Главная / Другое / Методические принципы построения и организации средств исторического образования.

Методические принципы построения и организации средств исторического образования.

Методические принципы построения и организации средств исторического образования.

Принципы построения содержания и организации средств исторического образования



  • Методологические принципы построения и организации средств исторического образования

Учебно-воспитательная среда, строиться по особым принципам, способствуя самостановлению детской активности с позиции социальной адаптации, самостоятельности мышления с позиции строительства собственных микросред, индивидами, а также создавая условия для созерцательной работы чувственно направленного сознания школьников, где в качестве педагогического эффекта предстает инобытие .детских духовных откровений. В качестве постулатов представлены пять принципов, на основе которых осуществляются построение и организация основных средств исторического образования:

Принцип - основополагающая  положение лежащие в основе какой-либо деятельности.

1. Принцип отраженного целеполагания.

2. Принцип актуально-исторического построения и организации средств исторического образования.

3.  Принцип комплексности в построении и организации средств.

4. Принцип конфликта в построении организации средств исторического образования.

5. Принцип движения к действию в построении организации средств исторического образования.

Принцип отраженного целеполагания

Система целеполагания технологии представляет пять основополагающих направлений:

1) образовательное целеполагание;

Образовательное целеполагание представляет исторические знания как средство становления образа индивида — личности школьника.

Историческая память — это отраженные в коллективном бессознательном время, пространство, экономические и политические, социальные и культурные символы явлений, исторические события как прикосновения к линии бытия народа, государства, этноса.

2)  развивающее целеполагание;

развитие исторического мышления школьников. Мышление современного человека способно совершенствоваться только в том случае, если оно соотнесено с запечатленными историей актами мышления персон прошлого.

3)  смысловое целеполагание;

Смысловое целеполагание предполагает такое содержание организации исторического образования, в условиях которого возникает, развивается и восходит к переживаниям смыслов истории, культуры и жизни.

4) действенно-практическое целеполагание;

действенно практического целепрлагания— это прежде всего проявление адаптации к уже готовой среде. Это, возможно, ее осмысленное строительство или творение символов и знаков.

5) рефлексивное целеполагание.                                         

Рефлексивность содержания и организации исторического образования — это мосты к самосознанию школьником своего места в жизни. Это условия, в которых маленький человек постоянно соотносит идеалы собственной жизни с идеалами человечества.

Принцип актуально-исторического подхода в содержании и организации средств исторического образования

историческое повествование, картины, схемы, музыка должны быть развернуты своим содержанием к жизненным актуальным современным проблемам.

Первым важнейшим правилом данного принципа является отношение к средствам исторического образования как к истокам жизни человека, этноса и человечества.

Второе важнейшее правило принципа актуально-исторического подхода  понимание необходимости связи актуального и исторического.

Третье важнейшее правило принципа актуально-исторического подхода к содержанию и организации исторического образования связано с явлением участия школьников в актах самостоятельного мышления, самостоятельного смысловыражения, самостоятельного делания.

Принцип комплексности в содержании средств исторического образования

Весь комплекс человеческих ощущений — слух, зрение, осязание, активность — не раздельно реагирует на соответствующие им компоненты среды: слово, наглядность, игра, музыка.

В этом смысле принцип комплексности представлен следующим правилом:

1.  Средства должны выступать в комплексной связке: слово, наглядность, действие.

2.  В зависимости от возрастного восприятия школьниками комплексности использование средств приобретает характер поочередного доминирования.

Принцип конфликтности в содержании средств исторического образования

Различные виды конфликтности отражены в потоках человеческой активности, в потоках сознания и чувства, определяя направленность человеческой жизни: конфликт внешнего и внутреннего.

Конфликт между субъектами истории и жизни, отраженный в средствах, должен возникнуть, развиваться и разрешаться.

Принцип конфликтности в этом смысле определяют следующие правила:

1) любое содержание средств: словесных, наглядных, действенных, художественных содержит в себе конфликт, который возникает развивается и разрешается;

2)  содержание средств: слово, наглядности, действия, должны быть определены субъекты истории, отражающие стороны конфликта этноса государства, армии, социальных групп и олицетворяющие их персоны истории;

3)  конфликт, который отражен в средствах исторического образования, должен быть соотнесен с актуальным конфликтом современного социума;

4)   движение конфликта в содержании исторического образования, чтобы стать условием саморазвития детского сознания, имеет следующую структуру:

—  характеристика будущего субъекта (участников конфликта);

—  представление субъекта одной из сторон конфликта;

—  представление противоположной стороны конфликта;

—  событийное действенное разрешение конфликта между субъектами истории.

1-й этап конфликта — характеристика будущих субъектов конфликта. 2-й этап конфликта — представление субъекта одной из сторон конфликта. 3-й этап — представление противоположного субъекта. 4-й этап разрешение конфликта — главное событийное разрешение конфликта.

Любая познавательная задача, взятая в качестве исторического средства, построена на конфликте.

Познавательные задачи

1-й  этап — общая характеристика на будущий конфликт.

2-й  этап представление одной из сторон конфликта.

3-й этап — показатель противоположной стороны конфликта. Учитель предлагает выслушать точку зрения современных историков на новую периодизацию:

4-й этап — разрешение конфликта в главном событии. Какие принципы положены авторами прошлого и настоящего в основу периодизации? Составьте свой вариант периодизации освободительного движения.

Принцип движения к действию в содержании, организации средств исторического образования

Потоки детской активности и осознания сознания адаптируются к среде, способствуют строительству новой среды, открывают возможности к творчеству символов и знаков.

Соотношений действий прошлого и настоящего история приобретает статус полезного для современной жизни предмета, а жизнь получает ретроспективное основание для человечества.

Регулятивные принципы построения и организации средств исторического образования

Регулятивные принципы построения и организации средств исторического образования

Регулятивные принципы построения и организации средств исторического образозания имеют отношение к непосредственной практике взаимодействия и отношений учителя и учащихся на уроке.

Его основные правила таковы:

подготовить содержание средств в истории к уроку.

знаково- символического содержания

Регулятивный принцип разнообразия в содержании и организации средств исторического образования

разнообразие чувственных ощущений, обращены в мир для реализации высшей потребности, наполнения ощущений содержанием. Чем целостнее и шире количество участников чувственной работы сознания, тем эффективней их действия, реакции, поступки и мышление. Именно на этих основаниях и построено правило регулятивного принципа разнообразия содержания и организации средств исторического образования.


Регулятивный принцип нарастания интереса школьников к содержанию и организации средств исторического образования

Главное правило принципа гласит, каждый последующий «момент» урока должен быть интереснее предыдущего. Механизм нарастания интереса школьников напрямую связан с методологическим принципом конфликтности содержания и организации средств исторического образования.

Регулятивный принцип нарастания интереса школьников функционирует в каждом моменте урока, факультатива, внеклассной работы по истории, даже в самой простой форме обычной беседы на уроке.

Регулятивный принцип детализации в содержании и организации средств исторического образования

суть регулятивного правила принципа детализации формулируется следующем образом: «пережить вместе с детьми единство прошлого и настоящего — соотнесите в уроке исторические детали и детали актуальной жизни ребенка».


Регулятивный принцип событийности, содержания, организации средств исторического образования

События — живая ткань истории, определяющая ее смысл.

События — это приобщение человека, этноса, человечества к глубинным основам для качественного преобразования мира и себя на пути к гармонии и единства. События в жизни человека — это качественное переосмысление всех ценностей, какими человек жил раньше.

; она является сущностью всех процессов. Во имя событий и ради них все осуществляется и происходит.

создать условия для высочайших откровений детского сознания, для такого устойчивого мироотношения, которое осознается маленьким человеком как судьба.

hello_html_m6828e8fd.png

Методические принципы построения и организации средств исторического образования.
  • Другое
Описание:

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педтехнологий.

Автор Афонина Александра Владимировна
Дата добавления 24.01.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 273
Номер материала MA-064084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓