечить устойчивое будущее человечеству потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни.

Автор Хасанова Раиля Зуфаровна
Дата добавления 26.10.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 585
Номер материала MA-061674
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓